Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный интеллект / социализация / коммуникация / подростки / социальное взаимодействие / social intelligence / socialization / communication / adolescents / social interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Р. Аскерова

В статье представлен анализ понятия «социальный интеллект», определены и охарактеризованы компоненты в структуре данного понятия. Описаны подструктуры социального интеллекта: социальная адаптация, способность к социальной перцепции, социальная память, прогнозирование, эмоциональная социальная выразительность. Выделены способности личности, которые определяют уровень сформированности социального интеллекта. Доказана связь между уровнем развития социального поведения и способности личности к совладающему поведению. Представлены внешние и внутренние факторы развития социального интеллекта в системе социальных институтов (институт семьи, образования). Описано влияние и взаимосвязь процесса социализации на развитие социального интеллекта. Выявлены психолого-педагогические факторы, оказывающие влияние на развитие социального интеллекта у обучающихся в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN STUDENTS

The article presents an analysis of the concept of “social intelligence”, identifies and characterizes the components in the structure of this concept. The substructures of social intelligence are described: social adaptation, ability to social perception, social memory, forecasting, emotional social expressiveness. The individual abilities that determine the level of formation of social intelligence are highlighted. The connection between the level of development of social behavior and the individual’s ability to cope has been proven. External and internal factors in the development of social intelligence in the system of social institutions (institute of family, education) are presented. The influence and relationship of the socialization process on the development of social intelligence are described. Psychological and pedagogical factors influencing the development of social intelligence among students in secondary schools have been identified.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

4. Arzamasceva N.G., Maksimova Z.Yu. Razvitie 'etnokul'turnoj kompetentnosti studentov sredstvami 'etnodizajna. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 2: 129-134.

5. Arzamasceva N.G., Maksimova Z.Yu. 'Etnodizajn kak sredstvo razvitiya hudozhestvennogo vkusa studentov. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; № 3: 308-314.

6. Voronov S.V. O krest'yanskom iskusstve. Izbrannye trudy. Moskva, 1972.

7. Gajbullaeva Yu.A. Obychai i obryady, svyazannye s nacional'noj uzbekskoj odezhdoj (konec HIX - nachalo HX vv.). Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Obschestvennye i gumanitarnye nauki. 2018; T. 12, № 1: 5-8.

8. Kuhta M.S. 'Etnodizajn kak osnova formirovaniya tolerantnogo otnosheniya k tradiciyam raznyh kul'tur. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'nye i gumanitarnye nauki. 2015; № 1: 159-162.

9. Navrazova M.R. Narodnaya kul'tura kak sredstvo 'esteticheskogo vospitaniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3: 255-257.

10. Pustyl'nik Yu.Yu. Sohranenie i razvitie 'etnokul'turnyh tradicij regiona v sisteme obschego obrazovaniya (na primere proektnoj deyatel'nosti shkol'nikov v chechenskoj respublike). Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2022; № 5: 17-32.

11. Rudenchenko A.A. 'Etnodizajn: organizacionno-pedagogicheskie usloviya proektirovaniya tvorcheskoj obrazovatel'noj sredy hudozhestvennyh uchebnyh zavedenij. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014; № 3: 123-131.

12. Fedorova S.N., Petrova T.N. 'Effektivnye mehanizmy innovacionnogo razvitiya 'etnokul'turnogo obrazovaniya detej na razlichnyh stupenyah sistemy obrazovaniya. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2019; № 1: 222-231.

Статья поступила в редакцию 06.11.23

УДК 37.03

Askerova M.R., specialist, Center for the Development of Children and Adolescents"School of Life" (Stavropol, Russia), E-mail: milashka_19_98@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN STUDENTS. The article presents an analysis of the concept of "social intelligence", identifies and characterizes the components in the structure of this concept. The substructures of social intelligence are described: social adaptation, ability to social perception, social memory, forecasting, emotional social expressiveness. The individual abilities that determine the level of formation of social intelligence are highlighted. The connection between the level of development of social behavior and the individual's ability to cope has been proven. External and internal factors in the development of social intelligence in the system of social institutions (institute of family, education) are presented. The influence and relationship of the socialization process on the development of social intelligence are described. Psychological and pedagogical factors influencing the development of social intelligence among students in secondary schools have been identified.

Key words: social intelligence, socialization, communication, adolescents, social interaction

М.Р. Аскерова, специалист центра развития детей и подростков «Школа жизни», г. Ставрополь, E-mail: milashka_19_98@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье представлен анализ понятия «социальный интеллект», определены и охарактеризованы компоненты в структуре данного понятия. Описаны подструктуры социального интеллекта: социальная адаптация, способность к социальной перцепции, социальная память, прогнозирование, эмоциональная социальная выразительность. Выделены способности личности, которые определяют уровень сформированности социального интеллекта. Доказана связь между уровнем развития социального поведения и способности личности к совладающему поведению. Представлены внешние и внутренние факторы развития социального интеллекта в системе социальных институтов (институт семьи, образования). Описано влияние и взаимосвязь процесса социализации на развитие социального интеллекта. Выявлены психолого-педагогические факторы, оказывающие влияние на развитие социального интеллекта у обучающихся в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: социальный интеллект, социализация, коммуникация, подростки, социальное взаимодействие

Социальный интеллект как способность личности к коммуникации обеспечивает эффективное взаимодействие в обществе, позволяет успешно решать сложные вопросы, возникающие в социуме [1-10]. Социальный интеллект, как отмечают Д.А. Солоднева и П.А. Побокин [11], является регуляторов взаимоотношений между людьми, что проявляется в способности к использованию адекватных методов общения, прогнозированию и саморегуляции поведения и действий. Исследования в области развития социального интеллекта направлены на выявление факторов, оказывающих влияние на формирование социального интеллекта личности, что актуализирует тематику данной статьи.

Цель статьи - на основе анализа структуры социального интеллекта, выявить факторы, оказывающие непосредственное влияние на его развитие в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: провести анализ понятия «социальный интеллект», определить его компоненты; рассмотреть структуру социального интеллекта; выявить факторы развития социального интеллекта у обучающихся в образовательном процессе школы. Научная новизна статьи определяется выявлением основной структуры понятия «социальный интеллект», определением психолого-педагогических факторов, оказывающих влияние на развитие социального интеллекта у обучающихся в образовательном учреждении. Теоретическая значимость: расширение педагогического знания о структурных компонентах социального интеллекта, возможных факторах, оказывающих воспитательное воздействие на обучающихся, в том числе на развитие социального интеллекта. Практическая значимость представлена через раскрытие критериев социального интеллекта.

Методы исследования, используемые в данном исследовании: теоретический анализ научной литературы, обобщение понятий и определений, анализ организации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

В педагогической и психологической науках понятие «социальный интеллект» в различные периоды развитии приобретало разное понимание. Изучением данного феномена занимались отечественные (В.Ф. Анурин, С.С. Белова, В.Н. Куницына, Д.В. Люсин, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков и др.) и зарубежные (Ф.Ю. Вернон, Д. Векслер, Э. Торндайк и др.) исследователи.

В педагогическую наукуданное понятие быловведено Э. Торндайком в 1920 году. Согласно мнению Ф.Ю. Вернона, социальный интеллект включает в сдбдспосоендсвр кладитьс еодиеая дюдьми», палиике^квитых кавыкон, яп-зодсяюдеы ресыисебяуыободновлбщеоввт.нмеыик конкыоть соы|яаеилые пно-блемы и настроения других людей. Д. Векслер определял социальный интеллект как«спддобндупьенюноспи к кыиcиocдЛлeнбюкжнвни еабщдствд » [1ВНбсмотон на различие подходы к пониманию сущности «социального интеллекта», в целом оaннысфeядаеаpсccмaто иваетео кaктcсoкниввттесoкyпнocти п сихологических новообразований, которые проявляются в личностных коммуникациях и обеспе-ивают эффективное взаимодействие в обществе.

Рис. 1. Компонентыконцепции социального интеплектаА.И. Савенкова

B.Н. Куницына [4], выделяя сущность понятия «социальный интеллект», делает акцент на комплексе черт (интеллектуальных, личностных, коммуникативных, поведенческих), которые обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, поведения личности, интерпретации информации, стиль социального взаимодействия и методов принятия решений.

В концепции А.И. Савенкова [10] социальный интеллект представляет собой совокупность трех критериев: когнитивного, эмоционального, поведенческого. На рис. 1 отражены составляющие каждого из компонентов.

Согласно концепции социального интеллекта А.И. Савенкова, к когнитивным компонентам автор относит социальные знания; социальную память; социальную интуицию; социальное прогнозирование, к эмоциональным компонентам - выразительность, способность к сопереживанию, способность к саморегуляции; к поведенческим компонентам: восприятие социальных явлений и ситуаций; стиль социального взаимодействия и способность к социальной адаптации.

Исследователи Е.И. Зритнева, Л.В. Куваева Л.А. Саенко, ПН. Соломатина [7; 8; 9] отмечают, что социальный интеллект включает ряд способностей:

- передавать внутреннее состояние посредством поведенческих реакций;

- создавать узнаваемые поведенческие реакции;

- совершать действие, которое адекватно отражает поведенческие реакции другого человека;

- сохранять способность к последовательному взаимодействию с другими участниками;

- моделировать и предугадывать варианты развития исхода социального взаимодействия.

В настоящее время исследования в области социального интеллекта весьма актуальны, поскольку развитие данного качества обеспечивает эффективную интеграцию человека в социум, отражает личностную зрелость.

В психологии понятие «социальный интеллект» понимается как способность личности реализовать взаимоотношения в обществе, находить выход в различных социальных ситуациях. По мнению Н.В. Беляковой и Д.Р Хасановой [1], социальный интеллект есть результат развития общего интеллекта, который формируется под влиянием внешних социокультурных факторов. Автор отмечает, что на развитие социального интеллекта влияет социальная среда, в которой протекает жизнедеятельность человека.

C.С. Белова и Д.В. Ушаков [2] указывают, что возрастной фактор не оказывает доминирующего влияния на формирование и развитие социального интеллекта. В исследованиях авторов, посвященных изучению индивидуально-психологических характеристик личности, отмечается наличие различий социального интеллекта в зависимости от половой принадлежности. Женщины, по мнению автора, имеют более высокий показатель развития социального интеллекта, в то же время мужчины ориентируются в поведенческих реакциях и невербальных сигналах при общении.

Базовым социальным институтом, способствующим формированию социального интеллекта, является семья (В.В. Везетиу, Л.В. Малышева). Исследователи делают вывод, что дети, воспитываясь в разных условиях, различаются по степени социальной активности и, следовательно, по уровню сформированности социального интеллекта.

Согласно результатам исследований В.В. Везетиу [3], образование выступает основным источником формирования социального интеллекта - как источник знаний о мире и обществе, различных сферах деятельности.

Все вышеизложенное позволяет понимать социальный интеллект как сложную систему, интегрирующую способности личности, направленные на обеспечение адаптивного поведения в межличностном взаимодействии.

Как средство познания общества, социальный интеллект способствует выработке регулятивных поведенческих реакций, позволяет однозначно воспринимать информацию, прогнозировать действия и поступки, обеспечивает адаптацию к новым социальным ролям, направлен на преодоление сложных ситуаций, возникающих в обществе.

Л.В. Малышева [6] выделяют специальные способности и подструктуры социального интеллекта, такие как социальная адаптация, способность к соци-

Библиографический список

альной перцепции, социальная память, прогнозирование, эмоциональная социальная выразительность.

Мы согласны с мнением О.В. Луневой [5], что социальный интеллект - это результат трех процессов: социализации, индивидуализации и интериоризации, отражающий комплекс накопленных личность знаний, ценностей и идеалов. В процессе развития личности социальный интеллект начинает реализовать системообразующую функцию, что способствует выработке новых склонностей, мышления, восприятия. Исследования О.В. Луневой, Л.В. Малышевой показывают, что развитый социальный интеллект является предиктором наиболее благоприятной социализации личности.

Психологи С.С. Белова, Д.В. Ушаков [2] отмечают, что при развитом социальном интеллекте вырабатывается способность личности к совладающему поведению, т. е. выработке социально-психологических механизмов снятия напряжения в стрессовой ситуации, поиску способов восстановления психологического равновесия. Авторы рассматривают социальный интеллект как элемент сознательного поведения, от степени развития которого зависят стили и стратегии совладающего поведения личности. Исследователи указывают, что структуру социального интеллекта формируют отдельные способности личности, способы саморегуляции.

Таким образом, можно заключить, что социальный интеллект - сложное интегративное новообразование личности, проявляющееся в способности выстраивать эффективное взаимодействие в различных сферах общественной жизни. На формирование социального интеллекта оказывает влияние комплекс внешних и внутренних факторов. Внешние факторы - семья, специфика и уровень образования, коллектив сверстников. Внутренние факторы - это индивидуально-психологические особенности, направленность личности, мотивационная сфера.

Все вышеизложенное позволяет выделить психолого-педагогические факторы, оказывающие влияние на развитие социального интеллекта у обучающихся в образовательном процессе школы.

Первый фактор - способность обучающегося моделировать (предвидеть) поведение другого. В основе данного фактора лежат коммуникативные умения обучающихся: умение взаимодействовать со сверстниками, понимание чувственных реакций, особенности общения, умение организовать процесс общения.

Второй фактор - умение учителя правильно организовать и оценить общение, которое должно быть реализовано в процессе обучения. Основой данного фактора являются следующие компоненты: развитость мышления обучающихся, способность к саморегуляции эмоциональных проявлений, самоорганизация детальности.

