Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1519
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SOCIAL INTELLIGENCE / SOCIAL DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE / DIAGNOSIS OF SOCIAL INTELLIGENCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пожидаева Виктория Михайловна, Фархшатова Ирина Абдуллаевна

Современное общество характеризуется интенсивным развитием в различных областях жизни, что отражается на требованиях, которые оно предъявляет к человеку. В настоящее время обществу необходима личность социально активная, способная своевременно реагировать на внешние изменения, находиться в постоянном состоянии саморазвития и самосовершенствования. В связи с этим на сегодняшний день приобретает актуальность проблема развития социального интеллекта детей, начиная с дошкольного возраста. В статье приведен теоретический анализ понятия «социальный интеллект» в интерпретации зарубежных и отечественных ученых. Установлено, что многие исследователи придерживаются мнения о том, что социальный интеллект является частью структуры общего интеллекта личности. На основе анализа научных источников было организовано эмпирическое исследование с целью выявления уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты доказывают, что проблема развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста актуальна и достаточно распространена. В связи с этим сделан вывод о том, что необходимо организовать работу по развитию социального интеллекта у дошкольников. Выделены и описаны психолого-педагогические условия развития социального интеллекта, которые будут способствовать успешному его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пожидаева Виктория Михайловна, Фархшатова Ирина Абдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Modern society is characterized by intensive development in various areas of life, which is reflected in the requirements that it imposes on the person. Currently, society needs a socially active person who is able to respond to external changes in a timely manner, to be in a constant state of self-development and self-improvement. In this regard, today the problem of the development of social intelligence of children, starting from preschool age, becomes urgent. The article presents a theoretical analysis of the concept of "social intelligence" in the interpretation of foreign and domestic scientists. It is established that many researchers are of the opinion that social intelligence is part of the structure of the General intelligence of the individual. Based on the analysis of scientific sources, an empirical study was organized to identify the level of development of social intelligence in children of older preschool age. The obtained results prove that the problem of development of social intelligence in children of senior preschool age is relevant and quite common. In this regard, it is concluded that it is necessary to organize work on the development of social intelligence in preschoolers. Psychological and pedagogical conditions of development of social intelligence which will promote its successful development are allocated and described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК: 373.24

магистрант Пожидаева Виктория Михайловна

ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный педагогический университет" (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Фархшатова Ирина Абдуллаевна

ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный педагогический университет" (г. Оренбург) РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Современное общество характеризуется интенсивным развитием в различных областях жизни, что отражается на требованиях, которые оно предъявляет к человеку. В настоящее время обществу необходима личность социально активная, способная своевременно реагировать на внешние изменения, находиться в постоянном состоянии саморазвития и самосовершенствования. В связи с этим на сегодняшний день приобретает актуальность проблема развития социального интеллекта детей, начиная с дошкольного возраста. В статье приведен теоретический анализ понятия «социальный интеллект» в интерпретации зарубежных и отечественных ученых. Установлено, что многие исследователи придерживаются мнения о том, что социальный интеллект является частью структуры общего интеллекта личности. На основе анализа научных источников было организовано эмпирическое исследование с целью выявления уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты доказывают, что проблема развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста актуальна и достаточно распространена. В связи с этим сделан вывод о том, что необходимо организовать работу по развитию социального интеллекта у дошкольников. Выделены и описаны психолого-педагогические условия развития социального интеллекта, которые будут способствовать успешному его развитию.

Ключевые слова: социальный интеллект; социальное развитие; развитие социального интеллекта; диагностика социального интеллекта; психолого-педагогические условия; старший дошкольный возраст.

Annotation. Modern society is characterized by intensive development in various areas of life, which is reflected in the requirements that it imposes on the person. Currently, society needs a socially active person who is able to respond to external changes in a timely manner, to be in a constant state of self-development and self-improvement. In this regard, today the problem of the development of social intelligence of children, starting from preschool age, becomes urgent. The article presents a theoretical analysis of the concept of "social intelligence" in the interpretation of foreign and domestic scientists. It is established that many researchers are of the opinion that social intelligence is part of the structure of the General intelligence of the individual. Based on the analysis of scientific sources, an empirical study was organized to identify the level of development of social intelligence in children of older preschool age. The obtained results prove that the problem of development of social intelligence in children of senior preschool age is relevant and quite common. In this regard, it is concluded that it is necessary to organize work on the development of social intelligence in preschoolers. Psychological and pedagogical conditions of development of social intelligence which will promote its successful development are allocated and described.

Keywords: social intelligence; social development; development of social intelligence; diagnosis of social intelligence; psychological and pedagogical conditions; senior preschool age.

Введение. В настоящее время общество развивается достаточно быстро, поэтому каждый человек должен уметь своевременно реагировать на внешние изменения, заниматься непрерывным саморазвитием и самосовершенствованием, чтобы его возможности всегда были востребованы и актуальны. Социальный интеллект позволяет человеку успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества, легко вступать во взаимодействие с окружающими, понимать мотивы их поведения, выстраивать положительные взаимоотношения и прогнозировать их. Развитие социального интеллекта является актуальным вопросом современной педагогической науки, так как именно он способствует полноценному раскрытию личности, её самореализации, саморазвитию, самодостаточности.

Проблеме развития социального интеллекта посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследований, но некоторые вопросы о факторах и условиях его становления требуют подробного рассмотрения и анализа в научной литературе. Первые упоминая о проблеме социального интеллекта прослеживаются в исследованиях учёных начала XX века.

Изложение основного материала статьи. Термин «социальный интеллект» был введён американским психологом Эдвардом Ли Торндайком, который подразумевал под данным термином способность к достижению успеха в межличностных отношениях, умение поступать мудро, а также способность управлять окружающими. В его понимании «социальный интеллект» подразумевал способность «понимать других людей», а также знать, «как вести себя с ними» [1]. Чуть позже зарубежный психолог Г. Оллпорт интерпретировал социальный интеллект как «особый социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношении с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания [2]. В работах Г. Айзенка социальный интеллект представлен как интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием социокультурных условий [3].

Обращение к проблеме социального интеллекта можно встретить в работах отечественных психологов: М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницына, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, А.Л. Южанинова. Среди отечественных исследователей впервые термин «социальный интеллект» употребил Ю.Н. Емельянов. Он писал, что «сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта, способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [4]. Другой взгляд на сущность социального интеллекта выражала в своих работах Н.А. Кудрявцева. В её исследования социальный интеллект представлен в системе общего интеллекта. Она считала, что основным компонентом в структуре социального интеллекта выступает самооценка человека [5]. А.Л. Южанинова также включает социальный интеллект в интеллектуальную структуру, в которой он занимает свое место после практического и логического интеллекта [6]. В работах В.Н. Кунициной социальный интеллект представлен как способность, которая возникает на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих

черт, которые способствуют прогнозированию развития межличностных отношений и готовность к социальному взаимодействию [7].

В работах О.Б. Чесноковой «социальный интеллект» в дошкольном возрасте рассматривается не как врожденная способность, а как «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные связи между действиями или отношениями индивидов в ходе становления социальной деятельности» [8].

Дошкольное детство - надёжная платформа для развития и становления успешной личности. Многие психологи (Д.И. Фельдштейн, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн) говорили о том, что первые годы жизни являются для ребенка критически важным периодом для социального, интеллектуального и личностного развития. В дошкольном детстве у ребенка формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы [9].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые выделяется направление социально-коммуникативное развитие, как одно из ведущих в развитии дошкольника. В рамках данного направления затрагивается развитие личности ребенка, его мотивации, способностей к разнообразной деятельности. Важным этапом в развитии личности ребенка является развитие социального интеллекта. Именно он отвечает за благополучную социально-психологическую адаптацию ребенка к постоянно меняющимся условиям. Успешная адаптация, в свою очередь, способствует формированию целостного представления об окружающем мире, умения ориентироваться во взаимоотношениях с людьми. Социальный интеллект имеет первостепенное значение для успешной интеграции человека в общество, он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми.

Ребенок дошкольного возраста устроен иначе, чем взрослый, поэтому процесс восприятия и понимания окружающего социального мира у него происходит по-другому, что обусловливается его психофизиологическими и индивидуальными особенностями. К ним относятся особенности развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности, усвоения норм поведения и взаимоотношений между сверстниками и взрослыми. Данные особенности, в то же время, оказывают влияние на успешное прохождение адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей.

В вопросе становления и развития социального интеллекта первостепенную роль играет семья, как первичный институт, и непосредственно стиль семейного воспитания, так как в семье закладываются первоосновы личности. Также на становление социального интеллекта влияют индивидуально-психологические особенности личности. К ним относят темперамент и любознательность. Социальный интеллект предполагает познание в субъект — субъектных отношениях, поэтому любознательность напрямую связана с продуктивностью данного познания. Социальный интеллект помогает ребенку лучше понимать поступки окружающих людей, их действия. Также социальный интеллект выступает как фактор успешной социальной адаптации, которая оказывает влияние на рост достижений личности и снижение невротизации. Человек с достаточно развитым социальным интеллектом способен самостоятельно оценить свои достоинства и недостатки, умеет построить эффективные межличностные взаимодействия.

Опираясь на существующие исследования, можно сделать вывод, что социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста рассматривается, как развивающаяся способность ребенка на основе осваиваемых социальных знаний, восприятия, сопереживания взаимодействовать в окружающем жизненном пространстве, решать общественные и личностно-значимые задачи.

С целью выявления актуальности поставленной проблемы было организовано эмпирическое исследование, в ходе которого получены данные об уровневых особенностях развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 92», г. Оренбург. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 6-7 лет.

В процессе исследования применялись методики: адаптированная Е.С. Михайловой (Алешиной) «Методика исследования социального интеллекта» по Дж. Гилфорду и М. Салливену; адаптированная А.М. Александровской методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла. С помощью подобранных методик можно исследовать все три компонента социального интеллекта: когнитивный, эмоциональный, поведенческий (М.И. Бобнева, А.И. Савенков, О.Б. Чеснокова). Когнитивный компонент предполагает под собой социальные знания, социальную память, социальную интуицию и социальное прогнозирование. Эмоциональный компонент представлен социальной выразительностью, способностью к саморегуляции и сопереживанию. Поведенческий компонент включает в себя социальное восприятие, социальное взаимодействие и социальную адаптацию.

Адаптированная Е.С. Михайловой (Алешиной) «Методика исследования социального интеллекта» по Дж. Гилфорду и М. Салливену позволяет измерить общий уровень социального интеллекта, так как она включает в себя четыре субтеста, которые выявляют: отношение ребенка к окружающей действительности, умение определять эмоции, использовать эмоциональную окраску высказываний, умение понимать окружающих, умение анализировать свое поведение и поступки. Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

По первому субтесту «Истории с завершением» дети выбирали окончание предложенной истории. Для этого ребенку показывалась картинка, на которой изображена определенная ситуация, и несколько вариантов ее окончания на других картинках. Ребенок выбирал вариант, который он считал правильным. По данному субтесту 20% детей имеют показали низкий уровень, то есть эти дети не способны определить последствия чужих действий, не умеют прогнозировать собственное поведение, поэтому они испытывали значительные трудности при выполнении заданий. Обычно такие дети имеют трудности в процессе адаптации в обществе, довольно часто попадают в конфликтные ситуации. Средний уровень показали 60% детей. Для данных детей характерна способность к познанию поведения, но иногда они могут ошибаться в определении чужих эмоций, в связи с чем не всегда могут понять, что произойдет в ответ на какое-либо действие. Лишь 20% детей показали высокий уровень способности к определению последствий и прогнозированию той или иной ситуации.

Во втором субтесте «Группы экспрессии» детям демонстрировали эмоции, изображенные на картинках, затем собрали из деталей лицо с определенной эмоцией. В заключении ребенок подбирал подходящую

эмоцию для Колобка, находящегося в различных ситуациях. На высоком уровне с данными заданиями справились 20% детей, у них практически не возникало трудностей при прохождении заданий. 70% детей показали средний результат, что говорит о присутствии трудностей при определении чужих эмоций и демонстрации собственных. Такие дети чаще всего при общении с собеседником не обращают внимания на невербальные реакции, поэтому могут неправильно расценивать информацию. Низкий уровень показали 10% детей. Они вовсе не способны продемонстрировать какую-либо эмоцию и испытывают значительные трудности в определении эмоций собеседника, что является причиной возникающих в общении трудностей.

Субтест «Вербальная экспрессия» включал в себя задания, в которых ребенок соотносил определенную фразу («Привет!», «Пока!») с предложенными картинками, то есть на какой картинке данная фраза имела бы место быть. Взрослый задавал вопрос: «Где про это нарисовано?», после чего ребенок выбирал подходящий вариант картинки. По данному тесту выявлено 10% воспитанников с низким уровнем развития вербальной экспрессии. Такие дети плохо определяют смысл разных вербальных сообщений, не могут определить их эмоциональную окраску. Средний уровень показали 60% детей, которые умеют определить значение вербальных сообщений правильно, но иногда всё же могут ошибаться в значении слов другого человека. Высокий уровень вербальной экспрессии выявлен у 30% дошкольников. Такие дети чувствительны и внимательны к эмоциональной окраске слов, поэтому безошибочно могут определить характер взаимоотношений и правильно понимать информацию в контексте определенных ситуаций.

Четвертый субтест «Истории с дополнением» предлагает задание, где в серии сюжетных картин вторая пропущена. Ребенку необходимо восстановить верную цепочку событий. Ниже представлены три варианта ответа, один из которых ребенок выбирает. Данный тест выявил наибольшее количество детей с низким уровнем - 40%. Полученный результат свидетельствует о том, что дети не понимают различные ситуации межличностного общения, не могут определить последовательность действий людей в различных ситуациях. 50% детей имеют средний уровень, что говорит о наличии некоторых трудностей при рассмотрении и анализе ситуаций межличностного взаимодействия. Дети, показавшие высокий уровень, способны к анализу поведения людей в различных ситуациях на высоком уровне.

Проведя количественный и качественный анализ методики исследования социального интеллекта, адаптированной Е.С. Михайловой (Алешиной), мы вывели средний результат по каждому показателю и определили количество детей с высоким, средний и низким уровнем развития социального интеллекта. Полученные данные показывают, что 23% детей имеют низкий уровень развития социального интеллекта. Эти дети испытывают трудности при адаптации в обществе, при выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми, так как они не способны верно определять вербальные и невербальные смыслы различной информации собеседника, прогнозировать поведение и поступки людей. 63% детей имеют средний уровень развития социального интеллекта. Это говорит о том, что дети способны выстраивать различные взаимоотношения с окружающими, но не всегда правильно могут предсказать развитие ситуации, что вызывает конфликты, недопонимания. Всего 14% детей показали высокий уровень развития социального интеллекта. Данные дети в основном не имеют трудностей при адаптации в обществе, налаживании контактов, понимании других людей в различных ситуациях.

С целью оценки индивидуально-психологических особенностей личности ребенка мы использовали методику многофакторного исследования личности Р. Кэттелла (детский вариант), адаптированную Э.М. Александровской. Данная методика представляет собой опросник, который определяет особенности личности по различным шкалам. Опираясь на задачи нашего исследования, мы задействовали такие шкалы, как общительность, уверенность в себе, ответственность и самоконтроль.

Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком в форме беседы по вопросам теста. Тесты представлены в двух вариантах - для мальчиков и для девочек. Результаты представлены в соответствии с выбранными шкалами. Так, по шкале «общительность» мы выявили 34% детей с низким уровнем. То есть такие дети имеют трудности при установлении межличностных контактов, сдержаны при выражении своих чувств и мнения. 60% детей показали средний уровень общительность, что говорит о том, что такие дети готовы к взаимодействию, но иногда сдержанны. Лишь 6% детей не имеют проблем при прохождении социальной адаптации.

Исследование по шкале «уверенность в себе» показали, что 20% детей с низким уровнем крайне чувствительны и эмоционально неустойчивы, в результате чего часто болезненно воспринимают неудачи. Дети со средним уровнем (80%) чаще всего проявляют себя как любознательные, активные, эмоционально устойчивые личности. Высокий уровень по данной шкале отсутствует.

По шкале «ответственность» выявлено 30% детей с низким уровнем, что говорит о их неорганизованности, неактивности, отсутствии интереса к некоторым видам деятельности и цели к развитию. Средний уровень показали 60% детей. Такие дети ощущают за собой определенный груз ответственности, поэтому они настойчивы и дисциплинированы. 10% детей показали высокий результат, что говорит о достаточно высокой организованности ребенка, настойчивости в достижении целей, соблюдение правил поведения.

Что касается шкалы «самоконтроль», то низкий уровень выявлен у 37% детей. Дети с данным уровнем недисциплинированны, не способны самостоятельно выполнять задания и требования со стороны общества. В свою очередь, 63% детей показали средний уровень самоконтроля, что свидетельствует о достаточном уровне дисциплинированности, организованности, способности к контролю своего поведения и эмоций. дети с высоким уровнем самоконтроля отсутствуют.

Полученные результаты исследования развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста по двум методикам говорят о том, что достаточное количество детей имеют низкий (25%) и средний (65%) уровень развития социального интеллекта. В то время как высокий уровень составляет всего лишь 10%. Экспериментальным исследованием доказано, что данная проблема достаточно актуальна в настоящее время и требует решения. Возникает необходимость создания определенных психолого-педагогических условий, которые буду способствовать уменьшению низких показателей и повышению средних к высокому уровню.

Выводы. Проанализировав научную литературу и, исходя из результатов нашего исследования, мы пришли к выводу, что необходимо организовать определенные психолого-педагогические условия, чтобы развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста проходило эффективно. Ученые выделяют основные психолого-педагогические условия: сюжетно-ролевые игры, диалоговые формы

взаимодействия, социально-ориентированные задачи [10; 11; 12]. На основе выделенных условий, мы считаем, что необходимо организовать комплексную работу с использованием сюжетно-ролевых игр, разнообразных ситуаций диалогового общения (беседы, круглые столы), дежурств, поручений, коллективной работы, которая обеспечит эффективность развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие социального интеллекта крайне важная ступень в становлении полноценной развитой личности ребенка, так как от него зависит успешность социально-психологической адаптации дошкольника к изменяющимся условиям жизни. Необходимо проводить с детьми комплексную работу по развитию социального интеллекта, выстраивая ее в соответствии с предложенными психолого-педагогическими условиями.

Литература:

1. Thorndike E.L. Intelligence and its uses / E.L. Thorndike. - Harper's Magazine, 1920. - P. 227-235.

2. Allport G.W. Pattern and growth in personality / G.W. Allport. - New York: Holt Rinehart and Winston. - 1961.

3. Айзенк Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. -С. 111-113.

4. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - М.: Просвещение, 1995. - 183 с.

5. Кудрявцева Н.А. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993-1994). - Спб., 1995.

6. Южанинова А.Н. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А.Н. Южанинова // Проблемы оценивая в психологии. - Саратов, 1984. - С. 63-67.

7. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В.Н. Куницина // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып. 1. - Ч.1. -С.-Пб., 1995. - С. 48-61.

8. Чеснокова О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии, 2005. - № 6. - С. 35-45.

9. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.

10. Адамова П.А., Винникова В.В., Газарова Т.А., Борохович Л.Ю. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. - 2017. - №2. -С. 21-24.

11. Игнатьева Э.А. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: Монография / Э.А. Игнатьева, Н.В. Софронова. - М.: Спутник, 2014. - 158 с.

12. Петровская Л.А. Обучение общению как форма социально-психологического воздействия на межличностное восприятие // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Сб. научн. тр. -Краснодар. - 1978. - Вып. 261. - С. 22-29.

Педагогика

УДК: 796.01

доктор педагогических наук, профессор Попова Александра Фёдоровна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск);

кандидат педагогических наук, доцент Лобашова Арина Александровна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат биологических наук, доцент Мосеева Людмила Ивановна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ФИЗКУЛЬТУРНО-

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена феномену адаптации личности менеджера, занимающегося физкультурно-оздоровительной деятельностью, с позиций рациональности. Разработаны методологические основы адаптационной рациональности личности менеджера, определены параметры комплексной оценки его управленческой адаптированности. Направленность адаптационной рациональности определяется удовлетворением потребностей в здоровом образе жизни и интеграцией в последовательно более высокий уровень целостного существования конкретной (развивающейся) личности.

Ключевые слова: рациональность личности, управленческая адаптированность, личностно-ориентированный подход, адаптационное мышление личности.

Annоtation. The article is devoted to the phenomenon of adaptation of the personality of a Manager engaged in physical culture and health activities from the standpoint of rationality. Methodological bases of adaptive rationality of the Manager's personality are developed, parameters of a complex assessment of his managerial adaptability are defined. The orientation of adaptive rationality is determined by satisfying the needs for a healthy lifestyle and integrating into a consistently higher level of holistic existence of a specific (developing) personality.

Keywords: rationality of the individual, managerial adaptability, personality-oriented approach, adaptive thinking of the individual.

Введение. Адаптация - одно из самых активно используемых понятий на протяжении сравнительно большого (исторического) отрезка времени. При этом используются самые различные ее теории: социального сравнения, ролевая атрибутивная, а также теории аттитюдов и теории наивных представлений о здоровье. На их основе разработан ряд адаптационных технологий (программ) и регулятивных методик. Объекты исследований самые различные: управленческая личность, спортивный менеджер, молодой педагог, то есть лица, для которых адаптационные механизмы крайне важны с позиций профессиональной деятельности. Рассматриваемую проблему справедливо называют «вечной» и «общенаучной», исследуемой психологами, биологами, социологами, педагогами, прежде всего. Она также может рассматриваться и с методологических позиций адаптационной рациональности физкультурно-оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.