Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ'

ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кропотов Е.А., Ванновская О.В.

Введение. В данной статье рассматриваются психологические особенности младших школьников с разным уровнем мотивации к учению. Проанализированы современные особенности развития учебной мотивации младших школьников. Представлен анализ научной литературы по заявленной проблеме, отражены результаты собственного исследования. Предложены рекомендации для родителей, учителей и психологов по формированию положительного отношения к учебной деятельности. Материалы и методы. В рамках статьи представлен сравнительный анализ исследуемых параметров, включающих основные новообразования младшего школьного возраста и социально-психологические адаптационные характеристики, проведен корреляционный анализ. Обсуждения и выводы. По результатам эмпирического исследования получены статистически значимые взаимосвязи характеристик, отвечающих за основные новообразования и адаптационные характеристики младших школьников. Сравнительный анализ показал значимые различия исследуемых характеристик в группах детей, посещавших и не посещавших ДОО. Уточнены научные представления о специфике наиболее значимых компонентов успешности обучения в начальной школе, дана качественная интерпретация полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кропотов Е.А., Ванновская О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE-RELATED NEOPLASMS AND FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF EDUCATIONAL MOTIVATION

Introduction. This article is devoted to the study of the psychological characteristics of younger schoolchildren with different levels of motivation to study. The article analyzes the modern features of the development of educational motivation of younger schoolchildren, presents an analysis of the scientific literature on the stated problem, reflects the results of their own research with their subsequent analysis. Recommendations for parents, teachers and psychologists on the formation of a positive attitude to educational activities are also presented. Materials and methods. The article presents a comparative analysis of the studied parameters, including the main neoplasms of primary school age and socio-psychological adaptive characteristics, a correlation analysis is carried out. Discussion and conclusions. According to the results of an empirical study, statistically significant correlations of characteristics responsible for the main neoplasms and adaptive characteristics of younger schoolchildren were obtained. Comparative analysis showed significant differences in the studied characteristics in the groups of children who attended and did not attend preschool. Scientific ideas about the specifics of the most significant components of the success of primary school education are clarified, a qualitative interpretation of the data obtained is given.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ»

2022. № 4 С. 243-257

ЛИЧНОСТЬ В ПРОЦЕССАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ |243|

Научная статья

УДК 37.015.3 - 053.5

DOI 10.35231/18186653_2022_4_243

Возрастные новообразования и особенности социально-психологической адаптации у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации

Е. А. Кропотов, О. В. Ванновская

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В данной статье рассматриваются психологические особенности младших школьников с разным уровнем мотивации к учению. Проанализированы современные особенности развития учебной мотивации младших школьников. Представлен анализ научной литературы по заявленной проблеме, отражены результаты собственного исследования. Предложены рекомендации для родителей, учителей и психологов по формированию положительного отношения к учебной деятельности.

Материалы и методы. В рамках статьи представлен сравнительный анализ исследуемых параметров, включающих основные новообразования младшего школьного возраста и социально-психологические адаптационные характеристики, проведен корреляционный анализ.

Обсуждения и выводы. По результатам эмпирического исследования получены статистически значимые взаимосвязи характеристик, отвечающих за основные новообразования и адаптационные характеристики младших школьников. Сравнительный анализ показал значимые различия исследуемых характеристик в группах детей, посещавших и не посещавших ДОО. Уточнены научные представления о специфике наиболее значимых компонентов успешности обучения в начальной школе, дана качественная интерпретация полученных данных.

Ключевые слова: младший школьный возраст, учебная мотивация, возрастные новообразования, социально-психологическая адаптация.

Благодарности: авторы выражают признательность доктору психологических наук, профессору Владимиру Алексеевичу Губину и доктору психологических наук, профессору Маклакову Анатолию Геннадьевичу за оказанную помощь в постановке проблемы и построении методологии данного исследования. Также авторы благодарят за помощь в организации и проведении эмпирического исследования администрацию ГБОУ лицей № 369 и лично Веселова Виталия Сергеевича, педагога-психолога, принимавшего участие в проведении исследования.

