Научная статья на тему 'РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕАЛИЯМИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИПЕЦКОГО ОПЫТА'

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕАЛИЯМИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИПЕЦКОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессиональное художественное образование / художественная резьба по дереву / обучение / творческая деятельность / учебный процесс в вузе / болонский процесс / сохранение традиций. / Рrofessional art education / art wood carving / training / creative activity / educational process at the university / Bologna process / preserving traditions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолеевский С. Е.

В статье описаны основные этапы развития процесса обучения художественной резьбе по дереву на ХГФ, а затем – в ИКИ ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского с начала 1990-х годов до настоящего времени; охарактеризовано его текущее состояние, на основе анализа которого высказаны предположения о дальнейших перспективах развития ситуации в рамках существующих тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOOD CARVING BETWEEN THE TRADITIONS OF RUSSIAN NATIONAL CULTURE AND THE REALITIES OF THE MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION: LESSONS AND PERSPECTIVES OF THE LIPETSK EXPERIENCE

The article describes the main stages of development of the process of teaching artistic wood carving at the AGF, and then – in the ICA LSPU named after P. P. Semenov-Tian-Shan from the early 1990s to the present time; characterized by its current state, based on the analysis of which made assumptions about the future prospects of the situation within the existing trends.

Текст научной работы на тему «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕАЛИЯМИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИПЕЦКОГО ОПЫТА»

УДК 378.1

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕАЛИЯМИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИПЕЦКОГО ОПЫТА

© 2021 С. Е. Смолеевский

старший преподаватель Института культуры и искусства, член Союза художников России e-mail: s.egorov.s @mail. ru

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

В статье описаны основные этапы развития процесса обучения художественной резьбе по дереву на ХГФ, а затем - в ИКИ ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского с начала 1990-х годов до настоящего времени; охарактеризовано его текущее состояние, на основе анализа которого высказаны предположения о дальнейших перспективах развития ситуации в рамках существующих тенденций.

Ключевые слова: профессиональное художественное образование, художественная резьба по дереву; обучение; творческая деятельность; учебный процесс в вузе; болонский процесс, сохранение традиций.

WOOD CARVING BETWEEN THE TRADITIONS

OF RUSSIAN NATIONAL CULTURE AND THE REALITIES OF THE MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION: LESSONS AND PERSPECTIVES OF THE LIPETSK EXPERIENCE

© 2021 S. E. Smoleevsky

Senior Lecturer at the Institute of Culture and Art, Member of the Union of Artists of Russia e-mail: [email protected]

Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenova-Tian-Shansky

The article describes the main stages of development of the process of teaching artistic wood carving at the AGF, and then — in the ICA LSPU named after P. P. Semenov-Tian-Shan from the early 1990s to the present time; characterized by its current state, based on the analysis of which made assumptions about the future prospects of the situation within the existing trends.

Keywords: professional art education, art wood carving; training; creative activity; educational process at the university; Bologna process, preserving traditions.

Художественная резьба по дереву в России уже много столетий вызывает неизменно высокий интерес и привлекает внимание огромного количества как любителей самых разных возрастов, так и профессиональных художников [Бредихин 2014; 2014а; 2017; 2018; Булатников 2012; Репринцев 2015; 2016; 2017; 2020]. Процесс обучения художественной резьбе имеет богатейшие традиции, как правило уже достаточно устоявшиеся в своих основных параметрах. Вместе с тем

