Научная статья на тему 'Психологические особенности личности государственного обвинителя как главный фактор повышения успешности его деятельности'

Психологические особенности личности государственного обвинителя как главный фактор повышения успешности его деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1266
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глушкова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личности государственного обвинителя как главный фактор повышения успешности его деятельности»

О.В. Гпушкова*

Психологические особенности

личности государственного обвинителя

как главный фактор повышения успешности его деятельности

Изменения уголовно-процессуального законодательства закрепили ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввели новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей. Одним из главных принципов уголовного судопроизводства стала состязательность сторон, а бремя доказывания вины подсудимого возложено исключительно на сторону обвинения.

Групповая профессиограмма прокурорско-следственной деятельности, разработанная В.В. Романовым и М.В. Крозом, основана на сходстве их психологической составляющей (принадлежности данных профессий к одному ведомству, общей направленности их труда, близости правовых основ прокурорской и следственной деятельности). Данными авторами разработана психограмма профессионально успешных и малоэффективных прокуроров и следователей, которая включает пять факторов профессиональной пригодности:

- высокий уровень социализации личности;

- развитые познавательные способности;

- эмоционально-волевую устойчивость;

- коммуникативную компетентность;

- выраженные организаторские способности прокурора, следователя1.

Исходя из основных целей и задач Института прокуратуры, можно отметить, что его деятельность является многосторонней. Каждая отрасль прокурорского надзора наряду со знанием законодательства, владением определенными навыками работы требует от сотрудников наличия специфических психологических особенностей, от которых зависит успешность деятельности.

Деятельность прокурора по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами является достаточно сложной и многогранной с психологической точки зрения. Важно подчеркнуть, что деятельность государственного обвинителя протекает в условиях негативного отношения к нему со стороны других участников судебного процесса. Деятельность прокурора оценивается ими с особой взыскательностью и часто подвергается публичному моральному осуждению.

С целью анализа психологических особенностей деятельности прокурора по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами было предпринято исследование, в ходе которого протестированы прокуроры, состоящие в данной должности в прокуратурах Республики Марий Эл и Республики Чувашия. Всего в исследовании участвовали 83 прокурора.

Исходя из цели исследования, были выделены основные стадии уголовно-судебного процесса, в которых отражается активная деятельность юристов - участников процесса:

1) подготовка к судебному процессу;

2) предварительное слушание;

3) судебное следствие;

4) прения сторон;

5) оглашение приговора.

На основе изучения общей структуры профессиональной деятельности участников уголовно-судебного процесса и с учетом результатов проведенного исследования мы предложили психологическую модель профессиональной деятельности юристов - участников уголовно-судебного процесса (судьи, прокурора, адвоката), включающую пять основных компонентов (рациональный, поведенческий, мотивационный, эмоциональный, интегративный). Указанная модель базируется на ключевых стадиях уголовно-судебного

* Соискатель Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, помощник прокурора Республики Марий Эл, советник юстиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Психология, педагогика, филология, философия

процесса. Несмотря на то, что интересы участвующих в суде юристов различны, их деятельность подчиняется общей психологической логике развертывания судебного процесса, основанной на необходимости обеспечения законности.

На первой стадии психологическая деятельность участников уголовно-судебного процесса включает в себя в основном интеллектуальную деятельность в форме реконструктивной и конструктивной форм, подкрепленную организационной стороной, что находит свое выражение в рациональном компоненте.

Вторая стадия характеризуется формированием первого впечатления об участниках процесса, оценкой их профессиональных и личных качеств, влияющих на дальнейшую совместную деятельность. Ведущей составляющей на данном этапе выступает поведенческий компонент.

Третья стадия - судебного следствия - состоит из совокупности различных следственных действий, являясь самой напряженной и длительной - это стадия сбора доказательств, в ходе которой реализуются различные стороны деятельности: коммуникативная, конструктивная и реконструктивная. Следует отметить, что результат работы на данной стадии - это основа всей деятельности каждого юриста в процессе, поэтому в ходе судебного следствия в первую очередь проявляется направленность личности каждого участника уголовно-судебного процесса, что выражается в мотивационном компоненте.

Четвертая стадия - участие в прениях сторон - является ключевой для деятельности государственного обвинителя и адвоката. На данном этапе реализуются практически все стороны деятельности и профессиональной структуры личности юриста. Главным компонентом психологической модели деятельности юристов - участников уголовносудебного процесса на этой стадии выступает эмоциональный компонент.

На пятой стадии - стадии оглашения приговора - ведущая роль принадлежит судье, а прокурор и адвокат выступают в качестве реципиентов. Приговор, оглашенный судьей, является итогом деятельности всех участников уголовно-судебного процесса, а базовым компонентом психологической модели деятельности юристов на данной стадии становится интегративный компонент.

Анализ результатов исследования позволил нам разработать психологическую модель деятельности государственного обвинителя, состоящую из четырех основных блоков: интеллектуального блока, коммуникативного блока, блока направленности и блока активности.

Проблема повышения успешности деятельности государственного обвинителя требует выделения достаточного минимума профессионально важных качеств, определяющих качество деятельности прокурора на разных стадиях судебного процесса.

В исследовании применялись различные методы психологической диагностики: методика В. Смекала и М. Кучера, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, анкеты профессиональной направленности деятельности государственного обвинителя, а также метод экспертных оценок. При статистической обработке данных использовался метод корреляционного анализа. В оценку успешности деятельности прокуроров по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами вошел целый ряд показателей. По результатам проведенного исследования прокуроры были условно разделены на три группы: высокоуспешных прокуроров, которую составили 26 человек (31,3%), прокуроров средней успешности - 23 человека (27,7%) и прокуроров с низкой успешностью деятельности, которая составила 34 (41%).

Результаты исследования показывают, что с увеличением стажа работы прокурора по обеспечению участия при рассмотрении уголовных дел судами, как и в большинстве других профессий, возрастает уровень мастерства, профессионализма, который напрямую связан с успешностью деятельности.

Для подтверждения гипотезы исследования и объективной оценки полученных результатов в ходе исследования деятельности и личностных особенностей прокуроров по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами был использован метод экспертной оценки, где в качестве экспертов выступили судьи Верховного суда Республики Марий Эл.

По мнению экспертов, одним из главных факторов, препятствующих качественному поддержанию государственного обвинения, единогласно был отмечен фактор личностных качеств прокуроров. На сложность формирования личности государственного обвинителя ранее указывалось в работе В.Л. Васильева и И.А. Горьковой2. На первое место среди значимых профессионально важных качеств прокурора была поставлена независимость и самостоятельность суждений прокурора, следующими по значимости были указаны такие качества, как смелость и активность, эмоциональная устойчивость. В расстановке иных качеств судьи затруднились. Результаты экспертных оценок полностью согласуются с другими полученными данными, что определяет достоверность нашего исследования.

По результатам проведенного анкетирования государственных обвинителей были обнаружены существенные различия в деятельности прокуроров выделенных групп, начиная с первого этапа и далее на протяжении всего уголовно-судебного процесса. Исследование позволило выявить типичные черты личности прокуроров в каждой группе, что подтвердило правильность и надежность критериев оценки успешности их деятельности3.

С помощью методики В. Смекала и М. Кучера установлено наиболее оптимальное соотношение между тремя основными видами направленности личности и успешностью профессиональной деятельности: с преобладанием направленности на себя и на задачу. В группе прокуроров с низкой степенью успешности установлено преобладание направленности на себя и на взаимодействие.

С целью выявления индивидуальных различий тех или иных свойств личности использовался 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (вариант формы А). На основе психологического анализа деятельности прокуроров по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами и данных корреляционного анализа стало возможным выделение профессионально важных качеств и составление обобщенного психологического портрета прокурора в зависимости от успешности его деятельности.

Для успешных государственных обвинителей характерен высокий уровень эмоциональной и нервно-психической устойчивости, обеспечивающий успешность их деятельности в экстремальных условиях. Прокурора с высокой успешностью деятельности характеризует высокий уровень интеллекта. Коммуникативный блок модели базируется на контактности гособвинителя с другими участниками уголовно-судебного процесса. Успешные прокуроры отличаются чертами доминантности в общении, стремлением к самовыражению и сохранением своей индивидуальности в межличностном взаимодействии. Блок активности у прокуроров с высокой успешностью проявляется через смелость и напористость. Для прокурора данной группы также характерны сдержанность, высокий самоконтроль, высокая нормативность поведения, спокойствие, расслабленность, открытость и доверчивость. Можно отметить, что данная личность сочетает в себе противоположные качества. Исходя из таблицы средних значений результатов по методике Р. Кеттела, следует отметить, что группа прокуроров с высокой успешностью по большинству показателей занимает промежуточное положение. Данный факт говорит о согласованности и уравновешенности его личностных качеств. Таким образом, основой успешности деятельности прокурора по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами является гармоничное и оптимальное сочетание противоположных психологических качеств, позволяющих гибко и адекватно выстраивать свою деятельность в уголовно-судебном процессе и добиваться на этой основе профессиональной успешности.

На основе обобщения результатов корреляционного анализа нами был сделан вывод, что низкое качество деятельности неуспешных прокуроров обусловлено недостаточной интеграцией их психологических свойств. Для данной группы прокуроров характерен средний уровень интеллекта, ограниченность контактов. Отмеченное выше преобладание видов направленности для данной группы (на себя и на взаимодействие) в комплексе с другими психологическими особенностями их личности формирует у неуспешного прокурора желание быть приятным в общении, сохранять с коллегами доброжелательные отношения даже в ущерб целям и задачам профессиональной деятельности. Психологическими особенностями данной личности являются: эмоциональная нестабильность, робость, тревожность, напряженность, низкая нормативность поведения, экспрессивность, консервативность и подозрительность.

Полученные в исследовании данные можно использовать для психологического отбора вновь принимаемых сотрудников на должности прокуроров по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами и рациональной расстановки кадров с учетом их психологических особенностей, что будет способствовать повышению качества поддержания государственного обвинения. На основе результатов исследования может быть разработана новая индивидуальная система повышения квалификации государственных обвинителей, базирующаяся на использовании скрытых резервов личности.

1 См.: Кроз М.В. Система психологической оценки прокурорских работников: Дис ... канд. психол. наук. М, 1999; Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 1998.

2 См.: Васильев В.Л., Горьковая И.А. Психология ораторского мастерства государственного обвинителя: Учебное пособие. СПб., 1996.

3 См.: Глушкова О.В. О влиянии личности прокурора на успешность профессиональной деятельности // Методология, теория и практика модернизации образования: Сборник трудов по материалам Республиканской научно-практической конференции 21-22 апреля 2006 г. Йошкар-Ола, 2006. С. 115-119.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.