Научная статья на тему 'Структурно-уровневые характеристики интеллекта дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза'

Структурно-уровневые характеристики интеллекта дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1923
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА / РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ / INTELLIGENCE / MENTALLY CHALLENGED CHILDREN / STRUCTURE AND LEVELS OF INTELLIGENCE / SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шумская Надежда Александровна

В статье приводятся результаты психологического исследования структуры интеллекта детей дошкольного возраста с ЗПР и нормальным развитием. В исследовании были использованы две уже зарекомендованные методики: Стэнфорд-Бине и Д. Векслера WISC и новая методика Дж. Френча PTI (Тест Интеллекта в Картинках). После анализа результатов исследования было выявлено, что развитие вербального интеллекта у детей от 3 до 8 лет с задержкой психического развития ниже, чем невербального, а также ниже, чем у детей с нормальным развитием, что связано с наличием у них речевых дефектов. В наибольшей степени у детей с ЗПР по сравнению с детьми с нормальным интеллектом снижены показатели, характеризующие способности к логическому обобщению, сравнению и классификации, владение числовым материалом, нахождению сходства между предметами, а также недостаточные общий объем и уровень относительно простых знаний, недостаточную сформированность направленности и широты познавательных интересов, памяти и мышления. Сравнительный и корреляционный анализы показали высокую дифференциально-диагностическую значимость методики PTI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шумская Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and levels of intelligence of mentally challenged children

This article discusses recent research results on the intellectual structure of mentally challenged children and children with normal mental development aged 3-8. Our research used three different intelligence tests: two proven tests the Standford-Binet and the WISC and a recently developed test the PTI (Pictorial Test of Intelligence). Analyzing the results resulted in conclusion that the verbal intelligence development of mentally challenged children aged 3-8 is lower than nonverbal intelligence development and is caused by speech disorders. Our research also demonstrated that mentally challenged children have considerably decreased abilities in logical generalization, comparison and classifi cation, skills in mathematics, and identifying similarities between objects. They are likely to lack basic general knowledge and to have a narrow range of interests, reduced memory capacity and cognitive abilities. The comparative and correlated analysis proved the high differential and diagnostic value of PTI.

Текст научной работы на тему «Структурно-уровневые характеристики интеллекта дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза»

Н. А. Шумская

СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

Проблема интеллекта является предметом изучения и многочисленных дискуссий. Отсутствие однозначности в определениях ключевого понятия «интеллект» связано с многообразием его проявлений. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно: активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, психических функций, отвечающих за познание окружающего мира. В данном случае под интеллектом понимается относительно устойчивая структура умственных способностей индивида [1].

Задержка психического развития (ЗПР) — одно из самых распространенных расстройств детского возраста. Известно, что оно проявляется в дефицитарности предпосылок интеллекта: памяти, внимания, речи, но у детей наиболее наглядно — в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем [2]. В то же время, несмотря на значительное количество работ, посвященных этой проблеме, по-прежнему недостаточно представлены ее психологические аспекты, не раскрыты способы диагностики и психологической коррекции ребенка с ЗПР.

Сравнительное изучение детей с ЗПР и нормально развивающихся детей дошкольного возраста позволило выявить своеобразие мышления первых.

При ЗПР недостаточность мышления проявляется прежде всего в недостаточной способности к аналитико-синтетической деятельности, к отвлечению и обобщению, в затруднении понимания смысловой стороны какого-либо явления. Темп мышления в таких случаях замедлен, туго подвержен, страдает переключаемостью с одного вида умственной деятельности на другой. Недоразвитие мышления находится в прямой связи с общим нарушением речи, поэтому словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, устанавливаются детьми с большим трудом. Даже при достаточном словарном запасе и сохраненном грамматическом строе во внешне правильной речи мало выражена функция общения [3].

Обычно ЗПР диагностируется у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. Она проявляется в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений, в малой интеллектуальной целенаправленности [4]. Очевидно, что задержка психического развития негативно сказывается на успешности обучения ребенка в массовой школе, но она никак не может быть диагностирована через трудности обучения.

