УДК 371.267
Системный анализ занятий по физической культуре как технология и функция управления общеобразовательной организацией
System analysis of physical culture classes as a technology and management function of a General education organization
Осипова О.П., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», op. osipova@mpgu. su
Потапова А.А., ГБОУ «Школа №1329» г. Москвы, anutka3004@gmail.com
Osipova O., Moscow state pedagogical University», op.osipova@mpgu.su Potapova A., School №1329 in Moscow, anutka3004@gmail.com
DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.029
Ключевые слова: системный анализ, качество занятий по физической культуре, качество дошкольного образования, здоровьесозидающее управление, управленческий цикл.
Keywords: system analysis, quality of physical education classes, quality of preschool education, health-creating management, management cycle.
Аннотация. Актуальность исследования вызвана необходимостью совершенствования системы здоровьесозидающего управления общеобразовательной организацией, управления качеством общего образования, что связано с потребностью поиска новых педагогических технологий и подходов к анализу качества занятий по физической культуре в ДОО. На первом этапе исследования была разработана и проведена диагностика «Отношение сотрудников ДОО к системному анализу занятий»; опрошены инструкторы по физической культуре и руководители ДОО 10 общеобразовательных организаций района Тропарево-Никулино г. Москвы. На втором этапе исследования была проведена диагностика физического развития дошкольников до и после педагогического эксперимента, разработана и апробирована педагогическая технология системного анализа качества занятий по физической культуре, доказана ее эффективность. Педагогическая технология системного анализа разработана в контексте концепции ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации. Определены объекты оценки качества дошкольного образования и их параметры, описаны этапы проведения системного анализа занятий по физической культуре в ДОО и их содержание, обоснованы показатели и критерии оценивания.
Abstract. The relevance of the research is caused due to the need to improve the system of health-creating management of General education organizations, quality management of General education, which is associated with the need to search for new pedagogical technologies and approaches to analyzing the quality of physical education classes in kindergarten. At the first stage of the study, the diagnostics "Attitude of d employees to the system analysis of classes" was developed and carried out, physical culture instructors and kindergarten managers of 10 General education organizations in Moscow were interviewed. At the second stage of the study, the diagnostics of physical development of preschool children before and after the pedagogical experiment was carried out, the pedagogical technology of system analysis of the quality of physical education classes was developed and tested, and its effectiveness was proved. The pedagogical technology of system analysis is developed in the context of the concept of value-oriented, health-creating management of the teaching staff of a General education organization. The objects of assessment of the quality of preschool education and their parameters are defined, the stages of system analysis of physical culture classes in kindergarten and their content are described, the indicators and criteria for evaluating them are justified.
Введение. В условиях модернизации системы общего образования особо остро встает вопрос сбережения здоровья участников
образовательного процесса в решении
центральной задачи повышения качества образовательных результатов. Современному обществу необходимо здоровое население, в дошкольном возрасте закладываются основы
физического здоровья ребенка, важным становится не только формирование ценности здоровья в ценностно-смысловой сфере личности подрастающего поколения, но и готовность педагога к здовьесозиданию, проявлению культуры здоровья и здоровье-ориентированного стиля профессиональной деятельности, обеспечению качества занятий по физической культуре [9].
Дошкольное образование как начальная ступень системы общего образования в Российской Федерации включает в себя не только обучение, воспитание и развитие детей, но и присмотр, уход и их оздоровление [1].
Качество дошкольного образования, с позиции Л.Н. Камаевой, зависит: от качества работы педагогов; от психологического климата в коллективе; от условий работы, которые создает руководитель; от наличия объективной системы оценки деятельности каждого сотрудника ДОО [6].
Качество образования как система включает три взаимосвязанных компонента:
образовательный процесс; образовательную систему, условия, соответствующие ожиданиям и стандартам; образовательный результат [4].
Эффективным механизмом оценки качества дошкольного образования с позиции А.В. Иванова и С.В. Королевой, выступает факторный анализ как метод математико-статистической обработки данных, позволяющий провести комплексное исследование воздействия факторов на величину результативных показателей [5].
Системный подход к управлению качеством образования, с точки зрения Н.Г. Дубешко, позволяет «выразить, изменение каких именно свойств управления наиболее эффективно обеспечит образовательный процесс», важным при этом становится мониторинг управления качеством дошкольного образования на основе системного подхода, позволяющего выявить
динамику эффективности управления путем анализа условий, процесса и результата [3].
