Е. В. Вороницына
(г. Щёлково, Московская обл.)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ставится проблема развития профессиональной компетентности педагогов предшкольного образования, раскрываются требования к программам повышения квалификации этой категории педагогических кадров
Экономические и социокультурные изменения в обществе диктуют необходимость совершенствования подготовки педагогических кадров. Современный учитель должен быть конкурентоспособен на рынке труда, обладать компетентностью, ответственностью, готовностью к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностью.
Компетентностный подход позволяет сформировать качественно новую модель специалиста, востребованную субъектами педагогического образования, потребителями образовательных услуг и современным обществом. Такую модель можно отнести к социально-личностной, то есть удовлетворяющей запросам личности, социума, нуждающегося в компетентных педагогических кадрах, и государства, способного на этой основе обеспечивать конкурентоспособное образование, соответствующее мировым стандартам [1, 2, 8].
Под компетентностью понимается совокупность свойств (характеристик] личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на решение задач в какой-либо отрасли [2].
В целом, термин «компетентность» характеризует меру соответствия знаний и умений специалиста реальному уровню сложности выполняемых им задач.
Анализируя работы таких ученых, как
В. А. Сластенин, Л. М. Устич, А. В. Хуторской, Б. Д. Эльконин и других, можно выделить обобщающие компетентности учителя начальных классов:
- проектирование собственной деятельности, направленной на решение актуальных задач образовательного учреждения с учетом технологий индивидуализации, анализа результатов собственной практики;
- использование в своей работе продуктивных методов организации образовательного процесса с учетом специфики образовательного взаимодействия в дошкольном и школьном возрастах;
- проектирование и осуществление различных способов межличностного взаимодействия;
- создание условий для эффективного сопровождения ребенка и его семьи при переходе в школу и др. [14].
Совершенствование профессиональной компетентности педагога продолжается на протяжении всего периода осуществляемой деятельности на основе углубления его профессионального, нравственного, общекультурного, творческого потенциала и охватывает все сферы личности (потребностно-моти-вационную, операционально-техническую и самосознание].
Педагог, работающий с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, должен обладать терпимостью, выдержкой, оптимизмом, поскольку является для ребёнка не только источником информации, но и примером, образцом поведения, во многом определяющим его личностное развитие.
Работа с детьми должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Личностноориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий её развития, реализации природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный, является целью образовательной системы.
Старший дошкольный возраст - это период, когда у ребенка уже сформирован (либо начинает возникать] ряд психологических образований. Именно в этот период происходит становление основных личностных механизмов, развивается самосознание, мотивационная сфера (возникают новые мотивы -самоутверждения, сохранения положительных взаимоотношений со значимыми взрослыми и сверстниками и др., появляется со-подчиненность мотивов и др.] [3].
Важным достижением дошкольного детства являются изменения в эмоциональной сфере (зарождение просоциальных нравственных чувств, эмпатии, эмоциональной децен-трации). Есть достижения у старшего дошкольника и в развитии рефлексии. Многие старшие дошкольники способны проявить относительно развитую наблюдательность - умеют понять взрослого, сверстника, мотивы их поведения, распознать эмоциональное состояние, в том числе - в художественном изображении (легче - переданные в мимике, труднее - в позе]; обладают (пусть пока элементарными] умениями распознавать и свое настроение, его причины, корректировать его (переключаться на приятную деятельность (например, общаться с любимой куклой и т. п.] [10].
Перечисленные выше достижения дошкольного детства представляются немаловажной основой для осуществления преемственности между дошкольной и начальной ступенями, что предусматривает введение в процесс обучения в начальной школе игровых технологий.
Нередко старший дошкольный возраст напрямую связывается только с подготовкой к школе. При этом господствует тактика ускорения темпов детского развития. Форсированная предшкольная подготовка фактически вытеснила специфические формы жизнедеятельности ребенка (игру, разные виды художественного творчества и т. д.]. Они уступают место обучению на занятиях, в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов.
Гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе может служить только насыщение процесса пред-школьного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской» (по выражению А. В. Запорожца] деятельности.
На сегодняшний момент наиболее подготовлены в профессиональном и личностном плане к работе со старшими дошкольниками специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они значительно лучше, чем педагоги дополнительного образования и учителя начальных классов, понимают особенности и закономерности развития детей старшего дошкольного возраста, знают методику воспитания и обучения дошкольников, могут более эффективно и безболезненно для детей осуществлять предшкольное образование. Но у них отсутствуют компетентности в области методического преподнесения школьного материала (математики, письма, чтения] [11].
