Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
496
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СПОСОБНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пагаева Э.В., Верещагина М.В.

Работа посвящена актуальной проблеме изучения социального интеллекта как социально-психологического конструкта, который оказывает влияние на процессы моделирования эффективной коммуникации и достижения поставленных целей в деятельности. Исходя из цели исследования, заключающейся в обзоре теоретических подходов к изучению социального интеллекта, дается описание основных научных подходов к пониманию содержания социального интеллекта: общепсихологического, факторно аналитического, психометрического, структурногенетического, когнитивного и этнопсихологического. Проведенный анализ позволил выделить общие существенные основания в понимании содержания социального интеллекта: как сложной общей способности, характеризующейся структурностью и совокупностью когнитивных, эмоциональных и поведенческих составляющих, предметом которых является прогнозирование собственных действий и действий других людей в различных ситуациях взаимодействия; как личностного образования, связанного с выполнением определенной деятельности и уровнем развития общего интеллекта. Особое внимание в работе уделяется этнопсихологическому подходу к изучению социального интеллекта, что обусловлено научным интересом к проблеме этнокультурных особенностей социального интеллекта. Подчеркивается влияние социальной среды, в том числе этнической общности, в рамках которой происходит социализация личности, на развитие социального интеллекта. Отмечается, что социальное мышление и социальные представления и законы, стереотипы, когнитивные схемы, установленные в обществе, оказывают влияние на формирование социального интеллекта личности. В статье приводится авторское понимание социального интеллекта как структурного психологического образования, которое способствует социализации личности, обеспечивает адаптацию в социуме и оказывает влияние на эффективность и успешность социального взаимодействия. Также приводятся функции социального интеллекта: познавательнооценочная, коммуникативно-ценностная и рефлексивно-коррекционная. Прикладная значимость результатов настоящего исследования заключается в обосновании исходных позиций авторов к разработке программы эмпирического исследования по изучению этнокультурных особенностей социального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF SOCIAL INTELLIGENCE

The work is devoted to the actual problem of studying social intelligence as a socio-psychological construct that influences the processes of modeling effective communication and achieving goals in activities. Based on the purpose of the study, which is to review theoretical approaches to the study of social intelligence, a description is given of the main scientific approaches to understanding the content of social intelligence: general psychological, factor-analytical, psychometric, structural-genetic, cognitive and ethno-psychological. The analysis made it possible to single out common essential grounds in understanding the content of social intelligence: as a complex general ability, characterized by structure and a set of cognitive, emotional and behavioral components, the subject of which is the prediction of one’s own actions and the actions of other people in various situations of interaction; as a personal education associated with the performance of certain activities and the level of development of general intelligence. Particular attention is paid to the ethnopsychological approach to the study of social intelligence, which is due to scientific interest in the problem of ethnocultural characteristics of social intelligence. The influence of the social environment, including the ethnic community, within which the socialization of the individual takes place, on the development of social intelligence is emphasized. It is noted that social thinking and social representations and laws, stereotypes, cognitive schemes established in society have an impact on the formation of a person's social intelligence. The article provides the author's understanding of social intelligence as a structural psychological formation that contributes to the socialization of the individual, ensures adaptation in society and influences the effectiveness and success of social interaction. The functions of social intelligence are also given: cognitive-evaluative, communicative-value and reflective-corrective. The applied significance of the results of this study is to substantiate the initial positions of the authors to develop an empirical research program to study the ethnocultural characteristics of social intelligence.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

о

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

"S % ^^^Я^Ш RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ймР* iL © Ponomareva L.I., Gan N.Yu., 2022

4 ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-ll-74-82

t&y \t__-. Принята 20.11.2022 | ***

1 УДК 1 316.6

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF SOCIAL INTELLIGENCE

Pagaeva1 E.V., Vereshchagina2 M. V.

'North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russian Federation Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russian Federation

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Пагаева1 Э.В., Верещагина2 М.В.

' ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, Российская Федерация

2 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Российская Федерация

Abstract. The work is devoted to the actual problem of studying social intelligence as a socio-psychological construct that influences the processes of modeling effective communication and achieving goals in activities. Based on the purpose of the study, which is to review theoretical approaches to the study of social intelligence, a description is given of the main scientific approaches to understanding the content of social intelligence: general psychological, factor-analytical, psychometric, structural-genetic, cognitive and ethno-psychological. The analysis made it possible to single out common essential grounds in understanding the content of social intelligence: as a complex general ability, characterized by structure and a set of cognitive, emotional and behavioral components, the subject of which is the prediction of one's own actions and the actions of other people in various situations of interaction; as a personal education associated with the performance of certain activities and the level of development of general intelligence. Particular attention is paid to the ethnopsychological approach to the study of social intelligence, which is due to

Аннотация. Работа посвящена актуальной проблеме изучения социального интеллекта как социально-психологического конструкта, который оказывает влияние на процессы моделирования эффективной коммуникации и достижения поставленных целей в деятельности. Исходя из цели исследования, заключающейся в обзоре теоретических подходов к изучению социального интеллекта, дается описание основных научных подходов к пониманию содержания социального интеллекта: общепсихологического, факторно-аналитического, психометрического, структурно-генетического, когнитивного и

этнопсихологического. Проведенный анализ позволил выделить общие существенные основания в понимании содержания социального интеллекта: как сложной общей способности,

характеризующейся структурностью и совокупностью когнитивных, эмоциональных и поведенческих составляющих, предметом которых

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

scientific interest in the problem of ethnocultural characteristics of social intelligence. The influence of the social environment, including the ethnic community, within which the socialization of the individual takes place, on the development of social intelligence is emphasized. It is noted that social thinking and social representations and laws, stereotypes, cognitive schemes established in society have an impact on the formation of a person's social intelligence. The article provides the author's understanding of social intelligence as a structural psychological formation that contributes to the socialization of the individual, ensures adaptation in society and influences the effectiveness and success of social interaction. The functions of social intelligence are also given: cognitive-evaluative, communicative-value and reflective-corrective. The applied significance of the results of this study is to substantiate the initial positions of the authors to develop an empirical research program to study the ethnocultural characteristics of social intelligence.

Keywords: intelligence, social intelligence, ability, socialization, self-regulation, socio-psychological adaptation, social cognition, readiness for social interaction

REFERENCES

является прогнозирование собственных действий и действий других людей в различных ситуациях взаимодействия; как личностного образования, связанного с выполнением определенной деятельности и уровнем развития общего интеллекта. Особое внимание в работе уделяется этнопсихологическому подходу к изучению социального интеллекта, что обусловлено научным интересом к проблеме этнокультурных особенностей социального интеллекта.

Подчеркивается влияние социальной среды, в том числе этнической общности, в рамках которой происходит социализация личности, на развитие социального интеллекта. Отмечается, что социальное мышление и социальные представления и законы, стереотипы, когнитивные схемы, установленные в обществе, оказывают влияние на формирование социального интеллекта личности. В статье приводится авторское понимание социального интеллекта как структурного психологического образования, которое

способствует социализации личности,

обеспечивает адаптацию в социуме и оказывает влияние на эффективность и успешность социального взаимодействия. Также приводятся функции социального интеллекта: познавательно-оценочная, коммуникативно-ценностная и рефлексивно-коррекционная. Прикладная

значимость результатов настоящего исследования заключается в обосновании исходных позиций авторов к разработке программы эмпирического исследования по изучению этнокультурных особенностей социального интеллекта.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, способность, социализация,

саморегуляция, социально-психологическая

адаптация, социальное познание, готовность к социальному взаимодействию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Aminov N.A. O komponentakh speczial'ny'kh sposobnostej budushhikh shkolnykh psikhologov [Tekst] / N.A. Aminov, M.V. Molokanov // Psikhologicheskij zhurnal, 1992. №5. P. 104.

[2] Arshanskaya-Sheshukova O.V. Psikhologicheskie usloviya stanovleniya socziaFnogo intellekta: istoriya i sovremennost' [Tekst] / O.V. Arshanskaya-Sheshukova. Monografiya. Tambov: Konsaltingovaya kompaniya Yukom. 2018. 85 p.

[3] Ashomko M.V. Soczial'ny'j intellekt v strukture lichnostny'kh i rpofessionalnykh kachestv budushhikh uchitelej nachalny'kh klassov [Tekst] / M.V. Ashomko // Materialy' V Mezhdunarodnoj

_nauchno-prakticheskoj konferenczii «Podgotovka

[1]. Аминов Н.А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов [Текст] / Н.А. Аминов, М.В. Молоканов // Психологический журнал, 1992. №5. С. 104.

[2]. Аршанская-Шешукова О.В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность [Текст] / О.В. Аршанская-Шешукова. Монография. Тамбов: Консалтинговая компания Юком. 2018. 85 с.

[3]. Ашомко М.В. Социальный интеллект в структуре личностных и рпофессиональных качеств будущих учителей начальных классов [Текст] / М.В. Ашомко // Материалы V

_Международной_научно-практической

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

uchitelya nachalny'kh klassov: problemy' i perspektivy\ Minsk, 2019. P. 93-96.

[4] Bashirov I.F. SocziaFny'j intellekt kak faktor uspeshnosti professionalnoj deyatel'nosti voennogo psikhologa [Tekst]: Dissertacziya ... kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.05- Soczial'naya psikhologiya / Ildar Faritovich Bashirov. Moskva, 2006. 210 p.

[5] Bodalev A.A. Lichnosf i obshhenie [Tekst] / A.A. Bodalev // Izbr. Trudy4. M.: Pedagogika, 1983. 271 p.

[6] Bulgakova V.O. Issledovaniya socziaT nogo intellekta i ikh znachenie dlya razvitiya socziologii [Tekst] / V.O. Bulgakova // Materia^ IX Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferenczii «Studencheskij nauchnyj forum» URL: https: //www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&sourc e=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2a

[7] Gilford Dzh. Strukturnaya model4 intellekta [Tekst] / Dzh. Gilford // Psikhologiya my4shleniya / Pod red. A.M. Matyushkina. M.: Progress, 1965. 456 p.

[8] Kuniczy4na V.N. Mezhlichnostnoe obshhenie: uchebnik dlya vuzov [Tekst] / V.N. Kuniczy4na, N.V. Kazarinova, V.M. PogoFsha. SPb.: Piter. 2003. 544 p.

[9] Lunyova O.V. Osnovnye modeli soczialnogo intellekta [Tekst] / O.V. Luneva // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Socziokinetika. 2012. № 3. P. 44-47.

[10] Savenkov A.I. Struktura soczial4nogo intellekta [Tekst] / A.I. Savenkov // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2018. Tom 7. № 2. P. 7-15.

[11] Smorkalova T.L. Issledovanie vzaimosvyazi socziaFnogo intellekta i koping-strategij (na primere grupp s raznym urovnem razvitiya soczial4nogo intellekta) [Tekst] / T.L. Smorkalova // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Vol. 9. № 12. P. 181-194.

[12] Sorokoumova S.N. SocziaFny4j intellekt i koping-strategii lichnosti / S.N. Sorokoumova, A.V. Dmitrieva // Nizhegorodskij psikhologicheskij aFmanakh, 2020. T. 1. №1. P. 221-230.

[13] SocziaFny4j i e4moczionaFny4j intellekt. Ot proczessov k izmereniyam [Tekst]: Sb. st. / Pod red. D.V. Lyusina, D.V. Ushakova. M.: IP. 2009. 350 p.

[14] Fedorova E.A. SocziaFny4j intellekt kak faktor formirovaniya otnosheniya k soczial no znachimy m ob4ektam u predstavitelej razlichnykh e4tnicheskikh grupp [Tekst]: Dissertacziya ... kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.05/ Elena Aleksandrovna Fedorova. YaroslavF. 2009. 306 p.

[15] Khlebodarova, O. B. Nauchnye podkhody4 k izucheniyu soczial4nogo intellekta v psikhologii [Tekst] / O. B. Khlebodarova // Molodoj ucheny4j, 2011. № 11(34). T. 2. P. 139-140.

[16] Cantor N. Social Intelligence [Text] / N. Cantor, J.F.

_Kihlstrom // Handbook of Intelligence, 2-nd ed.

конференции «Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы. Минск,

2019. С. 93-96.

[4]. Баширов И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога [Tекст]: Диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05- Социальная психология / Ильдар Фаритович Баширов. Москва, 2006. 210с.

[5]. Бодалев А.А. Личность и общение [Tекст] / А.А.

