Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая готовность к школе / психологическое благополучие / старший дошкольный возраст / взаимосвязь / корреляционный анализ / psychological readiness for school / psychological well-being / senior preschool age / relationship / correlation analysis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ушакова Александра Владимировна, Япарова Ольга Георгиевна

В статье раскрываются понятия психологической готовности к школе и психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста. Описываются результаты психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе и особенности их психологического благополучия. Показано, что внутренняя позиция школьников находится на стадии формирования, для испытуемых детей не характерны проблемы в эмоциональной сфере и поведении, во взаимоотношениях со сверстниками. В статье анализируются результаты корреляционного анализа взаимосвязи психологической готовности к школе и психологического благополучия детей дошкольного возраста. Подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь психологической готовности к школьному обучению и психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста, то есть чем выше психологическая готовность к обучению в школе, тем выше психологическое благополучие детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ушакова Александра Владимировна, Япарова Ольга Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the concepts of psychological readiness for school and psychological well-being of older preschool children. The results of the psychological readiness of preschool children to study at school and the features of their psychological well-being are described. It is shown that the inner position of schoolchildren is at the stage of formation, the tested children are not characterized by problems in the emotional sphere and behavior, in relationships with peers. The article analyzes the results of the correlation analysis of the relationship between psychological readiness for school and psychological well-being of preschool children. The hypothesis is confirmed that there is a relationship between psychological readiness for school and psychological well-being of older preschool children, that is, the higher the psychological readiness for school, the higher the psychological well-being of children.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.922.7

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ушакова Александра Владимировна

магистрант, напр. «Педагогическая психология», ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Российская Федерация E-mail: ushakovasasha@mail. ru

Япарова Ольга Георгиевна

доцент, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Российская Федерация E-mail: yaparova@mail. ru

ON THE ISSUE OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF

OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Ushakova Alexandra Vladimirovna

Master's student, direction «Pedagogical Psychology»,

Katanov Khakass State University, Abakan, Russian Federation E-mail: ushakovasasha@mail. ru

Yaparova Olga Georgievna

Assistant professor, PhD in Psychology,

Katanov Khakass State University, Abakan, Russian Federation E-mail: yaparova@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются понятия психологической готовности к школе и психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста. Описываются результаты психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе и особенности их психологического благополучия. Показано, что внутренняя позиция школьников находится на стадии формирования, для испытуемых детей не характерны проблемы в эмоциональной сфере и поведении, во взаимоотношениях со сверстниками. В статье анализируются результаты корреляционного анализа взаимосвязи психологической готовности к школе и психологического благополучия детей дошкольного возраста. Подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь психологической готовности к школьному обучению и психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста, то есть чем выше психологическая готовность к обучению в школе, тем выше психологическое благополучие детей.

Abstract. The article reveals the concepts of psychological readiness for school and psychological well-being of older preschool children. The results of the psychological readiness of preschool children to study at school and the features of their psychological well-being are described. It is shown that the inner position of schoolchildren is at the stage of formation, the tested children are not characterized by problems in the emotional sphere and behavior, in relationships with peers. The article analyzes the results of the correlation analysis of the relationship between psychological readiness for school and psychological well-being of preschool children. The hypothesis is confirmed that there is a relationship between psychological readiness for school and psychological well-being of older preschool children, that is, the higher the psychological readiness for school, the higher the

psychological well-being of children.

Ключевые слова, психологическая готовность к школе, психологическое благополучие, старший дошкольный возраст, взаимосвязь, корреляционный анализ.

Keywords: psychological readiness for school, psychological well-being, senior preschool age, relationship, correlation analysis.

Социальная нестабильность в обществе, эмоциональные перегрузки, повышенная невротизация взрослых, нарушения в сфере детско -родительских отношений обостряет проблему психологического благополучия детей. Изучение психологического благополучия дошкольников является одной из актуальных проблем современной науки. Особенную значимость данная проблема приобретает в отношении старших дошкольников, поскольку в этот возрастной период эмоциональная и чувственная сферы определяют жизнедеятельность ребенка, оказывают влияние на становление его характера и личности в целом. Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым в отношении психического здоровья ребенка, так как происходит резкая смена основных видов деятельности.

Несформированные на дошкольном этапе необходимые психологические новообразования могут стать причиной школьной дезадаптации, проявляющейся в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой успеваемости, различных формах

недисциплинированности. Количество детей, находящихся в состоянии эмоционального дискомфорта, особенно увеличивается на этапе предшкольной подготовки, а с началом школьного обучения эти показатели только растут.

Таким образом, вышеописанные проблемы определили актуальность нашего исследования. Мы предположили, что существует взаимосвязь психологической готовности к школьному обучению и психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста, то есть чем выше

психологическая готовность к обучению в школе, тем выше психологическое благополучие детей.

