Научная статья на тему 'Социальный интеллект старших дошкольников: его измерение и развитие средствами психогимнастики'

Социальный интеллект старших дошкольников: его измерение и развитие средствами психогимнастики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1330
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLECT / АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ADAPTATIONAL RESOURCE / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHOLOGICAL CULTURE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE SOCIAL INTELLECT DEVELOPMENT / SOCIAL PSYCHOLOGICAL NORMATIVE INDEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харитонова И. В.

Возрастающая роль социального интеллекта как фактора взаимодействия с социальным окружением обусловливает необходимость разработки методики диагностики социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, обладающей необходимыми психометрическими свойствами и позволяющей осуществлять мониторинг становления способностей дошкольников к социальному познанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INTELLECT OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN: ITS MEASUREMENT AND THE DEVELOPMENT BY MEANS OF PSYCHO - GYMNASTICS

An increasing role of the social intellect as a factor of interconnection with the social environment stipulates for the necessity of working out a method of diagnostics of elder preschool childrens social intellect. This method should possess necessary psychometrical qualities and should allow to carry out the monitoring of preschool childrens abilities coming-to-be to social cognition.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект старших дошкольников: его измерение и развитие средствами психогимнастики»

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ

Кандидат психологических наук, преподаватель И. В. Харитонова

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

возрастающая роль социального интеллекта как фактора взаимодействия с социальным окружением обусловливает необходимость разработки методики диагностики социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, обладающей необходимыми психометрическими свойствами и позволяющей осуществлять мониторинг становления способностей дошкольников к социальному познанию.

Ключевые слова: социальный интеллект, адаптационный ресурс, социально-психологический норматив, психологическая культура, психологический тренинг развития социального интеллекта.

Актуальность. В настоящее время можно констатировать некоторое возрождение интереса в психологии к понятию «социальный интеллект» . По мнению многих ученых, этот конструкт позволяет объяснять и предсказывать успешность социальных взаимодействий человека, что, в свою очередь, обусловливает успешность в широком круге деятельности (Д . В . Ушаков, 2004; Д . В . Люсин, Н . Д . Михеева, 2004) .

Наименее разработанным является онтогенетический аспект этой проблемы (О . Б . Чеснокова, 2005) . Развитие социального интеллекта способствует адаптации ребенка к школе, успешности включения в новую, более сложную, социальную среду . На этапе подготовки к обучению в школе возможно расширение ресурсов ребенка, необходимых для установления взаимоотношений с другими людьми (Л . А . Коломинский, Е . А. Панько, 1988; А. В . Запорожец, 1994; Д . И . Фельдштейн, 1995; С . Л . Рубинштейн, 1998) . Именно в этот период закладываются и формируются свойства личности, влияющие на её социализацию (Н . А . Ананьева, Ю . А. Ямпольская, 1994; Н . Н . Поддъяков, 1998) .

Возрастающая роль социального интеллекта как фактора взаимодействия с социальным окружением и адаптации дошкольников к обучению в школе указывает на необходимость включения в процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста компонентов, направленных на оценку и развитие у них способностей к социальному познанию .

Цель исследования: разработка средств диагностики и развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

В качестве прототипа был взят тест социального интел-

лекта Дж. Гилфорда и М . Салливена .

В процессе адаптации методики диагностики социального интеллекта для детей старшего дошкольного возраста тестированием было охвачено 268 детей подготовительных групп муниципальных дошкольных образовательных учреждений г . Краснодара .

Разработанная методика исследования уровня социального интеллекта включает 4 субтеста, с помощью которых диагностируются четыре способности в структуре социального интеллекта: познание результатов, классов, преобразований и систем поведения Композитная оценка (результат по тесту в целом) отражает общий уровень развития социального интеллекта (интегральный фактор познания поведения)

Субтесты составлены с использованием невербального стимульного материала. С целью снятия психологического барьера перед интерпретацией взаимоотношений со значимыми другими в стимульный материал трех субтестов были включены понятные детям ситуации социального взаимодействия, персонажами которых являлись животные . Каждый субтест включает в себя 10 заданий .