Мы согласны с мнением О.В. Головина о необходимости определения при проведении анализа физкультурного занятия в ДОО незначительных, существенных, грубых организационно-методических недочетов [2].
Материалы и методы исследования. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологию системного анализа качества занятий по физической культуре в ДОО в контексте педагогической концепции здоровьесозидающего управления. Исследование длилось с 2018 г. по апрель 2020 г. и включило в себя 3 этапа проведения: аналитико-диагностический,
внедренческий и обобщающий. Выборка исследования составила 100 человек, из которых: 20 инструкторов по физической культуре, работающих в ДОО; 20 руководителей ДОО; 60 обучающихся ДОО 6-7 лет. Опытно-экспериментальная база исследования: 10 общеобразовательных организаций района Тропарево-Никулино г. Москвы. В ходе исследования была разработана диагностика «Отношение сотрудников ДОО к системному анализу занятий», и апробирована технология системного анализа качества занятий по физической культуре в ДОО, определена ее эффективность.
Результаты исследования. Для определения отношения сотрудников дошкольных организаций к методу системного анализа нами была разработана и апробирована анкета «Отношение сотрудников ДОО к системному анализу занятий». Данная анкета состоит из 8 вопросов. На каждый вопрос предлагается 4 варианта ответа: да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; да. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
№ Вопросы Результаты опроса руководителей ДОО (%) Результаты опроса инструкторов по ФК ДОО (%)
Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
1 В образовательных организациях необходимо проводить системный анализ качества образовательного процесса? 85 10 5 0 70 15 10 5
Таблица 1. - Результаты анкетирования сотрудников ДОО
Продолжение таблицы 1
Результаты опроса руководителей ДОО (%) Результаты опроса инструкторов по ФК ДОО (%)
№ Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
2 Должен ли педагог заранее знать, по каким критериям
будет проводиться анализ 60 5 10 25 80 5 10 15
качества образовательного
процесса?
3 Системный анализ должен
проводить независимый 80 15 0 5 45 10 5 40
эксперт?
4 Системный анализ качества
образовательного процесса должен проводиться 1 раз в месяц и более? 80 10 5 5 55 25 10 10
5 Часто ли в Вашей
образовательной организации проводится системный анализ занятий? 50 25 20 5 25 15 10 50
6 Должен ли заранее знать
педагог, в какой день будет проводиться анализ его занятий? 50 15 5 30 75 10 0 15
При разработке технологии мы руководствовались точкой зрения Т.И. Шамовой о том, что при системном педагогическом анализе урока как целостной системы, включающей взаимосвязанные элементы, обеспечивающие учителю интегративный результат в соответствии с триединой целью урока, необходимо проводить оценку качества организационно-педагогических и психолого-педагогических условий для прохождения обучающимися всех этапов познавательной деятельности [13].
Педагогическую технологию системного анализа мы разрабатывали в контексте концепции ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации
В.Е. Цибульниковой [8;10;12]. Мы учитывали также педагогическую технологию анализа урока в системе ценностно-ориентированного
здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом [9; 11].
При обосновании технологии системного анализа качества занятий по физической культуре мы исходили из того, что при оценке качества образования учитывается соответствие фактического состояния объектов оценки качества (качество образовательного процесса; качество образовательных условий; качество результатов дошкольного образования) требованиям ФГОС ДО, см. таблицу 2 к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения.
Таблица 2. - Объекты оценки качества дошкольного образования и их параметры
№ п/п Объекты оценки качества Параметры оценивания
1. Качество образовательного процесса - качество образовательной программы, методик и образовательных технологий; - качество образовательной деятельности; - качество взаимодействия участников образовательного процесса
2. Качество образовательных условий - качество финансовых условий; - качество материально-технических условий; - качество учебно-методических материалов; - качество психолого-педагогических условий; - качество развивающей предметно-пространственной среды; - качество кадровых условий
3. Качество результатов дошкольного образования - динамика освоения детьми содержания образовательной программы; - динамика развития личности ребенка
Мы исходили из позиции Ю.А. Конаржевского, в соответствии с которой технология педагогического анализа состоит из пять последовательных аналитических этапов: предварительное ознакомление с предметом анализа; морфологическое описание предмета анализа; описание структуры предмета анализа; определение причин; обобщение [7]. Мы определяем, что педагогическая технология системного анализа качества занятий по
Таблица 3. - Этапы проведения системного содержание
физической культуре в ДОО направлена на повышение качества занятий и включает в себя три этапа проведения: подготовительный, основной и заключительный, каждый из которых содержит ряд обязательных мероприятий. Применение технологии предполагает оценку качества занятий по физической культуре руководителями и подходит для самоанализа профессиональной деятельности педагога, см. таблицу 3.
