Статья / Article
УДК / UDC 37.015.3-057.874
DOI 10.35231/18186653_2022_2_43
Познавательные процессы и личностные характеристики детей с разным уровнем школьной адаптации
Е. Н. Яхудина, Л. Ф. Сербина
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В данном исследовании анализируется степень развития познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной адаптации. Результаты, представленные в статье, позволяют уточнить данные о различиях в развитии тревожности, самооценки, внимания и памяти младших школьников.
Материалы и методы. Для решения задач исследования и в соответствии с методологическими принципами были использованы: методика изучения социально-психологической адаптации Э.М. Александровской, методика определения объема образной кратковременной памяти С.А. Лукомской, «Корректурная проба» (кольца Ландольта), тест школьной тревожности Филлипса, методика изучения самооценки личности младшего школьника А.И. Липкиной.
Результаты исследования. Проведенный сравнительный анализ позволил выявить различия значений самооценки и уровня тревожности у детей с низким и достаточным уровнем школьной адаптации. Результаты корреляционного анализа позволяют о взаимосвязи показателей самооценки, тревожности и адаптации детей младшего школьного возраста.
Обсуждение и выводы. Проведенный анализ выявил, что уровень тревожности выше у детей с высоким уровнем адаптации, а самооценка выше у детей с низким уровнем адаптации. Статистически значимых различий в показателях внимания и памяти у детей с разным уровнем школьной адаптации не было установлено.
Ключевые слова: познавательные процессы, адаптация, дети младшего школьного возраста, внимание, память, самооценка, тревожность.
Для цитирования: Яхудина Е.Н., Сербина Л.Ф. Познавательные процессы и личностные характеристики детей с разным уровнем школьной адаптации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - № 2. -С. 43-53. DOI 10.35231/18186653 2022 2 43
© Яхудина Е.Н., Сербина Л.Ф., 2022
43
Cognitive processes and personal characteristics of children with different level of school adaptation
Elena N. Yahudina, Lyubov' F. Serbina
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The study is devoted to the cognitive processes and personal characteristics of primary school children with different levels of school adaptation. The results presented in the article allow us to clarify the data on differences in the development of anxiety, self-esteem, attention and memory of younger schoolchildren.
Materials and methods. To solve the research tasks, the following methods were used: the method for studying the socio-psychological adaptation of E.M. Alexandrovskaya, the method for determining the volume of imaginative short-term memory of S.A. Lukomskaya, the "Proof test" (Landolt rings), the Phillips school anxiety test, the method for studying the self-esteem of a younger student A.I. Lipkina.
The results of study. The comparative analysis made it possible to identify differences in the values of self-esteem and the level of anxiety in children with a low and sufficient level of school adaptation. The results of the correlation analysis suggest the relationship of indicators of self-esteem, anxiety and adaptation of primary school children.
Discussion and conclusions. The analysis revealed that the level of anxiety is higher in children with a high level of adaptation, and self-esteem is higher in children with a low level of adaptation. There were no statistically significant differences in the indicators of attention and memory in children with different levels of school adaptation.
Key words: cognitive processes, adaptation, primary school children, attention, memory, self-esteem, anxiety.
For citation: Yakhudina, E. N. Serbina, L. F. (2022) Poznavatel'nye processy i lich-nostnye harakteristiki detej s raznym urovnem shkol'noj adaptacii [Cognitive processes and personal characteristics of children with different level of school adaptation]. Vestnik Lenin-gradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 43-53. DOI 10.35231/18186653_2022_2_43 (In Russian).
Введение
Вопросы познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной адаптации, несмотря на пристальное внимание исследователей, продолжают оставаться актуальными для психологической науки [2; 4; 7; 8; 10; 11]. Трудности, возникающие у детей в процессе школьной адаптации, являются причиной беспокойства родителей и педагогов и поводом для обращения к педагогу-психологу школы [11]. Исследование развития когнитивной и личностной сферы ребенка с разным уровнем школьной адаптации позволит
специалистам создавать программы для психологического сопровождения детей с низким уровнем школьной адаптации и составлять рекомендации для родителей и педагогов по снижению рисков дезадаптации.
