Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1366
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
социальный интеллект / познание поведения / структура социального интеллекта / система интеллектуальных способностей к познанию поведенческой информации

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохоров Сергей Викторович

Данная статья посвящена вопросам понимания социального интеллекта в психологических исследованиях. Автором рассматриваются различные варианты трактовок социального интеллекта. Обобщение различных подходов позволяет определить, что социальный интеллект следует рассматривать как систему интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации. Также делается вывод о том, что наиболее распространенной и практически применимой в науке остается модель социального интеллекта Дж. Гилфорда, согласно которой структуру феномена составляют шесть факторов познания поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Прохоров Сергей Викторович, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург E-mail: sergeiproxorov@inbox. ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам понимания социального интеллекта в психологических исследованиях. Автором рассматриваются различные варианты трактовок социального интеллекта. Обобщение различных подходов позволяет определить, что социальный интеллект следует рассматривать как систему интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации. Также делается вывод о том, что наиболее распространенной и практически применимой в науке остается модель социального интеллекта Дж. Гилфорда, согласно которой структуру феномена составляют шесть факторов познания поведения.

Ключевые слова: социальный интеллект, познание поведения, структура социального интеллекта, система интеллектуальных способностей к познанию поведенческой информации.

В современном мире личности необходимо быстро реагировать на внешние изменения, включаться в различные системы взаимодействия с социумом. Социальный интеллект определяет успешность включения человека в жизнь общества, позволяет быстро совершенствоваться, адаптироваться к изменяющимся условиям, глубже понимать партнеров по взаимодействию и прогнозировать как чужое, так и собственное поведение. Интерес исследователей к феномену социального интеллекта не угасает на протяжении длительного времени, однако на сегодняшний день психологическая сущность и природа интеллекта изучены недостаточно и представления о социальном интеллекте остаются противоречивыми. В связи с этим целью данной статьи является обобщение различных вариантов понимания социального интеллекта.

| SCIENCE TIME |

На начальном этапе исследований интеллект отождествлялся с психофизиологическими функциями, подчеркивался врожденный (органический) характер интеллектуальных различий между людьми. В настоящее время интеллект рассматривается как способность к реализации процесса познания и к результативному решению проблем при выполнении широкого круга жизненных задач [5, 10]. Сама категория социального интеллекта была введена в психологию Э. Торндайком. После появления самого понятия социальный интеллект получил широкое распространение среди зарубежных (Г. Айзенк, Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, Г. Оллпорт, Р. Стернберг и др.) и отечественных исследователей (Ю.И. Емельянов, М.И. Бобнева, Е.С. Михайлова-Алешина, О.Б. Чеснокова, Г.П. Геранюшкина, Н.А. Кудрявцева и др.) [5, 11]. Одним из наиболее распространенных направлений теоретического анализа проблемы социального интеллекта является рассмотрение вопроса о его соотношении с общими интеллектуальными характеристиками личности: по сей день в науке ведутся споры о том, входит ли социальный интеллект в структуру общего интеллекта или является независимой, самостоятельной категорией научного анализа. На данный момент в психологии нет единого мнения по вопросу включенности социального интеллекта в структуру общего интеллекта, что свидетельствует о существовании противоречий во взглядах на природу социального интеллекта [9].

В общей концепции интеллекта Г. Айзенка выделяются три относительно различающихся и относительно самостоятельных вида интеллекта, которые можно рассматривать в качестве уровней: биологический, психометрический и социальный. Биологический интеллект - это базовые, наиболее фундаментальные и заложенные генетически способности к обработке информации, обусловленные функциями коры головного мозга. Биологический интеллект является основой познавательного поведения в целом. На основе биологического интеллекта строится интеллект психометрический - связующее звено между биологическим и социальным интеллектом. Психометрический интеллект дает видимые исследователю проявления и измеряется тестами интеллекта. Социальный интеллект - это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Социальный интеллект можно рассматривать как высший уровень разлития интеллекта [1]. Так, Г. Айзенк, рассматривая интеллект как структурный феномен, однако автор не структурирует отдельные виды интеллекта.

Рассмотрим далее некоторые определения социального интеллекта, предлагаемые различными исследователями (табл.1).

| SCIENCE TIME |

Таблица 1

Определения категории «социальный интеллект» в психологических исследованиях

Автор Определение социального интеллекта

Э. Торндайк способность понимать других и мудро, адекватно вести себя по отношению к ним

Дж. Гилфорд система интеллектуальных способностей, независимая от фактора общего интеллекта и связанная с познанием поведенческой информации

Г. Оллпорт особая способность, обеспечивающая гладкость в отношениях с людьми, продуктом которой является социальное приспособление

Н.А. Кудрявцева способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия

Д.В. Ушаков способность к познанию социальных явлений, которая составляет только один из компонентов социальных умений и компетентности

М.И. Бобнева способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере

Ю.И. Емельянов устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события

Из определений социального интеллекта, приведенных в таблице 1, можно видеть, что все исследователи так или иначе сводят сущность феномена к способностям, связанным с познанием, пониманием, применением той или иной социальной информации и информации о поведении и взаимодействии. При этом, обозначенные исследователи практически не рассматривают содержание социального интеллекта через раскрытие его структурных компонентов, упоминая лишь вкратце отдельных составляющие.

С. Космитский и О.П. Джон одними из первых предложили концепцию социального интеллекта, включающую семь составляющих. Эти структурные составляющие исследователи объединили в две относительно самостоятельные группы: «когнитивные» и «поведенческие», подчеркнув тем самым то, что социальный интеллект - это феномен, включающий тесное взаимодействие когнитивного (познание) и аффективного (эмоции, чувства, отношения). Такая модель довольно четко отражает суть социального интеллекта и дает ответ на вопрос, что именно подлежит анализу [6].

Д.В. Ушаков замечает, что трактовка социального интеллекта должна быть

| SCIENCE TIME |

ограничена, сужена до понимания феномена, как только одного из компонентов социальных умений и компетентности, который не исчерпывает их. Только в этом случае социальный интеллект, по мнению автора, становится в один ряд с другими видами интеллекта [10].

М.И. Бобнева понимает социальный интеллект как способность «усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере» [Цит. по: 2, с. 80]. Автор считает, что социальный интеллект следует рассматривать как специфическую способность человека, которая формируется в процессе деятельности, общения и взаимодействий в социальной сфере. Принципиально значимо, по мнению М.И. Бобневой, представление о том, что уровень общего интеллектуального развития не коррелирует напрямую с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень несомненно представляется необходимым, но не единственным и достаточным условием развития социального интелекта личности. Уровень общего интеллекта может способствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Помимо этого, М.И. Бобнева отмечает, что высокий общий интеллект может нивелироваться социальной неадекватностью поведения

ГО 1

личности, ее установок и т.д. [2].

А.Л. Южанинова предлагает рассматривать социальный интеллект в ряду общих характеристик интеллектуальной структуры, включающей также практический и логический интеллект. Практический и логический интеллект направлены на отражение сферы субъект-объектных отношений, а социальный интеллект - сферы субъект-субъектных отношений и связей. Автор понимает социальный интеллект как особую социальную способность, включающую по своей структуре три измерения: социально-перцептивные способности, социальное воображение и социальная техника общения. Исследования А.Л. Южаниновой позволили определить, что социальный интеллект практически не коррелирует с оценками общего интеллекта (IQ), а также со шкалой интеллектуальной продуктивности теста MMPI и с результатами по фактору «В» опросника Р. Кеттелла. Так, на основании полученных результатов, А.Л. Южанинова утверждает, что социальный интеллект правомерно выделять в качестве самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности [12].

Интересными также представляются выводы С.С. Беловой о том, что социальный интеллект в зависимости от установки субъекта может функционировать в разных режимах. В режиме «познавательной» установки личность оценивает особенности других людей, не прибегая к вербальному описанию причин этой оценки. В режиме «вербализирующей» установки, когда перед испытуемым ставится задача объяснения причин оценки, точность оценки

| SCIENCE TIME |

снижается. Автор также отмечает тот факт, что вербализация снижает показатели функционирования социального интеллекта. При оценивании используется некоторый набор критериев, который чаще всего не осознается активно. При вербализации человек как правило называет другие критерии, которые после этого действительно начинают использоваться для оценки, что снижает ее точность, искажает и делает не равной с первой, не вербализованной по критериям, оценкой. Результаты С.С. Беловой свидетельствуют говорят об интуитивном характере оценивания такого качества другого человека, как интеллект, если под интуитивным понимать процесс познания, который приводит к результату без понимания того, как он к нему привел. Попытка рефлексии этого процесса не приводит к успеху, создавая искаженную картину. Деятельность, построенная на рефлексии, парадоксальным образом оказывается менее эффективной, чем неотрефлексированная [3, 4].

