Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
578
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / АНТИЦИПАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корниенко Анжелика Владимировна

В статье рассмотрена проблема исследования социального интеллекта и его структурных компонентов в социально-психологических исследованиях. Представлены основные подходы к определению понятия «социальный интеллект». Описана значимость социально-культурного контекста для формирования и развития социального интеллекта. Выделены базовые структурные компоненты социального интеллекта: социальная перцепция, поведенческая гибкость, когнитивные компоненты (особенности самосознания, социальные представления, антиципационная компетентность). Предпосылкой эффективного развития социального интеллекта в отечественной психологии определен личностно-коммуникативный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONCEPT AND STRUCTURE OF SOCIAL INTELLIGENCE IN FOREIGN AND DOMESTIC STUDIES

The article considers the problem of the study of social intelligence and its structural components in socio-psychological research. The main approaches to the definition of the concept of "social intelligence" are presented. The importance of the socio-cultural context for the formation and development of social intelligence is described. The basic structural components of social intelligence are highlighted: social perception, behavioral flexibility, cognitive components (features of self-awareness, social representations, anticipation competence). The prerequisite for the effective development of social intelligence in Russian psychology is the personal and communicative potential.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

УДК 316.61

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Корниенко Анжелика Владимировна,

старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассмотрена проблема исследования социального интеллекта и его структурных компонентов в социально-психологических исследованиях. Представлены основные подходы к определению понятия «социальный интеллект». Описана значимость социально-культурного контекста для формирования и развития социального интеллекта. Выделены базовые структурные компоненты социального интеллекта: социальная перцепция, поведенческая гибкость, когнитивные компоненты (особенности самосознания, социальные представления, антиципационная компетентность). Предпосылкой эффективного развития социального интеллекта в отечественной психологии определен личностно-коммуникативный потенциал.

Ключевые слова: социальный интеллект, структурные компоненты социального интеллекта, социальная перцепция, антиципационная компетентность.

ANALYSIS OF THE CONCEPT AND STRUCTURE OF SOCIAL INTELLIGENCE IN FOREIGN AND DOMESTIC STUDIES

Kornienko Anzhelika Vladimirovna,

Senior Lecturer of the Psychological and Pedagogical Education Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article considers the problem of the study of social intelligence and its structural components in socio-psychological research. The main approaches to the definition of the concept of "social intelligence " are presented. The importance of the socio-cultural context for the formation and development of social intelligence is described. The basic structural components of social intelligence are highlighted: social perception, behavioral flexibility, cognitive components (features of self-awareness, social representations, anticipation competence). The prerequisite for the effective development of social intelligence in Russian psychology is the personal and communicative potential.

Key words: social intelligence, structural components of social intelligence, social perception, anticipatory competence.

Понимание сущности социального интеллекта, условий его развития в период прогрессивного увеличения массовых коммуникаций, возрастания значимости социальных взаимодействий в социальных сетях сложно переоценить. В начале XXI века личный контакт двух собеседников «глаза в глаза» резко снизился, молодые люди отдают предпочтение заочному общению в социальных сетях. В результате нарастают проблемы неэффективного социального взаимодействия, у молодежи появляются сложности в адекватной социальной пер-

цепции и способности прогнозировать поведение собеседника при виртуальном общении. При таком взаимодействии теряется личностный контекст и снижается способность устанавливать длительные доверительные отношения, что и определяет высокий уровень развития социального интеллекта.

Конструкт «социальный интеллект» был введен в научный оборот еще в начале XX века, однако его сущность и содержание до сих пор являются предметом дискуссии в психологии.

Первым ученым, описавшим понятие «социальный интеллект», был Эдвард Ли Торндайк в начале XX века. Э. Торндайк использовал это понятие для обозначения особых качеств интеллекта - эффективности и дальновидности в межличностных отношениях, способности добиваться успеха в межличностной коммуникации [8, с. 43].

Вторым этапом в исследовании социального интеллекта были попытки разработать валидные психометрические методики для его измерения. Ф. Вернон выделил основные характеристики социального интеллекта (непринужденность в обществе других людей, умение понимать настроение других людей и др.), на базе которых в дальнейшем моделировались модели социального интеллекта и его диагностика. Ф. Вернон полагал, что успешное социальное взаимодействие опосредовано уровнем сформирован-ности специфических качеств личности, проявляющихся в эффективной социальной адаптации и пластичности поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия

[1, с. 14].

