УДК 371.124 ББК 74.204.2
ГСНТИ 14.37.01
Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Синякова Марина Геннадьевна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры акмеологии и психологии управления, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурное образовательное пространство; профессиональное развитие педагога в поликультурном образовательном пространстве; психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития педагога в новых социокультурных условиях.
АННОТАЦИЯ. Обоснованы содержание и технологии психолого-педагогического профессионального развития педагога в условиях поликультурного образовательного пространства.
Siniakova Marina Gennadievna,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor of Department of Acmeology and Psychology of Management, Institute of Staff Education and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER IN POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
KEY WORDS: polycultural educational environment; professional development of a teacher in polycultural educational environment; psycho-pedagogical support of the professional development of a teacher in new socio-cultural conditions.
ABSTRACT. The article deals with the determination of the contents and technology of professional psycho-pedagogical development of a teacher in conditions of polycultural educational environment.
В
настоящее время большинство отечественных и зарубежных учёных рассматривают развитие человека в онтогенезе, опираясь, во-первых, на характеристики человека, соответствующие его хронологическому возрасту, а во-вторых, на изменение его профессиональных позиций и качеств как личности и субъекта деятельности (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Д. Сьюпер). Авторы прослеживают основные этапы от начала и до вершины профессионализации. В целостном процессе профессионального развития педагога выделяют следующие стадии: стадия оптации (формирование профессионально-педагогических намерений и установки на выбор профессии); стадия профессиональной подготовки (начало формирования профессионально-педагогической направленности и профессионально важных качеств личности); стадия профессиональной адаптации (освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности и формирования профессионально важных качеств); стадия профессионализации (формирование индивидуального стиля деятельности, профессионального мировоззрения и профессиональной позиции); стадия профессионального мастерства (выполнение деятельности на творческом уровне, выраженное стремление к инновационной деятельности, разработке нового содержания преподаваемых предметов, сверхнормативная активность).
Конечно, сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, т. е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение. На сегодняшний день существует множество проблем и особенностей профессионального развития: значительное социальное расслоение, низкий уровень социальной защищенности, возможность безработицы и утраты профессиональной дееспособности, формирование поликультурного образовательного пространства.
В социологических и психолого-педаго-гических исследованиях в последнее десятилетие все чаще рассматривается поликуль-турное образовательное пространство как важнейший социальный фактор развития и самой образовательной системы России, и педагогов. Это связано с достижением понимания того факта, что способы жизнедеятельности людей не должны оцениваться по шкале одной культуры. В условиях неотвратимого сближения мировых сообществ, имеющих самые разнообразные культуры, языки, уровень политического и экономического развития, поликультурное толерантное
© Синякова М. Г., 2014
общество видится как единственно возможное (С. К. Бондырева, М. В. Дюжакова и др.).
В целом поликультурное образовательное пространство - это особый социальнопсихологический и социокультурный феномен, сложившийся на основе уже имеющегося опыта межкультурного и межнационального отечественного образования и актуализировавшийся в современных условиях усиления миграционных процессов.
В этой связи поликультурное образовательное пространство рассматривается нами как биполярная, динамическая и самоорганизующаяся система, включающая в себя многоплановые, многомерные отношения, процессы организации и трансляции определенной необходимой в современном изменяющемся обществе совокупности знаний и компетенций, а также процессы межкультурной коммуникации всех субъектов образования как носителей различных этнических культур и являющаяся важнейшим фактором профессионального и личностного развития педагога.
В этой связи рассмотрение содержания психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагога в условиях поликультурного образовательного пространства предполагает анализ системы психолого-педагогического сопровождения как с позиции теории, так и с позиции практики.
В целом, психологическое сопровождение традиционно рассматривается в качестве одного из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб; в качестве интегративной технологии, сердцевина которой - создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате - эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций, а также в качестве процесса особого рода отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи. В любом случае речь идет о том, что психологическое сопровождение является основанием профессиональной деятельности психолога (2).
В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгирован-ность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса, что в психоанализе называется «положительный перенос». Главными принципами психологического сопровождения являются гуманное отно-
шение к личности и вера в ее силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.