каждое учебное заведение обладает собственными уникальными наработками, позволяющими не только сохранять, но и развивать опыт предшественников. Не является исключением и институт культуры и искусства (ранее - художественно-графический факультет) Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Обучение художественной резьбе по дереву у нас имеет относительно небольшую историю. Формировалось и развивалось эта дисциплина на протяжении нескольких десятилетий - с самого начала 1990-х гг. до настоящего времени. Однако, несмотря на то что наши традиции ещё столь непродолжительны, и мы имеем собственные уникальные особенности, позволяющие, на наш взгляд, говорить о своём «лице» художественной резьбы по дереву в Липецком педуниверситете. К нашему сожалению, в настоящее время наблюдается активная деградация того богатейшего и уникального теоретического и практического наследия, которое накапливалось в течение почти трёх десятилетий усилиями преподавателей, художников и множества студентов [Булатников 2014]. Нами остро осознаётся эта проблема и необходимость, в связи с ней, скорейшего поиска возможностей для минимизации ущерба, вызванного совокупностью текущих тенденций [Репринцев 2015; 2018а; 2020а; Сухоруков 2016; 2016а; 2017; 2020; 2021]. Для этого, на наш взгляд, необходимо в первую очередь выявить те перспективы, которые максимально вероятны в теперешней динамике процессов. Мне хотелось бы дать краткую характеристику наличествующих процессов и на основе имеющихся тенденций и видимых перспектив обозначить возможные, на наш взгляд, пути развития ситуации с декоративно-прикладным творчеством в целом. В дальнейшем на базе такого анализа можно будет заняться уже непосредственно поиском вариантов сохранения накопленного уникального опыта, если такое окажется возможным.

В первую очередь хотелось бы в самых общих чертах охарактеризовать те особенности, которые присущи художественной резьбе по дереву в институте культуры и искусства ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (ИКИ), обозначив ту базу, которая стала основой для их формирования. В основе уникальной специфики художественной резьбы по дереву в ИКИ лежит синтез, взаимодействие нескольких различных тенденций и подходов к содержанию и форме учебного процесса. У истоков обучения художественной резьбе по дереву тогда ещё на художественно-графическом факультете стоит выпускник МВХПУ (ныне - МГХПА имени С.Г. Строганова) - Владимир Николаевич Чернецов. Его профессионализм, серьёзное отношение к делу, стремление делиться своими опытом и знаниями позволили с самых первых шагов ставить высокий уровень эстетических и технических требований к работам обучающихся, ориентируясь на примеры из области монументально-декоративного искусства.

На начальном этапе формирования традиций художественной резьбы по дереву студенты художественно-графического факультета ЛГПУ (тогда - ЛГПИ) - будущие учителя изобразительного искусства, черчения и труда - стали осваивать основные техники резьбы: геометрическую трёхгранно-выемчатую, пропильную, плоскорельефную, рельефную, ажурную и скульптурную. Кроме того, количество аудиторных часов, отводимых действовавшим тогда учебным планом, позволяло обучающимся не только осваивать практические приёмы выполнения такого количества разнообразных техник резьбы, но также обзорно знакомиться с токарными работами по дереву, конструированием из древесины, техникой маркетри.

Немалый объём нагрузки, а также большое количество обучающихся, желающих заниматься художественной резьбой по дереву, потребовали привлечения ещё одного преподавателя. И уже через несколько лет, с 1991 г., началась наша преподавательская деятельность, связанная с обучением художественной резьбе. Наш личный опыт изначально в этом направлении базировался на работе в мелкой

Смолеевский С. Е. Резьба по дереву между традициями русской национальной культуры

и реалиями модернизации профессионального образования: уроки и перспективы липецкого опыта

пластике, изящной торевтике и ювелирном искусстве, привнесённых на липецкий худграф уникальным художником-педагогом, основавшем у нас кафедру декоративно-прикладного искусства, Виктором Фёдоровичем Григорьевым. Кроме того, в тот период в сферу наших научных интересов входило изучение народных традиций в области художественной деревообработки.

Совокупность этих обстоятельств привела к тому, что традиции монументально-декоративного искусства, на которые в значительной степени опирался В.Н. Чернецов, были дополнены нашими взглядами на возможности художественной резьбы. Благодаря нашему сотрудничеству в работах студентов стал находить отражение синтез лаконичных, стремящихся к монументальной обобщённости форм и внимательной, проработанной детализации и чёткости декоративных элементов. Мы расширили круг тем, предлагаемых студентам для ознакомления. Например, в плоскорельефной резьбе часть учебного времени отводилась на знакомство с традициями абрамцево-кудринского промысла. Изучая рельефную резьбу, студенты могли выполнить практическую работу по мотивам традиционной домовой резьбы. Скульптурная резьба дополнилась резьбой на основе примеров, выполненных богородскими резчиками. Кроме того, были добавлены небольшие разделы, посвящённые контррельефной резьбе пряничных досок, а также технике изготовления долблёной посуды.

