Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКОЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ РУКОВОДСТВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКОЙ / MANAGEMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EXPERIMENTAL ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EXPERIMENTAL SITE / EXPERIMENTAL SITE MANAGEMENT / REGULATORY SUPPORT / EXPERIMENTAL ACTIVITY PROJECT / STAGES OF EXPERIMENTAL SITE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Роганова Галина Николаевна, Кашина Екатерина Владимировна

Статья посвящена исследованию особенностей организации системы управления экспериментальной деятельностью на базе дошкольных образовательных организаций. Авторы обосновывают актуальность темы исследования, опираясь на значение инновационной и экспериментальной деятельности как для развития системы образования в Российской Федерации, так и для конкретного образовательного учреждения. В статье подчеркивается ценность экспериментальной и инновационной деятельности для оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса, повышения профессиональной компетентности педагогов, взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами. Авторы анализируют трудности, наблюдающиеся в практике работы дошкольных образовательных организаций, по управлению инновационными и экспериментальными площадками, касающиеся планирования, организации, реализации, мониторинга, контроля. В статье включен анализ исследований проблемы управления инновационной и экспериментальной деятельностью на базе детского сада за последние десять лет. Статья содержит описание цели и методов проводимого авторами исследования по анализу системы управления экспериментальной деятельностью в дошкольных образовательных организациях. Авторы приводят подробное описание содержания работы по разработке комплекса диагностического инструментария для изучения особенностей управления экспериментальными площадками на базе дошкольной образовательной организации. В статье содержится описание анкетирования руководителей детских садов, критерии анализа ответов, направленные на определение особенностей управления экспериментальной площадкой. Статья включает описание результатов исследования знаний руководителей дошкольных образовательных организаций по нормативно-правовому обеспечению экспериментальной деятельности; по особенностям изменения в структуре управления в целях обеспечения оптимального протекания экспериментальной деятельности; по составлению проекта (плана) экспериментальной деятельности; по этапам руководства экспериментальной площадкой; по особенностям работы с педагогическим коллективом в целях повышения инновационного потенциала. В статье также приводится анализ материально-технического обеспечения образовательного процесса, в плане оснащения развивающей предметно-пространственной развивающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Роганова Галина Николаевна, Кашина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EXPERIMENTAL ACTIVITY MANAGEMENT SYSTEM IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the study of the features of the organization of the experimental activity management system on the basis of preschool educational organizations. The authors substantiate the relevance of the research topic based on the importance of innovative and experimental activities both for the development of the education system in the Russian Federation and for a specific educational institution. The article emphasizes the value of experimental and innovative activities for optimizing and improving the effectiveness of the educational process, improving the professional competence of teachers, and interacting with the families of students and social partners. The authors analyze the difficulties observed in the practice of preschool educational organizations in managing innovative and experimental sites related to planning, organization, implementation, monitoring, and control. The article includes an analysis of research on the problem of managing innovative and experimental activities at a kindergarten over the past ten years. The article describes the purpose and methods of the research conducted by the authors on the analysis of the experimental activity management system in preschool educational organizations. The authors provide a detailed description of the content of the work on the development of a set of diagnostic tools for studying the features of managing experimental sites on the basis of a preschool educational organization. The article contains a description of the survey of kindergarten managers, criteria for analyzing responses aimed at determining the features of the experimental site management. The article includes a description of the results of research on the knowledge of heads of preschool educational organizations on the legal support of experimental activities; the peculiarities of changes in the management structure to ensure an optimal flow of experimental activities; to draft (a plan) pilot activities; the stages of leadership experimental platform; on working with the teaching staff to enhance innovative capacity. The article also provides an analysis of the material and technical support of the educational process, in terms of equipping the developing subject-spatial development environment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Красильникова Л.В., Роганова Г.Н., Кашина Е.В. Анализ системы управления экспериментальной деятельностью в дошкольных образовательных организациях // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Krasilnikova L.V., Roganova G.N., Kashirn E.V. (2020). Analysis of the experimental activity management system in preschool educational organizations. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 373.2 ГРНТИ 14.23.01

Красильникова Лариса Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: larvladkr@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=736182 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/J-1920-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57204976981

Роганова Галина Николаевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Магистр

E-mail: galinka-fomenkova@mail.ru

Кашина Екатерина Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Магистр

E-mail: katuhka2245@mail.ru

Анализ системы управления экспериментальной деятельностью в дошкольных образовательных организациях

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей организации системы управления экспериментальной деятельностью на базе дошкольных образовательных организаций. Авторы обосновывают актуальность темы исследования, опираясь на значение инновационной и экспериментальной деятельности как для развития системы образования в Российской Федерации, так и для конкретного образовательного учреждения. В статье подчеркивается ценность экспериментальной и инновационной деятельности для оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса, повышения профессиональной компетентности педагогов, взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами. Авторы анализируют трудности, наблюдающиеся в практике работы дошкольных образовательных организаций, по управлению инновационными и экспериментальными

https:// mir-nauki. com

площадками, касающиеся планирования, организации, реализации, мониторинга, контроля. В статье включен анализ исследований проблемы управления инновационной и экспериментальной деятельностью на базе детского сада за последние десять лет. Статья содержит описание цели и методов проводимого авторами исследования по анализу системы управления экспериментальной деятельностью в дошкольных образовательных организациях. Авторы приводят подробное описание содержания работы по разработке комплекса диагностического инструментария для изучения особенностей управления экспериментальными площадками на базе дошкольной образовательной организации. В статье содержится описание анкетирования руководителей детских садов, критерии анализа ответов, направленные на определение особенностей управления экспериментальной площадкой. Статья включает описание результатов исследования знаний руководителей дошкольных образовательных организаций по нормативно-правовому обеспечению экспериментальной деятельности; по особенностям изменения в структуре управления в целях обеспечения оптимального протекания экспериментальной деятельности; по составлению проекта (плана) экспериментальной деятельности; по этапам руководства экспериментальной площадкой; по особенностям работы с педагогическим коллективом в целях повышения инновационного потенциала. В статье также приводится анализ материально-технического обеспечения образовательного процесса, в плане оснащения развивающей предметно-пространственной развивающей среды.

Ключевые слова: управление дошкольной образовательной организацией; экспериментальная деятельность; инновационная деятельность; дошкольная образовательная организация; экспериментальная площадка; управление экспериментальной площадкой; нормативно-правовое обеспечение; проект экспериментальной деятельности; этапы руководства экспериментальной площадкой

Развитие системы дошкольного образования Российской Федерации в современный период характеризуется наличием выраженной тенденции к инновационным процессам, меняющим систему управления образовательными организациями, содержание образования, методы, технологии и средства обучения и воспитания, профессиональную готовность педагогических кадров, особенности взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников и социальными партнерами.

Учитывая актуальность, востребованность и особую роль в оптимизации всего образовательного ресурса системы государственного и частного образования инновационной деятельности, Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 1 закрепляет регламентирующие требования к организации и функционированию инновационных и экспериментальных площадок на базе образовательных организаций, глава 2 ФЗ, статья 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования». Закон подчеркивает, что экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования становятся основой для преобразования и прогрессивного развития системы образования, при учете стратегических изменений в социально-экономическом развитии Российской Федерации, и определенных приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

1 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3 в редакции на 01.09.2015 г. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с. (Правовая библиотека образования).

Страница 2 из 15

Введение

23PDMN620

На современном этапе дошкольные образовательные организации (далее по тексту ДОО) активно разрабатывают, апробируют и внедряют разнообразные инновации: инновационные методики и технологии воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста; недавно появившиеся дидактические средства, основанные на мультимедиа технологиях и цифровой педагогике; новые формы повышения профессиональной компетентности педагогов детских садов; вновь введенные формы и способы взаимодействия с семьями воспитанников; пришедшие на смену старым формы управления ДОО и многие другие.

Значение включения ДОО в инновационную и экспериментальную деятельность очень значимо и играет существенную роль в прогрессивном развитии как самой образовательной организации, так и всех субъектов образовательных отношений: педагогов, воспитанников и родителей (законных представителей).

Инновационное ДОО показывают более высокую степень эффективности и качества решения целей и задач образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных и адаптированных программ дошкольного образования, что выражается в оптимальном и более быстром достижении воспитанниками детского сада планируемых результатов и целевых показателей по всем образовательным областям.

ДОО, находящиеся в режиме развития, показывают достаточно высокие процентные показатели по повышению профессиональной компетентности педагогического состава, что проявляется в защите квалификационных категорий воспитателями, дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, музыкальными руководителями, руководителями по физической культуре.

Взаимодействие инновационных ДОО с семьями и социальными партнерами носит гибкий, энергоемкий и персонализированный характер за счет включения современных информационно-коммуникационных технологий, компьютерных технологий и возможностей сети Интернет.

Анализ конкурентоспособности ДОО показывает, что на более высоких ступенях в рейтингах детских садов неизменно оказываются детские сады, включенные в инновационную и экспериментальную деятельность.

Таким образом, мы видим особую ценность для развития и функционирования ДОО инновационной и экспериментальной деятельности, именно поэтому детские сады выказывают активное стремление к включению в систему инновационной инфраструктуры города, области, региона или страны в целом.

В тоже время, в режиме инновационного функционирования ДОО испытывают ряд трудностей, связанных с планированием, организацией, реализацией и анализом проводимой творческой административной, организационной, методической, педагогической работы.

1. Трудности оформления документации, составляющей нормативно-правовую основу функционирования инновационной или экспериментальной площадки.

2. Неясна структура управления инновационным ДОО, наличие дополнительных компонентов управления, их функционал и степень ответственности.

3. Отсутствие единства в написании проектов инновационной деятельности на период работы площадки.

4. Сложности в определении системы мониторинга за реализацией инновационной проекта.

5. Затруднения в построении работы по повышению инновационного потенциала педагогических кадров ДОО.

Таким образом, выявляется потребность в системообразующем факторе, нацеленном на нормализацию, структурирование, систематизацию инновационной и экспериментальной деятельности образовательной организации, что, в свою очередь, приведет к повышению качества и эффективности педагогического творчества коллектива детского сада. Таким фактором выступает управление экспериментальными и инновационными площадками как совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления деятельностью ДОО.

В основе нашего исследования лежат работы ученых, направленные на изучение вопросов управления инновационной и экспериментальной деятельностью в ДОО: Ю.В. Атемаскиной [1], К.Ю. Белой [2], И.Б. Бичевой [3], Л.Г. Богославец [4], А.И. Ивановой [5], Л.В. Красильниковой [6; 14], Е.Б. Кузнецовой [7], Н.В. Микляевой [8], Н.Б. Пугачевой [9], М.С. Таратухиной [10], Л.Л. Тимофеевой [11], П.И. Третьякова [12], Г.В. Яковлевой [13] и других.

Целью нашего исследования стало изучение системы управления экспериментальной деятельностью в дошкольных образовательных организациях.

Методы исследования

Исследование проходило на базах ДОО города Нижнего Новгорода, в эксперименте принимали участие заведующие, заместители заведующих по воспитательно-методической работе, старшие воспитатели в количестве 24 человек.

В ходе проведения исследования нами были использованы такие методы, как: (1) теоретические: анализ литературных источников и их сравнение; обобщение полученной информации, сравнение, классификация, структурирование; (2) эмпирические: анкетирование, анализ документации, констатирующий, эксперимент; (3) статистические: ранжирование.

Результаты и их обсуждение

Задачами констатирующего эксперимента по изучению системы управления экспериментальной деятельностью в дошкольных образовательных организациях стали:

1. разработка комплекса диагностического инструментария для изучения особенностей управления экспериментальными площадками на базе ДОО;

2. проведение диагностики особенностей управления экспериментальными площадками на ДОО в экспериментальной и контрольной группах;

3. анализ полученных данных диагностики об особенностях управления в ДОО.

Комплексное изучение особенностей управления экспериментальной площадкой на базе ДОО включило в себя два основных направления.

1. Анкетирование руководителей ДОО.

2. Анализ материально-технического обеспечения образовательного процесса в ДОО (развивающая предметно-пространственная среда).

Содержание и результаты анкетирования руководителей ДОО

Цель: выявление особенностей руководства экспериментальной площадкой в ДОО.

Вопросы анкеты нами были составлены таким образом, чтобы проанализировать следующий комплекс знаний:

1. нормативно-правовое обеспечение экспериментальной деятельности;

2. особенности изменения в структуре управления ДОО в целях обеспечения оптимального протекания экспериментальной деятельности;

3. составление проекта (плана) экспериментальной деятельности;

4. этапы руководства экспериментальной площадкой на базе ДОО;

5. особенности работы с педагогическим коллективом по повышению инновационного потенциала.

В анкету были включены открытые вопросы, которые требовали от участников мобилизации всех своих знаний по руководству экспериментальной площадкой.

Для анализа результатов анкетирования нами были определены критерии оценивания ответов, на основании обобщения научно-теоретических и методических исследований по проблеме.

Вопросы анкеты и критерии оценивания ответов

Вопрос 1. Какими основными нормативно-правовыми документами, локальными актами и положениями регламентируется деятельность экспериментальной площадки на базе ДОО?

Критерии оценивания ответов: Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Устав ДОО, Родительские договора, Приказ Министерства просвещения РФ об открытии экспериментальной площадки, Приказ Министерства образования Нижегородской области об открытии экспериментальной площадки, Приказ РОНО района об открытии экспериментальной площадки, Приказ по ДОО об открытии экспериментальной площадки, Приказ о материальном стимулировании педагогов, участвующих в эксперименте, Положение о Совете экспериментальной площадки, Положение о творческой группе педагогов.

Вопрос 2. Какие структурные подразделения в системе управления ДОО необходимы для оптимального руководства экспериментальной деятельностью?

Критерии оценивания ответов: Совет ДОО, Родительский совет, Педагогический совет, Совет экспериментальной площадки, Творческая группа педагогов.

Вопрос 3. Перечислите основные компоненты проекта (программы) экспериментальной деятельности?

Критерии оценивания ответов: тема эксперимента, цель эксперимента, обоснование актуальности проблемы эксперимента, объект исследования, предмет исследования; задачи эксперимента, гипотеза эксперимента, методы исследования, этапы и сроки эксперимента, резервное время, критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента, мониторинг, анализ и оценка результативности.

Вопрос 4. Какие этапы в руководстве экспериментальной площадкой вы знаете?

Критерии оценивания ответов: I этап. Аналитико-прогностический; II этап. Исследовательско-проективный; II этап. Организационно-исполнительский; IV этап. Контрольно-регулятивный; V этап. Обобщающий.

Вопрос 5. Перечислите методы и формы методической работы с педагогическим коллективом, способствующим развитию творческого и инновационного потенциала педагогов?

Критерии оценивания ответов: семинар, мастер-класс, семинар-практикум, консультации, деловая игра, мозговой штурм, кейсы, научно-практическая конференция, методическая декада, дни науки, методический фестиваль, дискуссия, педагогический КВН, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, лекторий, профессиональная выставка, защита проекта, тематический педагогический совет, открытое занятие и другие.

После проведения анкетирования участников экспериментальной и контрольной групп, нами был осуществлен анализ ответов и выделены наиболее частотные ответы, которые характеризуют наличное состояние руководства экспериментальной площадкой на базе ДОО.

Следует отметить, что в силу открытого характера вопросов анкеты (опрашиваемые самостоятельно отвечали на вопросы, а не выбирали из предлагаемых вариантов ответов), руководители могли дать ответ с несколько другой формулировкой, отличающейся от тех критериев ответов, которые мы заложили для оценивания. Например: контрольно-регулятивный этап назвать контрольно-аналитическим, или этапы экспериментальной работы - последовательностью работы. Мы учитывали подобные перефразирования и ориентировались на смысл, уточняя при необходимости у испытуемых насколько правильно нами был понят тот или иной ответ.

