Научная статья на тему 'Основные модели социального интеллекта'

Основные модели социального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1075
252
Поделиться
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ / КОНЦЕПЦИИ / ЛИНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОДЕЛИ / ОНТОЛОГИЯ / РЕЙТИНГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРУКТУРА / ЧАСТОТНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Лунёва Ольга Викторовна

Представлены основные модели социального интеллекта, разработанные разными исследователями. Показаны общие и отличительные черты моделей. Составлен частотный рейтинг понятий, используемых при описании социального интеллекта. Выделены два направления современных исследований социального интеллекта

Basic models of social intelligence

This article presents basic models of social intelligence put forward by various researchers and reviews their similarities and differences. There is a frequency rating of notions used to describe social intelligence and in contemporary research in this area two main directions are identified.

Текст научной работы на тему «Основные модели социального интеллекта»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923

Лунёва Ольга Викторовна

кандидат психологических наук, доцент Московский гуманитарный университет ksep@mail.ru

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Представлены основные модели социального интеллекта, разработанные разными исследователями. Показаны общие и отличительные черты моделей. Составлен частотный рейтинг понятий, используемых при описании социального интеллекта. Выделены два направления современных исследований социального интеллекта.

Ключевые слова: компоненты, концепции, линии исследования, модели, онтология, рейтинг, социальный интеллект, структура, частотный анализ.

В истории изучения социального интеллекта трудно найти пример четко прописанной концепции, которая строилась бы на определенной теоретико-методологической основе, прошла эмпирическую проверку и имела бы окончательно оформленный вид. Наиболее близки к этим требованиям результаты, полученные в проекте Дж. Гилфорда. Однако эти исследования не были доведены до конца.

Подобные жесткие требования пока не выполнимы для такого предмета исследования как социальный интеллект. Скорей всего, это связано с новизной этой тематики для значительного числа исследователей, с исторической динамикой интереса к изучению социального интеллекта. Но самым главным препятствием представляется сложность самого предмета, его высокая контекстность и онтологическое содержание.

Целью данной публикации является раскрытие точек зрения исследователей на содержание и структуру социального интеллекта. Информацию об этих взглядах автору удалось вычленить из их текстов, структурировать и представить как последовательность или иное соотношение элементов, включаемых в этот феномен. Объем информации в моделях заметно различается. Некоторые из них содержат просто небольшие фрагменты высказанных учеными идей. Но поскольку самих моделей не слишком много, мы сочли необходимым показать основные из них. Большим счастьем для исследователя истории изучения социального интеллекта стало то, что, практически все, упоминаемые работы на английском языке оцифрованы и представлены в сети «Интернет» на сайтах издательств и журналов. Термин «модель» имеет несколько значений. К данному контексту наиболее подходит следующее определение модели - «.. .схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе» [Словарь...., 1989: 325].

Модели социального интеллекта

1933 г. Ф.Е. Вернон (P.E. Vernon) Известный канадско-американский исследователь английского происхождения Ф. Вернон опуб-

ликовал в «Журнале социальной психологии» статью «Некоторые особенности позитивной оценки индивидуальности» содержащую следующее понимание социального интеллекта:

1. Способность ладить с другими людьми в целом.

2. Обладание комплексом социальных методов, позволяющих человеку вести себя свободно и непринужденно в обществе других людей.

3. Знание социальных вопросов и проблем.

4. Чувствительность к стимулам, исходящим от других членов социальной группы, а также умение понять и проникнуть в настроения незнакомых людей, их личностные характеристики» [Vernon, 1933:44].

1965 г. Дж. Гилфорд, М. Салливан (J. Guilford, M. O'Sullivan)

Социальный интеллект

Когнитивные способности познания:

- поведенческих единиц: способность определения характера внутренних ментальных состояний индивидуумов;

- поведенческих классов: способность группировать ментальные состояния других людей на основании их схожести;

- поведенческих отношений: способность интерпретировать значимые связи между поведенческими актами;

- поведенческих систем: способность интерпретировать последовательность социального поведения;

- поведенческих трансформаций: способность гибко реагировать при интерпретации изменений в социальном поведении;

- поведенческих контекстов, значимых для прогнозирования: способность при интерпретации ситуации предугадать, предсказать, что произойдет в дальнейшем, как поведут себя участники ситуации. [O'Sullivan et al., 1965].

