Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИТНЕС ИНСТРУКТОРА'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИТНЕС ИНСТРУКТОРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС КЛУБ / ИНСТРУКТОР ПО ФИТНЕСУ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / УСПЕШНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ СО СТОРОНЫ КЛИЕНТА / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москаленко Константин Юрьевич

Исследование посвящено определение роли коммуникативной компетентности в осознании и уверенности тренеров по фитнесу в своей профессиональной состоятельности, критерием которой служили показатели самоэффективности. Общая выборка составила 102 фитнес тренера и при помощи кластерного анализа по Уорду была разделена на два кластера. Первый кластер состоит из 41 человека (71% женщин, 29% мужчин), второй кластер составили 61 человек (36% женщин и 64% мужчин). В первом кластере более выражены проблемы коммуникативной компетентности, чем во втором кластере. Данные исследования подтверждают значимость коммуникативных способностей в формировании представлений инструкторов по фитнесу о собственной профессиональной состоятельности реализации задач карьерного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Москаленко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE BACKGROUND OF SUCCESSFUL FITNESS INSTRUCTOR ACTIVITY

The study is devoted to determining the role of communicative competence in the awareness and confidence of fitness trainers in their professional viability, the criteria of which were self-efficacy indicators. The total sample was 102 fitness trainers and they were divided into two clusters by using Ward cluster analysis. The first cluster consists of 41 people (71% of women, 29% of men), the second cluster is 61 people (36% of women and 64% of men). In the first cluster, the problems of communicative competence are more pronounced than in the second cluster. These studies confirm the importance of communication skills in the formation of ideas of fitness trainers about their own professional viability of the implementation of career development tasks.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИТНЕС ИНСТРУКТОРА»

ВЫВОДЫ

Таким образом, исходя из результатов анализа показателей межличностных отношений среди обучаемых, мы смогли сделать вывод о том, что, учет межличностных отношений, проявляющихся в межличностном взаимодействии, предопределяет востребованность в моделировании процесса отношений на основе сотрудничества, позволяющего педагогу более эффективно осуществлять видение образовательных траекторий с каждым отдельным обучающимся. На основе данных показателей определяются психологические параметры сотруднического взаимодействия, необходимые для реализации императивов идеологии успешности личности обучаемого в образовательном процессе.

Исследование позволило более эффективно осуществлять видение образовательных траекторий с каждым отдельным обучающимся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афлятунова Н.А. Подходы к пониманию сотрудничества в психологической науке / Н.А. Афлятунова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 3 (7). - С. 43-46.

2. Володина О.В. Развитие идей гуманистической педагогики в России / О. В. Володина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - №7 (82). - С. 139-142.

3. Дубовицкая, Т.А. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству / Т.А. Дубовицкая, О.И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6418/ (дата обращения: 01.12.2020).

4. Жигулина, О.В. Основные характеристики педагогики сотрудничества / О.В. Жигулина, Н. Г. Турусова // Молодой ученый. - 2018. -№ 31. - С. 99-101.

5. Мелешкова, Н.А. (2020), Психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого / Н.А. Мелешкова, М.В. Борисова, А.Ю. Мусохранов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 415-419.

REFERENCES

1. Aflyatunova, N.A. (2013), "Approaches to understanding cooperation in psychological science", Bulletin of the Siberian Institute of business and information technologies, No. 3 (7), pp. 43-46.

2. Volodina, O.V. (2013), "Development of ideas of humanistic pedagogy in Russia", Proceedings of the Volgograd state pedagogical University, No. 7 (82), pp. 139-142.

3. Dubovitskaya, T.A. and Shcherbakova, I. (2012), "Problem of psychological readiness of the individual to cooperate", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6418/ (data accessed: 01.12.2020).

4. Zhigulina, O.V. and Turusova, N.G. (2018), "Main characteristics of pedagogy of cooperation", Young scientist, No. 31, pp. 99-101.

