Научная статья на тему 'Психологические характеристики социально-психологической адаптации младших школьников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации'

Психологические характеристики социально-психологической адаптации младших школьников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный возраст / психологические новообразования / адаптация / психологическая готовность к обучению в школе / primary school age / psychological neoplasms / adaptation / psychological readiness to study at school

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ванновская Ольга Васильевна, Кропотов Евгений Александрович

Статья посвящена изучению проблемы психологических особенностей младших школьников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации. Целью данного исследования является изучение психологических особенностей младших школьников, посещавших и не посещавших ДОО. Работа была построена с опорой на три основных блока: психологическая готовность к обучению в школе, адаптационные характеристики, а также основные новообразования младшего школьного возраста. В контексте данной работы в качестве центральных новообразований младшего школьного возраста выступают произвольность внимания и запоминания, внутренний план действий и рефлексия, в частности, самооценка. Всего в исследовании приняли участие 51 учащийся 1 классов, из них 30 детей посещавших ДОО, и 21 не посещавших. Возраст испытуемых от 6 до 7 лет. В статье анализируются психологические различия детей, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации, изучены взаимосвязи различных характеристик, детерминирующих основные новообразования младшего школьного возраста. В ходе исследования были получены статистически значимые взаимосвязи характеристик, отвечающих за основные новообразования, психологическую готовность к обучению и адаптационные характеристики младших школьников. Также в ходе сравнительного анализа выявлены значимые различия исследуемых характеристик в группах детей, посещавших и не посещавших ДОО. Уточнены научные представления о специфике наиболее значимых компонентов успешности обучения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ванновская Ольга Васильевна, Кропотов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of socio-psychological adaptation of younger schoolchildren who attended and did not attend preschool educational organizations

The article is devoted to the study of the problem of psychological characteristics of younger schoolchildren who attended and did not attend preschool educational organizations. The purpose of this study is to study the psychological characteristics of younger schoolchildren who attended and did not attend preschool. The work was based on three main blocks: psychological readiness for school, adaptive characteristics, as well as the main neoplasms of primary school age. In the context of this work, the central neoplasms of primary school age are the arbitrariness of attention and memorization, an internal plan of action and reflection, in particular, self-esteem. A total of 51 1st grade students took part in the study, including 30 children who attended preschool, and 21 who did not attend. The age of the subjects is from 6 to 7 years. The article analyzes the psychological differences of children who attended and did not attend preschool educational organizations, studied the interrelationships of various characteristics that determine the main neoplasms of primary school age. In the course of the study, statistically significant correlations of characteristics responsible for the main neoplasms, psychological readiness for learning and adaptive characteristics of younger schoolchildren were obtained. Also, during the comparative analysis, significant differences in the studied characteristics were revealed in the groups of children who attended and did not attend preschool. The scientific ideas about the specifics of the most significant components of the success of primary school education are clarified.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики социально-психологической адаптации младших школьников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации»

УДК 159.992.7 DOI: 10.25730/VSU.7606.23.012

Психологические характеристики социально-психологической адаптации младших школьников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации

Ванновская Ольга Васильевна1, Кропотов Евгений Александрович2

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.

Россия, г. Санкт-Петербург. ORCID: 0000-0002-7645-6173. E-mail: vannovskaya@mail.ru 2аспирант кафедры общей и прикладкой психологии, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.

Россия, г. Санкт-Петербург. ORCID: 0000-0003-2545-4650. E-mail: ekropotov17@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы психологических особенностей младших школьников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации.

Целью данного исследования является изучение психологических особенностей младших школьников, посещавших и не посещавших ДОО.

Работа была построена с опорой на три основных блока: психологическая готовность к обучению в школе, адаптационные характеристики, а также основные новообразования младшего школьного возраста. В контексте данной работы в качестве центральных новообразований младшего школьного возраста выступают произвольность внимания и запоминания, внутренний план действий и рефлексия, в частности, самооценка. Всего в исследовании приняли участие 51 учащийся 1 классов, из них 30 детей посещавших ДОО, и 21 не посещавших. Возраст испытуемых от 6 до 7 лет. В статье анализируются психологические различия детей, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации, изучены взаимосвязи различных характеристик, детерминирующих основные новообразования младшего школьного возраста.

