Научная статья на тему 'Психологическая диагностика негативных факторов развития личности младшего школьника в период возрастного кризиса'

Психологическая диагностика негативных факторов развития личности младшего школьника в период возрастного кризиса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
894
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС / AGE CRISIS / ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PERIODIZATION OF MENTAL DEVELOPMENT / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PSYCHOLOGICAL TESTING / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии личности и психологии развития: психическое состояние и благополучие ребенка в период возрастного кризиса младшего школьного возраста. Представлен теоретический анализ основных подходов к пониманию механизмов возникновения, закономерностей и особенностей протекания возрастного кризиса младшего школьника, позволяющий определить основные методы и методики психодиагностики в исследовании факторов, влияющих на особенности протекания возрастного кризиса ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Diagnostics of Negative Factors in the Development of the Younger Schoolboy personality in Age Crisis

The article is devoted to one of actual problems of modern psychology of personality and development psychology: mental health and well-being of the child in the age of crisis of primary school age. Theoretical analysis of the main approaches to the understanding of the mechanisms, regularities and peculiarities of the age of crisis, the younger the student, allows to identify the main methods and techniques of psycho-diagnostics in the study of the issue.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика негативных факторов развития личности младшего школьника в период возрастного кризиса»

на. - М.: Независимая фирма «Класс»,

2000. - 304 с.

6. Решетников М. М. Психическая травма. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. - 322 с.

7. Самохвалов В. П. Заметки о терапии. К вопросу об этиологии, патогенезе, клинике, терапии и профилактике Semioza simpli-cissima / Таврический журнал психиатрии. -

2001. - Т. 5. - № 2. - С. 5-9

8. Тэхкэ В. Психика и ее лечение. Психоаналитический подход. - М.: Канон+, 2012. - 464 с.

9. Улыбина Е. Страх и смерть желания. -М.: Форум-А, 2003. - 320 с.

10. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. - М.: Академический проект, 2004. - 848 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

12. Холлис Дж. Душевные омуты. - М.: Когито-Центр, 2014. - 192 с.

13. Шарфеттер Х. Шизофренические личности. - М. : Форум, 2011. - 304 с.

14. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 576 с.

15. Epstein S. Cognitive-experiential Self-theory / Handbook of personality theory and research: Theory and Research. - NY: Guilford Publications, 1990. - P. 165-192

16. Scull С. S. Existential themes in interviews with Vietnam veterans: doctoral dissertation. - Menlo Park, CA: Institute of Transpersonal Psychology, 1989.

17. Wilber K. No Boundary. Eastern and Western Approaches to Personal Growth Boulder. - London: Shambala, 1981. - 160 р.

О. А. Рудакова

УДК 159.98:159.922.6 - 053.5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПЕРИОД ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

1Н1 а протяжении столетий проблема развития личности была и остается одной из самых актуальных проблем как науки, так и практики. Особое место в психологических исследованиях, связанных с проблемой личности, занимают работы, в которых изучается динамика развития личности, исследуются особенности личностного развития на разных возрастных этапах, в том числе и в периоды возрастных кризисов.

Психологические исследования в области развития личности младшего школьника позволяют говорить о том, что в основе многих проблем, возникающих в данном возрасте, лежит психологическая причина, связанная с проблемами в личностном развитии ребенка, опосредованная возрастным кризисом. Помимо этого, нивелирование негативных факторов, устранение причин, негативно влияющих на развитие личности младшего школьника, также непосредственно оказывается связано с устранением трудностей (коррекцией) личностного развития ребенка. Это означает, что психологическая помощь детям в период возрастного кризиса предполагает разработку и использование программы психологического сопровождения (психодиагностика и психокоррекция), направленной на оказание психологической помощи и устранение проблем личностного развития.

Младший школьный возраст сопровождается значимыми трансформациями личностной идентичности и осознанием своего но-

вого социального статуса, становлением самостоятельности, существенными изменениями в когнитивной сфере и самооценке ребенка, изменением взаимоотношений в системах ребенок - взрослый, ребенок - ребенок и ребенок - внутреннее Я [8; 9]. Эти процессы можно считать последствиями формирования произвольности умственной деятельности и активного развития мотивационной сферы.