анализа занятий по физической культуре в ДОО и их
№ п/п Этапы проведения анализа занятий по ФК в ДОО Содержание этапов проведения системного анализа занятий по ФК в ДОО
1. Подготовительный - выявление специфики занятия по физической культуре в ДОО; - учет ФГОС ДО; - знание возрастных, физиологических, психологических и психических особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста; - изучение особенностей профессиональной деятельности инструктора по физической культуре в ДОО; - отбор критериев оценки качества занятия по физической культуре в ДОО; - ознакомление с системой оценивания качества занятий; - информирование сотрудников о проведении системного анализа (сроки, период проведения); - ознакомление сотрудников с системой оценивания и критериями оценки качества занятия по физической культуре; - определение экспертов для проведения системного анализа; - ознакомление экспертов с критериями оценки и системой оценивания качества занятий
2. Основной - проведение системного анализа не менее 2-х раз в месяц на протяжении полугода по разработанным критериям; - занесение результатов анализа в протокол; - непосредственно анализ полученных результатов с выявлением слабых и сильных сторон и итоговый анализ всех протоколов
3. Заключительный - ознакомление инструктора по физической культуре с результатами анализа для коррекции и учета в профессиональной деятельности; - разработка алгоритма действий и рекомендаций по устранению недочетов; - постановка целей на следующий учебный год
В ходе исследования были определены критерии оценки качества занятия по физической культуре (хронометраж занятия; длительность занятия; качество подбора физических упражнений; заблаговременная подготовка к занятию; соответствие занятия стандартам ФГОС ДО; игровые сюжеты во время занятия; эмоциональное состояние обучающихся во время занятия; эмоциональное состояние педагога во время занятия; музыкальное сопровождение во время занятия; пульсометрия; организация деятельности воспитателей во время занятия; соблюдение техники безопасности; обращение внимания на ошибки во время выполнения двигательного действия и своевременное их устранение; подвижная игра; дисциплина во время занятия; соответствие занятия
планированию), позволяющие оценить все аспекты, влияющие на качество занятия по физической культуре в ДОО.
Апробация педагогической технологии системного анализа качества занятий по физической культуре в ДОО осуществлялось в экспериментальной группе 2 раза в месяц в течение полугода, с привлечением независимых экспертов. Результаты показали положительную динамику роста качества занятия на протяжении всего периода внедрения технологии, например, результат улучшился: в ДОО под условным № 1 на 13 баллов; в ДОО под условным № 2 на 20 баллов; в ДОО под условным № 3 на 17 баллов.
Полученные результаты показали, что: на начало эксперимента у участников обеих групп результаты были примерно одинаковые; по
окончанию педагогического эксперимента значимых изменений у дошкольных организаций контрольной группы не выявлено, у организаций экспериментальной группы мы можем наблюдать следующий прирост качества: 22, 36 и 29% соответственно.
Дополнительно для определения
эффективности технологии нами была проведена диагностика физического развития обучающихся до и после педагогического эксперимента, по результатам которой выявлена положительная динамика в экспериментальной группе.
Заключение. Системный анализ итогов учебного года открывает целостный управленческий цикл, предваряя планирование, мотивацию, организацию, руководство, регулирование и контроль. Системный анализ
качества занятий по физической культуре как функция здоровьесозидающего управления общеобразовательной организацией в части предметной области вносит свой вклад в обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Апробирование разработанной технологии показало положительное влияние на повышение качества занятий по физической культуре в ДОО.
Рост показателей качества занятий по физической культуре в экспериментальной группе в среднем на 21 - 29% позволил подтвердить эффективность применения системного анализа качества занятий по физической культуре как педагогической технологии, успешно прошедшей апробацию и рекомендованной для применения на практике.
Литература:
1. Гладкова Ю.А. Качество образования в современной дошкольной организации / Ю.А. Гладкова // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами / Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М.: Москва, 2018. - С. 496-501.
2. Головин О.В., Гребеникова И.Н. Системный подход в построении анализа физкультурного занятия / О.В. Головин, И.Н. Гребеникова // Сибирский учитель. - 2019. - № 2(123). - С. 86-92.
3. Дубешко Н.Г. Мониторинговые механизмы управления качеством образования в учреждении дошкольного образования / Н.Г. Дубешко // Ученые записки ЗабГУ. - 2019. - Т. 14. - № 2. - С. 110-115.