Некоторые приведенные выше особенности социального интеллекта могут быть свойственны и другим видам интеллекта, особенно в случае познания сложных объектов, в которых взаимодействуют и конкурируют разнообразные цепочки детерминации. В социальном интеллекте, однако, присутствует характеристика, четко отличающая его от других видов интеллекта - это возможность обращения личности к собственному внутреннему опыту. Познание социальной сферы невозможно без накопления такого индивидуализированного опыта, тогда как познание различных явлений в контексте «субъект - объект» оперирует не опытом личности, а фактами, знаниями.

Социальный интеллект многие исследователи рассматривают при рассмотрении структуры общего интеллекта. Однако структурных моделей самого социального интеллекта в психологических исследованиях представлено не так много.

Одной из наиболее полных и интересных представляется модель социального интеллекта, описанная в концепции А.И. Савенкова [8]. На основе анализа существующих теорий автором выделяется три группы способностей, описывающих социальный интеллект: познавательные, эмоциональные и поведенческие. Как указывает А.И. Савенков, каждая из этих групп содержательно раскрывается следующим образом:

а) когнитивные способности включают социальные знания, социальную память, социальную интуицию, социальное прогнозирование;

б) эмоциональные способности включают социальную выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции;

в) поведенческие способности включают социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальную адаптацию [8].

Так, в данной концепции автор предлагает объёмную и структурированную

| SCIENCE TIME |

модель социального интеллекта. Однако, несмотря на полноту модели социального интеллекта А.И Савенкова, на сегодняшний день она не является проверенной эмпирически и не реализована в практическом диагностическом инструментарии.

Особое место по сей день в развитии теории социального интеллекта занимает факторно-аналитическая теория Дж. Гилфорда. Дж. Гилфорд понимает социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда [7, 10].

Факторно-аналитические исследования, проводимые Дж. Гилфордом более 20 лет с целью разработки тестовых программ измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры социального интеллекта. В соответствии с созданной моделью, выделяются 120 факторов, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс переработки информации. Это такие переменные как:

а) содержание предъявляемой информации (образы, символы, семантика, поведение);

б) операции по обработке информации (познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание);

в) результаты обработки информации (элементы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации).

Каждая интеллектуальная способность описывается Дж. Гилфордом в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов. В кубической модели социального интеллекта каждой конкретной интеллектуальной способности соответствует маленький кубик, образованный тремя осями координат.

Дж. Гилфорд в при анализе социального интеллекта выделил одну операцию - познание и сосредоточил свои исследования на познании поведения. В результате многолетних исследований, автором была определена следующая структура социального интеллекта, включающая шесть факторов:

- познание элементов поведения;

- познание классов поведения;

- познание отношений поведения;

- познание систем поведения;

- познание преобразований поведения;

- познание результатов поведения [7].

Модель структуры социального интеллекта Дж. Гилфорда на сегодняшний

I

SCIENCE TIME

I

день является наиболее распространенной и практически применимой.

Таким образом, обобщая различные варианты определения и структуры социального интеллекта, мы приходим к выводу, что социальный интеллект - это система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Социальный интеллект определяет успешность общения и социальной адаптации личности и представляет собой способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам. Наиболее структурированной и практически применимой на сегодняшний день остается модель структуры социального интеллекта, описанная Дж. Гилфордом, которая включает: познание элементов поведения, познание классов поведения, познание отношений поведения, познание систем поведения, познание преобразований поведения, познание результатов поведения.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.

2. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта / В.Ф. Анурин. - Н. Новгород: Изд-во НГУ, 1997. - 201 с.

3. Белова С.С. В психометрических поисках социального интеллекта / С.С. Белова // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С.

4. Белова С.С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / С.С. Белова. - М.: Государственный университет гуманитарных наук ИП РАН, 2004. - 26 с. - URL: http://www.dslib.net/obwaj a-psixologia/verbalizovannyj -i-neverbalizovannyj -komponenty-socialnogo-intellekta.html.

5. Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии / Н.В. Корчагина // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - № 4. - С. 3-6.

6. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2014. -

7. Практический интеллект / Р.Дж. Стенберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд и др. -СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

8. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта / А.И. Савенков // Одаренный ребенок. - 2006. - № 1. - С. 6-18.

187-215.

304 с.

I

SCIENCE TIME

I

9. Саутина Е.С. Научное становление понятия «Социальный интеллект» / Е.С. Саутина // Территория науки. - 2007. - № 1. - С. 142-146. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-stanovlenie-ponyatiya-sotsialnyy-intellekt.

10. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2004. - 176 с.

11. Чеснокова О.Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии. - 2005. - № 6. - С. 35-45.

12. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1984. - С. 86-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.