Учителя младших классов, работающие с дошкольниками, недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются «школьные» технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы формирования знаний и умений и др. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования. Интенсивность процесса обучения, преждевременное формирование ряда учебных навыков (например, курсивное письмо, беглое чтение и др.] не только не способствуют их формированию, но тормозят развитие дошкольника, приводят к усвоению нерациональных способов реализации этих базовых школьных навыков [14].
В связи с этим возникает проблема формирования у дошкольников школьных умений.
Решение данной проблемы становится возможным при организации вариативных форм и моделей предшкольного образования, в том числе на основе кратковременного (неполного] пребывания в образовательном учреждении. Это в свою очередь означает, что в процессе реализации предшкольного образования должны быть задействованы не только воспитатели дошкольных учреждений, но также другие категории педагогических кадров: учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.
Ведущая роль в формировании компетентности педагогов, способных эффективно работать с детьми старшего дошкольного возраста, отводится учреждениям системы повышения квалификации.
Современная система повышения квалификации выполняет ряд таких важных функ-
ций, как компенсаторная, восполнение пробелов в базовом (профессиональном] образовании; адаптивная, предполагающая оперативную подготовку и переподготовку человека к изменяющимся условиям деятельности и общества; инновационная - обновление теоретических знаний и совершенствование умений; развивающая - формирование педагогической направленности личности [14].
Программы повышения квалификации педагогических работников должны отражать единые требования к содержанию дошкольного образования, специфику дошкольного возраста, а также современные развивающие технологии обучения и воспитания детей 5-7 лет.
Основными целями и задачами программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по реализации пред-школьного образования являются:
- совершенствование профессиональной и методической подготовки воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования;
- формирование исследовательских умений, необходимых для совершенствования профессионального мастерства учителей начальных классов;
- изучение дидактических принципов и психолого-педагогических основ системы предшкольного образования для его продуктивной организации, специфики данного возраста;
- овладение современными технологиями, методами, средствами, формами организации предшкольной подготовки [9].
Педагоги могут овладеть современными методами прогнозирования и проектирования образовательного процесса в условиях предшкольной подготовки; умениями оценивать и корректировать методические приемы и педагогические технологии с учетом специ-
фики этой подготовки; методически грамотно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Успешная реализация предшкольного образования предполагает, такую организацию обучения педагогических работников в системе повышения квалификации, которая соответствует основным требованиям личностно-ориентированного подхода. В этом случае ведущая роль отводится деятельностному подходу, направленному на обеспечение возможности для педагога применить изученное в его собственной деятельности, понять источники и основания приобретаемых знаний, осмыслить их значение и функции [9].
Необходимы разработки содержания проблемных и целевых курсов для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов по проблемам предшкольного образования, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов в области организации учебновоспитательного процесса для детей 5-7 лет.
Таким образом, для повышения уровня профессиональной компетентности в области предшкольного образования учителя начальных классов должны пройти профессиональную переподготовку, ознакомиться с программой дошкольного образования и приобрести умения работы с детьми данного возраста. Такая направленность образовательного процесса позволит создать условия для творческого и интеллектуального развития детей и реализации личностного потенциала каждого ребенка.
Кроме этого, профессиональная деятельность педагога, реализующего предшкольное образование, должна быть ориентирована на решение задач подготовки детей к обучению в школе и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие индивидуальности и творческих способностей каждого ребенка.
Литература
1. Антипова В. М., Колесина К. Ю., Пахомова Г. А. Компетентно-стный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. - 2006. - №8. -
С. 57-62.
2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода] // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10.
- С. 8-14.
5. Вербицкий А. А. Педагогическая технология против методики обучения // Человек - образование - профессия : материалы V международ. науч.-практич. конф., Москва, 6-8 июля 2009 г. -М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009. - С. 31-34.
6. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. - 1997. - №1.
- С. 3-18.
7. Зеер З. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42.
9. Казакова Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации в условиях реализации предшкольного образования // Педсовет.о^ : Всероссийский Интернет-педсовет : [сайт]. - URL: http://pedsovet. org/ component/ option,com_mtree/ task,viewlink/ link_id,4505/ Itemid,5461188 (дата размещения 06.09.2007 ; дата обращения 20.05.2011).
10. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 135 с.
11. Стожарова М. Ю. Предшкольное образование: модели и реальность : учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 221 с.
12. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. - Киев: Радянська школа, 1984. - 254 с.
13. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004.
- № 3. - С. 24.
14. Хадиуллин И. Г. Система повышения квалификации как условие профессионально-творческого развития учителя начальных классов // Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 17-21.
15. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля [Электронный ресурс]. - URL: http://eidos.ru/journal/2002/ 0423. htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос» ; e-mail: [email protected].
---------^-----------