Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / МЕТОДИЧЕСКОЙ АРСЕНАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ / ИМПРОВИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL IMPROVISATION / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION / HISTORICAL EDUCATION / METHODS OF TEACHING HISTORY / METHODOLOGICAL ARSENAL OF THE HISTORY TEACHER / IMPROVISATIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

Статья посвящена проблеме повышения эффективности процесса преподавания истории в высшей школе в современных условиях. В качестве одного из эффективных путей решения данной проблемы в статье обосновывается обращение преподавателя истории к технологии педагогической импровизации. В работе раскрывается сущность данной технологии. Эффективность обращения к данной технологии обеспечивается сформированностью у преподавателя импровизационно-педагогической компетентности. В статье указаны показатели сформированности импровизационно-педагогической компетентности преподавателя высшей школы и этапы применения технологии педагогической импровизации в учебно-воспитательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL IMPROVISION AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TEACHING HISTORY IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to the problem of improving the effectiveness of the process of teaching history in higher education in modern conditions. As one of the effective ways to solve this problem, the article substantiates the appeal of a history teacher to the technology of pedagogical improvisation. The paper reveals the essence of this technology. The effectiveness of using this technology is provided by the teacher's improvisational and pedagogical competence. The article shows the indicators of the formation of improvisational and pedagogical competence of a high school teacher and the stages of applying the technology of pedagogical improvisation in the educational process of the University.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Современный уровень развития педагогической теории и методики преподавания позволяет констатировать богатый накопленный опыт разработки подходов к содержанию, структуре и организационно-методическим основам обучения истории. Данный опыт нашел свое отражение как в действующих стандартах, программах и учебниках, так и в различных авторских моделях реализации исторического образования высшей школе. Однако, ввиду динамичного развития современной цивилизации, характеризующегося стремительными техническими и технологическими сдвигами, быстрым накоплением информации, интеллектуализацией труда, ростом социальной мобильности в глобальном масштабе, возвышением роли личности, современному вузовскому преподавателю истории необходимо систематическое развитие своего методического уровня и педагогического мастерства, решение проблемы поиска оптимальных подходов и средств повышения эффективности образовательных результатов студентов.

Одним из возможных вариантов решения проблемы профессионально-личностного развития педагога-историка является разнообразие методики преподавания исторических дисциплин в высшей школе путем включения в свой методический арсенал инновационных педагогических технологий. В рамках данного исследования целью является обоснование технологии «Педагогическая импровизация» как средства повышения эффективности преподавания истории в учреждениях высшего профессионального образования.

Изложение основного материала исследования. Педагогическая импровизация - это закономерно неотъемлемый и очень важный компонент творческой деятельности преподавателя Данная технология выступает эффективным способом оптимального воплощения задуманного и средством оперативной коррекции педагогического замысла в соответствии с изменившимися обстоятельствами деятельности.

Указанная технология является одним из психологических условий профессиональной деятельности преподавателя наряду с педагогической эрудицией, педагогическим целеполаганием, педагогическим мышлением, педагогической интуицией, наблюдательностью, уверенностью, изобретательностью, рефлексией.

Сущность педагогической импровизации в широком смысле заключается в нахождении преподавателем неожиданного педагогического решения в определенной ситуации и в его мгновенном воплощении. По мнению В.И. Загвязинского, педагогическая импровизация - это возможность педагога быстро и правильно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения на основе накопленных знаний, опыта и интуиции [3].

Педагогическая импровизация как неотъемлемый компонент педагогического творчества, по словам Е.М. Никиреева, - «это не только поиск и нахождение нового, она заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может быть раскрыта как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога» [4, с. 16].

Анализируемая в данном исследовании педагогическая технология «выполняет функцию своеобразного регулятора, контролирующего и направляющего протекание и осуществление учебного процесса в педагогически целесообразном направлении» [1, с. 67].

Необходимость обращения преподавателя истории к технологии педагогической импровизации обосновывается тем, что в учебно-воспитательном процессе высшей школы возникает множество неожиданных ситуаций, которые требуют мгновенного решения и приводят к возникновению различных, часто непредвиденных вариантов, замыслов, идей и предложений.

Использование в собственной педагогической практике вузовского преподавателя истории анализируемой в данном исследовании технологии обосновывается рядом противоречий, а именно:

- между регламентированным характером педагогической деятельности в высшей школе и постоянным меняющимся уровнем готовности студентов;

- между теоретическим и импровизационным уровнями педагогической деятельности;

- между запланированным ходом занятия и педагогическими находками преподавателя, возникающими непосредственно во время обучения.

Уровень эффективности и успешности обращения преподавателя истории к технологии педагогической импровизации зависит от его творческого потенциала.

По мнению современных теоретиков компетентностного подхода, эффективное использование технологии педагогической импровизации предполагает сформированность у него импровизационно-педагогической компетентности [5; 2]. Наличие импровизационно-педагогической компетентности у преподавателя вуза является фактором развития личности студентов в процессе обучения и начинается с осознания ими сущности профессиональной деятельности, требований к качеству, знаниям, умениям личности [5].

