УДК 373.3
© 2024
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
О.Н. Грачева, старший преподаватель кафедры математики и информатики
Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: мотивация; учитель; школа; кадры; дефицит; стимул.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос нехватки педагогических кадров в современной школе. Особое внимание уделяется информации, представленной департаментом образования. Рассматриваются психологические аспекты обозначенной проблемы.
Любой руководитель образовательного учреждения всегда заинтересован в том, чтобы профессиональная педагогическая деятельность осуществлялась на высоком уровне. В соответствии с этим очень важно выявить систему материальных и нематериальных стимулов, которые способствуют сохранению талантливых педагогических кадров и пополнению штата новыми перспективными профессионалами, которые способны работать в современных условиях. Так как мотивация - это главный аспект, приводящий любое действие к успеху.
Единого и общепринятого определения понятия мотивации в психологии не существует. Различные авторы характеризуют мотивацию с учетом специфики научного направления. Рассмотрим содержание понятия «мотивация» с позиции отечественных исследователей. По мнению Э.А. Уткина, «мотивация - это состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации».
Г.Г. Зайцев дает следующее определение понятию мотивации: «мотивация - это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности».
Представляет интерес подход к определению мотивации как процесса российского исследователя А.М. Сергеева, который считает, что «мотивация - это процесс, обусловленный необходимостью, которая создает побуждение к действию или активности».
Вопросы мотивации профессиональной деятельности учителей изучались в науке с разных точек зрения:
- с позиции проблемы мотивации профессиональной деятельности учителей (Е.Н. Волкова, М.А. Була-женко);
- с точки зрения управленческого аспекта (В.И. Ан-дрицки);
- с позиции проблемы непринятия учителями изменений и модернизаций (Е.В. Губанова, В.Г. Горб).
Рассмотрим мотивацию современных учителей с позиции информации, представленной в цифровой форме на сайте департамента образования нескольких городских округов Самарской области: Самара, Тольятти, Отрадный, Жигулевск и Новокуйбышевск.
«Все школы в нашей стране - а их более 40 тысяч -готовы к началу учебного года, они полностью укомплектованы учителями. Сейчас завершаются мероприятия, связанные с их проверкой со стороны Роспотребнадзо-ра и МЧС». Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в интервью каналу «Россия-24» 12 августа 2022 года. И это сказано в то время, когда нарастающий дефицит учителей стал главной проблемой российских школ. Ниже представлена диаграмма, отражающая кадровый дефицит учителей математики некоторых городов Самарской области.
ВАКАНТНЫЕ МЕСТА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРЕДМЕТ-МАТЕМАТИКА)
Тольятти; 19
Рис. 1. Количество открытых вакансий учителей математики Сегодня перед учителем стоит непростая задача - создать условия для развития творческих способностей
учеников, развивать у них стремление к творческому повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, их индивидуальные склонности и дарования.
Рис. 2. Задачи современного учителя
Но возможно ли качественное решение всех этих за- Тольятти, показанная на рисунке 3, ниже среднестати-дач, если заработная плата учителя математики города стической.
Педагогическая должность
учитель математики
МБУ (наименование сокращенное по Уставу) Адрес К-во ставок Размер заработной платы (руб.) Телефон для связи
МБУ Гимназия №77 ул. Ворошилова, 3 1 25000 36-23-52
МБОУ "Гимназия № 9" ул. Баныкина, 22 1.5 37000 26-87-47
МБУ "Лицей № 37' б-р Буденного, 1 1 30000 35-10-50
МБУ "Лицей N»6" ул. Мурысева, л. 61 2 22000 24-26-53
МБУ "Лицей N967" пр-кт Степана Разина, 73 1 35000 34-62-77
МБУ "Школа 59" пр-т Степана Разина, 65 1 25000 34-71-43
МБУ "Школа № 13" Молодежный б-р, 28 1 16242 95-00-35
МБУ "Школа № 18" ул. Мурысева, 89а 1.5 30000 24-02-71,2420-51.24-0030
МБУ "Школа № 2" ул. Севастопольская, 1 2 35000 8(8482)45-21-91, 45-21-78
МБУ "Школа № 26" ул. Баныкина, 12 2 30000 48-02-67
МБУ "Школа № 4" ул. Горького, 88 1 27000 22-54-74
МБУ "Школа № 40" Ленинский пк-т, 42 1 30000 20-06-01
М6У "Школа 69" ул. 40 лет Победы, д. 120 1 зоооо 30-86-88
МБУ "Школа N9 75" ул. Гидротехническая, 31 1 20000 45-06-11
МБУ "Школа N9 79" б-р Космонавтов, 17 1 30000 30-15-39
МБУ "Школа N9 86" ул. 40 лет Победы, 44 1 20000 20-36-61
МБУ "Школа N9 90* ул. Татищева, 19 1 25000 95-03-49
МБУ "Школа N9 91" ул. Льва Толстого, 26а 1.4 25000 | 25-25-09
МБУ "Школа N93" б-р 50 лет Октября, 61 1 22000 22-36-27, 22-
Рис. 3. Сведения по заработной плате учителей математики г.о.Тольятти, декабрь 2023 г.
По данным Самарастат среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций городского округа Тольятти составила 54327 рублей.
Посредством сравнения вышеуказанной информации несложно заключить, что доходы учителя позволяют удовлетворить лишь физиологические потребности первой ступени иерархии, названной американским психологом А. Маслоу. Согласно теории А. Маслоу,
любые изображенные на рисунке 4 потребности начинают мотивировать поведение только после того, как удовлетворены потребности всех предыдущих уровней. В ситуации трудовой деятельности это означает, что люди в первую очередь прикладывают усилия к удовлетворению неудовлетворенных потребностей самого низшего уровня.
Рис. 4. Пирамида А. Маслоу
Таким образом, заработная плата, как основная форма мотивации сотрудников, не способствует росту числа работающих учителей, так как современный учитель имеет более широкий спектр материальных потребностей. Это объясняет кадровую нехватку в системе образования. Значение экономической составляющей мотивации труда в повышении качества деятельности, её результативности, улучшение микроклимата в учреждении, подготовке кадров для инноваций актуализирует необходимость комплексного исследования теоретических и прикладных аспектов мотивации.
Для человека приоритетны потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека значимым является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. А это значит, что материальный фактор - это не единственный мотивационный аспект образовательной деятельности учителя. Осознание важности своей профессии, стремление получить признание и уважение в обществе, понимание того, что работа учителя помогает раскрыть потенциал каждого ребенка и может положительно влиять на жизнь учеников - вот то, что можно считать аспектами мотивационной сферы современного учителя. Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов.
Продолжая анализировать информацию, мы сталкиваемся с новым фактом. Численность работающих учителей в возрасте до 25 лет имеет положительную динамику. И эту информацию можно увидеть на рисунке 5.
3. КАДРЫ
№ п/п Наименование показатели Ед. нам. 2020/202 ] 2021/2022 2022/2023
гоу/моу НОУ всего ГОУ/МОУ НОУ всего ГОУ/МОУ НОУ весго
Общее образование
I. Общая численность работников чел. 10682 376 1 1058 10598 397 10995 10480 425 10905
2. Численность учителей, т них: чел. 6661 186 |_£847| 6317 218 _£¡535 | 7288 300 7588
2.1. в возрасте до 25 лет чич 56) 8 569 605 13 618 794 16 810
11.1. дол л учителей ь возрасти до 25 лет % 8,4 4,3 8,3 9,6 6 905 10,9 5,3 10,7
2.2. в возрастем 35 лет чич. 1629 50 1679 1675 50 1725 1168 76 1244
2.2.1. дол л учителей л возрасте до 35 лет % 24,5 26,9 24,5 26,5 22,9 26,4 18,3 25,3 16,4
2.3. пенсионеры чич. 929 36 965 898 35 933 1232 45 1277
2.3.1. дол л учителей пенсионного возраста % 13,9 19,3 14,0 14,2 16 14,3 19,3 15 16,8
Рис. 5. Количество учителей, работающих в школе с 2021 по 2023 год
Положительная динамика обусловлена госпрограм- ленность работающих учителей, к сожалению, имеет мой поддержки молодых специалистов. Но общая чис- отрицательную динамику.
Приведенные факты и современные теории доказывают, что далеко не всегда материальные стимулы побуждают человека трудиться усерднее, лучше, ценить свою профессиональную деятельность. Поэтому задача каждого руководителя образовательной системы на всех уровнях государственной власти - это удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников любого возраста. Эффективное управление мотивацией невозможно без понимания того, что движет человеком и побуждает его к деятельности, как и какими методами мотивы могут быть приведены в действие. Правильно обозначенная цель, профессионально выстроенная стратегия стимулирования,
создание благоприятных условий труда могут служить мотивирующим фактором для любого педагога. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Патрахина Т.Н., Романчук К.П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 461-464.
2. Горбач Н.С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы // Молодой ученый. 2021. № 3 (345). С. 42-44.
3. Рогов Е.И., Недайводина А.М. Особенности мотивации педагогов, работающих в образовательных организациях разной формы собственности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. С. 62-65.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MODERN TEACHER
© 2024
O.N. Gracheva, Senior Lecturer of Mathematics and Computer Science Department
St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)
Keywords: motivation; teacher; school; need; incentive.
Abstract. The article deals with the issue of the shortage of teaching staff in a modern school. Special attention is paid to the information provided by the Department of Education. The psychological aspects of the indicated problem are considered.