ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.М. Самсонова, магистрант А.В. Лабзин, канд. экон. наук, доцент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10078
Аннотация. В статье раскрывается основные проблемы кадрового обеспечения общего образования, рассмотрены пути решения проблем, приведена статистика за последние несколько лет. Актуальность данного исследования заключается в том, что система образования - это элемент, который подвергается постоянным изменениям и реформам. Образование, есть ключевой ресурс развития страны, которой основывается на высококвалифицированных кадрах, а их нужно готовить. Благодаря анализу данных можно скорректировать программы, стратегии, найти новые пути решения проблем.
Ключевые слова: кадровая обеспеченность, образовательное учреждение, образовательная программа, качество образования.
На современном этапе развития системы образования РФ наиболее значимой является проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных учреждениях.
Данная проблема актуальна именно в настоящее время, потому что на современном этапе развития общества, первоочередной задачей стоит обучение школьников на уровне усвоения и применения полученных знаний, достаточном для дальнейшего обучения в высших и средне-специальных учебных заведениях. Следовательно, данная задача невыполнима без
участия в образовательном процессе квалифицированных педагогических кадров.
Общее образование может быть получено в общеобразовательных организациях, осуществляющие обучение по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в качестве дополнительной к своей основной деятельности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Таблица 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования (на начало учебного года; единиц)......
2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2014 2014/ 2015 2015/ 2016 2016/ 2017 2017/ 2018 2018/ 2019
Число государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования 770 753 736 727 717 712 699 696 695 691 691
в том числе:
в городах и поселках городского типа 410 404 397 396 390 385 379 376 371 370 370
в сельской местности 360 349 339 331 327 327 320 320 324 321 321
Число частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования 19 18 17 18 19 20 20 18 19 20 22
в том числе:
в городах и поселках городского типа 18 17 16 17 18 19 19 18 19 19 21
в сельской местности 1 1 1 1 1 1 1 - - 1 1
Таблица 2. Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования (на начало учебного года; тысяч человек)_
2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2014 2014/ 2015 2015/ 2016 2016/ 2017 2017/ 2018 2018/ 2019
Численность обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования 285,9 283,6 284,7 287,5 287,7 289,4 295,0 303,1 311,5 321,4 328,5
в том числе:
в городах и поселках городского типа 223,1 222,8 225,6 229,8 231,2 233,2 238,5 245,5 252,8 260,5 266,7
в сельской местности 62,8 60,8 59,0 57,7 56,6 56,2 56,5 57,6 58,7 60,8 61,8
Численность обучающихся в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования 2,7 2,2 2,1 2,2 2,5 2,7 2,5 2,5 2,6 2,7 2,9
в том числе:
в городах и поселках городского типа 2,5 2,1 2,0 2,1 2,4 2,5 2,5 2,5 2,6 2,7 2,9
в сельской местности 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 - - - 0,0 0,0
Если говорить о численности обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования то она за 10 лет выросла поч-
ти на 43 тыс. человек. Данная статистика говорит о том, что система образования нуждается в новых школьных сооружениях.
Таблица 3. Кадровый потенциал осуществляющий подготовку по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
№ п/п Наименование показателя Ед. изм. Учебный год
2016/2017 2017/2018 2018/2019
ГОУ/ МОУ НОУ всего ГОУ/ МОУ НОУ всего ГОУ/ МОУ НОУ всего
1. Общая численность работников чел. 50767 805 51572 50630 804 51434 50441 832 51273
2. Численность учителей, из них: чел. 19622 336 19958 19719 340 20059 19661 353 20014
2.1. в возрасте до 25 лет чел. 1288 16 1304 1329 16 1345 1320 19 1339
2.1.1 доля учителей в возрасте до 25 лет % 6,56 4,76 6,53 6,74 4,71 6,71 6,71 5,38 6,69
2.2. в возрасте до 35 лет чел. 4212 78 4290 4366 83 4449 4369 79 4448
2.2.1 доля учителей в возрасте до 35лет % 21,47 23,21 21,50 22,14 24,41 22,18 22,22 22,38 22,22
2.3. пенсионеры чел. 4486 86 4572 4581 83 4664 4656 84 4740
2.3.1 доля учителей пенсионного возраста % 22,86 25,60 22,91 23,23 24,41 23,25 23,68 23,80 23,68
Согласно данным таблицы можно сделать вывод о том, что кадровый потенциал сильно снижается. Причинами кадрового и материально-технического обеспечения образования является неконкурентная заработная плата, непрестижность профессии, деформированная половозрастная структура, низкая мотивация части педагогов к повышению результативности труда в совокупности с несоответствующими современным требованиям условиями организации образовательного процесса могут быть серьёзными барьерами на пути
достижения современного качества образования.
