Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / МОТИВЫ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL INTELLIGENCE / FACTORS OF SOCIAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS / MOTIVES / PERSONALITY ORIENTATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Везетиу Виталий Викторович

В статье исследуется воздействие психологических факторов на процесс развития социального интеллекта личности. В работе обоснована сущность данного личностного образования, представлена его структура, рассмотрены основные внешнепсихологические и внутрипсихологические детерминанты становления и развития социального интеллекта личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL PERSONAL INTELLIGENCE OF PERSONALITY

The article examines the impact of psychological factors on the development of social intelligence of the individual. The paper substantiates the essence of this personal education, presents its structure, and considers the main external and internal psychological determinants of the formation and development of social intelligence of the individual.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ»

Annotation. The article discusses the pedagogical mechanisms for the development of students' creative abilities in the process of mastering a foreign language. The specificity of the manifestation and regulation of students' creative potential is highlighted, and the methods of pedagogical influence on its disclosure are also determined. The place and role of creativity in the educational process of mastering foreign competencies are determined.

Keywords: development of students' creative abilities, student creativity, the process of mastering a foreign language, creativity in the educational process.

Литература:

1. Кунгурова И.М. Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в процессе обучения иностранному языку / И.М. Кунгурова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №2.

2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961.

3. Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке / Г.Ф. Устинина // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 2

УДК 370

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ЛИЧНОСТИ

магистрант Везетиу Виталий Викторович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В психологической литературе понятие «социальный интеллект» в широком смысле понимается как способность личности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из разных социальных ситуаций.

Согласно научному подходу Г.Ю. Айзенка, социальный интеллект - это результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий; это такой тип интеллекта, на формирование которого существенное влияние оказывает социальная среда [1].

В целом проблема социального интеллекта в психологической науке рассматривается с точки зрения таких подходов, как структурно-генетический, когнитивный, факторно-аналитический, иерархический и пр.

По словам О.Б. Хлебодаровой, «имеющиеся в психологии эмпирические исследования затрагивают проблему СИ преимущественно в таких аспектах, как изучение особенностей СИ и психологических качеств личности, его взаимосвязи с общим интеллектом и его компонентами» [6, с. 140]. Автор подчеркивает, что разнообразие подходов к определению социального интеллекта личности обосновывает неоднозначность подходов к определению его структуры [6].

Изложение основного материала исследования. В рамках данного исследования нам импонирует подход, согласно которому система социального интеллекта состоит из таких личностных подструктур, как:

1) мотивационно-целевая подструктура;

2) когнитивная подструктура;

3) операционно-технологическая подструктура;

4) коммуникативно-ролевая подструктура;

5) регулятивная подструктура.

Первостепенное значение среди указанных подструктур принадлежит мотивационной и коммуникативной подструктурам.

Анализ теоретических источников позволяет обосновать мысль о том, что развитие социального интеллекта личности детерминируется рядом внешнепсихологических и внутрипсихологических факторов.

К внешнепсихологическим детерминантам исследователи относят:

- возраст;

- пол;

- семья;

- уровень образования;

- рабочий стаж;

- статус в учебной группе или в трудовом коллективе.

На основе анализа исследования Е.В. Беляевой, можно сделать вывод о том, что возрастной фактор не является определяющим в развитии социального интеллекта, хоть и определенным образом влияет на него [3].

Исследования, посвященные изучению индивидуально-психологических характеристик личности, позволяют обнаружить различия социального интеллекта в зависимости от половой принадлежности. Так, по мнению Е.В. Беляевой, женщины имеют более высокие показатели уровня социального интеллекта, а мужчины лучше ориентируются в последствиях собственного поведения, невербальных сигналах и содержании межличностных отношений [3].

Одним из институтов, способствующих усвоению общественного опыта, является семья. На основе анализа психологических исследований можно заключить, что дети раннего возраста, которые воспитываются в разных семейных условиях, различаются по количественным и качественным характеристикам социальной активности и уровню развитости социального интеллекта [5].