Для цитирования: Кропотов Е. А., Ванновская О. В. Возрастные новообразования и особенности социально-психологической адаптации у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2022. - № 4. -С. 243-257. DOI 10.35231/18186653_2022_4_243

nQac

© Кропотов Е. А., Ванновская О. В., 2022

2022. vol. 4 Pp.243-257

244I PERSONALITY IN PROCESS OF EDUCATION AND UPBRINGING

Original article

UDC 37.015.3 - 053.5

DOI 10.35231/18186653_2022_4_243

Age-related neoplasms and features of socio-psychological adaptation in younger schoolchildren with different levels of educational motivation

Evgeny A. Kropotov, Olga V. Vannovskaya

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. This article is devoted to the study of the psychological characteristics of younger schoolchildren with different levels of motivation to study. The article analyzes the modern features of the development of educational motivation of younger schoolchildren, presents an analysis of the scientific literature on the stated problem, reflects the results of their own research with their subsequent analysis. Recommendations for parents, teachers and psychologists on the formation of a positive attitude to educational activities are also presented.

Materials and methods. The article presents a comparative analysis of the studied parameters, including the main neoplasms of primary school age and socio-psychological adaptive characteristics, a correlation analysis is carried out.

Discussion and conclusions. According to the results of an empirical study, statistically significant correlations of characteristics responsible for the main neoplasms and adaptive characteristics of younger schoolchildren were obtained. Comparative analysis showed significant differences in the studied characteristics in the groups of children who attended and did not attend preschool. Scientific ideas about the specifics of the most significant components of the success of primary school education are clarified, a qualitative interpretation of the data obtained is given.

Key words: primary school age, educational motivation, age-related neoplasms, so-cio-psychological adaptation.

Acknowledgements: the authors express their gratitude to the Doctor of Psychology, Professor Vladimir Alekseevich Glubok and the Doctor of Psychology, Professor Anatoly Gen-nadievich Malakhov for their assistance in setting the problem and building the methodology of this study. The authors also thank the administration of the Lyceum No. 369 and personally Veselov Vitaly Sergeevich, a teacher-psychologist who participated in the study, for their help in organizing and conducting an empirical study.

For citation: Kropotov, E. A., Vannovskaya, O. V. (2022). Vozrastnie novoobrazovaniya I osobennosty socialno-psyhologycheskoy adaptacii u mladshih shkolnikov s razlyhnim urovnem uchebnoi motivacii [Age-related neoplasms and features of socio-psychological adaptation in younger schoolchildren with different levels of educational motivation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 243-257. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_4_243

Введение

Изучение актуальных отношений между человеком и образовательной средой, формирование личности в системе этих отношений является одним из важнейших вопросов психологии. В связи с этим для педагогической психологии актуальными выступают проблемы, связанные с психологическими закономерностями формирования отношения школьников к учебному труду.

Ускоренные процессы модернизации общего образования диктуют повышенные требования к дошкольным образовательным организациям по формированию готовности к обучению в школе. Одним из компонентов готовности к обучению выступает уровень учебной мотивации, который после окончания детского сада носит, скорее, характер навязанных убеждений и не отражает внутренней расположенности ребенка к учебной деятельности. Поскольку мотив, с которым учащийся приходит в первый класс, не связан с содержанием деятельности, которую ему предстоит выполнять, наблюдаются случаи снижения учебной мотивации [9; 17]. Формирование мотивации к учебной деятельности происходит в процессе обучения, и в этот процесс включается множество факторов. Изучение мотивации к учению школьника в контексте её взаимосвязей с возрастными новообразованиями и адаптационными характеристиками не дает исчерпывающей информации о психологической сущности отношения школьника к учению, поскольку их необходимо учитывать в контексте объективных отношений со средой (учитель, родители, школа) и субъективных отношений, связанных с личными качествами. Однако есть основания полагать, что данные характеристики являются важнейшим психологическим звеном, благодаря которому открывается возможность понять, как ребенок переживает положение школьника, какие факторы способствуют положительному отношению к учению и чем является для него самого его учебная деятельность.

