Научная статья на тему 'Технология развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей посредством импровизационно-творческих заданий'

Технология развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей посредством импровизационно-творческих заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРЕС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРЕС К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ИМПРОВИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / TECHNOLOGY / INTEREST / PEDAGOGICAL ACTIVITY / INTEREST TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY / IMPROVISATION / CREATIVITY / IMPROVISATIONAL-CREATIVE TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турбина Е.П.

В статье автором рассмотрена реализация технологии развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей посредством импровизационно-творческих заданий. Технология развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей основывается на четырех последовательных этапах. Автором представлены импровизационно-творческие задания, нацеленные на достижение поставленной цели и реализации каждого из этапов представленной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF THE INTEREST TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF IMPROVISATIONAL-CREATIVE TASKS

In the article the author considers the realization of the technology of development of the interest to the pedagogical activity of the future teachers on the basis of improvisational-creative tasks. The technology of development of the interest to the pedagogical activity of the future teachers is based on four logical steps. The author shows improvisational-creative tasks, the purpose of which is to gain the goal and to realize each of four steps of the examined technology.

Текст научной работы на тему «Технология развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей посредством импровизационно-творческих заданий»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-300-306

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИМПРОВИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Турбина Е.П.

0000-0002-9195-8155, ФГОБУ ВПО Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Российская Федерация

В статье автором рассмотрена реализация технологии развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей посредством импровизационно-творческих заданий. Технология развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей основывается на четырех последовательных этапах. Автором представлены импровизационно-творческие задания, нацеленные на достижение поставленной цели и реализации каждого из этапов представленной технологии.

Ключевые слова: технология; интерес; педагогическая деятельность; интерес к педагогической деятельности; импровизация; творчество; импровизационно-творческие задания.

THE TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF THE INTEREST TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF IMPROVISATIONAL-CREATIVE TASKS

Turbina E.P.

0000-0002-9195-8155, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

In the article the author considers the realization of the technology of development of the interest to the pedagogical activity of the future

teachers on the basis of improvisational-creative tasks. The technology of development of the interest to the pedagogical activity of the future teachers is based on four logical steps. The author shows improvisational-creative tasks, the purpose of which is to gain the goal and to realize each offour steps of the examined technology.

Keywords: technology; interest; pedagogical activity; interest to the pedagogical activity; improvisation; creativity; improvisational-creative tasks.

Развитие интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации опирается на целостный учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Следовательно, методические основы развития интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической должны определяться соответствующей программой. Нами была предложена программа спецкурса «Основы педагогической деятельности. Импровизационно-творческий комплекс заданий», которая состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрывается материал о педагогической деятельности, ее роли в обществе, сущности, структуре, функциях, о возможностях, которые дает педагогическая деятельность учителю; о педагогической импровизации как неотъемлемом компоненте творчества учителя. Спецкурс также содержит ряд оригинальных практических заданий и упражнений, выполнение которых в интересной и разнообразной форме способствуют развитию умений и навыков импровизировать, широко используя их в смоделированной педагогической деятельности и «банк» педагогических импровизаций [6; 34].

Теоретическая часть программы спецкурса представлена следующими темами: сущность педагогической деятельности; учитель как субъект педагогической деятельности; общение как основа педагогической деятельности; педагогическая импровизация как неотъемлемый компонент творчества учителя.

Спецкурс содержит практическую часть, содержащую разнообразные задания и упражнения, а так же «банк» педагогических импровизаций.

1. Мотивационный блок - задания по организации индивидуальной, парной и групповой работы сокурсников; решение конфликтных педагогических ситуаций; изучение правил общения на уроке и моделирование их в реальной ситуации общения; выполнение различных заданий по совершенствованию умений убеждать, уговаривать собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс и т.д.; задания, направленные на предвидение, воображение студента в качестве действующего учителя; задания, цель которых «создать» творческое настроение, поднять тонус, настроиться на творческую деятельность с учащимися; упражнения, направленные на «снятие скованности» во время педагогической деятельности.