5. Meleshkova, N.A., Borisova, M.V. and Мusokhranov, A.Yu. (2020), "Psychological aspects of interaction and cooperation between a teacher and a student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.1 (179), pp. 415-419.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.12.2020

УДК 796.01.159.9

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИТНЕС ИНСТРУКТОРА

Константин Юрьевич Москаленко, преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Исследование посвящено определение роли коммуникативной компетентности в осознании и уверенности тренеров по фитнесу в своей профессиональной состоятельности, критерием кото-

рой служили показатели самоэффективности. Общая выборка составила 102 фитнес тренера и при помощи кластерного анализа по Уорду была разделена на два кластера. Первый кластер состоит из 41 человека (71% женщин, 29% мужчин), второй кластер составили 61 человек (36% женщин и 64% мужчин).

В первом кластере более выражены проблемы коммуникативной компетентности, чем во втором кластере. Данные исследования подтверждают значимость коммуникативных способностей в формировании представлений инструкторов по фитнесу о собственной профессиональной состоятельности реализации задач карьерного развития.

Ключевые слова: фитнес клуб; инструктор по фитнесу; коммуникативные навыки; успешность; взаимоотношения; предпочтения со стороны клиента; самоэффективность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p350-355

COMMUNICATIVE BACKGROUND OF SUCCESSFUL FITNESS INSTRUCTOR

ACTIVITY

Konstantin Yurievich Moskalenko, the teacher, Kuban State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The study is devoted to determining the role of communicative competence in the awareness and confidence of fitness trainers in their professional viability, the criteria of which were self-efficacy indicators. The total sample was 102 fitness trainers and they were divided into two clusters by using Ward cluster analysis. The first cluster consists of 41 people (71% of women, 29% of men), the second cluster is 61 people (36% of women and 64% of men). In the first cluster, the problems of communicative competence are more pronounced than in the second cluster. These studies confirm the importance of communication skills in the formation of ideas of fitness trainers about their own professional viability of the implementation of career development tasks.

Keywords: fitness club, trainer, fitness instructor, communication skills, success relationship, preference from the client, self-efficacy.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, согласно многочисленным социологическим и психологическим опросам, как и у граждан Российской Федерации, формируется все большая потребность к отказу от вредных привычек, заботе о своем здоровье. Число наших соотечественников, отдающих предпочтение ведению здорового образа жизни, с каждым годом увеличивается. В результате этого появились фитнес центры в большом количестве, продолжают формироваться новые направления фитнеса, открываются частные и государственные программы по подготовке кадров к данному виду деятельности. Так как наша страна раньше не сталкивалась с подобным явлением, в отличие от стран Запада, где фитнес развивался гораздо раньше (на развитии фитнеса в Америке настаивал еще Джон Кеннеди), то данная область физической культуры является для России одной из наиболее новых. Особенно остро возник вопрос об оценке компетентности кадров для этого нового вида деятельности. В фитнес инструкторы пошли бывшие спортсмены, бывшие тренеры, а также люди, не имеющие профессионального образования (после незначительного обучения или переподготовки, зачастую в частной организации) [2].

На этом фоне возникает закономерный вопрос: а каждый тренер или спортсмен, человек прошедший курсы, сможет работать фитнес-инструктором? В отечественной психологической науке уже поднимались такие проблемы, как способность и готовность к тренерской работе, а так же умение устанавливать контакт с подопечным [1].

О важности профессионального самочувствия тренера, как важной предпосылки его развития и самореализации как личности писал в своих трудах Г.В. Ложкин, который ставил вопросы коммуникативной компетентности тренера на первое место [3]. Также о важности взаимоотношений между субъектами фитнеса, как фактора профессиональной

успешности фитнес-инструктора писали Г.М. Бирюкова, А.Н., Кутейников Д.Ю. Поляков [1, 2].

Выбор критерия успешности до сих пор обсуждается многими авторами. Успешность в различных видах деятельности рассматривалась в работах Ю.М. Орлова, С.В. Ковалева, В.Д. Шадрикова и других исследователей. Под успешностью деятельности понимается социально оцениваемое достижение [3].