Элементам патриотического воспитания, ставшим актуальными лишь с недавнего времени, как видно из этих примеров, мы уже к середине 90-х гг. прошлого века стали уделять особое внимание через знакомство обучающихся с национальными культурными традициями. Помимо всего этого, со второй половины 1990-х гг. в практику художественной деревообработки мы стали активно вводить разнообразные сочетания древесины с другими материалами: металлом, костью, берестой, камнем и т.д.. Трудоёмкие техники инкрустации и интарсии, которые нередко использовались в процессе такого рода сочетаний материалов, со временем позволили браться за сложнейшие в техническом плане работы.

Ещё одной тенденции, ставшей фактически повсеместной сегодня, мы стали уделять активное внимание в связи с нашей научно-исследовательской деятельностью ещё с середины 1990-х гг. Речь идёт о развитии творческого потенциала обучающихся. Этому отводилось немало учебного времени в рамках дисциплин, связанных с художественной резьбой. До настоящего времени мы продолжаем искать баланс между освоением тех или иных техник и выполнением упражнений творческого характера. Именно последние, на наш взгляд, закладывают в обучающихся ту базу, которая позволит им становиться художниками, а не просто мастерами-резчиками.

Исходя из этого очевидного обстоятельства содержание учебных заданий в курсе художественной резьбы по дереву, как правило, у нас выстраивалось по определённому алгоритму. Освоение новой темы, обычно связанной с определённым видом резьбы - геометрической, пропильной и т.д., начиналось с общего обзорного знакомства с примерами, выполненными в этой технике. Это позволяло скорее вникнуть в специфику композиционно-стилистических особенностей изучаемого вида резьбы, давало возможность приступить к разработке собственной творческой композиции. Нередко параллельно с аналитическим изучением стилевых черт актуального вида резьбы обучающиеся выполняли учебное задание по копированию в материале фрагмента уже существующей резной композиции, овладевая её спецификой через практику. Когда работа над творческим эскизом завершалась, обучающиеся приступали к реализации замысла в материале. Такое комплексное освоение различных видов резьбы позволяло обучающимся не только

приобретать умения и навыки в исполнительском плане, но и получать знания и опыт ведения собственной композиционной работы с учётом различных традиций. Такой подход использовался сначала при обучении студентов - будущих учителей изобразительного искусства. Уровень выполнявшихся ими работ позволил нашей кафедре успешно пройти лицензирование на право выпускать художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Еще одна особенность обучения художественной резьбе по дереву на художественно-графическом факультете (ныне - ИКИ), которую по праву можно считать совершенно уникальной, заключается в следующем. Приступая к изучению блока дисциплин декоративно-прикладного искусства, студенты, будущие художники ДПИ и народных промыслов, на первом этапе получали возможность попробовать свои силы в художественной обработке различных материалов: металла, керамики, дерева. Затем, пройдя ознакомительный курс, каждый обучающийся выбирал для себя одно основное направление - тот или иной материал, с которым предстояло работать более значительное количество времени, а также дополнительное направление, связанное с художественной обработкой какого-либо другого материала. Такое содержание работы позволяло студентам в учебных и учебно-творческих работах осознанно и целенаправленно сочетать сразу несколько различных материалов. Это открывало широчайшие перспективы для художественного творчества, в котором каждый используемый материал был грамотно подобран и качественно обработан, обогащаясь и приумножаясь в эстетическом плане.

Ещё одним значимым фактором, оказывавшим неоспоримое положительное воздействие на качество подготовки будущих художников, были выездные музейные практики, в частности проходившие в городе Санкт-Петербурге. В музеях этого города сохранилось огромное количество великолепных образцов народного и декоративно-прикладного искусства, активное и непосредственное знакомство с которыми оказывало на обучающихся ощутимое эстетическое воздействие. Такие поездки проводились под руководством практикующего художника. Благодаря этому обучающиеся получали возможность воспринимать произведения не только с сугубо эстетических, искусствоведческих позиций, но зачастую и в технологических, исполнительских ракурсах. Будущие художники периодически сосредотачивали внимание, например, на конструкции, способах крепления, монтажа различных деталей, на следах применения различных технологий и т.п. Всего этого, как правило, не было возможности увидеть ни в репродукциях, ни на видео. В тот недавний период, когда количество учебных часов позволяло осуществлять подготовку обучающихся исходя из описанного выше содержания, ими были созданы наиболее интересные и яркие работы, достоинства которых многократно подтверждались участиями в художественных выставках самого разного уровня - от внутривузовских до международных.