Изучение мотивации и её взаимосвязей с важнейшими психологическими характеристиками является актуальной задачей как для более глубокого понимания возрастных особенностей младшего школьника, так и для совершенствования методов воспитания и обучения первоклассников.

Целью данного исследования выступает изучение психологических особенностей новообразований и социально-психологической адаптации у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации.

Задачи исследования:

Сравнить психологические характеристики, отвечающие за основные возрастные новообразования и адаптационные характеристики у младших школьников с разным уровнем учебной мотивации.

Выявить характер взаимосвязей между показателями, отвечающими за основные возрастные новообразования и социально-психологическую адаптацию у детей с разным уровнем учебной мотивации.

Объект исследования: учащиеся первых классов (23 чел. с высоким уровнем учебной мотивации, 18 чел. с низким).

Предмет исследования: учебная мотивация, возрастные новообразования и адаптационные характеристики младших школьников.

Гипотезы исследования:

1. Существует взаимосвязь между показателями учебной мотивации, показателями адаптационных характеристик и основными новообразованиями у младших школьников.

2. У младших школьников с высокими показателями адаптационных характеристик выше показатели учебной мотивации и основных возрастных новообразований.

Обзор литературы

На разных этапах развития и обучения детей, при изменении отношений с окружающей средой (в первую очередь, социальной), меняются и отношения ребенка к окружению, и мотивы его деятельности [11, с. 94]. Наиболее значимой учебная деятельность становится в младшем школьном возрасте. Кроме того, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова и Л. С. Славина отмечают, что мотивы учения находятся во взаимосвязи с индивидуальными особенностями жизни и воспитания ребенка [2; 3]. Учитывая, что особенности жизни и воспитания находятся в единстве с внутренними индивидуально-психологическими характеристиками ребенка, можно предположить, что мотивы учения тесно взаимосвязаны с динамикой

развития различных психологических характеристик младшего школьника.

Сравнительно недавние исследования мотивов учения детей на разных этапах их обучения в школе приводят к установлению ряда положений, которые послужили основой для проведения текущего исследования [6]. В первую очередь изучение психологических характеристик любого возраста нецелесообразно рассматривать в отрыве от основных новообразований, поскольку именно они составляют сущность каждого возрастного этапа и определяют его отношение к среде [5; 10; 13; 15]. Учитывая роль новообразований в определении хода развития в конкретный период, разумно будет понимать особенности социально-психологической адаптации, поскольку адаптационные характеристики отвечают за приспособление индивида к новым условиям [12]. Учет данных особенностей позволяет понять условия возникновения и психологическую основу мотивации учения.

Особенностью отечественной психологии является представление о развитии личности ребенка через последовательное формирование у него психологических новообразований (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович). Сам термин «возрастные новообразования» введен Л. С. Выготским и определяется как «принципиально новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в главном и основном определяют сознание ребенка, отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [1].

Возрастные периодизации с указанием основных новообразований отражены в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Элько-нина [4; 21]. Существует множество концептуальных подходов к выделению основных новообразований касательно младшего школьного возраста. Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин говорят о произвольности всех психических процессов, также о развитии рефлексии; А. З. Зак выделяет также внутренний план действий, планирование и рефлексию; Л. И. Божович говорит о внутренней позиции школьника [3; 4; 9; 21].

В рамках данной работы рассматривается три центральных новообразования, которые чаще всего встречаются в ра-

ботах отечественных исследователей: рефлексия (самооценка, в частности), произвольность поведения (внимания и запоминания), внутренний план действий.