Сущность сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. Важнейшим результатом сопровождения развития человека выступает его чувство социальнопсихологической защищенности, приобретенный опыт разнопланового взаимодействия, способствующий решению проблем жизнедеятельности.
Несколько другой подход наблюдается с позиции теоретического осмысления данного вопроса. В зарубежной психологии роль сопровождения отмечалась многими авторами. Так, А. Адлер акцентировал внимание на сопровождении, когда указывал, что понимание и поддержка могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу (1). По мнению А. Маслоу, необходимо делать акцент на поддержке психически здорового человека, так как каждый человек по своей природе изначально наделен мощным потенциалом к развитию. Поэтому психологическое сопровождение необходимо в связи с удовлетворением ведущих человеческих потребностей в самоактуализации (10).
Вместе с тем сегодня в качестве субъекта развития может рассматриваться любая система в образовании, и в этой связи объектом сопровождения может быть: человек, процесс, система (образовательная, педагогическая, социальная и др.). В этой связи понятие «сопровождение» рассматривается не только как сфера профессиональной деятельности психолога.
В настоящее время в системе образования четко обозначился подход к сопровождению, а именно - сопровождению образовательного процесса (В. И. Богословский, Л. Б. Лаптева, Т. Яничева). Однако и в этом случае речь идет о психолого-педагогичес-ком сопровождении, поскольку при таком подходе объектом сопровождения является образовательный процесс, а предметом -ситуация развития ребенка как система отношений его с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой, а также других субъектов образования (педагогов, родителей).
В отечественной психологии к настоящему времени сложилось несколько точек зрения на определение психолого-педагоги-ческого сопровождения. Так, ряд авторов определяют сопровождение как метод, основанный на принятии оптимальных решений
в ситуации жизненного выбора (Н. С. Глу-ханюк, Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова, Л. Г. Хромова и др.). Субъектом является человек, а к ситуациям жизненного выбора относятся проблемные ситуации, через решение которых он и определяет путь своего развития (4). Установлено, что любая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем. В этой связи Е. И. Казакова определяет сопровождение как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам, а в качестве его основного принципа выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта (7).
Другая позиция прослеживается в работах Э. Ф. Зеера. Под психолого-педагоги-ческим сопровождением автор понимает движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное определение возможных путей развития, помощь и поддержку (5). Данное определение было взято в качестве основного в рамках проводимого исследования и позволило сформулировать теоретико-методологические основания психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагога в поликультурном образовательном пространстве.
Э. Ф. Зеер подчеркивает, что в психоло-го-педагогическом сопровождении нуждаются прежде всего те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. В нашем исследовании в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются педагоги с низким уровнем выраженности толерантности, этнической идентичности, адаптивности, оптимизма, мобильности, смелости и находчивости.
Одна из главных задач психологопедагогического сопровождения развития педагога - не только оказать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить человека самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни (5).
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.
Результатом психолого-педагогическо-го сопровождения является профессиональное развитие и саморазвитие личности,
реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
Современные исследователи (М. Р. Би-тянова, Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова, М. М. Семаго и др.) сходятся в описании основных этапов сопровождения. Сопровождение можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:
• проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей;
• информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;
• обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;
• оказание первичной помощи на начальных этапах реализации плана.
К основным направлениям психологопедагогического сопровождения профессионального развития исследователи, как правило, относят: психологическую профилактику, развивающую психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, просвещение с использованием развивающих образовательных технологий (М. Р. Битянова, Э. Ф. Зеер, Э. Э Сыманюк. и др.).
Психологическая профилактика - содействие полноценному социальнопрофессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов, обусловленных особенностями протекания образовательного процесса. Психологическая профилактика направлена на создание условий для предотвращения ситуаций, вызывающих психологические напряжения, стрессы и травмы, а также в целом на повышение психологической толерантности
Развивающая психодиагностика заключается в том, что при интерпретации результатов диагностики индивидуальнопсихологических характеристик, востребованных в конкретных образовательных условиях, и сообщении их педагогу происходит актуализация имеющихся у него психологических знаний, а также расширение его профессиональной компетентности. Особую личностную значимость приобретает объяснение сущности диагностируемых психологических характеристик, поскольку индивидуальные показатели диагностики имеют субъективное значение для педагога. Понимание результатов психодиагностики стиму-
лирует самореализацию профессиональнопсихологического потенциала педагога,
формирование его аутокомпетентности.