Бодалев // Избр. Труды. М.: Педагогика, 1983. 271 с.

[6]. Булгакова В.О. Исследования социального интеллекта и их значение для развития социологии [Tекст] / В.О. Булгакова // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https: //www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s& source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2a

[7]. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта

[Tекст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. 456 с.

[8]. Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов [Tекст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер. 2003. 544 с.

[9]. Лунёва О.В. Основные модели социального интеллекта [Tекст] / О.В. Лунева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. № 3. С. 44-47.

[10]. Савенков А.И. Структура социального интеллекта [Tекст] / А.И. Савенков // Современная зарубежная психология, 2018. Том 7. № 2. С. 7-15.

[11]. Сморкалова Т.Л. Исследование взаимосвязи социального интеллекта и копинг-стратегий (на примере групп с разным уровнем развития социального интеллекта) [Tекст] / Т.Л. Сморкалова // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Vol. 9. № 12. С. 181-194.

[12]. Сорокоумова С.Н. Социальный интеллект и копинг-стратегии личности / С.Н. Сорокоумова, А.В. Дмитриева // Нижегородский психологический альманах,

2020. Т. 1. №1. С. 221-230.

[13]. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям [Tекст]: Сб. ст. / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: ИП. 2009. 350 с.

[14]. Федорова Е.А. Социальный интеллект как фактор формирования отношения к социально

_значимым объектам у представителей

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[17]

[18]

Cambridge, UK.: Cambridge University Press, 2000. P. 359-379.

Thorndike E.L. Intelligence and its uses [Text] / E.L. Thorndike // Harper's Magazine, 1920. P. 227-235. Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale / D. Wechsler. N.Y., 1955.

различных этнических групп [Текст]: Диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05/ Елена Александровна Федорова. Ярославль. 2009. 306 с.

[15]. Хлебодарова, О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии [Текст]/ О. Б. Хлебодарова // Молодой ученый, 2011. № 11(34). Т.2. С.139-140.

[16]. Cantor N. Social Intelligence [Text] / N. Cantor, J.F. Kihlstrom // Handbook of Intelligence, 2-nd ed. Cambridge, UK.: Cambridge University Press, 2000. P. 359-379.

[17]. Thorndike E.L. Intelligence and its uses [Text] / E.L. Thorndike // Harper's Magazine, 1920. P. 227-235.

[18]. Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale / D. Wechsler N.Y. 1955.

Author Contributions. Pagaeva E.V. - literature review, text writing; Vereshchagina M.V. - processing and editing of materials, concepts of the article.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Pagaeva E.V. — ORCID ID: 0000-0002-1763-6457

Vereshchagina M.V.- SPIN ID: 2538-1777; ORCID ID: 0000-0002-5227-3102

Вклад авторов. Пагаева Э.В. — обзор литературы, написание текста; Верещагина М.В. — обработка и редактирование материалов, концепция статьи.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Пагаева Э.В. — ORCID ID: 0000-0002-1763-6457

Верещагина М.В.— SPIN ID: 2538-1777; ORCID ID: 0000-0002-5227-3102

For citation: Pagaeva E.V., Vereshchagina M.V. THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF SOCIAL INTELLIGENCE // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №11. P. 74-82. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-74-82.

Для цитирования: Пагаева Э.В., Верещагина М.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №11. С. 74-82. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-74-82.

Введение. Актуальность исследования социального интеллекта обусловлена тем, что данный социально-психологический феномен играет огромную роль в социализации личности, предполагая развитие способности понимать себя, свое поведение, поведение других субъектов социального взаимодействия с целью моделирования эффективной коммуникации и достижения поставленных целей в деятельности [8].

Цель исследования - провести обзор теоретических подходов к изучению социального интеллекта.

Материалы и методы. Методологической основой данной работы являются методы теоретического обобщения и анализа психологической, социологической и социально-психологической литературы по проблеме исследования социального интеллекта.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 77 ~

Результаты и обсуждение. В современной психологической науке сложилось несколько подходов к изучению социального интеллекта [9], среди которых особенно хочется выделить общепсихологический, факторно-аналитический, психометрический, структурно-генетический, когнитивный и этнопсихологический.