Социально-психологическая адаптация первоклассника - это приспособление ребенка к принципиально новым условиям школьного обучения, новым требованиям, отношениям и видам деятельности. Особенности социально-психологической адаптации ребенка к школе описаны в работах Л. И. Божович [2; 3]. Основными показателями успешной социально-психологической адаптации ребенка в школе можно считать отсутствие тревожности, связанной с обучением, установление коммуникативных взаимосвязей с учителем и сверстниками, положительное эмоциональное отношение к учению, овладение навыками учебной деятельности.

Обучение в школе впервые в жизни ребенка требует сознательно поставленной цели - учиться, а вместе с тем регулировать свое поведение для достижения этой цели [7]. Процесс обучения редко предоставляет ребенку возможность выбора изучения интересного ему материала, ученик должен быть внимателен ко всему, что говорится или делается на уроке [16]. Те же требования школьное обучение предъявляет ко всем психическим процессам: восприятию, памяти, мышлению [18, с. 109]. Таким образом, учет особенностей сферы произвольности в контексте мотивации к учению обретает определенный смысл. Поскольку то, насколько успешен ученик в заучивании материала, во многом определяет успешность и желание осуществлять учебную деятельность.

Мышление младшего школьника также включается в структуру учебной деятельности и перестраивается, освобождаясь от материального, предметного содержания, отдавая предпочтение внутренним процессам мышления [20, с. 212]. Такое «внутреннее» мышление становится не только средством решения практических задач, но и средством приобретения систематических знаний, инструментом в учебной деятельности. Вместе с тем переход от наглядных форм мышления к отвлеченным рассуждениям невозможен без вовлечения ребенка в учебную деятельность. В связи с этим теоретически возможна связь внутреннего плана действий и мотивации учения младшего школьника [19, с. 112].

Для успешности обучения недостаточно, чтобы этот процесс поддерживался лишь широкими социальными мотивами. Ребенку нужны конкретные мотивы, непосредственно связанные с выполняемой деятельностью1 [1; 21]. Каждый ребенок в начальной школе хочет почувствовать себя в ситуации успеха, видеть, чему он научился и как оценивают его труд окружающие [8]. В качестве индикатора успешности обучения выступает отметка. Поскольку отметка для младшего школьника является показателем отношения значимых взрослых к его усилиям, характеризует социальное значение их учебного труда, и зачастую воспринимается как интегральная характеристика личности2 [14]. Поэтому имеются основания полагать, что учебная мотивация, аффилированная с оцениванием учебной деятельности ребенка, тесно связана с самооценкой учащегося.

Данное исследование предполагает эмпирическое изучение отдельно взятых психических процессов личности и сторон деятельности детей младшего школьного возраста, мотивации к учебной деятельности в контексте основных новообразований и адаптационных характеристик. Для того чтобы методически точно подойти к изучению личности конкретного ребенка, необходимо располагать определенной описательной характеристикой психологических особенностей его личности и некоторыми эмпирическими закономерностями формирования этих особенностей.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели и реализации комплекса исследовательских задач были использованы следующие методы:

1. Теоретические: теоретический анализ научных источников, а также методы интерпретации результатов исследований по проблеме.

1 Боженова Е. Л. Учебная мотивация современных школьников при переходе из младшего школьного возраста в средний // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). C. 340-345. URL: https://sibac.info/ archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 30.11.2022); Булычева М. В. Мотивация как показатель составляющей «внутренней позиции» младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по материалам XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. С. 206210. URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 28.11.2022).

2 Кошкина Н. К. Мотивация учебной деятельности младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. №7(34). URL: http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf (дата обращения: 21.11.2022).

2. Психодиагностические:

- Методика изучения объема и устойчивости произвольного внимания Тулуз-Пьерона для младших школьников.

- Методика оценки произвольного запоминания «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия.

- Методика диагностики уровня развития основ теоретического мышления младших школьников «Логические задачи» А. З. Зака.

- Методика измерения уровня самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейна.

- Методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга.

- Карты наблюдений Д. Стотта.

- Тест уровня школьной тревожности Филлипса.

- Тест-опросник «Оценка настроения» (облегченная версия САН для школьников).

3. Математико-статистические:

- методы первичной обработки данных (расчет средних арифметических, дисперсий, стандартного отклонения);

- критерий Колмогорова-Смирнова для проверки эмпирического распределения на соответствие нормальному распределению;

- T-критерий Стъюдента, предназначенный для определения статистической значимости различий при нормальным распределении полученных данных;

- коэффициент корреляции Пирсона - был использован для выявления значимых связей значений параметров психологических особенностей младших школьников.

Расчет критериев производился при помощи программы Statistica, MS Office Exel.

Исследование проводилось на базе ГБОУ лицей №369 в 2021 г. В нем приняли 41 учащихся первых классов, 23 учащихся с высоким уровнем учебной мотивации, 18 учащихся с низким уровнем. Разделение учащихся на две подвыборки осуществлялось на основе методики определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга.

Результаты исследования

Для проведения сравнительного анализа изучаемых характеристик был использован t-критерий Стъюдента. В ре-

зультате сравнительного анализа были получены следующие I251' статистически значимые различия: в группе детей с высоким уровнем мотивации учения более выражены основные новообразования младшего школьного возраста, а именно: внутренний план действий ^эмп = 2,02, при р<0,05), самооценка ^эмп = 2,2, при р<0,05), произвольность запоминания ^эмп = 2,03 при р<0,05), произвольность внимания ^эмп = 2,5, при р<0,05) а также менее выражены показатели школьной тревожности №

^ ^ * эмп

= 2,2, при р<0,05) и ниже общий коэффициент дезадаптации ^эмп= 2, при р<0,05).

Таким образом, две группы детей, отличающиеся отношением к учебной деятельности, различаются также по индивидуально-психологическим характеристикам. Дети, заинтересованные процессом учения, с большей долей активности решают различные задачи, требующие применения произвольной регуляции, развитого внутреннего плана действий. Кроме того, им нравится напряженная учебная деятельность, что выражается в уверенности в своих силах (самооценка), а также пониженной тревожности, связанной со школой. Другая группа детей не обнаруживает такого интереса в учебной деятельности, хоть и относится к предъявляемым заданиям серьезно и ответственно. Само решение задач не увлекает их, что сказывается на результативности. Предположительно, неуспех в решении школьных задач может послужить основой для повышенной тревожности, поскольку другие дети, с высоким уровнем школьной мотивации, явно получают удовольствие от процесса обучения, а другие такой возможности лишены. Кроме того, это может послужить причиной формирования симптомов школьной социально-психологической дезадаптации.

Для выявления взаимосвязи характеристик, отвечающих за основные новообразования младшего школьного возраста и адаптационные характеристики у детей с разным уровнем учебной мотивации был проведен корреляционный анализ данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона и получены следующие результаты:

В группе детей с высоким уровнем учебной мотивации имеются статистически значимые взаимосвязи характеристик, отвечающих за новообразования, социально-психоло-

гическую адаптацию и учебную мотивацию, представленные на рис. 1.

Внутренний план

Рис. 1. Взаимосвязь характеристик, детерминирующих основные новообразования, и адаптационные характеристики у детей с высоким уровнем учебной мотивации

В свою очередь, в группе детей с низким уровнем учебной мотивации обнаружены следующие взаимосвязи, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Взаимосвязь исследуемых характеристик у детей с высоким уровнем учебной мотивации

Анализируя результаты корреляционного анализа исследуемых характеристик в двух группах детей, можно описать следующие психологические профили каждой из групп.

Обсуждение и выводы

В группе детей с высокой учебной мотивацией интерес к процессу учебной деятельности взаимосвязан с характеристиками когнитивной активности, произвольность внимания и запоминания тесно взаимосвязаны с решением тех или иных учебных задач младшего школьника. Вместе с тем для данной группы младших школьников субъективно значима учебная деятельность, что выражается во взаимосвязи со школьной тревожностью и самооценкой.

