Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Психология
УДК 341.4 РВ. Рущак*
Психолого-педагогическое воздействие на осужденных и их социальная характеристика
Данная публикация посвящена остро актуальной проблеме, возникшей в пенитенциарной системе. В условиях модернизации российского общества особое внимание стало уделяться образованию и воспитанию осужденных, подготовке их к освобождению и быстрейшей адаптации в новом социуме.
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, адаптация, педагогическое воздействие, психология.
This is publishing devote of present interest problem, origin in penitenciar system. In conditions modernization Russian society special attention stand give education and upbringing censures, preparation there to release and fast feel at home in new society.
Keywords: education, upbringing, teach, feel at home, pedagogical influence, psychology.
Конкретность личности осужденного воплощает в себе определенные социальные и индивидуальные качества, в которых отразились социальные отношения, имеющие место в данном обществе. Будучи особенной, каждая личность несет на себе отпечаток тех общественных условий, в которых она живет и действует как сознательное, общественное существо. Своеобразие личности осужденного проявляется прежде всего в ее психическом облике: характере, способностях, интересах, установках, отношениях, формирующихся и проявляющихся в деятельности человека. На их развитие большое влияние оказывает та микросреда (ближайшее и непосредственное окружение), в которой протекает жизнедеятельность индивида.
Каковы же сущностные социальные характеристики личности осужденных?
Наиболее представительными по численному составу являются категории осужденных, отбывающих наказание за преступления в сфере экономики. В психологическом плане механизмы совершения большинства преступлений против собственности имеют общую основу, которая выражается в устойчивости корыстных побуждений (мотивации) личности. Здесь мы сталкиваемся с проблемой отчуждения личности, формированием у нее системы негативных отношений к обществу или его отдельным представителям, имеющим высокий социально-экономический статус. Если мелкие хищения нередко обусловливаются повседневными потребностями, материальными трудностями, то крупные, как правило, корреспондируются с повышенным уровнем притязаний или явным стремлением доминировать в окружающей среде с помощью признаков материального благополучия.
Для этой категории осужденных наиболее выраженными являются такие черты, как гибкость мышления, достаточно высокая интеллектуальная развитость, информированность, осторожность, расчетливость, практичность, недоверие к окружающим, приземленность стремлений, динамичность, потребность в самоутверждении и признании, достаточно высокий уровень самоконтроля [2].
Осужденные за убийства предпочитают воспринимать внешнюю среду как враждебную, проявляют импульсивность, агрессивность и расчетливость при любых социальных контактах, представляющих малейшую угрозу для их личной безопасности.
Их собственная агрессия проецируется вовне, вследствие чего ситуации, в которые они попадают, воспринимаются нередко как потенциально опасные или угрожающие, хотя на самом деле этого может и не быть.
Такие осужденные обладают достаточно устойчивыми представлениями и установками, которые с трудом могут корректироваться. Все затруднения и неприятности, с которыми они встречаются в жизни, интерпретируются ими как результат враждебных действий со стороны окружающих. Они не раскаиваются в совершенных преступлениях, в своих неудачах предпочитают обвинять других, а не себя. В условиях изоляции они часто стремятся играть роль «борца за справедливость» среди осужденных.
Осужденные за насильственные преступления представляют определенную сложность при организации профилактической работы и осуществлении программ психолого-педагогического воздействия. Именно с ними связано наибольшее количество конфликтных ситуаций, а также иных нарушений режимных требований. Вследствие этого перед сотрудниками пенитенциарных учреждений ставятся задачи повышенного и постоянного контроля над их повседневным поведением и наблюдения за системой неформального взаимодействия.
* Рущак, Ростислав Владимирович, заместитель начальника ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Полковник внутренней службы. Соискатель Санкт-Петербургской юридической академии. Адрес: 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 14, тел. 578-90-10, мб. 952-30-94.
* Rushak Rostislav Vladimirivich, deputy of chief GUFSIN by Saint-Petersburg and Leningrad region. Colonel inside service. Resident of Saint-Petersburg Juridical Academy.
Результаты изучения индивидуально-психологических характеристик осужденных за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности показывают на неоднозначность и значительный разброс положений (статусов), которые они занимали до направления в ИУ - от лиц, ведущих законопослушный образ жизни, до людей, имеющих проблемы с правоохранительными структурами, а также страдающими различными психическими расстройствами.