По мнению ряда исследователей, образование является основным источником развития социального интеллекта. Условием формирования социального интеллекта является система образования как источник знаний о многомерном окружающем мире, его материальной, социальной, моральной и политической сферах [2; 5].

Образование в современной психологической науке понимается в двух основных контекстах:

- как социальный процесс передачи опыта от поколения к поколению;

- как индивидуальный процесс усвоения и овладения общечеловеческим опытом.

Так, профессиональное образование выступает одним из факторов развития социального интеллекта. В процессе профессиональной подготовки студент готовится к будущей практической деятельности, в данном контексте происходит вхождение в систему профессиональных и производственных взаимоотношений. Образование выступает предпосылкой успешной профессиональной адаптации и определяет динамику профессионального самоопределения, что позволяет обосновать образование как ведущий фактор развития социального интеллекта личности.

По мнению исследователей стаж как продолжительность выполнения человеком определенной профессиональной деятельности самостоятельно не оказывает решающего влияния на развитие социального интеллекта, однако признается учеными в качестве второстепенного фактора его становления [2].

Одним из ключевых детерминант развития социального интеллекта личности является фактор группового позиционирования (статус и взаимоотношения личности в учебной группе или в профессиональном коллективе). По мнению исследователей В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой и др., динамика становления формального и неформального статуса в коллективе оказывает прямое воздействие на становление и развитие социального интеллекта личности [4].

Наряду с внешнепсихологическими факторами, значительное влияние на процесс становления и развития социального интеллекта оказывают внутрипсихологические детерминанты, ведущими из которых являются индивидуально-психологические особенности. В рамках данных особенностей исследователи выделяют мотивационные, когнитивные проявления и направленности личности.

Среди внутрипсихологических детерминант наиболее значимыми являются мотивы, непосредственно связанные с процессом познания. Уровень развития социального интеллекта значительно выше у тех людей, в рамках мотивационной структуры которых доминируют познавательные мотивы.

На уровень развития социального интеллекта оказывает также значительное влияние мотивация социального успеха. По мнению В.Н. Куницыной, основными характеристиками людей с выраженным мотивом социального успеха являются большая активность и уверенность в себе, а также высокий уровень социального интеллекта [4].

Выводы. Таким образом, в рамках данного исследования социальный интеллект понимается нами как сложное интегративное личностное образование, проявляющееся в умении строить объективно созидательное и гармоничное взаимодействие в контексте всех сфер общественной жизни. На его становление оказывают влияние внешнепсихологические факторы, ведущими из которых являются семья, уровень и специфика образования, социальный статус в коллективе. Не менее значимыми относительно проблемы развития социального интеллекта являются внутрипсихологические детерминанты, ведущими их которых выступают индивидуально-психологические проявления и направленности личности, в частности мотивы.

Аннотация. В статье исследуется воздействие психологических факторов на процесс развития социального интеллекта личности. В работе обоснована сущность данного личностного образования, представлена его структура, рассмотрены основные внешнепсихологические и внутрипсихологические детерминанты становления и развития социального интеллекта личности.

Ключевые слова: социальный интеллект, факторы развития социального интеллекта, психологические детерминанты, мотивы, направленность личности, социализация.

Annotation. The article examines the impact of psychological factors on the development of social intelligence of the individual. The paper substantiates the essence of this personal education, presents its structure, and considers the main external and internal psychological determinants of the formation and development of social intelligence of the individual.

Keywords: social intelligence, factors of social intelligence development, psychological determinants, motives, personality orientation, socialization.

Литература:

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995 г. - №1 - С. 160.

2. Баширов И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: дис. канд. психол. наук. - М., 2006. - 181 с.

3. Беляева Е.В. Социальный интеллект и психологические качества личности руководителя: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.05. - Самара, 2005. - 28 с.

4. Куницына В.Н. Межличностные отношения / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. -СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460 с.

6. Хлебодарова О.Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый. - 2011. - № 11 (34). - Т. 2. - С. 139-140

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Потребность формирования готовности будущего учителя начальных классов к реализации проектной деятельности в системе начального образования обосновывается рядом причин. Во-первых, педагогической проектирование является сегодня ведущей технологией построения и реализации образовательного процесса в современных условиях.

Во-вторых, одним из ведущих в контексте организации учебно-познавательной деятельности младших школьников является метод проектов. Для его реализации и учитель, и обучающиеся должны владеть рядом проектных умений, к которым исследователи относят следующие:

- самостоятельно формулировать проблемы в результате изучения проблемных ситуаций;

- определять цели проектной деятельности;

- поэтапно планировать проектную деятельность;

- формулировать задачи и ожидаемые результаты;

- определять сроки и исполнителей реализации проектной работы;

- организовывать и пошагово осуществлять проектную деятельность для достижения поставленных целей;

- публично презентовать и защищать результаты учебного проектирования;

- анализировать результаты проектной деятельности по их соответствию поставленным целям [7].

В-третьих, построение учебно-воспитательного процесса на проектной основе позволяет прогнозировать

образовательные результаты обучающихся, оценить возможные риски, своевременно корректировать образовательные программы и систему методического, содержательного и технологического обеспечения педагогического процесса.

На основе изложенного можем обосновать, что одной из задач учреждений высшего профессионального образования, специализирующихся на подготовке будущих педагогов начального образования, является формирование проектных умений студентов и их готовности к организации проектной деятельности в системе начального образования и реализации всех компонентов педагогического проектирования.

Изложение основного материала исследования. В широком смысле проектирование - это научно обоснованное построение системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего проекта, прототипа предполагаемого или возможного объекта состояния или процесса. В рамках данного исследования под понятием «проектирование» будем понимать особый тип интеллектуальной деятельности, особенностью которой является перспективная ориентация, практически направленное исследования.

На современном этапе развития системы высшего профессионального педагогического образования ведущей концептуальной основой его реализации признан компетентностный подход. Так, развитие проектных способностей и умений будущих учителей начальных классов и обеспечение их готовности к реализации педагогического проектирования в системе начального образования, согласно позициям компетентностного подхода, предусматривает в контексте подготовки компетентного специалиста формирование его проектной компетентности.

В рамках данного исследования, разделяя мнение Т.А. Парфеновой и С.А. Севенюк, понятие «проектная компетентность педагога начального образования» будем рассматривать как «часть профессионально-педагогической компетентности, обусловленную совокупностью определенных качеств личности педагога, высоким уровнем его профессиональной подготовленности к проектной деятельности и обусловливающую прогнозирование, целеполагание, моделирование, программирование и реализацию проектной деятельности обучающихся с получением определенных результатов за определенное время и с использованием определенных ресурсов» [5, с. 283]. Изучаемая нами компетентность педагога начального образования определяет направленность проектных усилий личности в образовательной деятельности.

Проектная компетентность педагога предполагает, что его деятельность направлена как на него самого, так и на обучающихся, и, соответственно, характеризуется готовностью к организации и реализации проектирования профессиональной проблемы, что побуждает к поиску способов ее решения, и умением организовывать проектную деятельность обучающихся, отбирать и разрабатывать учебные проекты для решения конкретных образовательных задач, координировать самостоятельную работу школьников [6].

Процесс формирование проектной компетентности будущих педагогов начального образования предусматривает знание и учет основных ее компонентов. Анализ теоретических источников позволяет говорить о том, что в современной педагогической науке существует ряд подходов к определению компонентов проектной компетентности учителя. В рамках данного исследования, разделяя подход Т.А. Парфеновой и С.А. Севенюк, будем рассматривать структуру проектной компетентности педагога начального образования как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:

- социокультурного (уровень понимания будущим учителем смысла и ценности педагогического творчества для личностно-ориентированного и профессионального саморазвития);

- психологического (потребность будущего специалиста в овладении компетенциями проектной деятельности; мотивация к их применению в собственной педагогической деятельности);

- педагогического (способность будущего учителя самостоятельно организовывать и осуществлять проектную деятельность от замысла до получения реального результата) [5].

Процесс формирования проектной компетентности будущих педагогов предусматривает подбор соответствующего методологического обеспечения. В рамках данного исследования в качестве основных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.