УДК 159.9.01
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Лариса Владимировна Карапетян, доктор психологических наук, доцент, Уральский
федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
Екатеринбург
Аннотация
Рассматривается проблема эмоционально-личностного благополучия, которая актуальна ввиду стремительных изменений и социально-экономических преобразований в жизни современного человека, отражающихся на его психическом и психологическом состоянии. Интерес представляют рефлексивные механизмы оптимизации данной системы. Целью данной работы стало изучение соотношения понятий рефлексии и эмоционально-личностного благополучия. Проблема заключается в осмыслении взаимосвязей между рефлексивными процессами и показателями эмоционально-личностного благополучия. Проведен теоретический анализ роли различных видов рефлексии в системе формирования позитивных и негативных компонентов субъективного благополучия. Определено, что системный рефлексивный процесс способствует поддержанию равновесия в системе эмоциональных и личностных позитивных компонентов субъективного благополучия. Показано, что непродуктивные типы рефлексивных процессов (интроспекция, квазирефлексия) способствуют напряжению механизмов психологической защиты и адаптационных ресурсов личности, что ведет к возникновению субъективного неблагополучия. Выявлено, что благодаря оптимальному соотношению различных типов рефлексивных процессов достигается гомеостаз в структуре эмоционально-личностного благополучия, детерминантах его генезиса и функционирования. Указано, что при нарушениях соотношения типов рефлексии возможна их психологическая коррекция с помощью специально разработанных занятий и тренингов.
Ключевые слова: рефлексия, процесс, эмоционально-личностное благополучие, системная рефлексия, интроспекция, квазирефлексия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p412-415
REFLEXIVE PROCESSES IN THE STRUCTURE OF EMOTIONAL PERSONAL
WELL-BEING
Larisa Vladimirovna Karapetyan, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg
Abstract
The problem of the emotional and personal well-being is the result of the rapid changes and socioeconomic transformations in the life of the modern person, which affect the mental and psychological state. There is Interest in the reflective optimization mechanisms of this system. The aim of this work was to study the relationship between the concepts of reflection and emotional and personal well-being. The problem is to comprehend the relationships between the reflective processes and indicators of the emotional and personal well-being. The theoretical analysis of the role of various types of reflection in the system of formation of the positive and negative components of subjective well-being has been carried out. It is clear that the systemic reflexive process contributes to maintaining the balance in the system of the emotional and personal positive components of the subjective well-being. Unproductive types of the reflexive processes (introspection, quasi-reflection) contribute to the emergence of the psychological defense and adaptive resources of the person, which leads to the emergence of subjective ill-being. The author have concluded that due to the optimal ratio of the various types of the reflexive processes the homeostasis is reached in the structure of the emotional-personality well-being, determinants of its genesis and functioning. It is shown that the psychological correction is possible by using the specially designed classes and trainings.
Keywords: reflection, process, emotional and personal well-being, systemic reflection, introspection, quasi-reflection.
Эмоционально-личностное благополучие является целостным экзистенциальным переживанием состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в
процессе коммуникации, деятельности и жизнедеятельности человека. Снижение ее уровня приводит к состоянию эмоционально-личностного неблагополучия, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека [2, 3].
Рефлексия - основной психологический механизм оптимизации эмоционально-личностного благополучия, так как именно рефлексивная оценка факторов собственного внутреннего мира позволяет субъекту организовывать свои действия, ставить цели и анализировать их с точки зрения значимости и возможности достижения, создавать новые способы реализации деятельности, и соответственно овладевать процессом управления своей профессиональной деятельностью [1].
Именно поэтому, рефлексивный тренинг был положен в основу психологического сопровождения лиц с разным уровнем эмоционально-личностного благополучия. Он направлен на осмысление и переосмысление участниками стереотипов своей жизнедеятельности, их преодоление, а также формирование когнитивного, аффективного, регулятивного и поведенческого компонентов эмоционально-личностного благополучия - посредством создания рефлексивной среды и актуализации рефлексивного самоанализа участников [1, 2, 3].
