Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОО'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА / СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ МОТИВАЦИИ / MANAGEMENT SYSTEM / MANAGEMENT ACTIVITIES / PEDAGOGICAL ANALYSIS / PRINCIPLES OF ANALYSIS / LEADERSHIP STYLE / EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галич Татьяна Николаевна, Нуриева Алеся Радиевна, Рузметова Динара Зайридиновна

В данной статье рассматривается вопрос эффективности использования методов педагогического анализа в системе управления дошкольной образовательной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галич Татьяна Николаевна, Нуриева Алеся Радиевна, Рузметова Динара Зайридиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PEDAGOGICAL ANALYSIS IN DOE MANAGEMENT SYSTEM

This article examines the issue of the effectiveness of the use of methods of pedagogical analysis in the management system of a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОО»

работы по созданной системе, воспитанники овладели профессиональной терминологией и свободно могут общаться, применяя новые выражения.

Правильно организованная система методического руководства работой по художественно-эстетическому развитию в ДОО способна поднять качество и уровень работы всех участников образовательной деятельности.

Литература:

1. Белкин Е.Л., Иванов А.М. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения. - М: Просвещение. 2003. - 128 с.

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера. 2004. - 96 с.

3. Голицина B.C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Скрипторий. 2005. - 80 с.

4. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. -М.: Феникс, 2005. - 98 с.

5. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образовательных учреждений. - М.: Владос. 2004. - 344 с.

6. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. - М.: ТЦ Сфера. 2006. 80 с.

7. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005. - 144 с.

8. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. - М.: Айрис-пресс. 2005. - 144 с.

9. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. -М.: Педагогическое общество России. 2005. - 80 с.

10. Экспериментальные материалы для дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 80 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Рузметова Динара Зайридиновна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОО

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос эффективности использования методов педагогического анализа в системе управления дошкольной образовательной организацией.

Ключевые слова: система управления, управленческая деятельность, педагогический анализ, принципы анализа, стиль руководства, внешние и внутренние мотивации.

Annotation. This article examines the issue of the effectiveness of the use of methods of pedagogical analysis in the management system of a preschool educational organization.

Keywords: management system, management activities, pedagogical analysis, principles of analysis, leadership style, external and internal motivations.

Введение. Современный мир ставит перед обществом задачи, цели и требования в вопросе развития качества образования и управления, реализация которых диктует новые правила в разработке эффективной системы управления образовательными организациями.

Управление дошкольной образовательной организацией является сложным процессом. В его структуру входит изучение и анализ имеющегося уровня образования в данном учреждении, определение целей и в соответствии с ними непосредственных задач, включение метода рационального планирования и прогнозирования, определение методов и форм профессиональной деятельности педагогов в работе с детьми дошкольного возраста. А также разработка эффективных методов и путей повышения существующего уровня и качества образования, создание соответствующих условий для сотрудничества и взаимодействия организации с родителями воспитанников.

Другими словами, управление дошкольным образовательным учреждением подразумевает создание системы, в которой действия педагогического коллектива и администрации организации будут научно обоснованы и направлены на повышение качества образовательной деятельности учреждения, его развитие и формирование конкурентоспособности в современных экономических условиях. Управление дошкольной образовательной организацией предполагает использование системного подхода, который представляет собой исследование или развитие объекта как целостного образования, т.е. изучение объекта исследования в виде системы.

Обеспечить системный подход в организации эффективного управления ДОО позволяет использование методов педагогического анализа. Включение в систему управления дошкольной образовательной организацией педагогического анализа подразумевает изучение и обоснованность, применяемых способов и средств для достижения поставленных перед учреждением целей, а также предоставляет объективную оценку полученных результатов педагогической деятельности и разработку, необходимых для перевода организации на новый качественный уровень, мер. Тщательно организованная система анализа управления ДОО обеспечивает планомерность и оперативность в процессе управления воспитательно-образовательной

деятельностью, а также позволяет оценивать уровень компетентности каждого педагога и развития каждого дошкольника.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день в современной литературе вопросы педагогического анализа деятельности работы педагогов с дошкольниками считаются недостаточно освещёнными. Вместе с тем отмечается, что не разработаны единая терминология и технология процесса педагогического анализа, поскольку анализ в роли самостоятельной функции был выделен относительно недавно.

Изучение и анализ литературы, касающейся проблем и вопросов о методах педагогического анализа в системе эффективного управления ДОО позволил выделить ряд противоречий между достаточно высоким уровнем развития теории управления и использование различных подходов в системе управления образовательными учреждениями на практике, между теоретической доказанностью эффективности использования методов педагогического анализа в системе управления, между качеством результатов деятельности образовательной организации и системным подходом к управленческой деятельности, направленной на развитие дошкольной образовательной организации.

Несмотря на то, что вопросы эффективной системы управления дошкольной образовательной организацией на сегодняшний день становится предметом тщательного изучения учёными и практиками (К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк, И.А. Малашихина, Ю.А. Конаржевский, О.Л. Князева, В.С. Лазарев,

A.И. Остроухова, Т.И. Шамова, В.Г. Аглямовская, В.П. Симонов, М.М. Поташник, В.Г. Афанасьев,

B.В. Кондратьев и др.), на современном этапе исследования созданы лишь теоретические предпосылки для решения проблем эффективной системы управления ДОО.

Актуальность данной проблемы заключается в несоответствии медленного темпа перестройки устоявшихся традиций и стереотипов в вопросе использования различных методов и форм управления ДОО на ряду с имеющимися возможностями и разработанными в теории методами эффективного управления.

Нами рассмотрены новые пути оценивания эффективности и результативности системы управления дошкольной образовательной организацией. Выявлена взаимосвязь стиля управления образовательной организацией и уровня продуктивности педагогической деятельности, показаны особенности развития системы управления ДОО за счёт включения в работу организации методов педагогического анализа, разработана система включения педагогического анализа в процесс управления педагогическим коллективом, мотивирующим педагогов к освоению новых подходов в вопросе самоанализа и анализа деятельности ДОО в целом.

Разработанные нами в ходе исследования механизмы эффективного управления ДОО, комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления персоналом, анкеты для педагогов и родителей могут быть использованы работниками дошкольных образовательных организаций на практике с целью повысить эффективность системы управления ДОО.

В ходе исследования использованы целый комплекс взаимодополняющих методов диагностики, грамотно подобранных и разработанных в соответствии с целями и задачами экспериментальной части работы, достаточно широкой выборкой исследуемых субъектов, апробацией полученных в процессе исследования выводов на практике в образовательной организации, а также качественным и количественным анализом полученных данных.

С целью выявить первоначальный уровень эффективности существующей системы управления исследуемой образовательной организации и степень удовлетворённости ею всех участников образовательного процесса, одним из первых методов диагностики было анкетирование по методике А.Л. Журавлёва «Стиль руководства», в котором приняли участие 20 педагогов дошкольных групп и 10 человек -сотрудники администрации, с целью рассмотреть управленческую деятельность руководителя с разных сторон, потому как деятельность работников администрации отличается более тесным взаимодействием с руководством, по сравнению с деятельностью педагогов.

Обработка и анализ результатов анкетирования на констатирующем этапе исследования показал на преобладание одного конкретного стиля руководства персоналом - на абсолютно директивный стиль управления. Несмотря на имеющиеся незначительные расхождения во мнениях по поводу управленческой деятельности руководителя исследуемой образовательной организации и в целом действующей системы управления в ней у членов администрации и педагогического коллектива, система управления в данном образовательном учреждении построена на ориентации руководителя исключительно на собственное мнение и оценку. Для такого стиля управления характерным считается пренебрежение к инициативе персонала и его творческой активности, единоличное принятие решений и строгий контроль за действиями подчинённых.

Также было проведено анкетирование-опрос педагогов, с целью изучить насколько хорошо педагогический коллектив знает структуру работы своего учреждения, его миссию и стратегию, следуют ли они в своей педагогической деятельности принятому видению организации, используется ли в данном учреждении методы педагогического анализа и т.д. Для этого нами была разработана анкета - опросник для педагогов «Система управления и методы её реализации». В анкетировании принимали участие 20 педагогов, которые также приняли участие в нашей дальнейшей исследовательской работе по включению педагогического анализа в деятельность педагогов и использование его в системе управления в целом.

В результате анкетирования удалось узнать, что в организации собрания и педагогические советы проводятся систематически, однако, возможности выступить с докладом или отчётом по своей деятельности именно в формате самоанализа - нет, поскольку данное учреждения и его коллектив не практикуют в своей работе и во всей системе управления методов педагогического анализа. Вместе с тем, по мнению абсолютного большинства опрошенных педагогов, их организация не обеспечивает условиями для реализации инициатив работников, направленных на улучшение работы учреждения и повышения качества образования. Сложившаяся система управления и стиль руководства в данной организации объясняет невысокий уровень включённости педагогов в общий образовательный процесс, низкий уровень понимания и реализации общей, единой цели, а также отсутствие слаженности и единства коллектива.

