Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМОГО В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМОГО В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТЫ / МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелешкова Н.А., Антипина Р.Г., Прокудин А.М.

В статье раскрываются особенности взаимодействия и сотрудничества между педагогом и обучаемым в образовательных условиях. Описаны ретроспективный контекст определения взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях. В работе предлагается авторская модель учета психологических аспектов взаимодействия на основе сотрудничества педагога и обучаемого в условиях вуза. Основная цель - это исследование психологических аспектов при взаимодействии и сотрудничестве педагога и обучаемого в условиях обучения студентов по физической культуре и спорту. В качестве предмета исследования выступают психологические аспекты в процессе взаимодействия между педагогом и между обучаемым. Методология статьи представляет собой теоретическое исследование, которое выявляет особенности взаимодействия и сотрудничества между педагогом и обучаемым в образовательных условиях. Новизна исследования заключается в авторской модели взаимодействия между педагогом и студентами на занятиях физической культуры, которая подразумевает изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся, разработку ситуаций взаимодействия, развитие сотрудничества, анализ результатов. Область применения: образовательный процесс в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешкова Н.А., Антипина Р.Г., Прокудин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION AND COOPERATION OF THE TEACHER AND THE STUDENT IN THE FRAMEWORK OFPHYSICAL EDUCATION

The article reveals the features of interaction and cooperation between a teacher and a student in educational conditions. The retrospective context of determining interaction in psychological and pedagogical research is described. The article proposes the author's model of taking into account the psychological aspects of interaction based on the cooperation of a teacher and a student in the university setting. The main goal is to study the psychological aspects of the interaction and cooperation of the teacher and the student in the conditions of teaching students in physical culture and sports. The subject of the study is psychological aspect in the process of interaction between the teacher and the student. The methodology of the article is a theoretical study that reveals the features of interaction and cooperation between a teacher and a student in educational conditions. The novelty of the research lies in the author's model of interaction between a teacher and students in physical education classes, which implies the study of individual psychological characteristics of students, the development of interaction situations, the development of cooperation, the analysis of results. Scope of application: the educational process in a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМОГО В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

8. Morozova, I.S., Medovikova, E.A., Kargina, A. E. and Grinenko, D.N. (2020), "Content characteristics of the psychological safety of the individual", Human Psychological Health: Life Resource and Life Potential: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, November 26-27, 2020, Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky, Verso, Krasnoyarsk, pp. 151-159.

9. Doncov, A.I., Zinchenko, Yu.P., Zotova, O.Yu. and Perelygina, E B. (2016), Psychology of security: textbook for academic undergraduate studies, Yurayt, Moscow.

10. Puhareva, T.S. (2016), "Psychological safety and its role in the professional development of the individual", Psychologist, Vol. 2, pp. 9-19.

11. Uvarov, V.I. (2017), "Socio-psychological security of the individual: the influence of external and internal factors", Modern psychology: materials of the V International Scientific Conference on Kazan, October 2017, Kazan, Beech, рр. 19-25.

12. Harlamenkova, N.E. (2019), "The concept of psychological safety and its justification from different scientific positions", Psychological journal, Vol. 40 No. 1, рр. 28-37.

13. Shlykova N. L. (2004), Psychological safety of the subject of professional activity, dissertation, Moscow.

14. Eksakusto, T.V. and Lyz, N.A. (2010), "Psychological safety in the problem field of psychology", Siberian psychol. magazine, Issue. 37, pp. 86-91.

15. Edmondson, A.C. and Lei, Z. (2014), "Psychological Safety: The History, Renaissance, and Future of an Interpersonal Construct", Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, Vol. 1, рр. 23-43.

16. Griffin, M.A. and Curcuruto, M. (2016), "Safety Climate in Organizations", Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, Vol. 3, рр. 191-212.

17. Hall, D.T., Yip, J. and Doiron, K. (2018), "Protean Careers at Work: Self-Direction and Values Orientation in Psychological Success", Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, Vol. 5, рр. 129-156.

