Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILL / SOCIALANDCOMMUNICATIVECOMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна

В статье рассмотрен важный компонент профессиональной деятельности педагога-дефектолога - социально-коммуникативная компетентность (СКК). Проанализированы причины недостаточной сформированности СКК будущих педагогов. На основе исследования содержательной стороны СКК представлены ее отличительные черты, структура и основные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF A PROBLEM OF FORMATION OF A SOCIAL AND COMMUNICATIVE KOMPTETENTNOST OF FUTURE TEACHERS-SPEECH PATHOLOGISTS

In article the important component of professional activity of the teacher-speech pathologist - the social and communicative competence (SCC) is considered. The reasons of insufficient formation of SCC of future teachers are analysed. On the basis of research of the substantial party of SCC its distinctive features, structure and the main components are presented.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 378.147.88

Е. А. Шумилова

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Современное развитие общества, экономики, масштабные изменения, происходящие в системе образования, вызывают необходимость разработки механизмов формирования личности педагога, способного к структурному анализу существующей ситуации, активно участвующего в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающего решения в постоянно меняющихся условиях.

Одним из таких механизмов, безусловно, является компетент-ностный подход. Сущностным в понимании компетентностного подхода является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих возможности личностного роста, а основные понятия данного подхода — компетенция и компетентность находятся и в прямой, и в инверсионной (обратной) зависимости. Компетентность с профессионально-педагогических позиций трактуется многими исследователями как совокупность профессиональных,

личностных качеств личности, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций [1—2].

Термины компетенция и компетентность используются в последнее время практически во всех исследованиях, посвященных воспитанию и обучению в высшей школе. Понятие компетенция большинством авторов, занимающихся исследованием данной проблемы, рассматривается как «готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации» [3, с. 23].

Построение профессионального педагогического образования на основе компетентностного подхода и его использование при оценке качества подготовки будущих педа-гогов-дефектологов актуализировало целое направление проблем, связанных с определением способов формирования не отдельных знаний, умений, а значимых компонентов профессиональной компетентности, к числу которых,

безусловно, относится социально-коммуникативная компетентность (СКК), обеспечивающая решение сложнейших комплексных педагогических задач.

В педагогической науке вопрос о профессиональных умениях педагога разработан очень подробно. Профессионально значимые качества служат предметом исследования уже не один десяток лет (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Су-хомлинский, Ю. К. Бабанский, Ю.Н. Кулюткин). В работах Н. В. Кузьминой, Ф. Н. Гонобо-лина, В. М. Шепеля, В. А. Сла-стенина и др. называются самые различные наборы качеств, имеющие отношение к тем или иным сторонам личности педагога и нужных, по мнению авторов, для достижения успеха в профессиональной деятельности. Формирование профессиональной компетентности студентов педагогических и непедагогических вузов изучалось В. А. Адольфом, Ю. В. Варданян, А. М. Кочневым, С. В. Мелешиной, И. П. Родионо-вой, Е. Р. Чуксиной и др.

Однако некоторые понятия, связанные с характеристикой профессиональной деятельности педагога, требуют дальнейшего осмысления. Одно из них — социально-коммуникативная компетентность, которая описывается весьма неоднозначно и подменя-

ется другими терминами. В связи с этим, целью настоящей статьи является представление теоретического обоснования проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности, описание причин ее несформи-рованности и рассмотрение практических аспектов проблемы формирования СКК будущих пе-дагогов-дефектологов.

Несмотря на существенный интерес исследователей и значительность полученных к настоящему времени результатов, проблема формирования СКК будущих педагогов, которым предстоит проектировать свою профессиональную деятельность в системе специального или инклюзивного образования, по-прежнему в достаточной степени не решена.

Основными причинами этого являются:

• отсутствие общепризнанного понимания социально-коммуникативной компетентности как комплексного феномена, требующего специально организованных мер по его формированию;

• недостаточная разработанность теоретико-педагогических основ процесса формирования социально-коммуникативной компетентности, отражающих его природу, сущность и возможности совершенствования;

• неразработанность содержательного и методико-технологического аспекта формирования социально-коммуникативной компетентности

будущих педагогов-дефектологов в условиях профессиональной подготовки;

• несоответствие уровня развития технологии измерения и оценивания результатов формирования социально-коммуникативной компетентности современным требованиям к оценке качества в образовательной сфере.

Таким образом, актуальность исследования проблемы формирования СКК будущих педагогов-де-фектологов определяется:

1. Эволюционными тенденциями в образовании, связанными с необходимостью подготовки будущих педагогов-дефектологов к осуществлению социально-коммуникативной деятельности в условиях реализации идей инклюзивной модели образования;

2. Нереализованным потенциалом высших учебных заведений в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, способных эффективно осуществлять социально-коммуникативную деятельность;

3. Повышением требований к уровню социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов-дефектологов;

4. Недостаточной разработанностью технолого-методического аппарата измерения и оценивания эффективности процесса формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов-дефектологов.

На современном этапе развития системы высшего профессионального образования под влиянием международных организаций, идеями внедрения профессиональных стандартов появились попытки раскрыть модель выпускника через пересекающиеся понятия: «трудовые действия», «ключевые квалификации», «профессиональная квалификация» и «ключевые компетенции» и т. д. Разделяя тезис о важности отбора ключевых компетентностей со многими авторами (В. А. Кальней, О. Е. Лебедев, М. Н. Певзнер, С. Е. Шишов и др.), мы остановимся на понятии «социально-коммуникативная компетентность», которая не только включается во все совокупности ключевых компетентностей, но и, на наш взгляд, является в них смыслообразующей.

Социально-коммуникативная компетентность является органичной составляющей общей профессиональной компетентности специалистов, ориентированных на работу с людьми (Ю. Н. Емельянов, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Л. А. Петровская, Н. С. Пряжни-ков и др.), а, следовательно, формирование социально-коммуникативной компетентности может стать тем аспектом, который позволит формировать личность педагога, успешно социализирующегося и обладающего высоким уровнем коммуникативной компе-

тентности. На наш взгляд, именно социально-коммуникативная компетентность обеспечивает личностный комфорт, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.

Приступая к рассмотрению сущности и особенностей формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педаго-гов-дефектологов, в первую очередь необходимо, на наш взгляд, выяснить, каково содержательное наполнение данного понятия.

Как значимая и относительно самостоятельная подсистема в структуре профессиональной компетентности, социально-коммуникативная компетентность проявляется в определенной способности взаимодействовать с другими людьми. Понятием социально-коммуникативной компетентности обозначаются возможности человека, занимающегося педагогической деятельностью [4]. Это комплексный термин, и он не сводится только к коммуникативным способностям или социальной осведомленности педагога. На наш взгляд, не следует рассматривать данную компетентность и только как совокупность личностных черт, иначе трактовка возможностей педагога оказывается односторонней [5].

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет

сделать вывод о том, что «социально-коммуникативная компетентность» рассматривается авторами либо с позиций «социальной», либо с позиций «коммуникативной» компетентности. Действительно, это достаточно близкие по своей сути понятия, которые не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Однако понятие «социально-коммуникативная компетентность» не является просто суммой составляющих, но несет специфический смысл, присущий только ему. На наш взгляд, несмотря на различия терминологии, именно социально-коммуникативная компетентность — важный компонент структуры и содержания педагогической деятельности и неотъемлемый показатель профессиональной компетентности педагога-дефектолога.

Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые рассматривают профессиональную компетентность педагога как характеристику его профессионализма, как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Понимая социально-коммуникативную компетентность педагога-дефек-толога как важнейшую составляющую его общей профессиональной компетентности, мы определили ее, с одной стороны — как готовность и способность к осуществлению социально-коммуникативной

деятельности в условиях педагогического процесса, с другой — как интегративную характеристику уровня профессиональной подготовленности педагога, основанную на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными качествами, обеспечивающими интеграцию человека в общество и успешную реализацию в профессиональной деятельности [6].

Мы считаем, что социально-коммуникативная компетентность «отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, социума, в котором живет человек, и межличностного взаимодействия». Именно социально-коммуникативная компетентность, «позволяет ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно ее оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей» [7, с. 126].

Именно высокий уровень сфор-мированности социально-коммуникативной компетентности позволяет педагогу переструктурировать всю систему ранее приобретенных знаний и «перекодировать» новые знания таким образом, чтобы, в свою очередь, формировать у своих учащихся дифференциально-, социально-, аутопсихологи-ческие компоненты усвоения этих

знаний, то есть чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей.

Исследование содержательной стороны СКК позволило выявить ее следующие отличительные черты. Это, прежде всего, наличие способности к:

• сотрудничеству в коллективной деятельности;

• установлению «горизонтальных» и «вертикальных» контактов;

• пониманию, восприятию других, толерантности;

• разрешению конфликтов и т. д.

Кроме того, изучение состояния выбранной нами проблемы в теории и практике высшей школы позволило сделать вывод о том, что социально-коммуникативная компетентность не образуется самостоятельно и требует специальных усилий по ее формированию.

Рассматривая структуру СКК, мы выделяем пять составляющих:

1. Социально-коммуникативная адаптивность — пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место.

2. Стремление к согласию — отсутствие боязни несовпадения мнений, расхождений во взглядах, стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отста-

ивать ее, но в то же время, умение все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться.

3. Толерантность — умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым.

4. Оптимизм — жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность.

5. Фрустрационная толерантность — способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации, в ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и предвидеть позитивное решение — с другой [8].

Дальнейшее изучение проблемы способствовало выявлению основных компонентов СКК. Рассмотрим их.

1. Социально-когнитивный — понимание сущности и социальной значимости профессии, проявление устойчивого интереса к ней; представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической ценности, умение видеть свой профессиональный предмет через их призму; представление о духовном мире человека и его роли в современном социуме; знания и умения использования средств коммуникации для привития духовно-нравственных, общечелове-

ческих ценностей в окружающем социально-профессиональном пространстве.

2. Коммуникативный — в своей основе ориентирован на ценностную значимость коммуникативной составляющей профессиональной деятельности и необходимость саморазвития социально-коммуникативной компетентности для успешной профессиональной деятельности. Характеризуется готовностью педагога к позитивному взаимодействию с коллегами и учащимися; готовностью строить коммуникативные отношения на основе знания проблем и особенностей социально-профессиональной среды; готовностью к практической деятельности по решению профессиональных задач на основе владения профессиональной лексикой; умением анализировать и проектировать коммуникативную деятельность с учетом социально-профессиональной среды и конкретной личности; умение обращаться к закономерностям использования теоретических знаний в области коммуникации как средству развития личности и оптимизации деятельности.

3. Организационно-операциональный — характеризуется наличием у педагога следующих умений: це-леполагания с учетом специфики профессиональной деятельности и спектра решаемых задач; про-

гнозирования и конструирования социально-коммуникативной деятельности; применения психолого-педагогических технологий в процессе взаимодействия с коллегами и учащимися; контроля, коррекции результатов деятельности в соответствии с поставленными целями.

4. Рефлексивный — характеризуется устойчивой мотивацией самопознания, саморазвития и самосовершенствования в социально-коммуникативной деятельности; готовностью к проявлению ответственности за выполняемую работу, способностью самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной (социально-коммуникативной) деятельности.

Таким образом, на основе теоретического анализа понятия «социально-коммуникативная компетентность» мы пришли к пониманию сути данной компетентности как совокупности конкретных качеств личности, способностей, социально-коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих интеграцию человека в общество, успешную реализацию в профессиональной деятельности, что выражается посредством продуктивного выполнения личностью различных социальных ролей. Кроме того, социально-коммуникативная компетентность является необходимым компонентом общекультурного и профессионально-

го развития личности, поскольку позволяет обеспечить личностно-профессиональное становление будущего педагога-дефектолога и оптимизирует сам процесс профессиональной деятельности.

Изучение теории и практики интересующей нас проблемы позволяет сделать вывод о том, что социально-коммуникативная компетентность рассматривается многими учеными как неотъемлемая составляющая процесса профессиональной социализации личности, помогает индивиду справляться со сменой социальных ролей, предполагает умение сотрудничать, вступать в контакты, легкую совместимость, готовность к изменениям, к самоопределению, социальную ответственность за последствия своих поступков и является качественной характеристикой данного процесса.

Анализ исследований по данной проблеме позволяет сделать следующие выводы:

1. Формирование социально-коммуникативной компетентности позволяет решить значимые проблемы в воспитании и обучении будущего педагога-дефекто-лога, а именно:

• развитие личности и формирование механизмов межличностного взаимодействия в разных социальных ситуациях;

• подготовку к самостоятельной жизни;

• профессиональную подготовку.

2. Социально-коммуникативная деятельность предопределяется наличием:

• умения сочетать рациональное и чувственное во взаимоотношениях с коллегами, учащимися;

• способности слушать, понимать, принимать другого человека и действовать на него убеждающими методами;

• способности обеспечивать психологическую безопасность всех субъектов образовательного процесса;

• умения поддерживать благоприятный психологический климат и творческую атмосферу в работе;

• умения выбирать оптимальный стиль общения в различных коммуникативных ситуациях.

3. Социально-коммуникативная компетентность опирается на врожденные способности индивидуума к взаимодействию, но при этом она должна быть приобретена и сформирована в рамках первичной, вторичной и третичной социализации, осуществляемой в процессе деятельности, в том числе и учебно-профессиональной.

Таким образом, формирование социально-коммуникативной компетентности будущего педаго-га-дефектолога выступает приоритетной задачей, решение которой определяет успешность профессиональной деятельности в педагогической сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004. 171 с.

2. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 172 с.

3. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практической пособие. М.: АРКТИ, 2007. 132 с.

4. Маскин В. В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу / В. В. Маскин, А. А. Петренко, Т. К. Меркулова. М.: АРКТИ, 2006. 64 с.

5. Шумилова Е. А. Организационно-педагогические условия формирования социально-коммуникативной

компетентности будущих педагогов // Современная высшая школа: инновационный аспект: научно-методический журнал. Челябинск. 2014. № 1. С. 21-27.

6. Шумилова Е. А. Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. Челябинск. 2006. № 16 (71). С. 150-154.

7. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: ком-петентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Моск. психол.-соц. институт, 2005. 216 с.

8. Там же.

REFERENCES

1. Belkin A. S. Competence. Professionalism. Skill. Chelyabinsk, 2004. 171 p. (In Russ.).

2. Kuzmina N. V., Rean A. A. Professionalizm of pedagogical activity. SPb., 1993. 172 p. (In Russ.).

3.Sergeyev I. S., Blinov V. I. How to realize competence-based approach at a lesson and in extracurricular activities: Practical grant. M.: ARKTI, 2007. 132 p. (In Russ.).

4. Maskin V. V. Algoritm of transition of educational institution to competence-based approach / V. V. Maskin, A. A. Petrenko, T. K. Merkulova. M.: ARKTI, 2006. 64 p. (In Russ.).

5. Shumilova E. A. Organizational and pedagogical conditions of formation

of social and communicative competence of future teachers // Modern higher school: innovative aspect: scientific and methodical magazine. Chelyabinsk. 2014. No. 1. P. 21-27. (In Russ.).

6. Shumilova E. A. Social and communicative competence as object of research // Bulletin of the Southern Ural state university. Series: Education, health care, physical culture. Chelyabinsk. 2006. No. 16 (71). P. 150-154. (In Russ.).

7. Zeer E. F. Modernization of professional education: competence-based approach / E. F. Zeer, A. M. Pavlova, E. E. Symanyuk. M.: Moscow psychologo-social institute, 2005. 216 p. (In Russ.).

8. In the same place.

Поступила в редакцию 16.09.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.