Н.И. Гуткина под психологической готовностью к школьному обучению понимает необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: 1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации; 2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя; 3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения, логическое мышление и речевое развитие [2].

В России исследования психологического благополучия в достаточной мере проведены у взрослых людей, студентов и подростков, в то время как психологическое благополучие детей дошкольного и младшего школьного возраста изучено в меньшей степени. Дети дошкольного возраста имеют особенности психического развития, которые не позволяют исследовать их психологическое состояние методами прямого опроса и требуют совершенно иного, по сравнению со взрослыми, подхода к пониманию их психологического состояния. Зарождение ощущения психологического благополучия происходит в дошкольном и школьном детстве, в этом возрасте закладываются основы психического здоровья, зарождается субъективное психологическое благополучие [3].

Психологическое здоровье - один из важнейших компонентов благополучия ребёнка, поскольку оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе всей жизни. Важнейшими компонентами психологического здоровья детей являются гармония в эмоциональной и поведенческой сферах, внимание взрослых к

внутреннему миру ребёнка, его увлечениям и интересам, адаптированность ребёнка в обществе, а также сбалансированность внутренних и внешних особенностей развития личности ребёнка, успешность в разных видах деятельности, адекватное социальное поведение [4].

Р. Гудман и С. Скотт, исследуя проблему психологического благополучия, утверждали, что психологическое благополучие определяется отсутствием психологических проблем в сфере эмоций, поведения или отношений и наличием позитивных аспектов развития: успешное функционирование дома, в учебном заведении и другой обстановке, необходимый уровень социальных отношений, сформированность успешных компетенций решения жизненных проблем [1].

Учитывая данные положения, мы провели исследование взаимосвязи психологической готовности к школе и психологического благополучия детей старшего дошкольного возраста. Исследование состояло из двух этапов: на первом этапе мы провели исследование психологической готовности к школе и психологического благополучия детей, на втором этапе был проведен корреляционный анализ для установления взаимосвязи данных феноменов.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Абакана Республики Хакасия «Детский сад «Алёнка» (МБДОУ «Д/с «Алёнка») и «Центр развития ребёнка - детский сад «Ивушка» (МБДОУ «ЦРР-д/с «Ивушка»). В исследовании принял участие 61 ребенок (девочки и мальчики 6 и 7-летнего возраста).

В качестве диагностического инструментария использовались методики Н.И. Гуткиной «Домик», «Внутренняя позиция школьника», «Последовательность событий» и «Звуковые прятки» и опросник Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» (в исследовании был использован вариант опросника, который заполняется специалистами, непосредственно работающими с детьми и имеющими возможность оценить поведение ребенка). Анализ результатов производился с помощью коэффициента Спирмена с

применением IBM SPSS Statistics 27.

По результатам исследования готовности к школьному обучению выявилось:

- среднее значение по методике «Внутренняя позиция школьника» составляет 1,0. Это означает, что в нашей выборке внутренняя позиция школьников находится на стадии формирования. На вопрос «Почему ты хочешь идти в школу?» дети отвечали, что «там можно учиться, становиться умным», но при этом на вопрос «Что ты хочешь, чтобы было длиннее: урок или перемена?» отвечали: «Перемена, чтобы поболтать с друзьями и поотдыхать»;

- среднее значение по методике «Домик» - 0,9. Анализ рисунков по данной методике показал, что чаще всего дети допускали негрубые ошибки, в частности, перекос вертикальных линий, из которых состоит стена домика или «заваливание» палочек забора, а также залезание линий одна за другую;

- среднее значение по методике «Последовательность событий» составляет 1,3. Это означает, что большинство детей сделали задание на среднем уровне, выкладывали правильно последовательность картинок после начала рассказа, либо после наводящего вопроса, чаще всего, рассказ ребенка был скудным и заключался в перечислении изображенного на картинке;

- среднее значение по методике «Фонематический слух» составляет 0,8. Это показывает, что большинство детей не в состоянии различить фонемы в словах на слух и в словах, например, «цепочка», «пирог» отвечали, что звука «о» в них нет.

По результатам эмпирического исследования психологического благополучия выявилось:

- среднее значение по шкале «Эмоциональные симптомы» - 2,4 находится в диапазоне нормы. Это значит, что у детей не было выявлено признаков дистресса, высокой тревожности, неуверенности и страхов. Так на утверждение: «Часто жалуется на головные боли, боли в животе, тошноту» воспитатели отвечали «Неверно», а на утверждение «Характерны ли ребенку страхи, легко пугается» отвечали «Отчасти верно»;

- среднее значение по шкале «Проблемы с поведением» - 1,9 располагается в диапазоне нормы. Это означает, что дети не проявляют агрессивность по отношению к другим, способны следовать правилам нормы и не выказывают раздражительность, не проявляют антисоциального поведения. На утверждение «Обычно послушен, подчиняется требованиям» воспитатели отвечали «Отчасти верно», на утверждение «Часто дерется с другими детьми, задирает их» отвечали «Неверно»;