В ходе исследования были получены статистически значимые взаимосвязи характеристик, отвечающих за основные новообразования, психологическую готовность к обучению и адаптационные характеристики младших школьников. Также в ходе сравнительного анализа выявлены значимые различия исследуемых характеристик в группах детей, посещавших и не посещавших ДОО. Уточнены научные представления о специфике наиболее значимых компонентов успешности обучения в начальной школе.

Ключевые слова: младший школьный возраст, психологические новообразования, адаптация, психологическая готовность к обучению в школе.

Введение. Актуальная система начального образования предъявляет к учащимся ряд непростых требований: способность удерживать внимание в образовательном процессе, активность на уроке, быстрая адаптация к динамичным условиям школьного обучения. Исходя из этого факта, вопрос психологического изучения особенностей развития младших школьников соответствует актуальным запросам образовательной среды.

В зависимости от уровня взаимодействия со средой выделяется несколько типов адаптации личности: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная и социально-психологическая. Так, социально-психологическую адаптацию Э. Эриксон трактует как гомеоста-тическое равновесие между требованиями среды и внутренними стимулами личности [33].

С данной точки зрения дезадаптация в младшей школе возникает в результате рассогласования индивидуально-психологических особенностей, ценностных установок субъекта и реальной социальной ситуации. В рамках данного исследования изучаются именно индивидуально-психологические характеристики социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте. Внешние условия, к которым можно отнести образовательную программу, стиль преподавания учителя, наличие сиблингов в семье и другое, являются перспективой дальнейших исследований.

Можно выделить субъективный и объективный аспект социально-психологической адаптации. Объективный аспект включает в себя все, что в той или иной мере связано с кругом общения субъекта, субъективный включает деятельность, восприятие и оценку происходящих объективных изменений [цит. по Солдатова Е. Л.]. Субъективный аспект социально-психо-

© Ванновская Ольга Васильевна, Кропотов Евгений Александрович, 2023 120

логической адаптации можно определить как психологический и выделить основные его характеристики. Показателем успешности психологической адаптации будет выступать возможность выполнения основных задач деятельности, в частности, учебной [25]. Механизмы, за счет которых обеспечивается организация адаптационного ответа, разнообразны и индивидуальны. В рамках данного исследования основное внимание сосредоточено на наиболее значимых личностных характеристиках младшего школьника, которые будут обеспечивать успешность деятельности и, следовательно, адаптацию к образовательной среде.

Проводимое исследование позволяет проследить определенные закономерности, взаимосвязи тех характеристик, которые детерминируют успешность обучения с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям. В рамках данного исследования принята попытка расширить имеющиеся представления о влиянии процесса адаптации, психологической готовности к школе и основных новообразований на обучение в младшей школе.

Согласно периодизации возрастного развития Д. Б. Эльконина, младший школьный возраст занимает период от 6-7 до 11 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится учение. Кроме того, смена ведущей деятельности сопряжена с изменением социального статуса ребенка, а соответственно, изменения претерпевают ценностно-мотивационная сфера, уклад жизни в целом [31].

Особенностью отечественной психологии является представление о развитии личности ребенка через последовательное формирование у него психологических новообразований (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович) [5; 7; 17].

В рамках данной работы рассматриваются три центральных новообразования: рефлексия (самооценка, в частности), произвольность поведения (внимания и запоминания), внутренний план действий. Перечисленные новообразования находятся в достаточно тесной взаимосвязи и детерминируют успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Уровень развития внутреннего плана действий прямо пропорционален уровню умственного развития в младшем школьном возрасте (Я. А. Пономарев) [21]. Внутренний план действий в младшем школьном возрасте характеризуется опорой на внешний образец (модели, фигуры, примеры), постепенно ученики овладевают навыками замены внешних предметов умственными образами (переход от счета на палочках к устному счету), появляются возможности для удержания в памяти конкретных образов предметов. Завершая обучения в младшей школе, дети успешно выполняют те или иные арифметические и логические операции во внутреннем плане.

Феномен рефлексии впервые описан в работах Дж. Локка, считавшего, что рефлексивная деятельность является автономным источником познания, отличного от идей внешнего опыта [цит. по Солдатова]. В рамках данного исследования рефлексия рассматривается как одно из основных психологических новообразований младшего школьника. Феномен рефлексии в младшем школьном заключается в способности ученика оценивать себя и свою деятельность. Однако данное оценивание в младшей школе происходит с опорой на внешние критерии, мнение учителя и родителей, в частности [18].

