Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 1 (41) 2009
При сопоставлении результатов анализа проведенных исследований в отношении различий между стратегиями подбора кадров прослеживается определенная закономерность: и в телеологических, и в субъектно-центрированных стратегиях подбора существенные различия обнаруживаются по отношению к такой категории лиц, как «люди, которые должны решать задачу в силу своих функциональных обязанностей», причем в обеих стратегиях подбора кадров соотношение в приоритетности использования указанной группы лиц следующее: обращение к «лицам, которые должны решать задачу в силу функциональных обязанностей» для руководителей из негосударственной сферы управления оказывается более значимым, чем для руководителей из государственной сферы управления.
Таким образом, проведенные нами исследования способов поведения руководителей в организационных структурах позволили выделить один из основных рычагов, с помощью которого руководитель регулирует как степень и характер активности и созданной им, и формальноиерархической команды, так и состав собственной команды в организации и за ее пределами. В качестве такого универсального механизма и средства регуляции выступают психологическая дистанция и психологическая близость в системе организационных отношений.
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М., 1991
2. Ананьев, Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев. - М., 1972.
3. Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. / А. А. Деркач //Акмеологические основы управленческой деятельности. - Кн. 2. - 2000.
4. Кошелева, С. В. Личностные психологические детерминанты эффективного управления / С.В. Кошелева. - СПБ., 1996.
Literature
1. Abulhanova-Yugoslav, K. A. Strategy of the life. - M., 1991.
2. Ananyev, B. G. Some psychological problems of adults. - M., 1972.
3. Derkach, A. A. Akmeology: personal and professional development rights. Akmeologic foundation management. - 2000.
4. Kosheleva, S. V. Personal psychological determinants of good governance. - SPb., 1996.
УДК 343.95(045)
В.П. Смирное*
Психологические аспекты профессиональной деятельности следователей и государственных обвинителей
Психологический анализ деятельности следователей и государственных обвинителей выявляет в их структуре множество общих компонентов. Эмпирическое исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о различии содержательных характеристик и значимости этих компонентов. Наиболее существенные отличия обнаруживают организационный и коммуникативный компоненты деятельности.
Ключевые слова: следователь, государственный обвинитель, профессиограмма, коммуникативная деятельность, организационная деятельность.
V.P. Smirnov*. Psychological aspects of professional activities of investigators and public prosecutors
The psychological analysis of activity of inspectors and the state accusers reveals set of the general components in their structure. Empirical research confirms the put forward hypothesis about distinction of substantial characteristics and the importance of these components. The most essential differences find out organizational and communicative components of activity.
Keywords: the inspector, the state accuser, the trade description, communicative activity, organizational activity.
* Смирнов, Василий Петрович, научный сотрудник лаборатории организации подготовки научных кадров Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советник юстиции. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 44, каб. 305. Тел. 8-903-092-95-97. E-mail: vpsmirnov@inbox.ru.
* The scientific employee of laboratory of the organization of preparation of scientific shots of the St.-Petersburg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation, the adviser of justice.
Задача осуществления эффективного уголовного преследования остается актуальной для правоохранительных органов. В стране сохраняются высокие показатели преступности, меняется ее структура, получили распространение такие опасные преступные проявления, как экстремизм, рейдерство, угрозой национального масштаба стала коррупция. В 2007 г. из 3 млн. 580 тыс. зарегистрированных преступлений более 1 млн. 800 тыс. остались нераскрытыми. Среди них - почти половина особо тяжких и тяжких, в т.ч. каждое седьмое убийство [1]. В этих условиях возрастают требования к профессионализму и психологической подготовленности сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. - следователей и помощников прокуроров, обеспечивающих участие в рассмотрении уголовных дел судами (государственных обвинителей). Следователи и государственные обвинители, последовательно обеспечивая предварительное расследование и поддержание государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовному делу, выступают ключевыми фигурами процесса уголовного преследования. От качества выполнения ими своих функций зависит конечная результативность правоохранительной системы. Имея единую общую цель деятельности и схожие задачи - изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления следователь и государственный обвинитель выполняют свои функции на разных стадиях уголовного судопроизводства, в разных условиях и разными средствами, т.е. деятельность следователей и государственных обвинителей имеет как общие, так и отличные друг от друга черты. Очевидно, что данное обстоятельство важно учитывать при подготовке и отборе специалистов на эти должности. Необходимость разработки современных научно обоснованных мер и рекомендаций по повышению эффективности деятельности субъектов уголовного преследования требует кропотливого профессиографического анализа содержания их труда.
Одно из первых системных исследований деятельности следователя в современной юридической психологии принадлежит Васильеву В.Л. [3]. В разработанной им профессиограмме представлена иерархическая структура всех сторон профессиональной деятельности следователя во взаимосвязи с обеспечивающими их личностными качествами, навыками и умениями:
- поисковая деятельность: заключается в поиске и вычленении криминалистически значимой информации, необходимой для реконструкции события преступления; требует наблюдательности, любознательности, устойчивости и концентрации внимания, высокой ориентации;
- коммуникативная деятельность: получение информации о преступлении посредством общения; требует общительности, эмоциональной устойчивости, чуткости, умения слушать человека и умения говорить с ним;
- удостоверительная деятельность: состоит в переводе всей полученной информации в предусмотренные законом формы; требует аккуратности, пунктуальности, хорошего владения письменной речью;
- организационная деятельность: выражает роль следователя как координатора и руководителя процесса расследования; требует самоорганизованности, развитых волевых качеств, собранности, целеустремленности, настойчивости, организаторских способностей;
- реконструктивная деятельность: отвечает за синтез получаемой информации в мысленную модель события преступления, формирование гипотез; требует обширной памяти, воображения, развитого общего и специального интеллекта, интуиции;
- социальная деятельность: отражает активную социальную роль следователя как борца с преступностью; предполагает проявление патриотической направленности, гуманности, честности, принципиальности, стремления к истине и торжеству справедливости, профессиональной гордости, приверженности нормам профессиональной этики.
Выделяя в качестве базовой поисковую деятельность, Васильев не умаляет значимости других сторон, подчеркивая их тесную взаимосвязь друг с другом и совместный вклад в успешность деятельности по расследованию преступлений.
Васильев В.Л. разработал также и профессиограмму государственного обвинителя [3], состоящую из следующих блоков:
- коммуникативная сторона деятельности;
- конструктивная (реконструктивная) сторона деятельности;
- организационная сторона деятельности;
- социальная сторона деятельности.
Важнейшей стороной деятельности гособвинителя Васильев В.Л. считает коммуникативную деятельность, в данном аспекте от следователя его отличает наличие ораторских способностей, умение полемизировать, высокая культура речи. Конструктивная сторона профессионального мастерства гособвинителя является своеобразным продолжением реконструктивной деятельности следователя и заключается в способности не только на основе материалов дела воссоздать событие преступления, но предвидеть судебную перспективу уголовного дела. Организационная деятельность гособвинителя концентрируется преимущественно на способности мобилизовать себя при подготовке к судебному процессу, обеспечить психологическую и техническую готовность, в частности, к рассмотрению многоэпизодных и многотомных дел. Характер социальной стороны деятельности гособвинителя дополняется публичностью его роли, наглядным олицетворением собой важной государственной функции уголовного преследования.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Таким образом, структурно почти идентичные профессиограммы (читай - деятельности) имеют отличия в своем содержании, отражающие разные средства и условия профессиональной деятельности.
Качественное продолжение профессиографических исследований прослеживается в работах Кроза М.В. и Романова В.В. [4]. На основе комплексного изучения деятельности прокурорских работников данные авторы разработали факторную модель профессиограммы сотрудников этого ведомства. Исследователи пришли к небесспорному выводу, что профессиональная деятельность прокуроров, следователей, руководителей органов прокуратуры обладает сходными в психологическом плане структурой и содержанием, предъявляет аналогичные требования к психическим свойствам и качествам профессионально успешных исполнителей. Это позволяет строить обобщенную групповую профессиограмму деятельности для всех указанных категорий прокурорских работников.
Итак, в качестве основных подструктур профессиональной деятельности работника прокуратуры в этой модели выступают:
- познавательно-прогностическая (когнитивная) подструктура деятельности;
- коммуникативная подструктура правоохранительной деятельности;
- организационно-управленческая подструктура деятельности;
- воспитательная подструктура правоохранительной деятельности.
Эти подструктуры деятельности связываются с пятью факторами профессиональной пригодности и соответствующими им социально-психологическими качествами личности (психограммой) работника прокуратуры:
- I фактор профессиональной пригодности: социализация личности, высокий уровень правосознания;
- II фактор профессиональной пригодности: нервно-психическая эмоциональная стабильность, высокий порог стрессоустойчивости, волевые качества;
- III фактор профессиональной пригодности: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитое воображение, интуиция;
- IV фактор профессиональной пригодности - коммуникативная компетентность прокурорского работника: способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения; способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние; доброжелательность, вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность; свободное владение вербальными, невербальными средствами общения; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения; способность к сотрудничеству, достижение компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях; адекватная самооценка; чувство юмора.
- V фактор профессиональной пригодности - организаторские способности: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность; чувство ответственности за свои поступки; организованность, планомерность в работе; в мотивационной сфере доминирование социально значимых мотивов достижения успеха в работе;
Сравнение профессиограмм В.Л. Васильева с моделью Кроза М.В. и Романова В.В. показывает, что в первых получает детальное отражение специфика деятельности следователя или гособвинителя и в меньшей степени - релевантные требованиям деятельности личностные качества. Модель Кроза М.В. и Романова В.В. по сути игнорирует отличительные особенности деятельности субъектов уголовного преследования, но содержит подробный, полный перечень необходимых для успешной деятельности свойств личности профессионала правоохранительной сферы. Практическая значимость и прикладная привлекательность этой модели заключается в том, что она включает в себя готовый инструмент оценки личности - предлагает апробированные психологические методики для оценки соответствия субъекта требованиям профессии. Не случайно принятая сегодня в органах прокуратуры система профессионального психологического отбора использует именно эту модель.
Однако зададимся вопросом - насколько могут быть идентичны психологические особенности и способности следователя, руководителя правоохранительного органа, судебного оратора? Является ли оправданным нивелирование специфики этих профессий в вопросах профотбора?
В поисках ответа на эти вопросы нами проведено сравнительное исследование личностных особенностей и профессиональных компетенций 164 государственных обвинителей и 470 следователей прокуратуры с использованием опросников Кеттелла, Томаса, методик исследования уровня субъективного контроля (УСК), индекса жизненного стиля (ИЖС), включающих более 35 параметров, а также разработанной нами анкеты оценки компетенций и условий деятельности.
При обработке результатов использовались методы дескриптивного и статистического анализа, значимость различий оценивалась с помощью 1-критерия Стьюдента и ц-критерия Фишера. Выборочные результаты исследования представлены в табл. 1.
Согласно результатам опросника Кеттелла гособвинители обладают более высокой самооценкой, они более общительны, отзывчивы, раскрепощены, интеллектуальны, при этом в
большей степени, нежели следователи, уравновешены, эмоционально чутки, но стабильны. Следует полагать, что эти показатели отражают такие особенности профессии гособвинителя как публичность, устность и состязательность судебного процесса. Качества хорошего коммуникатора, прекрасно владеющего собой, хорошо улавливающего состояние собеседника, способного управлять эмоциями, интеллектуального, в высокой степени востребованы в зале суда. При этом ошибочно считать все эти качества невостребованными в следственной деятельности, на что указывают их высокие абсолютные значения в группе следователей.
Различия в группах по результатам методики ИЖС указывают на отличительные механизмы психологической защиты, формирующиеся в условиях воздействия стрессогенных факторов. Для государственных обвинителей оказываются актуальными отрицание и реактивные образования, для следователей - рационализация, замещение, вытеснение.
Как известно, отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, объекты, конфликты и т.п., а реактивные образования возникают как следствие представлений индивида о мнимой ненависти, плохого отношения со стороны его партнеров. Эти механизмы отражают условия повседневной работы гособвинителя в ситуациях открытого или потенциального публичного противостояния, конфликта, негативного отношения подсудимых, позволяют смягчать остроту переживания других совершенных ошибок и неудач. Работа следователя не настолько открыто конфликтна, его ошибки не так очевидны, что дает ему время для построения субъективно-рассудочных, сознательных объяснений отдельных ошибочных действий или установок. Функционирование механизмов замещения, суть которого состоит в переадресовании чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта, а также вытеснение из сознания каких-то способных вызвать тревогу
Таблица 1
Показатели психологического тестирования гособвинителей и следователей прокуратуры
№ Показатели Следователи Гособвинители Значимос
п/п ст.
ср. откл. ср. ст. откл. различий.
1. Возраст 31,5 6,4 31,6 7,1 -
2. Стаж работы 6,1 4,1 6,8 4,9 -
3. МБ - адекватность самооценки 7,2 2,3 7,8 2,3 р < 0,05
4. А - аффектотимия - шизотимия 7,9 2,0 8,3 2,0 р < 0,05
5. В - интеллектуальность 4,3 1,2 4,8 1,4 р < 0,01
6. С - эмоциональная 8,2 2,2 8,7 2,2 р < 0,05
устойчивость - неустойчивость
7. Е - доминантность - 5,6 2,2 5,2 2,1
подчиняемость
8. Е - импульсивность - 5,1 2,1 5,4 2,3
сдержанность
9. О - добросовестность - 9,6 1,9 9,4 1,8
безответственность
10. Н - смелость - робость в 7,8 2,4 8,3 2,2
социальных контактах
11. I - мягкость - жесткость 6,8 2,2 8,1 2,1 р < 0,01
12. Ь - подозрительность - 4,3 1,8 3,9 1,9
доверчивость
13. М - мечтательность - 6,5 2,1 6,3 2,1
-
практичность
14. N - дипломатичность - 5,3 2,1 5,1 2,2
прямолинейность
15. О - тревожность - спокойствие 6,2 2,5 6,2 2,8 -
16. Q1 - радикализм - консерватизм 7,7 2,2 7,8 2,3 -
17. Q2 - конформизм - 5,7 2,1 5,2 2,1
нонконформизм
18. Q3 - высокий - низкий 7,9 2,0 7,5 2,1
самоконтроль
19. Q4 - высокий - низкий порог 4,9 2,1 5,1 2,6
фрустрации
20. Отрицание 49,9 27,2 64,0 27,8 р < 0,01
21. Компенсация 59,2 30,3 55,3 28,4 -
22. Рационализация 64,5 26,6 52,0 27,1 р < 0,01
23. Регрессия 57,5 26,8 59,0 28,4 -
24. Замещение 64,5 24,9 55,1 27,6 р < 0,05
25. Проекция 59,0 28,9 53,8 29,3 -
26. Реактивные образования 52,6 25,9 64,7 27,0 р < 0,01
27. Вытеснение 62,9 27,4 50,4 26,1 р < 0,01
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
событий может объясняться необходимостью часто сдерживать негативные эмоции при общении с подозреваемыми и обвиняемыми, испытывать психотравмирующие переживания при расследовании тяжких преступлений. Указанные механизмы могут отражать также характер вертикальных взаимоотношений следователя, усиление бюрократических требований.
Таким образом, из более чем 35 параметров сравнения личностных особенностей обследуемых групп статистически значимые различия обнаружились по 10 измерениям. Это лишь отчасти свидетельствует об аналогичности требований к психическим свойствам и качествам профессионально успешных следователей и гособвинителей.
Результаты анкетирования показали, что следователи достоверно выше (р < 0,01) оценивают затраты на организационные мероприятия - 86% считает, что согласования, совещания и т.п. занимают от 30% до 50% рабочего времени, в отличие от подобного мнения 34% гособвинителей. При этом 61% следователей против 12% гособвинителей утверждают, что они сами планируют свой рабочий день. Отрицают такую возможность только 7% следователей и 48% (!) гособвинителей. При этом важно, что распорядительность, организаторские способности считают необходимыми для себя качествами 100% следователей и 95% гособвинителей. Эти показатели свидетельствуют о более высокой значимости организационного компонента в деятельности следователей. Действительно, несмотря на привлекательность этих качеств, гособвинители, в частности, ограничены в самостоятельности со стороны суда, устанавливающего даты и время заседаний. Следователи более самостоятельны в распоряжении своим рабочим временем, но имеют больше «непроизводственных» затрат на согласования, организацию и координацию следственных мероприятий, перемещения в пространстве, незапланированные оперативные действия.
Необходимость обладания качествами оратора усматривают 74% гособвинителей и 36 % следователей (различие достоверно с вероятностью 99%), при этом высокую компетентность в межличностном, а не публичном общении хотели бы видеть в коллегах 97 % гособвинителей и 93% следователей. Хорошее владение письменной речью считают необходимым 86% следователей и 70% гособвинителей. Таким образом, проявляются ожидания более широкого, разнообразного диапазона вербальных коммуникативных средств у гособвинителей.
Также достоверно большее число государственных обвинителей считает, что им приходится принимать решения в условиях ограниченного времени (57% против 39 % следователей, р < 0,05). Такие качества как гибкость мышления, быстрота реагирования востребованы в этом виде деятельности.
Обобщая результаты исследования, следует отметить, что сравнение следственной деятельности и деятельности государственных обвинителей указывает на значимые различия, как в характере и условиях деятельности, так и в требованиях, предъявляемых профессией к личности. Профессиональные условия имеют отличия в составе организационного и коммуникативного компонентов деятельности. Особенность организационной деятельности следователей выражается в ее сложности, больших временных затратах на ее осуществление, в необходимости организовывать свою работу и согласовывать ее с работой других. Коммуникативная деятельность гособвинителей выступает как системообразующая, подчиняющая себе другие аспекты деятельности, включающая в себя эмоционально-волевой и интеллектуальный компоненты. С условиями деятельности следователей и государственных обвинителей связаны не только отдельные присущие им личностные особенности, но и специфика формирования защитных механизмов, характер реагирования на стресс. Результаты исследования подтверждают тезис о необходимости в большей степени учитывать особенности деятельности субъектов уголовного преследования на всех этапах профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2007 г.
2. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - С. 95.
3. Васильев, В. Л., Горьковая, И. А. Психология ораторского мастерства государственного обвинителя [Текст] : учеб. пособие / В. Л. Васильев, И. А. Горьковая. - СПб., 1996. - С. 44.
4. Романов, В. В., Кроз, М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) / В. В. Романов, М. В. Кроз. // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 94-105.
Literature
1. The report on a legality and law and order condition in the Russian Federation and about the done work on their strengthening for 2007.
2. Vasilev, V. Juridical psychology. L., 1974. - P. 95
3. Vasilev, V., Gorkovaja, I. Psychology of oratorical skill of the state accuser. - SPb., 1996. - Р. 44
4. Romanov, V., Kroz, M. Psychological estimation at professional selection of shots for Office of Public Prosecutor (a current state and prospects). // Questions of psychology. - 1994. - № 3. - P. 94-105.