Ещё одним доказательством высокого художественного уровня работ, выполненных нашими обучающимися, является статья, написанная Т.И. Нечаевой, ведущим искусствоведом Липецкой области, после посещения ею одной из выставок. «Несомненный интерес представляют декоративные работы, отмеченные великолепным мастерством: шкатулка Вадима Колобовникова "Ветер" (рис. 1) завораживает вихревым движением фантазийного рельефного орнамента, а шкатулка Надежды Бутаковой "Лесная мелодия" (рис. 2) - элегантностью узора и безупречностью исполнения в сложной технике интарсии» [Нечаева]. Т.И. Нечаева высоко оценила художественные достоинства студенческих работ и ряда других авторов. Среди них, в частности, отмечены триптих Натальи Бессоновой «Сказка о царе Салтане» (рис. 3) и ларец Елены Колобовниковой «Руслан и Людмила» (рис. 4), отличающийся, как отметила искусствовед, цельностью, чувством меры и вкуса.

уроки и перспективы липецкого опыта

Рис. 1. Колобовников В. Декоративная шкатулка «Мелодия волн». Рельефная резьба. Дипломная работа. 1997 г. Рук. С.Е. Смолеевский (фото С.Н. Белых)

Однако этот благополучный и плодотворный период со всеми его достижениями завершился, когда начались активные изменения в системе высшего образования, в частности связанные с присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу. Начиная этот «процесс», Министерство образования и науки РФ декларировало следующее: «Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики в сфере образования, который зафиксирован Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Поэтому присоединение России к Болонскому процессу, которое состоялось в 2003 году, необходимо рассматривать как инструмент развития высшего профессионального образования» [Болонский процесс...].

Рис. 2. Бутакова Н. «Лесная мелодия». Шкатулка. 2007 г. Древесина различных пород, перламутр; интарсия, инкрустация. Дипломная работа. Рук. С.Е. Смолеевский (фото С.Н. Белых)

К нашему огромному сожалению, это «сохранение и развитие» сразу же привело к стремительному, примерно на 35%, сокращению объёма часов, которое незамедлительно последовало после замены профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства обучением бакалавров. Вместе с этим из учебных планов были полностью удалены выездные музейные практики.

Изменения в количестве часов потянули за собой неизбежный пересмотр содержания учебной работы. Резко сократилось число изучаемых тем, то есть фактически тех или иных видов резьбы по дереву. Если до недавнего времени обучающиеся на практике осваивали базовые основы восьми - десяти видов резьбы, к настоящему времени ситуация сложилась так, что стало возможным лишь поверхностно знакомиться с двумя - четырьмя. Именно поверхностно, так как сокращение часов повлияло и на процесс освоения того или иного вида резьбы. Это обстоятельство крайне болезненно ударило в первую очередь по творческому компоненту. Так как курс художественной резьбы является практическим, в его содержании непременно должно присутствовать освоение техники резьбы. По этой причине сокращение времени, выделяемого на данную дисциплину, в первую очередь привело к почти полному сокращению творческих.

уроки и перспективы липецкого опыта

Рис. 3. Колобовникова Е. «Руслан и Людмила». Ларец. 2000 г. Груша, кость; рельефная резьба.

Дипломная работа. Рук. С.Е. Смолеевский (фото С.Н. Белых)

Значительная часть работы обучающихся оказалась выведенной из аудиторной, контактной, в самостоятельную. К сожалению, в художественном образовании, которое, как давно известно, требует систематического индивидуального контакта обучающегося с преподавателем подобный подход неприемлем. И это стало одним из факторов, повлиявших на снижение уровня студенческих работ. А так как сокращение контактной работы преподавателей с обучающимися продолжается, становится очевидным, что, вопреки нашему желанию и стремлению сохранить тот богатейший методический опыт, который накапливался десятилетиями активного педагогического сотворчества с обучающимися, пока нет поводов для оптимизма.

Сокращение учебных часов, как оказалось, это лишь небольшая часть наших проблем. Так как наш вуз является педагогическим, с недавних пор у нас полностью прекращён набор на наше основное направление подготовки «художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов». И тот факт, что на протяжении последнего десятилетия нами успешно осуществлялась эта подготовка, что наши выпускники вполне благополучно конкурируют на рынке труда и на творческих площадках с выпускниками даже ведущих профильных учебных заведений, реализуя себя в культурном пространстве не только Липецкой области, но и далеко за её пределами, в расчёт не принимается. В настоящее время на ИКИ завершают учёбу последние бакалавры - будущие художники ДНИ и народных промыслов. В следующем семестре у них завершится курс художественной резьбы по дереву. И, вероятно, на этом окончательно прекратится наше сотрудничество с обучающимися ЛГНУ имени Н.Н. Семенова-Тян-Шанского. Несколько лет назад подобная участь уже

постигла направление художественной керамики. Некогда процветавшее направление художественной керамики, пользовавшееся заслуженной популярностью среди обучающихся ИКИ, принесшее им и нашим преподавателям немалое количество заслуженных наград на различных выставках, конкурсах и фестивалях, вплоть до целого ряда международных, в настоящий момент фактически перестало существовать.

Рис. 4. Бессонова Н. «Сказка о царе Салтане». Липа, береста; резьба, тиснение. Дипломная работа (фрагмент - центральная часть триптиха). Рук. С.Е. Смолеевский (фото С.Н. Белых, обраб. автора)

Смолеевский С. Е. Резьба по дереву между традициями русской национальной культуры

и реалиями модернизации профессионального образования: уроки и перспективы липецкого опыта

Однако слабая искра надежды на то, что это не конец почти тридцатилетнего периода эволюционирования художественной керамики и художественной резьбы по дереву в нашем университете, всё же пока ещё сохраняется [Репринцев М.А. 2017; 2017а; 20176]. Правда, это связано уже, к сожалению, не с подготовкой художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а с обучением бакалавров по новому направлению, которое нам пока ещё, хотя бы в потенциале, доступно. Два года на ИКИ нашего вуза осуществлялись наборы по направлению подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки (изобразительное искусство и дополнительное образование (в области декоративно-прикладного искусства)). Там, может быть, на старших курсах удастся выделить некоторый объём часов и для художественной резьбы по дереву. В противном случае наработанный нами богатейший опыт обучения художественной резьбе по дереву придётся, как и преподавателям керамики, применять вне стен того учебного заведения, благодаря которому этот опыт стал возможным.

Библиографический список

Болонский процесс в вузах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.Org/web/20120219202744/http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/ (дата обращения: 24.06.2021).

Бредихин А.П. Модернизация высшего художественно-педагогического образования: традиции и инновации // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 35-50.

Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 402-406.

Бредихин А.П. Проблемы современного художественно-педагогического образования в контексте «модернизации»: время утраченных иллюзий // Известия Воронежского гос. педагогического университета. 2014а. № 1 (262). С. 52-60.

Бредихин А.П. Профессионально-личностное развитие студентов-дизайнеров в образовательной среде вуза // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018. С. 322-328.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. С. 75-85.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-34.

Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции В.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С. 86-100.

Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.

Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Образовательная среда вуза в системе факторов формирования этнокультурной идентичности юношества // Высшее и среднее профессиональное

образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань: КГАСУ, 2018. С. 42-48.

Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. 2016. С. 59-74.

Репринцев А.В. Труд в системе факторов этнокультурной социализации современной молодежи: диалектика социального и индивидуального // Ярославский педагогический вестник. 2018а. № 6. С. 31-46.

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция. Ереван, 2020а. С. 628-648.

Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 91-96.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнера // Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях поликультурной образовательной среды. Йошкар-Ола, 2017. С. 56-65.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары, ЧГПУ, 2017а. С. 464-469.

Репринцев М.А. Этнокультурные традиции как основа профессиональной деятельности дизайнера: от композиционного замысла - до реализации проекта // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. М., 2017б. С. 612-631.

Нечаева Т.И. Собрание студенческих шедевров или Куда ведут реформы образования [Электронный ресурс]. URL: http://petrmost.lpgzt.ru/aticle/56099.htm (дата обращения: 09.07.2021).

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов, 2017. С. 710-733.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016а. Т. 2. №4. С. 53-62.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 2020. С. 196-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.