Основным звеном рефлексии в младшем школьном возрасте выступает самооценка как способность давать качественную характеристику своим возможностями и оценивать собственное положение в кругу сверстников. В дальнейшем осознание ребенком своего «Я» становится одним из механизмов развития личности ребенка.

Течение адаптационных процессов в первом классе является отражением результатов развития в дошкольном возрасте [7]. Адаптация формируется постепенно и зависит от условий, в которых находится субъект [9]. С данной точки зрения детский сад является достаточно значимой ступенью развития и образования человека. Перед воспитателями детских садов стоит непростая задача организации воспитательно-образовательной работы в детском саду, а также подготовка детей к систематическому школьному обучению.

Успешная адаптация создает условия для формирования наиболее благоприятного вектора развития детей [11; 26]. Ряд исследований показал, что дети, посещающие детские сады, при обучении в школе чувствуют себя увереннее и спокойнее, чем сверстники, обучавшиеся на дому. Такие результаты объясняются тем фактом, что образовательная среда в дошкольных организациях создает условия для формирования психологической готовности к обучению и облегчению адаптации к новой учебной деятельности.

В настоящее время психологическая готовность к школьному обучению определяется как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка, позволяющий успешно овладевать учебной программой в условиях работы в коллективе сверстников [5]. Л. И. Божович

отмечала такие параметры психологической готовности, как произвольность поведения, развитие интеллектуальной и мотивационной сфер ребенка, последняя включает познавательные и социальные мотивы обучения в школе, данный компонент является наиболее важным [5].

В психологии и педагогике имеются аргументированные данные о том, что факт посещения детских садов оказывает прямое влияние на овладение детьми учебной деятельностью. М. М. Безруких, Н. Ф. Виноградова, Л. М. Денякина, К. В. Бардин [2; 4; 11] указывают на то, что дети, прошедшие подготовку в ДОУ, к началу обучения имеют более выраженные познавательные характеристики. Также важно отметить, что детские сады развивают не только знания и умения детей, которые необходимы для вхождения в учебную деятельность, но и навыки общения с окружающими и позитивную эмоциональную реакцию на сверстников и сам процесс обучения.

Ситуация, которая складывалась в последние десятилетия в РФ, сложилась таким образом, что учителя начальных классов все чаще сталкиваются с проблемой школьной дезадаптации, повышенной тревожности, социальной некомпетентности, неуспеваемости у детей, не получивших образования в детском саду [29]. Условно, учащиеся первых классов делятся на две группы: подготовленные к школе (в основном посещавшие ДОО или иные курсы по подготовке к школе) и неподготовленные (как правило, находившиеся на домашнем обучении).

С течением времени появляется необходимость разрешения противоречия между накопленными в психологической литературе знаниями, касающимися психологических особенностей младших школьников, и недостаточностью работ по уточнению и корректировке актуальных сведений, касающихся работы с детьми, посещавшими и не посещавшими ДОО, с учетом основных новообразований данного возраста. Разрешение данного противоречия обусловило тему, цель и задачи настоящего исследования.

Целью исследования является изучение психологических особенностей младших школьников, посещавших и не посещавших ДОО.

Объектом исследования выступают мальчики и девочки младшего школьного возраста, посещавшие и не посещавшие ДОО. Предметом исследования являются психологические особенности младших школьников, посещавших и не посещавших ДОО.

Процедура и методы. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 71 г. Кирова и ГБОУ Лицей № 369 Красносельского района г. Санкт-Петербург. Всего в исследовании приняли участие 51 учащийся 1 классов: 30 детей, посещавших ДОО, 21 не посещавших. Сбор эмпирического материала проводился в 1 триместре обучения первоклассников, в октябре - ноябре 2020 г. Учитывая специфику исследования и большой объем диагностических методик для 1 классов, обследование проводилось в 2 этапа, по 2 урока каждый. Стоит отметить, что дополнительные параметры в виде посещения различных подготовительных классов, кружков и так далее, в рамках данного исследования не учитывались.

Для достижения цели исследования и реализации комплекса намеченных исследовательских задач использовался ряд диагностических методик: методика изучения объема и устойчивости произвольного внимания Тулуз-Пьерона для младших школьников [35]; методика оценки произвольного запоминания «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия [1]; методика диагностики уровня развития основ теоретического мышления младших школьников «Логические задачи» А. З. Зака [12]; методика измерения уровня самооценки и притязаний С. Я. Дем-бо-Рубинштейн [24]; методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга [8]; тест на отношение к школе и учению Т. А. Нежновой [19]; тест Керна-Йерасека [25]; уровень сотрудничества в детском коллективе Д. Б. Эльконина [24]; карты наблюдений Стотта [23]; методика Б. Н. Филлипса на школьную тревожность [30]; тест-опросник «Оценка настроения» (облегченная версия САН для школьников) [3].