В свою очередь, в группе детей с низкой учебной мотивацией обнаруживаются взаимосвязи с эмоциональными и адаптационными компонентами личности школьника. Так, для таких детей очень важно видеть результаты своей учебной деятельности, в противном случае, снижение учебной мотивации вызывает у них тревожность, снижение настроения, самооценки, и может привести к дезадаптации. Вероятно, такие результаты связаны с тем, что имеется некоторое противоречие между широкими социальными мотивами учения, которые ребенку прививают дома и в детских садах, и отсутствием внутренних побуждений школьника к учебной деятельности, при понимании её значимости в принципе.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Имеются статистически значимые различия в показателях, детерминирующих основные новообразования, адаптационные характеристики у детей с высокой и низкой мотивацией к учению. Различия обнаруживаются в уровне развития произвольного внимания, запоминания, самооценки, внутреннего плана действий, школьной тревожности и общего коэффициента дезадаптации.

2. Были выявлены корреляционные взаимосвязи изучаемых характеристик в группах детей с высокой и низкой учебной мотивацией. Так, в группе детей с выраженной учебной мотивации отмечается взаимосвязь интереса к учению с характеристиками произвольности и внутреннего плана действий. Во

второй группе детей отмечается взаимосвязь учебной мотивации с различными аффективными состояниями (тревожность, настроение), самооценкой и общим коэффициентом дезадаптации. Стоит отметить, что для обеих групп учащихся субъективно важна учебная деятельность, что проявляется в её взаимосвязи с уровнем тревожности и самооценкой.

По результатам данного исследования особенностей новообразований младшего школьного возраста и адаптационных характеристик у детей с разным уровнем учебной мотивации можно сформулировать ряд практических рекомендаций.

1. В работе с детьми с низкой учебной мотивацией необходимо интегрировать детей в процесс самовоспитания. Известно, что невозможно добиться перевоспитания ребенка, пока предъявляемые к нему требования не станут его требованиями по отношению к себе, или, хотя бы он поймет и примет требования как необходимость. Необходимо также провести комплекс психолого-педагогических мер по формированию у учащегося положительного отношения к учению. Поскольку ребенок не может работать сразу с комплексом проблем, педагогу, психологу или родителю необходимо найти и выделить именно ту педагогическую задачу, которая является центральной в вопросе учебной мотивации в младшем школьном возрасте. Иногда это плохая успеваемость, отсутствие коммуникативных взаимосвязей в коллективе, негативное отношение к учебе и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Для детей с высокой мотивацией учения, учитывая взаимосвязь мотивации учения, произвольности и внутреннего плана действий, необходимо поддерживать данный уровень мотивации. Для этого целесообразно давать дополнительные задания повышенной сложности, требующие интеллектуальных усилий от учащегося. Стоит отметить, что для поддержания стойкого интереса к учебной деятельности на повышенной сложности необходимо оценивать дополнительные задания отдельно от основных и исключительно положительной оценкой.

3. Уровень учебной мотивации также может зависеть от степени активности при изучении учебного материала. С данной точки зрения целесообразно ставить младшего школьника с любым уровнем учебной мотивации в позицию

исследователя при решении школьных задач. Такой подход развивает субъектность младших школьников, побуждает выступать инициаторами позитивных изменений в структуре имеющихся знаний, а также благоприятно влияет на ход дальнейшего обучения.

В заключение хочется отметить, что проведенный анализ является одним из этапов более широкого исследования, по изучению психологических особенностей младших школьников. Дальнейшие изыскания приведут к более углубленному рассмотрению выдвинутых проблем педагогической и возрастной психологии.

Список литературы

1. Бичерова Е. Н., Фещенко Е. М. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - №4. - С. 117-136. DOI: 10.21702/^.2016.4.7

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.

3. Божович Л. И. Психологическое развитие школьника и его воспитание - М.: Академический проект, 2008. - 3е изд., перераб. и доп. - 299 с.

4. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т.; Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.

5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл; Эксмо, 2004. - 512 с.

6. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Академия, 2016. -336 с.

7. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2008. -№ 6/3. - С. 45-51.

8. Желтикова Н. П. Формирование учебной мотивации у обучающихся младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2019. - № 4(76). -С. 87-96.

9. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2014. -318 с.

10. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник. - М.: Логос. 2019. - 384 с.

11. Ильин Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. - К.: Форум, 2021. -489 с.

12. Крыжановская Н. В., Буркова Е. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Концепт. - 2016. -Т. 7. - С. 11-15. DOI: 10.24412

13. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. -2016. - № 23. - С. 437-441.

14. Лаврик О.В. Учебная мотивация «отличников» и слабоуспевающих школьников // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(14). - Новосибирск: СибАК, 2014. - С. 40-45

15. Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 428-431.

16. Пастернак Н. А. Психология образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пастернак, А. Г. Асмолов; под ред. А. Г. Асмолов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 213 с.

17. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учеб. и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 235 с.

18. Фридман Л. М. Психология детей и подростков. - М.: Либроком, 2014. - 500 с.

19. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 411 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

20. Шкуратова А. П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе // Вестник ЗабГУ. - 2014. - № 02 (105). - С. 47-52.

21. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Воронеж, 2007. - 469 с.

References

1. Bicherova, E. N., Feshenko E. M. (2016) Osobennosti ychebnoi motivacii mladshih Shkolnikov obuchaushikhsya po raznym obrazovatel'nym programmam [Features of educational motivation of younger students studying under different educational programs]. Rossiiskii psy-chologicheskii zhurnai - Russian Psychological Journal. Vol.13. No. 4. Pp. 117-136 (In Russian).

2. Bozhovich L. I. (2008) Psyhologicheskoe razvitie shkolnika i ego vospitanie [Psychological development of the student and his education]. 3nd. Ed. Moscow: Academic project. (In Russian).

3. Bozhovich, L. I. (1997) Problemy formirovaniya lichnosti: Pod redakcieii D. I. Feld-shteina/ VstupiteCnaya statya D.I. Feldshteina. [Problems of personality formation: Edited by D. I. Feldstein / Introductory article by D. I. Feldstein]. 2nd. Ed. Moscow: Institute of Practical Psychology. (In Russian).

4. Vygotsky, L. S. (1984) Problrma vozrasta // Vygotsky L. S. Sobranie sochinenii [Vygotsky L.S. The problem of age // Vygotsky L. S. Collected works]. Moscow: Pedagogika (In Russian).

5. Vygotsky, L. S. (2004) Psychologia razvitiya rebenka [Psychology of child development]. Moscow: Publishing House Meaning, Publishing House Eksmo. (In Russian).

6. Gordeeva, T. O. (2016) Psychologiya motivaciidostizheniya [Psychology of achievement motivation]. Moscow: Smysl. (In Russian).

7. Grekova, V. A. (2008) Psychologiya uchebloi motivacii obuchaushikhsya. Uchebnaya motivaciya: osnovnye teorii I podhody [Psychology of educational motivation of students. Educational motivation: basic theories and approaches]. Severo-Kavkazskiipsychologicheskii vest-nik - North Caucasian Psychological Bulletin. No. 6/3. Pp. 45-51. (In Russian).

8. Zheltikova, N. P. (2019) Formirovanie uchebnoi motivacii u obuchaushikhsya mladshego shkol'nogo vozrasta [Formation of educational motivation among students of primary school age]. Nauchnoe soobshestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki [Scientific community of students of the XXI century. Humanities]. Proceedings of the Conference. Novosibirsk: ANS «SibAK». Vol. 4. Pp 87-96. (In Russian).

9. Zak, A. Z. (2014) Razvitie umstvennich sposobnostey mladshich shkolnikov [Development of mental abilities of younger schoolchildren]. Moscow: VLADOS. (In Russian).

10. Zimnya, I. A. (2019) Pedagogicheskaya psychologia: uchebnik [Pedagogical Psychology: textbook]. Moscow: Logos. (In Russian).

