Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
701
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОСОЗНАНИЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЭМПАТИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УНИВЕРСИТЕТ / АЛЕКСИТИМИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солоднева Дарья Александровна

В статье рассматриваются основные направления развития и результаты исследований эмоционального интеллекта в юношеском возрасте в зарубежной и отечественной психологии. Анализируется сфера эмоционального интеллекта и его характеристики. Подчеркивается, что теоретическая подкованность преподавателей в данном вопросе может не только благоприятно повлиять на академическую успеваемость студента, но и положительно отразится на взаимоотношениях подростка в новой референтной группе. Отдельно выделено понятие алекситимии ввиду того, что ограничение возможности понимания собственных и чужих эмоций и дефицит эмоциональных реакций может вызвать значительные трудности при адаптации студентов к новым условиям обучения. Обосновывается значение эмоционального интеллекта для успешного приспособления индивида к внешним изменениям, особенностям новой учебной среды, новому образу жизни. Подчеркивается важность периода социальной адаптации для подростка, с формированием ролевой гибкости поведения, особенностями взаимодействия в новой социальной группе, усвоением новых правил, традиций и норм, принятых в учебном заведении. Затрагивается тема выбора стратегий поведения, в зависимости от уровня эмоционального интеллекта, поскольку выбор конструктивных копинг-стратегий - это важный аспект в успешном преодолении сложностей, возникающих при взаимодействия индивида с новым коллективом и преподавателями. В статье поднимается проблематика, связанная с рядом нерешенных вопросов в отношении подбора диагностического инструментария для изучения особенностей эмоционального интеллекта в психологии. Научные выводы статьи способствуют решению вопроса об актуальности предоставления информации для преподавателей об особенностях адаптации студента в зависимости от уровня межличностного и внутриличностного интеллекта. Подчеркивается важность эмоционального интеллекта в процессе практической организацией подготовки педагогических кадров. Статья адресована научным и практическим работникам образования и может быть полезна в педагогической и социальной психологии, а также важна для разработки психолого-педагогической программы высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN UNIVERSITY STUDENTS

This article discusses the main directions of development and the results of research on emotional intelligence in adolescence in foreign and domestic psychology. The sphere of emotional intelligence and its characteristics are analyzed. It is emphasized that the theoretical savvy of teachers in this matter can favorably affect not only the academic performance of a student, but also positively affect the relationship of a teenager in a new reference group. The concept of alexithymia is singled out separately, since the limitation of the ability to understand one's own and others’ emotions and the lack of emotional reactions can lead to significant difficulties in adapting students to new learning conditions. The importance of emotional intelligence for the successful adaptation of an individual to external changes, the peculiarities of a new learning environment, a new way of life is highlighted. The importance of the period of social adaptation for a teenager is emphasized, with the formation of role flexibility of behavior, the peculiarities of interaction in a new social group, the assimilation of new rules, traditions and norms adopted in an educational institution. The topic of choosing behavioral strategies is touched upon, depending on the level of emotional intelligence, because the choice of constructive coping strategies is an important aspect in overcoming difficulties successfully that arise when an individual interacts with a new team and teachers. The article raises the topic of unresolved issues regarding the selection of diagnostic tools for studying the features of emotional intelligence in psychology. The scientific conclusions of the article contribute to raising the issue of relevance and the need to provide information for teachers about the peculiarities of student adaptation, depending on the level of interpersonal and intrapersonal intelligence. The importance of the disclosure of the «emotional intelligence» concept in the process of practical organization of the training of teaching staff is emphasized. The article is addressed to scientific and practical workers of education and can be useful in pedagogical and social psychology, as well as important for the development of a psychological and pedagogical program of a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД_

Научная статья УДК 37.015.3

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-150-157 EDN: BOBPCE

Дарья Александровна Солоднева

Старший преподаватель кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет». 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28 darya210895@mail.ru, https://orcid.org /0000-0002-6158-7496

Специфика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления развития и результаты исследований эмоционального интеллекта в юношеском возрасте в зарубежной и отечественной психологии. Анализируется сфера эмоционального интеллекта и его характеристики. Подчеркивается, что теоретическая подкованность преподавателей в данном вопросе может не только благоприятно повлиять на академическую успеваемость студента, но и положительно отразится на взаимоотношениях подростка в новой референтной группе.