Инструктор по фитнесу обязан быть коммуникабельным, так как в его обязанности входит не только составление программ тренировок и выполнение упражнений, но и создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Перед инструктором стоят задачи, непохожие на те, которые есть у учителя физкультуры или тренера спортивных команд. Здесь инструктор выполняет роль не столько педагога, сколько обслуживающего персонала с полной готовностью и осознанностью помочь клиенту в решении запросов, которые иногда направляются в закрытой форме. От того как инструктор относится к себе и своему виду деятельности, рассматривает ли его делом своей жизни зависят его коммуникативные навыки и, соответственно, доход.[4]

Целью проведенного исследования было определение роли коммуникативной компетентности в осознании и уверенности инструкторов по фитнесу в своей профессиональной состоятельности, критерием которой служили показатели самоэффективности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для реализации цели были использованы следующие психодиагностические методики: методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В.Э. Винокурова), методика диагностики направленности личности Б. Басса (опросник Смекала-Кучера), методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко, тест определения уровня самоэффективности Дж. Маддукс и М. Шеер.

Методы статистической обработки данных: кластерный анализ по Уорду, и-критерий Манна-Уитни.

Мотивацией разделения выборки на кластеры стало предположение о том, что различный уровень самоэффективности у инструкторов по фитнесу будет сопровождаться разной выраженностью коммуникативных барьеров, способностей к эмпатии и карьерных ориентаций. С помощью кластерного анализа по Уорду общая выборка инструкторов, включающая 102 человека, и была разделена на два кластера, между которыми был проведен анализ достоверности различий по параметрам коммуникативных способностей. В первый кластер вошли фитнес-инструкторы в количестве 41 человек, преимущественно женского пола (71% женщин, 29% мужчин). Второй кластер оказался более многочисленным - 61 человек, из них 36% женщин и 64% мужчин. Стаж работы в данной области в обоих кластерах составил в среднем 5 лет.

В первую очередь были проанализированы показатели самоэффективности в выделенных кластерах. Согласно полученным данным, во второй кластер вошли респонденты с достоверно более высокими показателями самоэффективности как в предметной деятельности, так и в сфере межличностного общения. В первом кластере самоэффективность в сфере предметной деятельности выражена умеренно (35,5 балла), а в сфере межличностного общения данный параметр имеет низкое значение (5 баллов). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, инструкторы достаточно эффективно справляются с поставленными перед ними профессиональными задачами, с другой -ощущают недостаток компетентности в общении с клиентами. Представители второго кластера обладают высоким уровнем самоэффективности в предметной деятельности (55 баллов) и умеренно выраженной межличностной самоэффективностью (12 баллов). Фит-нес-инструкторы высоко оценивают собственный профессиональный потенциал, облада-

ют высокой самооценкой своих достижений в деятельности, способны к актуализации внутренних ресурсов для достижения поставленных целей. В межличностном общении респонденты способны находить подход к клиентам, получать удовольствие от процесса общения.

Дальнейшее рассмотрение особенностей кластеров показало, что в первый кластер вошли инструкторы с достоверно более высокими значениями эмоциональных барьеров в общении по сравнению с представителями второго кластера (таблица 1).

Таблица 1 - Медианы показателей эмоциональных барьеров в межличностном общении в 1 и 2 кластерах_

Кластеры Неумение управлять эмоциями, дозировать их Неадекватное проявление эмоций Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций Доминирование негативных эмоций Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе Суммарный балл

1 Кластер (п=41) 2 2 2 2 2 11

2 Кластер (п=61) 1 2 1 0 1 6

Достоверность различий р<0,05 - р<0,05 р<0,05 р<0,05 р<0,05

В первом кластере значения частных показателей выражены умеренно, а суммарный балл свидетельствует о наличии затруднений в общении с клиентами. Для фитнес-инструкторов данного кластера характерно периодически проявлять эмоциональную несдержанность, ригидность, немотивированное негативное настроение, нежелание устанавливать близкие эмоциональные контакты с другими людьми. Учитывая приведенные данные можно объяснить низкий уровень самоэффективности в сфере межличностного общения у инструкторов первого кластера: эмоциональные барьеры не позволяют респондентам в полной мере реализовывать свой потенциал в общении с клиентами.

