Василенко М.Н. ©
Доцент кафедры здоровья, фитнеса и рекреации, к.физ.восп.,
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ФИТНЕС-ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье проанализированы сущность, значение и структура модели специалиста. Исследовано понятие психограммы как одной их составляющих модели специалиста. Получен психологический профиль представителей профессии “фитнес-тренер” (мужчин и женщин), который описывает структуру личности в рамках современной пятифакторной факторной модели. Показаны пути практической реализации сведений о типичном психологическом профиле фитнес-тренера в педагогике.
Ключевые слова: профессия, модель специалиста, фитнес-тренер; психограмма;
психологический профиль.
Кеywords: profession, model of professional, fitness coach, psychogram, psychological profile.
Введение. В соответствии с прогнозом Бюро статистики труда США потребность в фитнес-тренерах до 2018 года увеличится в среднем на 27 процентов, по сравнению с другими профессиями [8]. Подобная ситуация наблюдается и в других странах. Так, в последние годы российский и украинский рынок фитнес-услуг является одним из самых динамичных рынков в мире, ежегодный рост которого составляет 25-30%.
В связи с этим, важное значение имеет содержание подготовки специалистов - фитнес-тренеров (персонального тренера, тренера групповых программ, тренера специализированных программ). В большинстве стран для получения лицензии на работу необходимо пройти соответствующую сертификацию компетентности, без обязательных требований к наличию высшего образования [7]. Однако, работодатели на рынке фитнес-индустрии предпочитают принимать на работу специалистов с высшим образованием. [9; 10]. Известно, что в США, Германии, Австрии, Украине, Латвии, Литве появились обучающие программы по специализации “фитнес”, соответствующие образовательному уровню “бакалавр” или “магистр”. Подобные программы предлагаются по направлениям подготовки бакалавров в отрасли здоровья и благополучия, кинезиологии, физического воспитания, силовой и кондиционной тренировки, атлетического тренинга и других. Анализ содержания учебных планов в разных странах позволяет утверждать, что не существует единого стандарта подготовки [11; 12; 13; 14]. Как известно, содержание профессиональной подготовки будущего специалиста должна базироваться на его предполагаемой модели. В связи с этим, определенный интерес имеет изучение сущности понятий: «модель специалиста» и «модель фитнес-тренера», в частности.
Анализ последних достижений и публикаций. Изучением модельных характеристик личности тренера (как правило, в области спорта) занимались такие ученые как: М. Мосстон, Джон Лой, Барри Хуссман, И. П.Волков, А.А. Деркач, Ю.А. Коломейцев и др. Однако существуют единичные экспериментальные работы по изучению психологических качеств личности фитнес-тренера (К. Д. Волков, Е. Г. Сайкина, Л. В. Сиднева и др.). Под моделью
специалиста понимают научно обоснованный, подробно описанный эталон личности специалиста, в котором синтезируются его социально-психологические и профессиональные качества; объем, структура знаний и умений [1; 2; 3]. По мнению большинства ученых, модель специалиста может включать следующие компоненты: профессиограмму (описание психологических требований профессии к деятельности и личности человека);
© Василенко М.Н., 2014 г.
профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста, его профессиональных задач в условиях конкретной должности - знания, умения, навыки и соответствующие компетенции, квалификационный профиль) [4,56; 5, 125]. Перечень необходимых компетенций фитнес-тренера достаточно полно представлен в нормативных документах, предоставляемых соответствующей организацией, имеющей право на
сертификацию, или прописан в образовательном стандарте той страны, где он существует (Германия, Украина и др.). Однако в научной литературе мы не встретили исследований, посвященных изучению психологического «портрета» фитнес-тренера. Получение таких данных позволит уточнить содержание модели фитнес-тренера и усовершенствовать систему профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере фитнеса.
Цель исследования: изучить психологический профиль личности фитнес-тренера.
Методика. Для достижения поставленной цели исследования нами использовался пятифакторный опросник личности (Big Five), который позволяет описать структуру личности в рамках современной факторной модели. Эта модель предполагает существование пяти фундаментальных характеристик, которые в большей или меньшей степени представлены в каждой личности. Нами применялся адаптированный вариант для русскоязычного контингента
[6]. Оценка фактора производилась по следующему принципу: условно балльные оценки разделялись на высокие (51—75 баллов), средние или с тенденцией к высокому (41—50 баллов) и низкие (15—40 баллов). Высокие значения соответствовали качественным характеристикам, расположенным слева от факторной пары; низкие значения соответствовали качественным характеристикам, расположенным справа от факторной пары. Кроме того, нами определялись: соответствие выборки закону нормального распределения, средняя арифметическая, коэффициент вариации, ошибка репрезентативности, стандартное отклонение.
Исследование проводилось в Украине. Было отобрано 54 человека, работающих тренерами в сфере оздоровительного фитнеса. В выборку было включено 26 мужчины и 38 женщин. Средний возраст составил 32±10 лет. Критериями для отбора были следующие: опыт работы более 5 лет на должности «фитнес-тренер» групповых или персональных программ, наличие высшего образования на уровне «бакалавр» или «магистр», опыт презентаций авторских или трендовых программ, а также наличие сертификатов дополнительного обучения (исключение составили инструкторы йоги).
Результаты исследования. Анализ результатов исследования показал достаточно неожиданные результаты. Хотя в выборке участвовали представители разных специализаций (ментальный фитнес, функциональный тренинг, силовой фитнес, аеробика, стретчинг и др.) коэффициент вариации по каждому фактору указывал на достаточную однородность данных как в группе мужчин, так и женщин. Иначе говоря, не было необходимости с помощью факторного анализа делить выборку на подгруппы с учетом специализации или возраста. Более того, эти характеристики были аналогичными как у мужчин, так и у женщин (таблица 1).