Г. Олпорт рассматривал социальный интеллект, прежде всего, как антиципацион-ную состоятельность личности, т.е. способность прогнозировать последствия собственного поведения и поведения других людей. Критериями высокого уровня развития социального интеллекта автор считал быстроту и точность социальной перцепции, определенный «социальный дар», способствующий установлению доверительных, дружеских отношений и благоприятного социально-психологического климата в коллективе [6, с. 76].

Социальные и культурные факторы опосредуют развитие характерологических особенностей личности, формируют паттерны

поведения в условиях социального взаимодействия. Для акцентирования внимания на культурной природе социального интеллекта некоторые исследователи (К. Эрли, С. Анг) ввели понятие «культурный интеллект» [11, с. 4]. Культурный интеллект обуславливает способность эффективно взаимодействовать в условиях разнообразия культурной среды. В результате специфических особенностей социальной и культурной среды, в которой растет и развивается личность, не все люди добиваются социального успеха и признания. Соответственно, существует некий фактор, определяющий уровень успешности социальных коммуникаций. По мнению Г. Айзенка, это и есть проявления социального интеллекта [7, с. 94].

Дж. Гилфорд определял «социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведения людей и информации, позволяющей понимать последствия этого поведения» [3, с. 434]. В структуре социального интеллекта Дж. Гилфорд выделил три компонента: содержание, операции и результаты. Дж. Гилфорд называл социальный интеллект «социальным даром», проявляющимся в быстроте и точности формирования представления о других людях, способности прогнозировать их поведение и отношение [3, с. 436].

Д. Векслер понимал социальный интеллект как уровень адаптации личности к социокультурным условиям жизнедеятельности, способности верно прогнозировать социально одобряемое поведение и соответствовать ожиданиям своего микоро-социума. В шкалах интеллекта Д. Векслера показатели субтестов «Понятливость» и «Последовательные картинки» определяются как связанные с развитием «социального интеллекта» [4, с. 65].

С. Заккаро с соавторами описывают понятие социального интеллекта как личностную характеристику, определяющую социальное лидерство в динамических системах. Авторы выделяют два базовых компонента в структуре социального интеллекта: социальную перцепцию и поведенческую гибкость. Социальная перцепция рассматривается как умение точно и безошибочно воспринимать личностные и поведенческие особенности другого человека в процессе коммуникации, прогнозировать эффективное дальнейшее взаимодействие [13, р. 37].

С. Космитский и П. Джон в структуре социального интеллекта выделили две взаимосвязанных группы компонентов: поведенческие и когнитивные. К поведенческим структурным компонентам относят социальную приспособляемость, эмоциональную теплоту в дружеских контактах. К когнитивным компонентам С. Космитский и П. Джон причисляют понимание и следование социальным правилам и нормам поведения, антиципационную компетентность, открытость и доверие и в установлении социальных контактов [12, р. 12].

В зарубежной психологии в структуру социального интеллекта включают компоненты, связанные с поведенческой гибкостью, социальной перцепцией, когнитивными установками. Высокий уровень развития социального интеллекта проявляется в способности прогнозировать поведение других людей, адаптироваться к нормам и правилам поведения в референтной социальной группе, уметь распознавать эмоциональные реакции собеседника и устанавливать длительные доверительные отношения.

В отечественной психологии проблемой изучения социального интеллекта занимались такие ученые, как Ю. Н. Емельянов,

М. И. Бобнева, В. Н. Куницина, Д. В. Ушаков, Д. В. Люсина, А. И. Савенков и др.

Ю. Н. Емельянов одним из первых отечественных ученых начал изучать проблему «социального интеллекта» в прикладном аспекте практической деятельности. Под социальным интеллектом автор понимал устойчивую способность самопознания, эмоционального реагирования в ситуациях социального взаимодействия и прогнозирования последствий социальной коммуникации. Ю. Н. Емельянов предлагает использовать понятие «коммуникативная компетентность» и связывает социальный интеллект с ситуативной адаптацией [5, с. 12].

М. И. Бобнева, В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова определяют социальный интеллект как специфический личностный конструкт, развитие которого осуществляется в процессе социализации и интериори-зации социального опыта. Высокий уровень социального интеллекта не коррелирует с высоким уровнем психометрического интеллекта, поэтому академическая успешность не выявляет социально одаренных детей. Социальная одаренность в коммуникации выявляется в спонтанном и ситуативном лидерстве, чаще в младшем школьном и подростковом возрасте [2, с. 473].

Названные ученые выделяют базовые характеристики социального интеллекта: коммуникативно-личностный потенциал, перцептивные характеристики, самосознание. Характеристики самосознания проявляются в развитой способности к саморефлексии и когнитивных установках, проявляющихся в условиях социальной интеракции. Функциональный уровень социального интеллекта обеспечивает адекватную социальную перцепцию и интеракцию, способствует успешной антиципаци-

онной состоятельности в процессе социальной коммуникации [2, с. 474].

Д. В. Ушаковым предложена структурно-динамическая теория социального интеллекта, предполагающая понимание социального интеллекта как процесс непрерывного развития и консолидации социального опыта на протяжении всей жизни человека [9, с. 76].

А. И. Савенков выделил два фактора социального интеллекта: «кристаллизованные социальные знания», опыт и навыки, накопленные в течение жизни и «социально-когнитивную гибкость», способность применять полученные знания в процессе социального взаимодействия [7, с. 96]. Высокий уровень развития социального интеллекта помогает устанавливать доверительные долгосрочные отношения, способствует сохранению эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости, помогает сохранять психологическое здоровье.

В отечественной психологии социальный интеллект понимается как интегратив-ный комплекс личностных способностей, отражающий степень социализации и социальной адаптации личности, проявленный в особенностях самосознания и социально-

когнитивной гибкости. В исследованиях зарубежных авторов среди базовых структурных компонентов социального интеллекта выделяются: социально-когнитивный и поведенческий. И в зарубежных, и в отечественных исследованиях изучаемого феномена отмечена значимая роль социально-культурного контекста формирования и усвоения социального опыта и процесса социализации. В данном аспекте социальный интеллект можно понимать как непрерывно совершенствующуюся динамическую систему свойств личности, формирующихся в культурном контексте и социальном взаимодействии и обуславливающих социальную эффективность коммуникации.

Следовательно, мы можем предположить, что для формирования успешной коммуникации и повышения уровня социального интеллекта у молодежи необходимо проведение тренингов социального взаимодействия. Модулями такого тренинга могут быть развитие социальной перцепции, развитие антиципационной состоятельности, развитие поведенческой гибкости и репертуара стандартных паттернов поведения, формирование эмоциональной саморегуляции.

Библиографический список

1. Андреева И. Н., Бобнева М. И. Социальный интеллект: исследования. М.: Наука, 1978. 311 с.

2. Бобнева М. И., Куницына В. Н., Казаринова Н. В. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. С. 469-474.

3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 433-456.

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. 368 с.

5. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 1995. 183 с.

6. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. / пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 461 с.

7. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 94-101.

8. Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. 704 с.

9. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.

10. Хлебодарова О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый, 2011. № 11. Т. 2. С. 139-140. URL: https://moluch.ru/archive/34/3856/ (дата обращения: 14.04.2021).

11. Earley P. C., Ang S. Cultural intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford Business Books, 2003. 379 p.

12. Kosmitzki C., John O. P. The implicit use of explicit conception of social intelligence / C. Kosmitzki // Personality and Individual Differences., 1993. Vol. 15. № 1. P. 11-23.

13. Zaccaro S. J. The nature of executive leadership: A conceptual and empirical analysis of success. Washington, D. C.: American Psychological Association, 2001. 363 р.

© Корниенко А. В., 2021

УДК 373.6

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Пискунова Александра Сергеевна,

учитель математики Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева (с. Аскиз)

В статье описываются особенности проведения и методы подготовки обучающихся 9 классов с ОВЗ к ГВЭ по математике. В работе анализируются различные методы и ресурсы, используемые для создания комфортных условий обучения и проведения консультаций по подготовке к сдаче экзамена. Анализируется опыт учителей различных школ по применению конкретных методов подготовки, выделяются принципы, требующие реализации при подготовке детей к ГВЭ при использовании выделенных методов.

Ключевые слова: государственный выпускной экзамен, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, методы подготовки, индивидуальные особенности и возможности обучающихся.

METHODS OF PREPARATION OF THE 9th GRADE STUDENTS WITH DISABILITIES TO

THE STATE FINAL EXAM

Piskunova Alexandra Sergeevna,

Math teacher

Askiz Boarding Lyceum named after M. I. Chebodaev (Askiz village)

The article describes the features of conducting and methods ofpreparing 9th grade students with disabilities for the state final exam in mathematics. The paper analyzes various methods and resources used to create comfortable learning conditions and conduct consultations on preparing for the exam. The experience of teachers of various schools on the application of specific training methods is analyzed; the principles that need to be implemented in preparing children for state final exam using the selected methods are highlighted.

Key words: state final exam, students with disabilities, methods of preparation, individual characteristics and opportunities of students.

В соответствии с законом об образовании основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на об-

разование, недопустимость дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека. Всё это определяет основную задачу педагога по работе с детьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.