18. Mannan, M.S., Reyes-Valdes, O., Jain, P., Tamim, N. and Ahammad, M. (2016), "The Evolution of Process Safety: Current Status and Future Direction", Annual Review of Chemical and Biomolecu-lar Engineering, Vol. 7, рр. 135-162.

19. Salas, E., Bisbey, T.M., Traylor, A.M. and Rose,n M.A. (2020), "Can Teamwork Promote Safety in Organizations?", Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, Vol. 7, рр. 283-313.

Контактная информация: e-medovikova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2022

УДК 159.9.07

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМОГО В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Нина Александровна Мелешкова, кандидат педагогических наук, доцент, Раиса Гаврииловна Антипина, старший преподаватель, Алексей Михайлович Прокудин, старший преподаватель Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово

Аннотация

В статье раскрываются особенности взаимодействия и сотрудничества между педагогом и обучаемым в образовательных условиях. Описаны ретроспективный контекст определения взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях. В работе предлагается авторская модель учета психологических аспектов взаимодействия на основе сотрудничества педагога и обучаемого в условиях вуза. Основная цель - это исследование психологических аспектов при взаимодействии и сотрудничестве педагога и обучаемого в условиях обучения студентов по физической культуре и спорту. В качестве предмета исследования выступают психологические аспекты в процессе взаимодействия между педагогом и между обучаемым. Методология статьи представляет собой теоретическое исследование, которое выявляет особенности взаимодействия и сотрудничества между педагогом и обучаемым в образовательных условиях. Новизна исследования заключается в авторской модели взаимодействия между педагогом и студентами на занятиях физической культуры, которая

подразумевает изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся, разработку ситуаций взаимодействия, развитие сотрудничества, анализ результатов. Область применения: образовательный процесс в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: взаимодействие, психология взаимодействия, сотрудничество, педагогическое сотрудничество, физическая культура, межличностные взаимоотношения, педагог, студенты, модель взаимодействия, образовательное пространство.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p599-603

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION AND COOPERATION OF THE

TEACHER AND THE STUDENT IN THE FRAMEWORK OF PHYSICAL

EDUCATION

Nina Alexandrovna Meleshkova, the candidate of pedagogical Sciences, docent, Raisa Gav-riilovna Antipina, the senior teacher, Alexey Mikhailovich Prokudin, the senior teacher, Kemerovo State Medical University

Abstract

The article reveals the features of interaction and cooperation between a teacher and a student in educational conditions. The retrospective context of determining interaction in psychological and pedagogical research is described. The article proposes the author's model of taking into account the psychological aspects of interaction based on the cooperation of a teacher and a student in the university setting. The main goal is to study the psychological aspects of the interaction and cooperation of the teacher and the student in the conditions of teaching students in physical culture and sports. The subject of the study is psychological aspect in the process of interaction between the teacher and the student. The methodology of the article is a theoretical study that reveals the features of interaction and cooperation between a teacher and a student in educational conditions. The novelty of the research lies in the author's model of interaction between a teacher and students in physical education classes, which implies the study of individual psychological characteristics of students, the development of interaction situations, the development of cooperation, the analysis of results. Scope of application: the educational process in a higher educational institution.

Keywords: interaction, psychology of interaction, cooperation, pedagogical cooperation, physical culture, interpersonal relationships, teacher, students, interaction model, educational space.

ВВЕДЕНИЕ

Учебные дисциплины в вузах, связанные с формированием физической культуры личности будущих профессионалов, ориентированы не только на приобретение профессионально важных физических, психофизиологических качеств, но также на формирование профессионально-ориентированных смысло-жизненных установок, ценностных аспектов ведения здорового образа социальной жизнедеятельности. Все это регулирует степень устойчивости мотивации студентов к двигательной активности и постоянному совершенствованию собственных физических кондиций, компетенций в сфере владения методами формирования физической культуры будущего специалиста.