В зарубежной психологии представления о кризисных явлениях личности достаточно разнообразны. Так, например, Ж. Пиаже и Л. Кол-берг рассматривали возрастные кризисы как смену некоторой структуры или организованности человека, приводящие к некоему психологическому переходу. Я. Боом говорит о психологическом механизме возникновения нового в жизни человека. Э. Эриксон и Д. Ле-винсон рассматривали «кризис (конфликт)» как характеристику некоторого отрезка онтогенетического развития.

Понятие «возрастной кризис» сформировалось в возрастной психологии, где слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и кризисы эти называются «нормативными».

Возрастные периодизации психического развития классической возрастной психологии отражают структуру жизненного пути среднестатистического человека, но с использованием библиографического метода получения эмпирических данных, т. е. обращения к биографии индивидуальной личности; периодизация учитывает и те события, которые стали поворотными пунктами в развитии личности и ее жизненного пути, что предполагает внутреннюю систему отсчета. В связи с этим, анализируя результаты многочисленных исследований американских ученых, И. С. Кон делает важный методологический вывод: «жизненный путь отдельной личности или биография индивида не сводится к универсальным закономерностям онтогенеза, этот

путь обусловлен сложной совокупностью социально-исторических условий, от которых зависят стоящие перед личностью на каждом этапе ее развития конкретные задачи и те средства, которыми она располагает для их решения» [2].

Подобные выводы получены в рамках социальной психологии по результатам исследований процессов каузальной атрибуции Г. Келли, Ф. Хайдером и Л. Россом, в рамках которых были выделены и зафиксированы фундаментальные ошибки профессиональных психологов, которые склонны переоценивать роль диспозиционных (личностных) факторов регуляции поведения и недооценивать влияние ситуационных факторов. Наличие кризисных явлений в жизни человека часто бывает вызвано изменением социальной ситуации развития личности, что приводит к смене ролей, к изменению круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых им проблем и возможностей принятия решений и ответственности, к изменению образа жизни, и, наконец, образа Я, представления о самом себе. Все это позволяет трактовать жизненные события как факторы, создающие условия для личностных изменений, для перестройки личности как субъекта события. Таким образом, событие является для человека кризисным лишь в том случае, когда оно затрагивает центральные аспекты его личности (его образ Я и представление о себе), действуя на них разрушительно или вынуждая личность изменять их.

Итак, возрастной кризис - это состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определенный момент развития личности. Возрастной кризис может нести в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно-психического или психосоматического страдания.

Теоретическое осознание важнейшего значения возрастного кризиса существенно опередило начало его систематического исследования. Хотя некоторые из важных симптомов возрастного кризиса были описаны еще в работах немецких педагогов начала прошлого столетия («Возраст детской строптивости» А. Бусеманна и О. Кроха), попытки эмпири-

2О/б// -

Таблица 1

Модель психологической диагностики личности младшего школьника в период возрастного кризиса

Диагностика возрастного кризиса младшего школьника

Наиме- Психологические факторы

нование факторов Социальные факторы Вид ведущей деятельности Возрастные новообразования

Содержатель -ный компонент возраста Взаимоотно шения между ребенком и средой Социальный статус Учебная деятельность Мотивацион ная сфера Познаватель ная сфера Самооценка Самосознание

Выявляемые признаки Уровень тревожности конфликтность страхи агрессивность импульсивность стиль семейного воспитания Уровень коммуникативных навыков Умение учиться, трудности в обучении Познавательная мотивация (инфантилизм) Произвольность внимания и восприятия смысловая память и способ запоминания словесно-логическое мышление Уровень самооценки Уровень самосознания

гностический инструментарий - Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан - Методика «Школа зверей» С. Панченко - Методика диагностики родительских отношений (ОРО) A.Я. Варга, B.В.Столина - Методика «Семейная социограмма» - Методика диагностики коммуникативных навыков «Социометрия» Дж. Морено - Анализ учебной деятельности; - Анкета для учителя - Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лусканова - Методика «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А. Б. Орлова - Методика «Расстановка чисел» - Корректурная проба А.Г. Иванова-Смоленского - Методика «Таблицы Шульте» - Методика «Узнавание фигур» - Методика «10 слов» А. Р. Лурия - Методика «Воспроизведение рассказа» - Методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичена -Методика исследования логического мышления «Исключение лишнего» - Методика исследования самооценки «Лесенка» - Методика исследования самооценки «Дерево» адаптация Л.П. Пономаренк о - Методика исследования Я-концепции Пирса-Харриса

