Научная статья на тему 'Профессиональная готовность учителя начальных классов к работе с детьми старшего дошкольного возраста'

Профессиональная готовность учителя начальных классов к работе с детьми старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / УЧИТЕЛЬ МЛАДШИХ КЛАССОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL READINESS / THE SENIOR PRESCHOOL CHILD / THE TEACHER OF ELEMENTARY GRADES / THE COMPETENCE / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вороницына Е. В.

В статье предлагается сопоставительный анализ современной ситуации реализации предшкольного образования воспитателями дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. Основными выводами проведенного анализа являются выводы о том, что существует острая необходимость формирования у учителя начальных классов профессиональной готовности к работе с детьми старшего дошкольного возраста в теоретическом, практическом и технологическом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional readiness of primary school teachers in working with preschool age children

The paper presents a comparative analysis of the current situation of pre-primary education the implementation by preschool educational establishments teachers and primary school teachers. The main conclusions of the analysis are the findings that there is an urgent need to build a primary school teacher professional readiness to work with preschool age children at the theoretical, practical and technological aspects.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность учителя начальных классов к работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Е. В. Вороницына, аспирант, кафедра образования взрослых, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва, Россия, а1епа 69 [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анализ современной ситуации образования показывает проблему дефицита квалифицированных педагогов для работы с детьми старшего дошкольного возраста, как в системе дошкольного образования, так и в начальной школе. Существующие государственные образовательные стандарты среднего и высшего педагогического образования для специальностей «дошкольное воспитание» и «преподавание в начальных классах» не дают возможности готовить универсальных специалистов, способных работать с детьми с учетом преемственности между двумя важнейшими образовательными звеньями: дошкольным и начальным школьным.

Предшкольное образование направлено на детей 5-7 лет и призвано решать задачи подготовки к школьной жизни и мягкой адаптации к школе. Оно стало одним из путей выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, формирования успешности ребенка, развития его индивидуальных способностей1.

Успешность реализации предшколь-ного образования и осуществления преемственности между дошкольным и начальным звеньями определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям

детей, а также хорошо подготовленным высококвалифицированным кадровым со-ставом2.

Старший дошкольник — индивид со специфическими психологическими особенностями, с присущими ему качественно своеобразными характеристиками моти-вационной, интеллектуальной и регуляционной сферы, не сопоставимыми со свойствами младшего школьника. В отношении детей 6-7 лет имеются довольно обширные сведения, иллюстрирующие специфику различных сторон психологической готовности к систематическому обучению в школе (Т. И. Бабаева, В. В. Барцалкина, Л. И. Божо-вич, Л. А. Венгер, Н. В. Елфимова, А. В. Запорожец, Э. А. Лиштованная, М. М. Ма-русинец, Н. В. Пророк, С. А. Стеценко, Н. Г. Терехова, Л. П. Ткаченко, У. В. Ульен-кова и др.). Но нельзя сказать того же относительно дошкольников 5-6 лет: эти дети еще не готовы к систематическому, специально организованному обучению, в особенности, если оно будет построено на формировании у детей сугубо школьных умений. Особенности их мотивационной сферы, операционно-технические и рефлексивно-регулятивные возможности не позволяют им успешно осваивать содержание школьной программы3.

В связи с этим привлечение к процессу обучения учителей начальных классов имеет ряд проблем. Эти специалисты в силу

№ 3 (21) МАРТ 2012

существующих традиции подготовки для работы с младшими школьниками переносят в учебный процесс освоенные ими методы и приемы, без учета возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников. В итоге к моменту перехода в начальную школу можно получить разнополюсный результат — хорошую подготовку детей в школьных умениях, но одновременно существенное снижение интереса к учению, к процессу познания вообще. А этот фактор, по признанию большинства психологов и педагогов (В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Л. Б. Ительсон, Е. Н. Ка-банова-Меллер, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.) имеет ключевое значение в процессе учения4.

Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование

у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.

Учителя начальных классов, работающие со старшими дошкольниками, недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются «школьные» технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения знаниям и умениям и др. Тем самым осуществляется искусственная акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования5. Интенсивность процесса обучения, преждевременное формирование ряда учебных навыков (например, курсивное письмо, чтение и др.) не только не способствуют их формированию, но тормозят развитие дошкольника, приводят к усвоению нерациональных способов реализации этих базовых школьных навыков.

Многие считают, что более подготовлены в профессиональном и личностном плане к работе со старшими дошкольниками воспитатели дошкольных образовательных учреждений: они владеют необходимым арсеналом методических приемов обучения, ориентированных на детей данной возрастной категории, способны к пониманию и учету специфических особенностей возраста. Но у них отсутствуют компетентности в области методического преподнесения школьного материала (математики, письма, чтения)6.