4. Емелина Е.А. Проблема объективной оценки качества дошкольного образования / Е.А. Емелина // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей / Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. - С. 41-45.
5. Иванов А.В., Королева С.В. Факторный анализ как механизм оценки качества дошкольного образования / А.В. Иванов, С.В. Королева // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 129-132.
6. Камаева Л.Н. Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации / Л.Н. Камаева // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей. - 2015. - С. 109-111.
7. Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. - М.: НОУ Центр «Педагогический
поиск», 2009. - 240 с.
8. Цибульникова В.Е. Здоровье в контексте мировоззрения, ценностей, профессиональной культуры учителя и руководителя общеобразовательной организации / В.Е. Цибульникова // Преподаватель XXI век. - 2017. - № 31. - С. 30-44.
9. Цибульникова В.Е. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы / В.Е. Цибульникова // Наука и школа. - 2018. - № 1. - С. 156-165.
10. Цибульникова В.Е. Концептуальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации / В.Е. Цибульникова // Казанский педагогический журнал. -2020. - № 1. - С.35-40.
11. Цибульникова В.Е. Педагогический анализ урока в системе ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом / В.Е. Цибульникова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 3. - С.33-35.
12. Цибульникова В.Е. Ценностно-смысловое отношение руководителей школы к профессиональному здоровью педагогического коллектива / В.Е. Цибульникова // В мире научных открытий. - 2015. - № 7-4(67). - С. 1655-1677.
13. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика» / Т.И. Шамова. - М.: Академия, 2008. - 382 с.
References:
1. Gladkova Yu.A. Quality of education in modern scientific and practical conference with international
preschool organizations / Yu.A. Gladkova // Shamov participation. - Moscow, 2018. - P. 496-501.
pedagogical readings of the scientific school of educational 2. Golovin O.V., Grebenikova I.N. System approach in
systems management / Materials of the all-Russian the construction of the analysis of physical culture classes /
O.V. Golovin, I.N. Grebenikova // Siberian teacher. - 2019. - № 2(123). - P. 86-92.
3. Dubeshko N.G. Monitoring mechanisms for managing the quality of education in a preschool institution / N.G. Dubeshko // Scientific notes of Zabgu. - 2019. - Vol. 14. - № 2. - P. 110-115.
4. Emelina E.A. the Problem of objective assessment of the quality of preschool education / E.A. Emelina // Actual problems of modern pedagogical science: the view of young researchers / Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation. -Arzamas: Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University, 2017. - P. 41-45.
5. Ivanov A.V., Koroleva S.V. Factor analysis as a mechanism for assessing the quality of preschool education / A.V. Ivanov, Koroleva S.V. // Pedagogical education and science. - 2016. - № 4. - P. 129-132.
6. Kamaeva L.N. Monitoring the quality of education in preschool educational organizations / L.N. Kamaeva // Cultural Functions of education: development of innovative models. - 2015. - P. 109-111.
7. Konarzhevsky Yu.A. Analysis of the lesson / Yu. A. Konarzhevsky. - M.: KNOW Center "Pedagogical search", 2009. - 240 p.
8. Tsybulnikova V.E. Health in the context of the worldview, values, professional culture of teachers and heads of educational organizations / V.E. Tsybulnikova // Teacher of the XXI century. - 2017. - № 3-1. - P. 30-44.
9. Tsybulnikova V.E. Zdorovyeformiruyuschaya and zdorovesberegayuschaya environment as a component of the school's educational environment / V.E. Tsybulnikova // Science and school. - 2018. - № 1. - P. 156-165.
10. Tsybulnikova V.E. Conceptual model of value-based health creative management teaching staff of educational institutions / V.E. Tsybulnikova // Kazan pedagogical journal. - 2020. - № 1. - P. 35-40.
11. Tsybulnikova V.E. Pedagogical analysis of the lesson in the system of value-oriented health-creating management of the pedagogical team / V.E. Tsybulnikova // Theory and practice of physical culture. - 2018. - № 3. -P. 33-35.
12. Tsybulnikova V.E. Value-semantic attitude of school leaders to the professional health of the teaching staff / V.E. Tsybulnikova // In the world of scientific discovery. - 2015. - № 7-4(67). - Pp. 1655-1677.
13. Shamova T.I. Management of educational systems: a textbook for students of higher educational institutions, studying in the specialties "Pedagogy and psychology", "Pedagogy" / T.I. Shamova. - M.: Academy, 2008. - 382 p.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования