Научная статья на тему 'Психологические аспекты профессиональной деятельности следователей и государственных обвинителей'

Психологические аспекты профессиональной деятельности следователей и государственных обвинителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1498
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE TRADE DESCRIPTION / COMMUNICATIVE ACTIVITY / ORGANIZATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Василий Петрович

Психологический анализ деятельности следователей и государственных обвинителей выявляет в их структуре множество общих компонентов. Эмпирическое исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о различии содержательных характеристик и значимости этих компонентов. Наиболее существенные отличия обнаруживают организационный и коммуникативный компоненты деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of the professional activities of investigators and public prosecutors

The psychological analysis of activity of inspectors and the state accusers' reveals set of the general components in their structure. Empirical research confirms the put forward hypothesis about distinction of substantial characteristics and the importance of these components. The most essential differences find out organizational and communicative components of activity.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты профессиональной деятельности следователей и государственных обвинителей»

В условиях лишения свободы они достаточно легко попадают под влияние неформальных категорий осужденных, занимающих высокое положение в субкультуре, ищут у них защиты и поддержки. При возникновении конфликтных ситуаций активно выступают на стороне своих покровителей. С воспитательной точки зрения целесообразно в период адаптации привлекать их к участию в работе самодеятельных организаций осужденных, а также заполнять досуг общественно-полезной деятельностью, активно пресекать контакты с отрицательно характеризующимися категориями осужденных.

Таким образом, работу по исправлению осужденных необходимо организовывать с учетом особенностей личности, ее социально-демографической, уголовно-правовой и психологической характеристик. Описанный выше «портрет» позволяет сформулировать рекомендации сотрудникам исправительных учреждений для работы с отдельными категориями осужденных.

Список литературы

1. Характеристика личности осужденного: социально-психологический портрет - М., НИИ УИС Минюста России, 2004. - 56 с.

2. Егоров, А. Д. Помощь гражданам, освобожденным из мест лишения свободы в Санкт-Петербурге // Социальная адаптация осужденных (обмен опытом) : Сборник материалов к итоговому семинару по проекту «Образовательные программы для осужденных как средство их социальной адаптации». - СПб.: СЗТУ, 2000. - 54 с.

3. Жирнов, В. Н. Профессиональное образование осужденных в местах лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы - 2003. - № 8. - 26 с.

4. История педагогической технологии: Сборник научных трудов / Отв. ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин / НИИТ и ИП РСФСР. - М., 1992. - 133 с.

Literature

1. Characteristic of person condemnation: social-psychological portrait. - M., 2004.

2. Egorov, A. D. Helping citizens, who release from place deprived of liberty in Saint-Petersburg/ Social adaptation sentences (exchange of experience) : Сollection of materials to total seminar on project “Education programs for sentences how means their social adaptation”. - SPb., 2000.

3. Girnov, V. N. Professional education sentences in places deprived of liberty // Register criminal-execute system. - 2003. - № 8.

4. History of pedagogical technology: scientific labor / Ed. M.G. Plohova, F.A. Fradkin / SIIT and IP RSFSR. - M., 1992.

УДК 343.95(045)

В.П. Смирнов*

Психологические аспекты профессиональной деятельности следователей и государственных обвинителей

Психологический анализ деятельности следователей и государственных обвинителей выявляет в их структуре множество общих компонентов. Эмпирическое исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о различии содержательных характеристик и значимости этих компонентов. Наиболее существенные отличия обнаруживают организационный и коммуникативный компоненты деятельности.

Ключевые слова: следователь, государственный обвинитель, профессиограмма, коммуникативная деятельность, организационная деятельность.

* Смирнов, Василий Петрович, научный сотрудник лаборатории организации подготовки научных кадров Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советник юстиции, соискатель кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-903-092-95-97. E-mail: vpsmirnov@inbox.ru.

* Smirnov Vasily, the scientific employee of laboratory of the organization of preparation of scientific shots of the St.-Petersburg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation, the adviser of justice, tel. 8-903-092-95-97. E-mail: vpsmirnov@inbox.ru

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Психология

Smirnov Vasily*. Psychological aspects of the professional activities of investigators and public prosecutors.The psychological analysis of activity of inspectors and the state accusers’ reveals set of the general components in their structure. Empirical research confirms the put forward hypothesis about distinction of substantial characteristics and the importance of these components. The most essential differences find out organizational and communicative components of activity.