Так, в рамках общепсихологического подхода проблема социального интеллекта разрабатывалась Д. Векслером [18], Дж. П. Гилфордом [7], Г.Ю.Айзенком, Г.У.Олпортом, А.А. Бодалевым [5], В.Н. Куницыной [8], Д.В. Люсиным, Д.В. Ушаковым [13], О.В. Аршанской-Шешуковой [2] и другими исследователями.

Разрабатывая научную дефиницию «интеллект», Д. Векслер понимал ее как комбинированную глобальную способность человека к адекватным поступкам, здравому мышлению и эффективному взаимодействию в условиях окружающей среды [18]. Дж.Гилфорд понимал социальный интеллект как совокупность интеллектуальных возможностей, направленных на познание о действиях другого человека, которые не зависят от общего интеллектуального фактора [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.В. Куницына, продолжая развивать идеи Д. Векслера, определяла социальный интеллект как глобальную способность индивида, которая возникает на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая энергетическую обеспеченность саморегуляции личности, что обусловливает прогнозирование развития социальных ситуаций общения на основе интерпретаций информации, получаемой из окружающей реальности, и готовности к социальному взаимодействию и принятию решений [8].

О.Б. Хлебодарова определяет социальный интеллект как способность индивида к пониманию другого человека, сопереживанию, установлению с ним контакта с учетом его интересов, прогнозированию динамики процесса коммуникации, умение оценить социальную ситуацию и адекватно понять свою роль в ней на основе понимания прав и обязанностей всех ее участников [15].

Д. Векслер [18], В.Н. Куницына [8], Т.Л. Сморкалова [11] и другие исследователи отмечают, что развитый социальный интеллект обеспечивает успешность общения и социально-психологической адаптации, социализации, высокую включенность в разнообразные социальные отношения, развитие способности приспосабливаться к новой ситуации или социальной позиции [18], благодаря способности прогнозирования собственных действий и действий других людей [11]. Высокий социальный интеллект способствует успешности человека в различных видах деятельности и развитию умения выбирать оптимальный способ поведения в различных ситуациях.

Позднее факторно-аналитический подход к изучению социального интеллекта был предложен Ч. Спирменом, который под интеллектом понимал «общую умственную энергию», уровень которой определяется успешностью выполнения любых тестовых заданий [9].

Психометрический подход к пониманию социального интеллекта представлен работами Э.Тордайка [17], Дж. Ф. Килстрома, Н. Кантора [16]. По мнению Э. Тордайка, интеллект представляет собой трехкомпонентную модель, включающую три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать и оперировать идеями, механический

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 78 ~

интеллект, связанный со способностью познавать конкретные предметы, и социальный интеллект, отражающий способность понимать и познавать других людей [17]. Основной функцией последнего исследователь считал прогнозирование своего поведения и поступков других людей в реальных ситуациях, что отражается на построении межличностных отношений. При этом Э. Тордайк подчеркивал сложности в разработке стандартизированных методов измерения социального интеллекта и выявлении его индивидуальных различий, что привело исследователя к выводу о том, что важной переменной при его изучении является не уровень социального интеллекта, измеренный в цифрах, а то обладает ли им индивид, и как он проявляется в конкретных реальных ситуациях взаимодействия.

С позиции структурно-генетического подхода, разработанного Ж.Ж.Пиаже, интеллект представляет собой универсальный способ уравновешивания субъекта деятельности с окружающей средой. В рамках данного направления в исследовании социального интеллекта отметим концепцию интеллекта Р.Б. Кеттела, который выдвинул идею выстраивания интеллектуальных качеств личности по уровню обобщенности в иерархическую модель. Согласно его концепции, различия в социальном поведении людей объясняются индивидуальными различиями в знаниях и личностных характеристиках, отражающихся в компетенциях, навыках и особенностях ментальной деятельности и проявляющихся в социальном взаимодействии [10].

Дж. Брунер, О.К. Тихомиров и др. изучали социальный интеллект в рамках когнитивного подхода, рассматривая интеллект в качестве когнитивной структуры, специфика которого определяется познавательными способностями, ориентированными на познание и понимание других людей в ситуации взаимодействия, а также опытом индивида в построении социальных контактов и прогнозировании межличностного взаимодействия. Сторонники когнитивного подхода опираются на идею о том, что социальное поведение опосредовано когнитивными процессами восприятия, памяти и мышления [9]. С позиции когнитивной теории социального интеллекта Ф. Хайдера, Л.Фестингера, С. Аша определяли этнические особенности функционирования социального интеллекта в процессе формирования отношения к социально значимым объектам. Неоспорим тот факт, что социальный интеллект выступает одним из ключевых феноменов в социальной психологии, а, следовательно, обладает этнической спецификой.

Более глубокие исследования этнической специфики социального интеллекта мы находим в работах В. Вундта, М. Лацаруса, Г. Штейнталя, Н.М. Лебедевой, Т.Г.Стефаненко, В.Г. Крысько, Ю.П. Платонова, Е.А. Федоровой [14] и др., которые выстроены в рамках этнопсихологического подхода. Сущность данного подхода к изучению социального интеллекта базируется на положении о том, что социально значимый объект, выступая универсальной структурной единицей в познании социума индивидом, приобретает свое содержание благодаря его социокультурным или, иначе говоря, этническим особенностям, познание которых происходит в процессе социализации личности.

Этнопсихологические особенности социального интеллекта реализуются в формировании отношения к социально значимым объектам, оказывая огромное влияние на процесс межличностного и межэтнического взаимодействия, на эффективность

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 79 ~

межкультурного диалога, выступающего требованием цивилизованного современного общества.

Социально-психологическими исследованиями доказано, что на формирование социального интеллекта оказывают влияние социальное мышление и социальные представления личности. Так, индивидуальное сознание личности, ее социальное мышление формируют не общественное сознание как таковое, а установленные конкретным обществом схемы, стереотипы, социальные законы, которые постигает индивид в своем индивидуальном опыте [6]]. Следовательно, социальная среда, в том числе этническая общность, оказывает огромное влияние на развитие социального интеллекта.

Е.А. Федорова в своем диссертационном исследовании показала [14], что формирование отношения к социально значимым объектам у представителей различных этнических групп обусловлено социальным интеллектом, а именно спецификой выраженности различных групп способностей (когнитивных, эмоциональных и поведенческих) в структуре социального интеллекта.

Проведя теоретический анализ исследований, посвященных изучению содержания и функций социального интеллекта, мы пришли к выводу, что разнообразие научных подходов обусловливает неоднозначность его структуры. Но при этом можно все же выделить и общие основании в понимании содержания социального интеллекта.

Во-первых, большинство исследователей рассматривают социальный интеллект как сложную общую способность, включающую в себя группы специальных способностей и подструктур, направленных на обеспечение адаптации индивида в процессе социализации и социального взаимодействия. Выделяют следующие способности, совокупность которых составляет социальный интеллект:

- создавать когнитивные схемы поведенческих актов;

- передавать внутренние ментальные структуры через поведенческие акты;

- планировать и совершать действия в ответ на поведенческие акты других людей;

- создавать и изменять сами действия и их последовательность с другими участниками социального взаимодействия;

- прогнозировать поведение, действия других людей и варианты исхода различных ситуаций взаимодействия.

Во-вторых, будучи связанным с выполнением определенной деятельности, социальный интеллект выступает личностным образованием. Данное положение базируется на понимании социального интеллекта как психологического образования, отражающего внутренний мир личности, формирующийся под влиянием внешнего социального окружения. К примеру, С.Н. Сорокумова и А.В. Дмитриева рассматривают социальный интеллект как «средство познания социальной действительности, которое способствует регуляции поведения человека в обществе, позволяет интерпретировать информацию, понимать и прогнозировать действий и поступки людей, обеспечивает адаптацию к различным социальным ролям, помогает справляться с ежедневными проблемами, преодолевать трудные жизненные ситуации» [12, с. 229]. Исследователи эмпирическим путем доказали, что развитие отдельных способностей, которые образуют структуру социального интеллекта, выступает базой для формирования

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 80 ~

личностных психологических ресурсов, выступающих энергетическим, информационными, поведенческим потенциалом стратегий совладания, что способствует выработке способов саморегуляции, усложняя и повышая эффективность совладающего поведения.

Т.Л. Сморкалова рассматривает социальный интеллект как важную составляющую личности, которая обусловливает социально-психологическую адаптацию и эффективное совладание со сложными ситуациями, т.е. выступает своего рода регулятором поведения в сложных ситуациях [11, с. 184-185].

Считая социальный интеллект согласованной совокупностью ментальных способностей, которые обеспечивают самопознание, саморазвитие, способствуют умению прогнозировать и планировать межличностные отношения, исследователи подчеркивают его роль не только в процессе социализации, но и в обучении, и в процессе профессионализации личности. К примеру, Н.А. Аминов и Ю.Н. Молоканов [1], М.В.Ашомко [3], И.Ф. Баширов [4] показали, что социальный интеллект оказывает влияние на процесс становления профессионала и эффективность профессиональной деятельности.

В-третьих, социальный интеллект представляется структурным образованием, состоящим из совокупности способностей. Так, А.И. Савенков описывает структуру интеллекта тремя компонентами и их составляющими: когнитивным, включающим социальные знания, социальную память, социальную интуицию и социальное прогнозирование; эмоциональным, отражающим социальную выразительность, способность к сопереживанию и саморегуляции; поведенческим, реализующимся в социальном восприятии, социальном взаимодействии и социальной адаптации [10].

Отметим, что Е.А. Федорова предлагает несколько иное видение составляющих вышеописанных компонентов [14]. Так когнитивный компонент социального интеллекта, по ее мнению, содержит способность к рефлексии, социальную перцепцию и социальную креативность; эмоциональный - эмоциональный интеллект, способность к эмпатии и самооценку; поведенческий связан с потребностью в коммуникации и обусловлен типом темперамента, уровнем социальной компетентности и позицией, занимаемой индивидом в общении. Е.А. Федорова в структуру социального интеллекта также включает потенциальные и актуальные способности личности, позволяющие прогнозировать собственные действия и действия других людей [14].

В-четвертых, предметом данных способностей является прогнозирование собственных действий и действий других людей в различных ситуациях взаимодействия. Исходя из этого социальный интеллект выступает основой социализации как процесса усвоения общественных норм, правил и законов общества.

В-пятых, социальный интеллект связан с общим интеллектом и его компонентами. По мнению А.А. Бодалева [5], В.Н. Дружинина и др., уровень развития общего интеллекта, отражающий степень развития умственных способностей обусловливает уровень развития социального интеллекта.

Специфичность социального интеллекта проявляется в его функциях, среди которых исследователи выделяют:

- познавательно-оценочную, заключающуюся в переработке данных, необходимых для

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 81 ~

прогнозирования деятельности и установлении возможностей личности в достижении целей в условиях социального взаимодействия;

- коммуникативно-ценностную, подразумевающую понимание окружающих людей и возможность быть понятым ими на основе определения нормы и эталонов социального взаимодействия, и формирования собственного к ним отношения

- рефлексивно-коррекционную, которая обеспечивает взаимосвязь с окружающей средой на основе собственного отображения в самосознании ситуации взаимодействия и внесении изменений в данный процесс.

Выводы. Таким образом, в современной психологической науке существуют различные подходы к пониманию и определению социального интеллекта, которые, несмотря на свою специфичность, обладают общими основаниями, описывающими содержание и функции изучаемого социально-психологического феномена. Мы в дальнейшем нашем исследовании будем опираться на понимание социального интеллекта как структурного психологического образования, которое способствует социализации личности и обеспечивает ее адаптацию в социуме, а также эффективность и успешность социального взаимодействия. Соглашаясь с исследователями во мнении о существовании этнокультурной специфики социального интеллекта, мы планируем провести кросс-культурное исследование связи социального интеллекта со стратегиями межэтнического взаимодействия, а именно изучить этнокультурные особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов социального интеллекта представителей русского, осетинского и чеченского этносов, а также стратегии их поведения в условиях межэтнического взаимодействия.

Corresponding Author: Vereshchagina Marina Vladimirovna associate Professor, PhD psychology, Аssociate Professor of the Department of psychology, FSEI HE "Chechen state pedagogical University", Grozny, Russian Federation, E-mail: vermarina@inbox.ru

Ответственный за переписку: Верещагина Марина Владимировна, доцент, к. псих. н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Российская Федерация, E-mail:

vermarina@inbox.ru

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.