Как видно из таблицы 1, среди фундаментальных характеристик личности у фитнес-тренеров независимо от пола и специализации преобладают: экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, экспрессивность.
Согласно традиционным представлениям в психологии, типичные экстраверты отличаются общительностью, активностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, склонны к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно.
Таблица 1
Результаты «Пятифакторного опросника личности»
Пол Биполярные факторы Экспериментальные значения* Интерпретация уровня выраженности фактора (высокий, с тенденцией к высокому, низкий)
Mean Std.Dev.
Ж 1. Экстраверсия-Интроверсия 59,19 6,07 высокий
2. Привязанность- Обособленность 61, 75 5,88 высокий
3. Самоконтроль-Импульсивность 57,81 6,91 высокий
Эмоциональная неустойчивость-Эмоциональная устойчивость 54,38 5,45 с тенденцией к высокому
5. Экспрессивность - Практичность 56, 25 6,27 с тенденцией к высокому
М 1. Экстраверсия-Интроверсия 55,52 6,32 с тенденцией к высокому
2. Привязанность-Обособленность 55,55 5,69 с тенденцией к высокому
3. Самоконтроль-Импульсивность 51, 24 6,89 с тенденцией к высокому
Эмоциональная неустойчивость-Эмоциональная устойчивость 50,13 5,83 с тенденцией к высокому
5. Экспрессивность - Практичность 49, 63 4,77 с тенденцией к высокому
*Mean - среднее арифметическое; Std.Dev.- стандартное отклонение
В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонии. Экстраверты чувствуют себя бодрее вечером и лучше работают во второй половине дня. Такие люди чувствительны к поощрению.
Лица, у которых проявляется фактор «привязанность”, испытывают потребность быть рядом с другими людьми, кому - либо помогать. Такие люди, как правило, добрые, отзывчивые, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам других людей. Они умеют сопереживать и радоваться успехам других людей. Такие люди имеют социальную направленность личности, стараются избегать разногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать.
Суть третьего фактора - волевая регуляция поведения. На полюсе высоких значений находятся такие черты личности, как целеустремленность, добросовестность, ответственность и аккуратность в делах. Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Контролирующий себя индивид, как правило, придерживается моральных принципов, не нарушает общепринятые нормы поведения в обществе.
Четвертый фактор содержит в себе характеристики аффективной сферы личности. Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. Эмоциональная неустойчивость у человека проявляется в повышенной чувствительности к средовым воздействиям, особенно в стрессовых ситуациях. Такая личность также предрасположена к тревоге и депрессии. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, в уклонении от реальности, в капризности. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы, склонны к самообвинению.
Первичными компонентами фактора “Экспрессивность» являются любопытство, любознательность, артистичность, сенситивность, пластичность. Для человека с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек.
Итак, нами получен психологический профиль личности фитнес-тренера. Мы допускаем, что данные характеристики могут не быть свойственны представителям этой профессии из других стран, обладающим соответствующими особенностями менталитета. Однако, учитывая феномен взаимопроникновения культур в мире, можно предположить некоторую типологическую характеристику фитнес-тренера в наднациональном понимании.
Каким образом можно использовать полученные данные? В рамках рассматриваемой в статье проблемы, информацию о психологических особенностях личности фитнес-тренера, можно учитывать при решении различных прикладных задач педагогики и психологии. К ним можно отнести профориентацию абитуриентов, определение содержания образования и форм
его реализации в учебном процессе; выбор средств индивидуализации обучения; профессиональный отбор при поступлении в учебное заведение или найме на работу; поиск путей профилактики профессионального выгорания и другие задачи.
Выводы. В результате использования пятифакторного опросника личности установлен типичный профиль «успешного» фитнес-тренера, независимый от гендерной принадлежности. Он включает такой спектр факторов как: экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, экспрессивность. Мы понимаем недостаточность полученных модельных компонентов психограммы и необходимость изучения других характеристик. Кроме того, мы допускаем, что данный личностный профиль может быть присущим и представителям других профессий, национальностей.
Перспектива. На наш взгляд, в перспективе требуется разработка новых педагогических подходов, методов и средств развития профессионально значимых черт специалиста и коррекции нежелательных. В связи с этим существует необходимость в проведении дальнейших исследований, посвященных этой теме.
Литература
1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М: РАГС, 2004. - 161 с.
2. Зiнченко В.О. Моделi особистосп фахiвця // Науковi записки кафедри педагопки. - 2011. - Вип. XXVII . - С. 80-90.
3. Зiнченко В.О. Структура компетентност моделi випускника вищого навчального закладу // Педагопчний процес. Теорiя i практика. - 2012. - № 1. - С. 41-48.
4. Огаренко В.М., Малахова Ж.Д. Сощолопя пращ. - К.: Центр навчально! лттератури, 2005. - 304 с.
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 423 с.
6. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.
7. Board of certification [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bocatc.org/index.php? option=com_content&view=article&id=24&Itemid=26.
8. Bureau of Labor Statistics, US Department of Labor, Occupational Outlook Handbook, Edition, Fitness Trainers and Instructors [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bls.gov/oco/ocos296.htm.
9. Malek, M., D. Nalbon, D. Berger, and J. Coburn, 2002. Importance of health science education for personal fitness trainers. Journal of Strenjth and Conditioninj Research, 16(1): р. 19-24.
10. National Board of Fitness Examiners [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.noca.org/ncca/accredorg .htm.
11. Sandhills college [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sandhills.edu/programs/physfit/ HealthFitnessScience-2012-13.pd.
12. University of Alaska Anchorage [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.uaa.alaska.edu.
13. University of South Florida [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coedu.usf.edu.
14. University of Texas at Austin the college of education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edb.utexas.edu/education/departments/undergrad/students/kin_health.