Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды'

Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
942
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / AN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыманюк Эльвира Эвальдовна, Печеркина Анна Александровна, Умникова Евгения Леонидовна

Операционализируется понятие «профессиональная компетентность педагога», выделяются его структурные компоненты. На основании анализа исследований зарубежных и отечественных авторов формулируются основные направления психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога с учетом специфики условий образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The authors describe the concept of «professional competence of a teacher» and single out its structural components. Based on the analysis of research works by foreign and domestic authors it is possible to formulate the main directions of psychological-pedagogical support to the development of professional competence of a teacher taking into account specific conditions of educational environment.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды»

УДК 371.12

Э. Э. Сыманюк, А. А. Печеркина, Е. Л. Умникова Екатеринбург РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 19.00.07, 13.00.08

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентность; профессиональная компетентность педагога; психолого-педагогическое сопровождение; инновационная образовательная среда.

АННОТАЦИЯ. Операционализируется понятие «профессиональная компетентность педагога», выделяются его структурные компоненты.

На основании анализа исследований зарубежных и отечественных авторов формулируются основные направления психолого-педагоги-ческого сопровождения развития профессиональной компетентности педагога с учетом специфики условий образовательной среды.

E. E. Symanyuk, A. A. Pecherkina, E. L. Umnikova Ekaterinburg DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

KEY WORDS: competence; professional competence of a teacher; psycho-pedagogical support; an innovative educational environment.

ABSTRACT. The authors describe the concept of «professional competence of a teacher» and single out its structural components. Based on the analysis of research works by foreign and domestic authors it is possible to formulate the main directions of psychological-pedagogical support to the development of professional competence of a teacher taking into account specific conditions of educational environment.

Современный этап развития системы образования России характеризуется значительными преобразованиями, в результате которых меняются и условия деятельности. В частности, происходит широкое распространение инновационных образовательных техно© Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Умникова

логий. В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен обладать определенными личностными качествами — быть готовым к изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно обновлять свои знания

Е. Л., 2011

и умения, т. е. быть компетентным. Однако, как показывает социальная практика, эти качества формируются далеко не у всех педагогов. Напротив, значительная их часть испытывают серьезные трудности при адаптации в стремительно изменяющихся социальных, экономических, профессиональных условиях, и тогда отсутствие профессиональной компетентности может стать причиной социально-психологических проблем личности — от внутренней неудовлетворенности до социальной конфронтации и агрессии.

Успешность развития инновационного образования, в свою очередь, во многом определяется готовностью педагогов к работе в непрерывном инновационном режиме, к гибкому, оперативному, мобильному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества, рынка труда, личности, развивающихся технологий и непрерывно обновляющейся информационной среды. Поэтому развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих в сфере образования, является одним из важнейших условий устойчивости и стабильности ее развития.

В связи с этим становится необходимым разработать такую программу пси-холого-педагогического сопровождения, которая способствовала бы созданию условий для эффективного развития профессиональной компетентности и привела бы к увеличению результатов обучения, формированию позитивных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Разработка программы психологопедагогического сопровождения должна основываться на четкой операционализа-ции понятия «профессиональная компетентность» и ее структурных компонентов.

Несмотря на достаточно широкую представленность понятия «профессиональная компетентность» в научной литературе (В. А. Адольф, Т. Г. Браже,

Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, А. К. Маркова, А. М. Новиков, Г. С. Трофимова, М. А. Чошанов, Дж. Равен и др.), до сих пор нет однозначности в его определении.

На основании проведенного анализа научной литературы нами сформулировано определение изучаемого феномена, под которым мы понимаем совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих результаты в обучении и воспитании учащихся.

В представлении исследователей о структурных компонентах профессиональной компетентности учителя также имеется ряд отличий. Так, одни авторы подразумевают под ними иерархию знаний и умений (А. Г. Казакова, Л. В. Комаровская, Н. В. Кузьмина), другие (Ю. В. Варданян, А. К. Маркова, Н. В. Матяш, Е. М. Павлюченков) — ряд специфических способностей, которые предполагают профессиональное мастерство.