Цель исследования: исследование познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной адаптации.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Сравнить уровень развития познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего школьного возраста с разным уровнем адаптации.
2. Проанализировать взаимосвязь значений показателей познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступили дети младшего школьного возраста, обучающиеся в первом классе.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что низкий уровень школьной адаптации связан с недостаточностью уровня развития памяти и внимания, высокой тревожностью, нарушениями в формировании адекватной самооценки.
Обзор литературы
Психические познавательные процессы и такие личностные характеристики, как самооценка, тревожность, адаптационные особенности претерпевают определенные изменения при переходе к школьному детству [5; 6; 7]. Так, рассматривая внимание и память детей дошкольного возраста, можно отметить их непроизвольность. Поступление в школу оказывает большое воздействие на произвольность всех психических процессов, в том числе памяти и внимания первоклассника. В процессе школьных занятий ребенок учится управлять своим вниманием, заставляя себя сознательно следить за речью педагога. Необходимость запоминать большое количество информации (по сравнению с дошкольным детством) предъявляет мнемическим способностям первоклассника повышенные требования. При поступлении в школу происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы
ребенка, и она в норме, занимает первые месяцы обучения в школе. Однако процесс адаптации под влиянием различных социально-психологических и личностных факторов может не только затягиваться, но и нарушаться. Проблемы в адаптации могут развиться и в конце первого класса, и в более позднее время. К причинам низкого уровня адаптации в младшем школьном возрасте можно отнести: несформированность внутренней позиции школьника, слабое развитие произвольности, недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, способности к взаимодействию с другими детьми, отношению к себе. Кроме того, трудной адаптации способствуют завышенные требования родителей, слабое состояние здоровья. Отдельного внимания требуют дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные), леворукие дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и одаренные дети.
На основе анализа теоретической литературы были выделены следующие факторы, которые влияют на адаптационные процессы у младших школьников: наличие эффективности учебной деятельности и положительного отношения к школе, школьных норм, успешности социальных контактов, эмоционального благополучия, развитости форм внимания, низкий уровень тревожности и адекватная самооценка.
Социально-психологический процесс адаптации рассматривается как вид взаимодействия человека с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. В период адаптации появляются новые представления и знания о деятельности, которой придется заниматься. В результате этого происходит самокоррекция и самоопределение личности. В самооценке личности происходят изменения, связанные с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, требованиями и трудностями, уровнем притязаний, рефлексии, образа «Я», оценки себя в сравнении с другими [4].
Рассматривая явление дезадаптации личности некоторые авторы, такие как В.Е. Каган, М.М. Безруких и др., выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности:
• Устойчивая ситуативная дезадаптированность - когда индивид не находит средств и путей адаптации в конкретных социальных ситуациях, предпринимая определенные попытки. Это состояние называется неэффективной дезадаптацией.
• Временная дезадаптированность - устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятий, внутрипсихических и социальных действий. Определяется как неустойчивая дезадаптация [3].
• Общая устойчивая адаптированность - состояние фрустрирован-ности, активизирующее становление паталогических защитных механизмов.
Адаптированность можно охарактеризовать как уровень приспособления человека, проявляющийся через его социальный статус и самоощущения, удовлетворенность и неудовлетворенность собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован и наоборот -дисгармоничен и дезадаптирован [1].
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе первых классов лицея. Всего в исследовании приняло участие 52 ребёнка - 29 девочек и 23 мальчика в возрасте 7-8 лет.
Для решения задач исследования и в соответствии с методологическими принципами был использован следующий инструментарий:
• Методика изучения социально-психологической адаптации Э.М. Александровской.
• Методика определения объема образной кратковременной памяти С.А. Лукомской.
• «Корректурная проба» (кольца Ландольта).
• Тест школьной тревожности Филлипса.
• Методика изучения самооценки личности младшего школьника А.И. Липкиной.
Для проведения сравнительного анализа был использован и-критерий Манна-Уитни. В качестве критерия для сравнения был взят уровень адаптации к школе. Для выявления взаимосвязи между исследуемыми характеристиками использовался коэффициент корреляции гху-Пирсона.