Психологическое консультирование - это оказание помощи личности в ее самопознании, формировании адекватной самооценки и адаптации к новым образовательным условиям и ценностно-мотивационной сферы, преодолении проблем в профессиональном развитии и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Как реабилитационное средство психологическое консультирование универсально, поскольку включает в себя элементы и психодиагностики, и психокоррекции, и психотерапии, поэтому может успешно применяться на различных этапах сопровождения (11).
Назначение психологического консультирования связано с формированием личности, обладающей чувством перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуации с разных точек зрения. Эффективность консультирования во многом зависит от эмпатии в отношениях между консультантом и клиентом и адекватности в оценке личности и социальной среды консультируемого. Но следует отметить, что психологическая консультация будет эффективна только для тех педагогов, которые способны на осмысленный диалог.
В качестве консультативного направления можно выделить профессиональное консультирование (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Э. Э. Сыманюк и др.). Все основные направления профессионального консультирования можно разделить на две группы:
1) профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреж-дающе готовят обучаемых, молодых специалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессионального самоопределения;
2) оперативная помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью, профессиональным банкротством, а также пассивностью и беспомощностью, внутренними препятствиями, мешающими выбрать профессиональное учебное заведение или получить место работы и сохранить его за собой.
На основании анализа отечественной и зарубежной литературы можно условно выделить следующие направления организации профессионального консультирования:
1) справочно-информационное направление, которое предусматривает предостав-
ление клиентам актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда, вакантных рабочих местах и т.п.;
2) организационно-управленческий подход, который подразумевает координацию профконсультационной работы между различными образовательными учреждениями, службами занятости, отделами развития персонала предприятий, общественными организациями;
3) адаптационное профконсультирова-ние, которое связано с оказанием помощи поступившим в профессиональные учебные заведения или устроившимся на работу;
4) стимулирующее профконсультиро-вание, которое предусматривает оказание помощи тем, кто переживает профессиональную стагнацию, депрессию;
5) коррекционное профконсультирова-ние, которое связано с оказанием помощи лицам, переживающим кризис профессионального становления, трудности в профессиональном общении и сотрудничестве, конфликты;
6) реабилитационное консультирование, которое осуществляется для оказания помощи лицам, частично потерявшим трудоспособность, и инвалидам;
7) манипулятивное профконсультиро-вание, которое, на наш взгляд, не носит конструктивного характера, поскольку направлено на навязывание клиенту определенной профессионально ориентированной услуги.
Консультирование педагога или педагогического коллектива по профессиональному развитию выступает значимым фактором развития школы, поскольку оно направлено на достижение качественных изменений в профессиональном развитии и поведении педагогов и их социальном взаимодействии и в управлении школой как организацией.
Оптимальным вариантом профессионального консультирования выступает модель процессного консультирования, учитывающая не только существующие, но и прогнозируемые изменения, происходящие в системе образования, и меняющиеся в социально-экономических условиях.
Данная модель включает в себя элементы организационного консультирования, направленного педагогического консультирования, обеспечивающего обогащение профессионального опыта педагогов, развитие уровня их взаимодействия; управленческого консультирования, направленного на эффективное управление системообразующими процессами в школе (3; 8; 9).
Сущностными характеристиками процессного консультирования являются непрерывность взаимодействия педагогического коллектива с консультантом в течение всего периода оказания консультационных услуг; направленность на идентификацию системообразующих процессов в школе (образовательный процесс, процесс управления, процесс развития); приобретение клиентом опыта решения профессиональных проблем, позволяющего ему стать самостоятельным субъектом системообразующих процессов в школе.
Просвещение с использованием развивающих образовательных технологий занимает особое место в психоло-го-педагогическом сопровождении профессионального развития педагога.
Учитывая, что педагогическая деятельность предполагает большую как интеллектуальную, так и эмоциональную нагрузку, значительные преобразования, обусловленные модернизацией системы образования, педагог нередко оказывается на грани работы «на износ».
