Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ / СТУДЕНЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / ТВОРЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES / STUDENT CREATIVITY / THE PROCESS OF MASTERING A FOREIGN LANGUAGE / CREATIVITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузинская Яна Михайловна

В статье рассматриваются педагогические механизмы развития творческих способностей студентов в процессе овладения иностранным языком. Выделяется специфика проявления и регуляции творческого потенциала студентов, а также определяются методы педагогического воздействия на его раскрытие. Определяются место и роль творчества в образовательном процессе овладения иностранными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бузинская Яна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF OWNERSHIP IN A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the pedagogical mechanisms for the development of students' creative abilities in the process of mastering a foreign language. The specificity of the manifestation and regulation of students' creative potential is highlighted, and the methods of pedagogical influence on its disclosure are also determined. The place and role of creativity in the educational process of mastering foreign competencies are determined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ»

импровизации, сформулированных В.Н. Харькиным, выделяет три основных этапа использования и внедрения изучаемой нами технологии:

1) педагогическое озарение (рождение педагогической идеи и мгновенный выбор пути ее реализации);

2) публичное воплощение (мастерство воплощения идеи, от которого зависит педагогическая эффективность импровизации);

3) осмысление (мгновенный анализ процесса воплощения педагогической импровизации [5; 6].

Выводы. Обобщая вышесказанное, отметим, что педагогическая импровизация как инновационная

технология, которая заключается в умении учителя ориентироваться в живом процессе обучения, оперативно принимать целесообразные педагогические решения, выступает профессионально необходимым условием для эффективной полноценной творческой педагогической деятельности в области преподавания истории в высшей школе. Обращение преподавателей вышей школы к педагогической импровизации, по нашему мнению, позволит повысить уровень профессионализма компетентности и педагогического мастерства преподавателя истории, сделать занятия интересными и запоминающимися, что безусловно отразится на активизации мотивации студентов к познавательной деятельности, повышении результативности их учебных усилий и образовательных достижений.

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения эффективности процесса преподавания истории в высшей школе в современных условиях. В качестве одного из эффективных путей решения данной проблемы в статье обосновывается обращение преподавателя истории к технологии педагогической импровизации. В работе раскрывается сущность данной технологии. Эффективность обращения к данной технологии обеспечивается сформированностью у преподавателя импровизационно-педагогической компетентности. В статье указаны показатели сформированности импровизационно-педагогической компетентности преподавателя высшей школы и этапы применения технологии педагогической импровизации в учебно-воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: педагогическая импровизация, современные педагогические технологии, учебно-воспитательный процесс высшей школы, историческое образования, методика преподавания истории, методической арсенал преподавателя истории, импровизационно-педагогическая компетентность.

Annotation. The article is devoted to the problem of improving the effectiveness of the process of teaching history in higher education in modern conditions. As one of the effective ways to solve this problem, the article substantiates the appeal of a history teacher to the technology of pedagogical improvisation. The paper reveals the essence of this technology. The effectiveness of using this technology is provided by the teacher's improvisational and pedagogical competence. The article shows the indicators of the formation of improvisational and pedagogical competence of a high school teacher and the stages of applying the technology of pedagogical improvisation in the educational process of the University.

Keywords: pedagogical improvisation, modern pedagogical technologies, educational process of higher education, historical education, methods of teaching history, methodological Arsenal of the history teacher, improvisational and pedagogical competence.

Литература:

1. Берикханова Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей новаторов // Новые исследования в педагогических науках. Вып.2(58) / сост. И.К. Журавлев, В.С. Шубинский. - М.: Педагогика, 1991. - С. 67-72.

2. Введение в педагогическую специальность: учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др. - М.: Академия, 2000. - 202 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

4. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.

5. Турбина Е.П. Теоретические аспекты внедрения педагогической импровизации в образовательный процесс обучения будущих учителей // Интернет-журнал «Мир науки» - 2017. - Том 5, № 2. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/25PDMN217.pdf

6. Харькин В.Н. Тренинги самооздоровления и самосозидания / В.Н. Харькин, А. Гройсман. - 2-е изд. - М.: Магистр, 1998. - 162 с.

УДК 371

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

Постановка проблемы. Образование сегодня - та важнейшая сфера человеческой деятельности, которая наиболее сильно подвержена качественным и концептуальным трансформациям, вызванным и динамикой развития социума, и техническим прогрессом, внедряемого во все области социальной жизни, и общей модернизацией социокультурного пространства. В связи с этим общее и профессиональное образование стоят перед необходимостью взращивания творческой, конкурентоспособной, профессионально компетентной, самостоятельной и самодостаточной личности, которая сможет легко адаптироваться в соответствии с новыми социальными реалиями.