100 0% 100 0% 100 0% 100 0%

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов исследования знаний руководителей ДОО нормативно-правовой базы экспериментальной деятельности (составлен авторами)

Анализ знаний руководителей ДОО нормативно-правовой базы экспериментальной деятельности показал, что в обеих группах не выявляется полных и четких знаний о пакете нормативно-правовой документации, которая должна регламентировать работу экспериментальной площадки на базе ДОО. В обеих группах все - 100 %, назвали в качестве документов Закон РФ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Приказ ДОО об открытии экспериментальной площадки.

Далее по частотности ответов стоит Приказ РОНО района об открытии экспериментальной площадки, в экспериментальной группе его выбрали - 6 человек - 50 %, а в контрольной группе - 7 человек - 58,3 %. Равное количество анкетируемых дали ответ -Приказ о материальном стимулировании педагогов, участвующих в эксперименте, и в экспериментальной, и в контрольной группах - 4 человека - 33,3 %. Примерно равное количество указало Устав ДОО: в экспериментальной группе - 6 человек - 50 %, в контрольной группе - 7 человек - 58,3 %.

В меньшей степени представлены ответы: Конвенция о правах ребенка, в экспериментальной - 3 человека - 25 %, в контрольной - 4 человека - 33,3 %. Родительские договора указали в экспериментальной - 3 человека - 25 %, в контрольной - 4 человека -33,3 %. Приказ Министерства просвещения РФ об открытии экспериментальной площадки и Приказ Министерства образования Нижегородской области об открытии экспериментальной площадки, указали в экспериментальной - 1 человек - 8,4 %, в контрольной - 2 человека -16,8 %.

Положение о Совете экспериментальной площадки в обеих группах не назвал никто -0 %. Положение о творческой группе педагогов в экспериментальной группе назвали -3 человека - 2 %. В контрольной - 7 человек - 58,3 %.

Следовательно, на этапе констатирующего эксперимента обе группы показали достаточно низкий уровень знаний о нормативно-правовой документации экспериментальной деятельности на базе ДОО.

Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов исследования знаний руководителей особенностей изменения в структуре управления ДОО в целях обеспечения оптимального протекания экспериментальной деятельности (составлен авторами)

Анализ знаний руководителей об особенностях изменениях в структуре управления ДОО в целях обеспечения оптимального функционирования экспериментальной площадки в экспериментальной и контрольной группах на этапе констатирующего эксперимента показал, что все анкетируемые по 100 % в обеих группах назвали Педагогический совет. Следующим наиболее частотным ответом в обеих группах стал ответ - Совет ДОО, в контрольной группе его назвали 9 человек, в экспериментальной группе - 5 человек - 41,7 %. Далее был назван ответ - Творческая группа педагогов, в контрольной группе - 7 человек, в экспериментальной группе - 3 человека - 25 %. Совсем не был назван ответ - Совет экспериментальной площадки, в обеих группах 0 %.

Следовательно, и в экспериментальной, и в контрольной группах наблюдается недостаток знаний руководителей об особенностях изменениях в структуре управления ДОО в целях обеспечения оптимального функционирования экспериментальной площадки.

100,0%

100,0% 100,0%

100,0% 100,0%

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

100,0%

83,3%

66,7%

41,7% 41,7%

25,0%

25,0%

83,3%

83,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

66,7%

41,7%

25,0%

0,0% 0,0%

75,0% 75,0

66,7%

%

41,7%

41,7%

0,0% 0,0%

7

Cr

•f У У а/ J J I / ^ / у

^ у ^

/V" */'

г

I Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов исследования знаний руководителей о составлении проекта (плана) экспериментальной деятельности (составлен авторами)

Анализ результатов исследования знаний руководителей о составлении проекта (плана) экспериментальной деятельности на этапе констатирующего эксперимента показал, что анкетируемые в обеих группах - 100 % называют такие компоненты проекта, как: тема, цель и задачи исследования. Также большинство назвали ответ - анализ и оценка результатов экспериментальной деятельности, в контрольной группе - 10 человек - 83,3 %, в экспериментальной группе - 9 человек - 75 %.

Далее по частотности выбора следует: актуальность исследования, в контрольной группе назвали 10 человек - 83,3 %, в экспериментальной группе - 8 человек - 66,7 %. Затем был назван такой компонент, как этапы экспериментальной деятельности, в контрольной группе назвали 10 человек - 83,3 %, в экспериментальной группе - 8 человек - 66,7 %.

Ответ по мониторингу протекания экспериментальной деятельности дали в контрольной группе - 9 человек - 75 %, в ЭГ - 8 человек - 66,7 %. В меньшей степени были названы такие ответы, как: предмет и объект исследования, гипотеза исследования. В контрольной группе -5 человек - 41,7 %, в экспериментальной группе - 3 человека - 25 % по всем ответам соответственно.

23PDMN620

Ответ - критерии оценки результатов экспериментальной деятельности, был назван в обеих группах 7 анкетируемыми - 41,7 %.

Совсем не были названы такие компоненты проекта, как методы исследования и резервное время - 0 % в обеих группах.

Следовательно, наблюдается фрагментарность знаний о структуре написания проекта (программы) экспериментальной деятельности ДОО.

100,0% 100,0%

Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов исследования знаний руководителей этапов руководства экспериментальной площадкой на базе ДОО (составлен авторами)

Сравнительный анализ результатов исследования знаний руководителей этапов руководства экспериментальной площадкой на базе ДОО на этапе констатирующего эксперимента показал, что наиболее частотным ответом в обеих группах стал -организационно-исполнительский этап, в обеих группах его назвали все 100 %. Ответ -аналитико-прогностический этап назвали в обеих группах по 9 человек, т. е. 75 %. Исследовательско-проективный этап в контрольной группе назвали 9 человек - 75 %, в экспериментальной группе - 8 человек - 66,7 %. Контрольно-регулятивный этап назвали в контрольной - 8 человек - 66,7 %, в экспериментальной - 7 человек - 58,3 %. Обобщающий этап в контрольной назвали 6 человек - 50 %, в экспериментальной 5 человек - 41,7 %.

Следовательно, в обеих группах наблюдается также низкий уровень знаний руководителей об этапах экспериментальной деятельности на базе ДОО. В основном внимание анкетируемых сосредоточено на организации данного вида деятельности учреждения и проведении анализа наличного состояния организации, в меньшей степени представлены ответы, касающиеся проектирования и обобщения результатов эксперимента.

Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования знаний руководителей особенностей работы с педагогическим коллективом по повышению инновационного потенциала на этапе констатирующего эксперимента показал, что и в экспериментальной группе, и в контрольной группах 100 % опрашиваемых назвали такие формы работы, как: открытые занятия, семинары. Следующими по популярности ответами стали: мастер-классы: в экспериментальной группе этот ответ был у 12 человек - 100 %, в контрольной у 10 человек -83,3 %; консультации: В экспериментальной у 11 человек - 91,6 %, в контрольной у 12 человек - 100 %; деловая игра: в экспериментальной у 10 человек - 83,3 %, в контрольной у 9 человек

- 75 %; семинар-практикум: в экспериментальной у 7 человек - 58,3 %, в контрольной у 9 человек - 75 %; мозговой штурм: в экспериментальной у 5 человек - 41,7 %, в контрольной у 6 человек - 50 %; тренинги: в экспериментальной у 2 человек - 16,8 %, в контрольной у 3 человек - 25 %.

Рисунок 5. Сравнительный анализ результатов исследования знаний руководителей особенностей работы с педагогическим коллективом по повышению инновационного потенциала (составлен авторами)

Никто из анкетируемых в обеих группах не назвал такие ответы, как: кейсы, ПОПС-формула, конференции, лектории, педагогические чтения - 0 %. Следовательно, можно сделать вывод о необходимости проведения обучающей работы.

Содержание и результаты анализа

материально-технического обеспечения образовательного процесса в ДОО

Цель анализа: изучение особенностей материально-технического оснащения экспериментальной деятельности ДОО (развивающая предметно-пространственная среда) в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Содержание и критерии анализа материально-технического оснащения образовательного процесса ДОО были нами обобщены на основе анализа требований ФГОС ДО и требований авторской комплексной программы, которую реализуют все участвующие в исследовательской деятельности детские сады - «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

На основе обобщения данных требований мы сформулировали критерии анализа развивающей предметно-пространственной среды групп детских садов и оценки:

Первая группа критериев - соответствие требованиям ФГОС ДО:

1. Насыщенность среды.

2. Трансформируемое^ пространства.

3. Полифункциональность материалов.

4. Вариативность среды.

5. Доступность среды.

6. Безопасность предметно-пространственной среды.

Вторая группа критериев - соответствие требованиям программы «От рождения до школы»:

1. Наличие центров активности.

2. Наличие уголков уединения.

3. Наличие мест для отдыха.

4. Упорядоченность материалов.

5. Соответствие оснащения должно характеру занятий в центре активности.

6. Достаточность материалов.

7. Разнообразие материалов.

8. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.

9. Доступность и удобство использования.

10. Автодидактика.

11. Регулярное обновление.

12. Привлекательность для детей.

13. Прочность и безопасность.

Критерии оценки среды:

• полностью соответствует - П;

• частично соответствует - Ч;

• не соответствует - Н.

Анализ полученных данных по результатам обследования оснащения материально-технической базы образовательного процесса в ДОО на этапе констатирующего эксперимента показал, что в обеих группах есть по одному детскому саду, оснащение которых полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и программы «От рождения до школы» и по три учреждения, где наблюдается частичное соответствие и требуется еще дальнейшая работа.

Анкетирование руководителей ДОО подтвердило наличие трудностей в определении руководителями нормативно-правового обеспечения экспериментальной деятельности; особенностей изменений в структуре управления ДОО в целях обеспечения оптимального протекания экспериментальной деятельности; в составлении проекта (плана) экспериментальной деятельности; этапов руководства экспериментальной площадкой на базе ДОО; особенностей работы с педагогическим коллективом по повышению инновационного потенциала.

Таблица 1

Результаты анализа материально-технического обеспечения (развивающая предметно-пространственная среда) образовательного процесса в экспериментальной и контрольной группах

Экспериментальная Контрольная

№ Критерии анализа группа группа

1 2 3 4 1 2 3 4

Требования ФГОС ДО

1 Насыщенность среды ч п ч ч п п ч п

2 Трансформируемое^ пространства ч п ч ч п ч ч п

3 Полифункциональность материалов ч п ч ч п п ч п

4 Вариативность среды ч п ч ч п п ч п

5 Доступность среды п п п п п п п п

6 Безопасность предметно-пространственной среды п п п п п п п п

Требования программы «От рождения до школы»

1 Наличие центров активности ч п ч ч п п ч п

2 Наличие уголков уединения ч п ч ч п п ч ч

3 Наличие мест для отдыха ч п ч ч п п п п

4 Упорядоченность материалов ч п ч ч п ч ч ч

5 Соответствие оснащения должно характеру занятий в ч п п п п п ч ч

центре активности

6 Достаточность материалов ч п ч ч п п ч ч

7 Разнообразие материалов ч ч ч ч п п ч п

8 Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. п п п п п п п п

9 Доступность и удобство использования п п п п п п п п

10 Автодидактика ч ч ч ч п п ч ч

11 Регулярное обновление ч ч ч ч п ч ч ч

12 Привлекательность для детей п п п п п п п п

13 Прочность и безопасность п п п п п п п п

Составлена авторами

Рисунок 6. Сравнительный анализ оснащения материально-технической (развивающей предметно-пространственной) среды в ДОО в экспериментальной и контрольной группах (составлен авторами)

Анализ материально-технического обеспечения образовательного процесса в ДОО (развивающая предметно-пространственная среда) показал также необходимость оптимизации и повышения уровня компетентности руководителей в оснащении экспериментальной площадки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учеб.-метод. пособие. [Текст] / Ю.В. Атемаскина - Спб.: Детство-пресс, 2012. - 112 с.

2. Белая, К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО: Методическое пособие. [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр «Сфера», 2017. - 128 с.

