Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ И КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / IDEAL OBJECT / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PREREQUISITES / CONCEPTUAL MODEL / MODELING / SCIENTIFIC SCHOOL / VALUE SYSTEM / DEVELOPMENT STRATEGY / VALUE-ORIENTED HEALTH-PRIORITIZING MANAGEMENT / ELEMENTS AND COMPONENTS OF THE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибульникова В. Е.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска эффективных механизмов внутришкольного управления педагогическим коллективом в условиях системных изменений и возрастающей потребности сбережения здоровья участников образовательного процесса. Цель статьи заключается в обосновании сущностных характеристик концептуальной модели ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации. Методами исследования выступили: историко-педагогический и менеджериальный анализ моделей управления, сопоставление, сравнение, синтез и моделирование. Представлен практический опыт реализации ключевых моделей управления образовательными системами, разработанных научной школой Т.И. Шамовой. Определены эффективные стратегические, тактические и операционные модели зарубежных научных школ. Предложена концептуальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации, охарактеризованы ее элементы. Раскрыты ценностно-смысловой, мотивационно-целевой, концептуально-методологический, нормативно-правовой, содержательно-процессуальный, организационно-методический и рефлексивно-технологический компоненты разработанной модели. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии, концепции, модели и программы управления развитием общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибульникова В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF VALUE-ORIENTED HEALTH-PRIORITIZING MANAGEMENT OF THE SCHOOL'S TEACHING STAFF

The relevance of the article is due to the need to find effective mechanisms of intra-school management of the teaching staff in the conditions of systemic changes and the increasing need to save the health of participants in the educational process. The purpose of the article is to substantiate the conceptual model of value-oriented health-prioritizing management of the school's teaching staff. The research methods: historical-pedagogical and managerial analysis of management models, comparison, synthesis and modeling. A conceptual model of value-oriented health-creating management of the school's teaching staff is proposed, and its elements are characterized. Practical experience of implementation of models of management of educational systems developed by T. Shamova scientific school is presented. Effective strategic, tactical and operational models of foreign scientific schools are defined. The article reveals the value-semantic, motivational-target, conceptual-methodological, normative-legal, content-procedural, organizational-methodological and reflexive-technological components of the model. The results of the study can be used in the development of strategies, concepts, models and programs of school development management.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 371.113.082.32

Концептуальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации

Conceptual model of value-oriented health-prioritizing management of the school's teaching staff

Цибульникова В.Е., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», vicki-77@yandex. ru

Tsibulnikova V., Moscow State Pedagogical University, vicki-77@yandex.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.004

Ключевые слова: идеальный объект, историко-педагогические предпосылки, концептуальная модель, моделирование, научная школа, система ценностей, стратегия развития, ценностно-ориентированное здоровьесозидающее управление, элементы и компоненты модели.

Keywords: ideal object, historical and pedagogical prerequisites, conceptual model, modeling, scientific school, value system, development strategy, value-oriented health-prioritizing management, elements and components of the model.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска эффективных механизмов внутришкольного управления педагогическим коллективом в условиях системных изменений и возрастающей потребности сбережения здоровья участников образовательного процесса. Цель статьи заключается в обосновании сущностных характеристик концептуальной модели ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации. Методами исследования выступили: историко-педагогический и менеджериальный анализ моделей управления, сопоставление, сравнение, синтез и моделирование. Представлен практический опыт реализации ключевых моделей управления образовательными системами, разработанных научной школой Т.И. Шамовой. Определены эффективные стратегические, тактические и операционные модели зарубежных научных школ. Предложена концептуальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации, охарактеризованы ее элементы. Раскрыты ценностно-смысловой, мотивационно-целевой, концептуально-методологический, нормативно-правовой, содержательно-процессуальный, организационно-методический и рефлексивно-технологический компоненты разработанной модели. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии, концепции, модели и программы управления развитием общеобразовательной организации.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to find effective mechanisms of intra-school management of the teaching staff in the conditions of systemic changes and the increasing need to save the health ofparticipants in the educational process. The purpose of the article is to substantiate the conceptual model of value-oriented health-prioritizing management of the school's teaching staff. The research methods: historical-pedagogical and managerial analysis of management models, comparison, synthesis and modeling. A conceptual model of value-oriented health-creating management of the school's teaching staff is proposed, and its elements are characterized. Practical experience of implementation of models of management of educational systems developed by T. Shamova scientific school is presented. Effective strategic, tactical and operational models of foreign scientific schools are defined. The article reveals the value-semantic, motivational-target, conceptual-methodological, normative-legal, content-procedural, organizational-methodological and reflexive-technological components of the model. The results of the study can be used in the development of strategies, concepts, models and programs of school development management.

Введение. В условиях интенсификации педагогического труда и учебной деятельности школьников особо актуально встает вопрос сбережения здоровья участников

образовательного процесса, что вызывает

необходимость поиска эффективных

управленческих механизмов и инструментов на внутриорганизационном уровне.

Генерация нового теоретического знания, с точки зрения В.С. Степина, осуществляется в

результате познавательного цикла, который заключается в движении исследовательской мысли от оснований науки к теоретическим схемам [10]. При этом схема-модель, с позиции Г.П. Щедровицкого, выражает операционально-деятельностное содержание и выступает в качестве предписания к действию, а функцией модели выступает формализация какой-либо системы [14].

Какова же природа ценностно-ориентированного здоровьесозидающего

управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации как идеального объекта теории управления и предмета нашего исследования? Следует подчеркнуть, что сам по себе идеальный объект как идеализированный предмет представляет собой схематическую и упрощенную модель реальных предметов [9]. Модели управления образовательными системами призваны снижать степень неопределенности и сложности, они направлены на результативность повышение показателей эффективности качества работы педагогического коллектива и качества общего образования в целом на операциональном, тактическом и стратегическом уровнях.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования использованы историко-педагогический и менеджериальный анализ моделей управления, сопоставление, сравнение, синтез и моделирование.

С точки зрения историко-менеджериальных предпосылок становления ценностно-ориентированного здоровьесозидающего

управления школьным педагогическим коллективом вызывают научный интерес физиологические и социально-направленные концептуальные модели научной организации труда и управления следующих авторов, заложивших основу для обоснования отечественных и зарубежных подходов: В.М. Бехтерева, подчеркивающего важность сбережения здоровья работников [3]; А.П. Бружеса, с позиции которого необходимо строить процесс научной организации труда и управления на основе знаний о физиологических процессах, протекающих в организме работников [4]; Н.А. Витке, с точки зрения которого управленческая деятельность состоит в организации людских воль и создании благоприятной социально-психологической атмосферы в трудовом коллективе [6].

Историко-педагогическими предпосылками в обосновании концептуальной модели ценностно-ориентированного здоровьесозидающего

управления педагогическим коллективом

общеобразовательной организации выступили модели, разработанные научной школой управления образовательными системами Татьяны Ивановны Шамовой:

- модель опережающего управления школой Т.И. Шамовой и В.Е. Цибульниковой [12];

- модель здоровьесберегающей среды школы А.Р. Вирабовой [5];

- модель интегративного управления внутришкольной образовательной средой [16];

- модель адаптивного внутришкольного управления Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, Т.М. Давыденко и др. [13];

- модель здоровьесберегающей школьной среды Т.И. Шамовой и Т.Ю. Щипковой [15];

- модель здоровьесберегающего урока в системе ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления школой В.Е. Цибульниковой [11].

В настоящее время в системе современного знания представлены свыше 70 эффективных зарубежных моделей управления, среди которых особо выделяют:

- стратегические модели управления (матрица И. Ансоффа [2], модель жизненных циклов организации И. Адизеса [1], модель развития организации Л. Грейнера [17], модель создания ценности организации М. Портера [19] и

др.;

- тактические модели управления (модель конкурирующих ценностей, влияющих на эффективность организации Р. Квина и Дж. Рорбаха [20], модель 7С Питерса-Уотермана [8] и

др.;

- операционные модели управления (модель совершенствования деятельности Э. Деминга [7], модель управленческих ролей Г. Минцберга [18].

При этом следует отметить, что в отличие от отечественной системы управления школой, в зарубежном менеджменте категория

«ценностный» понимается как «стоимостный».