Педагоги должны быть подготовлены к работе с детьми-мигрантами с различными культурными особенностями. Необходима помощь педагогам в освоении разрабатываемой сегодня этнопедагогики, основ поли-культурного образования, конфликтологии.
В качестве развивающих образовательных технологий сегодня чаще всего используют личностно ориентированные технологии профессионального развития: развивающая диагностика, тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития, мониторинг социально-профессионального развития, технологии формирования психологической аутокомпетентности, психологическое консультирование по проблемам социально-профессионального развития, проектирование альтернативных сценариев профессиональной жизни, личностно ориентированные тренинги повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности, тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности (6; 11).
Данные направления психолого-педа-гогического сопровождения профессионального развития педагогов необходимо учитывать при построении этого процесса в условиях поликультурного образовательного пространства.
При этом объектом психолого-педаго-гического сопровождения выступает процесс профессионального развития педагогов в условиях поликультурного образовательного пространства, предметом деятельности являются профессионально важные
качества, актуальные компетенции и направленность личности педагогов, востребованные в поликультурном образовательном пространстве.
В целом, психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития педагога в поликультурном образовательном пространстве поможет решить проблемы раскрытия творческого потенциала педагога и возможности преодоления им педагогических стереотипов, проблему определения личностных траекторий собственного профессионального развития, психологической подготовки педагога, а также подготовки к работе в системах развивающего образования, проблему повышения квалификации учителя, проблему восприимчивости педагога к инновационным процессам, в том числе вызванных новыми социокультурными условиями.
Безусловно, решение вышеназванных проблем требует времени, продуманности действий, совместных усилий психологопедагогической общественности в лице самих педагогов, практических психологов образования, руководителей образования всех уровней. Причем под таким сопровождением мы понимаем процесс взаимодействия субъектов образования, который бы способствовал созданию оптимальных условий для самовыражения индивидуальности педагога, его саморазвития и самореализации как профессионала.
Таким образом, психолого-педагоги-ческое сопровождение профессионального развития педагога в поликультурном образовательном пространстве направлено на приобретение опыта межкультурного взаимодействия всеми субъектами поли-культурного образовательного пространства, позволяющего эффективно решать образовательные и педагогические задачи в новых социокультурных условиях.
Таким образом, целью психолого-педа-гогического сопровождения профессионального развития педагога в поликультур-ном образовательном пространстве является развитие профессионально важных качеств, актуальных компетенций и направленности личности педагога, востребованных в новых социокультурных условиях российского образования.
Выделим основные концептуальные положения психолого-педаго-гического сопровождения профессионального развития личности: наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни; необходимость для полноценного профессионального развития социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества; признание
права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций; принятие личностью на себя ответственности за качество профессионального развития и реализацию своего профессионально-психологического потенциала; гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.
Функциями психолого-педагогического сопровождения являются: информационноаналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального развития (выбора профиля обучения, учебной профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т. д.); проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального развития; психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального развития,
особенно при изменении социально-профессиональной среды; профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных и др.); обеспечение социально-профессионального самосохранения; профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации; коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.
На основе выделенных теоретических оснований психолого-педаго-гического сопровождения профессионального развития педагога в поликультурном образовательном пространстве можно определить специфику содержания и технологий на разных этапах профессионального развития педагога в новых социокультурных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. : Фонд за экономическую грамотность, 1995.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. : Совершенство, 1998.
3. Бухаркова О. В. Имидж лидера. СПб. : Речь, 2007.
4. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед.
ун-т, 2000.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М. : МПСИ, 2003.
6. Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального разви-
тия специалиста. Екатеринбург, 1999.
7. Казакова Е. И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе : аналит. материалы. СПб., 1998.
8. Климов Е. А. Психологическая диагностика в управлении персоналом : учеб. пособие для специалистов кадровых служб. М. : Рос. психол. об-во, 1999.
9. Магура М. И. Организация обучения персонала компании / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М., 2003.
10. Маслоу А. Психология Бытия. М., 1997.
11. Сыманюк Э. Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика. Екатеринбург, 2007.
12. Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды : дис. ... канд. нсихол. наук. Екатеринбург, 2011.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев.