УДК 37.012 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-153-162
ББК 74.04(2)
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
FEATURES OF TEACHERS' LABOR MOTIVATION IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Вышиваная Елена Николаевна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Толбинская средняя общеобразовательная школа имени героя Российской Федерации летчика-испытателя Куимова Николая Дмитриевича; аспирант, ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» E-mail: [email protected]
Vyshivanaya Elena N.
Deputy Director for Educational Work, ToLbinskaya Secondary School named after the Hero of the Russian Federation, test pilot Kuimov Nikolay Dmitrievich; PhD postgraduate student, State University of Humanities and Technology (GGTU) E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обоснована проблема поиска эффективной системы мотивации педагогических работников в условиях реорганизации образовательных учреждений путем объединения их в один образовательный комплекс. Целью исследования являлось определение мотивов, лежащих в основе деятельности педагогических работников на фоне интеграции. Задачи данной работы заключались в теоретическом и практическом обосновании выбранной диагностики потребностей и мотивов деятельности сотрудников реорганизованных учреждений; установление факторов, влияющих на мотивацию; ранжирование компонентов
Abstract. The article substantiates the issue of finding an effective motivation system for teaching staff in the conditions of reorganization of educational institutions by combining them into one educational cluster. The purpose of the study was to determine the motives that underlie the activities of the teaching staff against the background of integration. The objectives of this work consisted in theoretical and practical substantiation of the chosen diagnostics of the needs and motives of the employees of the reorganized institutions; identification of factors affecting their motivation; ranking
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Вышиваная Е. Н., 2023
в структуре мотивационнои трудовой деятельности.
Для решения задач эксперимента использовались математико-статистические методы, сравнительный анализ и обобщение материалов, изучение документов, опрос, анкетирование и методы обработки и интерпретации полученных данных. В результате исследования обоснована актуальность и результативность диагностики внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотиваций. Перспективы дальнейшего исследования связаны с конкретизацией путей реализации представленных мотивов и разработки методических рекомендаций по их использованию в практике управления образовательными комплексами.
of components within the structure of motivational work activity. To solve the problems of the experiment, mathematical and statistical methods, comparative analysis and generalization of materials, study of documents, survey, questionnaire and methods of processing and interpretation of the data obtained were used. As the result of the study, the relevance and effectiveness of diagnostics of internal, external positive and external negative motivations are substantiated. The prospects for further research are related to the specification of ways to implement the presented motives and to develop methodological recommendations for their practical application when managing educational clusters.
Ключевые слова: образовательный комплекс, педагоги, иерархия мотивационных предпочтений, мотивы деятельности, потребности.
Keywords: an educational cluster, teachers, hierarchy of motivational preferences, motives of activity, needs.
Для цитирования: Вышиваная Е.Н. Особенности трудовой мотивации педагогов в условиях интеграции образовательных организаций // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 153-162. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-153-162.
Cite as: Vyshivanaya E. N. Features of teachers' labor motivation in the conditions of integration of educational organizations. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 153162. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-153-162.
Поиск оптимальных управленческих решений в настоящее время занимает многих руководителей системы образования. В первую очередь, это касается директоров образовательных комплексов, которым необходимо включать сотрудников реорганизованных учреждений в процесс профессиональной адаптации. Решение проблем привыкания работников к новым условиям труда стимулирует управленческий персонал анализировать факторы, влияющие на профессиональные желания и потребности работников.
По нашему мнению, повысить качество совместной работы может система мотивации управления персоналом. Для создания такой системы руководителю необходимо хорошо ориентироваться в проблемах трудовой мотивации, побудительной структуре трудовой деятельности работников [1].
В данном контексте целью статьи является анализ обстоятельств, побуждающих сотрудников к работе в образовательном комплексе. Задачами выступают: оценка
структурной мотивационной деятельности персонала всех подразделений образовательных комплексов (дошкольных и школьных отделений) и установление иерархических мотивационных предпочтений педагогов.