Также на начальном этапе исследования был рассмотрен уровень рефлексивного отношения педагогического коллектива к своей деятельности на основе методике К. Замфир в модификации А.А Реана «Мотивация профессиональной деятельности», обработка результатов которой представлена ниже в виде таблицы.

Таблица 1

Первичный мотивации профессиональной деятельности педагогов

1 б 2 б 3 б 4 б 5 б

В очень В В не большой, В В очень

№ Мотив незначительной незначительной но и не малой большой большой

мере мере мере мере мере

1 Денежный заработок - 5% 20% 55% 20%

2 Стремление к продвижению по службе 5% 25% 30% 25% 15%

3 Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 20% 45% 30% 5%

4 Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 30% 70%

5 Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 10% 35% 25% 25% 5%

6 Удовлетворени е от самого процесса и результата работы 20% 50% 30%

7 Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности 20% 35% 20% 20% 5%

Анализ и интерпретация полученных результатов указывает на то, что мотивационное соотношение у исследуемого персонала относится к одному из неоптимальных типов (ВОМ > ВМ = ВПМ). Иначе говоря, диагностика мотивов коллектива указывает на преобладание внешней отрицательной мотивации над внешней положительной и внутренней мотивациями (Таблица 2), что говорит о низком уровне удовлетворённости педагогов выбранной ими профессией.

Таблица 2

Мотивационное соотношение показателей

ВОМ ВМ ВПМ

3,5 3,3 3,3

Таким образом, данная диагностика показала, что на констатирующем этапе исследовательской работы в данном педагогическом коллективе преобладает низкий уровень удовлетворённости профессиональной деятельностью. Очевидно, что высокий уровень внешних отрицательных мотивов над внешними положительными и внутренними мотивами обусловлен всё тем же авторитарным стилем руководства, что в свою очередь в очередной раз доказывает, что действующая система управления неслаженная, а, следовательно, не может быть эффективной, поскольку элементы одной системы действуют не в одном направлении и не развиваются в направлении реализации одной общей, единой цели образовательной организации.

С учётом, полученных на начальном этапе исследования, результатов диагностики и анкетирования, нами была разработана новая система взаимодействия всех элементов управленческой деятельности с включением в процесс управления различных методов педагогического анализа. В ходе разработки и реализации процесса включения педагогического анализа в профессиональную деятельность педагогов и систему управления организации в целом использовались такие формы работы с коллективом, как индивидуальные беседы, совместные консультации, открытые занятия, круглые столы, деловые игры, воркшопы, педагогические советы, собрания, в результате которых педагоги постепенно осваивали различные методы педагогического анализа и активно включали их в процесс своей педагогической деятельности. Основная работа с педагогами содержала в себе поэтапный анализ имеющегося годового плана

для того, чтобы научиться определять цели анализа, осуществлять сбор данных и давать предварительную оценку, подробную характеристику каждого элемента анализируемого объекта, затем определять причины положительных и отрицательных результатов педагогической деятельности и в заключении обозначить общую оценку, сформулировать выводы и дать соответствующие рекомендации. В процессе работы, педагоги освоили три вида педагогического анализа (эпизодический, тематический и итоговый), аналитическая деятельность сотрудников на протяжении всего исследования строилась на основных принципах анализа (принципы объективности, взаимодействия и взаимосвязи, а также на таких общеуправленческих принципах, как принцип главного звена, принципы плановости и целенаправленности, принцип комплексного, системного и деятельностного подхода). Основная работа с педагогическим коллективом, администрацией и руководителем была направлена на усовершенствование системы управления за счёт внедрения в этот процесс таких методов: педагогическийо анализ, самоанализ, самопризентация и анализ деятельности коллег. Кроме того, включение методов педагогического анализа в процесс взаимодействия с персоналом, позволило руководителю проанализировать деятельность каждого педагога изнутри и извне, выявить и устранить причины неудач, а также спрогнозировать и предотвратить появление новых. В процессе усовершенствования системы управления смогли принять участие и родители воспитанников учреждения.

По итогу проведённой работы на заключительном этапе исследования нами была повторно проведена диагностика стиля управления в учреждении, степени удовлетворённости педагогического коллектива действующей системой управления и уровень их рефлексивного отношения к своей деятельности.

Диагностика стиля управления на контрольном этапе исследования показала положительную динамику в изменении управленческих действий руководителя по отношению к сотрудникам, поскольку обработка и анализ полученных данных указал на смешанный стиль управления - директивно-коллегиальный, при котором контроль и требовательность по отношению к работе подчинённых сочетаются с тесным взаимодействием и стремлением к делегированию обязанностей и ответственности.

