Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна, Шаньгина Елена Петровна

В статье рассматривается педагогический потенциал сценической импровизации как инструмента работы с подростками. Цель исследования - представить и рассмотреть особенности и принципы импровизации: командность, свобода от страха ошибок, спонтанность, обращение к собственному опыту человека, действие в нестандартной ситуации. Анализ литературы по психологии подросткового возраста, сущности импровизационного процесса, проблемам применения импровизации в работе с подростками, в театральной педагогике выявил интерес авторов к возможностям импровизации для работы с подростками в дополнительном художественном образовании. В художественном творчестве импровизация выступает как продукт деятельности, методический прием обучения, средство и цель профессионального воспитания. В статье доказывается, что она развивает исполнительское мастерство, выразительность, чувство партнера, умение выразить идею в заданном контексте. На примере сценической импровизации в статье рассмотрены правила осуществления импровизационного процесса, представлены его характеристики, способствующие формированию в дополнительном художественном образовании у подростков целого ряда социальных навыков, развитию их творческой и личностной оснащенности. К этим характеристикам относятся: отсутствие заранее известного сценария, необходимость поиска и развития творческой идеи, создание результата в процессе командной работы, наличие правил. Обучение в импровизационной среде, которая присутствует в дополнительном художественном образовании, содействует формированию широкого спектра навыков, необходимых для творческой реализации подростков и социализации в современном мире. Результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей учреждений дополнительного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна, Шаньгина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF STAGE IMPROVISATION IN WORK WITH TEENAGERS IN ADDITIONAL ART EDUCATION

The article discusses the pedagogical potential of stage improvisation as a tool for working with teenagers. The purpose of the study is to consider the influence of the process of improvisation on the formation of a wide range of skills necessary for the creative realization of adolescents and socialization in the modern world. An analysis of the literature on the psychology of adolescence, the essence of the improvisation process, the problems of using improvisation in working with adolescents, and theater pedagogy revealed the authors’ interest in the possibilities of improvisation for working with adolescents in additional art education. In artistic creativity, improvisation acts as a product of activity, a methodical method of teaching, a means and a goal of professional education. In artistic activities, she develops performing skills, expressiveness, a sense of partner, the ability to express an idea in a given context. On the example of stage improvisation, the article examines the characteristics of the improvisation process that contribute to the formation of a number of social skills in additional art education in adolescents, the development of their creative and personal equipment. These characteristics include: the absence of a previously known scenario, the need to search for and develop a creative idea, the creation of a result in the process of teamwork, the existence of rules. Learning in an improvisational environment, which is present in additional art education, promotes the development of cognitive processes, social skills and abilities, influences the development of reflection and self-knowledge processes, and contributes to the formation of the values of an individual teenager and the group as a whole. The scientific novelty of the study lies in an attempt to theoretically reveal the pedagogical potential of improvisation as an educational tool. The results of the study can be used in the work of teachers of institutions of additional art education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.398:792 DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_24

ББК Щ33-70 ГРНТИ 14.27.05 Код ВАК 5.8.2

Шаньгина Елена Петровна,

старший преподаватель кафедры актуальных культурных практик, Екатеринбургская академия современного искусства (институт); 620012, Россия, г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3; e-mail: [email protected]

Ахьямова Инна Анатольевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурного развития территорий, Екатеринбургская академия современного искусства (институт); 620012, Россия, г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3; e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сценическая театральная импровизация; подростки; работа с подростками; дополнительное художественное образование; педагогический потенциал

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается педагогический потенциал сценической импровизации как инструмента работы с подростками. Цель исследования - представить и рассмотреть особенности и принципы импровизации: командность, свобода от страха ошибок, спонтанность, обращение к собственному опыту человека, действие в нестандартной ситуации. Анализ литературы по психологии подросткового возраста, сущности импровизационного процесса, проблемам применения импровизации в работе с подростками в театральной педагогике выявил интерес авторов к возможностям импровизации для работы с подростками в дополнительном художественном образовании. В художественном творчестве импровизация выступает как продукт деятельности, методический прием обучения, средство и цель профессионального воспитания. В статье доказывается, что она развивает исполнительское мастерство, выразительность, чувство партнера, умение выразить идею в заданном контексте.

На примере сценической импровизации в статье рассмотрены правила осуществления импровизационного процесса, представлены его характеристики, способствующие формированию в дополнительном художественном образовании у подростков целого ряда социальных навыков, развитию их творческой и личностной оснащенности. К этим характеристикам относятся: отсутствие заранее известного сценария, необходимость поиска и развития творческой идеи, создание результата в процессе командной работы, наличие правил. Обучение в импровизационной среде, которая присутствует в дополнительном художественном образовании, содействует формированию широкого спектра навыков, необходимых для творческой реализации подростков и социализации в современном мире. Результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей учреждений дополнительного художественного образования.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шаньгина, Е. П. Педагогический потенциал сценической импровизации в работе с подростками в дополнительном художественном образовании / Е. П. Шаньгина, И. А. Ахьямова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 6. - С. 202-208. - DOI: i0.26i70/2079-87i7_2022_06_24.

Shangina Elena Petrovna,

Senior Lecturer of Department of Topical Cultural Practices, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, Ekaterinburg, Russia

Akhyamova Inna Anatolyevna,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of Department of Socio-Cultural Development of Territories, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, Ekaterinburg, Russia

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF STAGE IMPROVISATION IN WORK WITH TEENAGERS IN ADDITIONAL ART EDUCATION

KEYWORDS: stage theatrical improvisation; teenagers; work with teenagers; additional art education; pedagogical potential

ABSTRACT. The article discusses the pedagogical potential of stage improvisation as a tool for working with teenagers. The purpose of the study is to consider the influence of the process of improvisation on the formation of a wide range of skills necessary for the creative realization of adolescents and socialization in the modern world.

An analysis of the literature on the psychology of adolescence, the essence of the improvisation process, the problems of using improvisation in working with adolescents, and theater pedagogy revealed the authors' interest in the possibilities of improvisation for working with adolescents in additional art education. In artistic creativity, improvisation acts as a product of activity, a methodical method of teaching, a means and a goal of professional education. In artistic activities, she develops performing skills, expressiveness, a sense of partner, the ability to express an idea in a given context.

© Шаньгина Е. П., Ахьямова И. А., 2022

On the example of stage improvisation, the article examines the characteristics of the improvisation process that contribute to the formation of a number of social skills in additional art education in adolescents, the development of their creative and personal equipment. These characteristics include: the absence of a previously known scenario, the need to search for and develop a creative idea, the creation of a result in the process of teamwork, the existence of rules.

Learning in an improvisational environment, which is present in additional art education, promotes the development of cognitive processes, social skills and abilities, influences the development of reflection and self-knowledge processes, and contributes to the formation of the values of an individual teenager and the group as a whole.

The scientific novelty of the study lies in an attempt to theoretically reveal the pedagogical potential of improvisation as an educational tool. The results of the study can be used in the work of teachers of institutions of additional art education.

FOR CITATION: Shangina, E. P., Akhyamova, I. A. (2022). Pedagogical Potential of Stage Improvisation in Work with Teenagers in Additional Art Education. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 202208. DOI: 10.26I70/2079-8717_2022_06_24.

Исследования в области возрастной педагогики и психологии подчеркивают важность подросткового возраста в жизни человека как времени формирования социальных установок, основ нравственных представлений, отношения к себе и другим людям, закрепления доминирующих личностных качеств. На фоне развития рефлексии и самосознания усиливается интерес подростка к собственной личности, а также стремление к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию. На основе личностных увлечений, интересов в подростковом возрасте формируются неформальные группы общения. Это, в свою очередь, способствует развитию деловых и личностных качеств, связанных с взаимоотношениями с людьми, умения налаживать деловые контакты, договариваться, распределять обязанности [17].

С позиций современных теорий обучения, базирующихся на конструктивистской традиции, «обучение лучше всего происходит в процессе взаимодействия между людьми и миром, в котором они живут и участвуют» [16, с. 18]. В системе дополнительного художественного образования репродуктивные методы обучения уступили место коммуникативно-игровым технологиям, в которых одним из главных компонентов является импровизация [14].

Наиболее широко опыт использования импровизации в работе с подростками описан в музыкальном образовании: «Одним из основополагающих принципов музыкальной дидактики во все времена был принцип музицирования, импровизации, изучения музыкальной речи путем вовлечения обучаемого в стихию музыкального общения» [3, с. 325]. Импровизация признана одним из эффективных методов обучения подростков, овладение импровизационными навыками рассматривается как составляющая их творческого потенциала [8], инструмент развития творческой уникальности и музыкально-творческих способностей обучающихся [1; 3; 12]. Но сам вопрос о возможности импровизации в ху-

дожественной деятельности остается для исследователей дискуссионным [7; 21].

Авторы работ в русле художественного образования пишут, что импровизация является эффективным средством развития личности обучающегося. В хореографической деятельности пластическая импровизация играет важную роль в развитии у подростков креативности, способности к самостоятельному творческому самовыражению и трансляции музыкальных образов в пластике [13]. В театральной педагогике интерес к использованию импровизации в образовательных целях существует наиболее длительное время. В работах Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда, К. С. Станиславского, М. А. Чехова и др. «определены условия развития способности к актерской импровизации в период обучения актера и намечены области ее применения в учебном процессе» [18, с. 6].

Анализ отечественной педагогической литературы показал существующий интерес к включению импровизации в работу с подростками в других видах дополнительного художественного образования (О. А. Стаина, А. В. Гребенкин, О. И. Беспалов, О. А. Кали-муллина). Так, в театральном искусстве она выступает в роли продукта деятельности и как один из методических приемов обучения, как средство и цель профессионального воспитания [18]. В целом авторы указывают, что в художественных видах деятельности импровизация развивает исполнительское мастерство, выразительность, чувство партнера, умение выразить идею в заданном контексте [9; 18; 20].

В качестве инструмента обучения в дополнительном художественном образовании импровизация способна побуждать подростков к активному овладению знаниями, умениями и навыками за счет взаимодействия их друг с другом и «непрерывного развертывания процесса осмысленной встречи организма с окружающей средой» с заранее неизвестным результатом [11].

Несмотря на значительный ряд исследований, посвященных влиянию импрови-

зации на личностный рост подростка, работ, представляющих педагогический потенциал сценической импровизации как эффективного инструмента, направленного на формирование личностных умений и навыков подростков в дополнительном художественном образовании, явно недостаточно. Отметим, что педагогический потенциал - это «развивающийся целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей социокультурной среды, способных полностью или частично, прямо или косвенно, с помощью дополнительно созданных условий или без них влиять на личностное развитие человека» [22, с. 123].

Одним из инструментов решения образовательных, развивающих, творческих задач в дополнительном художественном образовании является сценическая импровизация - «процесс, протекающий в условных обстоятельствах сценической площадки и заранее определенных игровых правилах, направленный на поиск выхода из проблемной ситуации, в результате которого рождается субъективно новое знание, возникающее непосредственно в момент этого поиска и создающееся на основе имеющейся технической вооруженности» [5]. Для работы с подростками могут использоваться такие формы спонтанной импровизации, как импровизационный диалог, игры с элементами импровизации, упражнения на спонтанную импровизацию, структурная и спонтанная импровизация [4; 14]. Возможности сценической импровизации в работе с подростками в художественном образовании определяются основными составляющими театрального творчества: принципом коллективности, синтетичности театрального искусства, возможностями удовлетворения потребностей личности в игре, развитием различных элементов психофизической природы человека [10]. Рассмотрим подробнее, за счет каких особенностей сценическая импровизация в ее широком смысле обладает высоким потенциалом как средство педагогической работы с подростками.

Сценическая импровизация базируется на ряде характеристик, делающих ее эффективным инструментом педагогической работы с подростками в дополнительном художественном образовании: отсутствие заранее известного сценария, необходимость поиска и развития творческой идеи, создание результата в процессе командной работы, наличие правил.