11. Ilyin, E. P. (2021) Motivaciya I motiv: teoriya I metody izucheniya [Motivation and motive: theory and methods of study]. K: Forum. (In Russian)

12. Kryzhanovskaya, N. V., Burkova, E. V. (2016) Formirovanie motivacii k uchebnoi deyatel'nosti kak sposob shkol'noi adaptacii sredi mladshih shkol'nikov [Formation of motivation for learning activities as a way of school adaptation among younger students]. Koncept -Concept. Vol. 7. Pp. 11-15. (In Russian).

13. Krylova, D. A. (2016) Uchebnaya motivaciya mladshih shkol'nikov [Educational motivation of younger students]. Molodoi uchenyi - Young Scientist. No. 23. Pp. 437-441. (In Russian).

14. Lavrik, O. V. (2014) Uchebnaya motivaciya «otlichnikov» I slabouspevayshih shkoCnikov [Educational motivation of «excellen»t and underachieving students]. Nauka vchera, segonya, zavtra [Science yesterday, today, tomorrow]. Proceedings of the International Conference. Novosibirsk: ANS «SibAK». No. 7(14). Pp. 40-45 (In Russian).

15. Lysichenkova, S. A. (2012) Vliyanie osobennostei sovremennyh Shkolnikov na ih poznavatelnuy motivaciy [The influence of the characteristics of modern schoolchildren on their cognitive motivation]. MoLodoi uchenyi- Young Scientist. No. 4. Pp. 428-431. (In Russian).

16. Pasternak, N. A. (2018) PsychoLogiya obrazovaniya: uchebnik I praktikum dlya akademi-cheskogo bakaLavriata/N. A. Pasternak, A. G. AsmoLov; pod redakciei A. G. AsmoLov [Psychology of education : textbook and practical course for academic bachelor's degree / N. A. Pasternak, A. G. Asmolov ; edited by A. G. Asmolov]. 2nd. Ed. Moscow: Urayt. (In Russian).

17. Shadrikov, V. D., Mazilov, V. A. (2017) Obshaya psychologiya: uchebnik dlya akadem-icheskogo bakalavriata [General psychology: textbook for academic baccalaureate]. Moscow: Urayt. (In Russian).

18. Shkuratova, A. P. (2014) Issledovanie motivacii dosticheniya v uchebnom processe [Research of achievement motivation in the educational process]. Vestnik ZabGU - Bulletin of ZabGU. No. 02 (105). Pp. 47-52. (In Russian).

19. Sklyarova, T. V. Noskova, N. V. (2019) Obshaya, vozrastnaya ipedagogicheskaya pcyk-hoLogiya: uchebnik i praktikum dLya SPO [General, age and pedagogical psychology: textbook and practical course for SPO]. Moscow: Urayt. (In Russian).

20. Fridman, L. M. (2014) PsychoLogia detei i podrostkov [Psychology of children and adolescents]. Moscow: Lobrokom (In Russian).

21. Elkonin, D. B. (2007) Psyhicheskoe razvitie v detskich vozrastach. Izbrannie psycho-Logicheskie trudi [Mental development in childhood. Selected psychological works] // under. Ed. DI. Feldstein - Moscow: Voronezh. (In Russian).

Личный вклад соавторов

Personal co-authors contribution

6%0

Об авторах

Кропотов Евгений Александрович, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-2545-4650, e-mail: ekropotov17@gmail.com

Ванновская Ольга Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-7645-6173, e-mail: vannovskaya@mail.ru

About the authors

Evgeny A. Kropotov, Postgraduate student, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0003-2545-4650, e-mail: ekropotov17@ gmail.com

Olga V. Vannovskaya, Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-7645-6173, e-mail: vannovskaya@mail.ru

Поступила в редакцию: 07.11.2022 Принята к публикации: 29.11.2022 Опубликована: 29.12.2022

Received: 07 November 2022 Accepted: 29 November 2022 Published: 29 December 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.