Отдельно выделено понятие алекситимии ввиду того, что ограничение возможности понимания собственных и чужих эмоций и дефицит эмоциональных реакций может вызвать значительные трудности при адаптации студентов к новым условиям обучения. Обосновывается значение эмоционального интеллекта для успешного приспособления индивида к внешним изменениям, особенностям новой учебной среды, новому образу жизни. Подчеркивается важность периода социальной адаптации для подростка, с формированием ролевой гибкости поведения, особенностями взаимодействия в новой социальной группе, усвоением новых правил, традиций и норм, принятых в учебном заведении. Затрагивается тема выбора стратегий поведения, в зависимости от уровня эмоционального интеллекта, поскольку выбор конструктивных копинг-стратегий — это важный аспект в успешном преодолении сложностей, возникающих при взаимодействия индивида с новым коллективом и преподавателями.

В статье поднимается проблематика, связанная с рядом нерешенных вопросов в отношении подбора диагностического инструментария для изучения особенностей эмоционального интеллекта в психологии. Научные выводы статьи способствуют решению вопроса об актуальности предоставления информации для преподавателей об особенностях адаптации студента в зависимости от уровня межличностного и внутриличностного интеллекта. Подчеркивается важность эмоционального интеллекта в процессе практической организацией подготовки педагогических кадров. Статья адресована научным и практическим работникам образования и может быть полезна в педагогической и социальной психологии, а также важна для разработки психолого-педагогической программы высшего учебного заведения.

Ключевые слова: учебная деятельность; эмоциональный интеллект; самосознание; юношеский возраст; эмпатия; преподаватель; университет; алекситимия

Для цитирования: Солоднева Д. А. Специфика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 150-157. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-150-157. https://elibrary.ru/bobpce.

© Солоднева Д. А., 2022

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS OF DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENTS

Original article Dariya A. Solodneva

Senior lecturer at the department of clinical psychology, FSBEI HE «Smolensk state medical university». 214019, Smolensk, Krupskaya st., 28

darya210895@mail.ru, https://orcid.org /0000-0002-6158-7496

The specifics of the development of emotional intelligence in university students

Abstract. This article discusses the main directions of development and the results of research on emotional intelligence in adolescence in foreign and domestic psychology. The sphere of emotional intelligence and its characteristics are analyzed. It is emphasized that the theoretical savvy of teachers in this matter can favorably affect not only the academic performance of a student, but also positively affect the relationship of a teenager in a new reference group.

The concept of alexithymia is singled out separately, since the limitation of the ability to understand one's own and others' emotions and the lack of emotional reactions can lead to significant difficulties in adapting students to new learning conditions. The importance of emotional intelligence for the successful adaptation of an individual to external changes, the peculiarities of a new learning environment, a new way of life is highlighted. The importance of the period of social adaptation for a teenager is emphasized, with the formation of role flexibility of behavior, the peculiarities of interaction in a new social group, the assimilation of new rules, traditions and norms adopted in an educational institution. The topic of choosing behavioral strategies is touched upon, depending on the level of emotional intelligence, because the choice of constructive coping strategies is an important aspect in overcoming difficulties successfully that arise when an individual interacts with a new team and teachers.

The article raises the topic of unresolved issues regarding the selection of diagnostic tools for studying the features of emotional intelligence in psychology. The scientific conclusions of the article contribute to raising the issue of relevance and the need to provide information for teachers about the peculiarities of student adaptation, depending on the level of interpersonal and intrapersonal intelligence. The importance of the disclosure of the «emotional intelligence» concept in the process of practical organization of the training of teaching staff is emphasized. The article is addressed to scientific and practical workers of education and can be useful in pedagogical and social psychology, as well as important for the development of a psychological and pedagogical program of a higher educational institution.

Keywords: educational activity; emotional intelligence; self-awareness; adolescence; empathy; teacher; university; alexithymia

For citation: Solodneva D. A. The specifics of the development of emotional intelligence in university students. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(2): 150-157. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-150-157. https://elibrary.ru/bobpce.

Введение

Исследования в области эмоционального интеллекта относятся, как известно, к числу наиболее актуальных и востребованных в психологической теории и практике. К настоящему моменту сложился целый ряд концептуальных представлений о структуре эмоционального интеллекта, закономерностях его развития и т. д. Кроме того, на основе различных авторских моделей разработан специальный методический инструментарий, направленный на диагностику уровня эмоционального интеллекта (ЭИ, Е1). Вместе с тем относительно этой широкой проблематики имеет место ситуация, характерная, главным образом, для «молодых» направлений психологии, которая заключается в следующем. Речь идет о том, что отдельные вопросы в рассматриваемой

области раскрыты далеко не полностью или вообще находятся лишь на этапе постановки проблемы. С одной стороны, это относится к установлению специфических закономерностей развития эмоционального интеллекта в профессиональной и учебной деятельности, с другой — к сфере расширения возможностей диагностики эмоционального интеллекта как теоретического конструкта общей и когнитивной психологии: разработке новых и апробации уже существующих тестов-опросников. И первая, и вторая задачи решаются в современных работах с разной степенью интенсивности и результативности. Так, получены данные исследований эмоционального интеллекта в регуляции профессиональной деятельности [Карпов, 2008]. Однако одновременно с этим до конца не выясненными

остаются механизмы регуляции учебной деятельности на разных этапах обучения (в средней школе, старших классах, в высших учебных заведениях и др.). Будучи очевидно сложной в общепсихологическом плане, проблема эмоционального интеллекта становится еще более затруднительной при постановке ее в контексте исследования профессиональной и учебной деятельности. Дело в том, что в этом случае она приобретает особый дополнительный аспект, поскольку напрямую указывает на более общую проблему экологической валидности данных, получаемых разнообразными лабораторно-экспериментальными и эмпирическими схемами исследования в целом. Это непосредственным образом соотносится со второй из представленных задач, касающейся методического обеспечения исследования эмоционального интеллекта. Получаемые в ходе его применения данные, полагаем, могут и должны подвергаться определенным и вполне закономерным изменениям в условиях реального осуществления профессиональной и учебной деятельности — в таких условиях, которые являются, как правило, значительно менее благоприятными в плане их реализации и сопровождаются множеством осложняющих факторов и иных обстоятельств, связанных, в первую очередь, с особенностями профессиональной деятельности или образовательного процесса. Таким образом, одним из главных предметов исследования в рассматриваемой области могут стать специфические характеристики развития эмоционального интеллекта студентов вуза.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую зависит от самой личности, ее направленности, устремлений, личностных характеристик. Психологические исследования в настоящее время показывают, что особенности эмоционального и социального интеллекта связаны с удовлетворенностью в дальнейшем профессией, работой и оказывают непосредственное влияние на индивида.

Юношеский возраст определяет сложность и многогранность проблем, которые стоят перед человеком в этот период. При формировании новых социальных ролей и достижении целей идет также активное построение отношений с ровесниками, что влияет на самооценку и является стимулом к дальнейшему развитию социального и эмоционального интеллекта и эмпатии. Важный этап — обучение студента в вузе и его но-

вые взаимоотношения с группой однокурсников и с преподавателями.

Обзор литературы

В результате исследований, которые проводила Л. Д. Камышникова, было установлено, что в юношеском возрасте важным элементом, определяющим особенности дальнейшей адаптации, является эмоциональный интеллект. Автор акцентирует внимание на том, что управление эмоциями в социальных ситуациях определяет дальнейшую адаптацию подростков. Л. Д. Камышникова пишет, что проявление эмоционального интеллекта в различных социальных ситуациях связано с частотой их встречаемости, ценностью и прототипичностью [Камышникова, 2011, с. 63].

И. С. Кон в своих научных трудах говорила, что в юности формируются следующие качества:

1. Самосознание — самооценка внешности, моральных, волевых, умственных качеств, ценностное представление о самом себе, эмоциональное отношение к себе, происходит осознание собственных достоинств и недостатков. На основе этого возникают возможности целенаправленного самовоспитания, самосовершенствования.

2. Собственное мировоззрение — целостная система убеждений, знаний, взглядов, своей жизненной философии, опирающаяся на приобретенную уже сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению.

3. Стремление критически и заново осмыслить окружающее, создать собственную теорию смысла жизни, счастья, любви, политики, самоутвердиться [Кон, 1999].

На этом основании можно сделать вывод, что основным новообразованием на этом этапе является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

В юношеском возрасте выстраивается собственная система прогнозирования поступков других людей и возможности влияния на ту или иную ситуацию.

Важно подчеркнуть, что следующие особенности отличают личность с высоким эмоциональным интеллектом: понимание своих и чужих эмоций; понимание важности чувств и эмоций в общении с людьми; развитый навык выражать эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими; осознание важности понимания и развития своего внутреннего мира; умение контролировать

свои эмоции; способность управлять внутренней мотивацией, добиваться поставленной цели. Человек с низким уровнем эмоционального интеллекта плохо адаптируется к меняющимся обстоятельствам; не умеет правильно распознавать эмоции людей и мотивировать себя на управление своим эмоциональным состоянием, конфликтен, раздражителен.

В своих работах Л. А. Безбородова отмечает, что уровень эмоционального интеллекта является важным для текущей академической успеваемости студентов и «оптимистической осведомленности, понимания и контроля собственных эмоций». В научной статье автора подчеркивается важность эмоционального интеллекта в построении взаимоотношений между педагогом и студентом [Безбородова, 2018].

Особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте изучались с точки зрения выбранной профессиональной направленности. Сравнение студентов гуманитарного профиля и технической направленности показало определенные статистические различия в пользу студентов гуманитарного направления, в частности при подсчете межличностного эмоционального интеллекта. Автор делает вывод о существовании дисциплин, которые стимулируют развитие парциального эмоционального интеллекта [Васильева, 2020].

В современном мире, в процессе интенсивно изменяющихся внешних условий, на первое место выходят характеристики личности, которые дают возможность быстро адаптироваться к требованиям внешней среды, стойко преодолевать трудности с помощью коммуникативных навыков и эмпатии. Развитый эмоциональный интеллект в наше время имеет ключевое значение для достижений успеха в разных сферах жизни.

Если студент не обладает достаточными знаниями, испытывает затруднения при выполнении заданий и взаимодействии с преподавателями, то все это негативно сказывается на его самооценке и дальнейшей мотивации к учебной деятельности; кроме того, акцентуации характера при их наличии могут, как известно, приобрести патологические черты.

В работах Ю. С. Бабхан подчеркивается, что для формирования высокой самооценки студента крайне важна фигура преподавателя, взаимодействие с которым влияет на весь процесс дальнейшей адаптации в вузе [Бабхан, 2003].

Вместе с тем относительно рассматриваемой в данной работе проблематики наиболее близкой

представляется позиция Д. В. Люсина, согласно которой эмоциональный интеллект может быть определен как качество, позволяющее «разобраться» в своих эмоциях, понять эмоции других людей и влиять на них, при этом извлекая пользу для себя. Составными частями эмоционального интеллекта, по его мнению, являются:

— способность определить, что именно испытывает личность в определенный момент, и понять, какую эмоцию сейчас переживают сам человек или те, с кем он взаимодействует;

— возможность объяснить себе и окружающим свою эмоциональную реакцию на то или иное событие;

— способность проанализировать, какие именно эмоциональные реакции привели к определенным последствиям в повседневной жизни.

Способность управлять эмоциями говорит о следующих возможностях человека:

— управление направлением и уровнем выраженности определенной эмоции;

— проявление эмоции контролируется;

— существует возможность спровоцировать появление необходимой эмоции у другого человека [Люсин, 2000].

Таким образом, очевидной представляется и эмоциональная компетентность студентов, являющаяся одновременно одной из предпосылок успешного освоения научных дисциплин и получения профессии.

Преподавателю необходимо внимательно относиться к личностным особенностям обучающихся. В случае, когда он игнорирует индивидуальные особенности студентов, это может негативно повлиять на их эмоциональное состояние, повысить ситуационную тревожность и вызвать отрицательное отношение к предмету. Кроме того, длительное получение отрицательного результата может повлиять на межличностные отношения и негативно сказаться на психологическом здоровье.

Другой известный психолог Р. Хейвигхерст выделил ключевые направления развития в юношеском возрасте:

1. Усвоение женской или мужской роли.

2. Установление новых и более зрелых связей с ровесниками обоих полов.

3. Принятие своей внешности.

4. Подготовка к профессии.

5. Достижение эмоциональной независимости от родителей.

6. Подготовка к деятельности на пользу общества, усвоение общественной и политической ответственности.

7. Подготовка к браку и семейной жизни.

8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров в поведении [Ремшмидт, 1994].

Особенности физиологических и гормональных процессов на этом этапе обуславливают специфическую форму эмоциональных реакций, что может выражаться в возбудимости и внезапной смене настроения.

Этот период характеризуется конфликтностью и, с одной стороны, ожиданием от окружающих оценки своих поступков, с другой — требованием уважения и отстаиванием самостоятельности, что преподавателям необходимо учитывать для выстраивания продуктивной работы с обучающимися.

Следует отметить, что для развития эмоционального интеллекта и эмпатии в процессе учебной деятельности преподаватель должен понимать, что его образ, манера общения в «глазах» студентов является важным фактором, влияющим на отношение к учебной деятельности.

В вузе студентам приходится в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. Это включает в себя не только приспособление к традициям и новой форме обучения, но и взаимодействие с новым коллективом, выработку новых профессиональных знаний и умений, необходимость самостоятельно себя проявлять.

Изучение особенностей эмоционального интеллекта у студентов обуславливает дальнейшую успешную работу преподавателей по повышению интереса к учебе, активному взаимодействию обучающихся в группе, снижению тревожности и развитию эмпатии, что является важной и актуальной задачей.

В настоящее время в психологических исследованиях представлены разные точки зрения по поводу возможности развития эмоционального интеллекта

Первая позиция Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо заключается в том, что эмоциональный интеллект — это устойчивая система и повысить его уровень крайне затруднительно. Но эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, легко можно приобрести в процессе обучения. Относительно рассматриваемой в работе проблематики специфики развития эмоционального ин-

теллекта у учащихся вузов, полагаем, наиболее адекватной представляется точка зрения, которой придерживаются такие ученые, как Д. Слайтер, Д. Гоулман, Э. Л. Носенко, Н. В. Коврига, которые считают, что эмоциональный интеллект поддается развитию, он может быть сформирован у маленького ребенка в процессе обучения и воспитания и у взрослых, если те будут выполнять специальные техники [Гоулман, 2008].

Интерес, который вызывает понятие эмоционального интеллекта в последнее время, на наш взгляд, обусловлен еще и тем, что от него зависит способность индивида свести к минимуму негативные переживания, что способствует повышению эффективности учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. Кроме того, возможность быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства является важной характеристикой эмоционального интеллекта.

В юношеском возрасте формируются нереалистичные представления, которые в научных исследованиях обозначаются понятием «юношеский идеализм». Эгоцентричность подростка ведет к конфликту с окружающими, что обуславливает напряженность и напряженность отношений. По Э. Эриксону, неопределенный кризис приводит к патологии идентичности: потребности надолго отсрочить формирование взрослого «Я», кроме того, у подростка в этот период присутствует чувство тревоги, агрессия по отношению к иррациональному [Эриксон, 2006].

Важно создание референтной группы для формирования эмоциональной стабильности индивида на этом этапе, ценностно-мотивационных установок.

В научных трудах Н. В. Симбирцева отмечает, что существуют особенные специфические взаимосвязи эмоционального интеллекта и показателей дезадаптации. Автор отмечает, что низкий уровень развития парциального эмоционального интеллекта тесно связан с формированием отрицательного отношения к себе и к угрозе эмоционального истощения в неблагоприятных для индивида ситуациях [Симбирцева, 2008]. Этот важно понимать психологам при подготовке программы работы со студентами с низким уровнем социальной адаптации.

Рассматривая особенности эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, необходимо остановиться на таком понятии, как алексити-мия, при дословном переводе означающем «нет слов для чувств». Алекситимия предполагает

ограниченность собственного эмоционального словаря, а также затруднение в разграничении своих эмоций и сложности в понимании эмоций окружающих. Испытываемые эмоции в этом случае могут не отделяться от телесных ощущений. Индивид будет ощущать, что у него кружится голова и участилось сердцебиение, но не сможет понять, что таким образом проявляется тревога. Крайне важно своевременно проводить психологическую работу с такими студентами для их дальнейшей успешной адаптации в вузе.

Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает повышение уровня достижений в юношеском возрасте, возможность сдерживать негативные эмоции и прогнозировать те или иные ситуации, связанные с поведением других лиц. Умение влиять на деструктивную направленность в взаимоотношениях, отсутствие внутреннего гиперконтроля, уважение в общении способствуют успешной адаптации к новой учебной среде и формированию уверенности в своих силах.

Кроме того, рядом авторов, в частности И. Н. Андреевой, были получены данные, свидетельствующие о наличии взаимосвязи между характеристиками социально-психологической адаптации и эмоциональным интеллектом [Андреева, 2012].

Влияние на процессы адаптации эмоционального интеллекта получило подтверждение в исследованиях, которые проводились А. В. Дегтяревым и Д. И. Дегтяревой [Дягтерев, 2018]. Авторы отмечают, что позитивные отношения с людьми связаны с уровнем эмоционального интеллекта.

Исследование, которое проводилось К. А. Закарян, подтверждает, что эмоциональный комфорт связан с правильной проработкой различных эмоциональных стимулов и мотивацион-но-волевой регуляцией, таким образом, он тесно связан с межличностным и внутриличностным эмоциональным интеллектом [Закарян, 2018].

Наряду с этим, полагаем, важно обратить внимание на нерешенный вопрос относительно диагностического материала, который предоставляется респондентам. Хотя в последние годы и наметился определенный прогресс в формировании методических основ эмоционального интеллекта, остается много серьезных трудностей, прежде всего теоретического плана. Измерение эмоционального интеллекта с помощью опросников достаточно надежно и обладает приемлемой критериальной валидностью. Однако ре-

зультаты таких опросников трудно отличить от результатов личностных опросников, что остро ставит проблему их инкрементальной валидно-сти. По всей видимости, тесты эмоционального интеллекта измеряют не столько определенную способность, сколько соответствие представлений испытуемого об эмоциях культурным нормам [Карпов, 2008].

В юношеском возрасте эмоциональный интеллект является важным условием правильного реагирования на меняющиеся обстоятельства, построения отношений в новой референтной группе, умения правильно распределить учебную нагрузку. Кроме того, важно отметить что «отрицательная» эмоциональность, высокая тревожность, низкая самооценка и плохая адаптация в стрессовой ситуации напрямую связаны с выбором эмоциональных стратегий избегания, обвинения и эмоционального вентилирования, а «позитивная» аффективность ведет к выбору конструктивных копинг-стратегий.

Таким образом, общий обзор положений теоретико-методологического плана позволяет констатировать, что эмоциональный интеллект является фактором, обусловливающим успешность студентов в практико-функциональной, социальной и познавательной сферах, что в условиях имеющегося диагностического инструментария позволяет осуществить соответствующие дальнейшие процедуры эмпирико-экспериментального плана, а также разработать некоторые практические рекомендации.

Заключение

В исследованиях, проведенных рядом авторов, эмоциональный интеллект изучался с разных сторон, в частности значительное внимание уделялось его взаимосвязи с лидерскими качествами, работоспособностью, академической успеваемостью и личностными характеристиками. Вместе с тем недостаточно полно представлены исследования, предметом которых выступают особенности проявления парциального эмоционального интеллекта у студентов в процессе учебной деятельности в вузе.

Полагаем, что необходимо правильно воспользоваться знаниями о развитии эмоционального интеллекта для успешной социальной адаптации студентов. Для этого нужно помочь им контролировать и лучше понимать собственные эмоции, распознавать реакции организма на ту или иную эмоцию, отслеживать связь между эмоцией и поведением и выработать навыки кон-

троля за поведенческими реакциями, научить разбираться в чувствах и эмоциях других людей.

Библиографический список

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2012. 288 с.

2. Бабахан Ю. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности // Психологический журнал. 2003. № 6. С. 34-37.

3. Безбородова Л. А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов / Л. А. Безбородова, М. А. Безбородова // Наука и школа. 2018. № 3. С. 52-57.

4. Бочкова М. Н. Эмоциональный интеллект и креативность: связь и взаимодействие на примере разных категорий осужденных // Психология и право. 2020. Т. 10. № 1. С. 92-102.

5. Васильева Л. В. Особенности эмоционального интеллекта студентов вуза / Л. В. Васильева, И. В. Толстоухова // Вестник Воронежского государственного университета. 2020. № 2. С. 29-33.

6. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Г. Бояцис, Э. Макки. Москва : Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с.

7. Дегтярев А. В. Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте / А. В. Дегтярев, Д. И. Дегтярева // Психология и право. 2018. Т. 8. № 1. С. 44-62.

8. Закарян К. А. Эмоциональный интеллект как разновидность человеческого капитала и исследования на тему эмоционального интеллекта // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 6-4. С. 124-127.

9. Камышникова Л. Д. Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта / Л. Д. Камышникова, С. С. Белова // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Том 1. № 13. С. 60-67.

10. Карпов А. В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика : монография / А. В. Карпов, А. С. Петровская ; Яросл. гос. унт. Ярославль : ЯрГУ, 2008. 344 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Москва : Просвещение, 1999. 274 с.

12. Люсин Д. В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен / под ред. Г. А. Емельянова. Москва : Смысл, 2000. С. 23-35.

13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт, Т. А. Гудкова. Москва : Мир, 1994. 319 с.

14. Симбирцева Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте //

Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 3. С. 54-56.

15. Солдатова Г. У Особенности восприятия и воспроизведения эмоций у лиц с разным уровнем эмоционального интеллекта / Г. У. Солдатова. А. Ф. Гасимов // Вестник Московского государственного областного университета. Психологические науки. 2018. № 4. С. 62-70.

16. Солоднева Д. А. Особенности развития социального интеллекта в юношеском возрасте / Д. А. Солоднева, П. А. Побокин // Вестник Яр-ГУ Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 33-38.

17. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва : Институт психологии РАН, 2009. 349 с.

18. Шершнева Т. В. Особенности эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Ананьевские чтения — 2011. Социальная психология и жизнь : материалы научной конференции. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт.-Петерб. ун-та, 2011. С. 250-252.

19. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность, кризис / перевод с английского. Москва : МПСИ, 2006. 56 с.

20. Gardner H. Multiple Intelligences. New York : Basic Books, 1993. 320 р.

21. Coccaro E. F. Emotional intelligence and impulsive aggression in Intermittent Explosive Disorder / [et al.] // Journal of Psychiatric Research. 2015. Vol. 61. P. 135-140.

22. Mayer J. D. Emotional intelligence : theory, findings, and implications / J. D. Mayer, Р. Salovey, D. Caruso // Psychol. Inq. 2004. Vol. 15. № 3. P. 197-215.

23. Drigas, A. S. New Layered Model on Emotional Intelligence / A. S. Drigas, с. A. Papoutsi // Behav Sci (Basel). 2018. № 8 (5). P. 45.

24. Oriol X. Emotional CTeativity as predictor of intrinsic motivation and academic engagement in university students: The mediating role of positive emotions / [at al.] // Front Psychol. 2016. № 7. P. 1243.

Reference list

1. Andreeva I. N. Azbuka jemocional'nogo intel-lekta = The ABC of emotional intelligence. Sankt-Peterburg : BHV-Peterburg, 2012. 288 s.

2. Babahan Ju. S. Osnovnye psihologicheskie me-hanizmy adaptacii studentov k uchebnoj dejatel'nosti = The main psychological mechanisms for adapting students to educational activities // Psihologicheskij zhurnal. 2003. № 6. S. 34-37.

3. Bezborodova L. A. Jemocional'nyj intellekt kak va-zhnyj faktor kommunikativnogo vzaimodejstvija prepo-davatelja i studentov = Emotional intelligence as an important factor in teacher-student communication / L. A. Bezborodova, M. A. Bezborodova // Nauka i shkola. 2018. № 3. S. 52-57.

4. Bochkova M. N. Jemocional'nyj intellekt i krea-tivnost': svjaz' i vzaimodejstvie na primere raznyh kate-gorij osuzhdennyh = Emotional intelligence and creativity: communication and interaction on the example of dif-

ferent categories of convicts // Psihologija i pravo. 2020. T. 10. № 1. S. 92-102.

5. Vasil'eva L. V. Osobennosti jemocional'nogo intel-lekta studentov vuza = Features of the emotional intelligence of university students / L. V Vasil'eva, I. V. Tolstouhova // Vestnik Voronezhskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2020. № 2. S. 29-33.

6. Goulman D. Jemocional'noe liderstvo: Iskusstvo upravljat' ljud'mi na osnove jemocional'nogo intellekta = Emotional leadership: The art of managing people based on emotional intelligence / D. Goulman, G. Bojacis, Je. Makki. Moskva : Al'pina Biznes Buks, 2008. 301 s.

7. Degtjarev A. V. Svjaz' psihologicheskih granic lichnosti s jemocional'nym intellektom i samoot-nosheniem v junosheskom vozraste = Association of psychological boundaries of personality with emotional intelligence and self-absorption in adolescence / A. V. Degtjarev, D. I. Degtjareva // Psihologija i pravo. 2018. T. 8. № 1. S. 44-62.

8. Zakarjan K. A. Jemocional'nyj intellekt kak raznovidnost' chelovecheskogo kapitala i issledovanija na temu jemocional'nogo intellekta = Emotional intelligence as a type of human capital and research on the topic of emotional intelligence // Aktual'nye nauchnye issledo-vanija v sovremennom mire. 2018. № 6-4. S. 124-127.

9. Kamyshnikova L. D. Povedenie v social'nyh situ-acijah kak faktor jemocional'nogo intellekta = Behavior in social situations as a factor in emotional intelligence / L. D. Kamyshnikova, S. S. Belova // Psihologija obra-zovanija v polikul'turnom prostranstve. 2011. Tom 1. № 13. S. 60-67.

10. Karpov A. V. Psihologija jemocional'nogo intellekta: teorija, diagnostika, praktika Psychology of emotional intelligence: theory, diagnosis, practice: monografi-ja / A. V Karpov, A. S. Petrovskaja ; Jarosl. gos. un-t. Jaroslavl' : JarGU, 2008. 344 s.

11. Kon I. S. Psihologija junosheskogo vozrasta = Psychology of adolescence. Moskva : Prosveshhenie, 1999. 274 s.

12. Ljusin D. V. Sposobnost' k ponimaniju jemocij: Psihometricheskij i kognitivnyj aspekty = Ability to understand emotions: Psychometric and cognitive aspects // Social'noe poznanie v jepohu bystryh politicheskih i jekonomicheskih peremen / pod red. G. A. Emel'janova. Moskva : Smysl, 2000. S. 23-35.

13. Remshmidt H. Podrostkovyj i junosheskij voz-rast. Problemy stanovlenija lichnosti = Teenage and adolescence. Personality Formation Challenges /

H. Remshmidt, T. A. Gudkova. Moskva : Mir, 1994. 319 s.

14. Simbirceva N. V Sovremennye teoreticheskie predstavlenija ob jemocional'nom intellekte = Modern theoretical ideas about emotional intelligence // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 3. S. 54-56.

15. Soldatova G. U. Osobennosti vosprijatija i vos-proizvedenija jemocij u lic s raznym urovnem jemocional'nogo intellekta = Features of perception and reproduction of emotions in persons with different levels of emotional intelligence / G. U. Soldatova. A. F. Gasimov // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Psihologicheskie nauki. 2018. № 4. S. 62-70.

16. Solodneva D. A. Osobennosti razvitija so-cial'nogo intellekta v junosheskom vozraste = Features of the development of social intelligence in adolescence / D. A. Solodneva, P. A. Pobokin // Vestnik JarGU. Gumanitarnye nauki. 2021. № 1. S. 33-38.

17. Social'nyj i jemocional'nyj intellekt: Ot processov k izmerenijam = Social and emotional intelligence: From processes to measurements / pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. Moskva : Institut psihologii RAN, 2009. 349 s.

18. Shershneva T. V. Osobennosti jemocional'nogo intellekta v junosheskom vozraste = Features of emotional intelligence in adolescence // Anan'evskie chtenija — 2011. Social'naja psihologija i zhizn' : materialy nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg : Izd-vo Sankt.-Peterb. unta, 2011. S. 250-252.

19. Jerikson Je. G. Identichnost': junost', krizis = Identity: youth, crisis / perevod s anglijskogo. Moskva : MPSI, 2006. 56 s.

20. Gardner H. Multiple Intelligences. New York : Basic Books, 1993. 320 r.

21. Coccaro E. F. Emotional intelligence and impulsive aggression in Intermittent Explosive Disorder / [et al.] // Journal of Psychiatric Research. 2015. Vol. 61. P. 135-140.

22. Mayer J. D. Emotional intelligence : theory, findings, and implications / J. D. Mayer, R. Salovey, D. Caruso // Psychol. Inq. 2004. Vol. 15. № 3. P. 197-215.

23. Drigas, A. S. New Layered Model on Emotional Intelligence / A. S. Drigas, s. A. Papoutsi // Behav Sci (Basel). 2018. № 8 (5). P. 45.

24. Oriol X. Emotional sreativity as predictor of intrinsic motivation and academic engagement in university students: The mediating role of positive emotions / [at al.] // Front Psychol. 2016. № 7. P. 1243.

Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 22.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted on 25.02.2022; approved after reviewing 22.03.2022; accepted for publication on 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.