Keywords: the inspector, the state accuser, the trade description, communicative activity, organizational activity.

Задача осуществления эффективного уголовного преследования остается актуальной для правоохранительных органов. В стране сохраняются высокие показатели преступности, меняется ее структура, получили распространение такие опасные преступные проявления, как экстремизм и рейдерство, угрозой национального масштаба стала коррупция. В 2007 г. из 3 млн. 580 тыс. зарегистрированных преступлений более 1 млн. 800 тыс. остались нераскрытыми. Среди них - почти половина особо тяжких и тяжких, в т.ч. каждое седьмое убийство [1]. В этих условиях возрастают требования к профессионализму и психологической подготовленности сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. следователей и помощников прокуроров, обеспечивающих участие в рассмотрении уголовных дел судами (государственных обвинителей). Следователи и государственные обвинители, обеспечивая предварительное расследование и поддержание государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовному делу, выступают ключевыми фигурами процесса уголовного преследования. От качества выполнения ими своих функций зависит конечная результативность правоохранительной системы. Имея единую, общую цель деятельности и схожие задачи - изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, - следователь и государственный обвинитель выполняют свои функции на разных стадиях уголовного судопроизводства, в разных условиях и разными средствами, т.е. деятельность следователей и государственных обвинителей имеет как общие, так и отличные друг от друга черты. Очевидно, что данное обстоятельство важно учитывать при подготовке и отборе специалистов на эти должности. Необходимость разработки современных научно обоснованных мер и рекомендаций по повышению эффективности деятельности субъектов уголовного преследования требует кропотливого профессиографического анализа содержания их труда.

Одно из первых системных исследований деятельности следователя в современной юридической психологии принадлежит В.Л. Васильеву [3]. В разработанной им профессиограмме представлена иерархическая структура всех сторон профессиональной деятельности следователя во взаимосвязи с обеспечивающими их личностными качествами, навыками и умениями:

- поисковая деятельность: заключается в поиске и вычленении криминалистически значимой информации, необходимой для реконструкции события преступления; требует наблюдательности, любознательности, устойчивости и концентрации внимания, высокой ориентации;

- коммуникативная деятельность: получение информации о преступлении посредством общения; требует общительности, эмоциональной устойчивости, чуткости, умения слушать человека и умения говорить с ним;

- удостоверительная деятельность: состоит в переводе всей полученной информации в предусмотренные законом формы; требует аккуратности, пунктуальности, хорошего владения письменной речью;

- организационная деятельность: выражает роль следователя как координатора и руководителя процесса расследования; требует самоорганизованности, развитых волевых качеств, собранности, целеустремленности, настойчивости, организаторских способностей;

- реконструктивная деятельность: отвечает за синтез получаемой информации в мысленную модель события преступления, формирование гипотез; требует обширной памяти, воображения, развитого общего и специального интеллекта, интуиции;

- социальная деятельность: отражает активную социальную роль следователя как борца с преступностью; предполагает проявление патриотической направленности, гуманности, честности, принципиальности, стремления к истине и торжеству справедливости, профессиональной гордости, приверженность нормам профессиональной этики.

Выделяя в качестве базовой поисковую деятельность, Васильев не умаляет значимости других сторон, подчеркивая их тесную взаимосвязь друг с другом и совместный вклад в успешность деятельности по расследованию преступлений.

В.Л. Васильев разработал также и профессиограмму государственного обвинителя [3], состоящую из следующих блоков:

- коммуникативная сторона деятельности;

- конструктивная (реконструктивная) сторона деятельности;

- организационная сторона деятельности;

- социальная сторона деятельности.

Важнейшей стороной деятельности гособвинителя указанный автор считает коммуникативную деятельность. В данном аспекте от следователя его отличает наличие ораторских способностей, умение полемизировать, высокая культура речи. Конструктивная сторона профессионального мастерства гособвинителя является своеобразным +продолжением реконструктивной деятельности следователя и заключается в способности не только воссоздать событие преступления на основе

материалов дела, но и предвидеть судебную перспективу уголовного дела. Организационная деятельность гособвинителя концентрируется преимущественно на способности мобилизовать себя при подготовке к судебному процессу, обеспечить психологическую и техническую готовность, в частности, к рассмотрению многоэпизодных и многотомных дел. Характер социальной стороны деятельности гособвинителя дополняется публичностью его роли, наглядным олицетворением собой важной государственной функции уголовного преследования.

Таким образом, структурно практически идентичные профессиограммы (читай - деятельности) имеют отличия в своем содержании, отражающем разные средства и условия профессиональной деятельности.

Качественное продолжение профессиографических исследований обнаруживается в работах М.В. Кроза и В.В. Романова [4]. На основе комплексного изучения деятельности прокурорских работников эти авторы разработали факторную модель профессиограммы сотрудников этого ведомства. Исследователи пришли к небесспорному выводу, что профессиональная деятельность прокуроров, следователей, руководителей органов прокуратуры обладает сходными в психологическом плане структурой и содержанием, предъявляет аналогичные требования к психическим свойствам и качествам профессионально успешных исполнителей. Это позволяет строить обобщенную групповую профессиограмму деятельности для всех указанных категорий прокурорских работников.

Итак, в качестве основных (сходных) подструктур профессиональной деятельности работника прокуратуры в этой модели выступают:

- познавательно-прогностическая (когнитивная) подструктура деятельности;

- коммуникативная подструктура правоохранительной деятельности;

- организационно-управленческая подструктура деятельности;

- воспитательная подструктура правоохранительной деятельности.

Эти подструктуры деятельности связываются с пятью факторами профессиональной пригодности и соответствующими им социально-психологическими качествами личности (психограммой) работника прокуратуры:

- I фактор профессиональной пригодности: социализация личности,

высокий уровень правосознания;

- II фактор профессиональной пригодности: нервно-психическая эмоциональная стабильность, высокий порог стрессоустойчивости, волевые качества;

- III фактор профессиональной пригодности: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитое воображение, интуиция;

- IV фактор профессиональной пригодности - коммуникативная компетентность прокурорского работника: способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения; способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние; доброжелательность, вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность; свободное владение вербальными, невербальными средствами общения; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения; способность к сотрудничеству, достижение компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях; адекватная самооценка; чувство юмора.

- V фактор профессиональной пригодности - организаторские способности: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность; чувство ответственности за свои поступки; организованность, планомерность в работе; в мотивационной сфере доминирование социально значимых мотивов достижения успеха в работе.

Сравнение профессиограмм В.Л. Васильева с Кроза М.В. моделью и В.В. Романова показывает, что в первых получает детальное отражение специфика деятельности следователя или гособвинителя, и в меньшей степени - релевантные требованиям деятельности личностные качества. Модель М.В. Кроза и В.В. Романова по сути игнорирует отличительные особенности деятельности субъектов уголовного преследования, но содержит подробный, полный перечень необходимых для успешной деятельности свойств личности профессионала правоохранительной сферы. Практическая значимость и прикладная привлекательность этой модели заключается в том, что она включает в себя готовый инструмент оценки личности - предлагает апробированные психологические методики для оценки соответствия субъекта требованиям профессии. Не случайно принятая сегодня в органах прокуратуры система профессионального психологического отбора использует именно эту модель.

Однако зададимся вопросом: насколько могут быть идентичны психологические особенности и способности следователя, руководителя правоохранительного органа, судебного оратора? Является ли оправданным нивелирование специфики этих профессий в вопросах профотбора?