Гипотеза исследования. Предполагается, что имеются различия в уровне развития характеристик, отвечающих за основные новообразования, готовность к школьному обучению и в уровне адаптации младших школьников, посещавших или не посещавших ДОО, а также имеются взаимосвязи внутри самих характеристик, отвечающих за основные новообразования, психологическую готовность к школьному обучению и уровень адаптации.

Результаты и их обсуждение. Для проведения сравнительного анализа был использован ^критерий Стьюдента. Выбор критерия был обусловлен соответствием обоих выборок стандартному распределению. Проверка выборки на соответствие нормальному распределению проводилась с использованием критерия Колмогорова-Смирнова.

По результатам анализа были получены статистически значимые различия характеристик основных новообразований, готовности к школьному обучению и адаптационных характеристик между группами детей, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа характеристик между исследуемыми группами _по 1>критерию Стьюдента_

Психологические характеристики M±m Значение t-критерия Уровень статистической значимости

Дети, не посещавшие ДОО Дети, посещавшие ДОО

Внутренний план действий 10,3±1,5 15,84±1,7 5,2 p<0,01

Самооценка 67,86±1,58 80±1,6 3,2 p<0,01

Произвольное запоминание 8,48±1,2 9,48±0,71 3,5 p<0,01

Тест Керна-Иерасека (интеллектуальный компонент) 13,3±0,6 17,7±0,6 5,9 p<0,01

Сотрудничество в коллективе (коммуникативный компонент) 11,48±0,8 15,43±0,7 3,8 p<0,01

Школьная тревожность 19,2±1 13,2±0,9 4,2 p<0,01

САН (настроение) 11,48±0,3 15,43±0,4 3,8 p<0,01

Эмоционально-волевая сфера (Карты Стотта) 13,67±1 11,9±0,6 2,1 p<0,05

Таким образом, имеются основания полагать, что у детей, посещавших дошкольные образовательные организации, лучше развиты характеристики, определяющие основные новообразования младшего школьного возраста и компоненты психологической готовности к школьному обучению. Кроме того, за счет выраженных характеристик, обеспечивающих успешность учебной деятельности (новообразования, готовность к обучению), дети, посещавшие детские сады, устойчивее по отношению к стрессогенным факторам и успешнее адаптируются к условиям образовательной среды.

Для выявления взаимосвязей характеристик, отвечающих за основные новообразования младшего школьного возраста, психологическую готовность к школьному обучению и адаптационные характеристики у детей, посещавших и не посещавших ДОО, был проведен корреляционный анализ данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

В результате корреляционного анализа в группе детей, посещавших ДОО, было выявлено большое количество различных взаимосвязей показателей, отвечающих за основные новообразования, психологическую готовность к школьному обучению и адаптационные характеристики. Наглядная иллюстрация полученных взаимосвязей представлена на рисунке 1:

Также в результате корреляционного анализа были выявлены статистически значимые взаимосвязи исследуемых характеристик у детей, не посещавших ДОО. Иллюстрация полученных корреляционных взаимосвязей Рис. 1. Взаимосвязь характеристик, детерминирующих основные представлена на рисунке 2: новообразования, психологическую готовность к обучению и

адаптационные характеристики у детей, посещавших ДОО

Примечание:

--Положительжая в ганэюсвдзъ при

----------ОтрЕпагелънля бзллмосбл1ь при

^^^^^^^ Полс-жнтегтьная в5:шэгосвязь при рг^0.01

= = = Отрнпагельваи взджмосвл1ьпра р^0,01

Рис. 2. Взаимосвязь характеристик, детерминирующих основные новообразования, психологическую готовность к обучению и адаптационные характеристики у детей, не посещавших ДОО

Таким образом, рассмотрены взаимосвязи трех основных блоков исследования: психологических новообразований младшего школьного возраста, психологической готовности к обучению и адаптационных характеристик, что позволяет сформулировать определенные выводы.

