Вестник Челябинского государственного университета.
Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 15—21.
УДК 378.937
ББК Ч448.9
Особенности проявления регулятивной компетентности педагога в условиях профессионального педагогического образования
Е. А. Шумилова1, Н. В. Морокова2
1 Кубанский государственный университет, Краснордар, Россия
2 ЦНМиИД ГБОУ ИРО Краснодарского края, Краснодар, Россия
В статье представлен анализ значимых профессионально-личностных компетенций в структуре профессионализма современного педагога. Даны компетентностные характеристики, которые рассмотрены также в аспекте реализации профессиональных задач педагога, работающего в условиях инклюзивного образования. Авторы статьи указывают на важность формирования данных компетенций у педагогов на этапе их профессионального образования, что неразрывно связано с повышением уровня их профессионального развития.
Ключевые слова: регулятивная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, профессиональное педагогическое образование.
В последние десятилетия в международной практике стали разрабатываться профессиональные стандарты, представляющие собой подробно изложенные требования к должностным обязанностям, знаниям, умениям и навыкам, а также компетенциям представителей педагогического образования. Особую значимость данная проблема приобрела в аспекте рассмотрения квалификационных характеристик педагогов, работающих в современном инклюзивном образовательном пространстве.
На современном этапе развития системы профессионального образования появились попытки раскрыть модель преподавателя через пересекающиеся понятия: «ключевые квалификации», «профессиональная квалификация» и «ключевые компетенции». Если попытаться их разграничить, то смысл сводится к следующему:
— профессиональная квалификация — это степень и вид профессиональной подготовленности работника, предполагающие наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы;
— ключевые квалификации — это общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий;
— ключевые компетенции — это межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.
Г. К. Селевко, рассматривая современные образовательные технологии, определяет ключе-
вые компетентности, ключевые компетенции и ключевые квалификации как тематические ядра когнитивно ориентированной, деятельностно ориентированной и личностно ориентированной образовательных парадигм соответственно [10].
По мнению Ю. Г. Кузнецова, профессиональная компетентность представляет собой свойство личности, позволяющее последней эффективно взаимодействовать с профессиональной средой благодаря наличию необходимого фонда переживаний, знаний, отношений (атрибутов сознания); выступает ведущим регулятором профессионального развития личности; предполагает глубокое понимание профессиональной среды и своего места в ней [6].
А. К. Маркова рассматривает профессиональную компетентность как соотношение объективно необходимых знаний, умений, психологических качеств, которыми обладает учитель, и их влияние на процесс и результат педагогической деятельности [8].
В общем смысле профессиональная компетентность — это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей в соответствии с профессиональной функциональностью [1].
В теории педагогического образования совокупность профессиональных требований к педагогу называется по-разному: «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность». В общем, характеризуя одну и ту же проблему, эти педагогические категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах [8; 9].
Профессионально-педагогическая деятельность предъявляет к педагогу высокие требования. Педагог должен овладеть широким кругом профессиональных обязанностей и выполнять диапазон компетентных и творческих действий. В педагогической науке вопрос о профессиональных умениях педагога разработан очень подробно. Однако некоторые понятия, связанные с характеристикой профессионально-педагогической деятельности, требуют дальнейшего осмысления.
Проведя анализ литературы по исследованию профессионально-психологического профиля специалиста, мы выявили, что базовые компетентности в данном случае включают в себя в первую очередь регулятивную компетентность. По мнению В. Н. Введенского, регулятивная компетентность характеризует умение педагога управлять собственным поведением и деятельностью и включает целеполагание, планирование, мобилизацию, устойчивую активность, оценку результатов собственной деятельности, рефлексию, нравственные ценности. Опора на определения компетенции и компетентности, саморегуляции позволяет дать определения понятий «регулятивная компетенция педагога» и «регулятивная компетентность педагога». Под «регулятивной компетенцией педагога» нами понимается его интегральное профессионально-личностное качество, обеспечивающее его общую способность к саморегуляции, а под «регулятивной компетентностью педагога» — характеристика степени проявления педагогом регулятивной компетенции. Заметим, что это важно и для формирования регулятивных умений у обучающихся [3].
Регулятивная компетенция непосредственно связана с развитием у педагога способности к анализу и синтезу, организации и планированию, решению проблем и принятию решений [2].
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на различия терминологии, именно регулятивная компетентность — важный компонент структуры и содержания профессионально-педагогической деятельности и неотъемлемый показатель профессиональной компетентности педагога, в том числе педагога дополнительного профессионального образования.
Профессиональная регулятивная компетентность в большинстве случаев определяется как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание способностью и умением выполнять определенные профессиональные функции.
Характер профессионально-педагогической деятельности в условиях инклюзии постоянно ста-
вит преподавателя в ситуацию общения, требуя от него проявления прежде всего социально-коммуникативных качеств личности, способствующих межличностному и ролевому взаимодействию. Именно они в первую очередь обусловливают профессиональное мастерство педагога, и именно их, на наш взгляд, следует считать профессионально значимыми.
Педагогический процесс — это всегда организация взаимодействия с окружающими в разных видах образовательной деятельности. Успешность педагогической деятельности определяется характером и содержанием коммуникативных отношений, возникающих в ходе взаимодействия. Условием их установления служит коммуникативная деятельность педагога, т. е. организация деятельности с педагогами-партнерами через различные виды общения. Вот почему многие педагогические проблемы зависят от уровня регулятивной компетентности педагога.
Как значимая и относительно самостоятельная подсистема в структуре профессиональной компетентности регулятивная компетентность проявляется в определенной способности взаимодействовать с другими людьми. Понятием регулятивной компетентности обозначаются умения и возможности человека, занимающегося педагогической деятельностью. Это комплексный термин, и он не сводится только к коммуникативным способностям или социальной осведомленности педагога.
Профессионально значимые качества служат предметом исследования уже не один десяток лет (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулют-кин, В. А. Сластенин). Еще К. Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что в педагогические учебные заведения надо принимать людей, «специально к тому подготовленных, по крайней мере, настолько, чтобы выразился их характер и способности, подающие надежды образовать из них хороших деятелей на поприще народного образования»1.
При определении критериев педагогического мастерства было установлено, что «подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника» [2; 5].
Экспериментально доказано, что практика взаимодействия субъектов образовательного процесса будет успешнее, если педагог владеет умениями переводить коллег из менее в более деятельное состояние; конструировать информацию, чтобы
1 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. М. ; Л., 1948. С. 521.
она была доступной, и включать всех специалистов в продуктивные и полезные виды деятельности.
Таким образом, по мнению специалистов, педагогическое мастерство обеспечивается прежде всего наличием регулятивного компонента в структуре профессионально-педагогической деятельности. Средствами своего труда преподаватель содействует психическому развитию партнеров. Главным его инструментом при этом является способность к взаимодействию.
Поэтому мы считаем, что основой профессионализма педагога логично считать именно регулятивную компетентность.
Обратимся к важным, на наш взгляд, положениям, обоснованным в психолого-педагогических исследованиях. Замечено, что глубина и разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Уровень развития этих знаний и навыков зачастую рассогласован со сложившимися межличностными отношениями. Опытность педагога сама по себе не приводит к структурным изменениям в педагогической деятельности, характерным для высокого профессионализма. В то же время регулятивная компетентность в деятельности педагога возможна лишь при наличии определенных личностных качеств.
Уровень владения профессией, личностные умения и качества, безусловно, не тождественные понятия, однако определенные личностные качества педагога служат важнейшей предпосылкой его профессиональной состоятельности.
Сущность труда педагога заключается в выполнении организаторской работы, связанной с объединением и синхронизацией усилий личностей. Вся его управленческая деятельность протекает в общении с отдельными коллегами и группами, раскрывая регулятивную компетентность педагога.
Вера в силы и возможности педагогов-партнеров в профессионально-педагогической деятельности является необходимой основой ориентации педагога на раскрытие потенциальных возможностей личности каждого участника педагогической деятельности; на готовность оказывать всестороннюю поддержку их личностному развитию; на умение находить положительные стороны у каждого педагога и строить профессионально-образовательный процесс с опорой на эти стороны.
Рассмотрим умения и качества, тесно связанные с педагогической деятельностью, ее характером и особенностями. Выделим компетентности, которые не только необходимы педагогу, но и обеспечивают его высокую регулятивную компетенцию.
1. Эмпатийность.
Авторы многочисленных трудов, изучая коммуникативные отношения педагогов, утверждают, что наибольшее различие в оценках наблюдается при рассмотрении таких качеств, как «понимание партнера», «умение сопереживать», т. е. свидетельствующих о развитии в педагоге эмпатиче-ских способностей.
Следовательно, одно из наиболее важных личностных качеств педагога — эмпатия, которая влияет на формирование типичных для личности отношений с людьми, выработку привычных для педагога способов поведения в различных педагогических ситуациях [10]. Эмпатия заключается в способности поставить себя на место другого, определить его эмоциональное состояние на основе внешних проявлений (мимики, поступков, жестов), а также в способности к сопереживанию и бережном отношении к внутреннему миру окружающих. Служит необходимым условием выстраивания субъект-субъектных отношений, осуществления педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности личности педагогических кадров, оказывая эмоционально-психологическую поддержку коллегам по работе.
2. Социорефлексия.
Проявляется в стремлении и умении педагога посмотреть на себя глазами других, оценить себя со стороны, в открытости к принятию других позиций. Способность к социорефлексии дает педагогу возможность анализировать собственные поступки и действия, а также лучше понимать действия других участников профессиональной деятельности. Открытость к принятию других позиций предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной и открыт к диалогу с окружающими. Он интересуется мнением других, в случаях достаточной аргументации готов корректировать собственную позицию. Такая позиция является важным источником саморазвития педагога, помогает разрешать различные затруднения в совместной работе.
3. Общая культура.
По мнению А. А. Бодалева, «культурное общение является таким видом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга».
В переводе с латинского «коммуникация» означает «делаю общим», «связываю», «общаюсь», «придаю смысл данному взаимодействию». Накладывая отпечаток на характер и стиль педагогической деятельности, она во многом определяет
позицию педагога в глазах окружающих и, соответственно, успешность педагогического общения и решения профессиональных задач.
Показателями сформированности этой компетентности являются, например, ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; соответствие поведения, речи, внешнего вида педагога этическим и культурным нормам.
4. Эмоциональная устойчивость
Существенно влияет на характер отношений в рамках профессионального образовательного процесса, в деловом взаимодействии с коллегами, администрацией, определяет эффективность этих отношений. Одними из основных показателей сформированности компетенции являются сохранение спокойствия в трудных, эмоционально напряженных ситуациях; сохранение способности к объективной оценке в ситуации эмоционального конфликта; способность находить продуктивные пути разрешения конфликтов; умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации партеров в профессиональной деятельности.
Рассмотрим личностное качество — эмоциональную привлекательность. Некоторые авторы используют иные термины, например визуаль-ность [6; 7], обозначая общую привлекательность педагога, способность расположить к себе манерой поведения, внешним видом.
Не секрет, что внешний облик оказывает влияние на общение: может либо отталкивать, либо привлекать окружающих. Внешность воспринимается в комплексе и целостности всех ее признаков, в том числе и поведения преподавателя. Педагог, как и все люди, подает себя через вербальные и невербальные средства общения. Окружающие обращают внимание не только на то, что он говорит, но и на внешнее выражение его чувств в мимике. Приятные манеры поведения (мимика, жесты, поза) помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся, располагают учащихся к педагогу. Всем манерам эмоционально привлекательного преподавателя, как правило, присуща одна общая черта — соблюдение педагогического такта, включающего в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другим человеком, которая позволила бы ему сохранить личное достоинство. Сформированность этой компетентности заключается в умении педагога создавать мотивацию к разносторонней индивидуальной и групповой профессиональной деятельности на основе соотнесения предлагаемого материала с личным (субъектным) опытом и сферой знаний, способностей и интересов коллег [13].
5. Важным показателем сформированной компетентности «умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации партнеров в профессиональной деятельности» является способность поддерживать доброжелательную атмосферу в решении профессиональных педагогических задач; умение активизировать творческие возможности личности педагога; умение поощрением вербального/невербального общения мобилизовать выполнение рабочих задач, обеспечивая тем самым возможности коллег-педагогов самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности;
6. Коммуникативная компетентность педагога.
Обеспечивает эффективное построение взаимодействия с коллегами по работе, администрацией как условие продуктивного профессионально-образовательного процесса. Позволяет вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения педагогических целей.
Общение в профессиональной педагогической деятельности играет роль не только процесса коммуникации и взаимодействия, но и средства достижения педагогических целей. Не случайно многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая связь.
Педагогов с высоким уровнем потребности в общении отличает стремление к поддержанию контактов с коллегами, склонность проявлять участие к их проблемам. Профессионально грамотный, образованный педагог стремится уменьшить дистанцию между собой и партнером. Его общительность направляется в русло решения профессиональных педагогических задач, и общение становится целью деятельности. Развитие этого качества у образованного человека сопряжено с научным знанием психологии человека. Коммуникативный аспект индивидуальных действий выражается в сознательной ориентации других людей на их смысловое восприятие [2; 14].
К основным показателям сформированности данной компетенции являются: умение устанавливать отношения сотрудничества и вести диалог на основе культуры речи с другими участниками профессионально-образовательного процесса; грамотно владеть устной и письменной речью; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение методами убеждения и аргументации своей позиции; владение способностью насыщать общение положительными эмоциями и чувствами; умение диагностировать причины кон-
фликтных ситуаций и владение способами продуктивного разрешения конфликтов; умение привлекать других людей к решению поставленных задач; умение продуктивно взаимодействовать с членами группы при решении профессионально значимых задач; умение публично представлять индивидуальные личностные и групповые результаты работы, выбирать адекватные формы и методы презентации; владение способами эффективного разрешения конфликтов, безусловного отношения к личности каждого педагога.
Следовательно, коммуникативные способности педагога будут проявляться в его умении всякое свое действие по отношению к коллегам и окружающим организовать как социальное взаимодействие, несущее в себе личностный интерес, педагогический смысл и значимость [12].
7. Поликультурная компетентность.
Сформированность вышеуказанной компетентности обеспечивает готовность педагога к жизни и эффективному выполнению профессиональной деятельности в условиях поликультурного (многокультурного) общества. Востребованность данной компетенции обусловлена расширением и усложнением межкультурных взаимодействий в современном обществе, переживающем процессы глобализации и сложной культурной трансформации. В контексте этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Ее решение в рамках профессионального образовательного пространства напрямую зависит от педагогов, требуя от них адекватного восприятия культурных различий, толерантности, готовности к межкультурному диалогу, умения эффективно его выстраивать [15]. Только в этом случае образование сможет выполнять возлагающиеся на него задачи, связанные с консолидацией российского общества, формированием общероссийской гражданской идентичности, гармонизацией соци-
альных отношений. К показателям сформированной поликультурной компетентности относятся: толерантность, принятие этнокультурных различий; осведомленность об особенностях традиций, ментальных установок этнокультурных групп, с представителями которых приходится взаимодействовать педагогу в процессе своей профессиональной деятельности; интерес к особенностям традиций, обычаев, ценностных ориентаций, моделей поведения, истории различных групп поликультурного общества; умение учитывать этнокультурные и конфессиональные особенности при взаимодействии с участниками профессионального образовательного процесса, окружающими; знание и понимание целей, принципов, основных идей поликультурного образования;
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
1. Регулятивная компетентность представляет собой интегративную характеристику уровня профессиональной подготовленности преподавателя, основанную на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными качествами.
2. Профессия педагога относится к тому виду деятельности, который в принципе не может быть стереотипизирован. Следовательно, если речь идет о формировании регулятивной компетентностей педагога, то в первую очередь надо выявлять и развивать в нем профессионально-значимые личностные качества, без которых никакой профессионал не сформируется, несмотря на любые знания и опыт.
3. На регулятивную компетентность следует смотреть как на синтез высокого профессионализма и внутренних свойств (качеств) педагога.
Список литературы
1. Акмеологические проблемы профессионализма / под ред. В. Г. Зазыкина, А. П. Чернышева. — Вып. 6. — М., 1993. — 48 с.
2. Белоусова, С. А. Психологическая готовность педагога к реализации современных образовательных технологий / С. А. Белоусова, Е. А. Шумилова, Н. В. Войниленко // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2017. — Т. 9, № 4 (38). — С. 27—33.
3. Белоусова, С. А. Регуляторные процессы у детей с тяжелыми нарушениями речи: подходы к исследованию / С. А. Белоусова, Н. В. Войниленко, Л. В. Светлакова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. — 2019. — № 3—4 (7—8). — С. 39—45.
4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 480 с.
5. Кан-Калик, В. А. Основы профессионального общения / В. А. Кан-Калик. — Грозный, 1979. — 124 с.
6. Кузнецов, Ю. Г. Психология формирования основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ : метод. пособие / Ю. Г. Кузнецов, А. А. Толмачев. — М. : Высш. шк., 1990. — 56 с.
7. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. — М., 1989. — 147 с.
8. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
9. О совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического образования в РФ // Высшее образование в России. — 1998. — № 1. — С. 7—11.
10. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138—144.
11. Осадчук, О. Л. Регулятивная компетенция как результат профессиональной подготовки педагога / О. Л. Осадчук // Вестник ТГПУ — 2009. — Вып. 1. — С. 40—41.
12. Шумилова, Е. А. Основы социально-коммуникативной компетентности / Е. А. Шумилова. — Челябинск : Образование, 2008 — 125 с.
13. Шумилова, Е. А. Реализация механизмов формирования социально-коммуникативной компетентности в условиях педагогического вуза / Е. А. Шумилова // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2009. — № 2. — С. 18—23.
14. Шумилова, Е. А. Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования / Е. А. Шумилова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. — 2006. — № 16. — С. 150—154.
15. Шумилова, Е. А. К проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е. А. Шумилова // Образование и наука. Известия УрО РАО. — 2009. — № 3 (60). — С. 42—49.
Сведения об авторах
Шумилова Елена Аркадьевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дефектологии и специальной психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. shumilovae2005@yandex. ru
Морокова Наталья Владимировна — старший научный сотрудник ЦНМиИД ГБОУ ИРО Краснодарского края, Краснодар, Россия. nvmorokova@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2021. № 1 (13). Р. 15—21.
Features of the manifestation of the regulatory competence of the teacher in the conditions of professional pedagogical education
E.A. Shumilova
Kuban State University, Krasnodar, Russia. shumilovae2005@yandex.ru
N. V. Morokova
Central Research Institute of the State Budgetary Educational Institution of the Krasnodar Territory, Krasnodar, Russia. nvmorokova@mail. ru
The article presents an analysis of significant professional and personal competencies in the structure of professionalism of a modern teacher. These competence characteristics are also considered in the aspect of the implementation of professional tasks of a teacher working in an inclusive education. The authors of the article point out the importance of the formation of these competencies in teachers at the stage of their professional education, which is inextricably linked with the increase in the level of their professional development.
Keywords: regulatory competence, social and communicative competence, professional pedagogical education.
References
1. Akmeologicheskie problemy professionalizma [Acmeological problems of professionalism]. Iss. 6. Moscow, 1993. 48 p. (In Russ.).
2. Belousova S.A., Shumilova E.A., Voinilenko N.V. Psikhologicheskaya gotovnost' pedagoga k realizatsii sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Psychological readiness of the teacher for the implementation of modern educational technologies]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2017, vol. 9, no. 4 (38), pp. 27—33. (In Russ.).
3. Belousova S.A., Voynilenko N.V., Svetlakova L.V. Regulyatornye protsessy u detei s tyazhelymi na-rusheniyami rechi: podkhody k issledovaniyu [Regulatory processes in children with severe speech impairments: approaches to research]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdra-vookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare], 2019, no. 3—4 (7—8), pp. 39—45. (In Russ.). (In Russ.).
4. Zeer E.F. Psikhologiyaprofessional'nogo obrazovaniya [Psychology of vocational education]. Moscow, Publishing house of Moscow psycho-social institute, Voronezh, MODEK, 2003. 480 p. (In Russ.).
5. Kan-Kalik V.A. Osnovyprofessional'nogo obshcheniya [Fundamentals of professional communication]. Grozny, 1979. 124 p. (In Russ.).
6. Kuznetsov Yu.G., Tolmachev A.A. Psikhologiya formirovaniya osnovprofessional 'noi zrelosti u uchash-chikhsyaproftekhuchilishch [Psychology of the formation of the foundations of professional maturity among students of vocational schools]. Moscow, Vysshaya shkola, 1990. 56 p. (In Russ.).
7. Kuzmina N.V. Professionalizm deyatel'nosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishcha [Professionalism of the activity of the teacher and master of industrial training of the vocational school]. Moscow, 1989. 147 p. (In Russ.).
8. Markova A.K. Psikhologiyaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. Mosocow, Knowledge, 1996. 308 p. (In Russ.).
9. O sovershenstvovanii struktury i soderzhaniya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v RF [On improving the structure and content of higher pedagogical education in the Russian Federation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 1998, no. 1, pp. 7—11. (In Russ.).
10. Selevko G.K. Kompetentnosti i ikh klassifikatsiya [Competence and their classification]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2004, no. 4, pp. 138—144. (In Russ.).
11. Osadchuk O.L. Regulyativnaya kompetentsiya kak rezul'tat professional'noi podgotovki pedagoga [Regulatory competence as a result of professional training of a teacher]. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU], 2009, iss. 1, pp. 40—41. (In Russ.).
12. Shumilova E.A. Osnovy sotsial'no-kommunikativnoi kompetentnosti [Fundamentals of social and communicative competence]. Chelyabinsk, Education, 2008. 125 p. (In Russ.).
13. Shumilova E.A. Realizatsiya mekhanizmov formirovaniya sotsial'no-kommunikativnoi kompetent-nosti v usloviyakh pedagogicheskogo vuza [Implementation of mechanisms for the formation of social and communicative competence in the conditions of a pedagogical university]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2009, no. 2, pp. 18—23. (In Russ.).
14. Shumilova E.A. Sotsial'no-kommunikativnaya kompetentnost' kak predmet issledovaniya [Socio-com-municative competence as a subject of research]. Vestnik Yuzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul 'tura [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health care, physical education], 2006, no. 16, pp. 150—154. (In Russ.).
15. Shumilova E.A. K probleme formirovaniya sotsial'no-kommunikativnoi kompetentnosti budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniya [On the problem of the formation of social and communicative competence of future teachers of vocational training]. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO [Education and Science. Izvestiya URO RAO], 2009, no. 3 (60), pp. 42—49. (In Russ.).