Научная статья на тему 'Психологические и психофизиологические особенности студентов'

Психологические и психофизиологические особенности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2181
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / ПСИХОЛОГИЯ СТУДЕНТА / STUDENT PSYCHOLOGY / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТУДЕНТА / STUDENT PSYCHOPHYSIOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуматаева Мадина Сакеновна, Бапаева Мариям Курмангалиевна, Шайжанова Карлыгаш Усеновна

Статья посвящена вопросам изучения психологических и психофизиологических особенностей студентов. Исследуются психологическая и психофизиологическая характеристики студентов. На основании результатов психологической диагностики делаются выводы о личностных характеристиках, способствующих успешности студентов в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические и психофизиологические особенности студентов»

Психологические и психофизиологические особенности студентов

12 3

Жуматаева М. С. , Бапаева М. К. , Шайжанова К. У.

1Жуматаева Мадина Сакеновна / Zhumataeva Madina Sakenovna - магистрант, специальность: психология;

2Бапаева Мариям Курмангалиевна /Bapaeva Mariyam Kurmangaliyevna - кандидат психологических наук, доцент, 3Шайжанова Карлыгаш Усеновна / Shaizhanova Karlygash Usenovna - кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и практической психологии, факультет педагогики и психологии, Казахский Государственный женский педагогический университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена вопросам изучения психологических и психофизиологических особенностей студентов. Исследуются психологическая и психофизиологическая характеристики студентов. На основании результатов психологической диагностики делаются выводы о личностных характеристиках, способствующих успешности студентов в будущей профессиональной деятельности.

Abstract: the article is devoted to studying the psychological and psychophysiological features of students. We study the psychological and psycho-physiological characteristics of the students. Based on the results of psychological diagnosis conclusions about personality characteristics that contribute to the success of students in the future professional activity.

Ключевые слова: студент, психология студента, психофизиология студента. Keywords: student, student psychology, student psychophysiology.

Студенческий возраст (юность) - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Студенчество в качестве отдельной возрастной категории и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б. Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность -ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости -взрослости основано на социально-психологическом подходе [1, С. 608].

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И. А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших псхических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне -психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [2, С. 672].

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь». Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б. Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И. С. Кона, В. Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах -целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) [3, С. 145- 146].

Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны - они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью - важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям - это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков [4, С. 48- 56].

Подводя итог, можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости - и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном

труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностной ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

Литература

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 608.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова 2004Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 672.

3. Аминев Г. А. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов/ Г. А. Аминев, А. Р. Кудашов // Вопр. Психол, 1990. N.6. С. 145-146.

4. Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология», 2000. № 1. С. 48-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.