Между тем, обработка и анализ данных анкетирования педагогов «Система управления и методы её реализации» на заключительном этапе во многом подтверждают положительные изменения в стиле руководства и в системе управления организации в целом. На контрольном этапе более 70% педагогов утверждают, что абсолютно точно знают, где заканчивается их зона ответственности и начинается зона ответственности коллег. В сравнении с результатами анкетирования на констатирующем этапе исследования данный результат повысился два раза. Кроме того, более чем 60% педагогов утверждают, что она перестали выполнять работу, которая не входит в их обязанности. Возможно, это связано с тем, что в организации стали систематически проводится педагогические советы и собрания. У педагогов появилась возможность выступить с отчётом в форме самоанализа или самопрезентации. Также, есть возможность принять непосредственное участие в процессе распределения обязанностей и дополнительных задач для педагогов. Такие изменения положительно отразились на процессе управления, поскольку более половины опрошенных педагогов ответили, что абсолютно удовлетворены взаимодействием подчинённых с руководством, в то время, как данные анкетирования на начальном этапе указывали на полное отсутствие взаимодействия руководства с педагогами.

Исследование уровня рефлексивного отношения педагогического коллектива к своей деятельности на контрольном этапе показали значительную и вместе с тем положительную динамику. Обработка результатов проведённой диагностики представлена ниже в виде таблицы.

Таблица 3

Повторный анализ данных мотивации профессиональной деятельности педагогов

1 б 2 б 3 б 4 б 5 б

В очень В В не большой, В В очень

№ Мотив незначительной незначительной но и не малой большой большой

мере мере мере мере мере

1 Денежный заработок - - 20% 50% 30%

2 Стремление к продвижению по службе 10% 35% 35% 20%

3 Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 15% 25% 35% 25%

4 Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 25% 35% 40%

5 Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 10% 25% 25% 35% 5%

6 Удовлетворение от самого - - 10% 40% 50%

процесса и результата работы

7 Возможность наиболее полной самореализаци и именно в данной деятельности 5% 25% 25% 35% 10%

Анализ и интерпретация полученных результатов указывает на то, что мотивационное соотношение у исследуемого персонала относится к одному из наилучших, оптимальных, мотивационных комплексов, где ВМ > ВПМ > ВОМ. Иначе говоря, диагностика мотивов коллектива указывает на преобладание внутренней мотивации над внешней положительной и внешней отрицательной. При таком соотношении мотивов профессиональная активность воспитателя мотивирована непосредственно содержанием его деятельности и желанием добиться в ней положительных результатов, что указывает на эмоциональную стабильность педагога и его удовлетворённость своей профессиональной деятельностью.

Таблица 4

Мотивационное соотношение показателей на контрольном этапе

ВМ ВПМ ВОМ

3,8 3,6 2,9

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование в профессиональной деятельности педагогов и руководителя методов педагогического анализа эффективно влияет на систему управления данной образовательной организацией, эмоционально-комфортный климат в педагогическом коллективе и результативность учреждения в целом.

Литература:

1. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - С. 172-177.

2. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.

3. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 192 с.

4. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М,: АРКТИ, 2013. - 89 с.

5. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - Ростов на Дону, 2012. - 212 с.

6. Петрова С.Н., Преснякова Е.Б., Петрова С.Н. Современный руководитель ДОУ: основы управления. - Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010. - С. 48.

7. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. -М, 2011. - С. 79.

8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 262 с.

Педагогика

УДК 378.046

ведущий специалист по учебно-методической работе центра дополнительного образования и профориентационной работы, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Гевля Мария Александровна

Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России (г. Пятигорск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В подготовке врача важное место занимает процесс формирования профессионального языкового дискурса и умение выстраивать общение с учетом таких понятий, как интенция, коммуникативные приемы, тактика, языковая форма, поскольку успешность деятельности врача связана не только с медицинскими знаниями, но и с умением построить диалог. Данный аспект требует большого внимания при обучении студентов-иностранцев, так как у них возникают трудности при формировании профессионального диалога на русском языке. Мы считаем, что предлагаемый трехступенчатый подход при функциональном моделировании диалога может стать эффективным в речевых условиях для достижения основной цели беседы. Профессия врача в данной статье рассматривается как лингвоактивная. Предложенные нами основы функционального моделирования диалога могут использоваться в любой сфере деятельности: лечебной, профилактической, просветительской и т.д. Также данная модель может применяться при обучении студентов-иностранцев других специальностей.

Ключевые слова: иностранные студенты, профессиональный диалог, модель, форма, функция, интенция, дискурс, коммуникация.

Annotation. In the preparation of a doctor, an important place is played by the process of forming a professional language discourse and the ability to build communication taking into account such concepts as intention,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.