2.Деятелъностный блок-упражнения на развитие внимания, умения использовать концентрированное и рассеянное внимание в одно и то же время; упражнения, развивающие воображение; упражнения на скорость решения и действия; упражнения, направленные на выработку умения перевоплощаться и действовать в заданных обстоятельствах; упражнения, направленные на развитие педагогической интуиции.

3. Аналитический блок — анализ типичных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности; анкета в заключительном блоке спецкурса (открыто-закрытого типа); написание мини-сочинения «В чем польза спецкурса» (в заключительном блоке спецкурса); подготовка дискуссии на тему «Нужна ли учителю в педагогической деятельности педагогическая импровизация»; подготовка и проведение игр «Испытание» и «Суд».

4. «Банк» педагогических импровизаций» — педагогические импровизации подобраны из опыта работы учителей, а также взятых из известных произведений художественной литературы [7].

Спецкурс был организован в виде специальных бесед, семинарских и практических занятий, в ходе которых происходило наблюдение за деятельностью студентов, с последующим составлением плана действий по повышению интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации.

Формы обучения были направлены на увеличение количества знаний, умений и навыков, а также на развитие нового качественного состояния профессиональной компетентности студента, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития [5; 47]. В этой связи особое внимание уделялось на формирование умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности, умений планировать педагогическую деятельность, владение широким спектром педагогических методов и приемов и умения адекватно использовать их в зависимости от возраста учащихся и от поставленных целей обучения [4, 96]. Соотношение комплекса приемов импровизационно-творческих заданий к компонентам интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации:

Мотивационно-ценностный: 1. Педагогическое сочинение (пролонгированное импровизирование) - продолжить рассказ на заданную тему, опираясь на витагенный (жизненный) опыт, придумать продолжение сказки, ответить на неожиданные вопросы, дополнить высказывание. 2. «Мысленное кино» — создание определенного образа посредством воображения, эмоционального настроя на общение с учениками, коллегами, родителями. 3. «Модальность» - проиграть одну и ту же ситуацию от лица разных действующих лиц. 4. «Пристройка» — задания на выработку умений «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», способности убеждать, настраивать. 5. Импровизация на высказывание собственного мнения и отношения к педагогической деятельности - микровыступление «Я и моя будущая профессия учителя», мини-сочинение «Что я знаю о.. .(педагогической деятельности, школе, учениках и т.д), коллективное обсуждение вопроса «В чем ценность и возможности педагогической профессии».

Импровизационно-деятелъностный: 1. «Я в предполагаемых обстоятельствах...» - подготовка и проведение микропреподавания: учитель в разных эмоциональных состояниях; учитель, с разными стилями руководства, 2. «Если бы...» - рассуждение, поведение в моделированной педагогической деятельности, на— 303 —

пример: «если бы я был учителем, то я...». 3. «И вдруг...» - выполнение упражнений на неожиданность действий и способов выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности. 4. Одномоментная или сиюминутная импровизация - показать через пантомиму какое-либо действие таким образом, чтобы присутствующим был понятен смысл действия. 5. «Мгновенная реакция» — задача студентов поочередно реагировать на прочитанные преподавателем ситуации и объяснить, на чем основывалась реакция.

Аналитико-рефлексивный: 1. Анализ смоделированной педагогической деятельности—коллективное обсуждение, выявление «плюсов» и «минусов» деятельности того или иного «учителя», анализ конкретных педагогических ситуаций и способы поведения учителя в каждой из них. 2. Обсуждение педагогических импровизаций из «банка». 3. Проведение дискуссии, мини-сценок, подготовка и проведение «суда» над нерадивым учителем.

Предлагаемый комплекс приемов импровизационно-творческих заданий не исчерпывает путей и способов развития интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации, он призван служить определенным ориентиром в творческих поисках преподавателя, необходимых для осуществления данного процесса.

Среди активных форм работы на данном шаге технологического этапа выделим следующие: использование метода «интеллектуальной разминки». Данный метод применяется, как правило, на семинарских и практических занятиях, для приведения обучаемых в активное состояние путем группового обсуждения базовых знаний. Так как чаще всего предметом рассмотрения на «интеллектуальной разминке» выступают исходные категории и теоретические понятия, то иногда такую учебную разминку называют категориальной [8; 33].

Интеллектуальная разминка проводится ведущим (одним из студентов) в начале семинарского или практического занятия. Ведущий задает вопросы, требующие однозначного ответа, например: дать

определение; перечислить слагаемые структуры, расшифровать аббревиатуру; объяснить схему; найти ошибку в схеме; добавить пропущенный признак явления; указать пропущенное слово в цитате; перечислить видных отечественных педагогов; назвать основные категории теории деятельности и т.д. Данный метод мы использовали с целью настроить студентов на занятие и дать им возможность коллективно систематизировать теоретический материал [2; 42]. Нами был использован также метод анализа конкретных педагогических ситуаций. Во время обсуждения ситуаций студентам необходимо было найти наиболее оптимальный выход, используя педагогическую импровизацию. Затем нами было предложено обсудить эти же ситуации, в зависимости от эмоционального состояния учителя (учитель в хорошем настроении и приподнятом расположении духа, учитель раздражен, устал и т.д.)

Нами были отобраны различные практические задания, которые содержали разнообразные задания и упражнения, необходимые для развития интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации.

Во время работы со студентами мы активно использовали метод анализа продуктов импровизационной деятельности, который позволил нам получить дополнительные сведения о характере и качестве развития интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации. Нами анализировались устные и письменные ответы студентов на семинарских и практических занятиях; качество и заинтересованность ответов, гипотез, предположений во время обсуждений различных педагогических ситуаций, готовность студентов участвовать в обсуждениях, высказывать свою точку зрения, обосновывать свои решения, через «призму» ценностного отношения к педагогической деятельности. Таким образом, мы убедились, что спецкурс явился толчком для студентов в выявлении и развитии своих творческих способностей и умений, необходимых для педагогической деятельности; способствовал развитию положительной мотивации и ценностного отношения к педагогической деятельности.

Внедрение технологии реализации педагогической импровизации в развитие интереса к педагогической деятельности в процессе обучения будущих учителей подтверждает целесообразность и эффективность разработанного методико-технологического обеспечения исследуемого процесса. Выделенные критерии и разработанная методика определения уровней сформированное™ интереса к педагогической деятельности у студентов вуза позволила проследить их рост от начала подготовки до конца обучения и количественно констатировать динамику их развития и совершенствования. Анализ научной литературы и педагогической практики показал, что исследуемая проблема актуальна и требует дальнейшего теоретического и практического осмысления.

Список литературы

1. Виноградова Н.И. Подготовка студентов младших курсов педвуза к формированию познавательных интересов у учащихся начальных классов [Текст]: дис.... канд. пед. наук/Н.И. Виноградова. Волгоград, 1991. 176 с.

2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь [Текст] / В.И. Загвя-зинский. М.: Знание, 1980. 96 с.

3. Калинина Т.М. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего учителя [Текст]: дис ... канд. пед. наук / Т.М. Калинина. Челябинск, 1998. 185 с.

4. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество [Текст] / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

5. Максимов В.Г. О формировании профессионально-педагогического интереса [Текст] /В.Г. Максимов. Сов. педагогика. 1975. № 12. С. 75-81.

6. Турбина, Е.П. Теория и практика внедрения педагогической импровизации в процесс подготовки будущих учителей: монография /Е.П. Турбина; Шадр. гос. пед. ин-т. Шадринск: ШГПИ, 2011.68 с.

7. Харькин В.Н. Импровизация...Импровизация?.. Импровизация!. [Текст] / В.Н. Харькин. М.: Магистр, 1997. 288 с.

8. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика [Текст] / В.Н. Харькин. М.: МИП «NB Магистр», 1992. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.