УДК 376.046.4
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.А. Соломенникова
кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» заведующая кафедрой дошкольного образования
Россия г.Москва osolomennikova@yandex. ru
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты профессиональной компетентности педагога. Дан анализ понимания различными авторами понятия «компетентность». Раскрыты особенности развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, педагогическое образование, воспитатель дошкольного образования.
На современном этапе, во многих европейских странах происходят коренные изменения в области образования. Меняется парадигма образования, от традиционной ЗУНовской системы постепенно происходит переход к компетентнотностному подходу.
И.А.Зимняя называет «пять причин ориентации на компетентностный подход в образовании: 1)тенденция интеграции и глобализации мировой
экономики; 2)необходимость гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования, заданная Болонским процессом; 3)происходящая в последнее время смена образовательной парадигмы; 4)богатство понятийного содержания термина «компетентностный подход»; 5)предписание органов управления»[1, с. 105].
Основные положения компетентностного подхода в российском образовании были отражены в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001г.), ключевым понятием которого выступает «компетентность».
«Не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыки, оно включает их в себя (хотя разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания-умения-навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда).
Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычек и т.д..»[7].
Методологическую основу исследования профессиональной
компетентности педагога составляют общенаучные положения в трудах Выготского Л.С., Давыдова В.В., Зеера И.Ф., Зимней И.А., Леонтьева А.Н., Молчанова С.Г., Сластенина В.А., Яковлевой Г.В. и других.
В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется по-разному: «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство» и т.д. В общем, характеризуя одну и ту же проблему, эти педагогические категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.
Ряд исследователей (Анцыферова Л.И., Варданян Ю.В., Колесникова И.А., Климкович И.Г. , Кузьмина Н.В., Матяш Н.В., Маркова А.К., Огарев Е.И., Павлюченков Е.М. и др.) определяют содержание профессиональной компетентности, выявляя психологические, педагогические, социальные условия ее становления. Они рассматривают ее:
- как совокупность профессиональных свойств (Л.И.Анцыферова);
- как сложную единичную систему внутренних психических состояний и свойств личности специалиста, готовность к осуществлению профессиональной деятельности и способность производить необходимые для этого действия (Ю.В.Варданян);
- как способность реализовать на определенном уровне профессионально-должностные требования (И.Г.Климович);
- как профессиональное самообразование (А.К.Маркова);
- как устойчивую способность к деятельности со «знанием дела» (В.И.Огарев);
- как способность к актуальному выполнению деятельности (М.А.Чошанов) и т.д.
Таким образом, мы видим, что в настоящее время не существует однозначного определения «компетентности». Это связано с тем, что сам термин еще окончательно не устоялся в отечественной науке и в большинстве случаев употребляется для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста.
Симонов П.В. под компетентностью понимает не просто обладание знаниями, а, скорее, потенциальную готовность решать задачи со знанием дела.
По мнению М.П. Чошанова, компетентность выступает как специфическое качество совокупности профессиональных знаний и умений, а содержание понятия «компетентность» включает в себя следующие основные признаки: мобильность знаний, гибкость метода и критичность мышления.
Кузьмина Н.В. рассматривает профессиональную компетентность как осведомленность педагога, как свойство его личности, позволяющее
продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные, в свою очередь, на формирование личности другого человека.
Проблему формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования на современном этапе рассматривали такие ученые, как Майер А.А., Лукьянова М.И., Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л., Яковлева Г.В. и другие. За последние годы были выполнены диссертации, связанные с данной темой - Асаевой И.Н. «Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации»; Притуло А.В. «Совершенствование методической компетенции воспитателей дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации»; Васильченко Л.С. «Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования по проблеме музейной педагогики: реальность и перспективы развития», Туркиной Т.М. «Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа в процессе подготовки воспитателей коррекционных дошкольных учреждений»; Морозовой В.Е. «Учет особенностей педагогического мышления при повышении профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений»; Захаровой Г.И. «Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средствами психолого-педагогического тренинга» и других.
Анализ понимания различными авторами понятия «компетентность» показал, что ее рассматривают как качественную характеристику в подготовке специалиста, компетенцию - ее составную часть. Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся в мнении о наличии в структуре компетентности именно этих трех компонентов или уровней - теоретического, практического и личностного.
Мы придерживаемся точки зрения Захаровой Г.И., которая рассматривает «профессиональную компетентность» как интегративное свойство личности педагога, характеризующего его осведомленность в психолого-педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При
этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к динамическому общению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов [3, с.4-6].
На современном этапе, с учетом изменяющейся экономической и политической ситуации в стране, предъявляются и новые требования к деятельности воспитателей.
Воспитатель, работающий с детьми в дошкольной организации - личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим. Должностными обязанностями определен объем работы воспитателя. Вместе с тем, мы видим, что процесс взаимодействия педагога и воспитанника, это процесс взаимный, творческий, и не всегда может осуществляться по строго определенному плану. Он требует постоянного поиска новых путей взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Работа воспитателя зависит не только от умений педагога, но и то интересов, знаний, умений и настроения детей.
Министром труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилиным 18 октября 2013 года подписан Приказ №5444 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В профессиональном стандарте прописаны «необходимые умения (компенции), которые должен владеть современный воспитатель дошкольного образования: оказывать помощь любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения, состояния психического здоровья; использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий; осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогического сопровождение основных общеобразовательных программ; понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.); составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-
педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; формировать детско-взрослые сообщества»[8].
Таким образом, мы считаем, что в условиях модернизации профессионального образования проблема формирования профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования требует дополнительных научных исследований.
Список использованных источников:
1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. - М.: Логос, 2013.336 с.
2. Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 232 с.
3. Захарова Г.И. «Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средствами психолого-педагогического тренинга». Автореф. дис....канд.пед.наук - Челябинск, 1998. http: //www. dslib.net/obw-pedago gika/razvitie-professionalnoj -kompetentnosti-pedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo.html (дата обращения 02.03.2016)
4. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенствованию: кн. для учителя. М.: 1990. с. 7.
5. Митина л.М. психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
6. Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения: теоретический аспект. 1Шр://еПЬгагу.щ/соп1еп18.а8р?188це1ё=1444282 (дата обращения 02.03.2016)
7. Стратегия модернизации содержания общего образования (2001 г.)
gouo.ru/pinskiy/books/strateg.pdf (дата обращения 10.03.2016)
8. Приказ Минтруда об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" http://studopedia.su/15_460_I-obshchie-svedeniya.html (дата обращения 02.03.2016)
ABOUT PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF
PRESCHOOL EDUCATION
O. A. Solomennikova
the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor,
SEI IN MO "Academy of social management"
head of the Department of preschool education