Результаты исследования. С нашей точки зрения под концептуальной моделью ценностно-ориентированного здоровьесозидающего

управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации понимается идеальный объект теории внутришкольного управления, природой которого выступает концептуальный подход к построению системы, деятельности и процесса внутришкольного управления, согласно чему формируется представление:

- об организационной культуре и системе ценностей, включающей ценность здоровья;

- о стратегии развития и организационной структуре, направленных на достижение целей

организации с учетом сбережения здоровья участников образовательного процесса;

- о построении здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды, выстраивании образовательного процесса с применением здоровьесберегающих образовательных технологий;

- о компетентности учителей, включая здоровьесберегающую компетентность, о трансляции здоровье-ориентированного стиля профессиональной деятельности руководителей и педагогов, о стиле субъект-субъектных отношений с учетом принципа здоровьесозидания.

Анализ моделей управления позволил выделить модель 7С (стратегия, структура организации, система управления, система ценностей, состав работников, сумма навыков, стиль взаимоотношений в коллективе) как наиболее приближенную по своему описанию, характеру и направленности элементов к отечественным моделям внутришкольного управления, разработанным научной школой Т.И. Шамовой.

Элементы концептуальной модели ценностно-ориентированного здоровьесозидающего

управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации и их характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Характеристика элементов модели ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации

№ п/п Адаптированные элементы модели управления 7С и их направленность Характеристика элементов модели ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации

1. Стратегия (долгосрочный план развития направлен на достижение преимуществ и коррелируется с ценностями организации) 1. Стратегия, концепция и программа управления развитием общеобразовательной организации на 3-5 лет. 2. Аудит ценностей и согласовывание ценностно-смыслового ядра с системой стратегического планирования организации. 3. Стратегические цели, разделяемые членами педагогического коллектива, согласованные с системой ценностей, норм и традиций общеобразовательной организации. 4. Система прогнозирования рисков и мониторинг здоровья членов педагогического коллектива и обучающихся. 5. Определение стратегических приоритетов развития здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды школы, разработка мероприятий по достижению благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе

2. Структура организации (способ организации взаимодействия между структурными компонентами организации) Матричная структура управления общеобразовательной организацией как гибрид линейной и проектной структур (целевой проект, программа и др.; оперативное и административное подчинение членов структур)

3. Система управления (элементы системы) 1. Руководство общеобразовательной организации - управляющая подсистема. 2. Педагогический коллектив, система ценностей, образовательная среда, образовательный процесс, воспитательный процесс и др. - управляемые подсистемы. 3. Виды управления: стратегическое; тактическое; операционное

4. Система ценностей (организационная культура: ценности, нормы, традиции) 1. Реализация принципов педагогики здоровья в образовательном процессе. 2. Разделяемые общие ценности и цели. 3. Равновесие систем ценностей управляемой и управляющей подсистем. 4. Вычленение пула стратегических ценностей, включая ценность здоровья, культивирование ценностей, способствующее их врастанию в ценностно-смысловое ядро организационной культуры 5. Здоровье участников образовательных отношений как стратегическая ценность определяется как влияние, которое эта ценность окажет на образовательный результат

Продолжение таблицы 1

5. Состав работников (принципы работы с педагогическим коллективом; руководство и мотивация педагогического коллектива; повышение квалификации и профессиональная переподготовка управленческих и педагогических кадров) 1. Принципы работы с педагогическим коллективом: системности и целостности; гуманности; сотрудничества; уважения и доверия; индивидуального подхода; справедливости; объективности; когерентности; оптимальности и эффективности; стимулирования; научности. 2. Руководство как функция управления, связанная с: подбором, расстановкой и оценкой педагогических кадров; сопровождением адаптации и профессиональной социализации педагогов; формированием сплоченного педагогического коллектива; управлением организационным поведением; выстраиванием системы коммуникаций в трудовом коллективе; выработкой, принятием и реализацией управленческого решения; созданием безопасных условий труда и формированием благоприятного социально-психологического климата; созданием условий для профессионального развития педагогов; предупреждением конфликтных ситуаций. 3. Мотивация как функция управления, направленная на повышения уровня культуры здоровья педагогов и их двигательной активности, формирование здорового стиля профессиональной деятельности учителей. 4. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка управленческих и педагогических кадров в области здоровьесозидания