В проведенном автором опросе, целью которого было определение степени готовности педагогов к реализации предшкольного образования, приняло участие 88 учителей начальных классов разных общеобразовательных школ и 96 воспитателей дошкольных учреждений города Москвы.

Учителям и воспитателям, работающим со старшими дошкольниками, предлагалось ответить на ряд

вопросов относительно проблем, с которы ми они сталкиваются при реализации пред школьной подготовки, форм работы, использования игровых технологий и др. Участники опроса высказывали свое мнение о предпосылках успешного овладения дошкольниками учебной деятельностью, в чем им видится проблема преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой, какими компетенциями должен обладать педагог, работающий с детьми этой возрастной категории.

Результаты опроса показали, что педагоги начальной школы недостаточно хорошо знают, как развиваются те или иные учебные умения дошкольников, недооценивают значение игры в жизни дошкольника, полагая, что преобладание учебно-познавательной деятельности над игровой предопределяет готовность ребенка 5-7 лет к школе. Кроме того, большинство педагогов мало знакомы с содержанием, целями и задачами дошкольных основных образовательных программ.

Учителя считают, что позитивные взаимоотношения между учениками, а также в системе «педагог — ребенок» в первую очередь способствуют успешности овладения дошкольниками учебной деятельностью. Второе место по частоте упоминания занял ответ: индивидуальная работа по предметам, умение заинтересовать. На этапе вхождения в школу, адаптации к ней очень важно, чтобы ребенок чувствовал со стороны педагога поддержку и заинтересованность в его успехе. Создание на уроках ситуации успеха, похвала за достижения, индивидуальная помощь ребенку в освоении затруднительных для него учебных операций будут способствовать успешности овладения учебной деятельностью.

Сопоставляя полученные данные с отве- : тами воспитателей, относительно предпосылок успешного овладения дошкольника-

К моменту перехода в начальную школу можно получить разнополюсный результат -хорошую подготовку детей в школьных умениях, но одновременно существенное снижение интереса к учению, к процессу познания вообще.

Должна быть организована промежуточная ступень обучения, которая плавно переведет детей

с одной ступени развития на другую, которая снизит риск появления не только дезадаптации, но и школьных неврозов.

ми учебной деятельностью, автор пришел к следующим выводам:

= • главной предпосылкой успешности обучения старших дошкольников, по мнению воспитателей, является умственное и личностное развитие доступными способами и формами обучения. Учителя, в свою очередь, выносят на первое место дружелюбную обстановку в классе. Это вполне объяснимо, поскольку вхождение ребенка в новый коллектив является своего рода стрессом, а для некоторых детей может быть весьма травматично; воспитатели отмечают важность проблемы преемственности между детским садом и школой, обозначая в качестве важных предпосылок успешности овладения учебной деятельностью совместную деятельность учителя, воспитателя и родителей, систематическую целенаправленную подготовку от ясельной до подготовительной групп, посещение школьных открытых занятий, наблюдение за работой учителя начальной школы. Учителя считают важным другое: индивидуальную работу с ребенком по предметам, умение заинтересовать, сформированность мотивации к учению, совместную деятельность педагога и родителей. Выявленные факты могут быть вполне объяснимы с точки зрения тех целей и задач, которые стоят перед начальной школой согласно имеющимся образовательным стандартам. Ребенок, приходя в школу, осваивает новый вид деятельности — учебную деятельность, успешность которой во многом зависит от произвольности психических процессов, готовности к ее освоению и, в частности, мо-тивационной готовности, а согласованность действий педагога и родителей только способствует успеху обучения, т. к. ребенок ощущает двойную поддержку.

№ 3 (21) МАРТ 2012

т

Главной проблемой преемственности, по мнению учителей, является проблема адаптации детей к школе. На втором месте обозначились две проблемы: инфантильность детей и неготовность дошкольников к учебной деятельности. Все остальные проблемы, обозначенные учителями, в совокупности вышли на третье место. Там оказались такие проблемы, как неготовность дошкольников к учебной деятельности (данная проблема разделила второе и третье место по иерархии ответов), отсутствие единых стандартов, единой системы подготовки детей к школе, «застревание» дошкольников на игровой деятельности, восприятие детьми учителя как воспитателя и др.

Сопоставляя ответы учителей относительно видения проблем преемственности между начальной школой и детским садом с ответами воспитателей, автор отмечает следующее:

1) главной проблемой преемственности, по мнению воспитателей, является проблема отсутствия единых образовательных стандартов, единой системы подготовки детей к школе, несогласованность требований между школой и детским садом, незнание учителями программ детского сада. Вследствие этого, а также завышенных требований к уровню подготовки детей они отмечают неготовность детей к учебной деятельности, и в дальнейшем падение их интереса к учебе;

2) по мнению учителей начальных классов, главной проблемой преемственности является проблема адаптации детей к школе, неготовность дошкольников к учебной деятельности, их инфантильность.

