Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ КАК ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В МОДЕЛИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ КАК ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В МОДЕЛИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА / СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМОГО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМОГО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамаев Евгений Александрович, Прокудин Алексей Михайлович

В статье рассматриваются исследования межличностных отношений обучаемых как востребованность в моделировании учебного процесса педагога высшей школы. Эта проблема актуальна не только для области психологических наук, но и педагогических, так новое поколение, не смотря, что владеют информационными технологиями, Интернет-ресурсами, совсем не социализованы. Поэтому, данная проблема актуальна и позволяет моделировать взаимодействия педагога и обучаемого в образовательном процессе вуза, что и определило тему нашего исследования «Исследование межличностных отношений обучаемых как востребованность в моделировании учебного процесса». Целью исследования явилось взаимодействие педагога обучаемых в рамках образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамаев Евгений Александрович, Прокудин Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF STUDENTS AS DEMAND IN MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the study of interpersonal relationships of students as demand in modeling of the educational process of a higher school teacher. This problem is relevant not only to the field of psychological sciences, but also to the pedagogical ones, since the new generation, despite the fact that they mastered information technologies and Internet resources, are not socialized at all. Therefore, this problem is relevant and allows you to model the interaction of the teacher and the student, which determined the topic of our research "Study of interpersonal relationships of students as a demand in modeling the educational process". The purpose of the study was the interaction of the teacher of students in the educational process of the University.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ КАК ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В МОДЕЛИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

2. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of educational activity motivation at social university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The Change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

4. Saragin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Self-esteem of personality as a factor determining the motivational sphere of an athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.

5. Loginov O.N., Volobuev A.L., Karpov V.Yu. and Romanova A.V. (2015), "Physical culture and sport in the formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 102-106.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2020

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ КАК ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В МОДЕЛИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Евгений Александрович Мамаев, старший преподаватель, Алексей Михайлович Про-кудин, преподаватель, Кемеровский государственный медицинский университет

Аннотация

В статье рассматриваются исследования межличностных отношений обучаемых как востребованность в моделировании учебного процесса педагога высшей школы. Эта проблема актуальна не только для области психологических наук, но и педагогических, так новое поколение, не смотря, что владеют информационными технологиями, Интернет-ресурсами, совсем не социализованы. Поэтому, данная проблема актуальна и позволяет моделировать взаимодействия педагога и обучаемого в образовательном процессе вуза, что и определило тему нашего исследования «Исследование межличностных отношений обучаемых как востребованность в моделировании учебного процесса». Целью исследования явилось взаимодействие педагога обучаемых в рамках образовательного процесса вуза.

Ключевые слова: межличностные отношения, взаимодействия субъектов в образовательном процессе вуза, структурирования отношений педагога и обучаемого, педагогические подходы, сотрудничество педагога и обучаемого.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p345-350

RESEARCH OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF STUDENTS AS DEMAND IN MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Evgeny Alexandrovich Mamaev, the senior teacher, Alexey Mikhailovich Prokudin, the

teacher, Kemerovo State Medical University

Abstract

The article deals with the study of interpersonal relationships of students as demand in modeling of the educational process of a higher school teacher. This problem is relevant not only to the field of psychological sciences, but also to the pedagogical ones, since the new generation, despite the fact that they mastered information technologies and Internet resources, are not socialized at all. Therefore, this problem is relevant and allows you to model the interaction of the teacher and the student, which determined the topic of our research "Study of interpersonal relationships of students as a demand in modeling the educational process". The purpose of the study was the interaction of the teacher of students in the educational process of the University.

Keywords: interpersonal relations, interaction of subjects in the educational process of higher education, structuring of relations between teacher and student, pedagogical approaches, cooperation be-

tween teacher and student.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день взаимодействия участников образовательных отношений подвергается влиянию трансформаций перехода от постиндустриального общества к информационному, ритм вхождения которых в современную жизнь достаточно мощный и стремительный. В связи с этим происходят и значительные изменения в ранее постулированных канонах такого явления как отношения между педагогом и обучающимися, а также обучающихся между собой, что накладывает определенные предпосылки учета специфики развития этих взаимодействия и моделирования на их основе образовательного процесса таким образом, чтобы личность обучающегося приобретала необходимые качества успешной самореализации и саморазвития.

