Научная статья на тему 'Педагогические условия развития профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации'

Педагогические условия развития профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухова Ольга Викторовна

В статье описаны педагогические условия; предложены формы и методы развития профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации. Исследование содержит результаты, которые могут быть полезны органам управления образованием для формирования эффективной кадровой политики при аттестации и оценке результативности деятельности руководителей, а также заведующим детскими садами при анализе профессиональной деятельности, профессионального развития и повышения эффективности управления современной дошкольной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS DEVELOPMENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE THE HEADS IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The author describes pedagogical conditions and offers to consider the forms and methods of development professional competences of the head in the preschool educational organization. This article contains the results that can help the education authorities for the formation an effective personnel policy, for the certification and for the analysis of performance activities of heads. In the same way the heads of kindergartens can analyze professional activity, professional development, and also improve management of modern preschool organization.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О.В. Сухова

Аннотация. В статье описаны педагогические условия; предложены формы и методы развития профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации. Исследование содержит результаты, которые могут быть полезны органам управления образованием для формирования эффективной кадровой политики при аттестации и оценке результативности деятельности руководителей, а также заведующим детскими садами при анализе профессиональной деятельности, профессионального развития и повышения эффективности управления современной дошкольной организацией.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, профессиональная компетентность, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS DEVELOPMENTS

OF PROFESSIONAL COMPETENCE THE HEADS

IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

О. Sukhova

Abstract. The author describes pedagogical conditions and offers to consider the forms and methods of development professional competences of the head in the preschool educational organization. This article contains the results that can help the education authorities for the formation an effective personnel policy, for the certification and for the analysis of performance activities of heads. In the same way the heads of kindergartens can analyze professional activity, professional development, and also improve management of modern preschool organization.

Keywords: preschool educational organization, professional competence, pedagogical conditions.

Развитие личности руководителя

образовательной организации невозможно без постоянного развития его профессиональной компетентности в процессе непрерывного образования. А.В. Анейчик, В.Ю. Кричевский, ЛИ. Луценко, СП. Машовец, Н.В. Немова, МО. Новодворская, В.Г. Онушкин, Л.И. Панарин, Е.П. Тонконогая, Т.И. Шамова и др. описывают профессиональную компетентность как деловые и личностные качества руководителя дошкольной образовательной организации (далее ДОО), знания, умения и опыт, которые необходимы в его профессиональной деятельности [5].

А.П. Владиславлев представляет непрерывное образование как систематическую и целенаправленную деятельность индивида для получения знаний, умений и навыков [2].

Знания и умения, которые необходимы руководителю ДОО, представлены в проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации в соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N° 23.

Функции переосмысления целей и содержания развития профессиональной компетентности руководителя ДОО берут на себя

муниципалитеты и регионы. Вместе с тем, муниципальные органы управления

образованием нуждаются в создании систем сертификации и аттестации руководителей, создании программ обучения и переподготовки кадров.

Как показывает практика, эффективное управление ДОО в современных условиях возможно только в условиях доступности образования, повышения его качества и во многом зависит от квалификации руководителя. Стратегия ДОО требует от руководителя новых компетенций, готовности к инновационной деятельности, обеспечение многофункциональной воспитательно-образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Таким образом, на современном этапе образовательная система связана с наукой и служит основой для экономического роста Российской Федерации. Система подготовки управленцев органами муниципального управления в условиях нестабильной практики профессиональной подготовки руководителей ДОО приобретает особое значение.

Дошкольная организация самостоятельно не в состоянии обеспечивать знаниями руководителя в его профессиональной деятельности, в связи с этим функции по постоянному повышению

профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации возлагает на себя муниципальная образовательная система (в нашем случае Управление образования администрации города Ульяновска).

Управление образования оказывает консультативные, экспертные, методические, информационные, контролирующие функции в отношении образовательных организаций и является координатором по развитию всех образовательных организаций, по повышению квалификации педагогов и опирается на профессиональную компетентность

руководителей образовательных организаций [1].

Управление образования города Ульяновска определяет пути перестройки кадровой политики и устанавливает основу, на которой мы провели апробацию новой структуры и формы подготовки руководителей ДОО с целью формирования их профессиональной компетентности.

Как показывает практика, эффективность развития профессиональной компетентности руководителя ДОО зависит от многих педагогических условий.

В психологии условия - это совокупность внутренних и внешних причин, которые определяют развитие человека, оказывают влияние на процесс, динамику и конечные результаты его развития. В педагогике условия это: а) факторы и причины, которые влияют на педагогические явления; б) обстоятельства, оказывающие влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса и формирование личности; в) комплекс методов, форм обучения для достижения дидактических целей; г) критерий анализа результатов научно-педагогического исследования [3].

В свою очередь, к педагогическим условиям подготовки руководителей ДОО мы относим:

- организацию профессионального отбора на должность (собеседование, рекомендации);

- получение профессионального образования с правом занимать должность заведующего детским садом (профиль «Менеджмент», «Муниципальное управление» и т.п.);

- регулярное повышение квалификации по занимаемой должности (курсовая подготовка, переподготовка);

- проведение аттестации руководителя на соответствие занимаемой должности (Комиссия Управления образования администрации города Ульяновска);

- материальное стимулирование руководителей по итогам профессиональной деятельности (на основании Положения о материальном стимулировании руководителей);

Управление образования (муниципальный уровень) контролирует и оказывает содействие руководителю ДОО в прохождении и освоении уровней сформированности профессиональной компетентности:

1. допрофессиональный, уровень первоначального овладения профессией;

2. профессиональная адаптация - это становление равновесия, проявляющееся в эффективности и качестве профессиональной деятельности;

3. профессиональное становление - усвоение руководителем практических навыков и алгоритмов действий;

4. упрочение - важный элемент повышения компетентности и профессионализма, проявляющееся в высокой познавательной потребности;

5. профессионализм - это свободное использование полученных профессиональных навыков в изменяющихся практических ситуациях [4].

Таким образом, выявленные уровни развития профессиональной компетентности руководителя ДОО позволяют нам объективно подходить в оценке профессиональной деятельности руководителя дошкольной образовательной организации на муниципальном уровне, а также способствуют выбору форм и методов развития профессиональной компетентности на каждом из пяти вышеназванных этапов.

Российские программы подготовки руководителей образовательных организаций должны учитывать и соответствовать основным требованиям организации профессиональной деятельности руководителя ДОО. Так, образовательная программа подготовки современных руководителей ДОО должна содержать следующие компоненты:

- знания, и навыки, необходимые для успешного решения управленческих задач в ДОО;

- систематизацию имеющегося опыта управленческой деятельности руководителя;

- обучение навыкам и умениям эффективного руководства ДОО;

- анализ профессиональной деятельности и дальнейшее ее совершенствование.

Формами организации обучения

руководителей ДОО являются:

- использование интерактивных форм работы (тренинги, деловые игры, кейс-задания и др.);

- опора на содержание теоретических занятий с управленческой практикой;

- работа в команде;

- решение управленческих задач с помощью проектирования новых подходов.

Исходя из анализа данных, руководители ДОО г. Ульяновска имеют разный уровень образования, возраст, общий стаж административной работы и, испытывая необходимость в повышении собственной профессиональной компетентности, выбирают разные формы работы и содержание.

Наше исследование содержит результаты, которые несомненно окажут помощь органам управления образованием для принятия грамотных управленческих решений и формировании эффективной кадровой политики в регионе при аттестации и оценке результативности деятельности руководителей ДОО, а заведующим ДОО будут содействовать в анализе собственной профессиональной деятельности и для дальнейшего профессионального развития и повышения эффективности управления современной дошкольной организацией.

Общая численность заведующих ДОО г. Ульяновска составляет 130 человек, в нашем исследовании приняли участие 109 человек, для которых данная работа в образовательной организации в качестве заведующей является основной.

Изучение уровня образования заведующих ДОО показывает, что 95,4% имеет высшее профессиональное образование, причем 82,6% - высшее педагогическое. Не имеют высшего образования 4,6% из числа опрошенных руководителей.

Действующие заведующие ДОО, имеющие общий стаж работы более 20 лет, составляют 82,6% опрошенных. От 10 до 20 лет на заведовании находятся 15,6% руководителей с предшествующей трудовой деятельностью, и только 1,8% заведующих имеют стаж работы

менее 10 лет. Административный стаж работы более 20 лет имеют 31,2% руководителей. Стаж руководящей работы от 10 до 20 лет насчитывается у 33% заведующих, и 28,4% опрошенных находятся в диапазоне от 5 до 10 лет. С административным стажем от 2 до 5 лет -6,4% руководителей и 1% со стажем руководящей работы менее двух лет.

Анализируя возрастную структуру заведующих ДОО г. Ульяновска, следует указать, что 71,6% от общего числа уже достигли 35 лет, а число, достигших пенсионного возраста составляет 26,6%.

Профессионально компетентный

руководитель ДОО способен решать управленческие задачи в конкретных социально-педагогических условиях. Повышение уровня профессиональной компетентности, как и повышение квалификации руководителя ДОО, заключаются в «усвоении способов решения новых управленческих задач или освоении более эффективных методов (вариантов, средств) решения известных управленческих задач».

Таким образом, нами установлено, что подавляющее большинство заведующих ДОО г. Ульяновска регулярно повышают свою квалификацию на краткосрочных курсах или освоили программы профессиональной переподготовки, 19,4% получили второе высшее образование (магистратура).

Следует отметить, что доля заведующих, имеющих диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Менеджмент» или «Государственное и муниципальное управление», составляет более 70%. Более 40% получили или проходили переподготовку по менеджменту уже после назначения на должность, см. рис. 1.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

до назначения на должность

после назначения

в настоящее время

не проходил

I обучение по программам «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление»,%

обучение по программам профессиональной переподготовки для заведующих и заместителей ,%заведующих обучение по программам повышения квалификации для заведующих и заместителей заведующих,% участие в семинарах,%

Рисунок 1. - Сведения о формах и сроках профессионального обучения заведующих ДОО г. Ульяновска

Исходя их полученных данных, большинство руководителей проходили профессиональное обучение после назначения на должность в форме прохождения курсов повышения квалификации. Методы обучения заведующих детским садом вне рабочего места используются в рамках специально организованного процесса. Эта группа методов наиболее разнообразна и должна использоваться муниципальными органами управления образованием при составлении программ обучения руководителей ДОО.

Нами при оценке профессиональных, деловых, личностных качеств руководителя ДОО использовались методы:

- изучение и оценка работника путем личного общения, проведение собеседований;

- анализ результатов и выводов аттестации, квалификационных экзаменов;

- профессиональные интервью, опрос, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, метод групповой дискуссии, деловые игры и др.

Таким образом, созданные нами педагогические условия, такие, на наш взгляд, как игровой метод и кейс-задания, позволили руководителям ДОО, как участникам образовательного процесса повышения компетентности, достичь ряда позитивных качеств: снятия барьеров, психологического комфорта, группового взаимодействия, совместного принятия решения. Применяемые интерактивные формы работы направлены на формирование и достижение целей; развитие управленческих данных, уверенности в себе; повышение самооценки. Содержание учебной программы способствует развитию основных характеристик профессиональной

компетентности руководителя ДОО: личностно-гуманистической ориентации, способности к системному видению профессиональной реальности, владению современными

технологиями управления образовательной организацией, способности интеграции отечественного и зарубежного опыта и креативности в профессиональной сфере.

Литература:

1. Боровикова Т.В. Развитие профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в системе муниципального управления образованием / Т.В. Боровикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - С. 20-27.

2. Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы / А.П. Владиславцев. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.

3. Сухова О.В. Профессиональная компетентность руководителя дошкольной образовательной организации и условия ее формирования / О.В. Сухова

// Перспективы развития науки и образования. Москва. 2015. С. 7-12.

4. Сухова О.В. Процесс формирования компетентности руководителя детского сада / О.В. Сухова // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики. - Красноярск. - 2015. - С. 119-121.

5. Сухова О.В. Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации / О.В. Сухова // Казанский педагогический журнал. - Казань. -2015. - С. 47-51.

Сведения об авторе:

Сухова Ольга Викторовна (г. Ульяновск, Россия), аспирант, заведующий Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Центром развития ребенка - детским садом № 178 «Облачко», Управление образования администрации города Ульяновска, e-mail: [email protected]

Data about the author:

O. Sukhova (Ulyanovsk, Russia), graduate student, the leader of the Municipal offline preschool educational Institution "The Center for development children - kindergarten № 178 - The Could, The Department of education of the city administration of Ulyanovsk, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.