работы по созданной системе, воспитанники овладели профессиональной терминологией и свободно могут общаться, применяя новые выражения.
Правильно организованная система методического руководства работой по художественно-эстетическому развитию в ДОО способна поднять качество и уровень работы всех участников образовательной деятельности.
Литература:
1. Белкин Е.Л., Иванов А.М. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения. - М: Просвещение. 2003. - 128 с.
2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера. 2004. - 96 с.
3. Голицина B.C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Скрипторий. 2005. - 80 с.
4. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. -М.: Феникс, 2005. - 98 с.
5. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образовательных учреждений. - М.: Владос. 2004. - 344 с.
6. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. - М.: ТЦ Сфера. 2006. 80 с.
7. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005. - 144 с.
8. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. - М.: Айрис-пресс. 2005. - 144 с.
9. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. -М.: Педагогическое общество России. 2005. - 80 с.
10. Экспериментальные материалы для дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 80 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Рузметова Динара Зайридиновна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОО
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос эффективности использования методов педагогического анализа в системе управления дошкольной образовательной организацией.
Ключевые слова: система управления, управленческая деятельность, педагогический анализ, принципы анализа, стиль руководства, внешние и внутренние мотивации.
Annotation. This article examines the issue of the effectiveness of the use of methods of pedagogical analysis in the management system of a preschool educational organization.
Keywords: management system, management activities, pedagogical analysis, principles of analysis, leadership style, external and internal motivations.
Введение. Современный мир ставит перед обществом задачи, цели и требования в вопросе развития качества образования и управления, реализация которых диктует новые правила в разработке эффективной системы управления образовательными организациями.
Управление дошкольной образовательной организацией является сложным процессом. В его структуру входит изучение и анализ имеющегося уровня образования в данном учреждении, определение целей и в соответствии с ними непосредственных задач, включение метода рационального планирования и прогнозирования, определение методов и форм профессиональной деятельности педагогов в работе с детьми дошкольного возраста. А также разработка эффективных методов и путей повышения существующего уровня и качества образования, создание соответствующих условий для сотрудничества и взаимодействия организации с родителями воспитанников.
Другими словами, управление дошкольным образовательным учреждением подразумевает создание системы, в которой действия педагогического коллектива и администрации организации будут научно обоснованы и направлены на повышение качества образовательной деятельности учреждения, его развитие и формирование конкурентоспособности в современных экономических условиях. Управление дошкольной образовательной организацией предполагает использование системного подхода, который представляет собой исследование или развитие объекта как целостного образования, т.е. изучение объекта исследования в виде системы.
Обеспечить системный подход в организации эффективного управления ДОО позволяет использование методов педагогического анализа. Включение в систему управления дошкольной образовательной организацией педагогического анализа подразумевает изучение и обоснованность, применяемых способов и средств для достижения поставленных перед учреждением целей, а также предоставляет объективную оценку полученных результатов педагогической деятельности и разработку, необходимых для перевода организации на новый качественный уровень, мер. Тщательно организованная система анализа управления ДОО обеспечивает планомерность и оперативность в процессе управления воспитательно-образовательной
деятельностью, а также позволяет оценивать уровень компетентности каждого педагога и развития каждого дошкольника.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день в современной литературе вопросы педагогического анализа деятельности работы педагогов с дошкольниками считаются недостаточно освещёнными. Вместе с тем отмечается, что не разработаны единая терминология и технология процесса педагогического анализа, поскольку анализ в роли самостоятельной функции был выделен относительно недавно.
Изучение и анализ литературы, касающейся проблем и вопросов о методах педагогического анализа в системе эффективного управления ДОО позволил выделить ряд противоречий между достаточно высоким уровнем развития теории управления и использование различных подходов в системе управления образовательными учреждениями на практике, между теоретической доказанностью эффективности использования методов педагогического анализа в системе управления, между качеством результатов деятельности образовательной организации и системным подходом к управленческой деятельности, направленной на развитие дошкольной образовательной организации.
Несмотря на то, что вопросы эффективной системы управления дошкольной образовательной организацией на сегодняшний день становится предметом тщательного изучения учёными и практиками (К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк, И.А. Малашихина, Ю.А. Конаржевский, О.Л. Князева, В.С. Лазарев,
A.И. Остроухова, Т.И. Шамова, В.Г. Аглямовская, В.П. Симонов, М.М. Поташник, В.Г. Афанасьев,
B.В. Кондратьев и др.), на современном этапе исследования созданы лишь теоретические предпосылки для решения проблем эффективной системы управления ДОО.
Актуальность данной проблемы заключается в несоответствии медленного темпа перестройки устоявшихся традиций и стереотипов в вопросе использования различных методов и форм управления ДОО на ряду с имеющимися возможностями и разработанными в теории методами эффективного управления.
Нами рассмотрены новые пути оценивания эффективности и результативности системы управления дошкольной образовательной организацией. Выявлена взаимосвязь стиля управления образовательной организацией и уровня продуктивности педагогической деятельности, показаны особенности развития системы управления ДОО за счёт включения в работу организации методов педагогического анализа, разработана система включения педагогического анализа в процесс управления педагогическим коллективом, мотивирующим педагогов к освоению новых подходов в вопросе самоанализа и анализа деятельности ДОО в целом.
Разработанные нами в ходе исследования механизмы эффективного управления ДОО, комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления персоналом, анкеты для педагогов и родителей могут быть использованы работниками дошкольных образовательных организаций на практике с целью повысить эффективность системы управления ДОО.
В ходе исследования использованы целый комплекс взаимодополняющих методов диагностики, грамотно подобранных и разработанных в соответствии с целями и задачами экспериментальной части работы, достаточно широкой выборкой исследуемых субъектов, апробацией полученных в процессе исследования выводов на практике в образовательной организации, а также качественным и количественным анализом полученных данных.
С целью выявить первоначальный уровень эффективности существующей системы управления исследуемой образовательной организации и степень удовлетворённости ею всех участников образовательного процесса, одним из первых методов диагностики было анкетирование по методике А.Л. Журавлёва «Стиль руководства», в котором приняли участие 20 педагогов дошкольных групп и 10 человек -сотрудники администрации, с целью рассмотреть управленческую деятельность руководителя с разных сторон, потому как деятельность работников администрации отличается более тесным взаимодействием с руководством, по сравнению с деятельностью педагогов.
Обработка и анализ результатов анкетирования на констатирующем этапе исследования показал на преобладание одного конкретного стиля руководства персоналом - на абсолютно директивный стиль управления. Несмотря на имеющиеся незначительные расхождения во мнениях по поводу управленческой деятельности руководителя исследуемой образовательной организации и в целом действующей системы управления в ней у членов администрации и педагогического коллектива, система управления в данном образовательном учреждении построена на ориентации руководителя исключительно на собственное мнение и оценку. Для такого стиля управления характерным считается пренебрежение к инициативе персонала и его творческой активности, единоличное принятие решений и строгий контроль за действиями подчинённых.
Также было проведено анкетирование-опрос педагогов, с целью изучить насколько хорошо педагогический коллектив знает структуру работы своего учреждения, его миссию и стратегию, следуют ли они в своей педагогической деятельности принятому видению организации, используется ли в данном учреждении методы педагогического анализа и т.д. Для этого нами была разработана анкета - опросник для педагогов «Система управления и методы её реализации». В анкетировании принимали участие 20 педагогов, которые также приняли участие в нашей дальнейшей исследовательской работе по включению педагогического анализа в деятельность педагогов и использование его в системе управления в целом.
В результате анкетирования удалось узнать, что в организации собрания и педагогические советы проводятся систематически, однако, возможности выступить с докладом или отчётом по своей деятельности именно в формате самоанализа - нет, поскольку данное учреждения и его коллектив не практикуют в своей работе и во всей системе управления методов педагогического анализа. Вместе с тем, по мнению абсолютного большинства опрошенных педагогов, их организация не обеспечивает условиями для реализации инициатив работников, направленных на улучшение работы учреждения и повышения качества образования. Сложившаяся система управления и стиль руководства в данной организации объясняет невысокий уровень включённости педагогов в общий образовательный процесс, низкий уровень понимания и реализации общей, единой цели, а также отсутствие слаженности и единства коллектива.
Также на начальном этапе исследования был рассмотрен уровень рефлексивного отношения педагогического коллектива к своей деятельности на основе методике К. Замфир в модификации А.А Реана «Мотивация профессиональной деятельности», обработка результатов которой представлена ниже в виде таблицы.
