Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлакова Елена Викторовна

Анализируются факторы, определяющие профессионализм педагогического работника образовательных организаций МВД России. Определяются условия и акмеологические закономерности развития педагога как специалиста, способного обеспечит высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Рассматриваются основные проблемы совершенствования профессионального педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлакова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PROFESSIONALISM OF A TEACHER OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article analyzes the factors that determine the professionalism of a teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The conditions and acmeological patterns of the development of a teacher as a specialist capable of providing a high level of professional training of employees of internal affairs bodies are determined.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Научная статья УДК 159.9+37.015.3

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-68-71 NIION: 2018-0077-2/23-318 MOSURED: 77/27-024-2023-02-517

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Психологические аспекты профессионализма педагогического работника образовательных организаций

МВД России

Елена Викторовна Светлакова

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия,

Svetlakova22@mail.ru

Аннотация. Анализируются факторы, определяющие профессионализм педагогического работника образовательных организаций МВД России. Определяются условия и акмеологические закономерности развития педагога как специалиста, способного обеспечит высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Рассматриваются основные проблемы совершенствования профессионального педагогического мастерства.

Ключевые слова: педагогический работник, образовательные организации системы МВД России, педагогическое мастерство, профессионализм педагогического работника

Для цитирования: Светлакова Е. В. Психологические аспекты профессионализма педагогического работника образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 68-71. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-68-71.

Original article

Psychological aspects of the professionalism of a teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Elena V. Svetlakova

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russia, Svetlakova22@mail.ru

Abstract. The article analyzes the factors that determine the professionalism of a teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The conditions and acmeological patterns of the development of a teacher as a specialist capable of providing a high level of professional training of employees of internal affairs bodies are determined.

Keywords: pedagogical worker, educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, pedagogical skills, professionalism of a pedagogical worker

For citation: Svetlakova E. V Psychological aspects of the professionalism of a teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):68-71. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-68-71.

Несмотря на то, что проблеме профессионализма педагогического работника посвящено множество работ известных авторов (А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. И. Виноградова, Н. В. Кузьмина, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. И. Журавлев, Б. С. Гершунский, З. И. Васильева, А. А. Вербицкий и др.), она по-прежнему остается актуальной, особенно в сопряжении со спецификой профессиональной педагогической деятельности в образовательных

организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Педагогический работник данной сферы - это тот человек, который организует и обеспечивает весь первоначальный процесс становления молодого специалиста как сотрудника правоохранительных органов. Качество подготовки, личность сотрудника, эффективность будущей службы, напрямую зависит от профессионализма педагогического работника вузов МВД России.

© Светлакова Е. В., 2023

68

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

В свою очередь профессионализм не «природное» качество, и его формирование требует специальных условий.

Профессиональное становление педагогического работника образовательных организаций МВД нужно рассматривать с точки зрения «системно-деятельност-ного и системно-генетического подходов», которые объясняют этот процесс, как совокупность формирования индивидуальных личностных особенностей педагогического работника - «профессиональной направленности, способностей, личностных качеств, умений, навыков, компетенций», и как развитие профессиональной составляющей труда, его потребностных, операциональных компонентов и сферы взаимодействия.

«Профессионализм - результат профессионального развития педагогического работника. Которое представляет собой становление, интеграцию и реализацию его личностных качеств в профессиональной деятельности, ведущие к качественному преобразованию внутреннего мира педагога, к творческой самореализации в профессии» [1, с. 121].

Понятие «профессионализм» в настоящее время трактуется как «способность к созданию новых норм собственной деятельности, сконцентрированной на удовлетворении потребностей других людей (вместо высокой степени готовности к реализации задач профессиональной деятельности)» [2, с. 829].

Представления о сути профессионализма педагогического работника образовательных организаций МВД России так же претерпели изменения «от универсализма и энциклопедизма как профессиональных характеристик к лекторскому мастерству, ораторскому искусству, к профессионализму как обобщенному показателю квалификации» [3, с. 115].

Ведущими составными элементами продуктивной самореализации педагогического работника как субъекта педагогического труда являются следующие: психофизиологические, индивидуально-личностные пове-денческо-процессуальные. Обозначенные компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют, что ведет к формированию побуждающих саморазвитие и самосовершенствование сил.

С точки зрения акмеологического подхода педагогический работник образовательной организации МВД России является субъектом, характеризующимся определенным уровнем индивидуальной активности, которую объясняют внутренние и внешние причины. Педагогическая акмеология направлена на исследование этих причин, и проблем становления профессионала, с точки зрения его мастерства.

«Акмеологические закономерности отражают объективные, существенные, устойчивые связи между уровнями продуктивности деятельности и субъективными проявлениями профессионализма, выступающими факторами (причинами, «собственными функциями») созидательной профессионализации» [2, с. 88].

Изучение этих связей способствует пониманию моделей продуктивности специалиста с точки зрения спо-

собов достижения профессиональных целей, позволяет прогнозировать вектор творческого развития профессионализма начинающих и опытных педагогов, обеспечивать обязательный результат, соответствующий требованиям трудовой деятельности.

Еще Н. В. Кузьминой сконструирована «модель образовательной системы» с помощью которой можно выявить внутренние и внешние факторы развития профессионализма педагогического работника образовательных организаций МВД России до уровня «эффективного саморазвития».

Суть учета акмеологических закономерностей в проектировании условий, обеспечивающих высокий профессионализм педагогического работника заключается в том, что их изучение дает возможность определить направления для эффективной и полной самореализации педагогического работника вуза МВД России не только с точки зрения полезности для социума, но и для реализации потенциала преподавателя в его личных интересах. Что позволяет педагогу - профессионалу самокорректировать этот процесс и свои индивидуально-психологические особенности, видеть «проблемные зоны» в восприятии профессионализма и путей его формирования преподавателем, быть способным преодолеть их, используя новые технологии.

Основные проблемы совершенствования профессионального педагогического мастерства:

Проблемы высшего образования в целом, несоответствие образовательных программ современным профессиональным запросам.

Отсутствие специального профессионально-психологического отбора кандидатов на преподавательские должности в образовательные организации МВД России. Несмотря на то, что преподаватель проходит «двойной» отбор: требования к деловым и личностным качествам кандидата на службу в органы внутренних дел регламентированы множеством нормативных правовых актов, четко сформулированы и реализуются посредством сложной многоэтапной процедуры. А вот требования к кандидату на должность педагогического работника представлены списком некоторых биографических данных, наличием высшего образования по предполагаемой специализации преподавания, педагогическим стажем (не менее 1 года) либо стажем практической работы в органах (не менее 3 лет). Любой желающий сотрудник практических органов МВД России может стать преподавателем. Необходимые для педагогической деятельности личностные качества претендента, никак не проверяются, проводится анализ только тех качеств, которые требуются ему как сотруднику органов внутренних дел, тогда как это две разных профессии, и задачи у них разные.

Профессиональная психолого-педагогическая подготовка педагогического работника (повышение квалификации). Программы повышения квалификации преподавателей образовательных организаций МВД России должны соответствовать не только совре-

ЕСКИЕ НАУКИ 69

менным тенденциям образования, но и реалиям практической деятельности сотрудников правоохранительных служб, которые тоже претерпевают постоянные изменения.

Формирование мотивации и способности к самомотивации к развитию профессионализма. Из-за объективных трудностей необходимости выполнения и служебных задач и задач, поставленных образовательной организацией научного, методического характера и собственно, преподавательской деятельности, у педагогов вузов МВД России формируется мотивация «избегания неудач» - попытка «сделать хотя бы основное, то, за что могут наказать». Ни о какой творческой самореализации и сознательном стремлении к повышению профессионального мастерства не может быть и речи. Педагогический работник не чувствуют себя комфортно при наличии такого количества разнообразных задач, на выполнение которых требуется большое количество ресурсов разного характера.

Наличие средств и технологий повышения профессионализма педагогического работника образовательных организаций МВД России, как специфической системы, предъявляющей дополнительные требования к преподавателю как личности и специалисту.

Взаимосвязь отдельных объективных факторов, влияющих на процесс самосовершенствования педагогического работника и их соответствие реалиям образовательной системы.

Одним из главных условий повышения уровня профессионализма педагогического работника образовательных организаций системы МВД России рассматриваются индивидуальные психологические особенности педагога, как детерминанты успешности его адаптации к ней.

Индивидуально-психологические качества педагогического работника представлены профессионально-предметными, личностными составляющими его как субъекта трудовой деятельности.

Для описания ведущих составляющих профессии педагогического работника применяется профессио-графический метод. Любая профессия характеризуется набором требований, которые она предъявляет к личности сотрудника, осуществляющего ее. В связи с этим в профессиограме указываются ведущие свойства и характеристики личности профессионала.

Индивидуальные психологические особенности личности педагогического работника можно отразить в следующей схеме:

Направленность. Совокупность представлений о своей социальной самореализации, ценностные ориентации, смысловые характеристики отношения к миру, самому себе, профессиональной деятельности, к гражданскому долгу, элементы правосознания.

Познавательная сфера. Степень развитости когнитивных процессов психики, таких как креативность, мыслительная деятельность, распределение, переключение, устойчивость, объем, переключаемость внимания. Память и восприятие. Характер воображения

и мыслительной деятельности, проявляющиеся в интеллектуальной работе. Широкий кругозор в области науки, желание повышать уровень образованности, профессионального мастерства.

Эмоционально-волевая сфера. Способность адекватно воспринимать и реагировать на стимулы окружающей среды, сопровождающие деятельность педагогического работника, устойчивость к стрессовому воздействию, высокоразвитые регулятивные процессы психики, способность к эмоциональной регуляции, способность выполнять трудовые задачи на высоком уровне длительное время. Способность внимательно и чутко реагировать на эмоциональные проявления окружающих. Эмпатия.

Психофизиологические личностные характеристики педагогического работника.

Скорость переключения, подвижность, устойчивость, сила, уравновешенность нервных процессов, проявляющиеся в особенностях темперамента. Особенности преобладающих эмоциональных реакций. Черты характера: направленность личности на внешний мир, взаимодействие - экстравертиртность. Эмо-тивный психотип (сопереживающий), гипертимный психотип (повышенно-активный), истероидный пси-хотип (демонстративный). Наблюдательность, педагогическое воображение, гибкость, способность принять решение в нестандартной учебной ситуации.

Психологические аспекты профессионализма педагогического работника образовательных организаций МВД России представляют собой совокупность условий, механизмов, предпосылок, обеспечивающих самореализацию, развитие, актуализацию его в профессиональной деятельности и включают в себя как индивидуальные психологические качества личности педагога, так и способы их развития и формирования.

Библиографический список

1. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М. : Флинта ; Московский психолого-социальный институт, 1998. 318 с.

2. Полухина, О. П. Решение проблемы профессионализма преподавателя военного вуза и ее влияние на успешность реализации целевых функций военного вуза / О. П. Полухина, О. А. Никитин // В сб.: Педагогическое образование: вызовы XXI века ; под общей редакцией А. И. Смоляр. 2018. С. 115-117.

3. Равочкин, Н. Н. Проблема профессионализма преподавателей бизнес-школ / Н. Н. Равочкин // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 1. С. 827-835.

4. Виноградова, Н. И. Акмеолого-методологиче-ские проблемы становления профессионализма преподавателя высшей школы / Н. И. Виноградова // Гуманитарный вектор. 2008. № 3. С. 88.

5. Кролевецкая, Е. Н. Новый профессионализм педагога в контексте развития полисубъектности личности / Е. Н. Кролевецкая [и др.] // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 10-22.

70

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Bibliographic list

1. Mitina, L. M. Psychology of professional teacher development / L. M. Mitina. M. : Flint ; Moscow Psychological and Social Institute, 1998. 318 p.

2. Polukhina, O. P. Solving the problem of professionalism of a military university teacher and its impact on the success of the implementation of the target functions of a military university / O. P. Polukhina, O. A. Nikitin // In the collection: Pedagogical education: challenges of the XXI century ; under the general editorship of A. I. Smolyar. 2018. Pp. 115-117.

3. Ravochkin, N. N. The problem of professionalism of business school teachers / N. N. Ravochkin // Vocational education in the modern world. 2017. Vol. 7. No. 1. Pp. 827-835.

4. Vinogradova, N. I. Acmeological and methodological problems of the formation of professionalism of a higher school teacher / N. I. Vinogradova // Humanitarian vector. 2008. No. 3. P. 88.

5. Krolevetskaya, E. N. New professionalism of a teacher in the context of the development of polysubjectiv-ity of personality / E. N. Krolivetskaya [et al.] // Prospects of science and education. 2022. No. 3 (57). Pp. 10-22.

Дополнительная информация об авторе Е. В. Светлакова - старший преподаватель Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат психологических наук.

Additional information about the author E. V. Svetlakova - Senior lecturer at the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Psychological Sciences.

Статья поступила в редакцию 01.03.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 01.03.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЕБНОГО ПРИСТАВА

Профессиональная этика судебного пристава : учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И. И. Аминов, К. Г. Дедюхин, А. Р. Усиевич. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 239 с.

В учебнике отражен один из первых опытов разработки проблем профессиональной этики государственных гражданских служащих ФССП России. Его основное предназначение — способствовать повышению нравственной и правовой культуры работников трех, органически дополняющих друг друга «ветвей» этой службы: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; судебных приставов-исполнителей, осуществляющих исполнение актов юрисдик-ционных органов, работников, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности ФССП России.

С современных позиций рассматриваются основные этические проблемы: сущность морали, категории этики, история нравственных начал в исполнении судебных решений; даются также рекомендации по формированию у сотрудников ФССП России общих и профессиональных компетенций, убеждений, умений и навыков соблюдения моральных и правовых норм в профессиональной деятельности и повседневном поведении.

Для студентов и преподавателей образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Может быть использован в рамках служебной подготовки сотрудников Федеральной службы судебных приставов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.