Для представителей второго кластера характерен низкий уровень коммуникативных барьеров в общении, что вполне соотносится с выявленным значением самоэффективности в области межличностного взаимодействия. Полученные данные свидетельствуют о том, что инструкторы по фитнесу, вошедшие во второй кластер, гораздо успешнее представителей первого кластера способны контролировать собственные эмоции, устанавливать близкие эмоциональные контакты с окружающими, проявляют гибкость и оптимистичный настрой. Суммарный балл свидетельствует о том, что общение с клиентами происходит достаточно непринужденно и эффективно.

Выделенные кластеры отличаются по параметрам ценностных ориентаций в карьере (таблица 2).

Таблица 2 - Медианы показателей ценностных ориентаций в карьере в 1 и 2 кластерах

Кластеры Профес-сиональ-ная компетентно сть Менеджмент Автономия Стабильность места работы Стабиль биль-ность места жительства Служение Вызов Интеграция стилей жизни Пред-принима- тельство

1 Кластер (п=41) 6 5 8 8 5 7 6 8 6

2 Кластер (п=61) 6 5 6 7 4 8 7 7 6

Достоверность различий - - р<0,05 - р<0,05 - - р<0,05 -

В выборе данной профессиональной деятельности представители первого кластера руководствуются соображениями, что работа не должна значительно менять привычный для них образ жизни (параметр «интеграция стилей жизни»). При этом для них важна стабильность места работы и наличие определенной степени свободы в выполнении деятельности параметр «автономия»). Для фитнес-инструкторов второго кластера на первом месте стоит служение - возможность реализовывать в деятельности свои ценности, акту-

ализировать внутренние ресурсы и развивать свои таланты. Во втором кластере достоверно меньше выражено стремление к автономии, стабильности места жительства и интеграции стилей жизни. В целом обследуемые второго кластера демонстрируют большую гибкость поведения и открытость новому опыту, склонность к творческому решению поставленных задач, ориентацию на самоактуализацию в деятельности.

Изучение эмпатических способностей фитнес-инструкторов показало достоверно более высокие показатели эмоционального канала эмпатии в первом кластере и более высокую проникающую способность в эмпатии - во втором кластере (таблица 3).

Таблица 3 - Медианы показателей эмпатических способностей и направленности личности в 1 и 2 кластерах_

Кластеры Показатели эмпатических способностей Показатели направленности личности

Рациональный канал эмпатии Эмоци-ональ-ный канал эмпатии Интуитивный канал эмпатии Установки, способствую- щие эмпатии Проникающая способность в эмпатии Иден-тифика- ция в эмпатии Суммарный балл Ориентация на себя Ориентация на взаимо-действие Ориентация на задачу

1 Кластер (п=41) 2,5 2,5 3 3 3 3 17 33 25 33

2 Кластер (п=61) 2 2 2 3 4 3 17 32 27 30

Достоверность различий - p<0,05 - - p<0,05 - - - - -

Суммарный балл эмпатических способностей говорит о том, что в целом представители обоих кластеров достаточно чувствительны к эмоциональным проявлениям окружающих и могут эффективно подстраиваться под настроение клиента в ходе общения. При этом инструкторами первого и второго кластеров для установления контакта с клиентом используются различные каналы эмпатии. Так, эмоциональный канал эмпатии позволяет представителям первого кластера эффективно подстраиваться под настроение клиента, сопереживать ему, предугадывать его поведение исходя из его эмоциональных реакций. Инструкторы второго кластера устанавливают эффективный контакт с клиентом за счет создания обстановки доверия, открытости, непринужденности, эмоциональной расслабленности. Данные различия могут быть обусловлены преимущественным гендер-ным составом кластеров.

По параметрам направленности личности значимых различий между кластерами не выявлено. У инструкторов, как первого, так и второго кластеров превалирует направленность на себя и на задачу. С одной стороны респонденты ориентированы на вознаграждение, признание результатов собственной работы окружающими, с другой - демонстрируют заинтересованность в решении деловых проблем, наиболее эффективном выполнении поставленных задач.