Одно из определений импровизации -это действие для спонтанной адаптации к неожиданностям, осуществляемое в реальном времени на основе ранее полученного опыта [25]. В условиях отсутствия заранее

известного сценария значимую роль начинает играть необходимость давать ответ на условия внешней среды, опираясь на имеющиеся навыки, пробуя применять их творчески, в разных контекстах. Для подросткового возраста свойственны проявления экспериментального поведения, импульсивность в сочетании со сложностями в предвидении и понимании последствий поступков [6]. В импровизационном процессе создаются безопасные условия для поведенческих экспериментов, спонтанных проявлений себя, что делает этот вид творчества привлекательным для подростков.

Подростковый возраст считается одним из самых эффективных периодов жизни человека с точки зрения освоения новых знаний [6]. Сценическая импровизация через постоянную смену контекста создает возможности для новых способов применения знаний «здесь и сейчас» в нестандартных ситуациях, решение которых доступно подросткам и требует от них вовлечения всего опыта (А. В. Гребенкин).

Непредсказуемость импровизационного процесса побуждает подростка к отказу от попыток контроля неопределенности окружающей среды, выходу из привычных моделей поведения. Исследователи психологии импровизационной деятельности подчеркивают роль спонтанности как важнейшего аспекта импровизации, что сопряжено с переживанием чувства удовольствия от эмоционального самораскрытия [4; 12; 16; 21].

Необходимость поиска и развития творческой идеи в процессе импровизации стимулирует формирование творческого мышления подростков, помогает преодолевать внутреннюю инертность; снижает стереотипность восприятия себя, других людей и ситуаций. В то же время создает условия для продуктивного самовыражения, так как творческий замысел необходимо реализовать в конкретных действиях на сцене, сделать понятной для зрителя. Подросток одновременно оказывается в роли творца, режиссера и актера.

Известно, что опыт общения и взаимоотношений со сверстниками в развитии подростков играет ключевую роль, влияя на формирование Я-концепции, улучшая понимание себя и других людей, развивая навыки саморегуляции, удовлетворяя потребности в эмансипации от взрослых. В сценической импровизации творческая идея реализуется в условиях командного взаимодействия. Спонтанные диалоги и действия между актерами способствуют развитию первоначального замысла, создают для зрителей целостную историю. Это формирует у подростков целый спектр умений, необходимых не только в творче-

ской, но и в других сферах совместной деятельности людей:

1. Уверенно предлагать новую идею.

2. Принять идею другого человека и содействовать ее реализации.

3. Быть внимательным к партнеру на сцене.

4. Выполнять роль лидера.

5. Передавать роль лидера.

6. Прилагать усилия для решения групповой цели и отказываться от эгоцентрических устремлений.

7. Находить свою роль и способы ее реализации в группе подростков.

8. Конструктивно обсуждать творческий успех и неудачи, давать обратную связь другим участникам, принимать обратную связь от участников, разрешать возникающие конфликтные ситуации.

В условиях временно или постоянно существующей творческой команды в процессе импровизации подросток может расширить гибкость поведения и свой ролевой репертуар, сформировать навыки эффективного общения, повысить мотивацию и интерес к совместному решению творческих задач, развить чувство взаимного доверия и общности в группе.

Другой особенностью импровизации как педагогического инструмента в дополнительном художественном образовании может быть влияние ее на формирование у подростков навыков командного взаимодействия, которому способствует не только необходимость совместного достижения творческого результата, но и диалогичность импровизационного процесса. «История импровизационных форм свидетельствует о тяготении импровизации к ансамблевому исполнению. Объяснение этому нужно ... искать в семантических свойствах импровизации: в психологической опоре импровизатора на реплику партнера, позволяющей выиграть время и получить кратковременную передышку в изобретении нового материала. Диалогическая формула вопроса-ответа поэтому может считаться базисной для импровизирования» [9, с. 5].

Коллективная импровизация требует особой чуткости и внимательности к партнеру [4; 18]. Поэтому участие в импровизационном процессе ведет к развитию у подростка навыков слушания и общения, помогает полностью концентрировать внимание на происходящем процессе, спонтанно откликаться на ситуацию, полагаться на других и поддерживать их. Наши наблюдения и опыт применения импровизации в условиях дополнительного художественного образования в МБУК ДО «ЕДШИ № 15» подтвердили, что полученные во время занятий навыки переносятся и в другие сферы жизни под-

ростка, повышая его возможности к творческой адаптации в социальной среде.

Следующая характеристика спонтанной импровизации, позволяющая определить ее педагогический потенциал, напрямую обращается к возрастным особенностям подросткового возраста - активному совершенствованию целеполагания, самоконтроля деятельности, умения управлять своим поведением и деятельностью. Это происходит под влиянием изменившейся социальной ситуации подростка на основе созревания структур головного мозга, отвечающих за понимание, суждение, абстрактное мышление, планирование, способность оценивать опасность и риск [6].

Несмотря на спонтанный и творческий характер, импровизация осуществляется на основе нескольких четких правил. Во-первых, импровизационные упражнения и сама сценическая импровизация имеют цель - создание творческого результата. Этой цели подчинены творческие, профессиональные навыки подростка, его действия на сцене. Во-вторых, импровизация строится на соблюдении правила «Да.и», оно подразумевает принятие импровизационных предложений партнеров, поиск своего способа развить их идеи. Все это невозможно без удержания цели деятельности во внутреннем плане, прогнозирования возможностей и рисков творческого действия для достижения совместного результата.

Третьим важнейшим правилом импровизационного процесса является его рефлексия. Алгоритм построения занятия по сценической импровизации может включать в себя этап обсуждения выполненных упражнений по принципу «Что у меня получилось хорошо и что в следующий раз я могу сделать иначе», совместный поиск новых творческих решений проблемной ситуации. Рефлексия процесса спонтанной импровизации помогает подросткам развивать творческие навыки, лучше понимать свои эмоциональные, когнитивные и поведенческие возможности и ограничения, повысить осведомленность о ценностно-мотивационной составляющей их личности, улучшает навыки взаимодействия через развитие культуры невербального общения [2; 15; 23; 24].

Форма обратной связи «Что у меня получилось хорошо и что в следующий раз я могу сделать иначе» имеет дополнительный педагогический смысл. Характер импровизационного процесса заключается в постоянном совершении нередактируемых действий. Это приводит подростков к пониманию, что без ошибок импровизация невозможна. Конструктивная форма обратной связи, обращенная к действиям подростка, а не к его личности, содействует большему

творческому и личностному самораскрытию. Усваивая культуру конструктивной обратной связи в сочетании с установкой на включение совершенной ошибки в дальнейший творческий процесс, подростки повышают свою резистентность к неудачам.

В группе подростков меняется характер межличностного взаимодействия от поиска «виноватых» за неудачу - к поиску эффективных способов решения творческих задач. Как видно, процесс сценической импровизации содействует формированию навыков целеполагания, планирования и контроля результатов деятельности, помогает понять спектр своих возможностей и ограничений, формирует ценный для творческой деятельности навык терпимости к ошибкам [23].

Таким образом, педагогический потен-

циал импровизации в работе с подростками базируется на ее основных особенностях и принципах: командность, свобода от страха ошибок, спонтанность, обращение к собственному опыту человека, действие в нестандартной ситуации. Обращаясь к актуальному для учащихся подросткового возраста процессу общения, практика импровизации содействует развитию когнитивных процессов, социальных навыков и умений, влияет на развитие процессов рефлексии и самопознания, содействует формированию ценностей индивида и группы. Хотя сценическая импровизация зачастую применяется как средство обучения подростков, ее педагогический потенциал в дополнительном художественном образовании нуждается в дальнейшем теоретическом и методологическом осмыслении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрина, Н. Б. Психолого-педагогическая направленность развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов детских школ искусств / Н. Б. Александрина. - Текст : электронный // МНКО. - 2014. - № 1 (44). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-napravlennost-razvitiya-muzykalno-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-pianistov-detskih-shkol-iskusstv (дата обращения: 17.11.2022).

2. Ахьямова И. А. Культура невербального общения личности: история, психология, педагогика : монография / И. А. Ахьямова. - Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2011. - 189 с.

3. Беспалов, О. И. К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков / О. И. Беспалов. - Текст : электронный // Вестник КГУ. -2009. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-eksperimentalnom-issledovanii-po-razvitiyu-muzykalno-improvizatsionnyh-sposobnostey-podrostkov (дата обращения: 11.11.2022).

4. Глушко, С. А. Система театральной импровизации : учебно-метод. пособие / С. А. Глушко - К. : Освита Украины, 2010. - 48 с.

5. Гребенкин, А. Сценическая импровизация / А. Гребенкин. - URL: http://theater111.ru/ science05.php?print=pdf (дата обращения: 11.11.2022). - Текст : электронный.

6. Дженсен, Ф. Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров / Ф. Дженсен, Э. Натт. - М. : Эксмо, 2019. - 368 с.

7. Дубровский, В. В. Обучение музыкальной импровизации будущих учителей музыки / В. В. Дубровский. - Текст : электронный // МНКО. - 2021. - № 5 (90). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obuchenie-muzykalnoy-improvizatsii-buduschih-uchiteley-muzyki (дата обращения: 12.11.2022).

8. Калимуллина, О. А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик / О. А. Калимуллина. - Текст : электронный // Вестник КазГУКИ. - 2010. - № 3. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-sredstvami-muzykalno-esteticheskih-praktik (дата обращения: 11.10.2022).

9. Мальцев, С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев. - М. : Музыка, 1991. -

88 с.

10. Медведева, Т. Ю. Театральная педагогика в работе с детьми подросткового возраста / Т. Ю. Медведева, А. Р. Кирдянова. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-pedagogika-v-rabote-s-detmi-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 08.08.2022).

11. Новикова, Е. Б. Импровизация: сущность и философско-антропологические смыслы : дис. ... канд. филос. наук / Новикова Е. Б. - Омск, 2012. - 151 с.

12. Окунева, П. Э. Импровизация как инструмент формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности / П. Э. Окунева, О. А. Сизова. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/improvizatsiya-kak-instrument-formirovaniya-tvorcheskoy-individualnosti-obuchayuschegosya-v-usloviyah-muzykalno-teatralnoy (дата обращения: 17.11.2022).

13. Романова, Л. А. Исследование креативности подростков в сочинении танца / Л. А. Романова. -Текст : электронный // ТРУДЫ СПБГИК. - 2020. - Т. 221. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-kreativnosti-podrostkov-v-sochinenii-tantsa (дата обращения: 02.11.2022).

14. Стаина, О. А. Формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Стаина О. А. - Екатеринбург, 2012. - 23 с.

15. Стаина, О. А. Возможности современных форм театрального искусства как эффективных методов обучения и воспитания / О. А. Стаина, Е. М. Петрова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - № 1 (25). - С. 107-113.

16. Столь, А. В. Педагогика высшей школы: современные методики обучения за рубежом : учебное пособие для вузов / А. В. Столь. - М. : Издательство «Юрайт», 2021. - 180 с.

17. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. - М. : Издательство «Юрайт», 2022. - URL: https://urait.ru/bcode/489243 (дата обращения: 02.11.2022). - Текст : электронный.

18. Толшин, А. В. Импровизация в обучении актера : учебное пособие / А. В. Толшин. - СПб. : ИД «Петрополис», 2011. - 132 с.

19. Фельдштейн, Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн. - Текст : электронный // Вестник практической психологии образования. - 2011. - Т. 8, № 7. - URL: https://psyjournals.ru/ vestnik_psyobr/20ii/n4/56243.shtml (дата обращения: 10.04.2022).

20. Харькин, В. Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация? Импровизация! / В. Н. Харькин. -М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 288 с.

21. Храмов, В. Б. Импровизация как форма творческой деятельности / В. Б. Храмов. - Текст : электронный // Культурная жизнь Юга России. - 2011. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/improvizatsiya-kak-forma-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.08.2021).

22. Якушкина, М. С. Педагогический потенциал культуры как ресурс развития современного социального центра / М. С. Якушкина. - Текст : электронный // Научный диалог. - 2015. - № 10 (46). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-kultury-kak-resurs-razvitiya-sovremennogo-sotsialnogo-tsentra (дата обращения: 07.08.2022).

23. Crossan, М. Improvisation in Action / М. Crossan // Organization Science. - 1998. - No. 9 (5). -http://dx.doi.org/M.1287/orsc.9.5.593.

24. Holdhus, K. Improvisation in teaching and education - roots and applications / K. Holdus, S. H0isœter, K. Mœland et al. // Teacher education & development. - 2016. - No. 3. - P. 1204142. -http://dx.doi.org/10.1080/2331186X.2016.1204142.

25. Torrance, S. The spur of the moment: what jazz improvisation tells cognitive science / S. Torrance, F. Schumann // AI & SOCIETY. - 2019. - No. 34. - URL: https://doi.org/10.1007/s00146-018-0838-4.

REFERENCES

1. Aleksandrina, N. B. (2014). Psikhologo-pedagogicheskaya napravlennost' razvitiya muzykal'no-tvorcheskikh sposobnostei uchashchikhsya-pianistov detskikh shkol iskusstv [Psychological and Pedagogical Orientation of the Development of Musical and Creative Abilities of Pianist Students at Children's Art Schools]. In MNKO. No. 1 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-napravlennost-razvitiya-muzykalno-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-pianistov-detskih-shkol-iskusstv (mode of access: 17.11.2022).

2. Akhyamova, I. A. (2011). Kul'tura neverbal'nogo obshcheniya lichnosti: istoriya, psikhologiya, peda-gogika [Culture of Non-verbal Communication of a Person: History, Psychology, Pedagogy]. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 189 p.

3. Bespalov, O. I. (2009). K voprosu ob eksperimental'nom issledovanii po razvitiyu muzykal'no-improvizatsionnykh sposobnostei podrostkov [On the Issue of Experimental Research on the Development of Musical Improvisational Abilities of Adolescents]. In Vestnik KGU. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-eksperimentalnom-issledovanii-po-razvitiyu-muzykalno-improvizatsionnyh-sposobnostey-podrostkov (mode of access: 11.11.2022).

4. Glushko, S. A. (2010). Sistema teatral'noi improvizatsii [System of Theatrical Improvisation]. Kiev, Osvita Ukrainy. 48 p.

5. Grebenkin, A. Stsenicheskaya improvizatsiya [Stage Improvisation]. URL: http: //theater111.ru/science05.php?print=pdf (mode of access: 11.11.2022).

6. Jensen, F., Nutt, E. (2019). Mozg podrostka. Spasitel'nye rekomendatsii neirobiologa dlya roditelei tineidzherov [The Adolescent Brain. Life-Saving Advice from a Neuroscientist for Parents of Teenagers]. Moscow, Eksmo. 368 p.

7. Dubrovsky, V. V. (2021). Obuchenie muzykal'noi improvizatsii budushchikh uchitelei muzyki [Teaching Musical Improvisation to Future Music Teachers]. In MNKO. No. 5 (90). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obuchenie-muzykalnoy-improvizatsii-buduschih-uchiteley-muzyki (mode of access: 12.11.2022).

8. Kalimullina, O. A. (2010). Razvitie tvorcheskogo potentsiala podrostkov sredstvami muzykal'no-esteticheskikh praktik [Development of the Creative Potential of Adolescents by Means of Musical and Aesthetic Practices]. In Vestnik KazGUKI. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-podrostkov-sredstvami-muzykalno-esteticheskih-praktik (mode of access 11.10.2022).

9. Maltsev, S. M. (1991). Opsikhologii muzykal'noi improvizatsii [On the Psychology of Musical Improvisation]. Moscow, Muzyka. 88 p.

10. Medvedeva, T. Yu. (2020). Teatral'naya pedagogika v rabote s det'mi podrostkovogo vozrasta [Theater Pedagogy in Work with Adolescent Children]. In Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. No. 67-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-pedagogika-v-rabote-s-detmi-podrostkovogo-vozrasta (mode of access: 08.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Novikova, E. B. (2012). Improvizatsiya: sushchnost' i filosofsko-antropologicheskie smysly [Improvisation: Essence and Philosophical and Anthropological Meanings]. Dis. ... kand. ped. nauk. Omsk. 151 p.

12. Okuneva, P. E., Sizova, O. A. (2018). Improvizatsiya kak instrument formirovaniya tvorcheskoi individual'nosti obuchayushchegosya v usloviyakh muzykal'no-teatral'noi deyatel'nosti [Improvisation as a Tool for the Formation of a Student's Creative Individuality in Conditions of Musical and Theatrical Activity]. In Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. No. 61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/improvizatsiya-kak-instrument-formirovaniya-tvorcheskoy-individualnosti-obuchayuschegosya-v-usloviyah-muzykalno-teatralnoy (mode of access: 17.11.2022).

13. Romanova, L. A. (2022). Issledovanie kreativnosti podrostkov v sochinenii tantsa [A Study of the Creativity of Adolescents in the Composition of Dance]. In Trudy SPBGIK. Vol. 221. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-kreativnosti-podrostkov-v-sochinenii-tantsa (mode of access: 02.11.2022).

14. Staina, O. A. (2012). Formirovanie stsenicheskikh improvizatsionnykh umenii u podrostkov v usloviyakh teatral'noi studii [Formation of Stage Improvisational Skills in Adolescents in a Theater Studio]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg. 23 p.

15. Staina, O. A. (2020). Vozmozhnosti sovremennykh form teatral'nogo iskusstva kak effektivnykh meto-dov obucheniya i vospitaniya [Possibilities of Modern Forms of Theatrical Art as Effective Methods of Training and Education]. In Innovatsionnoe razvitieprofessional'nogo obrazovaniya. No. 1 (25), pp. 107-113.

16. Stol', A. V. (2021). Pedagogika vysshei shkoly: sovremennye metodiki obucheniya za rubezhom [Pedagogy of Higher Education: Modern Methods of Teaching Abroad]. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 180 p. URL: https://urait.ru/bcode/467750 (mode of access: 27.09.2021).

17. Tolstykh, N. N. (2022). Psikhologiya podrostkovogo vozrasta [Psychology of Adolescence]. Moscow. Iz-datel'stvo «Yurait». 406 p. URL: https://urait.ru/bcode/489243 (mode of access: 21.11.2022).

18. Tolshin, A. V. (2011). Improvizatsiya v obuchenii aktera [Improvisation in the Training of an Actor]. Saint Petersburg, ID «Petropolis». 132 p.

19. Feldshteyn, D. I. (2011). Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktuali-zatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya [Profound Changes in Modern Childhood and the Actualization of Psychological and Pedagogical Problems of Education Development Caused by Them]. In Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. Vol. 8. No. 7. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/ 2011/n4/56243.shtml (mode of access: 10.04.2022).

20. Kharkin, V. N. (1997). Improvizatsiya... Improvizatsiya? Improvizatsiya? Improvizatsiya! [Improvisation... Improvisation? Improvisation? Improvisation!]. Moscow. IChP «Izdatel'stvo Magistr». 288 p.

21. Khramov, V. B. (2011). Improvizatsiya kak forma tvorcheskoi deyatel'nosti [Improvisation as a Form of Creative Activity]. In Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ improvizatsiya-kak-forma-tvorcheskoy-deyatelnosti (mode of access: 11.08.2021).

22. Yakushkina, M. S. (2015). Pedagogicheskii potentsial kul'tury kak resurs razvitiya sovremennogo sotsi-al'nogo tsentra [Pedagogical Potential of Culture as a Resource for the Development of a Modern Social Center]. In Nauchnyi dialog. No. 10 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-kultury-kak-resurs-razvitiya-sovremennogo-sotsialnogo-tsentra (mode of access: 07.08.2022).

23. Crossan, М. (1998). Improvisation in Action. In Organization Science. No. 9 (5). http://dx.doi.org/ 10.1287/orsc.9.5.593.

24. Holdhus, K., H0isœter, S., Mœland, K. et al. (2016). Improvisation in Teaching and Education - Roots and Applications. In Teacher education & development. No. 3, p. 1204142. http://dx.doi.org/ 10.1080/2331186X.2016.1204142.

25. Torrance S., Schumann, F. (2019). The Spur of the Moment: What Jazz Improvisation Tells Cognitive Science. In AI & SOCIETY. No. 34. https://doi.org/10.1007/s00146-018-0838-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.