Научная статья на тему 'Психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого'

Психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И ОБУЧАЕМОГО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМОГО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЕМОГО / COOPERATION OF THE TEACHER AND THE STUDENT / INTERACTION OF SUBJECTS WITHIN THE EDUCATIONAL PROCESS / RELATIONS OF THE TEACHER AND THE STUDENT / PEDAGOGICAL APPROACHES / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна, Борисова Маргарита Викторовна, Мусохранов Андрей Юрьевич

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов в рамках образовательного процесса, являясь традиционной для области психологических наук, тем не менее, актуализируется в свете новых подходов к осмыслению отношений педагога и обучаемого. Объектом исследования рассматриваются отношения педагога и обучаемого в рамках образовательного процесса. Цель исследования выявить психологические аспекты в процессе взаимодействия педагога и обучающегося в рамках моделирования образовательного процесса. В результате исследования определено, что основу сотрудничества в деятельности составляет специфика межличностных отношений, на основе которых взаимодействие моделируется и формируется с учетом психологических аспектов данных отношений, который, помимо этого, включают и психологические концепты личностного развития обучаемого в ходе сотруднической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешкова Нина Александровна, Борисова Маргарита Викторовна, Мусохранов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of interaction and cooperation between the teacher and student

This article deals with the problem of interaction of the subjects within the educational process, which is traditional for the field of psychological sciences, but is updated in the light of new approaches to understanding the relationship between the teacher and the student. The object of the study is the relationship between the teacher and the student in the educational process. The purpose of the study is to identify psychological aspects in the process of interaction between the teacher and the student in the framework of modeling the educational process. The study determined that the basis of the cooperation activities is the specificity of interpersonal relations, on the basis of which the interaction is modeled and formed, taking into account the psychological aspects of these relations, which, in addition, include the psychological concepts of personal development of the student during collaborative activities.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого»

100-113.

Контактная информация: gennadiymanuylovproduction@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.01.2020

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И ОБУЧАЕМОГО

Нина Александровна Мелешкова, кандидат педагогических наук, доцент, Маргарита Викторовна Борисова, старший преподаватель, Андрей Юрьевич Мусохранов,

старший преподаватель, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического

университета имени Г. В. Плеханова

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов в рамках образовательного процесса, являясь традиционной для области психологических наук, тем не менее, актуализируется в свете новых подходов к осмыслению отношений педагога и обучаемого. Объектом исследования рассматриваются отношения педагога и обучаемого в рамках образовательного процесса. Цель исследования выявить психологические аспекты в процессе взаимодействия педагога и обучающегося в рамках моделирования образовательного процесса. В результате исследования определено, что основу сотрудничества в деятельности составляет специфика межличностных отношений, на основе которых взаимодействие моделируется и формируется с учетом психологических аспектов данных отношений, который, помимо этого, включают и психологические концепты личностного развития обучаемого в ходе сотруднической деятельности.

Ключевые слова: сотрудничество педагогического работника и обучаемого, взаимодействия субъектов в рамках образовательного процесса, отношения педагога и обучаемого, педагогические подходы, психологическое сопровождение обучаемого.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p415-419

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION AND COOPERATION BETWEEN

THE TEACHER AND STUDENT

Nina Alexandrovna Meleshkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Margarita Viktorovna Borisova, the senior teacher, Andrey Yurievich Мusokhranov, the senior teacher, Kemerovo Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Abstract

This article deals with the problem of interaction of the subjects within the educational process, which is traditional for the field of psychological sciences, but is updated in the light of new approaches to understanding the relationship between the teacher and the student. The object of the study is the relationship between the teacher and the student in the educational process. The purpose of the study is to identify psychological aspects in the process of interaction between the teacher and the student in the framework of modeling the educational process. The study determined that the basis of the cooperation activities is the specificity of interpersonal relations, on the basis of which the interaction is modeled and formed, taking into account the psychological aspects of these relations, which, in addition, include the psychological concepts of personal development of the student during collaborative activities.

Keywords: cooperation of the teacher and the student, interaction of subjects within the educational process, relations of the teacher and the student, pedagogical approaches, psychological support of the student.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогические подходы, учитывающие психологические аспекты взаимоотношений, а также аспекты формирования фундаментальных представлений об интегративном

психологическом знании в рамках процесса взаимодействия в системах «субъект-субъект», «педагог-обучающийся» и т.п., рассматривают подходы: системно-интегральный; системно-эволюционный; системно-функциональный; системно-комплексный; интегрально-структурный, которые проявляет себя в различных сторонах гранях, путях и формах взаимоотношений между педагогом и обучаемым на различных этапах образовательного процесса [1].

Также необходимо отметить, что, раскрывающий психологические аспекты взаимоотношений системный подход (в контексте взаимодействия педагога и обучаемого) в условиях современных образовательных реалий дополнен биосоциальной спецификой социально-психологического познания как сущности педагога, так и сущности обучаемого, познания специфики «Я-концепции» субъекта, при руководстве фундаментальными психологическими императивами детерминизма, причинности, целостности, а также всеобщей связи и динамики развития отношений [3; 4].

Исходя из актуализирующейся сущности и новизны проблематики, требующей системного переосмысления концептуальных оснований взаимодействия педагога и обучаемого в условиях современной образовательной среды (при том, что специфика проблемы личности педагога и особенности его взаимодействия с обучающимися является традиционной для современных психологических исследований), была определена тема исследования: «Психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого».

МЕТОДОЛОГИЯ

Объектом исследования рассматривали отношения педагога и обучающегося в рамках образовательного процесса.

Предметом исследования - психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого.

Целью исследования явилось выявление психологических аспектов в процессе взаимодействия педагога и обучающегося и обоснование их учета в рамках моделирования образовательного процесса, учитывающего современные преобразования образовательной парадигмы.

Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи: выявить и охарактеризовать дидактико-методологические и психологические основы взаимодействия педагога и обучающегося в рамках образовательного процесса; выявить психологические аспекты взаимодействия педагога и обучающегося с учетом анализа отношений между субъектами образовательного процесса; выполнить анализ результатов исследования в выбранной области с применением научных разработок и методик в области изучения особенностей взаимодействия педагога и обучающегося.

В нашем исследовании мы предполагали, что учет специфики психологических аспектов взаимодействия педагога и обучаемого в условиях отношений сотрудничества позволяет полноценно реализовать личностных потенциал субъектов образовательных отношений в рамках формируемой «Я-концепции» успешности.

Как мы уже указывали выше, проблематика специфики взаимодействия педагога и обучаемого, имеющая личностно-направленную проекцию, является традиционной проблемой современной области психолого-педагогических наук.

Проблема личности самого педагога, начиная от реализации аспектов направленности педагогической деятельности, психолого-педагогических способностей и т.п., имела широкий масштаб изучения в работах Н. Ф. Гоноболина, А. К. Марковой, Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной и мн. др. ученых.

Достаточно обширный спектр исследований представлен научными трудами, в которых анализируются профессионально важные качества педагога, которые в последствии ложатся в основу взаимоотношений с обучающимися, а также стиль педагогической

деятельности, который реализуется в системе данных взаимоотношений (Е. В. Юрченко, И. К. Костенко, 2009; О. Л. Подлиняев, С. Е. Иванов, 2018 и др.).

Взаимодействие педагога и обучаемого с психологической точки зрения является процессом не только образовательной направленности, в ходе которой осуществляется личностное и интеллектуальное развитие субъекта, но, в первую очередь, данный процесс является базой формирования эмоционально-когнитивного опыта обучающегося, который опосредуется спецификой воспитания и обучения [2].

Взаимоотношения педагога и обучающегося, выстроенные с целью помощи осознания устремлений, способностей и широких возможностей индивидуального личностного роста, будут способствовать реализации идеологии, основанной на стремлении к познанию, творчестве, успешной самореализации в деятельности и мн. др.

Такая специфика отношений предопределяет необходимость разработки путей совершенствования взаимодействия педагога и обучаемого, которые становятся в дальнейшем исходной точкой формирования побудительных мотивов и предпосылок к творческому самораскрытию обучающимися себя, успешность которого обусловливается благополучием той психологической обстановки, которая реализуется в рамках общения с педагогом.

Для решения сформулированных в данном исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы такие теоретические методы как: анализ психолого-педагогической, научной и специальной отечественной и зарубежной литературы; обобщение социально-педагогического и социально-психологического опыта. Также в процессе исследования применялись эмпирические методы: психолого-педагогические наблюдения, тестирование; педагогический эксперимент, а также методы качественной и количественной оценки результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашем исследовании, в контексте учета психологических аспектов при моделировании взаимодействия педагога и обучаемого в рамках нововапарадигмальной образовательной концепции, было проведено диагностическое исследование межличностных отношений обучаемых по методике Тимоти Лири.

Необходимо отметить, что в исследовании принимали участие 165 обучающихся Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

Так, на первом этапе были определены: проблематика исследования, цель и задачи исследования, методологический аппарат. Также на данном этапе были выявлены объект предмет исследования, выдвинута рабочая гипотеза.

На втором этапе была определена группа обучающихся, принимающих участие в исследовании, а также методологический инструментарий проведения исследования отношений, который был использован при определении диагностического обследования обучающихся, а в частности, при изучении характера межличностных отношений при взаимодействии.

На третьем этапе была проведена оценка первичных показателей межличностных отношений, разработана модель учета психологических аспектов при формировании отношений сотрудничества педагога и обучаемых. Также, на данном этапе разработанная модель была реализована в рамках взаимодействия в системах «педагог-обучаемый» и «обучаемый-обучаемый».

На четвертом этапе был произведен анализ динамики показателей межличностных отношений, обучающихся с учетом реализации психологических аспектов сотрудничества при взаимодействии, сформулированы выводы исследования.

Так, отметим, что на этапе констатирующего эксперимента нами изучались типы межличностных отношений, обучающихся в образовательной среде и за ее пределами. Тип

межличностных отношений анализировался нами, исходя из концепции личностного «Я-образа», состоящего из таких его подструктурных компонентов как «Я-актуальный» и «Я-идеальный» относительно психологических особенностей взаимодействия.

В процессе организации взаимодействия на основе принципов сотрудничества было отмечено снижение количества обучающихся, взаимодействия и отношения которых регулировались на основе авторитарного, эгоистического и агрессивного стилей взаимодействия. Так, обучающихся с принуждающим характером поведения уменьшилось на 11%, с авторитарным, утверждающим только свой стиль общения - на 4% и с эгоистическим, ставящим свои интересы превыше окружающих - на 8% (рисунок 1).

Распределение по типам межличностных отношений на формирующем этапе экспермента, %

Подчиняемый

Рисунок 1 - Распределение обучающихся по типам межличностных отношений в процессе формирования отношений сотрудничества в системах «педагог-обучаемый» и «обучаемый-обучаемый» на формирующем

этапе эксперимента

Также уменьшилось количество обучаемых, неуверенных в себе в процессе взаимодействия и характеризующихся высокой ситуативной и личностной тревожностью в рамках взаимодействия с педагогом и иным обучающимися в образовательной среде: так, обучаемых, имеющих на констатирующем этапе эксперимента выраженный подозрительный стиль взаимодействия в общении, уменьшилось на 2%, что объясняет показатели личностной и ситуативной тревожности как довольно устойчивые личностные качества. Уменьшилось также количество обучаемых с зависимым и подчиняемым типами межличностных отношений в процессе формирования отношений сотрудничества: обучающихся, характеризующихся зависимым типом отношений, уменьшилось на 2%; обучающихся, характеризующихся подчиняемым типом отношений, уменьшилось на 1%.

Несмотря на, казалось бы, не столь высокие результаты, все же положительная динамика в формировании отношений, характеризующих межличностное взаимодействие в процессе сотрудничества, была отмечена по всем показателям.

Успешность и эффективность реализуемой в процессе исследования разработанной модели учета психологических аспектов сотрудничества и взаимодействия, основанного на соответствующих принципах, показало значительное увеличение количества обучаемых, которые стали проявлять в процессе взаимодействия такие типы отношений как дружелюбный и альтруистический. Дружелюбный тип межличностный отношений в процессе сотрудничества с педагогом и другими участниками образовательных отношений на формирующем этапе эксперимента был представлен 36-ю%, что составило на 16% больше, чем на констатирующем этапе эксперимента.

Количество обучаемых, характеризующихся альтруистическим типом взаимоотношений также значительно возросло и составило к концу эксперимента 26%, что на 12% больше, чем на констатирующем этапе.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в процессе исследования выявлена значимость фундаментальных представлений об интегративном психологическом знании в рамках процесса

взаимодействия в системах «субъект-субъект», «педагог-обучающийся» и т.п., основанного на инновационных подходах формирования психологических представлений взаимодействия педагога и обучаемого, так как системно-интегральный подход, системно-эволюционных и т.п. Данные подходы позволяют выявить психологические аспекты взаимодействия личности на более глубоком уровне гуманизации образовательных отношений.

Выявлены и охарактеризованы дидактико-методологические и психологические основы взаимодействия педагога и обучаемого в рамках образовательного процесса, которые, так или иначе, прямым образом связаны с феноменом «деятельность». Педагог и обучающийся, включенные в контекст общих взаимодействий, являются неотделимыми друг от друга сущностями в связи с тем, что в основе их взаимодействия всегда находится фактор деятельности, будь то коммуникативный аспект, воспитательный, образовательный или трудовой. В связи с этим педагога и обучающегося ни в одной науке невозможно осмысливать обособленно друг от друга с позиций взаимного влияния на развитие и совершенствование одного и другого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афлятунова, Н.А. Подходы к пониманию сотрудничества в психологической науке / Н.А. Афлятунова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 3 (7). - С. 43-46.

2. Инноватика в образовании: векторы перемен. Сборник научно-методических статей / сост. И.В. Клещева. - Санкт-Петербург : Русский остров, 2010. - 126 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл : Академия, 2005. - 352 с.

4. Подлиняев, О.Л. Стиль педагогического общения и проблемы его классификации / О.Л. Подлиняев, С.Е. Иванов // Молодой ученый. - 2018. - № 50. - С. 359-362.

REFERENCES

1. Aflyatunova N.A. (2013), "Approaches to understanding cooperation in psychological science", Bulletin of the Siberian Institute of business and information technologies, No. 3 (7), pp. 43-46.

2. (Comp) Kleshcheva, I.V. (2010), Innovations in education: the vectors of change. Collection of scientific and methodological articles, Russian island, St. Petersburg.

3. Leontiev, A.N. (2005), Activity, consciousness, personality, Sense, Academy, Moscow.

4. Podlinyaev, O.L. (2018), "Style of pedagogical communication and problems of its classification", Young scientist, No. 50, pp. 359-362.

Контактная информация: nina.melechkova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.01.2020

УДК 159.9

НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ДЕТЕРМИНАНТ ЗРЕЛОСТИ

Вячеслав Иванович Михайлов, Генеральное консульство России в Анталье

Аннотация

Целью исследования является изучение теоретических основ, детерминант, методов и механизмов формирования черт зрелой личности, в том числе в различных культурах. Задачами исследования является изучение процесса социализации как механизма формирования зрелой личности, а также исследование соотношения процессов социализации и параметров формирования идентичности личности в структуре социальных отношений. Новизна исследования заключается в расширении диапазона изучения зрелой личности, в частности за счет включения в исследование факторов религиозной и виртуальной среды. В результате исследования были сделаны выводы о значительной деформации в структуре современных представлений как классических составляющих воздействия на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.