Показателями наличия у вузовского преподавателя импровизационно-педагогической компетентности, по мнению A.C. Роботовой и Т.В. Леонтьевой, является то, что он:

- систематически развивает свой творческий потенциал;

- понимает смысл своей профессии;

- осуществляет свое призвание педагогически творчески, целесообразно, личностно;

- умеет видеть, фиксировать, обогащать и исследовать все многообразие диалектических связей, присущих творческой педагогической деятельности;

- способен к осуществлению интеграции теории и практики, науки и образования, традиций и новаций [2].

При обращении к технологии педагогической импровизации преподавателю истории необходимо учитывать последовательность ее реализации. Е.П. Турбина на основе анализа механизмов педагогической

импровизации, сформулированных В.Н. Харькиным, выделяет три основных этапа использования и внедрения изучаемой нами технологии:

1) педагогическое озарение (рождение педагогической идеи и мгновенный выбор пути ее реализации);

2) публичное воплощение (мастерство воплощения идеи, от которого зависит педагогическая эффективность импровизации);

3) осмысление (мгновенный анализ процесса воплощения педагогической импровизации [5; 6].

Выводы. Обобщая вышесказанное, отметим, что педагогическая импровизация как инновационная

технология, которая заключается в умении учителя ориентироваться в живом процессе обучения, оперативно принимать целесообразные педагогические решения, выступает профессионально необходимым условием для эффективной полноценной творческой педагогической деятельности в области преподавания истории в высшей школе. Обращение преподавателей вышей школы к педагогической импровизации, по нашему мнению, позволит повысить уровень профессионализма компетентности и педагогического мастерства преподавателя истории, сделать занятия интересными и запоминающимися, что безусловно отразится на активизации мотивации студентов к познавательной деятельности, повышении результативности их учебных усилий и образовательных достижений.

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения эффективности процесса преподавания истории в высшей школе в современных условиях. В качестве одного из эффективных путей решения данной проблемы в статье обосновывается обращение преподавателя истории к технологии педагогической импровизации. В работе раскрывается сущность данной технологии. Эффективность обращения к данной технологии обеспечивается сформированностью у преподавателя импровизационно-педагогической компетентности. В статье указаны показатели сформированности импровизационно-педагогической компетентности преподавателя высшей школы и этапы применения технологии педагогической импровизации в учебно-воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: педагогическая импровизация, современные педагогические технологии, учебно-воспитательный процесс высшей школы, историческое образования, методика преподавания истории, методической арсенал преподавателя истории, импровизационно-педагогическая компетентность.

Annotation. The article is devoted to the problem of improving the effectiveness of the process of teaching history in higher education in modern conditions. As one of the effective ways to solve this problem, the article substantiates the appeal of a history teacher to the technology of pedagogical improvisation. The paper reveals the essence of this technology. The effectiveness of using this technology is provided by the teacher's improvisational and pedagogical competence. The article shows the indicators of the formation of improvisational and pedagogical competence of a high school teacher and the stages of applying the technology of pedagogical improvisation in the educational process of the University.

Keywords: pedagogical improvisation, modern pedagogical technologies, educational process of higher education, historical education, methods of teaching history, methodological Arsenal of the history teacher, improvisational and pedagogical competence.

Литература:

1. Берикханова Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей новаторов // Новые исследования в педагогических науках. Вып.2(58) / сост. И.К. Журавлев, B.C. Шубинский. - М.: Педагогика, 1991.-С. 67-72.

2. Введение в педагогическую специальность: учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др. - М.: Академия, 2000. - 202 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

4. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.

5. Турбина Е.П. Теоретические аспекты внедрения педагогической импровизации в образовательный процесс обучения будущих учителей // Интернет-журнал «Мир науки» - 2017,- Том 5, № 2. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/25PDMN217.pdf

6. Харькин В.Н. Тренинги самооздоровления и самосозидания / В.Н. Харькин, А. Гройсман. - 2-е изд. - М.: Магистр, 1998. - 162 с.

УДК 371

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

Постановка проблемы. Образование сегодня - та важнейшая сфера человеческой деятельности, которая наиболее сильно подвержена качественным и концептуальным трансформациям, вызванным и динамикой развития социума, и техническим прогрессом, внедряемого во все области социальной жизни, и общей модернизацией социокультурного пространства. В связи с этим общее и профессиональное образование стоят перед необходимостью взращивания творческой, конкурентоспособной, профессионально компетентной, самостоятельной и самодостаточной личности, которая сможет легко адаптироваться в соответствии с новыми социальными реалиями.

Важным аспектом современного образования является ориентированность на повсеместное изучение иностранных языков и педагогами, и обучающимися в рамках профессиональной подготовки. Так, в школе, вузе и ссузе сегодня иностранный язык входит в обязательную программу подготовки, что обеспечивает школьников и студентов новейшими знаниями в наиболее актуальной сфере международной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.