Уровень развития рефлексивных процессов играет огромную роль в поддержании равновесия в динамической системе эмоционально-личностного благополучия. Однако направленность рефлексивных процессов различна и в этом отношении она подразделяется на продуктивную и непродуктивную. Продуктивная (системная) рефлексия связана с самодетерминированием и самодистанцированием, так как позволяет охватить и проанализировать полюс субъекта и объекта, взглянув, тем самым, на ситуацию с различных сторон, и видеть ее во всех аспектах. Она дифференцирует психику на качества, которые подвластны осознанию и подвергает их последующему произвольному контролю и коррекции, проявляя тем самым свой генеративно-порождающий потенциал. Все это раскрывает ее как качество субъекта, суть которого состоит в его способности к экспликации, выявлении и в формировании других свойств и качеств. Вместе с тем, она интегрирует и согласует все элементы дифференцированных частей, предоставляя целостную информацию субъекту [4, 5]. Благодаря этому, она способствует поддержанию равновесия в системе эмоциональных и личностных позитивных компонентов субъективного благополучия.
Однако в структуре эмоционально-личностного благополучия выделяются и негативные факторы (пессимизм, несчастливость и т.д.), способствующие снижению общего уровня субъективного благополучия. Они ориентированы, в основном, на внутренний мир человека, оказывают негативное влияние на самооценку и соотносятся с непродуктивными типами рефлексивных процессов (интроспекцией и квазирефлексией). Данные типы рефлексивных процессов, связанные преимущественно с чрезмерной сосредоточенностью на собственных переживаниях и посторонних размышлениях о прошлом и будущем, тем самым концентрируя внимание личности на своих недостатках и отрицательном опыте прошлого и возможного будущего. В том случае, если данные процессы имеют достаточно высокий уровень развития или, они превышают уровень развития продуктивных типов рефлексии, то возникает напряжение механизмов психологической защиты и адаптационных ресурсов личности, что ведет к возникновению субъективного неблагополучия.
В структуре каждого из компонентов эмоционально-личностного благополучия присутствуют следующие составляющие: когнитивная, аффективная, регулятивная и поведенческая. Когнитивная составляющая выражается в отражении себя в различных ситуациях, последующем оценивании, преобразовании или адаптации к ним. Аффективная - характеризует отношение к различным психологическим феноменам. Регулятивная составляющая организует и направляет различные процессы, протекающие во внутреннем мире человека. Поведенческая - воплощает индивидуальные особенности конкретного параметра в формах поведения, общения и деятельности [2]. Роль рефлексии в реализации данных составляющих заключается в ее симультанной направленности на них. Благодаря работе
рефлексивных механизмов достигается оптимальный баланс в структуре эмоционально-личностного благополучия, детерминантах его генезиса и функционирования.
Проанализировав вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Системная рефлексия способствует поддержанию гомеостаза в системе эмоционально-личностного благополучия. Для его сохранения необходимо, чтобы уровень ее развития достигал нормативных значений и был выше, чем у непродуктивных типов рефлексивных процессов.
2. Непродуктивные типы рефлексии (интроспекция и квазирефлексия) способствуют возникновению субъективного неблагополучия.
3. При нарушениях соотношения типов рефлексии возможна их психологическая коррекция с помощью специально разработанных занятий и тренингов, направленных на развитие системной рефлексии и снижение уровня интроспекции и квазирефлексии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. - 2013. - № 4. - С. 4-13.
2. Горелова, Г.Г. Личность в социальном управлении / Г.Г. Горелова, Г.В. Мануйлов, Е.Л. Солдатова. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - 180 с.
3. Зотова, О.Ю. Психологическое благополучие личности : монография / О.Ю. Зотова. -Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2017. - 312 с.
4. Карапетян, Л.В. Психологическая концепция эмоционально-личностного благополучия : дис. ... д-ра психол. наук / Карапетян Лариса Владимировна. - Екатеринбург, 2018. - 499 с.
5. Карапетян, Л.В. Эмоционально-личностное благополучие / Л.В. Карапетян, Г.А. Глотова. - Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. - 211 с.
6. Козлов, В.В. Интегративная психология / В.В. Козлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2007. - 528 с.
7. Леонтьев, Д. А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 11 (4). - С. 110-135.
8. Сизикова, Т.Э. Личность. Рефлексия. Тренинг / Т.Э. Сизикова, Т.В. Волошина. - Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. - 251 с.
9. Zotova, O.Yu. Psychological security as the foundation of personal psychological wellbeing (analytical review) / O.Yu. Zotova, L.V. Karapetyan // Psychology in Russia: State of the Art. - 2018. - Т. 11. - № 4. - С. 100-113.
REFERENCES
1. Baturin, N.A., Bashkatov, S.A. and Gafarova, N.V. (2013), "The theoretical model of personal well-being", Bulletin of SUSU, No. 4, pp. 4-13.
2. Gorelova, G.G., Manuilov, G.V. and Soldatova, E.L. (2018), Personality in social management, SUSU Publishing Center, Chelyabinsk.
3. Zotova, O.Yu. (2017), Psychological well-being of a personality: monograph, University of the Humanities, Ekaterinburg.
4. Karapetyan, L.V. (2018), The psychological concept of emotional and personal well-being, dissertation, Ekaterinburg.
5. Karapetyan, L.V. and Glotova, G.A. (2017), Emotional and personal well-being, Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia, Yekaterinburg.
6. Kozlov, V.V. (2007), Integrative Psychology, Publishing House of the Institute of Psychotherapy, Moscow.
7. Leontiev, D.A. and Osin, E.N. (2014), "Reflection "good" and "bad": from an explanatory model to differential diagnosis", Psychology. Journal of Higher School of Economics, No 11 (4), pp. 110135.
8. Sizikova, T.E. and Voloshina, T.V. (2018), Personality. Reflection. Training, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk.
9. Zotova, O.Yu. and Karapetyan, L.V. (2018), "Psychological security as the foundation of personal psychological wellbeing (analytical review)", Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 11 (4), pp.
100-113.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.01.2020
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И ОБУЧАЕМОГО
Нина Александровна Мелешкова, кандидат педагогических наук, доцент, Маргарита Викторовна Борисова, старший преподаватель, Андрей Юрьевич Мусохранов,
старший преподаватель, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического
университета имени Г. В. Плеханова
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов в рамках образовательного процесса, являясь традиционной для области психологических наук, тем не менее, актуализируется в свете новых подходов к осмыслению отношений педагога и обучаемого. Объектом исследования рассматриваются отношения педагога и обучаемого в рамках образовательного процесса. Цель исследования выявить психологические аспекты в процессе взаимодействия педагога и обучающегося в рамках моделирования образовательного процесса. В результате исследования определено, что основу сотрудничества в деятельности составляет специфика межличностных отношений, на основе которых взаимодействие моделируется и формируется с учетом психологических аспектов данных отношений, который, помимо этого, включают и психологические концепты личностного развития обучаемого в ходе сотруднической деятельности.
Ключевые слова: сотрудничество педагогического работника и обучаемого, взаимодействия субъектов в рамках образовательного процесса, отношения педагога и обучаемого, педагогические подходы, психологическое сопровождение обучаемого.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p415-419
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION AND COOPERATION BETWEEN
THE TEACHER AND STUDENT
Nina Alexandrovna Meleshkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Margarita Viktorovna Borisova, the senior teacher, Andrey Yurievich Мusokhranov, the senior teacher, Kemerovo Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Abstract
This article deals with the problem of interaction of the subjects within the educational process, which is traditional for the field of psychological sciences, but is updated in the light of new approaches to understanding the relationship between the teacher and the student. The object of the study is the relationship between the teacher and the student in the educational process. The purpose of the study is to identify psychological aspects in the process of interaction between the teacher and the student in the framework of modeling the educational process. The study determined that the basis of the cooperation activities is the specificity of interpersonal relations, on the basis of which the interaction is modeled and formed, taking into account the psychological aspects of these relations, which, in addition, include the psychological concepts of personal development of the student during collaborative activities.
Keywords: cooperation of the teacher and the student, interaction of subjects within the educational process, relations of the teacher and the student, pedagogical approaches, psychological support of the student.
ВВЕДЕНИЕ
Педагогические подходы, учитывающие психологические аспекты взаимоотношений, а также аспекты формирования фундаментальных представлений об интегративном