Результаты
В рамках исследования первоклассники были разделены на две группы по критерию адаптации к школе (по Э.М. Александровской). В первую группу вошли первоклассники, чьи результаты были отнесены к
уровню низкой школьной адаптации, во вторую - первоклассники со средним и высоким уровнем адаптации к школе. Значимые различия представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ характеристик первоклассников с разным уровнем адаптации к школе
Параметр M1+m1 (низкий уровень адаптации) M2+m2 (достаточный уровень адаптации) Уровень значимости (Манна-Уитни)
Общая тревожность в школе (Филлипс) 2,61+0,18 1,75+0,16 0,001
Самооценка 2,06+0,19 1,50+0,14 0,05
Примечание. Данные представлены в виде: М - среднее значение, т - ошибка среднего
Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что существуют значимые различия по показателю общей тревожности в школе и самооценке между первоклассниками с разным уровнем адаптации к школе. Так, первоклассники с низким уровнем школьной адаптации отличаются от своих адаптированных сверстников более высокими показателями тревожности в школе. Они испытывают большую тревогу, чем их более успешные в адаптации сверстники. При этом следует отметить, что самооценка у обучающихся с проблемами в адаптации значимо выше, чем этот же показатель у адаптированных первоклассников. Вероятно, это может говорить о том, что у первоклассников с высокими и средними показателями адаптации стала активно развиваться рефлексия, которая и повлияла на более критичную оценку себя и своих возможностей. Ученики с низким уровнем школьной адаптации, скорее всего, в большей степени заняты поиском «своего» места в школе, что мешает им объективно оценивать себя.
По другим изучаемым характеристикам (интеллектуальным и личностным) значимых различий обнаружено не было. Таким образом, можно говорить о том, что и хорошо адаптированные, и первоклассники с проблемами в адаптации отличаются средними показателями тревожности по поводу установления социальных контактов,
возможности достижения успеха. Незначительно выше у адаптированных школьников страх выражать себя, по всей видимости, связанный с неумением подавать себя или с тревогой по поводу восприятия себя со стороны. У школьников с низким уровнем школьной адаптации, напротив, незначительно выше показатели тревожности в ситуациях проверки знаний. Парадоксальным кажется факт, что педагоги не видят проблем у первоклассников с низким уровнем адаптации и не отмечают проблем в адаптации. У адаптированных школьников учителя видят больше затруднений в адаптации к школе. Однако данный факт не достигает уровня критических значений и может рассматриваться только на уровне тенденции.
Показатели внимания и памяти также имеют разные тенденции, не достигающие уровня критических значений. Так, ориентируясь на средние значения, можно говорить о предположительной тенденции к более высокому объему памяти у адаптированных первоклассников, а показатели внимания выше у школьников с низким уровнем школьной адаптации (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ характеристик первоклассников с разным уровнем школьной адаптации
Параметр M1+m1 (дезадаптация) M2+m2 (хорошая адаптация)
Переживание социального стресса 1,72+0,2 1,85+0,18
Фрустрация потребности в достижении успеха 1,89+0,19 1,8+0,19
Страх самовыражения 1,72+0,18 1,85+0,18
Страх ситуации проверки знаний 2,06+0,19 1,85+0,17
Экспертная оценка адаптированности 2,11+0,14 1,95+0,15
Объем образной памяти 11,72+1,3 12,8+0,9
Точность внимания 15,06+0,8 14,8+0,5
Примечание. Данные представлены в виде: М - среднее значение, т - ошибка среднего
В соответствии с задачами было проведено корреляционное исследование, которое выявило следующие взаимосвязи.
Так, общий показатель школьной адаптации по Э.М. Александровской отрицательно коррелирует с показателем «Общая тревожность в школе» (Филлипс) (г= -0,537, при р<0,01). Можно полагать, что чем выше общая тревожность ребенка, чем напряженнее его эмоциональное состояние, тем хуже будет проходить процесс адаптации к школе. Таким образом, можно говорить о том, что коррекция эмоционального состояния, связанного со школой, будет плодотворно влиять на успешность адаптации к школе.
Также была установлена отрицательная связь между самооценкой и показателем тревожности «Страх проверки знаний» (Филлипс) (г= -0,337, при р<0,01). Так, чем ниже самооценка первоклассника, тем чаще и больше будет тревожиться ребенок в различных ситуациях оценивания, что может негативно сказаться на успешности обучения и адаптации.
В ходе корреляционного анализа была установлена отрицательная связь между показателем объема образной кратковременной памяти и экспертной оценкой адаптированности ребенка (г=-0,402, при р<0,01). Предположительно, это значит, что чем выше показатели кратковременной памяти, тем ниже оценивают педагоги адаптированность ребенка к школьной жизни. Вероятно, учитель делает упор в оценивании успешности процесса адаптации на личностные характеристики первоклассников.
Обсуждение и выводы
Хорошо адаптированные первоклассники с проблемами в адаптации отличаются средними показателями тревожности по поводу установления социальных контактов, возможности достижения успеха. Незначительно выше у адаптированных школьников страх выражать себя, у школьников с низким уровнем адаптации незначительно выше показатели тревожности в ситуациях проверки знаний. Более высокий объем памяти у адаптированных первоклассников, а показатели внимания выше у школьников с проблемами в адаптации.
Обнаружены значимые различия по показателю общей тревожности в школе и самооценке между первоклассниками с разным уровнем адаптации к школе - уровень тревожности выше у детей с высоким уровнем адаптации, а самооценка выше у детей с низким уровнем адаптации. Установлены отрицательные корреляционные связи общей тревожности и школьной адаптации, а также между самооценкой и страхом проверки знаний.
Таким образом, выявленные различия значений познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего школьного возраста позволяют разработать рекомендации для работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста с низким уровнем школьной адаптации.
Список литературы
1. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Соматизация психических расстройств в детском возрасте. - М., 2005.
2. Баландина А.А., Васильева С.В. Взаимосвязь тревожности и адаптации к школе у первоклассников // Актуальные вопросы психологии в исследованиях студентов и аспирантов: сб. науч. ст. - М.: СВИВТ, 2018. - С. 12-19.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2004.
6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Пятаков Е.О. Развитие психических познавательных процессов в наиболее восприимчивых возрастах -начиная с дошкольного возраста и заканчивая юностью // Вестник практической психологии образования. - 2017. - № 3 (52). - С. 94-106.
7. Донцов Д.А., Ковалев А.И., Климова О.А. Формирование психических познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте // Научные исследования и образование. - 2018. - № 2(30). - С. 23-33.
8. Литвиненко Н.В. Исследование личностных особенностей первоклассников как фактора адаптации к школе // Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования: сб. науч. ст. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2021. - С. 23-28.
9. Петрова С.С., Белькова К.А. Ситуация успеха как условие адаптации младших школьников к обучению в начальной школе // Наука и образование: материалы междунар. науч. конф., Пенза, 15 марта 2017. - Пенза: Наука и просвещение, 2017. -С. 95-99.
10. Степанова О.Ю., Липская Т.А. Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик: сб. науч. ст. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. - С. 306-310.
11. Шерснева С.А., Мартинович Н.Е. Социально-педагогическая адаптация первоклассников к школе и учебной деятельности // Повышение качеств профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сб. науч. ст. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2016. - С. 211-214.
References
1. Antropov, YU.F., Bel'mer, S.V. (2005) Somatizaciya psihicheskih rasstrojstv v detskom vozraste [Somatization of mental disorders in childhood]. Moscow. (In Russian).
2. Balandina, A.A., Vasil'eva, S.V. (2018) Vzaimosvyaz' trevozhnosti i adaptacii k shkole u pervoklassnikov [The relationship of anxiety and adaptation to school in first graders]. Aktual'nye voprosy psihologii v issledovaniyah studentov i aspirantov [Topical issues of psychology in research of students and postgraduates]. Moscow. pp. 12-19. (In Russian).