ЗПР церебрально-органического генеза в детском возрасте встречается наиболее часто. Причиной возникновения данной формы ЗПР является органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Церебрально-органическая недостаточность определяет структуру психического дефекта и становится очевидной вследствие связанных с ней нарушения эмоционально-волевой сферы и развития познавательных процессов.

© Н. А. Шумская, 2011

Актуальность исследования проблемы интеллекта детей дошкольного возраста связана с тем, что, во-первых, в нашей стране существует недостаточное количество работ, посвященных структурно-уровневым характеристикам детей именно такого возраста. Во-вторых, зачастую ученые при ее изучении прибегают к качественному анализу, не используют психометрические методики, вследствие этого, анализируются только отдельные способности и характеристики, а не интеллект в совокупности. С нашей точки зрения, невозможно проводить исследования без использования методик, направленных и на количественный, и на качественный анализ.

В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие [4]. По данным ВОЗ, ЗПР в детском возрасте встречается у 12-20% детей. Около 80% случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности. Уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей отмечается у каждого десятого ребенка [5]. В последнее время у дошкольников чаще всего отмечаются различные речевые проблемы, особенно у детей с ЗПР, что затрудняет диагностику их интеллектуального развития. Обратились к данной проблеме, мы целенаправленно осуществляли поиск методики, не требующей от детей вербальных ответов.

Тест J. French Pictorial Test of Intelligence (Тест интеллекта в картинках), разработанный в 1964 г. в Университете Миссури, штат Колумбия, США удовлетворяет указанным требованиям. Данная методика позволяет проводить дифференциальную диагностику интеллектуального развития детей дошкольного возраста и успешно применяется в клинико-психологической практике в США. Нами был переведен данный тест с целью его адаптации и стандартизации на выборке русских детей, а также его дальнейшего использования.

Целями нашей работы являлись анализ познавательных процессов у детей с нормальным интеллектуальным развитием и детей с ЗПР церебрально-органического ге-неза, а также доказательство надежности и валидности новой методики в сравнении с уже зарекомендованными методиками, такими как тест Векслера WISC и тест Стэнфорд-Бине.

Описание выборки

Для проведения экспериментально-психологического исследования интеллекта у дошкольников были обследованы 79 детей в возрасте от 3 до 8 лет: 31 ребенок с предположительно нормальным психическим развитием и 48 детей с ЗПР церебральноорганического генеза.

Процедура и методы исследования

Для изучения структурно-уровневых характеристик интеллекта у детей дошкольного возраста были использованы три методики: методика Стенфорд-Бине, методика WISC и методика PTI. Методики Стенфорд-Бине и WISC — одни из наиболее известных и часто используемых в психологической, педагогической и медицинской практике тестов интеллекта в нашей стране. Методика PTI является новой и недостаточно изученной.

Для того чтобы отвечать на задания PTI, дети должны быть способны только слышать простые вербальные инструкции и отвечать на зрительные стимулы. Испытуемые

обозначают свои ответы на задания, указывая на нарисованные символы, которые они выбрали на специальных карточках ответов.

Тест состоит из 6-ти субтестов: «осведомленность», «сходство», «понятливость», «исключение лишнего», «арифметический», «память» и «внимание».

Главным преимуществом РТ1 является возможность его использования для детей с физическими недостатками, а также с речевыми дефектами без каких-либо модификаций или регулировок требований. Так как материалы, используемые в тесте, предъявляются как визуальные стимулы, нет необходимости требовать от испытуемых ма-нипулятивных ответов, требующих использования рук, а также вербальных ответов.

Результаты и обсуждение Сравнительный анализ структуры интеллекта у детей с ЗПР и детей с нормальным развитием по методикам WISC и PTI

В результате проведенного исследования нами были выявлены:

— дефицитарность «предпосылок» интеллекта, а именно: памяти, внимания, пространственного гнозиса, праксиса и речи;

— нарушения темпа восприятия у детей с ЗПР церебрально-органического гене-за, что проявлялось в замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации;

— трудности синтеза воспринимаемых объектов, что обусловлено нарушениями интерсенсорной и сенсомоторной интеграции и координации.