Субтест «Что случится с Мишкой?» - аналог субтеста «Истории с завершением» теста Дж . Гилфорда и М . Салливена . Субтест измеряет способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации . Испытуемому предлагается выбрать логичное продолжение изображенной на рисунке ситуации из нескольких возможных (рис . 1) .

Субтест «Выбери лицо» - аналог субтеста «Группы экспрессии» теста Дж . Гилфорда и М . Салливена . Субтест диагностирует способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека . Испытуемому дается задание выбрать выражение лица, соответствующее изображенному жесту (рис . 2) .

Субтест «Такие разные слова» - аналог субтеста «Вербальная экспрессия» теста Дж Гилфорда и М Салливена Субтест оценивает способность понимать изменение значений сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации . В оригинале - это единственный субтест, составленный без использования рисунков . Учитывая наглядно-образное мышление детей, необходимо использовать и в этом субтесте наглядный стимульный материал .

Ог -

/А л ЬЙ-О оу

А

Рис. 1. Образец стимульного материала к субтесту «Что случится с Мишкой?»

Рис. 2. Образец стимульного материала к субтесту «выбери лицо»

Рис. 3. Образец стимульного материала к субтесту «Найди пропущенную картинку»

В заданиях этого субтеста испытуемый из трех предложенных рисунков - сцен из жизни медвежонка Мишки, выбирает подходящий к фразе, произнесенной с определенной интонацией . Для получения более надежного результата использовалась магнитофонная запись, воспроизводящая интонации, идентифицированные экспертами . Субтест измеряет способность понимать изменения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации

Субтест «Найди пропущенную картинку» - аналог субтеста «Истории с дополнением» теста-прототипа Субтест измеряет способность понимать логику развития ситуации межличностного взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях Испытуемый должен понять сюжет истории предложенного задания и из 4 вариантов ответов выбрать пропущенный рисунок (рис . 3) .

Общий уровень развития социального интеллекта определяется на основе композитной оценки

Методика имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации результатов .

Отсутствие гендерных различий при исследовании социального интеллекта взрослых позволило предположить отсутствие различий при исследовании социального интеллекта мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста . Поэтому психометрические характеристики рассчитывались без различия по полу .

Надежность субтестов разработанной нами методики проверялась по параметрам внутренней согласованности и ретестовой надежности . Внутренняя согласованность вычислялась методом расщепления результатов субтестов пополам и подсчетом корреляций по формуле Спирмена-Брауна . При определении ретестовой надежности использовался метод ранговой корреляции Спирмена . В таблице 1 представлен основной показатель дискримина-тивности - коэффициент Фергюсона .

Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что внутренняя согласованность и ретесто-вая надежность соответствуют психометрическим нормам (П . Клайн, 1994; А. Анастази, С . Урбина, 2003) . Более низкие по сравнению с другими показатели ретестовой надежности субтеста "Выбери лицо" связаны, видимо, с недостатком внимания

к развитию у детей способности понимать невербальную экспрессию людей

Основной показатель дискриминативности - коэффициент Фергюсона, субтестов приближается к единице, что также соответствует психометрическим нормам (П . Клайн, 1994) .

Для определения конструктной валидности устанавливались связи между показателями композитной оценки социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с результатами уже известных надежных тестов сходного содержания: индексом социальной адаптации детского теста Розенцвейга и индексом тревожности теста В . Амена, М . Дорки, Р . Тэммла «Выбери нужное лицо» . Использовался метод ранговой корреляции Спирмена

Статистически значимая корреляция была обнаружена между показателями композитной оценки социального интеллекта дошкольников и индексом социальной адаптации детского теста Розенцвейга (г=0,56, Р<0,01) .

Подтверждением внутренней валидности методики являются межсубтестовые корреляции (табл . 2) . Они достаточно низки, что говорит о независимости факторов познания поведения .

Корреляция оценок по отдельным субтестам с композитной оценкой показывает, что все субтесты имеют примерно равный вес в общей оценке социального интеллекта . Но больший вклад в интегральный фактор познания поведения делают субтесты, диагностирующие способности прогнозировать поведение и понимать логику развития межличностной ситуации, имеющие и между собой самую высокую корреляционную связь . Это объясняется тем, что правильность выполнения заданий субтеста «Найди пропущенную картинку» зависит от факторов познания результатов поведения

Разработанная методика позволила обследовать 39 мальчиков и 61 девочку подготовительных групп ДОУ г Краснодара с целью выявления уровня развития их социального интеллекта . Средние показатели социального интеллекта мальчиков и девочек представлены в таблице 3 . Они указывают на отсутствие гендерных различий между показателями обследуемых и по субтестам, и по композитной оценке

Интерпретация оценки результатов тестирования осуществлялась на основе социально-психологического норматива - системы требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов (А . Анастази, С . Урбина, 2003) . Исследования социального интеллекта в онтогенетическом аспекте далеки от завершения Поэтому в качестве критерия для

Таблица 1

Психометрические характеристики методики «Диагностика социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

Субтесты внутренняя согласованность Ретестовая надежность Дискрими-нативность А

«Что случится с Мишкой?» 0,64** 0,74** 0,97

«Выбери лицо» 0,66** 0,38* 0,92

«Такие разные слова» 0,63** 0,57** 0,90

«Найди пропущенную картинку» 0,65** 0,63** 0,93

Примечание: ** Р < 0,01;

* Р < 0,05.

оценки уровня развития социального интеллекта применялся социально-психологический норматив Социальный интеллект рассматривается как важный инструмент адаптации человека в социальном окружении . Следовательно, полное выполнение тестовых заданий можно рассматривать как социально-психологический норматив для оценки способности понимать партнеров по общению Это стало основанием для применения к полученным результатам исследования социального интеллекта у детей процедуры соотнесения успешности выполнения отдельных субтестов и теста в целом с социально-психологическим нормативом, за который принимается стопроцентное выполнение каждого субтеста Поскольку каждый субтест включал 10 заданий, а выполнение каждого задания по субтесту оценивалось 1 баллом, социально-психологическим нормативом успешности выполнения субтеста является получение 10 баллов . Максимальный балл по композитной оценке составляет 40 баллов .

Для соотнесения результатов исследования 100 дошкольников они были разделены на группы успешности по принципу, предложенному К. М . Гуревичем и его сотрудниками (1997):

1) наименее успешные - 10 % выборки;

2) малоуспешные - 20 %;

3) средние по успешности - 40 %;

4) близкие к успешным - 20 %;

5) наиболее успешные - 10%

Таким образом, можно оценить, насколько каждая подгруппа приближается к социально-психологическому нормативу (табл 4)

Для определения степени приближения композитной оценки к социально-психологическому нормативу средние баллы были выражены в процентах от максимально возможного балла: наименее успешные - 29,7 % выборки; малоуспешные - 41,5 % выборки; средние по успешности - 56,5 %; близкие к успешным - 65, 6%; наиболее успешные - 81,8 % .

Процедура распределения исследуемой группы дошкольников на группы успешности позволяет определить диапазон изменения показателей для каждой из групп, что дает возможность установить принадлежность каждого ребенка к той или иной группе . Максимальное приближение к социально-психологическому нормативу составляет чуть более 80 %, а минимальный уровень приближения к нему в группе с минимальной успешностью составляет около 30 % Дети, которые входят в первую и вторую группу успешности, показавшие приближение к социально-психологическому нормативу менее чем на 50%, могут испытывать затруднения в понимании ситуаций общения У детей из всех групп успешности можно предположить наличие зоны ближайшего развития социального интеллекта, которая может быть актуализирована с помощью специальных развивающих программ