6. Сумма навыков (система профессиональных компетенций педагогического коллектива школы) 1. Переход современного директора школы в категорию проактивного и опережающего управляющего, владеющего: методами прогнозирования, стратегического планирования и стратегического анализа ситуаций, существующих рисков и их последствий; технологиями проактивного, опережающего управления; методами профилактики возможных конфликтов и конфликтных ситуаций; методами организации педагогического коллектива и командообразования; методами активного вмешательства в процесс для предотвращения и профилактики профессиональных рисков. 2. Способность и готовность учителей применять здоровьесберегающие образовательные технологии и транслировать здоровье-ориентированный стиль профессиональной деятельности, владение навыками формирования здорового поведения школьников

7. Стиль взаимоотношений в коллективе (стиль управления; стиль принятия управленческих решений; характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса) 1. Ценностно-ориентированный стиль управления педагогическим коллективом как открытой социально-психологической системой. 2. Гибридный стиль управления и принятия управленческих решений, включающий триаду, состоящую из консультативно-демократического (распределение ответственности за принятие решений: стратегические решения - руководитель общеобразовательной организации; тактические решения - заместители руководителя и руководители структурных подразделений), партисипативного (распределение процесса принятия решений по всем звеньям структуры управления с соответствующим распределением ответственности) и уравновешенного стилей (поиск альтернативных решений, их анализ и сравнение). 3. Субъект-субъектный характер взаимоотношений в педагогическом коллективе

Заключение. Модель ценностно-

ориентированного здоровьесозидающего

управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации как идеальный объект теории внутришкольного управления и предмет нашего исследования представляет собой целостную организационную систему, основными компонентами которой являются: ценностно-смысловой, мотивационно-целевой, концептуально-методологический,

нормативно-правовой, содержательно-

процессуальный, организационно-методический и рефлексивно-технологический.

1. Ценностно-смысловой компонент направлен: на переориентировку смыслов, осмысление и переоценку стратегической ценности здоровья в ценностно-смысловом ядре организационной культуры общеобразовательной организации; формирование сознательно-ответственной внутренней позиции членов педагогического коллектива в отношении здоровья; формирование ценностного образа учителя, транслирующего здоровье-

ориентированный стиль профессионально деятельности.

2. Мотивационно-целевой компонент предполагает построение древа целей, древа ресурсов и системы мотивации к повышению уровня культуры здоровья, повышению объема двигательной активности, трансляции здорового стиля профессиональной деятельности в соответствии со стратегией развития общеобразовательной организации и пулом ценностей организационной культуры.

3. Концептуально-методологический компонент включает: принципы педагогики здоровья; стратегию, концепцию и программу ценностно -ориентированного здоровьесозидающего управления развитием общеобразовательной организации; методологические подходы (аксиологический, системный, опережающий, нормативно-правовой, проблемно-функциональный, мотивационный, системно-деятельностный, процессный, программно-целевой, ресурсный, научно-исследовательский, информационный, человекоцентристский, адаптивный и компетентностный).

4. Нормативно-правовой компонент определяет перечень нормативных правовых актов, регламентирующих: профессиональную деятельность руководителя общеобразовательной организации и педагогического коллектива в вопросах охраны труда, здоровья педагогических работников, сбережения здоровья школьников; обеспечение санитарно-гигиенических, медико-социально-психологических, спортивно-оздоровительных и организационно-педагогических условий образовательного процесса.

5. Содержательно-процессуальный компонент направлен на реализацию содержания ценностно-ориентированного здоровьесозидающего

управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации посредством целенаправленного процесса управления как непрерывной серии взаимосвязанных,

выполняемых одновременно или в некоторой последовательности управленческих функций (анализа, планирования, организации, руководства, мотивации, регулирования и контроля).

6. Организационно-методический компонент направлен на создание условий реализации содержания ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления общеобразовательной организацией посредством: научно-методического обеспечения функционирования образовательной среды здоровьесозидающей направленности; управления методическими объединениями учителей; повышение квалификации членов педагогического коллектива в области здоровьесберегающих образовательных технологий; повышение уровня готовности педагогического коллектива к здоровьесозидающей деятельности, разработка учителями уроков с учетом здоровьеформирующего и здоровьесберегающего компонентов; взаимодействие семьи и школы в вопросах здоровьесозидания личности.