Большая часть этих индивидов, по сравнению с другими категориями преступников (к примеру, убийцами или ворами), имеет низкую степень идентификации с традиционно понимаемыми в обществе ролями мужчины и женщины. Это имеет непосредственное отношение к их жизненному опыту, культурным интересам, социальному и профессиональному статусу [3].
Вся совокупность данной категории осужденных может быть условно разделена на три основных группы:
- лица, имеющие различные нарушения психосексуального развития;
- лица с выраженными характерологическими или психопатологическими особенностями,
- лица с нарушениями межличностного восприятия.
Типичными индивидуально-психологическими чертами таких осужденных являются:
- рассогласование с общепринятыми нормами;
- снижение интеллектуальных способностей;
- агрессивность, подверженность поступков влиянию случая или ситуации, напряженность;
- низкий уровень контроля повседневного поведения;
- неуверенность в себе;
- отсутствие необходимых коммуникативных навыков и общепринятых образцов поведения.
В условиях лишения свободы осужденные за преступления против половой неприкосновенности
и половой свободы личности стремятся, как правило, не нарушать режим содержания, подчиняются требованиям администрации и представителям самодеятельных организаций. Они зависят от лидеров и членов неформальных групп отрицательной направленности, избегают конфликтных ситуаций, позитивно относятся к трудовой деятельности [4].
Основная цель индивидуальной воспитательной работы с такими лицами должна заключаться в определении мотивов криминального поведения, а также проведении психокоррекционных мероприятий по развитию у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.
Исследование психологических особенностей личности осужденных, проведенное Межрегиональной психологической лабораторией УИН Минюста России по Саратовской области, позволило выделить несколько типов осужденных, находящихся в настоящее время в местах лишения свободы [1].
К первому типу личности относятся так называемые активно-оптимистичные экстраверты, отличающиеся возбудимо-экспансивным девиантным поведением, выражающемся в спонтанных, неупорядоченных реакциях, конфликтном характере межличностных отношений. У них отсутствует реалистическая оценка ситуаций, проявляется отчетливая тенденция к немотивированным поступкам, без учета негативных последствий своих действий. Они отличаются высоким жизненным тонусом, энергией, активностью, постоянно стремятся к неформальному лидерству. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Плохо переносят одиночество, монотонную обстановку, вынужденное безделье. Эти индивиды склонны к переоценке своих возможностей и планов на будущее. Присущая им недостаточная рассудительность и самоконтроль могут приводить к излишнему употреблению алкоголя и частому нарушению режимных требований.
Учитывая потребность властвовать над другими, их не следует привлекать к работе, требующей мелочной аккуратности и монотонности. Они склонны к разнообразной деятельности, связанной с общением и активным взаимодействием с другими людьми. Однако, имея в виду их способность манипулировать окружающими в собственных интересах, необходимо вести пристальное повседневное наблюдение за их поведением и контролировать их. При нарушении ими режима угроза неотвратимого наказания может дать быстрый и положительный эффект.
Второй тип осужденных выделен на основе преобладания таких черт личности, как индивидуалистичность, отгороженность, независимость, дефицит общения с окружающими, отсутствие доверия и подозрительность к людям. Такие люди отличаются низкой адаптивностью к условиям лишения свободы, резкой критикой существующих правил и порядков, циничным отношением к общепринятым ценностям и мерам воспитательного характера, проявляют склонность к злобному и враждебному отношению к персоналу и другим осужденным. Вследствие слабого уровня контроля своих агрессивных реакций они предпочитают угрожать и нападать на других. Наблюдается садомазохистское развитие личности с причинением страданий окружающим и склонность к суицидальному поведению. Доминирующие переживания характеризуются ощущением собственного бессилия, внутренней пустоты и чувства собственной неполноценности.
Указанные индивиды с готовностью выполняют поручения неформальных лидеров групп с отрицательной направленностью, совершают насильственные действия в отношении других осужденных. Применяемые взыскания и наказания существенного влияния на их поведение не оказывают, поскольку эти лица не способны учитывать собственный негативный опыт, у них также отсутствует страх перед наказанием. Эта категория осужденных представляет источник повышенной опасности по причине высокой вероятности совершения действий насильственного характера. Необходим особый контроль их повседневного поведения и специальные профилактические мероприятия. Следует также ограничивать сферу их контактов с
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Психология
«отрицательными» осужденными. Желательно привлекать их к тем видам деятельности, которые требуют значительных физических усилий.
Третью группу осужденных мужчин составляют преимущественно агрессивные личности, эмоционально неустойчивые, с застревающей враждебностью и оборонительными тенденциями. Для них характерно равнодушие к чувствам и переживаниям других людей, выраженная безответственность и пренебрежение к социальным нормам и функциональным обязанностям. Внешне они могут производить вполне положительное впечатление на окружающих благодаря своей уверенности и развитому интеллекту. Неплохо адаптируются к условиям мест лишения свободы. Стремятся властвовать над окружающими и манипулировать ими в собственных интересах. За внешне благополучной маской почти всегда скрывается внутреннее напряжение, враждебность и равнодушие к другим. Социальные последствия поступков, как правило, их не волнуют, а также плохо осознаются. Вся их жизнь, начиная с детства, представляет собой богатую историю асоциальных поступков (патологическая лживость, вовлеченность в криминальные группы, драки, воровство, алкоголизация, употребление наркотиков). Для них характерно стремление к удовольствиям и наслаждениям, при этом они стараются избегать всякого напряжения, труда и ответственности. По отношению к сотрудникам они могут проявлять подобострастие, льстивость, показную исполнительность и угодливость в целях завладения руководящими должностями в самодеятельных организациях, дающими им определенную формальную власть. Резкое ущемление их интересов может сопровождаться сильными агрессивными реакциями.
Основным видом деятельности, которой они способны увлекаться, является прикладное искусство, требующее кропотливости, сосредоточенности, внимания и сулящее определенные материальные выгоды. Такие личности предпочитают заниматься спортом и добиваются в этой сфере определенных успехов. С воспитательной точки зрения нежелательно доверять им руководство самодеятельными организациями, поскольку они могут использовать свое положение в целях личной выгоды. Индивидуальная работа с этой категорией осужденных должна основываться на контроле повседневного поведения, поскольку они признают прежде всего обоснованные, законные и справедливые требования. Дифференцированное применение мер поощрения и наказания в соответствии с изменениями поведения является вполне эффективным педагогическим приемом воздействия на этих осужденных.
Четвертый тип осужденных представляет собой эмотивно-впечатлительных личностей. Для них характерно преувеличенное, показное выражение чувств, внушаемость, эмоциональная лабильность, поверхностные и нестабильные контакты с окружающими. Ключевой особенностью этих личностей является поиск внимания к себе со стороны значимых других типов осужденных. Такие качества, как лживость и воображение, направлены на приукрашивание своей личности, вследствие чего они склонны к рисовке, позерству, демонстративному поведению. Им нравится детализированный рассказ о себе, сопровождаемый выразительной речью, театральной жестикуляцией и интонацией. Осужденные данного типа легко попадают под влияние неформальных лидеров.
При проведении воспитательной работы с такими осужденными необходимо избегать формального и равнодушного отношения, оценивать и стимулировать позитивные изменения их поведения. Нежелательно привлекать их к тем видам деятельности, которые связаны с руководством другими осужденными, поскольку они предпочитают акцентировать внимание на собственной личности.
Пятый тип осужденных отличается застревающими, упрямыми и достаточно прямолинейными чертами характера, которые в повседневной жизни проявляются в недоверчиво-скептическом стиле межличностного взаимодействия. Этих индивидов отличает постоянное недовольство другими людьми, склонность не прощать нанесенные им обиды и оскорбления.
У них проявляется тенденция к неправильному истолкованию сложившейся системы взаимоотношений, в частности, приписыванию другим враждебных и агрессивных намерений к своей персоне, неуживчивость и неадекватное отстаивание собственных прав, неспособность к компромиссам, упрямство и устойчивость негативных установок к людям. Как правило, они стремятся занять лидирующие позиции в сообществе осужденных через формальное участие в работе самодеятельных организаций осужденных либо посредством вхождения в малые группы отрицательной направленности.
При проведении воспитательной работы с указанными индивидами целесообразно опираться на такие личностные черты, как целеустремленность, честолюбие, педантичность, настойчивость, например, при подборе и назначении их на должности руководителей самодеятельных организаций. Следует учитывать, что в случае отрицательной направленности их поведения достижение целей исправления представляется чрезвычайно трудной задачей. Наиболее оптимальным подходом является разработка и последовательное применение жестко фиксированных и индивидуальноориентированных программ культурно-воспитательного и коррекционного воздействия.
Еще одна группа включает дезадаптированных или изолированных осужденных, для которых характерными являются такие черты, как пессимистичность, тревожность, эмоциональная неустойчивость и послушно-зависимый стиль межличностного взаимодействия. Они переживают постоянное чувство напряженности и озабоченности, нередко испытывают затяжные депрессивные состояния и хронический внутренний дискомфорт.
Такие индивиды предпочитают вести изолированный образ жизнедеятельности, ощущают острую потребность в личной безопасности, уклоняются от общественной работы, избегают интенсивных интерперсональных контактов. У них отмечается заниженный уровень самооценки, выраженное чувство собственной ущербности, искаженное представление о себе и окружающих.
В условиях лишения свободы они достаточно легко попадают под влияние неформальных категорий осужденных, занимающих высокое положение в субкультуре, ищут у них защиты и поддержки. При возникновении конфликтных ситуаций активно выступают на стороне своих покровителей. С воспитательной точки зрения целесообразно в период адаптации привлекать их к участию в работе самодеятельных организаций осужденных, а также заполнять досуг общественно-полезной деятельностью, активно пресекать контакты с отрицательно характеризующимися категориями осужденных.
Таким образом, работу по исправлению осужденных необходимо организовывать с учетом особенностей личности, ее социально-демографической, уголовно-правовой и психологической характеристик. Описанный выше «портрет» позволяет сформулировать рекомендации сотрудникам исправительных учреждений для работы с отдельными категориями осужденных.
Список литературы
1. Характеристика личности осужденного: социально-психологический портрет - М., НИИ УИС Минюста России, 2004. - 56 с.
2. Егоров, А. Д. Помощь гражданам, освобожденным из мест лишения свободы в Санкт-Петербурге // Социальная адаптация осужденных (обмен опытом) : Сборник материалов к итоговому семинару по проекту «Образовательные программы для осужденных как средство их социальной адаптации». - СПб.: СЗТУ, 2000. - 54 с.
3. Жирнов, В. Н. Профессиональное образование осужденных в местах лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы - 2003. - № 8. - 26 с.
4. История педагогической технологии: Сборник научных трудов / Отв. ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин / НИИТ и ИП РСФСР. - М., 1992. - 133 с.
Literature
1. Characteristic of person condemnation: social-psychological portrait. - M., 2004.
2. Egorov, A. D. Helping citizens, who release from place deprived of liberty in Saint-Petersburg/ Social adaptation sentences (exchange of experience) : Сollection of materials to total seminar on project “Education programs for sentences how means their social adaptation”. - SPb., 2000.
3. Girnov, V. N. Professional education sentences in places deprived of liberty // Register criminal-execute system. - 2003. - № 8.
4. History of pedagogical technology: scientific labor / Ed. M.G. Plohova, F.A. Fradkin / SIIT and IP RSFSR. - M., 1992.
УДК 343.95(045)
В.П. Смирнов*
Психологические аспекты профессиональной деятельности следователей и государственных обвинителей
Психологический анализ деятельности следователей и государственных обвинителей выявляет в их структуре множество общих компонентов. Эмпирическое исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о различии содержательных характеристик и значимости этих компонентов. Наиболее существенные отличия обнаруживают организационный и коммуникативный компоненты деятельности.
Ключевые слова: следователь, государственный обвинитель, профессиограмма, коммуникативная деятельность, организационная деятельность.
* Смирнов, Василий Петрович, научный сотрудник лаборатории организации подготовки научных кадров Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советник юстиции, соискатель кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-903-092-95-97. E-mail: [email protected].
* Smirnov Vasily, the scientific employee of laboratory of the organization of preparation of scientific shots of the St.-Petersburg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation, the adviser of justice, tel. 8-903-092-95-97. E-mail: [email protected]
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009