и - Методика «Тест руки» Э. Вагнера - Графическая методика «Кактус» М.А. Панфилова;

ческого исследования картины протекания кризисов у детей оказались сопряжены со значительными трудностями. Тем не менее по мере продвижения возрастной психологии в понимании механизмов онтогенетического развития были получены данные, позволяющие конкретизировать теоретическую схему возрастного кризиса и продвинуться в понимании специфики отдельных кризисов детства.

В личности как сложном психическом конструкте тесно переплетаются множество биологических, психических и социальных

факторов. Изменение одного фактора приводит к изменениям во взаимоотношениях с другими факторами и на личность в целом. На сегодняшний день следует отметить, что нет какой-либо единой методики, позволяющей полностью исследовать личность младшего школьника; с помощью экспериментального исследования можно получить лишь частичную характеристику личности (отдельные личностные проявления).

В связи с этим нами была разработана модель психологической диагностики лично-

сти младших школьников по основным факторам, характеризующим наличие компонента кризисного реагирования (таблица 1).

На наш взгляд, личность младшего школьника необходимо исследовать системно, взяв за основу ведущие факторы, характеризующие наличие кризисного реагирования, такие, как социальный фактор, который позволяет исследовать межличностные взаимоотношения ребенка со средой (уровень школьной и личностной тревожности, адаптивность, агрессивность, уровень коммуникативных навыков, стиль семейного воспитания, эмоциональный климат в семье и в школе); психологический фактор, который включает в себя исследование личности ребенка как субъекта учебной деятельности (умение учиться, трудолюбие, трудности в обучении, уровень познавательной мотивации, наличие инфантилизма) и уровень сформированности возрастных новообразований: познавательная сфера (сформированность произвольности внимания и восприятия, смысловой памяти, эффективности и способов запоминания, наличие логического мышления), уровень самоосознания и самооценка ребенка.

Контент-анализ психолого-педагогической литературы, представленная модель психологической диагностики личности младшего школьника в период возрастного кризиса позволяет рассуждать о том, что данный кризис протекает у всех детей по-разному и влияет на отдельные структурные компоненты, локализовано отражаясь на всей личностной системе в целом.

Рассматривая социальный фактор негативного воздействия на личность младшего школьника в период возрастного кризиса, мы ставим перед собой задачу исследовать взаимоотношения между ребенком и средой, а также его социальный статус. Графическая методика «Кактус», разработанная М. А. Панфиловой, используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка и позволяет выявить следующие компоненты психики ребенка: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, неуверенность в себе, демонстративность, открытость, скрытность, осто-

рожность, оптимизм, тревожность, женственность, экстравертированность, интровертиро-ванность, стремление к домашней защите, чувство семейной общности, отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества [6; 7]; методика «Тест руки» Э. Вагнера предназначен для диагностики личностно-эмотивной направленности ребенка, таких показателей, как агрессивность, страхи, эмоциональность, коммуникативность, зависимость, демонстративность, уверенность, активная безличность, пассивная безличность [5].

Особенности взаимоотношения ребенка со средой позволят диагностировать следующие методики: методика «Диагностика школьной тревожности» А. М. Прихожан - проективная методика, которая предназначена для диагностики школьной тревожности у детей с шести до девяти лет (основное направление методики заключается в выявлении детей «группы риска», т. е. с высоким уровнем тревожности) [10]; методика диагностики адаптивности учащихся к школе «Школа зверей» С. Панченко, которая позволяет выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции, результаты данной методики дают возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности [10]; методика «Диагностика родительских отношений» (ОРО) А. Я. Варга и В. В. Столина, цель которой - диагностика родительских отношений, которые понимаются как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (анализ проводится по пяти шкалам: «Принятие - отвержение» -шкала отражает интегральное эмоциональное отношение родителей к ребёнку; «Кооперация» - шкала отражает социально желательный образ родительского отношения к ребёнку; «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении родителей с ребенком; «Авторитарная гиперсоциализация» -шкала отражает форму и направление кон-

троля родителей за поведением ребенка; «Маленький неудачник» - шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем) [5, 10]; методика «Семейная социограмма» - относится к проективным методикам, предназначена для психодиагностики семейных взаимоотношений и позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье -прямой или опосредованный [5, 10].