Выводы. Выводы данного исследования подтверждают выдвинутое предположение о том, что имеются значимые различия в уровне развития изучаемых характеристик у детей, посещавших и не посещавших ДОО, а также имеются взаимосвязи внутри самих показателей, отвечающих за основные новообразования, психологическую готовность к школьному обучению и уровень адаптации, а именно:

1. Дошкольные образовательные организации создают благоприятные условия для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным звеном образования, за счет этого дети, посещавшие детские сады, имеют более выраженные адаптивные качества, а также выраженные характеристики, определяющие основные новообразования младшего школьного возраста и психологическую готовность к школьному обучению.

2. Уровень развития сферы произвольности и внутреннего плана у детей, посещавших детские сады, находится в тесной взаимосвязи с уровнем самооценки, что говорит о том, что успешность обучения таких детей зависит от позитивной оценки учителем успехов ребенка. В свою очередь, у детей, не посещавших ДОО, развитие новообразований строится вокруг сферы произвольности, что позволяет говорить о том, что успешность обучения в данной группе в большей степени зависит от способности регулировать свое поведение и заставлять себя запоминать ту или иную информацию.

3. Чем более выражена внутренняя позиция школьника у детей, посещавших ДОО, тем более выражены интеллектуальные характеристики, присущие младшему школьнику, а также выше его мотивация к обучению. В свою очередь, у детей, не посещавших ДОО, при более

выраженных показателях интеллектуального компонента школьной готовности ученик успешнее выстраивает коммуникации со сверстниками и учителем, и тем выше его готовность продолжать обучение в новой для себя роли.

4. Если у ребенка, вне зависимости от посещения или не посещения детского сада, по той или иной причине сформировалась тревога, связанная с обучением в школе, то это ставит под угрозу его эмоциональное благополучие, а также обуславливает проявление признаков дезадаптации.

Заключение. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование, несмотря на ряд ограничений, связанных с учетом индивидуального опыта детей, не посещавших ДОО, позволяет сделать определенные выводы о психологических особенностях младших школьников. Работа позволяет в некоторой степени дополнить информацию о критериях успешности детей в учебной деятельности с учетом факторов из трех сфер: новообразований возраста, компонентов готовности к обучению и адаптационных характеристик.

Исследование показывает, что успешность обучения детей, не посещающих ДОО, зависит не только от интеллектуальных умений, но и от умения и желания общаться со сверстниками и учителем, умения регулировать свое поведение, стремления соответствовать новой социальной роли и значимой деятельности, позитивной оценке своих способностей, преобладания позитивного настроения в школе, отсутствием тревоги, связанной с обучением в школе. Такой комплекс исследуемых особенностей приводит к формулировке одной из важнейших задач, стоящих перед психологами, учителями и системой образования: обеспечение готовности к школьному обучению детей, не посещавших ДОО.

Список литературы

1. Альманах психологических тестов. М. : КСП, 1995. 397 с.

2. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе : психологический аспект. М. : Знание, 1983. 96 с.

3. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы : психологический практикум / сост. О. В. Барканова. Серия: Библиотека актуальной психологии. Вып. 2. Красноярск : Литера-принт, 2009. 237 с.

4. Безруких М. М. Чему и как учить до школы. М. : Вентана-Граф, 2003.

5. Божович Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. Изд. 3-е, перераб. и доп. М. : Академический проект, 2008. 299 с.

6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Смысл : Эксмо, 2004. 512 с.

7. Гарькавая Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно. М. : Дикта, 2012.

160 с.

8. Гинзбург М. Р. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е. З. Басина, Л. В. Берцфаи, Е. А. Бугрименко; под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. : Педагогика, 1988. 135 с.

9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. : Академический проект, 2009. 184 с.

10. Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. Изд. 2-е. М. : Просвещение, 2018. 394 с.

11. Дядюнова И. А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. 2017. № 10. С. 89-92.

12. Зак А. З. Диагностика различий в мышлении младших школьников: Оценка готовности к начальной и средней школе: Контроль развития в период 6-10 лет. М. : Генезис, 2007. 160 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=56624.

13. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М. : Просвещение : ВЛАДОС, 2014. 318 с.

14. Захарова А. В., Боцманова Э. М. Роль рефлексии в развитии личности младших школьников // Психологическое развитие младших школьников / под ред. В. В. Давыдова. М., 2020. 195 с.

15. Константинов В. В. Экспериментальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Юрайт, 2017. 255 с.

16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М. : ТЦ Сфера, 2009. 464 с.

17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. М. : МГУ, 2011. 584 с.

18. Липкина А. И. Самооценка школьника. М. : Академический проект, 2016. 213 с.

19. Нежнова Т. А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшешколь-ному возрасту // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М. : Московский психолого-социальный институт, 2015. С. 560-563.

20. НьюкомбН. Развитие личности ребенка. СПб. : ПитерПресс, 2013. 457 с.

21. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М. : Педагогика, 2016. 280 с.

22. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. № 73н «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и работы их руководителей». URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=16284&sphrase_id=4272043 (дата обращения: 02.11.2022).

23. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Школьная дезадаптация. Карта наблюдений Д. Стотта. URL: https://psy.wikireading.ru/6324 (дата обращения: 28.03.23).

24. Прихожан А. Н. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; редкол.: И. В. Дубровина и др. М. : АПН СССР, 1988. 166 с.

25. Сборник методик «Диагностика для определения готовности детей старшего дошкольного возраста к школе» : учебно-методическое пособие. Ирбит, 2019. 30 с.

26. Семья и школа: детско-родительские отношения как предикторы особенностей школьной адаптации первоклассников // Проблемы социальной психологии XXI столетия / под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2021. Т. 5. С. 32-35.

27. Слободчиков В. И. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. И. Слободчиков, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман. СПб., 2007. 9 с.

28. Солдатова Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для бакалавриата и специалитета / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. М. : Юрайт, 2019. 384 с.

29. Стародубова Н. Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе // Система воспитания и дополнительного образования детей: от идеи до внедрения : мат-лы научно-практической конференции, 24 ноября 2020. Бийск : НИЦ БПГУ, 2021. С. 116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Тест школьной тревожности Филлипса / Б. Н. Филлипс. М. : Когито-Центр, 2007. (Пси-Профиль. Профессиональные психологические тесты).

31. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. Изд. 3-е. М. : Академический проект, 2014. 396 с.

32. Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 10.

33. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. : ЛЕНАТО АСТ; Фонд «Университетская книга», 2010. 288 с.

34. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово : КемГУ, 1999. 84 с.

35. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций : методическое руководство. СПб. : ГМНПП «ИМАТОН», 2003. 86 с.

Psychological characteristics of socio-psychological adaptation of younger schoolchildren who attended and did not attend preschool educational organizations

Vannovskaya Olga Vasilyevna1, Kropotov Evgeny Alexandrovich2

1PhD in Psychological Sciences, associate professor of the Department of General and Applied Psychology, Pushkin Leningrad State University. Russia, St. Petersburg. ORCID: 0000-0002-7645-6173. E-mail: vannovskaya@mail.ru 2postgraduate student of the Department of General and Applied Psychology, Pushkin Leningrad State University.

Russia, St. Petersburg. ORCID: 0000-0003-2545-4650. E-mail: ekropotov17@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of psychological characteristics of younger schoolchildren who attended and did not attend preschool educational organizations.

The purpose of this study is to study the psychological characteristics of younger schoolchildren who attended and did not attend preschool.

The work was based on three main blocks: psychological readiness for school, adaptive characteristics, as well as the main neoplasms of primary school age. In the context of this work, the central neoplasms of primary school age are the arbitrariness of attention and memorization, an internal plan of action and reflection, in particular, self-esteem. A total of 51 1st grade students took part in the study, including 30 children who attended preschool, and 21 who did not attend. The age of the subjects is from 6 to 7 years. The article analyzes the psychological differences of children who attended and did not attend preschool educational organizations, studied the interrelationships of various characteristics that determine the main neoplasms of primary school age.

In the course of the study, statistically significant correlations of characteristics responsible for the main neoplasms, psychological readiness for learning and adaptive characteristics of younger schoolchildren were obtained. Also, during the comparative analysis, significant differences in the studied characteristics were revealed in the groups of children who attended and did not attend preschool. The scientific ideas about the sp e-cifics of the most significant components of the success of primary school education are clarified.

Keywords: primary school age, psychological neoplasms, adaptation, psychological readiness to study at

school.

References

1. Al'manah psihologicheskih testov - Almanac of psychological tests. M. KSP. 1995. 397 p.

2. Bardin K. V. Podgotovka rebenka k shkole : psihologicheskij aspekt [Preparing a child for school : psychological aspect]. M. Znanie (Knowledge). 1983. 96 p.

3. Barkanova O. V. Metodiki diagnostiki emocional'noj sfery: psihologicheskij praktikum [Methods of diagnosing the emotional sphere : psychological practicum] / comp. O. V. Barkanova. Series: Library of Current Psychology. Is. 2. Krasnoyarsk. Litera-print. 2009. 237 p.

4. Bezrukih M. M. Chemu i kak uchit' do shkoly [What and how to teach before school]. M. Ventana-Graf.

2003.

5. Bozhovich L. I. Psihicheskoe razvitie shkol'nika i ego vospitanie. Izd. 3-e, pererab. i dop. [Mental development of a schoolboy and his upbringing. 3rd ed., reprinted and add.] M. Academic project. 2008. 299 p.

6. Vygotskij L. S. Psihologiya razvitiya rebenka [Psychology of child development]. M. Smysl (Sense), Eks-mo. 2004. 512 p.

7. Gar'kavaya T. S. Kak nauchit' mladshih shkol'nikov uchit'sya samostoyatel'no [How to teach younger schoolchildren to study independently]. M. Dicta. 2012. 160 p.

8. Ginzburg M. R. Osobennosti psihicheskogo razvitiya detej 6-7-letnego vozrasta [Features of mental development of children of 6-7 years of age] / E. Z. Basina, L. V. Bertsfai, E. A. Bugrimenko; ed. by D. B. Elkonin, A. L. Vengera. M. Pedagogy. 1988. 135 p.

9. Gutkina N. I. Psihologicheskaya gotovnost' k shkole [Psychological readiness for school]. M. Academic project. 2009. 184 p.

10. Davydov V. V., Markova A. K. Razvitie myshleniya v shkol'nom vozraste [The development of thinking at school age] // Princip razvitiya v psihologii. Izd. 2-e - The principle of development in psychology. Ed. 2nd. M. Prosveshchenie (Enlightenment). 2018. 394 p.

11. Dyadyunova I. A. K voprosu o socializacii detej doshkol'nogo vozrasta [On the issue of socialization of preschool children] // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle - Elementary school plus Before and After. 2017. No. 10. Pp. 89-92.

12. Zak A. Z. Diagnostika razlichij v myshlenii mladshih shkol'nikov: Ocenka gotovnosti k nachal'noj i sred-nej shkole: Kontrol' razvitiya v period 6-10 let [Diagnostics of differences in the thinking of younger schoolchildren: Assessment of readiness for primary and secondary school: Control of development in the period of 6 -10 years]. M. Genesis. 2007. 160 p. Available at: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=56624.

13. Zak A. Z. Razvitie umstvennyh sposobnostej mladshih shkol'nikov [Development of mental abilities of younger schoolchildren]. M. Prosveshchenie (Enlightenment): VLADOS. 2014. 318 p.

14. Zaharova A. V., Bocmanova E. M. Rol' refleksii v razvitii lichnosti mladshih shkol'nikov [The role of reflection in the development of the personality of younger schoolchildren] // Psihologicheskoe razvitie mladshih shkol'nikov - Psychological development of younger schoolchildren / ed. by V. V. Davydova. M. 2020. 195 p.

15. Konstantinov V. V. Eksperimental'naya psihologiya : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo ba-kalavriata. Izd. 2-e, ispr. i dop. [Experimental psychology : textbook and practical course for academic bachelor's degree. 2nd ed., corr. and add.] M. Yurayt. 2017. 255 p.

16. Kulagina I. Yu. Vozrastnaya psihologiya: polnyj zhiznennyj cikl razvitiya cheloveka : ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Age psychology: the full life cycle of human development : tutorial for students of higher educational institutions] / I. Y. Kulagina, V. N. Kolutsky. M. Shopping center Sphere. 2009. 464 p.

17. Leont'ev A. N. Problemy razvitiya psihiki. Izd. 4-e [Problems of mental development. Ed. 4th]. M. Moscow State University. 2011. 584 p.

18. Lipkina A. I. Samoocenka shkol'nika [Student's self-assessment]. M. Academic project. 2016. 213 p.

19. Nezhnova T. A. Dinamika vnutrennej pozicii pri perekhode ot doshkol'nogo k mladsheshkol'nomu voz-rastu [Dynamics of the internal position during the transition from preschool to junior school age] // Hrestoma-tiya po detskoj psihologii: ot mladenca do podrostka - Textbook on child psychology: from infant to teenager. M. Moscow Psychological and Social Institute, 2015. Pp. 560-563.