Таблица 1
Первичный мотивации профессиональной деятельности педагогов
1 б 2 б 3 б 4 б 5 б
В очень В В не большой, В В очень
№ Мотив незначительной незначительной но и не малой большой большой
мере мере мере мере мере
1 Денежный заработок - 5% 20% 55% 20%
2 Стремление к продвижению по службе 5% 25% 30% 25% 15%
3 Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 20% 45% 30% 5%
4 Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 30% 70%
5 Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 10% 35% 25% 25% 5%
6 Удовлетворени е от самого процесса и результата работы 20% 50% 30%
7 Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности 20% 35% 20% 20% 5%
Анализ и интерпретация полученных результатов указывает на то, что мотивационное соотношение у исследуемого персонала относится к одному из неоптимальных типов (ВОМ > ВМ = ВПМ). Иначе говоря, диагностика мотивов коллектива указывает на преобладание внешней отрицательной мотивации над внешней положительной и внутренней мотивациями (Таблица 2), что говорит о низком уровне удовлетворённости педагогов выбранной ими профессией.
Таблица 2
Мотивационное соотношение показателей
ВОМ ВМ ВПМ
3,5 3,3 3,3
Таким образом, данная диагностика показала, что на констатирующем этапе исследовательской работы в данном педагогическом коллективе преобладает низкий уровень удовлетворённости профессиональной деятельностью. Очевидно, что высокий уровень внешних отрицательных мотивов над внешними положительными и внутренними мотивами обусловлен всё тем же авторитарным стилем руководства, что в свою очередь в очередной раз доказывает, что действующая система управления неслаженная, а, следовательно, не может быть эффективной, поскольку элементы одной системы действуют не в одном направлении и не развиваются в направлении реализации одной общей, единой цели образовательной организации.
С учётом, полученных на начальном этапе исследования, результатов диагностики и анкетирования, нами была разработана новая система взаимодействия всех элементов управленческой деятельности с включением в процесс управления различных методов педагогического анализа. В ходе разработки и реализации процесса включения педагогического анализа в профессиональную деятельность педагогов и систему управления организации в целом использовались такие формы работы с коллективом, как индивидуальные беседы, совместные консультации, открытые занятия, круглые столы, деловые игры, воркшопы, педагогические советы, собрания, в результате которых педагоги постепенно осваивали различные методы педагогического анализа и активно включали их в процесс своей педагогической деятельности. Основная работа с педагогами содержала в себе поэтапный анализ имеющегося годового плана
для того, чтобы научиться определять цели анализа, осуществлять сбор данных и давать предварительную оценку, подробную характеристику каждого элемента анализируемого объекта, затем определять причины положительных и отрицательных результатов педагогической деятельности и в заключении обозначить общую оценку, сформулировать выводы и дать соответствующие рекомендации. В процессе работы, педагоги освоили три вида педагогического анализа (эпизодический, тематический и итоговый), аналитическая деятельность сотрудников на протяжении всего исследования строилась на основных принципах анализа (принципы объективности, взаимодействия и взаимосвязи, а также на таких общеуправленческих принципах, как принцип главного звена, принципы плановости и целенаправленности, принцип комплексного, системного и деятельностного подхода). Основная работа с педагогическим коллективом, администрацией и руководителем была направлена на усовершенствование системы управления за счёт внедрения в этот процесс таких методов: педагогическийо анализ, самоанализ, самопризентация и анализ деятельности коллег. Кроме того, включение методов педагогического анализа в процесс взаимодействия с персоналом, позволило руководителю проанализировать деятельность каждого педагога изнутри и извне, выявить и устранить причины неудач, а также спрогнозировать и предотвратить появление новых. В процессе усовершенствования системы управления смогли принять участие и родители воспитанников учреждения.
По итогу проведённой работы на заключительном этапе исследования нами была повторно проведена диагностика стиля управления в учреждении, степени удовлетворённости педагогического коллектива действующей системой управления и уровень их рефлексивного отношения к своей деятельности.
Диагностика стиля управления на контрольном этапе исследования показала положительную динамику в изменении управленческих действий руководителя по отношению к сотрудникам, поскольку обработка и анализ полученных данных указал на смешанный стиль управления - директивно-коллегиальный, при котором контроль и требовательность по отношению к работе подчинённых сочетаются с тесным взаимодействием и стремлением к делегированию обязанностей и ответственности.
Между тем, обработка и анализ данных анкетирования педагогов «Система управления и методы её реализации» на заключительном этапе во многом подтверждают положительные изменения в стиле руководства и в системе управления организации в целом. На контрольном этапе более 70% педагогов утверждают, что абсолютно точно знают, где заканчивается их зона ответственности и начинается зона ответственности коллег. В сравнении с результатами анкетирования на констатирующем этапе исследования данный результат повысился два раза. Кроме того, более чем 60% педагогов утверждают, что она перестали выполнять работу, которая не входит в их обязанности. Возможно, это связано с тем, что в организации стали систематически проводится педагогические советы и собрания. У педагогов появилась возможность выступить с отчётом в форме самоанализа или самопрезентации. Также, есть возможность принять непосредственное участие в процессе распределения обязанностей и дополнительных задач для педагогов. Такие изменения положительно отразились на процессе управления, поскольку более половины опрошенных педагогов ответили, что абсолютно удовлетворены взаимодействием подчинённых с руководством, в то время, как данные анкетирования на начальном этапе указывали на полное отсутствие взаимодействия руководства с педагогами.
Исследование уровня рефлексивного отношения педагогического коллектива к своей деятельности на контрольном этапе показали значительную и вместе с тем положительную динамику. Обработка результатов проведённой диагностики представлена ниже в виде таблицы.
Таблица 3
Повторный анализ данных мотивации профессиональной деятельности педагогов
1 б 2 б 3 б 4 б 5 б
В очень В В не большой, В В очень
№ Мотив незначительной незначительной но и не малой большой большой
мере мере мере мере мере
1 Денежный заработок - - 20% 50% 30%
2 Стремление к продвижению по службе 10% 35% 35% 20%
3 Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 15% 25% 35% 25%
4 Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 25% 35% 40%
5 Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 10% 25% 25% 35% 5%
6 Удовлетворение от самого - - 10% 40% 50%
процесса и результата работы
7 Возможность наиболее полной самореализаци и именно в данной деятельности 5% 25% 25% 35% 10%
Анализ и интерпретация полученных результатов указывает на то, что мотивационное соотношение у исследуемого персонала относится к одному из наилучших, оптимальных, мотивационных комплексов, где ВМ > ВПМ > ВОМ. Иначе говоря, диагностика мотивов коллектива указывает на преобладание внутренней мотивации над внешней положительной и внешней отрицательной. При таком соотношении мотивов профессиональная активность воспитателя мотивирована непосредственно содержанием его деятельности и желанием добиться в ней положительных результатов, что указывает на эмоциональную стабильность педагога и его удовлетворённость своей профессиональной деятельностью.
Таблица 4
Мотивационное соотношение показателей на контрольном этапе
ВМ ВПМ ВОМ
3,8 3,6 2,9
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование в профессиональной деятельности педагогов и руководителя методов педагогического анализа эффективно влияет на систему управления данной образовательной организацией, эмоционально-комфортный климат в педагогическом коллективе и результативность учреждения в целом.
Литература:
1. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - С. 172-177.
2. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.
3. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 192 с.
4. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М,: АРКТИ, 2013. - 89 с.
5. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - Ростов на Дону, 2012. - 212 с.
6. Петрова С.Н., Преснякова Е.Б., Петрова С.Н. Современный руководитель ДОУ: основы управления. - Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010. - С. 48.
7. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. -М, 2011. - С. 79.
8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 262 с.
Педагогика
УДК 378.046
ведущий специалист по учебно-методической работе центра дополнительного образования и профориентационной работы, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Гевля Мария Александровна
Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России (г. Пятигорск)
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В подготовке врача важное место занимает процесс формирования профессионального языкового дискурса и умение выстраивать общение с учетом таких понятий, как интенция, коммуникативные приемы, тактика, языковая форма, поскольку успешность деятельности врача связана не только с медицинскими знаниями, но и с умением построить диалог. Данный аспект требует большого внимания при обучении студентов-иностранцев, так как у них возникают трудности при формировании профессионального диалога на русском языке. Мы считаем, что предлагаемый трехступенчатый подход при функциональном моделировании диалога может стать эффективным в речевых условиях для достижения основной цели беседы. Профессия врача в данной статье рассматривается как лингвоактивная. Предложенные нами основы функционального моделирования диалога могут использоваться в любой сфере деятельности: лечебной, профилактической, просветительской и т.д. Также данная модель может применяться при обучении студентов-иностранцев других специальностей.
Ключевые слова: иностранные студенты, профессиональный диалог, модель, форма, функция, интенция, дискурс, коммуникация.
Annotation. In the preparation of a doctor, an important place is played by the process of forming a professional language discourse and the ability to build communication taking into account such concepts as intention,