Проведенный кластерный анализ показал, что фитнес-инструкторы, обладающие высокими показателями самоэффективности как в предметной деятельности, так и в сфере общения проявляют большую эмоциональную открытость, гибкость поведения, меньше коммуникативных барьеров, способны управлять своим эмоциональным состоянием, устанавливать доверительные отношения с окружающими. В то же время, в группе респондентов с более низкими параметрами самоэффективности наблюдаются более высокие значения коммуникативных барьеров. Таким образом способность устанавливать с клиентом эмоциональный контакт является необходимым условием для повышения эффективности деятельности фитнес-инструкторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ теоретической литературы показал, что деятельность фит-нес инструктора, в значительной степени, связана с установлением коммуникативных контактов. Эмпирическая часть исследования позволила получить доказательства, что

достоверные различия по показателям коммуникативной компетенции в группах фитнес инструкторов с разной степенью самоэффективности свидетельствуют о значимости коммуникативной компетентности как ресурса успеха их профессиональной деятельности.

Разделение на кластеры по показателям коммуникативной компетентности показало, что статистически более высокие ее параметры отмечаются у тех фитнес инструкторов, у кого выше уровень самоэффективности.

Результаты исследования свидетельствуют, что отсутствие барьеров в общении является ресурсом эффективности профессиональной деятельности. Так в 1 кластере наряду с низкими показателями самоэффективности по методике «Якоря карьеры» участники показали стремление к автономии, интеграции стилей жизни, что свидетельствует о восприятии профессии как источника неудобств, а также об отсутствии тенденций к взаимодействию с участниками совместной деятельности. Данные второго кластера, где показатели самоэффективности более высокого уровня, показали, что в число ведущих карьерных ориентиров входит служение, которое отражает специфику профессиональной деятельности фитнес инструктора.

В связи с этим стоит отметить, что ресурсом самоэффективности является соответствие карьерных ориентаций смыслу профессии.

Таким образом, профессиональное самочувствие инструктора по фитнесу напрямую связано и оказывает существенное влияние на его профессиональную деятельность. Исследования также показали значимость коммуникативной компетентности как профессионально важного качества фитнес инструкторов. Наличие достоверных отличий между фитнес инструкторами с разной степенью самоэффективности по параметрам коммуникативной компетентности свидетельствуют о ее значимости для профессиональной деятельности этой категории специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кутейников А.Н. Применение технологии психолого-педагогического взаимодействия с целью повышения результативности достижений юных спортсменов / А.Н. Кутейников, Д.Ю. Поляков // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики (Серия Познание). - 2017. -№ 5-6. - С. 49-51.

2. Бирюкова, Г.М. Факторы профессиональной успешности фитнес-инструктора / Г.М. Бирюкова, А.Н. Кутейников, Д.Ю. Поляков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта-2018. - № 7(161). - С. 300-304.

3. Ложкин, Г.В. Профессиональное самочувствие тренера / Г.В. Ложкин // Спортивный психолог. - 2013. - № 128.- С. 61-66.

4. Москаленко К.Ю. Диагностика барьеров в общении тренеров в фитнес клубах / К.Ю. Москаленко // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2018. - № 1. - С. 170-171.

REFERENCES

1. Kuteynikov, A.N., and Polyakov, D.Yu. (2017), "Application of technology of psychological and pedagogical interaction in order to improve the effectiveness of the achievements of young athletes", Modern science: Actual problems of theory and practice (series Cognition), No. 5-6. pp. 49-51.

2. Biryukova, G.M., Kuteinikov, A.N., and Polyakov, D.Yu. ( 2018), "Factors of professional success of a fitness instructor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161). pp. 300-304.

3. Lozhkin, G.V. (2013), "Professional health of the trainer", Sports psychologist, No. 128, pp.

61-66.

4. Moskalenko, K.Yu.(2018), "Diagnostics of barriers in communication of trainers in fitness clubs", Athletes' competitiveness resources: theory and practice of implementation, No. 1, pp. 170-171.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.