Итак, мнения воспитателей и учителей относительно проблем преемственности носят разноречивый характер: учителя ориентированы, в первую очередь, на учебную деятельность и именно в ней видят и обозначают проблемы. Воспитатели же в первую очередь заявляют о несогласованности

действий по подготовке дошкольников к учебной деятельности между детским садом и школой.

Между дошкольным и начальным школьным обучением существует своего рода «пропасть». Каждый вид обучения ставит перед собой определенные цели и задачи, которые неплохо реализуются в рамках соответствующих учреждений, но при переходе с одной образовательной ступени на другую возникают проблемы, и в первую очередь у детей. Это говорит о том, что должна быть организована промежуточная ступень обучения, которая плавно переведет детей с одной ступени развития на другую, которая снизит риск появления не только дезадаптации, но и школьных неврозов. На этой ступени дети старшего дошкольного возраста научатся, опираясь на приемлемые для них игровые методы, осваивать азы школьных правил и дисциплины, а также новых предметов.

Сопоставим ответы учителей относительно компетенций педагога, реализующего предшколь-ную подготовку, с ответами воспитателей.

Автор данной статьи, исходя из сравнительного анализа ответов, отметил следующее:

— опрошенные воспитатели считают самыми важными компетенциями педагога, работающего со старшими дошкольниками (далее следуя выявленной иерархии компетенций): владение методиками дошкольного воспитания, знания документально-нормативных основ в сфере образования, владение дошкольной педагогикой и психологией; опыт работы с методиками (педагогическими и психологическими); педагогическое мастерство, любовь к детям; серьезная психологическая подготовка;

— учителя начальных классов отмечают в качестве основополагающей компетенции педагога, работающего со старшими дошкольниками, методическую подготовку, а также отмечают необходимость наличия

опыта работы учителем начальных классов, обязательное использование в работе наглядного материала; мастерство педагога; знания дошкольной педагогики и психологии.

На основе результатов анкетирования педагогов, реализующих предшкольную подготовку, можно сделать следующие выводы. ~

Учителя ориентированы, в первую очередь, на учебную деятельность и именно в ней видят и обозначают проблемы. Воспитатели же в первую очередь заявляют о несогласованности действий по подготовке дошкольников к учебной деятельности между детским садом и школой.

Главными проблемами преемственности, по мнению воспитателей, являются: проблема отсутствия единых образовательных стандартов, единой системы подготовки детей к школе, несогласованность требований между школой и детским садом, незнание учителями программ детского сада, неготовность детей к учебной деятельности, разный уровень подготовки детей, завышенные требования к уровню подготовки детей. По мнению учителей младших классов, главной проблемой преемственности является проблема адаптации детей к школе, неготовность дошкольников к учебной деятельности.

У опрошенных воспитателей доминирует использование игровых форм работы с дошкольниками: викторины, логические игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Учителя в большей мере ориентированы на методическую подготовку, хотя ими также отмечается использование в работе игровых технологий, но в меньшей мере.

Воспитатели и учителя отмечают, что при работе со старшими дошкольниками нужны особые компетенции, отличающиеся в некоторой степени от компетенций при осуществлении работы с обучающимися начальных классов или младшими дошкольниками.

Основной вывод, сделанный автором статьи, заключается в том, что процесс профессиональной подготовки учителей на-

Создание на уроках ситуации успеха, похвала за достижения, индивидуальная помощь ребенку в освоении затруднительных для него учебных операций будут способствовать успешности овладения учебной деятельностью.

чальных классов к реализации предшколь-ной подготовки нуждается в совершенствовании в теоретическом, практическом и техно -логическом аспектах. Существует острая необходимость формирования у учителя начальных классов психологической готовности к работе с детьми старшего дошкольного возраста. По мнению автора, она может быть сформирована специальными методами и приемами в условиях повышения квалификации. 4

1. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. 2007. № 6. С. 8-10.

2. Предшкольная подготовка детей и начальная школа — непрерывный процесс образования: реко-менд. - библиогр. указ. лит. в помощь воспитателям дет. садов, учителям нач. кл., работникам системы образования и библиотек. Алматы: Зият Пресс, 2004.

3. Сапогова Е. Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7 лет: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.

4. Ловецкий Г. Предшкольная подготовка: содержание, вопросы управления // Народное образование. 2006. № 8. С. 109-121.

5. Баранов С. П. Подготовка учителя начальных классов в условиях реализации предшкольного образования / С. П. Баранов, М. Я. Ситниченко, Л. В. Шишкина // Начальная школа. 2006. № 7. С. 16-19.

6. Крулехт М. В. Дошкольное детство в аспекте концепции предшкольного образования // Детство глазами психолога и педагога: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Великий Новгород: НовГУ, 2005. С. 4-9.

7. Комарова О. А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 10 (18) декабрь. С. 104-107.

8. Мосийчук А. В. Становление и развитие педагогики взрослых в международном контексте // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 2-3 (11) февраль-март. С. 99-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.