УДК 378.016:75
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА
© 2021 Н. А. Косенко
канд. пед. наук, доцент e-mail: nade-kosenko @ yandex. ru
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Статья посвящена проблемам сохранения традиций в профессиональной подготовке художника-педагога в процессе обучения дисциплинам изобразительного цикла на примере художественно-графического факультета Орловского университета в условиях реализации современных образовательных стандартов, основное внимание обращается на академическую направленность и индивидуальное творческое развитие личности будущего учителя изобразительного искусства.
Ключевые слова: педагогика художественного образования, традиции художественного сообщества, профессиональная подготовка, современный художник-педагог, процесс обучения, изобразительное искусство, творческое развитие личности.
PROBLEMS OF PRESERVATION OF TRADITIONS IN PROFESSIONAL TRAINING OF THE CONTEMPORARY ARTIST-EDUCATOR
© 2021 N. A. Kosenko
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: nade-kosenko @ yandex. ru
Orel State University named after I.S. Turgenev
The article is devoted to the problems of preserving traditions in the professional training of the artist-teacher in the process of teaching the disciplines of the fine cycle on the example of the art-graphic faculty of Oryol University in the context of the implementation of modern educational standards, the main attention is paid to the academic orientation and individual creative development of the personality of the future teacher of fine arts. art.
Keywords: pedagogy of art education, traditions of the art community, professional training, contemporary artist-teacher, learning process, fine arts, creative development of the personality.
Востребованность художника-педагога в современном обществе существует, как и многие десятилетия назад. Только изменилось отношение этого общества к данной профессии. Поменялась актуальность этой специальности. Очень часто руководящие работники учебных учреждений, которые имеют слишком поверхностные, если не сказать хуже, сведения об искусстве, считают обязательным введение различных форм модернизации в процесс художественного образования, непременно требуют введения инновационных технологий. Никто из современных педагогов не против разумного использования определенного вида современных технологий, однако нельзя недооценивать и роль традиций в образовании вообще, а в художественном образовании - тем более [Бредихин 2014; 2014а; 2016; 2017; 2017а; 2018; Репринцев 2020; 2020а]. В нашей стране много раз применялся метод революционного
преобразования в области обучения изобразительному искусству. Нельзя сказать, что этот опыт ничего не дал в плане методологии развития художественного образования. Однако история показала, что путь «отметания» всего старого, упразднения многовековых традиций академической художественной школы не вывел отечественное художественное образование на новый качественный уровень [Булатников 2012; 2012а; 2012б; 2014; Галкина 2019]. Недаром сегодня к обучению в российских классических художественных вузах стремится множество зарубежных студентов. Нельзя не заметить настоящий творческий «прорыв» художников из КНР, которые или учатся в России, или строят образовательный процесс в области обучения изобразительному искусству на примере русской академической художественной школы. При этом учить подрастающее поколение изобразительной грамоте - это лишь небольшая толика серьезного труда художника-педагога, который должен заниматься не только обучением, но и воспитанием: эстетическим, патриотическим, нравственным. Именно на учителя искусства возложена ответственность за то, чтобы подрастающее поколение страны стало эмоционально отзывчивым, дети научились видеть, ценить, самостоятельно создавать прекрасное. Для возникновения основных ценностно-смысловых приоритетов будущего гражданина необходимо приобщать развивающуюся личность ребенка к миру вечных общечеловеческих ценностей. А это все сложнее становится сделать в нашей противоречивой социальной среде.
Художественно-графические факультеты нашей страны с полувековым (и более) опытом работы по подготовке высокопрофессиональных кадров в области художественной педагогики и в современных условиях перманентной революции в образовании пытаются не снизить уровень ответственности за качество подготовки своих выпускников. Определенные нашими лучшими художниками-педагогами требования к уровню знаний, умений и навыков студентов, будущих учителей изобразительного искусства, гораздо выше и продуманнее случайного набора компетенций, которым в настоящее время должен обладать «универсальный педагог» согласно стандарту «Педагогическое образование». Существовали продуманные реальные требования по наполненности учебных студенческих групп. Педагоги со стажем прекрасно помнят стандарты первого и второго поколений, в которых регламентировался количественный состав группы для занятий по спецдисциплинам (рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, скульптура) -8-10 человек. Каток «стандартизации» и заданий по так зазываемым «дорожным картам» принес изменения: в вузах объявили нерентабельными студенческие группы, состав которых меньше 25 человек. Поэтому педагог должен придумать, как студент увидит натурную постановку из-за спин и голов его 20 товарищей, как использовать метод наглядного показа, если до 24-го по списку очередь просто не дойдет.
Интересная мысль, связанная с активизацией самостоятельности студентов, привела к снижению доли аудиторной работы с преподавателем. Получается, что педагог не может передать свой богатейший опыт студентам, пусть они самостоятельно постигают изобразительную грамоту, причем это можно сделать при помощи сомнительных сайтов с мастер-классами художников-любителей. Дистанционные формы обучения изобразительному искусству - это также требования времени. Вообще то, если педагог распишет алгоритм выполнения учебной постановки, пошлет ее фотографию, а потом получит в ответ фото работы, написанной студентом, -это глупейшая форма проведения занятий, которую бы не допустил применить ни один уважающий себя художник-педагог. Введение поисковых методов, решения кейс-задач, проведение занятий в форме диалога или круглого стола и т.д. - кто из педагогов не встречался с рекомендациями применять только такие современные формы обучения? Как можно доказать, что нельзя унифицировать учебный процесс? Момент
введения обязательного тестирования на предмет освоения конкретных профессиональных компетенций вообще выбил из колеи педагогов-предметников, которые помогали студенту постигать суть своей профессии, учили рисовать, писать, творчески мыслить в конкретном творческом материале. Видимо, существуют такие тесты, которые проверят степень проявления творчества, уровень художественного мастерства, наличие эмоциональной составляющей, но кто уверен в том, что такие опросники составляли профессионалы?
В связи с тем что не все инновации, связанные с требованиями ФГОС, возможно осуществить в реальности, а за результат обучения студентов педагоги продолжают нести профессиональную ответственность, возникает необходимость сохранения тех традиций в обучении изобразительному искусству, которые были проверены поколениями. Само понятие «традиция» не ново в педагогической науке, оно обозначает устойчивые и значимые явления педагогического опыта: мысли, ценности, направления, процессы, которые существуют довольно длительно по времени, занимая в историко-педагогическом наследии значимое место. Лучшие педагогические традиции в художественном образовании принято передавать от одного поколения к другому, они определяют взаимосвязи между обучением и культурой в исторически меняющемся обществе.
Традиционными в художественной педагогике в вузе являются такие формы проведения занятий, как лекции и практические занятия. При этом доля практических занятий должна быть значительной. При построении учебных планов по ФГОС многие разработчики стремятся по возможности сохранить максимум учебных часов по дисциплинам изобразительного цикла из того минимума, который официально разрешается ввести в планы. Самостоятельная работа также не пускается на самотек. Все то, что раньше существовало в виде обязательной аудиторной работы, педагог стремится перевести в самостоятельные часы, контролируя данный процесс.
Практические занятия посвящаются в основном освоению изобразительной грамоты и творческого мастерства при работе с натуры, причем сложившаяся десятилетиями система практических заданий остается почти неизменной. На орловском худграфе в современных рабочих учебных программах сегодня более строго стали обозначать темы и продумывать последовательность заданий, чтобы наиболее рационально использовать рабочее время студента и педагога. Лекционные часы также необходимы будущему художнику-педагогу для изучения теоретических основ искусства, освоения терминологии. Г.В. Беда, в частности, отмечал, что «неустойчивость, нечеткость терминологии в области живописи особенно остро чувствуют художники-педагоги, которые вынуждены вести занятия по живописи, руководствуясь недостаточно разработанной методикой и в значительной мере собственным вкусом» [Беда 1977: 10]. Традиционными остаются педагогические приемы, которые использует преподаватель на занятиях по творческим дисциплинам. Обязательным является наглядный показ, без которого вряд ли можно освоить сложное ремесло художника-педагога. Без освоения тех методов и приемов работы, которые показывает педагог, студенту нелегко будет найти свой творческий путь, художественный почерк, а также научить искусству других [Галкина 2019; Репринцев М.А. 2016; 2016а; 2016б; 2018; 2019; 2020; Сафин 2017].
Еще один обязательный пункт - это индивидуальная форма работы со студентами, без которой формирование любой творческой личности невозможна. Именно в процессе практических занятий по дисциплинам изобразительного цикла педагоги ведут традиционно не просто так называемую «контактную работу со студентами» (как это прописано в учебных планах), а осуществляют индивидуальный подход практически к каждому студенту. Именно поэтому отчисленных студентов на нашем факультете почти не бывает. К ним можно отнести
только так называемых «случайных», «заблудившихся» студентов, которые не по призванию пришли учиться на художественно-графический факультет.
Форма кафедральных просмотров до настоящего времени остается ведущей формой проведения зачетов и экзаменов. Это также продолжение индивидуальной работы со студентом. Просмотры проводятся ежесеместрово, даже если отсутствует форма контроля по дисциплине. Студент получает оценку педагогов кафедры по пятибалльной шкале, при том что у него может не быть ни зачета, ни экзамена. При этом в оценивании учитываются не только объективные критерии, но и субьективные - достижения студента: его личностный рост, творческие находки, даже неравнодушие и степень трудолюбия. Следует отметить, что ни одно тестирование не выявит степень эмоционального отношения к работе и количество вложенных в учебную работу усилий студента, то есть оценивается не только результат, но и сам процесс обучения, и отношение к этому процессу самого обучаемого.
Кроме получения оценки по дисциплине, дополнительным стимулом к учебной деятельности является отбор лучших работ студентов для творческих выставок и методического фонда факультета. В студенческой среде до сих пор остается престижным быть отмеченным кафедрой на просмотре. Традиционно в методическом фонде Орловского худграфа хранятся лучшие студенческие работы, находятся систематизированные в специально разработанных таблицах задания по рисунку, живописи, композиции для будущего художника-педагога, представлена методическая последовательность выполнения заданий. Сейчас педагоги и студенты магистратуры в рамках научной работы занимаются классификацией и дальнейшей систематизацией накопленных в методическом фонде учебных и творческих работ студентов. Эта серьезная и кропотливая работа должна послужить не только сохранению традиций, но и дальнейшему развитию методической базы старейшего в стране факультета.
Можно назвать выполнение композиции - созданием хоть небольшого, но творческого произведения, а в современной интерпретации - это просто работа над проектом. Хочется, чтобы инновации в обучении дисциплинам изобразительного цикла коснулись самых необходимых сфер: появления нового оборудования, материалов для занятий, совершенствования библиотечного обслуживания и появления возможности знакомиться с новейшими литературными источниками. Для того чтобы в нашей стране традиционно готовили высокопрофессиональных художников-педагогов, главным предназначением которых был рост скорее не экономического, а духовного богатства подрастающего поколения, необходимо разработать баланс сохранения традиций и введения инноваций в художественном образовании.
Библиографический список
Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. 186 с.
Бредихин А.П. «Модернизация» образования в контексте гуманистических традиций и опыта русской национальной культуры // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. 2016. С. 410-421.
Бредихин А.П. Модернизация высшего художественно-педагогического образования: традиции и инновации // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 35-50.
Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 402-406.
Бредихин А.П. Проблемы современного художественно-педагогического образования в контексте «модернизации»: время утраченных иллюзий // Известия Воронежского гос. пед. университета. 2014а. № 1 (262). С. 52-60.
Бредихин А.П. Проблемы социализации молодежи в контексте трансформации национальной культуры и образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017а. С. 3-8.
Бредихин А.П. Профессионально-личностное развитие студентов-дизайнеров в образовательной среде вуза // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018. С. 322-328.
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2012а. № 1. С. 146-152.
Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012б. Т. II. №5. С. 24-30.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-34.
Галкина И.С. Профессиональная культура современного дизайнера: факторы и механизмы формирования // Берегия.777.Сова. 2019. №4(43). С. 224-232.
Зонова Е. А. Педагогические традиции и инновации в системе образования. иЯЬ: https://nsportal.ru (опубликовано: 04.05.2017).
Прищепа А.А., Майдибор О.Н. Условия подготовки будущих художников-педагогов к педагогической и творческой деятельности. иЯЬ: https://research-journal.org/pedagogy/usloviya-podgotovki-budushhix-xudozhnikov-pedagogov-k-pedagogicheskoj-i-tvorcheskoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 13.07.2021).
Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.
Репринцев А.В. Ценностно-смысловые ориентиры профессионально-личностного развития будущего специалиста в условиях социокультурных трансформаций // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера / под ред. Р.С. Сафина. Казань: КГАСУ, 2020а. С. 26-34.
Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе средств профессионально-личностного развития будущих дизайнеров: механизмы актуализации творческого потенциала личности студента // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования. Минск, 2019. С. 148-157.
Репринцев М.А. Проектная деятельность как форма взаимодействия субъектов дизайн-образования и бизнеса: диалектика личностного и профессионального // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера / под ред. Р.С. Сафина. Казань: КГАСУ, 2020. С. 286-292.
Репринцев М.А. Профессионально-личностное развитие будущих специалистов-дизайнеров средствами проектной деятельности // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. 2016. С. 778-787.
Репринцев М.А. Психологические основы коллективной проектной деятельности будущих дизайнеров: от замысла - до воплощения проекта // Психология и педагогика социального воспитания / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: КГУ, 2020а. С. 427-432.
Репринцев М.А. Психологические основы формирования профессионализма будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Страховские Чтения. 2018. № 26. С. 233-241.
Репринцев М.А. Психологические ресурсы профессионально-личностной самоактуализация студентов-дизайнеров в процессе проектной деятельности // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016а. С. 320-328.
Репринцев М.А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016б. №6. С. 181-187.
Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Непрерывное профессиональное образование: взаимосвязь с производством // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 67-72.