Многочисленные исследования (Р О Агавелян, 1988; Ю . Н . Емельянов, 1995; Н . В . Самоукина, 1995; С . И . Макшанов с соавт. , 1996) доказали позитивную роль применения социально-психологического тренинга для развития социального познания Отсутствие психологического тренинга развития социального интеллекта старших дошкольников определило необходимость проведения данного исследования

Таблица 2

Показатели внутренней валидности методики

Субтест «Что случится с Мишкой?» «Выбери лицо» «Такие разные слова» «Найди пропущенную картинку»

«Выбери лицо» 0,40

«Такие разные слова» 0,24 0,10

«Найди пропущенную картинку» 0,53 0,18 0,20

Композитная оценка 0,74 0,57 0,60 0,62

Таблица 3

Средние показатели социального интеллекта мальчиков и девочек по субтестам и композитной оценке

Субтесты «Что случится с Мишкой?» «Выбери лицо» «Такие разные слова» «Найди пропущенную картинку» Композитная оценка

Мальчики (п=39) 6,3±0,37 5,9±0,33 6,1±0,35 5,6±0,34 23,7± 0,95

Девочки (п=61) 5,1±0,31 6,1±0,23 5,8±0,29 4,8±0,25 21,8± 0,74

Достоверность различий >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Таблица 4

Успешность приближения к социально-психологическому нормативу в группе мальчиков (средние баллы)

Субтесты Группы успешности

1 2 3 4 5

«Что случится с Мишкой?» 1,1 4,2 6,6 8,5 9,7

«Выбери лицо» 2,2 3,9 6,0 7,5 9,0

«Такие разные слова» 2,2 4,0 6,1 8,0 9,0

«Найди пропущенную картинку» 2,0 3,4 5,6 7,5 8,5

Таблица 5

Показатели успешности выполнения субтестов и композитной оценки исследуемых групп до проведения тренинга (баллы)

Субтесты «Что случится с Мишкой?» «Выбери лицо» «Такие разные слова» «Найди пропущенную картинку» Композитная оценка

Х Ме Х Ме Х Ме Х Ме Х Ме

Контрольная группа (п=10) 4,8 4 5,8 6 5,4 5,5 5,9 5,5 21,9 21,5

Экспериментальная группа (п=11) 5,4 6 5,9 6 6,0 7 4,6 4 22,0 22,0

Достоверность различий >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Примечание: Х - средние показатели; Ме - медиана.

Цель внедрения тренинга - обеспечение комплексного развития у детей старшего дошкольного возраста психологических качеств, входящих в модель социального интеллекта: перцепции; способности к децентрации; эмпатии; а также расширение рамок осознания невербального поведения; реализации полученных знаний на практике .

В соответствии с целью программы были поставлены следующие задачи: создание доброжелательной атмосферы в группе; формирование способности понять себя, мотивы своего поведения; выработка навыков анализа своего поведения и поведения членов группы; знакомство с основными эмоциями; формирование чувствительности к невербальным и вербальным средствам общения; отработка навыков определения эмоциональных проявлений другого человека по невербальным и вербальным проявлениям; формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами; формирование способности объяснить словами своё психологическое состояние

Методы реализации задач: беседы; подвижные игры; проигрывание психогимнастических упражнений; словесные и релаксационные упражнения; подведение итогов занятий .

Тренинг рассчитан на 20 занятий Занятия проводятся регулярно, 2 раза в неделю, в течение 50-60 минут и содержат 8-10 игр . Игры и упражнения были подобраны и сгруппированы с учетом их возможного влияния на формирование структурных единиц социального интеллекта .

Результаты исследования . Исследование проводилось на базе муниципального ДОУ № 217 г. Краснодара . После первоначального измерения уровня социального интеллекта детей подготовительной группы были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная (10 и 11 человек соответственно) Небольшая выборка участников формирующего эксперимента обоснована необходимостью создания примерно равных условий нахождения в ДОУ детей контрольной и экспериментальной групп В контрольной группе проводились занятия в соответствии с учебно-воспитательным планом образовательного учреждения В экспериментальной группе дополнительно проводились занятия по разработанному тренингу .

Достоверных различий между показателями субтестов и композитной оценки социального интеллекта в контрольной и экспериментальной группах по использованному и-критерию Манна-Уитни не обнаружено (табл 5)

Для оценки эффективности разработанного тренинга было проведено повторное измерение социального интеллекта детей контрольной и экспериментальной групп . После проведения тренинга достоверные различия были обнаружены между результатами субтестов «Выбери лицо», «Такие разные слова» и композитной оценки контрольной и экспериментальной групп (табл 6)

Анализируя состояние исследуемого признака в контрольной группе до и после тренинга, достоверный сдвиг не зафиксирован . В экспериментальной группе достоверно изменились показатели субтестов «Выбери лицо» и «Такие разные слова» и композитной оценки .

Таким образом, развитие социального интеллекта старших дошкольников произошло за счет достоверного повышения способностей понимать невербальную экспрессию и понимать изменение значений сходных вербальных реакций в контексте вызвавшей их ситуации . За время занятий не удалось обеспечить достоверное улучшение показателей прогнозирования результатов поведения и понимания логики развития межличностной ситуации .

Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности разработанного психологического тренинга развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным механизмом онтогенетического развития психики ребенка является освоение накопленного предшествующими поколениями социально-исторического опыта (Л . С . Выготский, 1983; А. Н . Леонтьев, 1972) . Социально-исторический опыт включает в себя не только знания об окружающем мире, но и умения, обеспечивающие ориентировку в окружающей действительности, взаимодействие с предметными и социальными компонентами жизненного мира человека Длительное время внимание семьи и учреждений образования концентрировалось главным образом на трансляции знаний Способности к пониманию других людей, к взаимодействию с ними формировались у детей с приобретением житейского опыта . Однако современные условия взросления молодого поколения существенно изменили задачи образования

Технический и научный прогресс дает человеку новые

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели успешности выполнения субтестов и композитной

оценки исследуемых групп после проведения тренинга (баллы)

«Что случится «Выбери «Такие разные слова» «Найди пропу- Композитная оценка

Субтесты с Мишкой?» лицо» щенную картинку»

Х Me Х Me Х Me Х Me Х Me

Контрольная группа 5,2 4,5 6,2 7 5,8 5 5,5 5 22,6 23,5

(п=10)

Экспери-

ментальная группа (п=11) 6,5 7 8,3 9 7,8 8 6,9 8 29,3 28

Достоверность >0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05

различий

возможности, но вместе с тем существенно изменяет все виды человеческой деятельности, предъявляет в связи с этим новые, иногда чрезмерные требования к интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, духовно-нравственной сфере человека .

Недостаточная подготовленность современного человека к происходящим социокультурным трансформациям порождает кризис психологических механизмов адаптации, сопровождающийся целым рядом негативных явлений, которые представляют угрозу не только отдельным людям, испытывающим дезадаптацию, но и социальной стабильности в обществе Нехватка адаптационных ресурсов угрожает психическому здоровью, вызывает деформации личности, проявляющиеся в девиантном, делинквентном, аддиктивном поведении. Проявлением дезадаптивных процессов является отмечаемая многими исследователями утрата стремления и способности к доверительному общению, к эмоционально близким отношениям .

Уже в конце 20 века исследователям и практикам сферы образования стало ясно, что необходимая для благополучного вхождения в социум психологическая культура даже на уровне психологической грамотности не может сформироваться у большинства детей стихийно . Об этом говорит появившаяся в конце 20 века формула начального образования: reading, writing, relaxation . Постановка в один ряд с такими базовыми интеллектуальными умениями, как чтение и письмо навыка релаксации, связанного с преодолением стрессов, управлением эмоциями, говорит о необходимости расширения задач образования всех уровней задачей целенаправленного развития психологической культуры ребенка

Коммуникативная компетентность - важный компонент психологической культуры ребенка . Ее составляющей является способность к социальному познанию, в основе которой лежит социальный интеллект . Явно усиливающийся интерес к его онтогенетическому развитию говорит об осознании значимости социального интеллекта как фактора успешности взаимодействия ребенка с социальным окружением и профилактики затруднений, которые могут иметь место в этой сфере

Проведенное исследование вносит определенный вклад в решение задачи развития коммуникативной компетентности детей . Разработанная методика диагностики социального интеллекта дошкольников позволяет вести мониторинг становления способности к социальному познанию Как показало наше исследование, разработанная методика не только соответствует психометрическим требованиям, но и является достаточно чувствительной к изменениям социального интеллекта под влиянием развивающих воздействий

Примечание: Х - средние показатели; Me - медиана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агавелян Р . О . Психолого-педагогический практикум // Психология человека . Педагогическая психология . Основы социальной психологии . Ч . 1. - Новосибирск, 1988 . - 144 с .

2 . Ананьева Н . А . , Ямпольская Ю . А . Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья . - 1994 . - № 1. - С . 1318

3 . Анастази А . , Урбина С . Психологическое тестирование . - 7-е изд. - СПб . : Питер, 2003 . - 688 с .

4 . Выготский Л . С . Исторический смысл психологического кризиса . - М . : Педагогика, 1983 . - 318 с .

5 . Емельянов Ю. Н . Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности . - М. : Просвещение, 1995 . - 183 с .

6 . Запорожец А . В . Условия и движущие причины психического развития ребенка: хрестоматия по возрастной психологии: учеб . пособие для студентов / под ред . Д . И . Фельдштейна . - М . : Международная педагогическая академия, 1994 . - С . 23-26 .

7 . Поддъяков Н . Н . Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание . - 1998 . - № 12 . - С . 69-74 .

8 . Коломинский Л . Л . , Панько Е . А . Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя . - М . : Просвещение, 1988 . - 190 с .

9 . Клайн П . Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование / пер . с англ .

Е . П . Савченко . - Киев, 1994 . - 283 с .

10 . Леонтьев А . Н . Проблемы развития психики . - М. : МГУ, 1972 . - 572 с .

11. Люсин Д . В . , Михеева Н . Д . Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж Гилфорда и М . Салливена // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред . Д . В . Люсина, Д . В . Ушакова . - М . : Институт психологии РАН, 2004 . - С . 119-129 .

12 . Макшанов С . И . , Хрящева Н . Ю . , Сидоренко Е . В . Психогимнастика в тренинге: каталог. - СПб . : Образование, 1996 . - 102 с .

13 . Самоукина Н . В . Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы . - М . :Новая школа, 1995 . - 144 с .

14 . Рубинштейн С . Л . Основы общей психологии . - СПб . : Питер, 1998 . - 705 с .

15 Ушаков Д В Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред . Д . В . Люсина, Д . В . Ушакова . - М . : Институт психологии РАН, 2004 . - С . 11-29.

16 . Фельдштейн Д . И . Проблемы возрастной и педагогической психологии . Избранные психологические труды . - М . : Международная педагогическая академия, 1995 . - 368 с .

17 . Чеснокова О . Б . Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии . - 2005 . -№ 6 . - С . 35-45 .

SOCIAL INTELLECT OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN: ITS MEASUREMENT AND THE DEVELOPMENT BY MEANS OF PSYCHO - GYMNASTICS

I. Kharitonova, Candidate of psychology, Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

An increasing role of the social intellect as a factor of interconnection with the social environment stipulates for the necessity of working out a method of diagnostics of elder preschool children's social intellect. This method should possess necessary psychometrical qualities and should allow

to carry out the monitoring of preschool children's abilities coming-to-be to social cognition .

Key words: social intellect, adaptational resource, social - psychological normative index, psychological culture, psychological training of the social intellect development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.