Научная статья на тему 'Современные аспекты изучения проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов'

Современные аспекты изучения проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIOCOMMUNICATIVE COMPETENCE / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / FUTURE TEACHERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна

В статье отражены современные аспекты проблемы формирования социальнокоммуникативной компетентности при подготовке будущих педагогов. Социальнокоммуникативная компетентность рассматривается как значимая составляющая в структуре профессиональной деятельности конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reflects aspects of the problem of formation of socialcommunicative competence in the training of future teachers. Sociocommunicative competence is considered as an important component in the structure of professional activity of a competitive specialist.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты изучения проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов»

УДК 378 ББК74.480.26

Е.А. Шумилова

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье отражены современные аспекты проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности при подготовке будущих педагогов. Социально-коммуникативная компетентность рассматривается как значимая составляющая в структуре профессиональной деятельности конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, будущие педагоги, профессиональная подготовка.

E.A. Shumilova

MODERN ASPECTS OF STUDYING OF PROBLEMS OF FORMATION OF SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

This article reflects aspects of the problem of formation of social-communicative competence in the training of future teachers. Socio-communicative competence is considered as an important component in the structure of professional activity of a competitive specialist.

Key words: socio-communicative competence, future teachers, professional training.

Динамичное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость совершенствования механизмов формирования личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Одним из таких механизмов является компетентностный подход, в сущностном понимании которого прежде всего заключается создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих возможности личностного роста учащихся. Основные понятия данного подхода - компетенция и компетентность - находятся в прямой и инверсионной (обратной) зависимости. При этом компетентность с профессионально-педагогических позиций, совершенно справедливо, по нашему мнению, трактуется А.С. Белкиным как «совокупность профессиональных, личностных качеств личности, обеспечивающих эф-

фективную реализацию компетенций» [1, с. 4].

В последнее время термины компетенция и компетентность используются практически во всех исследованиях, посвященных воспитанию и обучению в высшей школе. Понятие компетенция большинством авторов, занимающихся исследованием данной проблемы, рассматривается как «готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации» [6, с. 23].

Построение профессионально-педагогического образования на основе ком-петентностного подхода и его использование при оценке качества подготовки будущих педагогов актуализировало целое направление проблем, связанных с определением способов формирования не отдельных знаний, умений, а профессионально значимых компетентностей, к числу которых, безусловно, относится социально-коммуникативная, обеспечи-

ш

о

го

к ч - ф

I с

ГО

со 5

° J

S ^

3 8

с; I

ю ф

äfc с С

о

I * ф >5 Т О >>1 £2 m

„ н £ го

¡Ü о .0 Ü I '

X

ф

о

X .0

£ « СО -J

я °

О о

=3

<

и]

вающая решение сложнеиших комплексных педагогических задач.

В педагогической науке вопрос о профессиональных умениях педагога разработан очень подробно. Профессионально значимые качества служат предметом исследования уже не один десяток лет (П.П. Блонский, В.А. Сухомлин-ский, Ю.К. Бабанский, Ф.Н. Гоноболин, Ю.Н. Кулюткин). В работах Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина, В.М. Шепеля, В.А. Сластенина и др. называются самые различные наборы качеств, имеющие отношение к тем или иным сторонам личности педагога, и нужных, по мнению авторов, для достижения успеха в профессиональной деятельности. Формирование профессиональной компетентности студентов педагогических и непедагогических вузов изучалось В.А. Адольфом, Ю.В. Варданян, А.М. Кочневым, С.В. Ме-лешиной, И.П. Родионовой, Е.Р. Чуксиной и др.

Однако некоторые понятия, связан-ныесхарактеристикойпрофессионально-педагогической деятельности, требуют дальнейшего осмысления. Одно из них -социально-коммуникативная компетентность, которая описывается весьма неоднозначно и подменяется другими терминами.

Несмотря на существенный интерес исследователей и значительность полученных к настоящему времени результатов, проблема формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов по-прежнему в достаточной степени не решена.

Основными причинами этого являются: а) отсутствие общепризнанного понимания социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов как комплексного феномена, требующего специально организованных мер по его формированию; б) недостаточная разработанность теоретико-педагогических основпроцессаформированиясоциально-коммуникативной компетентности будущих педагогов, отражающих его природу, сущность и возможности совершенствования; в) неразработанность содержательного и методико-технологического аспекта формирования социально-

коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях профессиональной подготовки; г) несоответствие уровня развития технологии измерения и оценивания результатов формирования социально-коммуникативной компетентности современным требованиям к оценке качества в образовательной сфере.

Таким образом, актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов определяется:

Эволюционнымитенденциямивобра-зовании, связанными с необходимостью подготовки будущих педагогов к осуществлению социально-коммуникативной деятельности;

Нереализованным потенциалом высших учебных педагогических заведений в подготовке высококвалифицированных кадров, способных эффективно осуществлять социально-коммуникативную деятельность;

Повышением требований к уровню социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов;

Недостаточной разработанностью технолого-методического аппарата измерения и оценивания эффективности процесса формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов.

На современном этапе развития системы высшего профессионального образования под влиянием международных организаций появились попытки раскрыть модель выпускника через пересекающиеся понятия: «ключевые квалификации», «профессиональная квалификация» и «ключевые компетенции». Разделяя тезис о важности отбора ключевых компетентностей со многими авторами (В.А. Кальней, О.Е. Лебедев, М.Н. Пев-знер, С.Е. Шишов и др.), мы остановимся на понятии «социально-коммуникативная компетентность», которая не только включается во все совокупности ключевых компетентностей, но и, на наш взгляд, является в них смыслообразующей.

Социально-коммуникативная компетентность является органичной составляющей общей профессиональной компетентности специалистов, ориентирован-

ных на работу с людьми (Ю.Н. Емельянов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.А. Петровская, Н.В. Яковлева), и, следовательно, формирование социально-коммуникативной компетентности может стать тем аспектом, который позволит формировать личность специалиста, успешно социализирующегося и обладающего высоким уровнем коммуникативной компетентности. На наш взгляд, именно социально-коммуникативная компетентность обеспечивает личностный комфорт, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.

Приступая к рассмотрению сущности и особенностей формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов, в первую очередь необходимо, на наш взгляд, выяснить, что включает данное понятие.

Какзначимая и относительно самостоятельная подсистема в структуре профессиональной компетентности, социально-коммуникативная компетентность проявляется в определенной способности взаимодействовать с другими людьми. Понятием социально-коммуникативной компетентности обозначаются возможности человека, занимающегося педагогической деятельностью [5]. Это комплексный термин, и он не сводится только к коммуникативным способностям или социальной осведомленности педагога. На наш взгляд, не следует рассматривать данную компетентность и только как совокупность личностных черт, иначе трактовка возможностей педагога оказывается односторонней.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что «социально-коммуникативная компетентность» рассматривается авторами либо с позиций «социальной», либо с позиций «коммуникативной» компетентности. Действительно, это достаточно близкие по своей сути понятия, которые не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Однако понятие «социально-коммуникативная компетентность» не является просто суммой составляющих, но несет специфический смысл, присущий только

ему. На наш взгляд, несмотря на различия терминологии, именно социально-коммуникативная компетентность - важный компонент структуры и содержания профессионально-педагогической деятельности и неотъемлемый показатель профессиональной компетентности педагога.

Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые рассматривают профессиональную компетентность педагога как характеристику его профессионализма, как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Понимая социально-коммуникативную компетентность педагога как важнейшую составляющую его общей профессиональной компетентности, мы определили ее, с одной стороны, как готовность и способность к осуществлению социально-коммуникативной деятельности в условиях педагогического процесса, с другой - как интегративную характеристику уровня профессиональной подготовленности преподавателя, основанную на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными качествами, обеспечивающими интеграцию человека в общество и успешную реализацию в профессиональной деятельности.

Э.Ф.Зеер,А.М.Павлова,Э.Э. Сыманюк считают, что социально-коммуникативная компетентность «отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, социума, в котором живет человек, и межличностного взаимодействия». Именно социально-коммуникативная компетентность, по мнению данных авторов, «позволяет ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно ее оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей» [2, с.126].

По мнению Н.В. Кузьминой, высокий уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности позволяет педагогу переструктурировать всю систему ранее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом, чтобы, в свою очередь, фор-

ш

о

го

к ч _ ф

I с

го ^ ш 5

о.?

«Е

с; I

ю <и

0

с с

О

1 * ф >2 Т О >>1 со со

н го

X

о о

X

% «

ш -г

я °

О о

3

<

LU

мировать у своих учащихся дифференциально-, социально-, аутопсихологические компоненты усвоения этих знаний, т.е. чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей» [3, с. 114].

Исследование содержательной стороны социально-коммуникативной компетентности позволило выявить ее следующие отличительные черты: способность к сотрудничеству в коллективной деятельности; психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам; способность установления «горизонтальных» и «вертикальных» контактов; способность понимания, восприятия других, толерантность; способность разрешать конфликты; способность организовать работу.

Кроме того, изучение состояния выбранной нами проблемы в теории и практике высшей школы позволило сделать вывод о том, что социально-коммуникативная компетентность не образуется самостоятельно и требует специальных усилий по ее формированию.

Рассматривая структуру социально-коммуникативной компетентности, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк выделяют пять составляющих:

1. Социально-коммуникативная адаптивность - пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место;

2. Стремление к согласию - отсутствие боязни несовпадения мнений, расхождений во взглядах, стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, умение при этом все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться;

3. Толерантность - умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым;

4. Оптимизм - жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность;

5. Фрустрационная толерантность -способность человека противостоять

разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и предвидеть позитивное решение - с другой [2].

Дальнейшее изучение проблемы способствовало выявлению основных компонентов социально-коммуникативной компетентности:

1. Социально-когнитивный - понимание сущности и социальной значимости профессии, проявление устойчивого интереса к ней; представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической ценности, умение видеть свой профессиональный предмет через их призму, использовать средства коммуникации для привития духовно-нравственных, общечеловеческих ценностей в окружающем социально-профессиональном пространстве;

2. Коммуникативный - в своей основе ориентирован на ценностную значимость коммуникативной составляющей профессиональной деятельности и необходимость ее развития для успешной профессиональной деятельности. Характеризуется готовностью специалиста к позитивному взаимодействию с коллегами и учащимися; готовностью строить коммуникативные отношения на основе знания проблем и особенностей социально-профессиональной среды; готовностью к практической деятельности по решению профессиональных задач на основе владения профессиональной лексикой; умением анализировать и проектировать коммуникативную деятельность с учетом социально-профессиональной среды и конкретной личности; умение обращаться к закономерностям использования теоретических знаний в области коммуникации как средству развития личности и оптимизации деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Организационно-операциональный - характеризуется наличием у специалиста следующих умений: целеполага-ния с учетом специфики профессиональной деятельности и спектра решаемых коммуникативных задач; прогнозирования и конструирования социально-

коммуникативной деятельности; использования психолого-педагогических технологий в процессе взаимодействия с коллегами; контроля, коррекции результатов деятельности в соответствии с поставленными целями;

4. Рефлексивный - характеризуется устойчивой мотивацией самопознания, саморазвития и самосовершенствования в социально-коммуникативной деятельности; готовностью к проявлению ответственности за выполняемую работу, способностью самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной (социально-коммуникативной) деятельности.

Таким образом, на основе теоретического анализа понятия «социально-коммуникативная компетентность» мы пришли к пониманию сути данной компетентности как совокупности конкретных качеств личности, способностей, социально-коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих интеграцию человека в общество, успешную реализацию в профессиональной деятельности, что выражается посредством продуктивного выполнения личностью различных социальных ролей.

Изучение социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что социально-коммуникативная компетентность рассматривается многими учеными как неотъемлемая составляющая процесса социализации личности, помогает индивиду справляться со сменой социальных ролей, предполагает умение сотрудничать, вступать в контакты, легкую совместимость, готовность к изменениям, к самоопределению, социальную ответственность за последствия своих поступков и является качественной характеристикой данного процесса. Вместе с тем, хотя социально-коммуникативная компетентность и опирается на врожденные способности индивидуума к взаимодействию, она должна быть приобретена и сформирована в рамках первичной, вторичной и третичной социализации, осуществляемой в процессе деятельности, в том числе и учебной.

Рассмотрим механизмы формирования социально-коммуникативной компетентности и основных компонентов ее составляющих. На наш взгляд, основные компоненты данной компетентности невозможно формировать изолированно друг от друга, а потом, «сложив» их вместе, получить социально-коммуникативную компетентность (СКК). Сложная структура СКК определяет комплексный характер работы и опору на теоретические положения системного подхода.

Взяв за основу программу развития психолого-педагогической компетентности, предложенную М.И. Лукьяновой [4], мы выделили следующие этапы формирования социально-коммуникативной ком-петентностибудущихпедагогов: 1) диагностический (для изучения уровня сформи-рованности социально-коммуникативной компетентности каждого будущего педагога и обобщенных результатов по коллективу в целом предполагает использование тестов); 2) дифференцированно-группового образования (предполагает различные формы проведения занятий, включающие традиционные виды учебной деятельности и активные формы обучения, имитационные и деловые игры; 3) индивидуального образования и саморазвития (включает индивидуальные консультации, самостоятельную работу студентов с рекомендованной литературой); 4) работа в тренинговой группе (направлен на развитие навыков общения и взаимодействия); 5) этап подведения итогов и заключительной диагностики (включает повторное использование тестов и методики групповой оценки компетентности, что позволяет выявить динамику развития СКК).

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований и экспериментальной работы по данной проблеме позволяет сделать следующие выводы:

1. Формирование социально-коммуникативной компетентности предполагает решить следующие главные проблемы в воспитании и обучении индивида: развитие его личности и межличностного общения; подготовка к самостоятельной жизни; профессиональная подготовка.

ш

о

го

к ч _ ф

I с

го ^ ш 5

о.?

фЕ

с; I

ю ф

0

с С

о

1 * ф >2 Т О >>1 со со

н го

X

о о

X

% <3

ш -г

я °

О о

2. Социально-коммуникативная деятельность предопределяется наличием следующих умений: сочетание рационального и чувственного во взаимоотношениях с коллегами, учащимися; способность слушать, понимать, принимать другого человека и действовать на него убеждающими методами; обеспечение психологической безопасности, умение поддерживать благоприятный психологический климат и творческую атмосфе-

ру в работе; владение оптимальным стилем общения.

3. Как значимая и относительно самостоятельная подсистема в структуре профессиональной компетентности, социально-коммуникативная компетентность проявляется в определенной способности взаимодействовать с другими людьми. Понятием социально-коммуникативной компетентности обозначаются возможности человека, занимающегося педагогической деятельностью.

Библиографический список

1. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А.С. Белкин. - Челябинск, 2004. - 171 с.

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Моск. психол.-соц. институт, 2005. - 216 с.

3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб., 1993. - 172 с.

4. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие [Текст] / М.И. Лукьянова. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

5. Маскин, В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу [Текст] / В.В. Маскин, А.А. Петренко, Т.К. Меркулова. - М.: АРКТИ,2006. - 64 с.

References

1. Belkin A.S. Competence. Professionalism. Skill. Chelyabinsk, 2004. P. 171. [in Russian].

2. Zeer E.F. Modernization of vocational education: a competence-based approach. M.: Mosk. psikhol.-soc. institut, 2005. P. 216. [in Russian].

3. Kuz'mina N.V. Professionalism of pedagogical activity. Saint-Petersburg, 1993. P. 172. [in Russian].

4. Lukyanova M. I. Psychological-pedagogical competence of the teacher: Diagnostics and development. M.: TC Sfera, 2004. P 144.[in Russian].

5. Maskin V. The algorithm of transition of an educational institution to the competence-based approach. M.: ARKTI, 2006. P. 64. [in Russian].

Сведения об авторе: Шумилова Елена Аркадьевна,

доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

Information about the author: Shumilova Elena Arkadievna,

Doctor of Sciences (Education), The Department of Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

3

<

ni

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.