УДК 37.015.3
https://doi.org/10.24158/spp.2019.4.12
Егорова Валентина Никифоровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Алексеева Феврония Ивановна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и социальных наук
Института психологии
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Egorova Valentina Nikiforovna
PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, North-Eastern Federal University
Alekseeva Fevronia Ivanovna
PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, North-Eastern Federal University
PSYCHOLOGICAL SECURITY OF A TEACHER AS A FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE INDEX OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Аннотация:
В статье рассматривается проблема психологической защищенности деятельности педагогов, которая является одним из важных факторов в образовательном процессе. Отмечено, что уровень безопасности образовательной среды определяется степенью уверенности в себе, удовлетворенностью работой, защищенностью от негативного психологического влияния тех, кто находится в этой системе. Приведены и обсуждены результаты первого этапа исследования по указанной теме, проведенного среди учителей Республики Саха (Якутия). Получены данные, свидетельствующие, что психологический климат коллектива учителей в образовательных учреждениях благоприятный. Большинство педагогов положительно относятся к образовательной среде, достаточно удовлетворены взаимоотношениями с коллегами и учащимися, а также испытывают чувство защищенности от психологического насилия при взаимодействии с преподавательским составом и обучаемыми. Материалы работы могут послужить основой для более полного и глубокого изучения этой проблемы и помочь в проектировании и моделировании психологических условий обучения и воспитания, способствующих сохранению психологического здоровья и гармоничному развитию школьников и преподавателей.
Ключевые слова:
безопасная образовательная среда, опрос, психологическая защищенность, педагог, обучающийся, когнитивный компонент отношения, эмоциональный компонент отношения, поведенческий компонент отношения, психологический климат, психологическое здоровье, проект, моделирование.
Summary:
The study deals with the psychological security of teachers which is a pivotal factor in the educational process. The paper notes that the security level of the educational environment is determined by the degree of self-confidence, job satisfaction, protection from the negative psychological impact of educational actors. The research presents and discusses the results of the first stage of a study on this issue carried out among teachers of the Republic of Sakha (Yakutia). The data obtained indicate the favorable psychological climate of teaching staff in educational institutions. Most teachers have a positive attitude towards the educational environment, are quite satisfied with their relationships with colleagues and students, and feel safe from the psychological violence when interacting with them. The research findings can serve as a basis for a detailed and in-depth analysis of this problem. Besides, they will be useful in designing and modeling the psychological conditions of training and education that promote better psychological health and the harmonious development of both students and teachers.
Keywords:
safe educational environment, survey, psychological security, teacher, student, cognitive component of attitude, emotional component of attitude, behavioral component of attitude, psychological climate, psychological health, project, modeling.
Школа для детей является основной средой, где проходят их социализация, формирование и развитие личностных качеств, закладывается и совершенствуется умение общаться с другими людьми. «Включаясь в жизнь школы, ребенок фактически начинает осваивать одновременно две программы. Одна - это официальная учебная программа, вторая - скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных отношений, складывающихся в школе», - отмечает И.А. Баева, автор программы сопровождения психологической безопасности в педагогическом общении [1]. Педагог выступает ключевой фигурой образовательной среды, от его удовлетворенности собственной деятельностью зависит развитие личности школьников. Именно психологическое благополучие учителей служит основным условием организации эмоциональной и социальной сторон жизни учащихся, ежедневно вступающих в межличностные отношения с ними.
Как известно, главной миссией педагогов и психологов является формирование психического и психологического здоровья учащихся, а именно «создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья» [2].
Важным фактором сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса является благоприятный психологический климат образовательного учреждения. Климат можно назвать благоприятным, если каждый член коллектива считает себя принятым в данный коллектив, активно взаимодействует с другими для достижения общей цели, имеет возможность высказать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением остальных, уверен в понимании и поддержке коллег. Психологический климат благоприятен там, где критика конструктивна, стиль руководства демократичен, а каждый участник образовательного процесса уверен в себе и своей защищенности.
Обзор литературы по рассматриваемой проблеме показал, что зарубежные исследователи, в частности В. Архин и Дж. Лария, подчеркивают важность социальной психологии для учителей. Они утверждают, что роли педагогов в классе являются социальными и включают в себя функции объяснения понятий, нацеливания учащихся на выполнение заданий, общения с коллегами и родителями. Согласно этим авторам, внедрение принципов и теории социальной психологии в повседневную преподавательскую деятельность заметно улучшает психологический климат учебного заведения: «Нет сомнений в том, что школа станет лучшим местом для достижения хороших результатов в учебе, когда позитивный климат будет определен в качестве важной цели для улучшения школы». Далее они подчеркивают: «Принципы социальной психологии представляют собой значимые стратегии, помогающие учащимся улучшить жизнь в школе, поскольку они способствуют созданию благоприятной, безопасной и расширяющей возможности учебной среды, которая позволяет учащимся повышать результаты» [3].
Основным показателем психологического климата образовательной среды является чувство безопасности и удовлетворенности учащихся. В. Ковров и А. Антонова выделяют две главные аналогичные потребности ребенка и отмечают некоторую ригидность учителей в организации взаимодействия с учащимися: педагоги не успевают идти «в ногу с крайне изменчивыми подростками». Такое поведение авторы рассматривают как угрозу для психологической безопасности школы [4].
Результаты изучения восприятия подростками психологической безопасности школьной среды в Гомбе (Нигерия) показали, что ее ненадежность (недостаточная безопасность) связана с негативными тенденциями эмоционального развития и успеваемости. При этом отмечается важность школьной среды для личностного развития подрастающего поколения, а также подчеркивается, что отрицательные эмоции являются более значимыми предикторами плохой успеваемости, чем психологическая нестабильность внутри учебного заведения [5].
Сотрудники кафедры педагогики и психологии Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского - II Республики Саха (Якутия) совместно с преподавателями кафедры психологии и социальных наук Института психологии провели первый этап исследования, целью которого было изучение мнения педагогов о состоянии психологической безопасности образовательной среды в регионе. Объектом изучения выступили 120 учителей из отдаленных районов. Возраст респондентов составлял от 30 до 40 лет, стаж работы - 10-24 года. Использована методика И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы».
Отношение к образовательной среде в единстве трех компонентов - волевого, эмоционального и когнитивного (рационального) - является своеобразным показателем значимости профессиональной деятельности для участников образовательного процесса. В рамках исследования проведена диагностика психологической безопасности образовательной среды, ее когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов (таблица 1).
Таблица 1 - Отношение учителей к образовательной среде школы, %
Уровень Компонент
Когнитивный Эмоциональный Поведенческий
Высокий 65,0 10,0 62,0
Средний 30,0 58,0 15,5
Низкий 5,0 32,0 12,5
Анализ результатов диагностики показал, что более 60 % педагогов позитивно оценивают образовательную среду, судя по когнитивному и поведенческому компонентам. Положительное отношение означает, что преподаватели активно участвуют в жизни школы, творчески подходят к выполняемой работе, постоянно совершенствуют знания и профессиональное мастерство. Активное трудовое поведение выражается в поиске самореализации в профессиональной деятельности. Это особенно характерно для «помогающих профессий» с высокими идеалами служения
людям, в том числе для профессии учителя. Специалисты, которые успешно работают, овладевают новыми навыками, лучше осознают особенности своей деятельности, собственные достоинства и недостатки и на этой основе могут заниматься саморазвитием.
Часть педагогов не чувствуют себя комфортно в образовательном учреждении и могут сменить место работы: 12,5 % участников опроса готовы к изменению либо профессии, либо места; 15,5 % респондентов находятся в состоянии неопределенности, они скорее намерены сменить вид деятельности, который их не устраивает в эмоциональном отношении. Однако они психологически не вполне готовы заняться чем-то другим. Педагоги, испытывающие трудности в успешном продвижении по линии профессионального мастерства, обладают более низким уровнем профессионального самосознания. Таким образом, продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от профессиональной зрелости преподавателя.
В качестве причин наиболее сильных негативных переживаний, связанных с работой, учителя разных возрастов и групп, как правило, называли отсутствие результата («ощущение, что работаешь впустую», «чувствую отчаяние, когда что-то не удалось, не получилось, когда вижу равнодушие и непонимание, неудачи ребят в учебе» и т. д.). Чувство утраты смысла деятельности, обесценивание и бесполезность усилий выступают в качестве основных поводов для переживаний преподавателей. Такое состояние вызвано тем, что они недостаточно удовлетворены характеристиками образовательной среды, не чувствуют себя принятыми в педагогический коллектив и считают себя не в полной мере защищенными от психологического насилия со стороны коллег, администрации и учащихся.
Таким образом, основным показателем благополучия психологического климата коллектива и фактором сохранения психологического здоровья педагога являются он сам как субъект образовательной деятельности и его деятельность (мотивы, цели, действия, переживания, результаты). При этом профессиональное самосознание учителя выступает регулятором и условием динамического равновесия и безопасности в образовательной системе.
Как известно, удовлетворенность средовыми характеристиками является важным фактором сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса. Из таблицы 2 видно, что по общей сумме оценки по 5-балльной системе значимыми особенностями школьной среды для учителей стали следующие:
1) взаимоотношения с учениками - 269 баллов;
2) уважительное отношение к себе - 266;
3) взаимоотношения с учителями - 253;
4) сохранение личного достоинства - 203;
5) возможность высказать свою точку зрения - 131;
6) возможность проявлять инициативу и активность - 121;
7) возможность обратиться за помощью - 93;
8) учет личных проблем и затруднений - 72 балла.
Таблица 2 - Наиболее важные характеристики школьной среды
Характеристика Доля респондентов, включивших показатель в число пяти важнейших, % Общая сумма оценки характеристик по 5-балльной системе
Взаимоотношения с учителями 74 253
Взаимоотношения с учениками 69 269
Возможность высказать свою точку зрения 41 131
Уважительное отношение к себе 68 266
Сохранение личного достоинства 53 203
Возможность обратиться за помощью 27 93
Возможность проявлять инициативу и активность 36 121
Учет личных проблем и затруднений 22 72
Изучение степени удовлетворенности обозначенными характеристиками образовательной среды позволяет отметить следующее: 69 % респондентов показали уровень удовлетворенности ниже среднего (1,8-2,5 балла); 24 - средний (2,6-3,3); 7 % - низкий (1,0-1,7 балла). Видимо, причинами неудовлетворенности некоторых педагогов являются недостаточная возможность проявлять инициативу и активность, игнорирование личных проблем и затруднений со стороны администрации.
Защищенность учителей от насилия психологического характера определяли по следующим направлениям: защищенность от публичного оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против желания, игнорирования и недоброжелательного отношения. В качестве субъектов взаимодействия выступали учителя, обучающиеся, коллеги, администрация (таблица 3).
Таблица 3 - Защищенность от публичного унижения, оскорбления, %
Субъект взаимодействия педагога Полностью Скорее не защищен, чем защищен Не могу Скорее защищен, Полностью
не защищен определить чем не защищен защищен
Ученики 5,1 24,3 14,1 43,5 11,5
Коллеги 1,2 14,1 17,9 56,4 6,4
Администрация 10,2 16,6 26,9 38,4 5,1
Результаты исследования показали, что более 60 % испытуемых скорее защищены или полностью защищены от психологического насилия со стороны коллег. Относительно благополучная картина наблюдается и во взаимоотношениях с учащимися (43,5 % считают себя защищенными, 11,5 % - полностью защищенными от публичного унижения и оскорбления). Только 43,5 % педагогов чувствуют себя защищенными от унижений со стороны администрации, 26,8 % учителей отметили незащищенность, 26,9 % не совсем уверены в собственной защищенности.
Как видно из таблицы 4, оценка защищенности педагогов от психологического давления со стороны администрации оставляет желать лучшего: полностью не защищенными считают себя 11,5 %, скорее не защищенными - 19,2, не решаются открыто высказать мнение 28,2 %.
Таблица 4 - Защищенность от принуждения делать что-либо против желания, %
Субъект взаимодействия педагога Полностью Скорее не защищен, чем защищен Не могу Скорее защищен, Полностью
не защищен определить чем не защищен защищен
Ученики 1,2 11,5 16,6 47,4 19,2
Коллеги 0,0 11,4 24,3 50,0 11,5
Администрация 11,5 19,2 28,2 33,3 5,1
Анализируя данные по еще одному значимому аспекту образовательной среды, можно отметить, что 53,8 % опрошенных чувствуют себя более или менее защищенными от недоброжелательного отношения со стороны коллег, 50,0 - обучаемых, 44,8 % - администрации (таблица 5). Затрудняются в оценке недоброжелательности к учителю со стороны администрации 25,6 % респондентов, коллег - 17,9, учащихся - 15,3 %. 15,3 % участников исследования считают, что полностью защищены от недоброжелательного отношения школьников и коллег.
Таблица 5 - Защищенность от недоброжелательного отношения, %
Субъект взаимодействия педагога Полностью Скорее не защищен, чем защищен Не могу Скорее защищен, Полностью
не защищен определить чем не защищен защищен
Ученики 6,4 10,2 15,3 50,0 15,3
Коллеги 1,2 8,9 17,9 53,8 15,3
Администрация 6,4 12,8 25,6 44,8 8,9
Один из блоков методики посвящен изучению мнения педагогов о стиле деятельности коллектива школы. Характеризуя ее качество и особенности, 53,8 % респондентов ответили, что работать нужно лучше, чем в настоящее время; 44,8 % опрошенных считают, что педагогам необходимо трудиться на одном уровне с коллегами; 1,4 % участников исследования сейчас мало волнует, как работает преподавательский состав.
Опираясь на полученные данные, следует отметить, что большинство педагогов испытывают чувство принадлежности к коллективу, удовлетворены тем, что являются его членами. Однако часть учителей ощущает непринятие со стороны администрации: 3,8 % из них отвергаемые, 16,6 % - скорее не принятые, чем принятые. Более четверти опрошенных не совсем уверены в защищенности от психологического давления со стороны администрации, коллег и учащихся.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Психологический климат коллектива учителей в образовательных учреждениях в основном благоприятный. Педагоги положительно оценивают образовательную среду, удовлетворены взаимоотношениями с коллегами и учащимися, а также испытывают чувство защищенности от психологического насилия при взаимодействии с коллективом и обучаемыми.
2. Вместе с тем около трети респондентов не совсем уютно чувствуют себя в школе. Выявлено, что полностью не защищенными считают себя 11,5 % опрошенных, скорее не защищенными - 19,2 %. При этом 28,2 % педагогов не решаются открыто высказать мнение. 25,6 % педагогов затрудняются с оценкой недоброжелательности к учителю со стороны администрации, 17,9 - коллег, 15,3 % - со стороны учащихся.
3. Стиль работы администрации школы скорее авторитарный, чем демократичный. Установлено, что 30,7 % преподавателей вынуждены выполнять задания по принуждению администрации.
Изложенное позволяет подчеркнуть, что проблема совершенствования образовательной среды существует и требует дальнейшего изучения с принятием последующих мер по улучшению сложившейся ситуации. Нужно отметить, что своевременные выявление и коррекция взаимоотношений педагога с самим собой, учащимися, коллегами, администрацией, а также формирование у учителя умения рефлексировать, регулировать поведение будут способствовать обеспечению благоприятного психологического климата в коллективе, сохранению профессионального здоровья педагога, проектированию, моделированию психологически безопасной образовательной среды, творческому подходу к профессиональной деятельности.
Дальнейшее исследование психологической безопасности образовательной среды, где объектами изучения станут остальные участники учебно-воспитательного процесса - учащиеся и их родители, позволит определить более объективное состояние психологического климата в конкретной школьной среде. Как отмечено ранее, недостаточная психологическая безопасность образовательной среды вызывает отрицательные эмоции у обучаемых. Тревожность, дискомфортное состояние, отсутствие защиты и поддержки со стороны взрослых нередко становятся причиной участившихся в последнее время самовольных уходов, бродяжничества детей и подростков, завершившихся суицидов среди несовершеннолетних. Поэтому изучение восприятия учащимися психологической безопасности школьной среды важно для последующего проведения целенаправленной профилактической и коррекционной работы.
Результаты исследования могут также послужить актуальной основой для разработки программ грантов или модели школ, эффективно обеспечивающих психологическую защищенность участников образовательного процесса.
Ссылки:
1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. 287 с.
2. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в экологической нише детства // Первая российская конференция по экологической психологии : тезисы. М., 1996. С. 55-56.
3. Arhin V., Laryea J.E. Application of Social Psychology for Positive School Climate: Global Perspective // European Journal of Education Studies. 2018. Vol. 4, iss. 1. P. 184-198. http://doi.org/10.5281/zenodo.1160656.
4. Kovrov V., Antonova A. Safety of Educational Environment: Psychological and Pedagogical Aspects [Электронный ресурс] // Giornale Italiano della Ricerca Educativa Roma. 2013. Anno VI, n. 10. P. 107-114. URL: https://publica-tions.hse.ru/mirror/pubs/share//direct/211660928 (дата обращения: 15.04.2019).
5. Musa A.K.J., Meshak B., Sagir J.I. Adolescents' Perception of the Psychological Security of School Environment, Emotional Development and Academic Performance in Secondary School in Gombe Metropolis // Journal of Education and Training Studies. 2016. Vol. 4, no. 9. P. 144-153. https://doi.org/10.11114/jets.v4i9.1705.
References:
Arhin, V & Laryea, JE 2018, 'Application of Social Psychology for Positive School Climate: Global Perspective', European Journal of Education Studies, vol. 4, iss. 1, pp. 184-198, http://doi.org/10.5281/zenodo.1160656.
Baeva, IA (ed.) 2006, Ensuring Psychological Security in an Educational Institution: a Practical Guide, St. Petersburg, 287 p., (in Russian).
Dubrovina, IV 1996, 'Mental and Psychological Health in the Ecological Niche of Childhood', Pervaya rossiyskaya konfer-entsiya po ekologicheskoy psikhologii: tezisy, Moscow, pp. 55-56, (in Russian).
Kovrov, V & Antonova, A 2013, 'Safety of Educational Environment: Psychological and Pedagogical Aspects', Giornale Italiano della Ricerca Educativa Roma, anno VI, n. 10, pp. 107-114, viewed 15 April 2019, <https://publications.hse.ru/mir-ror/pubs/share//direct/211660928>.
Musa, AKJ, Meshak, B & Sagir, JI 2016, 'Adolescents' Perception of the Psychological Security of School Environment, Emotional Development and Academic Performance in Secondary School in Gombe Metropolis', Journal of Education and Training Studies, vol. 4, no. 9, pp. 144-153, https://doi.org/10.11114/jets.v4i9.1705.