7. Рефлексивно-технологический компонент предполагает применение: здоровьесберегающих технологий в управлении педагогическим коллективом; здоровьесберегающих образовательных технологий; рефлексивно-оценочных технологий ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления общеобразовательной организацией; мониторинг здоровья педагогического коллектива и школьников как показателя эффективности управления.

Литература:

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес. - СПб: Питер, 2008. - 384 с.

2. Ансофф И. Стратегический менеджмент: классическое издание / И. Ансофф; пер. с англ. под ред. А.Н. Петрова. -Москва: ЗАО «Бизнеском», 2010. - 342 с.

3. Бехтерев В.М. Рациональное использование человеческой энергии в труде / В.М. Бехтерев // Труды I Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства. Ленинград, 20-27 января 1921 г.; ред. комис.: Гущин Н.И. - Ленинград: б. и., 1921. - С. 25.

4. Бружес А.П. Живая машина: Конспект популярных лекций по рационализации труда / А.П. Бружес; сост. д-р А.П. Бружес (Центр. Ин-т труда). - Москва: б. и., 1924. - 12 с.

5. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения: монография / А.Р. Вирабова. - Москва: Пробел-2000, 2012. - 290 с.

6. Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие: Очерки по социологии научной организации труда и управления / Н.А. Витке. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: НКРКИ СССР, 1925. - 250 с.

7. Деминг У.Э. Модели менеджмента ведущих корпораций / У.Э. Деминг. - Москва: Альпина Паблишер, 2020. - 417 с.

8. Питерс Т.Дж., Уотерман Р. Уроки самых успешных компаний Америки / Т.Дж. Питерс, Р. Уотерман. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 592 с.

9. Смирнов В.А. Логико-философские труды В.А. Смирнова / В.А. Смирнов; отв. ред. В.И. Шалак. - Москва: Эдиториал УРСС, 2010. - 592 с.

10. Степин В.С. История философии науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. - Москва: Академический Проект; Трикста, 2012. - 423 с.

11. Цибульникова В.Е. Педагогический анализ урока в системе ценностно-ориентированного здоровьесозидающего

управления педагогическим коллективом / В.Е. Цибульникова // Теория и практика физической культуры. -2018. - №3. - С. 33-35.

12. Цибульникова В.Е. Развитие педагогических идей Т.И. Шамовой в современной концепции опережающего управления общеобразовательной организацией (к 95-летию со дня рождения Т.И. Шамовой) / В.Е. Цибульникова // Педагогика. - 2019. - Т. 83. - № 11 - С. 108-117.

13. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко // Научно-методический журнал «Педагогический поиск». - 2012. - № 2. - С. 138.

14. Щедровицкий Г.П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления: хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого / Г.П. Щедровицкий. - Москва: Дело, 2003. - 160 с.

15. Щипкова Т.Ю. Организационно-педагогические основы формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях в условиях обновления

содержания образования: дисс. ... канд. пед. наук / Т.Ю. Щипкова. - Москва, 2001. - 144 с.

16. Ярулов А.А. Смысловые позиции интегративного управления образовательной организации: монография / А.А. Ярулов. - Москва: Народное образование, 2019. - 270 с.

17. Greiner L.E. Evolution and revolution as organizations grow / L.E. Greiner // Harvard Business Review. - 1998. - Vol. 76. - № 3. - P. 55-63.

18. Minyzberg H. Bedtime Stories for Managers: Farewell to Lofty Leadership. Welcome Engaging Management. - San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 2019. - 202 p.

19. Porter M.E., Elizabeth Olmsted Teisberg E. O. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. -Boston: Harvard Business School Press, 2006. - 506 p.

20. Quinn R.E., Rohrbaugh J.A spatial model of effectiveness criteria: Towards a competing values approach to organizational analysis / Quinn R. E., Rohrbaugh J. // Management science. -1983. - Vol. 29. - №> 3. - P. 363-377.

References:

1. Adizes I. Upravlenie zhiznennym ciklom korporacii / I. Adizes. - SPb: Piter, 2008. - 384 p.

2. Ansoff I. Strategicheskij menedzhment: klassicheskoe izdanie / I. Ansoff; per. s angl. pod red. A.N. Petrova. - Moskva: ZAO «Bizneskom», 2010. - 342 p.

3. Bekhterev V.M. Racional'noe ispol'zovanie chelovecheskoj energii v trude / V.M. Bekhterev // Trudy I Vserossijskoj iniciativnoj konferencii po nauchnoj organizacii truda i proizvodstva. Leningrad, 20-27 yanvarya 1921 g.; red. komis.: Gushchin N.I. - Leningrad: b. i., 1921. - P. 25.

4. Bruzhes A.P. ZHivaya mashina: Konspekt populyarnyh lekcij po racionalizacii truda / Sost. d-r A.P. Bruzhes (Centr. In-t truda). - Moskva: b. i., 1924. - 12 p.

5. Virabova A.R. Razvitie zdorov'esberegayushchej sredy v sisteme obrazovaniya na osnove integracii resursnogo obespecheniya: monografiya / A.R. Virabova. - Moskva: Probel-2000, 2012. - 290 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Vitke N.A. Organizaciya upravleniya i industrial'noe razvitie: Ocherki po sociologii nauchnoj organizacii truda i upravleniya / N.A. Vitke. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva: NKRKI SSSR 1925. - 250 p.

7. Deming U.E. Modeli menedzhmenta vedushchih korporacij / U.E. Deming. - Moskva: Al'pina Pablisher, 2020. -417 p.

8. Piters T. Dzh., Uoterman R. Uroki samyh uspeshnyh kompanij Ameriki / T.Dzh. Piters, R. Uoterman. - Moskva: Al'pina Pablisher, 2019. - 592 p.

9. Smirnov V.A. Logiko-filosofskie trudy V.A. Smirnova / V.A. Smirnov; otv. red. V.I. SHalak. - Moskva: Editorial URSS, 2010. - 592 p.

10. Stepin V.S. Istoriya filosofii nauki: uchebnik dlya aspirantov i soiskatelej uchenoj stepeni kandidata nauk / V.S. Stepin. - Moskva: Akademicheskij Proekt; Triksta, 2012. - 423 p.

11. Tsibulnikova V.E. Pedagogicheskij analiz uroka v sisteme cennostno-orientirovannogo zdorov'esozidayushchego upravleniya

pedagogicheskim kollektivom / V.E. Tsibulnikova // Teoiiya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2018. - № 3. - P. 33-35.

12. Tsibulnikova V.E. Razvitie pedagogicheskih idej T.I. Shamovoj v sovremennoj koncepcii operezhayushchego upravleniya obshcheobrazovatel'noj organizaciej (k 95-letiyu so dnya rozhdeniya T.I. SHamovoj) / V.E. Tsibulnikova // Pedagogika. - 2019. - T. 83. - № 11. - P. 108-117.

13. Shamova T.I., Davydenko T.M. Upravlenie obrazovatel'nym processom v adaptivnoj shkole / T.I. Shamova, T.M. Davydenko // Nauchno-metodicheskij zhurnal «Pedagogicheskij poisk». - 2012. - № 2. - P. 138.

14. Shchedrovickij G.P. Putevoditel' po metodologii organizacii, rukovodstva i upravleniya: hrestomatiya po rabotam G.P. SHCHedrovickogo / G.P. Shchedrovickij. - Moskva: Delo, 2003. - 160 p.

15. Shchipkova T.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy formirovaniya zdorov'esberegayushchej sredy v p.obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah v usloviyah obnovleniya soderzhaniya obrazovaniya: diss. ... kand. ped. nauk / T.Yu. Shchipkova. - Moskva, 2001. - 144 p.

16. Yarulov A.A. Smyslovye pozicii integrativnogo upravleniya obrazovatel'noj organizacii: monografiya / A.A. Yarulov. - Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2019. - 270 p.

17. Greiner L.E. Evolution and revolution as organizations grow / L.E. Greiner // Harvard Business Review. - 1998. - Vol. 76. - № 3. - P. 55-63.

18. Minyzberg H. Bedtime Stories for Managers: Farewell to Lofty Leadership. Welcome Engaging Management. - San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 2019. - 202 p.

19. Porter M.E., Elizabeth Olmsted Teisberg E.O. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. -Boston: Harvard Business School Press, 2006. - 506 p.

20. Quinn R.E., Rohrbaugh J.A spatial model of effectiveness criteria: Towards a competing values approach to organizational analysis / Quinn R.E., Rohrbaugh J. // Management science. -1983. - Vol. 29. - № 3. - P. 363-377.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.