1969 г. Дж. Гилфорд, М. Хендрикс (J. Guilford, M. Hendricks) Креативный социальный интеллект

Способности дивергентного продуцирования в поведенческой сфере имеют следующее содержание:

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Лунёва О.В., 2012

- поведенческая единица: способность вступления в поведенческие акты, которые передают внутренние ментальные состояния;

- поведенческий класс: способность создавать узнаваемые категории поведенческих актов;

- поведенческие отношения: способность совершать действие, которое отражает поведенческие действия другого человека;

- поведенческие системы: способность сохранения последовательности взаимодействия с другим его участником;

- поведенческие трансформаций: способность изменять сами поведенческие действия или их последовательность;

- поведенческий подтекст: способность предугадывать различный исход множественных возможных ситуаций [Hendricks et al., 1969].

1973 г. У. Мишел (W. Mischel)

В модель, предложенную У Мишелом, включены следующие конструкты, управляющие поведением личности в социальном взаимодействии:

1. «Репертуар» компетенций когнитивного и поведенческого конструирования, осуществляемый личностью. В него входят способности человека вовлекаться в разнообразные формы адаптивного поведения, требующего определенных навыков. Эти навыки включают как внешние проявления, действия, так и внутреннюю ментальную деятельность;

2. Личностные переменные, подчеркивающие важность восприятия и интерпретации событий. Они отвечают за кодировочные стратегии, управляют избирательностью внимания и личностными конструктами. Личностные конструкты подобны категориям Келли, и осуществляют фильтрацию образов восприятия человека, его памяти и ожидании;

3. Стимул-результат;

4. Поведение-результат;

5. Ожидание самоэффективности;

6. Субъективные ценности, которые ассоциируются с различными результатами;

7. Саморегуляторные системы и планы, само-установленные цели, управляющие поведением в ситуациях отсутствия социальных регуляторов и внешних ограничителей, либо осуществляющие действия вопреки этим регуляторам и ограничителям [Mischel, 1973].

1979 г. М.И. Бобнева

Научный сотрудник Института психологии АН СССР М.И. Бобнева предложила рассматривать социальный интеллект в контексте социального развития личности. Социально-психологический статус личности, по мнению М.И. Бобневой, включает сочетание социально-психологических свойств личности. В группу свойств, обеспечивающих развитие и использование личностью ее социальных способностей входит и социальный интеллект,

наряду с социальной перцепцией, эмпатией, социальным воображением и т.д. [Бобнева, 1979].

1983 г. Г. Гарднер (H. Gardner)

В структуре Множественных интеллектов (МИ) Г. Гарднера выделены два вида интеллекта, имеющие отношение к социальному интеллекту: межличностный и внутриличностный. По своей природе они являются социальными и личностными.

Внутриличностный интеллект - способность индивидуума получать доступ к своей внутренней жизни, понимать себя, свои возможности и желания, реакцию на различные стимулы, а также стремления и мотивы.

Межличностный интеллект - способность человека видеть различия между другими индивидуумами [H. Gardner, 1983].

1984 г. А.Л. Южанинова

Самарский психолог А.Л. Южанинова рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность, включающую три вида способностей: социально-перцептивные, социальное воображение, социальная техника общения [Южанинова, 1988].

1987-1989 гг. Н. Кантор и Дж. Кихлстром (N. Cantor & J. Kihlstrom) Социально-интеллектуальный подход к личности

Декларативное знание: абстрактные понятия и специфическая память.

Индивидуальные концепции личности о социальном мире, включая автобиографическую память индивидуума.

Первая группа концепций: субъективное видение других людей; знание типов личности; знание социальных групп; знание ситуаций.

Вторая группа концепций: представления личности о себе; представление о своем поведении; представление о своем поведении в конкретных ситуациях, с разными людьми и при разных обстоятельствах; понимание причин и мотивов своего поведения.

Процессуальное знание: правила, умения, навыки, стратегии [Cantor, lstrom, 1987; Cantor, Langston, 1989].

1993 г. О. Джон, К. Космитски (О. John, С. Kosmitzki)

Корин Космитски и Оливер Джон выделили семь главных характеристик социального интеллекта на основе исследования имплицитных представлений:

- хорошее понимание мыслей, чувств и намерений людей;

- умение хорошо ладить с людьми;

- обширные знания правил и норм человеческих взаимоотношений;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

45

- умение понимать точку зрения другого человека;

- умение хорошо адаптироваться в социальных ситуациях;

- теплота и внимание;

- восприимчивость к новому опыту, новым идеям и ценностям [Kosmitzki, John, 1993].

1995 г. В.Н. Куницына

В структуру социального интеллекта В.Н. Куницына включила следующие компоненты:

1. Коммуникативно-личностный потенциал -комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Коммуникативно-личностный потенциал - основной стержень социального интеллекта.

2. Характеристика самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.

3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движимых ими мотивов.

4. Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость [Куницына, 2002: 469].

1997 г. С. Гринспэн (S. Greenspan)

Стивен Гринспэн включил социальный интеллект в адаптивный и выделил в нем три компонента: социальная чувствительность; социальная проницательность (способность формулировать моральные суждения); социальное взаимодействие (умение решать проблемы) [Greenspan, Driscoll 1997].

2004 г. Д.В. Ушаков

Автор структурно-динамической теории интеллекта Д.В. Ушаков предложил подход к социальному интеллекту в контексте этой теории. К социальному интеллекту как одной из разновидностей интеллекта, получающей интерпретацию в контексте структурно-динамической теории интеллекта, по мнению исследователя, могут быть применены следующие понятия (факторы структуры интеллекта):

- потенциал формирования;

- когнитивное пересечение функций;

- средовое распределение [Ушаков, 2004].

2005 г. А.И. Савенков

Отечественный исследователь одаренности и творчества А.И. Савенков выделяет два фактора социального интеллекта:

1. «Кристаллизованные социальные знания», т.е. декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях.

Декларативные знания - знания, полученные в результате социального научения.

Опытные знания - знания, полученные человеком в ходе собственной исследовательской практики.

2. Социально-когнитивная гибкость - способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем.

Социальный интеллект, по мнению автора, описывается тремя группами критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие [Савенков, 2005].

Приведенные модели социального интеллекта построены на различных теоретических основаниях. При описании моделей авторы используют разнообразные и многозначные термины. Все это создает сложности для их сравнительного анализа. Тем не менее, можно выделить некоторые совпадающие позиции. Так, онтологическое содержание социального интеллекта раскрывается в основном через три понятия: «способность» (когнитивная либо социальная), «свойство личности» и «компетентность». Однако в структуру способности включены самые разнообразные психологические категории и понятия. В связи с эти многие модели можно отнести к эклектичным или смешанным. Исключение составляют лишь модели, выстроенные на основе известных теоретических концепций (Д.В. Ушаков, M. Hendricks, M. O'Sullivan).

В составленном автором рейтинге частотности использования понятий при описании социального интеллекта первое место занимают социальные знания, управление поведением и умение ладить с людьми. На втором - владение навыками социального поведения, личностные свойства и социальная перцепция. Далее с большим отрывом идут компетенции и отдельные характеристики личности (восприимчивость к новому опыту, свобода от комплексов, активность, выносливость и др.).

Несмотря на очевидную неоднородность представленного «модельного ряда», он, как полагает автор статьи, отражает логику и историю изучения социального интеллекта, которые важны для получения более полной картины этой области научных исследований.

Кроме приведенных выше моделей, в научных публикациях представлены и модели феноменов, близких по содержанию к социальному интеллекту (например, эмоциональный интеллект, социальная и коммуникативная компетентности, социальная адаптивность и развитие личности). Часть существующих моделей основана на идеях, заложенных в измерительные процедуры, Измеряемые этими процедурами показатели, также являются отражением взглядов авторов на природу и содержание социального интеллекта.