Процесс сотрудничества педагога и обучаемого, в этой связи, с позиций данных наук исследуется с различных сторон. Наиболее актуальной стороной исследования является проблема соотношения иерархии и сотрудничества. В ракурсе такого подхода в психолого-педагогических науках представлены противоположные концепции:

• Объем и содержание понятия «отношения» более узок, чем объем и содержание понятия «взаимодействие».

• И наоборот, объем и содержание понятия «отношения» более широк, чем объем и содержание понятия «взаимодействие» [1;2]

Исходя их трактовки первой концепции, отношения и взаимодействие выступают в качестве одной из основных целей обучения и воспитания, подразумевающих полное и глубокое включение обучаемого в структуру социальных контактов. Тем не менее, среди представителей психолого-педагогического блока наук вторая концепция признается наиболее распространенной и ориентирована на широкое применение психологических подходов в системе формирования таких отношений.

В связи с этим подразумевается, что основными факторами, описывающими взаимосвязь процессов отношений и взаимодействия, являются целеполагание и поиск эффективных способов усвоения обучаемым положительного психологического опыта в процессе обучения.

Процесс обучения личности в современном обществе обусловлен определенной спецификой современных социальных, психологических отношений и напрямую связан с ярко выраженными особенностями специфики взаимодействия с педагогом.

Проблемы структурирования отношений педагога и обучаемого в условиях современных реалий связаны со следующими обстоятельствами:

- изменение системы ценностей, в результате чего более взрослое поколение не всегда имеет возможность подготовить подрастающее поколение к жизни в новых социальных условиях;

- изменение социальной структуры общества, в связи с чем возникает неспособность микросоциумов обеспечить усвоение социальных норм, традиций и правил на основе подходов, отражающих концептуальную сущность прежней образовательной парадигмы;

- ослабление функций формального, а также неформального социального контроля, как основного фактора социализации личности [1; 3; 4; 5].

Психологические аспекты выстраивания отношений в рамках новопарадигмально-го контекста отличаются еще и тем, что в данный момент времени изменилась ее иерархически-функциональный концепт. Взаимоотношения становятся более раскрепощенными, равными, сотрудническими.

В наиболее же важные моменты структурирования взаимоотношений педагога и обучаемого констатируют стремление к независимости и самостоятельности суждений, выводов, творческих открытий, склонность к инноватике и т.п.

Современная жизнь предоставляет обучаемому достаточно обширный спектр возможностей, которые помогают ему выйти за ограничивающие рамки традиционных концепций в системе «субъект-объект», в связи, с чем на педагога возлагаются новые функции - функции сопровождения личности обучаемого, направляющего образовательного воздействия, а также функции корректирующей направленности. Такая специфика позволяет обучаемому сохранить максимальный мотивационный потенциал к совершенствованию познавательной активности при умелом грамотном педагогическом сопровождении [1; 4; 5].

Одним из немаловажных, а сточки зрения психологии, и основных аспектов формирования правильных образовательных взаимодействий, является изучение отношений между самими обучаемыми с целью понимания последующего моделирования отношений в системе «педагог-обучаемый» на основе учета психологической специфики межличностного общения.

Исходя из актуализирующийся сущности и новизны проблемы, требующей системного переосмысления концептуальных оснований сотрудничества педагога и обучаемого в условиях образовательной среды, что определило тему нашего исследования.

МЕТОДИКА

В статье используются теоретические методы как: анализ психолого-педагогической, научной и специальной отечественной и зарубежной литературы; обобщение социально-педагогического и социально-психологического опыта. Также в процессе исследования применялись эмпирические методы: психолого-педагогические наблюдения, тестирование; педагогический эксперимент, а также методы качественной и количественной оценки результатов.

Цель исследования: взаимодействие педагога обучаемых в рамках образовательного процесса вуза.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: выявить психолого-педагогический потенциал педагогики сотрудничества для успешной реализации «Я-концепции» субъектов образовательного процесса; провести анализ результатов исследования выбранной темы с применением научных разработок и методик в области изучения особенностей взаимодействия педагога и обучающегося.

Методологической основой исследования явились концепции ученых по проблеме развития личности студента. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Вслед за Н.А. Мелешковой, нами было проведено диагностическое исследование межличностных отношений обучаемых по методике Т. Лири. Данная методика была выбрана нами как наиболее информативная при оценке проявления характерных психологических свойств общения, что наблюдается в выраженности соответствующих психологических личностных качеств, которые планировалось учитывать при моделировании взаимодействия с педагогом на основе императивов сотруднической деятельности.