Важным компонентом социального фактора в изучении личности детей младшего школьного возраста в период возрастного кризиса является его социальный статус в группе. Использование в исследовании методики диагностики коммуникативных навыков «Социометрия» Дж. Морено позволит получить информацию о социально-психологических отношениях в группе; статусе ребенка в группе; психологической совместимости и сплоченности в группе; неофициальном структурном аспекте социальной группы и царящей в ней психологической атмосфере; социометрических критериях: формальных / неформальных, двойных / ординарных, прогностических, сильных (или значимых) / слабых (незначимых) [1; 4].

Психологический фактор исследования личности младшего школьника в период возрастного кризиса заключается в определении вида ведущей деятельности и возрастных новообразований, т. е. отсутствии инфантилизма и наличии познавательной мотивации. В качестве новообразования исследуется наличие произвольности внимания и восприятия; наличие смысловой памяти и эффективных способов запоминания, а также словесно-логического мышления; уровень сформирован-ности самооценки, а также уровень самоосознания.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность; анализ учебной деятельности ребёнка, беседа и анкетирование учителей позволит определить умение ребёнка учиться и обучаться, то, какие трудности в обучении возникают.

Важным компонентом в обучении является наличие познавательной мотивации, которую можно выявить с помощью анкеты «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лус-канова (определение школьной мотивации), которая наилучшим образом отражает отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию, школьную адаптацию [5; 10]; а также методика «Неоконченные предложения» М. Ньюттена, в модификации А. Б. Орлова, которая представляет собой набор специально подобранных неоконченных предложений. Цель методики заключается в психодиагностике мотивации учения учащихся. Анализ результатов позволяет выявить положительное или отрицательное отношение к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимая деятельность учащегося (учение, игра, труд и т. д.); 2 -личностно-значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 -знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию) [10].

Важнейшую роль в становлении личности младшего школьника играет наличие тех или иных новообразований, таких, как произвольность внимания и восприятия, смысловая память и способ запоминания, словесно-логическое мышление, становление самооценки и самосознания.

Произвольность - одно из ведущих и значимых новообразований данного возраста; наличие произвольности в познавательной сфере и поведении сигнализирует о протекании кризиса. Методика «Расстановка чисел» предназначена для оценки произвольного внимания, позволяет выявить хорошо развитые функции внимания [3;5]; методика «Корректурная проба» А. Г. Иванова-Смоленского направлена на изучение произвольности, пере-ключаемости внимания и работоспособности по корректурным таблицам [3; 5]; методика

«Таблицы Шульте» позволяет определить уровень произвольности устойчивости внимания и динамику работоспособности, степень вра-батываемости, психическую устойчивость [3]. Уровень произвольности восприятия у младших школьников можно выявить при помощи методики «Узнавание фигур», предназначенной для диагностики особенностей процессов восприятия и узнавания у детей и взрослых [11].

Важнейшим когнитивным новообразованием является формирование смысловой памяти и словесно-логического мышления. Методика «Воспроизведение рассказа» позволяет определить уровень смысловой памяти, ее объем и особенности, способности к запоминанию текстов [5; 10]; методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия - одна из наиболее часто применяемых методик для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности памяти и внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения [5; 10]; методика «Исключение лишнего» предназначена для исследования логического мышления у детей и взрослых. Данная методика позволяет исследовать логическое мышление по основным шкалам, таким как уровни развития мышления: способность к обобщению, выделению существенных признаков, способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки [5; 10]; методика «Исследование словесно-логического мышления» Э. Ф. Зам-бацявичена позволит выявить уровень развития и особенностей понятийного мышления, сформированность важнейших логических операций. Данная методика позволяет оценить универсальные учебные действия - познавательные логические: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; логические действия сравнения, классификации по заданным критериям, сформи-рованность логического действия «умозаключения», умение устанавливать аналогии; сформированность умение обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям: преобладающий уровень развития понятийного мышления в классе; наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу; наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции); наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции); словарный запас учеников и его особенности [5; 10].

Не менее важным компонентом психологического фактора и новообразования младшего школьника является формирование его самооценки и самосознания. Методики исследования самооценки «Лесенка» В. Г. Щур и «Дерево» Д. Лампен в адаптации Л. П. По-номаренко предназначены для исследования самооценки детей различного возраста; в процессе выполнения задания используется стандартный набор характеристик: «хороший -плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый», «самый старательный - самый небрежный» [5; 10]; методика «Исследования Я-концепции» Пирса-Харриса направлена на выявление «глобального самоотношения» (самоудовлетворенность), специфических форм самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д., также позволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении, в отличие от содержательного аспекта Я-кон-цепции [5; 10].

Диагностический инструментарий, предлагаемый нами, позволяет на основе комплексного подхода наиболее полно выявить как негативные, так и положительные факторы, влияющие на развитие личности младшего школьника в период протекания возрастного кризиса. На наш взгляд, разработанная нами модель психологической диагностики личности младшего школьника в период возрастного кризиса позволяет раскрыть основную суть, закономерность и причины неблагоприятного или затруднительного развития ребенка. Результаты, полученные при помощи дан-

ного диагностического инструментария, позволяют не только выявить факторы, негативно влияющие на развитие личности ребенка, но и разработать и использовать на практике программу психологического сопровождения развития личности младшего школьника, предусматривающей нивелирование негативных факторов и усиление роли тех факторов, которые оказывают конструктивное влияние на личность ребенка.

Возрастные кризисные явления в жизни младшего школьника вызывают изменения в социальной ситуации развития личности, приводят к смене ролей, к изменению круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых им проблем и возможностей принятия им решений и ответственности, к изменению его образа жизни, и наконец, его образа Я, представления о самом себе. Все это позволяет трактовать кризисные события как фактор, создающий условия для личностных изменений, для перестройки личности как субъекта события. Таким образом, вопросы, связанные с проблемами диагностики кризисных явлений личности младшего школьника, актуальны в современном, в том числе и научно-психологическом обществе, и требуют новых взглядов и эффективных способов выявления личностной и социальной дезинтеграции.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии личности и психологии развития: психическое состояние и благополучие ребенка в период возрастного кризиса младшего школьного возраста. Представлен теоретический анализ основных подходов к пониманию механизмов возникновения, закономерностей и особенностей протекания возрастного кризиса младшего школьника, позволяющий определить основные методы и методики психодиагностики в исследовании факторов, влияющих на особенности протекания возрастного кризиса ребенка.

Ключевые слова: возрастной кризис, периодизация психического развития, психодиагностика, методы исследования.

SUMMARY

The article is devoted to one of actual problems of modern psychology of personality and development psychology: mental health and well-being of the child in the age of crisis of primary school age. Theoretical analysis of the main approaches to the understanding of the mechanisms, regularities and peculiarities of the age of crisis, the younger the student, allows to identify the main methods and techniques of psycho-diagnostics in the study of the issue.

Key words: the age crisis, periodization of mental development, psychological testing, research methods.

ЛИТЕРАТУРА

1. Золотовицкий Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. - 2002. - № 4. - С. 103-113.

2. Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Педагогика, 1988. - С. 118-139.

3. Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. - М., 1995. -С. 112-116.

4. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / пер. с англ. А. Боковикова. - М. : Академический Проект, 2001.

5. Основы психологии: практикум / ред. -сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

6. Памфилова М. А. Графическая методика «Кактус» // Обруч. - 2000. - № 5.

7. Памфилова М. А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. - 1998. - № 19. - С. 18.

8. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.

9. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. - М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2010. -651 с.

10. Сборник психологических тестов / сост. Е. Е. Миронова. - Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.

11. Узнавание фигур / Альманах психологических тестов. - М., 1995. - С. 86-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.