20. Newcomb N. Razvitie lichnosti rebenka [Development of the child's personality]. SPb. PiterPress. 2013. 457 p.

21. Ponomarev Ya. A. Psihologiya tvorchestva i pedagogika [Psychology of creativity and pedagogy]. M. Pedagogy. 2016. 280 p.

22. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 73n dated December 13, 2018 "On approval of performance indicators of Federal State Budgetary and Autonomous preschool educational institutions Subordinate to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the work of their managers". Available at: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID= 16284&sphrase_id=4272043 (date accessed: 02.11.2022) (in Russ.).

23. Prihozhan A. M., Tolstyh N. N. Shkol'naya dezadaptaciya. Karta nablyudenij D. Stotta [School maladaptation. D. Stott's observation map]. Available at: https://psy.wikireading.ru/6324 (date accessed: 28.03.23).

24. Prihozhan A. N. Nauchno-metodicheskie osnovy ispol'zovaniya v shkol'noj psihologicheskoj sluzhbe konkretnyh psihodiagnosticheskih metodik: sb. nauch. tr. [Scientific and methodological foundations of the use of specific psychodiagnostic techniques in the school psychological service : collection of scientific works] / APN USSR, Research Institute of General and Ped. Psychology; ed. board: I. V. Dubrovina et al. M. APN USSR. 1988. 166 p.

25. Sbornik metodik "Diagnostika dlya opredeleniya gotovnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta k shkole": uchebno-metodicheskoe posobie - Collection of methods "Diagnostics for determining the readiness of older preschool children for school" : educational and methodical manual. Irbit. 2019. 30 p.

26. Sem'ya i shkola: detsko-roditel'skie otnosheniya kak prediktory osobennostej shkol'noj adaptacii pervoklassnikov - Family and school: child-parent relations as predictors of the features of school adaptation of first-graders // Problemy social'noj psihologii XXI stoletiya - Problems of social psychology of the XXI century / ed. by V. V. Kozlov. Yaroslavl. 2021. Vol. 5. Pp. 32-35.

27. Slobodchikov V. I. Mladshij shkol'nik kak sub'ekt uchebnoj deyatel'nosti [Junior schoolboy as a subject of educational activity] / V. I. Slobodchikov, V. V. Davydov, G. A. Zukerman. SPb. 2007. 9 p.

28. Soldatova E. L. Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya. Ontogenez i dizontogenez : uchebnik dlya bakalavriata i specialiteta [Developmental psychology and age psychology. Ontogenesis and dysontogene-sis : textbook for bachelor's degree and specialties] / E. L. Soldatova, G. N. Lavrova. M. Yurayt. 2019. 384 p.

29. Starodubova N. G. Kriterii gotovnosti rebenka k obucheniyu v shkole [Criteria of a child's readiness to study at school] // Sistema vospitaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: ot idei do vnedreniya : mat-ly nauchno-prakticheskoj konferencii, 24 noyabrya 2020 - System of upbringing and additional education of children: from idea to implementation : materials of the scientific and practical conference, November 24, 2020. Biysk. SIC BPSU. 2021. P. 116.

30. Test shkol'noj trevozhnosti Fillipsa - Phillips school anxiety test / B. N. Phillips. M. Kogito-Center. 2007. (Psi Profile. Professional psychological tests).

31. El'konin D. B. Psihologiya obucheniya mladshego shkol'nika. Izd. 3-e [Psychology of teaching a junior student. Ed. 3d]. M. Academic Project. 2014. 396 p.

32. Yakovleva M. V. Psihologo-pedagogicheskaya korrekciya samoocenki mladshih shkol'nikov [Psychological and pedagogical correction of self-esteem of younger schoolchildren] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept" - Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2017. Vol. 10.

33. Erikson E. Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. SPb. LENATO AST; Foundation "University book". 2010. 288 p.

34. Yanickij M. S. Adaptacionnyj process: psihologicheskie mekhanizmy i zakonomernosti dinamiki [Adaptation process: psychological mechanisms and patterns of dynamics]. Kemerovo. KemSU. 1999. 84 p.

35. Yasyukova L. A. Optimizaciya obucheniya i razvitiya detej s MMD. Diagnostika i kompensaciya mini-mal'nyh mozgovyh disfunkcij : metodicheskoe rukovodstvo [Optimization of education and development of children with MMD. Diagnosis and compensation of minimal brain dysfunctions : methodical manual]. SPb. GMNPP "IMATON". 2003. 86 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.