Важным аспектом современного образования является ориентированность на повсеместное изучение иностранных языков и педагогами, и обучающимися в рамках профессиональной подготовки. Так, в школе, вузе и ссузе сегодня иностранный язык входит в обязательную программу подготовки, что обеспечивает школьников и студентов новейшими знаниями в наиболее актуальной сфере международной коммуникации.

Кроме того, иностранный язык в значительной степени вносит образовательный вклад в развитие творческих способностей обучающихся, развивает их творческий и профессиональный потенциал.

Изложение основного материала исследования. Сегодня развитие творческих способностей у обучающихся - передовая задача современной педагогической науки, которая предполагает выполнение педагогом не только образовательной функции, но и воспитательной, и развивающей. Именно творческие способности могут послужить тем ориентиром, в соответствии с которым у человека будут складываться система ценностей и моральных воззрений и убеждений, требующих непременной реализации в творчестве. Таким образом, современному педагогу любой области (а особенно такой актуальной, как иностранный язык) необходимо иметь в виду гуманистическую и индивидуализированную направленность образования, предполагающие развитие творческого начала и проявление творческого потенциала обучающегося, в соответствии с которыми должен выстраиваться весь образовательный процесс [3].

Сегодня важной проблемой образования считается проблема системного творческого развития в рамках, казалось бы, «нетворческих» специальностей и дисциплин. Такое мнение бытует и относительно иностранного языка, который, по нашему мнению, наоборот является во многом необузданной площадкой для реализации творчества. Здесь важно не учить обучающихся творить, а создать те условия, в которых им будет проще проявлять себя самостоятельно, мотивированно и заинтересованно. Однако достаточно часто под творческими способностями в педагогике и быту понимаются результаты активной интеллектуальной деятельности человека. В связи с этим нам представляется необходимым рассмотреть понятие и специфику творческих способностей [1; 3].

Б.М. Теплов считает, и в этом мы с ним солидарны, что творческие способности представляют собой систему определенных индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют выделить его в ряду других людей и не определяются уже существующим базисом знаний и навыков, а наоборот, являются новоприобретенными и легко усваиваемыми [2].

Развитие подобных способностей отвечает их специфике - оно должно соответствовать и оказывать положительное влияние на процесс формирования и развития личности обучающегося, системы его творческих умений, художественного вкуса, самоактуализации, самореализации и т.д. Таким образом, творческие способности позволяют идентифицировать человека среди других, благодаря чему подчеркивается его индивидуальность и реализованность в той или иной творческой сфере. Особенно это актуально для процесса изучения иностранного языка, в ходе которого студент, проявляя себя с положительной стороны, привлекает всеобщее внимание и вызывает уважение однокурсников. При этом важно понимать, что подобные способности необходимо развивать путем применения различных педагогических методик и технологий, лингвистических и интерактивных приемов.

Как известно, существует несколько способов стимулирования развития творческих способностей у студентов в рамках овладения ими иностранным языком. По нашему мнению, к таким способам стоит отнести:

- формирование педагогически благоприятной среды для самореализации студентов на занятиях по иностранному языку, комфортной для студентов с разным уровнем знаний во избежание дискриминации и возникновения замкнутости студентов с более низким уровнем знаний и владения языком;

- разработку некой «системы правильной критики», которая может заключаться в конструировании определенного подхода к указанию на положительный или негативный опыт студентов в практике общения на иностранном языке;

- оснащение образовательной среды обучающегося необходимыми развивающими лингвистически-направленными атрибутами, которые могут оказать значительное влияние на формирование иностранной компетенции;

- применение на занятиях по иностранному языку интерактивных методов обучения, включающих мультимедийные системы, а также актуальные темы для обсуждения, разбор лингвистических конструкций на примере известных людей (к примеру, крайне популярным способом у подростков является просматривание сериалов и фильмов на языке оригинала с включенными русскими субтитрами, таким образом, студенты формируют лингвистические представления не только о языке, но и о носителях, о культуре, стране, в которой язык наиболее распространен или с которой ассоциируется);

- формирование специальной интерактивной площадки для студентов, в рамках которой могут реализовываться проекты, конференции, вебинары и т.д. по иностранному языку;

- организацию благоприятной для развития творческих способностей системы оценок, поощрений и условных наказаний, что во многом поможет избежать импульсивности со стороны студентов и обеспечит их уверенностью в стабильности и мотивацией.

В целом же все эти способы или формы приобщения студентов к процессу освоения иностранных компетенций непременно ведут к благоприятному развитию их творческих способностей, поскольку составляют тот фундамент, на основе которого студенты любых направлений подготовки смогут реализовываться в максимально возможной степени своих индивидуальных творческих способностей.

Выводы. В завершении статьи хотелось бы отметить следующее. Творческие способности и иностранные компетенции - это понятия скорее взаимодополняющие и взаимосвязанные, нежели разрозненные и взаимоисключающие. Однако большая сложность возникает именно из-за специфики иностранного языка - сложного освоения, необходимости в дополнительных знаниях и навыках (особенно в области культуры носителей этого языка), зачастую сложной структуре и т. д. Несмотря на это, по нашему мнению, развитие творческих способностей реально и в этой области, поскольку развитие исследовательской и проектной деятельности возможно в любой области, а именно они являются основой для благоприятного становления системы таких способностей личности.

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические механизмы развития творческих способностей студентов в процессе овладения иностранным языком. Выделяется специфика проявления и регуляции творческого потенциала студентов, а также определяются методы педагогического воздействия на его раскрытие. Определяются место и роль творчества в образовательном процессе овладения иностранными компетенциями.

Ключевые слова: развитие творческих способностей студентов, студенческое творчество, процесс овладения иностранным языком, творчество в образовательном процессе.

Annotation. The article discusses the pedagogical mechanisms for the development of students' creative abilities in the process of mastering a foreign language. The specificity of the manifestation and regulation of students' creative potential is highlighted, and the methods of pedagogical influence on its disclosure are also determined. The place and role of creativity in the educational process of mastering foreign competencies are determined.

Keywords: development of students' creative abilities, student creativity, the process of mastering a foreign language, creativity in the educational process.

Литература:

1. Кунгурова И.М. Формирование творческой активности студентов педагогического вуза в процессе обучения иностранному языку / И.М. Кунгурова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №2.

2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961.

3. Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке / Г.Ф. Устинина // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 2

УДК 370

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ЛИЧНОСТИ

магистрант Везетиу Виталий Викторович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В психологической литературе понятие «социальный интеллект» в широком смысле понимается как способность личности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из разных социальных ситуаций.

Согласно научному подходу Г.Ю. Айзенка, социальный интеллект - это результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий; это такой тип интеллекта, на формирование которого существенное влияние оказывает социальная среда [1].

В целом проблема социального интеллекта в психологической науке рассматривается с точки зрения таких подходов, как структурно-генетический, когнитивный, факторно-аналитический, иерархический и пр.

По словам О.Б. Хлебодаровой, «имеющиеся в психологии эмпирические исследования затрагивают проблему СИ преимущественно в таких аспектах, как изучение особенностей СИ и психологических качеств личности, его взаимосвязи с общим интеллектом и его компонентами» [6, с. 140]. Автор подчеркивает, что разнообразие подходов к определению социального интеллекта личности обосновывает неоднозначность подходов к определению его структуры [6].

Изложение основного материала исследования. В рамках данного исследования нам импонирует подход, согласно которому система социального интеллекта состоит из таких личностных подструктур, как:

1) мотивационно-целевая подструктура;

2) когнитивная подструктура;

3) операционно-технологическая подструктура;

4) коммуникативно-ролевая подструктура;

5) регулятивная подструктура.

Первостепенное значение среди указанных подструктур принадлежит мотивационной и коммуникативной подструктурам.

Анализ теоретических источников позволяет обосновать мысль о том, что развитие социального интеллекта личности детерминируется рядом внешнепсихологических и внутрипсихологических факторов.

К внешнепсихологическим детерминантам исследователи относят:

- возраст;

- пол;

- семья;

- уровень образования;

- рабочий стаж;

- статус в учебной группе или в трудовом коллективе.

На основе анализа исследования Е.В. Беляевой, можно сделать вывод о том, что возрастной фактор не является определяющим в развитии социального интеллекта, хоть и определенным образом влияет на него [3].

Исследования, посвященные изучению индивидуально-психологических характеристик личности, позволяют обнаружить различия социального интеллекта в зависимости от половой принадлежности. Так, по мнению Е.В. Беляевой, женщины имеют более высокие показатели уровня социального интеллекта, а мужчины лучше ориентируются в последствиях собственного поведения, невербальных сигналах и содержании межличностных отношений [3].

Одним из институтов, способствующих усвоению общественного опыта, является семья. На основе анализа психологических исследований можно заключить, что дети раннего возраста, которые воспитываются в разных семейных условиях, различаются по количественным и качественным характеристикам социальной активности и уровню развитости социального интеллекта [5].

По мнению ряда исследователей, образование является основным источником развития социального интеллекта. Условием формирования социального интеллекта является система образования как источник знаний о многомерном окружающем мире, его материальной, социальной, моральной и политической сферах [2; 5].

Образование в современной психологической науке понимается в двух основных контекстах:

- как социальный процесс передачи опыта от поколения к поколению;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.