На наш взгляд, наиболее полно специфика профессиональной компетентности педагога отражается при рассмотрении ее с позиции трех следующих компонентов: деятельностного (знания, умения, навыки самостоятельного осуществления деятельности, мотивация деятельности, карьерный рост); личностного (знания, умения и навыки, принципы развития личности учащегося, умение сопереживать, стремление к саморазвитию, умение контролировать свои эмоциональные состояния); социально-коммуникативного (знания, умения и навыки осуществления педагогического общения, оптимизм, стремление к согласию).

К настоящему времени описаны основные принципы и подходы к методу, направленному на оптимальный выбор в условиях многофакторного влияния, — методу психолого-педагогического сопровождения. Э. Ф. Зеер отмечает, что психологическое сопровождение — это

движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное указание возможных путей, оказание помощи и поддержки [1].

К настоящему времени определено, что разработку системы психологопедагогического сопровождения необходимо осуществлять в несколько этапов: концептуальное обоснование психологопедагогического сопровождения; разработка программы психологической поддержки; конструирование психотехнологий сопровождения.

В основе метода психолого-педаго-гического сопровождения лежит личностно-проблемный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого педагога и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми он сталкивается в процессе профессионального развития.

К основным направлениям психоло-го-педагогического сопровождения педагога относятся психологическая профилактика, развивающая психодиагностика, психологическое консультирование, педагогическое просвещение и образование.

Психологическая профилактика направлена на создание условий для предотвращения ситуаций, факторов, вызывающих психологические напряжения, стрессы и травмы, а также на повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к ним у педагога.

Развивающая психодиагностика предполагает интерпретацию результатов изучения индивидуально-психологических характеристик и ознакомление с ними педагога, в результате чего происходит актуализация имеющихся у него психологических знаний, а также расширение его психологической компетентности. Психологические знания не столько усваиваются, сколько присваиваются, происходит формирование аутокомпетентности, которая становится

фактором самореализации профессионально-психологического потенциала учителя.

Психологическое консультирование — это оказание помощи педагогу в самопознании, формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деструкций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

Педагогическое просвещение и образование необходимо педагогам, так как они должны быть подготовлены к работе с детьми, имеющими различные индивидуально-психологические особенности. Педагогическая деятельность предполагает большую как интеллектуальную, так и эмоциональную нагрузку, значительные преобразования, обусловленные модернизацией системы образования, поэтому педагог нередко оказывается на грани работы «на износ». Следовательно, необходимы профилактические меры — организация специальных клубов, где бы учителя получали в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; организация специальных релаксационных мероприятий; создание благоприятных возможностей для реализации внепро-фессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода хобби); наличие специальных культурно-туристических программ, предусматривающих возможности интересного, регулярного и доступного отдыха.

В настоящее время в системе психо-лого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога, наряду с представленными выше традиционными видами деятельности, реализуется такое направление, как развивающее, которое предполагает включение педагога в выпол-

нение активной, творческой деятельности. В его рамках наиболее оптимальным видом, на наш взгляд, являются конкурсы профессионального мастерства.

Профессиональные конкурсы имеют большую и разнообразную историю. Основной мотив участия в таких соревнованиях — стремление личности продемонстрировать окружающим профессиональное преимущество. В любом образовательном учреждении есть учителя, получившие признание в результате неофициальных рейтингов. Критериями такого признания являются: интеллигентность, высокий уровень образованности, гражданственность, профессиональная компетентность, толерантность.

Участие в конкурсах позволяет получить признание официально и тем самым подтвердить собственный уровень профессионализма. К тому же содержание конкурсной программы таково, что требует проявления не только знания предмета, методики его преподавания, но и творческого подхода к его изложению, активности, самостоятельности, инициативности, мобилизации всех резервов, что способствует личностному развитию.

Таким образом, психолого-педагоги-ческое сопровождение становится одним из ведущих направлений в развитии профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

4.

5.

ЗЕЕР Э. Ф. Психология профессионального развития. М. : Академия, 2009.

ЗЕЕР Э. Ф., ПАВЛОВА А. М., СЫМАНЮК Э. Э. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход : учеб. пособие. М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. ОСТАПЧУК Н. В., ПЕЧЕРКИНА А. А. Психологическая компетентность как составляющая профессионального здоровья личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. №8.

СЫМАНЮК Э. Э, ПЕЧЕРКИНА А. А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. 2010. № 9.

СЫМАНЮК Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. №1.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.