Отсутствие должной мотивации к занятиям физической культурой и спортом в вузе является на сегодняшний день одной из важнейших задач профессиональной подготовки будущего специалиста. В связи с этим разработка специфических педагогических условий должна регулироваться факторами, обеспечивающими последующее использование физических упражнений в процессе профессионального становления. На этапе вузовской подготовки преподаватель вуза несет высокую ответственность не только физическую и психофизиологическую подготовку будущих специалистов, но и за содержательный педагогических контент взаимодействия субъектов образовательного процесса, в рамках которого обеспечивается формирование таких интегративных профессионально значимых качеств как социальная активность, способность к устойчивому восприятию и положительному решению конфликтных ситуаций, ориентация на успешность личност-

ного профессионального развития в условиях ненормированного рабочего дня и т.д. Все это побуждает преподавателя моделировать образовательные отношения на основе принципов индивидуальной маршрутизации образовательных траекторий, обучаемых в процессе освоения теории и практики профессионально-прикладной физической культуры [3].

Используя подобные психолого-педагогические рычаги в процессе преподавания физической культуры и спорта в вузе можно существенно улучшать мотивацию студентов к изучению соответствующих дисциплин.

В нашей работе мы акцентируем внимание на психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества между субъектами образовательной деятельности в рамках физической культуры как одной из учебных дисциплин, направленных не только на укрепление физического, но и духовно-нравственного здоровья личности.

Обращаясь к теоретическим основам изучения терминологии взаимодействия, необходимо констатировать, что в ретроспективном контексте понятие «взаимодействие» с 60-ых годов прошлого века исследовалось в рамках теории обучения.

Начиная с 70-ых годов, акцент стал смещаться в область воспитательной работы и практической деятельности.

В период 80-ых годов процесс взаимодействия стал опираться на взаимную активность и сотрудничество педагогов и обучаемых, это обусловило психологические аспекты исследования данного определения. Здесь на первый план выходит не только педагогическое воздействие преподавателя на обучаемого, но и процесс выстраивания взаимного сотрудничества, влияния педагога на эмоциональную сферу учащегося, на процесс коммуникации и на организацию образовательного процесса в целом.

Под сотрудничеством в научной сфере понимается процесс взаимодействия, основанный, прежде всего, на взаимопонимании всех субъектов общения.

Педагогическое сотрудничество в условиях образовательного пространства вуза подразумевает полноправное взаимодействия педагога и обучаемого в процессе педагогической работы. В сотрудничестве проявляется единая цель, организованный процесс руководства, разделение деятельности между участниками взаимодействия [1, 5].

В рамках современной образовательной парадигмы роль педагога постепенно утрачивает свои функции, уступая место технологиям саморазвития и самообучения. Но, тем не менее, подавляющее большинство научных психолого-педагогических взглядов сходятся в том, что роль педагога является далеко не упраздненной, а приобретает новое психолого-педагогическое значение для обучаемого, которое, в свою очередь, имеет прямую выраженность в межличностных отношениях и психологических аспектах взаимодействия в них. Научная новизна исследования заключается в авторской модели взаимодействия между педагогом и обучаемыми, которая подразумевает изучение индивидуально-психологических особенностей обучаемых, разработку ситуаций взаимодействия, развитие сотрудничества. В рамках личностно-ориентированной модели становится возможной полноценная реализация принципов сотрудничества.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе взаимодействия и сотрудничества между педагогом и обучаемым в рамках физической культурой, важна организация межличностных отношений, которые должны представлять собой поддерживающие конструктивные взаимодействия между двумя субъектами образовательного процесса.

При взаимодействии педагога и обучающегося формируется взаимосвязь внешней и внутренней деятельности обоих субъектов образовательной деятельности, формируются активные коммуникативные процессы:

- происходит эффективный информационный обмен;

- организуется интерактивная функция взаимодействия;

- реализуется межличностное восприятие в процессе обучения через перцептивную функцию общения [4].

Е.М. Батенко определяет, что при занятиях физической культурной педагог должен направлять обучающегося на самонаблюдение, формирование самоконтроля личности. При этом каждый педагог самостоятельно выбирает тип взаимодействия с обучаемым, манеру коммуникативного общения [2].