Существующее разнообразие подходов к пониманию социального интеллекта говорит о том, что в этой области исследования продолжается активный поиск истины. Очевидно, что ресурс исследо-

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

вания социального интеллекта еще не исчерпан. В его реализации можно выделить, по крайней мере, две линии: одна связана с доработкой и совершенствованием существующих моделей и концепций, вторая - с разработкой новых научных идей.

Библиографический список

1. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1979. - С. 35-63.

2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголь-ша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002. - С. 469-474.

3. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология: Журнал Высшей школы экономики. -2005. - Т. 2. - № 4. - С. 94-101.

4. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 11-28.

5. Южанинова А.Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1988.

6. Cantor, N., & Kihlstrom, J.F. (1987) Personality and social intelligence. Englewood Cliffs. - N.J.:

Prentice-Hall.

7. Cantor, N., Langston, C.A. (1989) "Ups and downs" of life tasks in a life transition. In L. A. Pervin (Ed.), Goal concept in personality and social psychology / Hillsdale, N.J.: Erlbaum. P. 127-168.

8. Gardner, H. (1983) Frames of Mind: The theory of multiple intelligences. - New York: Basic Books.

9. Greenspan, S., Driscoll, J. (1997) The role of intelligence in a broad model of personal competence // Contemporary intellectual assessment: Theories, tests and issues / D.P. Flanagan & J.L. Genshaft. New York: Guilford Press. P. 131-150.

10. Hendricks, M., Guilford, J.P., & Hoepfner, R. (1969) Measuring creative social intelligence. Reports from the Psychological Laboratory, University of Southern California, No. 42.

11. Kosmitzki, C., John, O.P. (1993) The implicit use of explicit conceptions of social intelligence. Personality & Individual Differences, 15, 11-23.

12. Mischel, W. (1973) Toward a cognitive social learning reconceptualization of Personality// Psychological Review, 80. P. 252-283.

13. O'Sullivan, M., Guilford, J. P., DeMille, R. (1965) The measurement of social intelligence. Reports from the Psychological Laboratory, No. 34. University of Southern California, Los Angeles.

14. Vernon, P.E. (1933) Some characteristics of the good judge of personality // Journal of Social Psychology, 4. P. 42-45.

УДК 159.923

Самойлова Ирина Геннадьевна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

samirge@mail.ru

«ГЛОБАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ 2045»: МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В СВЕТЕ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты сравнительного межконфессионального исследования, показана роль медитации и измененных состояний сознания в духовной эволюции личности.

Ключевые слова: духовная эволюция личности, медитация, измененные состояния сознания, психопрактика, религиозный опыт.

«Мир находится на пороге глобальных перемен. Скорость передачи информации увеличилась в миллионы раз. Плотность событий, открытий, кризисов растет в геометрической прогрессии. Наша цивилизация - как неуправляемый корабль, плывущий по бурному морю без карты и компаса все быстрее и быстрее. Мы стоим перед выбором: свалиться в новые темные века, в пучину глобальной смуты и деградации или найти новый путь развития и создать не просто новую цивилизацию, а новое человечество ...» [5], - так начинается видеопрезентация стратегического движения «Россия 2045», инициировавшего проведение международного конгресса «GF2045».

В центре внимания международного конгресса «Глобальное будущее 2045» (сокр. «GF2045»), проходившего в Москве 17-20 февраля 2012 г. в междисциплинарном формате, находилась проблема дальнейшей эволюции человека и общества. Как сказано в итоговой резолюции конгресса, новая стратегия дальнейшего эволюционного развития человечества должна опираться не только на передовые технологии, но и на нравственные ориентиры, выработанные в недрах различных культур «с учетом нового прочтения духовных традиций» [6]. Было отмечено, «что эпоха неосознанной эволюции человека и человечества заканчивается и включаются новые эволюционные механизмы.

© Самойлова И.Г, 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

47