Третий фактор - невербальная коммуникация. В основе данного фактора лежат способности обучающихся к пониманию неречевой коммуникации: адекватное выражение чувств, эмоционального состояния, которые оказывают влияние на взаимодействие между субъектами процесса обучения и его результативность.

Четвертый фактор - способность к рефлексии. Происходящие в процессе обучения различные ситуации общения по линиям «учитель - ученик» и «ученик - ученик» должны анализироваться со стороны учителя и обучающихся, что формирует способность к рефлексии, накоплению социального опыта у обучающихся. В основе данного фактора лежат такие элементы, как наблюдательность, анализ ситуаций.

Таким образом, анализ литературы позволил сделать ряд выводов: 1) социальный интеллект - формируемое интегральное качество личности, проявляющееся в способности оптимально эффективно организовать процесс взаимодействия в обществе; 2) высокий уровень развития социального интеллекта позволяет правильно организовать общение и прогнозировать его результаты; 3) на развитие социального интеллекта оказывают влияние внешние и внутренние факторы; 4) в образовательном процессе можно выделить факторы, которые будут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования социального интеллекта у обучающихся.

1. Белякова Н.В., Хасанова Д.Р Механизмы формирования социального интеллекта в подростковом возрасте. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020; Т. 19, № 1 (154): 28-36.

2. Белова С.С., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: от измерения к теории. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2017; № 7: 63-68.

3. Везетиу В.В. Психологические детерминанты развития социального интеллекта личности. Педагогический вестник. 2020; № 15: 12-14.

4. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. Теоретические и прикладные вопросы психологии. 1995; Ч. 1: 48-61.

5. Лунева О.В. Концепция социального интеллекта личности. Знание. Понимание. Умение. 2012; № 2: 46-51.

6. Малышева Л.В. Педагогические аспекты концепций социального интеллекта. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2008; № 3: 79-82.

7. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния. Научно-педагогическое обозрение. 2021; № 4 (38): 68-75.

8. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

9. Саенко Л.А., Куваева Л.В. Межкультурная грамотность как индикатор социокультурного развития личности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 6 (81): 199-203.

10. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005; № 2 (4): 94-101.

11. Солоднева Д.А., Побокин П.А. Особенности развития социального интеллекта в юношеском возрасте. Ярославский психологический вестник. 2021; № 1 (49): 33-37.

References

1. Belyakova N.V., Hasanova D.R. Mehanizmy formirovaniya social'nogo intellekta v podrostkovom vozraste. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2020; T. 19, № 1 (154): 28-36.

2. Belova S.S., Ushakov D.V. Social'nyj intellekt: ot izmereniya k teorii. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki. 2017; № 7: 63-68.

3. Vezetiu V.V. Psihologicheskie determinanty razvitiya social'nogo intellekta lichnosti. Pedagogicheskijvestnik. 2020; № 15: 12-14.

4. Kunicyna V.N. Social'naya kompetentnost' i social'nyj intellekt: struktura, funkcii, vzaimootnoshenie. Teoreticheskie iprikladnye voprosy psihologii. 1995; Ch. 1: 48-61.

5. Luneva O.V. Koncepciya social'nogo intellekta lichnosti. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012; № 2: 46-51.

6. Malysheva L.V. Pedagogicheskie aspekty koncepcij social'nogo intellekta. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2008; № 3: 79-82.

7. Saenko L.A., Solomatina G.N. Analiticheskie umeniya studentov: suschnostnye harakteristiki, urovni razvitiya, faktory vliyaniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021; № 4 (38): 68-75.

8. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

9. Saenko L.A., Kuvaeva L.V. Mezhkul'turnaya gramotnost' kak indikator sociokul'turnogo razvitiya lichnosti. VestnikSevero-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 6 (81): 199-203.

10. Savenkov A.I. Social'nyj intellekt kak problema psihologii odarennosti i tvorchestva. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly 'ekonomiki. 2005; № 2 (4): 94-101.

11. Solodneva D.A., Pobokin P.A. Osobennosti razvitiya social'nogo intellekta v yunosheskom vozraste. Yaroslavskijpsihologicheskij vestnik. 2021; № 1 (49): 33-37.

Статья поступила в редакцию 09.11.23

УДК 378

Nikolaeva M.V., senior teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: nikvi@inbox.ru

PROVIDING EFFECTIVE ERROR CORRECTION IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. The article discusses a concept of "error", the classification of errors in teaching a foreign language, using the example of the English language, analyzes and identifies the most effective ways to correct these errors. The main postulate is the thesis that the correction of students' errors is one of the most important structural components of the learning process and should be carried out as objectively and correctly as possible. The article discusses options for correcting errors in the written and oral speech of students studying English and demonstrates the results of the survey of students of the Financial University under the Government of the Russian Federation. The article concludes that mistakes of language learners can be useful for language learning if they are corrected in a timely manner, if they are recognized as an integral part of the learning process. Most researchers believe that bug fixing can be used as a form of feedback to students.

Key words: mistake, correction, classification of mistakes, methods and strategies, delicate approach, interlingual interference

М.В. Николаева, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: nikvi@inbox.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ ОШИБОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается понятие «ошибка», классификация ошибок при обучении иностранному языку на примере английского языка, разбираются и выявляются наиболее эффективные способы коррекции этих ошибок. Основным постулатом является тезис о том, что исправление студенческих ошибок выступает одним из наиболее важных структурных компонентов процесса обучения и должно осуществляться максимально объективно и корректно. В статье рассматриваются варианты исправления ошибок в письменной и устной речи студентов, изучающих английский язык. Приведены результаты опроса среди студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. В статье делается вывод о том, что ошибки студентов, изучающих язык, бывают полезны для изучения языка при своевременном их исправлении, они признаются неотъемлемой частью процесса обучения. Большинство исследователей считают, что исправление ошибок можно использовать как форму обратной связи со студентами.

Ключевые слова: ошибка, коррекция, классификация ошибок, способы и стратегии, деликатный подход, межъязыковая интерференция

Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с тем, что правильно организованное исправление ошибок должно внести свой вклад в оптимизацию языкового образования. Некоторые педагоги испытывают определённые трудности в определении степени своего участия в исправлении ошибок учащихся. В то время как очевидным является тот факт, что коррекция каждой ошибки может негативно сказаться на уверенности и вовлеченности в процесс обучения, важно помнить о том, что игнорирование ошибок приводит к повторному неправильному использованию или произношению единиц языка [1-16].

Цель данной статьи - определить и обозначить критерии и способы коррекции ошибок.

Основные задачи статьи: рассмотреть понятие «коррекция ошибки», определить различные подходы к исправлению ошибок студентов, изучить имеющуюся методическую литературу по теме исследования; раскрыть роль ошибок в обучении; представить классификацию видов ошибок; выявить причины их возникновения.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней определены основные принципы, которые должны лежать в основе эффективной оценки работы студентов.

Теоретическая значимость состоит в изложении алгоритма, который необходимо выполнить для применения этих принципов.

Практическая значимость видится в анализе успешного опыта использования критериев оценки на примере конкретного вуза.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, наблюдения, собственный педагогический опыт работы в вузе, опрос студентов.

В свое время Rachel Wolchin сказал: «It is not how we make mistakes, but how we correct them that defines us» («Нас отличает не то, как мы совершаем ошибки, а то, как мы их исправляем»).

В конце ХХ века в высшем образовании произошел невероятный сдвиг в подходах к оцениванию обучения студентов. Это было связано с тем, что крайне

необходимым являлась выработка более эффективных для оценки качества обучения учащихся заранее установленных критериев.

Критерии оценки результатов обучения студентов были преимущественно нормативными, при этом обучение студентов оценивалось количественно, так чтобы можно было ранжировать студентов по статистической норме. Этот подход совершенно не учитывал ту роль, которую оценивание может сыграть в улучшении обучения.

По сей день исправление ошибок преподавателем является одной из самых обсуждаемых и насущных тем. Большинство преподавателей и студентов считают, что это естественный и необходимый компонент процесса преподавания и изучения любой дисциплины, но в особенности иностранного языка.

Но, как и в любой другой теме, существуют определенные вопросы и ограничения, которые необходимо принимать во внимание.

Поскольку опросы и комментарии по данному вопросу проводились среди студентов, изучающих английский язык на базе Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, здесь и далее мы будем говорить, прежде всего, об изучении и оценивании прогресса в английском языке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наработана большая теоретическая база, касающаяся проблемы предупреждения и коррекции ошибок применимо к изучению английского языка. Можно отметить таких зарубежных и отечественных методистов, как Julian Edge, Truscott J., Sheen Y., Ellis R., Н.Д. Ивицкая, С.П Меркулова, Я.М. Колкер и др. [1-16].

Большое количество исследований, проведенных с целью выявления источников ошибок в обучении иностранному языку, выделяет три их основных источника: межъязыковая интерференция (вмешательство родного языка), внутриязыковая (чрезмерное обобщение) и сам контекст обучения.

Если мы говорим об ошибках в родном языке, то здесь ситуация несколько проще, чем когда студент учит иностранный язык. Когда нет языка-конкурента,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.