Качественный анализ полученных данных показал разнообразные нарушения памяти и внимания у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. При исследовании структуры интеллекта детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдались не только вербальные нарушения, но и расстройства зрительно-перцептивных процессов и нарушения динамики всех познавательных функций.

На рис. 1 представлены результаты исследования интеллекта детей с нормальным интеллектом и детей с ЗПР по методике Д. Векслера Ш^С.

20 г

О— I группа (дети с нормальным интеллектом) -■— II группа (дети с ЗПР)

Рис. 1. Интеллектуальные профили у детей с нормальным интеллектом и детей с ЗПР по методике ШКС.

Выявлены достоверные различия между группой 1 (дети с нормальным интеллектом) и группой 2 (дети с ЗПР) по всем субтестам, кроме субтеста «кубики», а также по вербальному, невербальному и общему интеллекту.

На рис. 2 видно, что вербальный, невербальный и общий интеллект у детей с ЗПР значительно ниже, но самые большие различия обнаружены по вербальному и общему ^. Такие же данные были получены М. Н. Ильиной [5].

Рис. 2. Вербальный, невербальный и общий интеллект у детей с нормальным интеллектом и детей с ЗПР по методике Д. Векслера WISC.

Вербальный Невербальный Общий

|—| I группа (дети с нормаль- щ II группа 1—1 ным интеллектом) (дети с ЗПР)

На рис. 3 представлены результаты исследования интеллекта в группе 1 (дети с нормальным интеллектом) и группе 2 (дети с ЗПР) по методике Дж. Френча PTI. Здесь выявились достоверные различия по всем субтестам, а также по ^.

Если проанализировать профили в целом, то видно, что у детей с ЗПР показатели по всем субтестам ниже, чем у детей с нормальным интеллектом.

Рис. 3. Интеллектуальные профили у детей с нормальным интеллектом и у детей с ЗПР по методике PTI.

I группа (дети с предположительно нормальным развитием)

II группа (дети с ЗПР)

Сравнительный анализ интеллекта у детей с нормальным интеллектом и детей

с ЗПР по блокам методики Ш1БС

Для удобства анализа нарушений познавательной деятельности были выделены три основных блока: мотивационный, регуляторный и блок контроля (рис. 4). В блок 1 вошли субтесты «сведомленность» и «сходство». В блок 2 включен субтест «кубики». В блок 3 — «арифметический», «повторение цифр» и «шифровка».

Исследование показало, что наиболее у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза страдают блоки регуляции и контроля. Такие дети не умеют планировать свою деятельность по времени и содержанию, а также не способны контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения.

I блок

II блок

і—і I группа (дети с нормаль— ным интеллектом)

III блок

II группа (дети с ЗПР)

Рис. 4. Показатели уровневых оценок интеллекта по блокам у детей с нормальным интеллектом и детей с ЗПР.

Сравнительный анализ уровневых оценок по всем субтестам методики РТ1 и по всем субтестам методики WISC показал, что у дошкольников с ЗПР, по сравнению с нормально развивающимися детьми, наблюдается снижение показателей по всем шкалам, что свидетельствует о высокой дифференциально-диагностической значимости методики РТ1.

Кроме того, стимульный материал указанной методики вызывает у детей больший интерес и готовность к выполнению заданий, чем задания методики Векслера. Тестирование проходит в контексте игровой деятельности, доступной ребенку-дошкольни-ку. Процесс тестирования не отнимает много времени (20-40 минут, в зависимости от возраста), что особенно важно для детей с церебральной астенией, нервно-психическим истощением, гипервозбудимостью и малой выносливостью.

Корреляционный анализ результатов диагностики интеллекта детей по методикам Ш1БС, РТ1 и Стэнфорд-Бине

Результаты корреляционного анализа показателей ^ выглядят следующим образом:

1. Обследование детей 3-5 лет с нормальным интеллектом по методикам РТ1 и Стэнфорд-Бине. Коэффициент корреляции — 0,957.

2. Обследование детей с ЗПР в возрасте 3-5 лет по методикам РТ1 и Стэнфорд-Бине. Коэффициент корреляции — 0,861.

3. Обследование детей в возрасте 5-8 лет с нормальным интеллектом по методикам РТ1 и WISC. Коэффициент корреляции соответственно составил 0,914.

4. Обследование детей с ЗПР в возрасте 5-8 лет по методикам РТ и WISC. Коэффициент корреляции — 0,910.

5. Исследование всей выборки. Коэффициент корреляции — 0,815.

Коэффициент надежности соответствует высокому коэффициенту корреляции

между результатами по тестам РТ и WISC; РТ и Стэнфорд-Бине. Данные коэффициенты корреляции указывают на сильную линейную связь показателей ^ при р = 0,05. Помимо этого, средние значения по ^тесту не различаются на уровне значимости 0,05. Это означает, что тесты во всех случаях «работают» в равной степени.

Опираясь на полученные результаты проведенного нами корреляционного анализа, можно сделать вывод о надежности и валидности новой методики Дж. Френча РТ!

Итак, нами были выделены следующие отличия в структурно-уровневых характеристиках у детей с нормальным интеллектом и детей с ЗПР. Во-первых, умственная работоспособность детей с задержкой психического развития характеризуется выраженной истощаемостью внимания, а также качественным своеобразием мнемических процессов. Во-вторых, конкретно-образное мышление у летей с ЗПР преобладает над абстрактно-логическим. Проведенное нами исследование позволило экспериментально доказать данные положения.

С помощью психометрических методик было выявлено следующее: в наибольшей степени у детей с ЗПР по сравнению с детьми с нормальным интеллектом снижены показатели, характеризующие способности к логическому обобщению, сравнению и классификации, владение числовым материалом, нахождения сходства между предметами, а также недостаточный общий объем и уровень относительно простых знаний, недостаточную сформированность направленности и широты познавательных интересов, памяти и мышления. О таких же результатах пишут Ильина М. Н. и Мамай-чук И. И. [8, 9].

В нашем исследовании были использованы 3 методики: Стэнфорд-Бине, Д. Векслера ^КС) и Дж. Френча (РТЦ. Что касается первых двух, то они непригодны для детей, имеющих речевые проблемы. Такие дети часто отказываются отвечать на вопросы субтестов вербальной группы, подобные задания не способствуют установлению контакта с ребенком, имеющим речевые проблемы, а кроме прочего ребенок чувствует себя некомфортно, или даже ущербным. Методика РТ предназначена для тестирования как здоровых детей, так и детей, имеющих дефекты в речевом развитии.

При проведении данного исследования мы обнаружили в группе детей с ЗПР, посещающих детский сад коррекционного типа, детей с нормальным интеллектом, имеющих однако различные речевые проблемы. Можно предполагать, что из-за этих речевых проблем им ошибочно был поставлен диагноз ЗПР. Происходит это также и потому, что такие дети чрезвычайно неохотно отвечают на различные вопросы, а иногда и вообще отказываются вступать в контакт. Поэтому очень важно при диагностике интеллекта у таких детей использовать методики, в соответствии с которыми вербальное общение не требуется. Такой методикой, предназначенной для диагностики интеллекта у дошкольников является РТ^ валидность и надежность которого доказаны при отграничении ЗПР от нормы. Таким образом, применяя эту методику, можно избежать ошибок в диагностике уровня интеллекта, а значит, своевременно и целенаправленно проводить коррекционную психолого-педагогическую работу.

На основании результатов, полученных в данном исследовании, можно утверждать, что развитие вербального интеллекта у детей в возрасте от 3 до 8 лет с задержкой психического развития ниже, чем невербального, а также ниже, чем у детей с нормальным развитием, что связано с наличием у них речевых дефектов. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

В связи с неправильной диагностикой детям, имеющим речевые проблемы, ставят диагноз ЗПР, и соответственно, они попадают в специализированный сад. В действительности же они нуждаются в логопедической коррекции.

Целью психологической помощи является не только как можно боле раннее выявление детей группы риска, но и совместная работа психолога и логопеда. Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР должно носить комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Литература

1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

2. Дети с временной задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. 208 с.

3. Венгер Л. А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. № 2.

4. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.

5. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2006. 368 с.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.