Обратимся к описанию авторской модели по учету психологических аспектов процесса взаимодействия и сотрудничества педагога и обучаемого в рамках физической культуры в воспитательно-образовательном процессе вуза. В основе предложенной модели, мы исходили из оценки психологических характеристики взаимоотношений учащихся.

К основным этапам моделирования по организации взаимодействия и сотрудничества педагога и обучающегося, опираясь на психологические аспекты, мы отнесли:

- диагностический этап, при котором раскрывается изучение индивидуально -психологических особенностей обучающихся, определяется специфика межличностного взаимодействия в процессе занятий физической культуры;

- прогностический этап, реализующийся в рамках разработки определенных ситуаций по взаимодействию, которые опираются на индивидуально-психологические особенности личности каждого обучающегося при занятиях физической культурой;

- этап реализации сотрудничества в процессе учебно-воспитательной деятельности между педагогом и обучающимся;

- аналитический этап, направленный на осмысление полученных результатов при взаимодействии и сотрудничестве педагога и обучающегося при занятиях физической культурой;

- коррекционный этап, в который входит конструирование перспективных взаимоотношений на базе полученных результатов аналитического этапа [4].

На современном этапе развития образования, перед высшей школой стоит одна из важнейших задач готовить будущих специалистов, умеющих быстро адаптироваться и решать любые задачи в профессиональной деятельности к меняющимся требованиям общества, что диктует необходимость учета психологических аспектов взаимодействия педагога и обучаемого и поиска педагогических технологий, которые позволяли бы педагогу развивать у обучаемых эффективное критическое и креативное мышление, продуктивное воображение, сопровождаемое максимальным развитием его ценностных ориентиров и соответствующих личностных качеств. В результате только на основе сотрудничества участников образовательных отношений возможен процесс взаимодействия.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги исследования считаем необходимым отметить, что проблематика профессионально направленной физической подготовки в вузе, мотивации к ее осуществлению, а также ее роль в процессе формирования индивидуального личностного социально-профессионального уровня на различных этапах развития и обучения представляет собой проблему воспитания и способности обучаемых к максимальной самореализации и добиваться полноценных результатов.

Эта проблема и разработка путей ее решения являются достаточно актуальными в настоящее время в образовательной политике высшей школы и предполагают этапность, преемственность и непрерывность решения. Это обусловлено тем, что современное общество трансформирует гуманистические подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов, рассматривая их профессионально-социальную адаптацию в ракурсе проблем формирования физической культуры.

В этой связи физическая подготовка студентов рассматривается как важнейший фактор приобретения ими различных проектировочных умений и навыков, а также фор-

мирования разнообразных компонентов портфолио, позволяющих своевременно разрабатывать и корректировать тенденции физически способной систематически развивающейся [физически] личности, устойчивой к неблагоприятным факторам социально-профессиональной жизнедеятельности.

Увеличивающая значимость выявления и учета факторов сотрудничества субъектов образовательного процесса в процессе преподавания профессионально-прикладной физической культуры в вузе на сегодняшний день образует вектор гуманизации в профессиональной подготовке специалиста любого профиля. Это позволяет в дальнейшем наиболее предметно говорить о полезности результатов трудовой деятельности профессионала.

Таким образом, в результате представленной нами модели учета психологических аспектов при взаимодействии и сотрудничества педагога и обучаемого в рамках физической культуры, мы предлагаем реализовывать предлагаемую модель в условиях вуза.

Опираясь на предложенные этапы моделирования, возможно не только получение диагностического материала для дальнейшей работы над проблематикой исследования, но спрогнозировать дальнейшие условия для активизации успешного взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байкова Л. А. Психология здоровья. Социальное здоровье детей и молодежи : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.А. Байкова. - Москва : Юрайт. 2019. - 216 с.

2. Батенко Е.М. Взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях физического воспитания / Е.М. Батенко // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. -2018. - № 2. - С. 117-120.

3. Мелешкова Н.А. Психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого / Н.А. Мелешкова, М.В. Борисова, А.Ю. Мусохранов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 415-419.

4. Мелешкова Н.А. Модель взаимодействия педагога и обучаемого на основе принципов сотрудничества с учетом психологических аспектов / Н. А. Мелешкова // Вестник общественных и гуманитарных наук. - 2021. - № 2 (3). - С. 70-74.

5. Дубровина И.В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для академического бакалавриата. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 321 с.

REFERENCES

1. Baykova, L.A. (2019), Health Psychology. Social health of children and youth: textbook for undergraduate and graduate students, Yurait, Moscow.

2. Batenko, E.M. (2018), "Interaction between a teacher and students in physical education classes", Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity, No. 2, pp. 117-120.

3. Meleshkova, N.A., Borisova, M.V., and Musokhranov A.Yu. (2020), "Psychological aspects of interaction and cooperation between a teacher and student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 415-419.

4. Meleshkova, N.A. (2021), "A model of interaction between a teacher and a student based on the principles of cooperation, taking into account psychological aspects", Bulletin of Social Sciences and Humanities, No. 2 (3), pp. 70-74.

5. Dubrovina, I.V. (2018), Psychological and pedagogical interaction ofparticipants in the educational process: a textbookfor academic undergraduate studies, Yurayt, Moscow.

Контактная информация: nina.melechkova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2022

УДК 159.9.07

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К СПОРТУ И ОЛИМПИЗМУ

Юрий Андреевич Прокопчук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, Людмила Александровна Якимова, кандидат педагогических наук, доцент, Эльвира Анатольевна Орлова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В публикации изложены результаты изучения мнения школьников об аспектах отношения к Олимпийским Играм и Олимпийскому движению. Проведено анкетирование обучающихся старших классов (n=60). Выявлено, что современные школьники проявляют заинтересованность в Олимпийских Играх и Олимпийском движении, но при этом их у них недостаточно знаний о истории и содержании Олимпийского движения, феномене олимпизма, его ценностных характеристиках. В олимпийском чемпионе школьники видят лишь высокий уровень физического развития, высокие результаты соревнований и уровень достижений, но при этом не столь высокий общекультурный и интеллектуальный уровень, высокую самооценку.

Ключевые слова: анкетирование, школьники, Олимпийские Игры, Олимпийское движение, олимпизм.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p604-608

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF VALUE-MOTIVATIONAL ATTITUDE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS TO THE OLYMPIC GAMES AND THE

OLYMPIC MOVEMENT Yuri Andreevich Prokopchuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Julia Mikhailovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, Anna Sergeevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, Lyudmila Aleksandrovna Yakimova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elvira Anatolyevna Orlova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism,

Krasnodar

Abstract

The publication presents the results of studying the opinions of schoolchildren about aspects of attitudes to the Olympic Games and the Olympic movement. The survey of the senior school students (n=60) was conducted. It is revealed that modern schoolchildren are interested in the Olympic Games and the Olympic movement, but at the same time, they do not have enough knowledge about the history and content of the Olympic Movement, the phenomenon of Olympism, its value characteristics. In the Olympic champion, schoolchildren see only a high level of physical development, high results of competitions and the level of achievements, but at the same time, not so high general cultural and intellectual level, high self-esteem.

Keywords: questionnaires, schoolchildren, Olympic Games, Olympic movement.

Современные взгляды на концепцию олимпийского движения носят неоднозначный характер. Облик Олимпийских игр изменился под влиянием коммерциализации и политики, как со стороны организаторов, так и спортсменов вместе с тренерами и специалистами, обеспечивающими удачные выступления олимпийцев. В связи с этим наблюдается смещение ориентиров нравственного воспитания у молодого поколения. Проявляется допущение некоторых компромиссов в процессе самооценивания своих поступков и результатов действий в ситуациях, в которых присутствуют элементы нравственных противоречий. Недостаточно организована постановка целей для совершенствования нрав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.