Ввиду того, что методик и инструментов исследования названной темы применительно к образовательному комплексу недостаточно, методами, методиками и технологиями, применяемыми в исследовании, явились: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, документарный анализ, систематизирование опросных материалов, обоснование анкетных результатов.
Обзор научной литературы указывает на следующие признанные группы методов мотивации в образовательных организациях: административные, социально-психологические и экономические меры [2]. Исходя из анализа популярных способов и видов мотивации можно сделать вывод о том, что моделирование руководителем специальных условий, координирующих рабочую обстановку, составляет суть успешной мотивации, в которой мотивация выступает импульсом желания работника к стремлению осуществления определенной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Управленческая система мотивации педагогического труда
Потребности педагогов Управленческий стимул Расширение рамок профессиональных возможностей
Материальная потребность Соответствие зарплаты выполненной работе Приобретение желаемых вещей, в том числе методической литературы
Социальные потребности Сравнительный анализ достижений всех педагогов; обратная связь Знакомство с критериями успеха; диссе-минация опыта через семинары, конференции, профессиональные сообщества
Личностный рост и самоактуализация Индивидуальная программа развития, перспективное планирование Рост профессиональной карьеры
С. В. Булганина и соавт. [3] факторами, влияющими на мотивацию, считают: матери -альные стимулы, профессиональные лейтмотивы, самореализацию, самоутверждение и престиж, выделяя их первичное место в управлении педагогическим коллективом. Авторы ссылаются на большие трудности влияния традиционных административных форм, таких как денежное поощрение, жесткий контроль и механизмы наказаний, на мотивацию сотрудников.
Современные исследования Е. В. Грязновой, С. М. Мальцевой, И. А. Треушникова [4] отмечают, что дефицит разделяемых целей и организационных ценностей приводит к снижению мотивации в педагогических коллективах. Авторы рекомендуют при формировании образовательных учреждений нового поколения разрабатывать актуальные нравственные и имущественные импульсы. На наш взгляд, некритичное подражание бизнесу в мерах мотивации персонала может сильно навредить процессу формирования эффективной стратегии развития многоуровневого образовательного комплекса, снизить благожелательность работников.
Для диагностики потребностей и мотивов деятельности сотрудников реорганизованных учреждений нами была отобрана группа респондентов, местом работы которых являются недавно (от 1 месяца до 1 года) созданные образовательные комплексы. Всего 252 педагога, из которых 126 человек - работники дошкольных структурных подразделений и столько же - учителя школьного отделения образовательных комплексов Московской области. Анализу была подвергнута субъективная оценка респондентов, полученная в ходе социологического изучения мотивации, проведенная в виде анкетирования.
В целях исследования мотивационной составляющей профессионально-педагогической деятельности мы использовали методику измерения структуры мотивации трудовой деятельности К. Замфир в модификации А. А. Реана [5], диагностирующую следующие компоненты в структуре мотивационной трудовой деятельности: внутренняя, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивации.
Для реализации установленной цели было предпринято ранжирование мотивов профессионального труда и сравнение структуры мотивации у педагогических работников дошкольных и школьных структурных подразделений образовательных комплексов. Описательными статистиками служили математико-статистические методы вычисления среднеарифметических данных и ранжирование результатов.
Анализ результатов ранжирования мотивов трудовой деятельности позволяет сделать вывод об общей картине мотивации педагогов дошкольных и школьных отделений образовательных комплексов (табл. 2). Очевидной является выраженность внутренней мотивации и различия по выборкам между дошкольными и школьными отделениями. В обеих исследуемых группах (школьной и дошкольной) диапазон наибольших мотива-ционных показателей находится в пределах от средней до очень большой меры.
Таблица 2
Результаты ранжирования мотивации трудовой деятельности, %
Мотивы В очень незначительной мере В достаточно незначительной мере В небольшой, но и в немаленькой мере В достаточно большой мере В очень большой мере
ДОУ МОУ ДОУ МОУ ДОУ МОУ ДОУ МОУ ДОУ МОУ
Денежный заработок 3 0 4 0 21 15 43 45 29 40
Стремление к продвижению по работе 9 15 17 5 26 50 33 20 15 10
Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 6 0 12 10 37 15 36 55 9 20
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 9 10 8 15 23 10 37 40 23 65
Окончание табл. 2
Мотивы В очень незначительной мере В достаточно незначительной мере В небольшой, но и в немаленькой мере В достаточно большой мере В очень большой мере
ДОУ МОУ ДОУ МОУ ДОУ МОУ ДОУ МОУ ДОУ МОУ
Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 0 5 8 5 21 10 49 70 22 10
Удовлетворение от самого процесса и результата работы 0 0 0 0 3 5 40 40 57 55
Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности 0 0 0 0 9 15 37 60 53 25
Следовательно, находящиеся в этой зоне охвата индикаторы лежат в основе мотивации профессиональной деятельности педагогов образовательных комплексов. Самые высокие данные в двух группах имеют смежные, но все-таки разные меры: достаточно большую у школы и очень большую - у дошкольников. Численные наивысшие показатели значительно отличаются. Для более детального анализа проведено сравнение полученных результатов.
Оценивая наибольшие мотивационные значения, полученные от дошкольных отделений (рис. 1), можно констатировать, что почти все (97%) педагогов-дошкольников в очень большой и достаточно большой степени оценивают удовлетворение от самого процесса и результата работы (57% и 40%) и возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности (53% и 37%). Больше половины работников-дошкольников применяют эти меры для оценки значимости денежного заработка (29% и 43%) и потребности в достижении социального престижа и уважения со стороны других (49% и 20%). 48% работников-дошкольников по совокупности высоких баллов (15% и 33%) определяют значимым для себя стремление к продвижению по карьерной лестнице. В рамках 45-48% установлены показатели желания избежать критики руководства и коллег (36% и 9%) и намерения уклониться от возможных наказаний или неприятностей (33% и 14%). Мотивы удовлетворения от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности в очень и достаточно незначительной степени отсутствуют у данной категории опрошенных.
Ведущими высокими мотивационными показателями школьных отделений (рис. 2) выявлено большее количество потребностей: удовлетворение от самого процесса и результата работы (55% и 40%); денежный заработок (40% и 45%), возможность самореализации (25% и 60%); достижение социального престижа и уважения со стороны других (10% и 70%). Чуть меньше, в пределах 75%-б5%, зафиксированы внешние отрицательные потребности уклонения от: критики руководства и коллег (20% и 55%) и наказаний и неприятностей (25% и 40%).
Меньше всех и с большой разницей набрали результаты стремления к продвижению по работе (10% и 20%). Проигнорированы всеми участниками школьного опроса незначительная и достаточно незначительная меры самореализации и удовлетворения от процесса работы, что говорит о значимости этих факторов для педагогов.
С целью изучения иерархии мотивов профессионально-трудовой деятельности мы сложили данные достаточно большой и очень большой мер. Результат ранжирования мотивов трудовой деятельности у сотрудников образовательных комплексов показал сходную иерархическую расстановку мотивов профессионально-трудовой деятельности по некоторым показателям (см. рис. 1, 2). Установлен факт, что в обеих исследуемых группах (школьной и дошкольной) главной побуждающей силой является удовлетворение от самой работы, что свидетельствует о сознательном выборе профессии.
о/ /о
100 80 60 40 20
97
90
Ж
4?
72
Л*
69
/ У
60
# £
48
еЯ
45
I I
/
Рис. 1. Иерархическая расстановка мотивов профессионально-трудовой деятельности педагогов
дошкольного отделения, %
о/ /о
100 80 60 40 20 0
95
„о
Л
90
85
«б?