В процессе констатирующего эксперимента с целью выявления дидактико-методологических и психологических основ взаимодействия педагога и обучаемого в рамках образовательного процесса, был проведен мониторинг среди студентов по специальности «Лечебное дело» 2 курса (125 респондентов) ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Решая первую и вторую задачу исследования, мы изучали типы межличностных отношений студентов, который анализировался нами, из концепции личностного «Я-образ», состоящего из таких его подструктурных компонентов как «Я-актуальный» и «Я-идеальный», была определена оценка показателей межличностных отношений при фор-

мировании отношений сотрудничества преподавателя и студента. При исследовании характера межличностных отношений обучаемых мы отметили, что наибольшее количество показателей испытуемых (62%) распределись между признаками I-VI групп типов отношений.

38% показателей испытуемых присутствуют в V-VIII группах, определяющих тип межличностных отношений. Это говорит о том, что среди обучаемых в системе «субъект-объект» есть значительное место наличию конформных взаимодействий, установлении дружелюбного контакта с окружающими, а также податливость мнению со стороны, неуверенность и высокая фрустрация.

Характерные черты межличностных отношений обучаемых, представленные в I, II и III-ей октантах, проявляются у них [обучаемых] в возникновении конфликтов, приоритетом независимого мнения, зачастую бездоказательных и аргументированных точках зрения, доминированием и склонностью к лидерству (I, II октант).

При анализе результатов показателей, определивших типы межличностных отношений, относящихся к V-VIII-ой группам, можем сказать, что наряду с проявлением установок на конформное общение, часто встречаются у обучаемых такие черты, как проявление неуверенности в себе, что в некоторых случая может вызывать скрытое недовольство и повышение уровня фрустрации.

Методика диагностики межличностных отношений позволила нам определить особенности отношений обучаемых в образовательной среде, их структуру и стиль, а также характерные черты их представлений о себе («Я-реальное») и себе-желаемом («Я-идеальное»).

Для обучаемых, которые приняли участие в исследовании, являются наиболее характерными стремления к доминирующему поведению, иногда до отсутствия проявления дружелюбного отношения. Это проявляется как в структуре «Я-реального», так и в структуре «Я-идеального». Такие показатели частично говорят о возникновении в общении конкурентной позиции среди обучаемых, которая зачастую может препятствовать совместной деятельности, сотрудничеству и комфортному общению в процессе образовательной деятельности. Результаты представлены на рисунке 1.

Распределение показателей, %

Авторитарный

25

Альтруистический 20 Эгоистический

15/ 1

7

У \

Дружелюбный < J Агрессивный

Зависимый Подозрительный

Подчиняемый

Рисунок 1 - Распределение обучаемых по характерным признакам типов межличностных отношений

Особенности межличностных отношений обучаемых, предусмотренные в показателях значений каждого типа отношений, говорят о частоте проявления характерных психологических аспектов при взаимодействии, черт общения обучаемых, в той или иной мере принадлежащим к различным их типам. Результаты представлены на рисунке 2.

Распределение показателей внутри каждого типа отношений (октанта), %

90 80 70 60 50 40 30 20 10

||| ■ 1 в § в 1. . 1.

/ / / / / / / / / ^ о/ О»* * ^ У

■ Распределение показателей, % ■ ■

Рисунок 2 - Распределение показателей обучаемых по частоте проявления признаков в группах межличностных

отношений (структура «Я-реального»)

При анализе результатов показателей, определивших типы межличностных отношений, относящихся к У-УШ-ой группам, можем сказать, что наряду с проявлением установок на конформное общение, часто встречаются у испытуемых такие черты, как проявление неуверенности в себе, что в некоторых случая может вызывать неудовлетворенность, противостояние и повышение уровня фрустрации.

Однако, среди обучаемых, отмеченных в таких качествах как склонность к проявлению лидерских позиций, проявляется высокий процент дружелюбия, склонности к компромиссам, что говорит о сформированной готовности к взаимодействию на основе сотрудничества не только в системе отношений «обучаемый-педагог», но и «обучаемый-обучаемый».

Среди испытуемых многие обучаемые склонны внутренне переживать подчиненность своей позиции и неумение отстоять свою точку зрения, что требует соответствующего учета данных психологических аспектов при выстраивании взаимодействий в вышеуказанных системах.

Мы также отметили, что у 78% испытуемых наблюдается несоответствие между структурами «Я-реального» и «Я-идеального», что подтверждает тезис о существовании проблем идентификации и самоидентификации в среде взаимодействия. Анализ результатов диагностики межличностных отношений также показал, что, например, если в структуре «Я-реального» не наблюдается проявления дружелюбия и стремления комфортности взаимодействий, то в структуре «Я-идеального» это, в большинстве случаев, также отсутствует.

Среди испытуемых мы также отметили следующее: в структуре образа «Я-реального» отсутствуют показатели, достигающие предельных значений шкал, что говорит об отсутствии особых трудностей, которые могли бы затруднять отношения сотрудничества в системах «педагог-обучаемый» и «обучаемый-обучаемый», в частности, в системе субъект-субъектных взаимодействий.

Однако, среди обучаемых, отмеченных в таких качествах как склонность к проявлению лидерских позиций, проявляется высокий процент дружелюбия, склонности к компромиссам, что говорит о сформированной готовности к взаимодействию на основе сотрудничества не только в системе отношений «обучаемый-педагог», но и «обучаемый-обучаемый».

Среди испытуемых многие обучаемые склонны внутренне переживать подчиненность своей позиции и неумение отстоять свою точку зрения, что требует соответствующего учета данных психологических аспектов при выстраивании взаимодействий в вышеуказанных системах.

ВЫВОДЫ

Таким образом, исходя из результатов анализа показателей межличностных отношений среди обучаемых, мы смогли сделать вывод о том, что, учет межличностных отношений, проявляющихся в межличностном взаимодействии, предопределяет востребованность в моделировании процесса отношений на основе сотрудничества, позволяющего педагогу более эффективно осуществлять видение образовательных траекторий с каждым отдельным обучающимся. На основе данных показателей определяются психологические параметры сотруднического взаимодействия, необходимые для реализации императивов идеологии успешности личности обучаемого в образовательном процессе.

Исследование позволило более эффективно осуществлять видение образовательных траекторий с каждым отдельным обучающимся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афлятунова Н.А. Подходы к пониманию сотрудничества в психологической науке / Н.А. Афлятунова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 3 (7). - С. 43-46.

2. Володина О.В. Развитие идей гуманистической педагогики в России / О. В. Володина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - №7 (82). - С. 139-142.

3. Дубовицкая, Т.А. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству / Т.А. Дубовицкая, О.И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6418/ (дата обращения: 01.12.2020).

4. Жигулина, О.В. Основные характеристики педагогики сотрудничества / О.В. Жигулина, Н. Г. Турусова // Молодой ученый. - 2018. -№ 31. - С. 99-101.

5. Мелешкова, Н.А. (2020), Психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого / Н.А. Мелешкова, М.В. Борисова, А.Ю. Мусохранов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 415-419.

REFERENCES

1. Aflyatunova, N.A. (2013), "Approaches to understanding cooperation in psychological science", Bulletin of the Siberian Institute of business and information technologies, No. 3 (7), pp. 43-46.

2. Volodina, O.V. (2013), "Development of ideas of humanistic pedagogy in Russia", Proceedings of the Volgograd state pedagogical University, No. 7 (82), pp. 139-142.

3. Dubovitskaya, T.A. and Shcherbakova, I. (2012), "Problem of psychological readiness of the individual to cooperate", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6418/ (data accessed: 01.12.2020).

4. Zhigulina, O.V. and Turusova, N.G. (2018), "Main characteristics of pedagogy of cooperation", Young scientist, No. 31, pp. 99-101.

5. Meleshkova, N.A., Borisova, M.V. and Мusokhranov, A.Yu. (2020), "Psychological aspects of interaction and cooperation between a teacher and a student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.1 (179), pp. 415-419.

Контактная информация: mamaev55542@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2020

УДК 796.01.159.9

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИТНЕС ИНСТРУКТОРА

Константин Юрьевич Москаленко, преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Исследование посвящено определение роли коммуникативной компетентности в осознании и уверенности тренеров по фитнесу в своей профессиональной состоятельности, критерием кото-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.