Также, к одним из причин нехватки учителей в школах можно отнести то, что студенты, отучившись в высших учебных заведениях на педагогические специальности, после получения диплома идут работать на более высокооплачиваемую работу. Десятки из потока студентов идут работать по специальности. И лишь единицы из них не уходят из школ спустя пару лет.
К путям решения данной проблемы можно отнести: повышение заработной
платы учителей, финансовое поощрение квалифицированных педагогов и повышение статуса учителя в современном обществе, гарантированные места в образовательных учреждениях путем предоставления направлений на обучение, а также модернизация системы подготовки педагогических кадров.
В Самарском государственном социально-педагогическом университете существует «Центр содействия студенческой занятости и трудоустройства выпускников», главной целью деятельности центра, является содействие занятости студентов и трудоустройство выпускников.
Достижение указанной цели центр осуществляет посредством решения следующих задач:
- трудоустройство выпускников университета;
- оказание содействия временной занятости обучающихся университета;
- анализ рынка труда по направлениям подготовки Университета, включая выявление профессиональных требований работодателей к выпускникам университета;
- адаптация обучающихся к работе по специальности/направлению;
- создание и координация работы Ассоциации выпускников СГСПУ.
Предоставление мер социальной поддержки выпускникам образовательных учреждений высшего образования и профессиональных образовательных учреждений, обучающимся по педагогическим специальностям, осуществляется в виде выплаты в период ученичества, но не более восьми месяцев, дополнительной стипендии в размере 500 рублей в месяц и единовременного пособия на обустройство в
размере: 160 тыс. руб. для поступающих на работу в образовательные учреждения, расположенные в городских округах Самарской области, по любой педагогической специальности; 250 тыс. руб. для поступающих на работу в образовательные учреждения, расположенные в поселениях на территории Самарской области, по любой педагогической специальности; 350 тыс. руб. для поступающих на работу по специальности учителя начальных классов, учителя математики, физики, русского языка и литературы, географии, биологии, истории, иностранного языка в общеобразовательные учреждения расположенные в сельских населенных пунктах на территории Самарской области, с удаленностью от города или районного центра более 30 км, предусматриваемых договором, заключаемым между государственным (муниципальным) образовательным учреждением в Самарской области, лицом, обучающимся на последнем курсе в образовательном учреждении высшего образования или профессиональном образовательном учреждении и ищущим работу по педагогической специальности, и министерством образования и науки Самарской области.
Таким образом, образование - один из ключевых компонентов стратегии развития России, реализации концепции устойчивого развития, обеспечения всей системы национальной безопасности, которое не возможно без высококвалифицированных кадров, а их готовят учителя. Россия сможет развиваться только как образованная, просвещенная страна, в которой государство вместе с обществом постоянно несет ответственность за темпы повышения образовательного ценза населения.
Библиографический список
1. Результаты и перспективы развития системы образования Самарской области. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/219/46511.php
2. Самарский статистический ежегодник 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : М1рв:// 8ашага81а1 gks.ru/folder/34255? рпп!= 1
3. Территориальный орган Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
5. Самарский государственный социально-педагогическом университет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pgsga.ru/
PROBLEM OF PERSONNEL SUPPORT OF THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION OF THE SAMARA REGION
E.M. Samsonova, Graduate Student
A.V. Labzin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. The article reveals the main problems of personnel support for General education, considers ways to solve problems, and provides statistics for the last few years. The relevance of this study is that the education system is an element that is subject to constant changes and reforms. Education is a key resource for the development of the country, which is based on highly qualified personnel, and they need to be trained. Through data analysis, you can adjust programs, strategies, and find new ways to solve problems.
Keywords: personnel security, educational institution, educational program, quality of education.