- среднее значение по шкале «Гиперактивность» - 4,6 также находится в диапазоне нормы. Это говорит о том, что дети не испытывают проблем с гиперактивностью и невнимательностью, не имеют трудностей с концентрацией, не импульсивны. Воспитатели на такие утверждения «Легко отвлекается, внимание рассеянное» или «Постоянно ерзает, вертится» чаще отвечали «Отчасти верно»;

- среднее значение по шкале «Проблемы со сверстниками» - 2,4 находится в диапазоне нормы. Дети не испытывают трудности в построении дружеских взаимоотношений со сверстниками. Так, на утверждение «Имеет по крайней мере одного хорошего друга» отвечали «Верно», на утверждение «Другие дети дразнят, задирают его» отвечали «Неверно»;

- среднее значение по шкале «Просоциальное поведение» - 7,1 в диапазоне нормы. Это означает, что просоциальное поведение, проявляясь часто и повсеместно, демонстрирует внимательность к другим, мотивированность и умение строить отношения с окружающими. На утверждение «Пытается помочь, если кто-нибудь расстроен, обижен или болен» давали ответ «Верно», «Часто вызывается помочь другим (родителям, учителям, детям) - «Отчасти верно»;

- среднее значение по шкале «Общее число проблем» - 11,1 располагается в диапазоне нормы. Это говорит о том, что проблемное поведение не проявляется или проявляется редко.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что у 54,1% детей на момент проведения исследования отсутствуют проблемы в

эмоциональной сфере, во взаимоотношениях со сверстниками, в поведении, не выявлены дети с гиперактивностью, их поведение является просоциальным. Мы можем сделать вывод о том, что большинство детей психологически благополучны.

В нашем исследовании мы ставили основную задачу установить взаимосвязь психологической готовности к школе и психологического благополучия у детей дошкольного возраста. Для этого мы использовали коэффициент корреляции г- Спирмена. Анализ результатов показал:

- выявлена умеренная отрицательная связь средней степени значимости между уровнем развития мотивационной готовности и гиперактивностью ребенка - r-Спирмена=0,398 при р<0,01. То есть, чем выше мотивационная готовность к школе, тем меньше показатель гиперактивности ребенка. Кроме того, выявлена умеренная отрицательная связь между уровнем развития мотивационной готовности и проблемами с поведением ребенка (г-Спирмена=0,309 при р<0,05);

- выявлена умеренная отрицательная связь средней степени значимости между уровнем развития произвольной сферы и гиперактивностью ребенка - г-Спирмена=0,351 при р<0,01. То есть, чем выше уровень произвольности, тем меньше показатель гиперактивности ребенка. Кроме того, мы видим умеренную отрицательную связь между уровнем развития произвольной сферы и общим количеством проблем (^Спирмена=0,258 при р<0,05);

- выявлена умеренная отрицательная связь между уровнем развития интеллектуальной готовности к школе и гиперактивностью ребенка - г-Спирмена=0,304 при р<0,05. То есть, чем выше уровень интеллекта, тем меньше показатель гиперактивности ребенка;

- выявлена умеренная отрицательная связь между уровнем развития фонематического слуха и гиперактивностью ребенка (^Спирмена=0,316 при р<0,05), эмоциональными симптомами (^Спирмена=0,254 при р<0,05), общим количеством проблем (^Спирмена=0,320 при р<0,05). То есть, чем выше уровень фонематического слуха, тем меньше уровень гиперактивности ребенка,

эмоциональных симптомов и меньше проблем в эмоциональной сфере.

Корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена подтвердил гипотезу о наличии взаимосвязи психологической готовности к школьному обучению и психологическим благополучием детей старшего дошкольного возраста. Установлена обратная (отрицательная) связь между переменными: увеличению значений компонентов психологической готовности к школе соответствует уменьшение количества проблем, имеющихся у ребенка. По всем компонентам психологической готовности мы увидели обратную взаимосвязь с показателем гиперактивности/невнимательности ребенка.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что чем выше психологическая готовность к обучению в школе, тем выше психологическое благополучие детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия [Текст] / Р. Гудман, С. Скотт. -М.: Триада-Х, 2008. - 405 с.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

3. Дубровина И.В. Психологическое благополучие личности как феномен [Электронный ресурс] / И.В. Дубровина // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 166-175. -URL: https://herzenpsyconf.ru/wp-content/uploads/2019/12/pr20-2019.-Dubrovina.pdf (дата обращения: 10.03.2023).

4. Логинова С.В. Обзор исследований психологического благополучия детей [Электронный ресурс] / С.В. Логинова// Мир науки, культуры и образования. - 2017. - № 3. - С. 284-286. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-issledovaniy-psihologicheskogo-blagopoluchiya-detey/viewer (дата обращения: 02.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.