3. Bozhovich, L.I. (1995) Izbrannye psihologicheskie trudy. Problemy formirovaniya lichnosti. [Selected psychological works. Problems of personality formation]. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya. (In Russian).
4. Wenger, A.L., Zuckerman, G.A. (2005) Psihologicheskoe obsledovanie mladshih shkol'nikov. [Psychological examination of younger schoolchildren]. Moscow: Vlados -Press. (In Russian).
5. Vygotskij, L.S. (2004) Psihologiya razvitiya rebenka. [Psychology of child development]. Moscow: Smysl, Eksmo. (In Russian).
6. Dontsov, D.A., Dontsova, M.V., Pyatakov, E.O. (2017) Razvitie psihicheskih pozna-vatel'nyh processov v naibolee vospriimchivyh vozrastah - nachinaya s doshkol'nogo voz-rasta i zakanchivaya yunost'yu. [Development of mental cognitive processes in the most susceptible ages - starting from preschool age and ending with youth]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya - Bulletin of practical Psychology of Education. Vol. 3(52). pp. 94106. (In Russian).
7. Dontsov, D.A., Kovalev, A.I., Klimova, O.A. (2018) Formirovanie psihicheskih poz-navatel'nyh processov v doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste. [Formation of mental cognitive processes in preschool and primary school age]. Nauchnye issledovaniya i obra-zovanie - Scientific research and education. Vol. 2(30). pp. 23-33. (In Russian).
8. Litvinenko, N.V. (2021) Issledovanie lichnostnyh osobennostej pervoklassnikov kak faktora adaptacii k shkole [Research of personal characteristics of first-graders as a factor of adaptation to school]. Obuchenie i vospitanie v period detstva: sovremennye teoretiches-kie i metodicheskie problemy doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya [Training and upbringing during childhood: modern theoretical and methodological problems of preschool and primary education]. Orenburg: Orenburgskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universi-tet. pp. 23-28. (In Russian).
9. Petrova, S.S., Belkova, K.A. (2017) Situaciya uspekha kak uslovie adaptacii mladshih shkol'nikov k obucheniyu v nachal'noj shkole. [The situation of success as a condition for the adaptation of younger schoolchildren to primary school education]. Nauka i obra-zovanie [Science and education]. Proceedings of the International Conference. Penza, 15 March 2017. Penza: Science and Education. pp. 95-99. (In Russian).
10. Stepanova, O.Yu., Lipskaya, T.A. (2021) Social'no-psihologicheskaya adaptaciya pervoklassnikov k shkole [Socio-psychological adaptation of first-graders to school]. Inte-graciya psihologo-pedagogicheskih nauk i aktual'nyh obrazovatel'nyh praktik [Integration of psychological and pedagogical sciences and relevant educational practices]. Kirov: Mezhre-gional'nyj centr innovacionnyh tekhnologij v obrazovanii. pp. 306-310. (In Russian).
11. Shersneva, S.A., Martinovich, N.E. (2016) Social'no-pedagogicheskaya adapta-ciya pervoklassnikov k shkole i uchebnoj deyatel'nosti [Socio-pedagogical adaptation of first-graders to school and educational activities]. Povyshenie kachestv professional'noj podgotovki specialistov social'noj i obrazovatel'noj sfer [Improving the quality of professional training of specialists in social and educational spheres]. Vitebsk: Vitebskij gosudarstvennyj universitet im. P.M. Masherova. pp. 211-216.
Вклад соавторов
Соавторство неделимое.
Co-authors' contribution
Co-authorship is indivisible.
Об авторах
Яхудина Елена Николаевна, кандидат психологических наук, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-2025-8714, e-mail: [email protected]
Сербина Любовь Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-3133-8181, e-mail: [email protected]
About the authors
Elena N. Yahudina, Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0003-2025-8714, e-mail: [email protected]
Lyubov' F. Serbina, Dr. Sci. (Ped.), Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-3133-8181, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 06.04.2022 Received: 06 Apr. 2022
Принята к публикации: 21.04.2022 Accepted: 21 Apr. 2022
Опубликована: 30.06.2022 Published: 30 June 2022