В поисках ответа на эти вопросы нами проведено сравнительное исследование личностных особенностей и профессиональных компетенций 164 государственных обвинителей и 470 следователей прокуратуры с использованием опросников Кеттелла, Томаса, методик исследования уровня субъективного контроля (УСК), индекса жизненного стиля (ИЖС), включающих более 35 параметров, а также разработанной нами анкеты оценки компетенций и условий деятельности.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Психология

При обработке результатов использовались методы дескриптивного и статистического анализа, значимость различий оценивалась с помощью 1-критерия Стьюдента и ц-критерия Фишера. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели психологического тестирования гособвинителей и следователей прокуратуры

№ Показатели Следователи Г особвинители Значимость

п/п ср. ст. откл. ср. ст. откл. различии, р

1. Возраст 31,5 6,4 31,6 7,1 -

2. Стаж работы 6,1 4,1 6,8 4,9 -

3. МО — адекватность самооценки 7,2 2,3 7,8 2,3 р < 0,05

4. А - аффектотимия - шизотимия 7,9 2,0 8,3 2,0 р < 0,05

5. В - интеллектуальность 4,3 1,2 4,8 1,4 р < 0,01

6. С — эмоциональная устойчивость — неустойчивость 8,2 2,2 8,7 2,2 р < 0,05

7. Е - доминантность -подчиняемость 5,6 2,2 5,2 2,1 -

8. Р - импульсивность — сдержанность 5,1 2,1 5,4 2,3 -

9. О - добросовестность - 9,6 1,9 9,4 1.8

безответственность

10. Н - смелость — робость в социальных контактах 7,8 2,4 8,3 2,2 -

11. I - мягкость - жесткость 6,8 2,2 8,1 2,1 р<0,01

12. Ь — подозрительность -доверчивость 4,3 1,8 3,9 1,9 -

13. М - мечтательность — практичность 6,5 2,1 6,3 2,1 -

14. N - дипломатичность -прямолинейность 5,3 2,1 5,1 2,2 -

15. О - тревожность - спокойствие 6,2 2,5 6,2 2,8 -

16. 01 - радикализм - консерватизм 7,7 2,2 7,8 2,3 -

17. 02 - конформизм — 5,7 2,1 5,2 2,1

нонконформизм

18. <33 - высокий - низкий самоконтроль 7,9 2,0 7,5 2,1 -

19. 04 — высокий - низкий порог 4,9 2,1 5,1 2,6

фрустрации

20. Отрицание 49,9 27,2 64,0 27.8 р < 0,01

21. Компенсация 59,2 30,3 55,3 28,4 -

22. Рационализация 64,5 26,6 52,0 27,1 р < 0,01

23. Регрессия 57,5 26,8 59,0 28,4 -

24. Замещение 64,5 24,9 55,1 27,6 р < 0,05

25. Проекция 59,0 28,9 53,8 29,3 -

26. Реактивные образования 52,6 25,9 64,7 27,0 р < 0,01

27. Вытеснение 62,9 27,4 50,4 26,1 р<0,01

Согласно результатам опросника Кеттелла, гособвинители обладают более высокой самооценкой, они более общительны, отзывчивы, раскрепощены, интеллектуальны, при этом в большей степени, нежели следователи, уравновешены, эмоционально чутки, но стабильны. Следует полагать, что эти показатели отражают такие особенности профессии гособвинителя, как публичность, устность и состязательность судебного процесса. Качества хорошего коммуникатора, прекрасно владеющего собой, хорошо улавливающего состояние собеседника, способного управлять эмоциями, интеллектуального, в высокой степени востребованы в зале суда. При этом ошибочно считать все эти качества не востребованными в следственной деятельности, на что указывают их высокие абсолютные значения в группе следователей.

Различия в группах по результатам методики ИЖС указывают на отличительные механизмы психологической защиты, формирующиеся в условиях воздействия стрессогенных факторов. Для государственных обвинителей оказываются актуальными отрицание и реактивные образования, для следователей - рационализация, замещение, вытеснение.

Как известно, отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, объекты, конфликты и т.п., а реактивные образования возникают как следствие представлений индивида о мнимой ненависти, плохого отношения со стороны его партнеров, - эти механизмы отражают условия повседневной работы гособвинителя в ситуациях открытого или потенциального публичного противостояния, конфликта, негативного отношения

подсудимых, позволяют смягчать остроту переживания совершенных на виду у других ошибок и неудач. Работа следователя не настолько открыто конфликтна, его ошибки не так очевидны, что дает ему время для построения субъективно-рассудочных, сознательных объяснений отдельных ошибочных действий или установок. Функционирование механизмов замещения, суть которого состоит в переадресовании чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта, а также вытеснение из сознания каких-то способных вызвать тревогу событий может объясняться необходимостью часто сдерживать негативные эмоции при общении с подозреваемыми и обвиняемыми, испытывать психотравмирующие переживания при расследовании тяжких преступлений. Указанные механизмы могут отражать также характер вертикальных взаимоотношений следователя, усиление бюрократических требований.

Таким образом, из более чем 35 параметров сравнения личностных особенностей обследуемых групп статистически значимые различия обнаружились по 10 измерениям. Это лишь отчасти свидетельствует об аналогичности требований к психическим свойствам и качествам профессионально успешных следователей и гособвинителей.

Результаты анкетирования показали, что следователи достоверно выше (р<0,01) оценивают затраты на организационные мероприятия - 86% считает, что согласования, совещания и т.п. занимают от 30% до 50% рабочего времени, в отличие от подобного мнения 34% гособвинителей. При этом 61% следователей против 12% гособвинителей утверждают, что они сами планируют свой рабочий день. Отрицают такую возможность только 7% следователей и 48% (!) гособвинителей. При этом важно, что распорядительность, организаторские способности считают необходимыми для себя качествами 100% следователей и 95% гособвинителей. Эти показатели свидетельствуют о более высокой значимости организационного компонента в деятельности следователей. Действительно, несмотря на привлекательность этих качеств, гособвинители, в частности, ограничены в самостоятельности со стороны суда, устанавливающего даты и время заседаний. Следователи более самостоятельны в распоряжении своим рабочим временем, но имеют больше «непроизводственных» затрат на согласования, организацию и координацию следственных мероприятий, перемещения в пространстве, незапланированные оперативные действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость обладания качествами оратора усматривают 74% госбвинителей и 36% следователей (различие достоверно с вероятностью 99%), при этом высокую компетентность в межличностном, а не публичном общении хотели бы видеть в коллегах 97% гособвинителей и 93% следователей. Хорошее владение письменной речью считают необходимым 86% следователей и 70% гособвинителей. Таким образом, проявляются ожидания более широкого, разнообразного диапазона вербальных коммуникативных средств у гособвинителей.

Также достоверно большее число государственных обвинителей считает, что им приходится принимать решения в условиях ограниченного времени (57% против 39% следователей, р<0,05). В этом виде деятельности востребованы такие качества, как гибкость мышления, быстрота реагирования.

Обобщая результаты исследования, следует отметить, что сравнение следственной деятельности и деятельности государственных обвинителей указывает на значимые различия как в характере и условиях деятельности, так и в требованиях, предъявляемых профессией к личности. Профессиональные условия имеют отличия в составе организационного и коммуникативного компонентов деятельности. Особенность организационной деятельности следователей выражается в ее сложности, больших временных затратах на ее осуществление, в необходимости организовывать свою работу и согласовывать ее с работой других. Коммуникативная деятельность гособвинителей выступает как системообразующая, подчиняющая себе другие аспекты деятельности, включающая в себя эмоционально-волевой и интеллектуальный компоненты. Условия деятельности следователей и государственных обвинителей обусловливают не только отдельные присущие им личностные особенности, но и специфику формирования защитных механизмов, характер реагирования на стресс. Результаты исследования подтверждают тезис о необходимости в большей степени учитывать особенности деятельности субъектов уголовного преследования на всех этапах профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2007 г.

2. Васильев, В. Л. Юридическая психология. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 95 с.

3. Васильев, В. Л., Горьковая, И.А. Психология ораторского мастерства государственного обвинителя: Учебное пособие. - СПб., 1996. - 44 с.

4. Романов, В. В., Кроз, М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.

Literature

1. The report on a legality and law and order condition in the Russian Fédération and about the done work on their strengthening for 2007.

2. Vasilev, V. Juridical psychology. Leningrad: Publishing house ofthe Leningrad university, 1974.

3. Vasilev, V., GorkovajaI. Psychology of oratorical skill of the state accuser: Manual. - SPb., 1996.

4. Romanov, V., Kroz, M. Psychological estimation at professional selection of shots for Office of Public Prosecutor (a current state and prospects) // Psychology questions. - 1994. - № 3.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.