сГ
80
ЛГ А
/ * 4 У
75
65
«Р
30
I
#
а-
Рис. 2. Иерархическая расстановка мотивов профессионально-трудовой деятельности педагогов
школьного отделения, %
Первые три места у работников образовательного комплекса занимают внутренние и внешние положительные мотивы: удовлетворение от самого процесса и результата работы, самореализация и заработная плата. Как видно из рис. 1, для школьных работников заработная плата находится на 2-м месте, тогда как у дошкольных, с теми же цифровыми показателями, 2-е место занимает самореализация (90%) и на 3-м месте -заработная плата (72%). Потребность в уважении и социальном престиже находится на 4-м месте у всех исследуемых групп, но цифровые показатели значительно отличаются (80% - школа, 69% - детский сад). Различия по выборкам внешних отрицательных мотивов заключаются в перераспределении иерархии и цифровых значений (табл. 3).
Таблица 3
Иерархия внешних отрицательных мотивов
Место Школа Детский сад
V Критика - 75% Неприятности - 60%
VI Неприятности - 65%
VII Критика - 45%
Предполагается, что высокий процент отрицательных мотивов связан с авторитарным стилем руководства и переживаниями адаптационного периода. Наибольшие расхождения зафиксированы в показателях избегания критики: 5 место и 75% у школьного отделения и последнее место и 45% у дошкольного отделения. Из этого можно заключить о более благоприятной обстановке в дошкольном структурном подразделении.
Установлен факт отсутствия у большинства сотрудников (70%) школьного отделения желания карьерного роста; и наоборот, присутствии почти у половины педагогов (48%) дошкольного отделения готовности к продвижению по работе. Полученные данные приводят к заключению о разном стиле руководства структурными подразделениями. Для уточнения этих параметров было принято решение о дополнительном проведении анализа организационной культуры присоединенных учреждений.
Сопоставление типов мотивации (внутренней ВМ, внешней положительной ВПМ и внешней отрицательной ВОМ) и сравнение их путем среднеарифметического подсчета с целью определения структуры мотивационных комплексов двух сопоставляемых структурных подразделений раскрыло различные соотношения (рис. 3).
В первых рядах структуры у всех педагогических работников комплекса располагается внутренний мотив удовлетворения от работы (ВМ 4,75 - детский сад и ВМ 4,3 -школа), за которым в авангарде следует также внутренний мотив возможности самореализации. В группе дошкольников следом за внутренними мотивами располагаются внешние положительные мотивы (ВПМ 3,67): потребность в достижении социального престижа и уважения коллег, заработок, а в группе учителей чаще встречаются внутренние отрицательные мотивы избегания критики, возможных наказаний и неприятностей, количество которых дислоцирует их на вторую позицию (ВОМ 3,65). Внутренние положительные мотивы дошкольных работников преобладают над отрицательными (ВОМ 3,45) и, наоборот, уступают у педагогов школьного отделения (ВПМ 3,51). При таких
4,75
4,3
45 в 3,513,65
ДОУ МОУ
вм впм вом
Рис. 3. Сравнительный анализ структуры мотивационных комплексов (мотивация: ВМ - внутренняя, ВПМ - внешняя положительная, ВОМ - внешняя отрицательная)
обстоятельствах, преобладание внутренней мотивации над внешней говорит о предпочтении большинством работников самого процесса работы материальным и другим благам. Вместе с тем, профессиональная направленность значительной части учителей ориентирована на избегание порицания.
Среднеарифметический подсчет мотивационных комплексов школьного и дошкольного структурных подразделений позволил предпринять сравнительный анализ
соотношения типов мотиваций (рис. 4). %
100 90 80 70 60 50 40 30 20
10 ЩЩ 3 о
внутренняя внешняя внешняя
мотивация положительная отрицательная
мотивация мотивация
■ ДОУ ■ МОУ
Рис. 4. Соотношение типов мотиваций дошкольных и школьных структурных отделений
образовательных комплексов, %
Судя по рис. 4, мотивационный комплекс образовательной организации в целом является промежуточным с точки зрения эффективности сочетания мотиваций, и относится к неоптимальному типу: ВМ > ВОМ < ВПМ - школа ВМ > ВПМ = ВОМ - детский сад
Однако в варианте школы мотивационный комплекс более негативен, чем в детском саду. В дошкольном отделении занижены показатели внешней положительной мотивации и равны внешним отрицательным показателям (по 3%). В школьном отделении комплекс внешней положительной мотивации вообще отсутствует (0%), а разрыв между цифровыми показателями внутренней и внешней отрицательной мотивациями незначительный (55% и 45%), тогда как у дошкольников он составляет 94% и 3%. Из этого следует, что, несмотря на удовлетворенность педагогов избранной профессией (о чем свидетельствует высокий показатель ВМ), среди педагогов присутствует эмоциональная нестабильность, продиктованная отрицательными мотивами боязни неприятностей, причем в школьном отделении она значительно высока, по сравнению с дошкольным отделением.
Мы предполагаем, что одинаковый вес положительных и отрицательных мотивов обусловлен адаптационным периодом стадии формирования коллективов дошкольных отделений. Предположительно причиной высокого уровня нестабильности учителей является авторитарный стиль руководства и адаптационные мероприятия, которые перевешивают престиж и материальные блага.
Сопоставительный анализ данных, представленных на рис. 4, показывает значительное доминирование внутренней мотивации перед внешней, из чего можно заключить, что для всех педагогов образовательного комплекса очень большое значение имеет сам по себе, без внешнего давления, процесс и результат работы. Следовательно, педагогический состав нацелен на продуктивную работу, что является хорошим подспорьем руководителю организации при формировании стратегии развития учреждения.
Таким образом, причинный анализ обстоятельств, побуждающих сотрудников к работе в образовательном комплексе, показал ориентацию педагогов образовательного комплекса на внутреннюю мотивацию: осознанный выбор профессии у значительного большинства работников и высокое желание продуктивной педагогической деятельности. Важное значение для подавляющей части сотрудников образовательных комплексов имеет достойная заработная плата, подтверждение призвания и позитивные рабочие отношения. Для проектирования эффективной системы методов управления образовательным комплексом директору следует знать мотивы, лежащие в основе деятельности его сотрудников.
Список литературы
1. Патракова Н. О. К вопросу о мотивации трудовой деятельности педагога // Молодой ученый. 2017. № 25 (159). С. 309-312. URL: https://moluch.ru/archive/l59/44811/ (дата обращения: 05.02.2023).
2. Озерникова Т. Г. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. 183 с.
3. К вопросу о трудовой мотивации педагогов / С. В. Булганина, С. М. Мальцева, В. П. Го-гулина, С. О. Голованова // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 2 (31). С. 31-33.
4. Грязнова Е. В., Треушников И. А., Мальцева С. М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.
5. Замфир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. М.: Политиздат, 1983. 198 с.
References
1. Patrakova N. O. K voprosu o motivatsii trudovoy deyatelnosti pedagoga. Molodoy uchenyy. 2017, No. 25 (159), pp. 309-312. Available at: https://moluch.ru/archive/159/44811/ (accessed: 05.02.2023).
2. Ozernikova T. G. Sistemy motivatsii i stimulirovaniya trudovoy deyatelnosti: textbook. Irkutsk: Izd-vo BGU, 2016. 183 p.
3. Bulganina S. V., Maltseva S. M., Gogulina V. P., Golovanova S. O. K voprosu o trudovoy motivatsii pedagogov. Baltiyskiygumanitarnyy zhurnal. 2020, No. 2 (31), pp. 31-33.
4. Gryaznova E. V., Treushnikov I. A., Maltseva S. M. Trevozhnye tendentsii v sisteme rossiyskogo obrazovaniya: analiz mneniy uchenykh i pedagogov. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019, No. 2 (38), pp. 47-57.
5. Zamfir C. Udovletvorennost trudom: Mnenie sotsiologa. Moscow: Politizdat, 1983. 198 p. (In Russian)
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4
Статья поступила в редакцию 15.03.2023 The article was received on 15.03.2023