3. Бичева, И.Б. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. Том 8, № 4 (2020). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-1.

4. Богославец, Л.Г. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. [Текст] / Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - Москва, 2009. Сер. 3 Приложение к журналу "Управление ДОУ": Управление дошкольным образовательным учреждением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Иванова, А.И. Инновационная деятельность ДОУ [Текст] / А.И. Иванова, Н.В. Уманская // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. -№5. - С. 76-80.

6. Красильникова, Л.В. Инновационное обучение в подготовке педагогов дошкольного образования к решению задач речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Красильникова, Е.А. Деломудрова // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. Мининский университет. 2020. С. 196-201.

7. Кузнецова, Е.Б. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е.Б. Кузнецова, Л.М. Волобуева. - СПб: Прометей, 2012. - 210 с.

8. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду: пособ. для воспитателей. [Текст] / Н.В. Микляева. М.: Айрис-пресс, 2008. - 160 с.

9. Пугачева, Н.Б. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды. [Текст] / Н.Б. Пугачева, Н.В. Судденкова, И.П. Татаринова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 1. С. 64-71.

10. Таратухина, М.С. К вопросу о социально-педагогических эффектах общественно-профессиональной экспертизы оценки качества дошкольного образования. [Текст] / М.С. Таратухина // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования. Сборник научных статей по материалам международной конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства. 2013. С. 163-168.

https:// mir-nauki. com

11. Тимофеева, Л.Л. Инновационные структуры дошкольного образования:(опыт модернизации системы дошкольного образования Орловской области) / Л.Л. Тимофеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. -№1. - С. 24-35.

12. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.

13. Яковлева, Г.В. Профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования как объект оценивания в условиях реализации ФГОС до [Электронный ресурс] / Г.В. Яковлева, Т.А. Сваталова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-kak-obekt-otsenivaniya-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do (дата обращения: 16.11.2020).

14. Kurbatova, A.S. Career guidance problem as a systemic problem in Russian society / Bicheva I.B., Ivanova N.V., Zaitseva S.A., Krasilnikova L.V. // Revista Inclusiones.

2020. Т. 7. С. 158.

23PDMN620

Krasilnikova Larisa Vladimirovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: larvladkr@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0283-8136 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=736182 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/J-1920-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57204976981

Roganova Galina Nikolaevna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: galinka-fomenkova@mail.ru

Kashi^ Ekaterina Vladimirovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: katuhka2245@mail.ru

Analysis of the experimental activity management system in preschool educational organizations

Abstract. The article is devoted to the study of the features of the organization of the experimental activity management system on the basis of preschool educational organizations. The authors substantiate the relevance of the research topic based on the importance of innovative and experimental activities both for the development of the education system in the Russian Federation and for a specific educational institution. The article emphasizes the value of experimental and innovative activities for optimizing and improving the effectiveness of the educational process, improving the professional competence of teachers, and interacting with the families of students and social partners. The authors analyze the difficulties observed in the practice of preschool educational organizations in managing innovative and experimental sites related to planning, organization, implementation, monitoring, and control. The article includes an analysis of research on the problem of managing innovative and experimental activities at a kindergarten over the past ten years. The article describes the purpose and methods of the research conducted by the authors on the analysis of the experimental activity management system in preschool educational organizations. The authors provide a detailed description of the content of the work on the development of a set of diagnostic tools for studying the features of managing experimental sites on the basis of a preschool educational organization. The article contains a description of the survey of kindergarten managers, criteria for analyzing responses aimed at determining the features of the experimental site management. The article includes a description of the results of research on the knowledge of heads of preschool educational organizations on the legal support of experimental activities; the peculiarities of changes in the management structure to ensure an optimal flow of experimental activities; to draft (a plan) pilot activities; the stages of leadership experimental platform; on working with the teaching staff to enhance innovative capacity. The article also provides an analysis of the material and technical support of the educational process, in terms of equipping the developing subject-spatial development environment.

Keywords: management of a preschool educational organization; experimental activity; innovative activity; preschool educational organization; experimental site; experimental site management; regulatory support; experimental activity project; stages of experimental site management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.